Введение в клиническую психологию лекции. Введение в клиническую психологию клиническая психология

A) Лекции

ЛЕКЦИЯ 1-2. ТЕМА: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (4 часа)

План:

  1. Предмет, основные разделы и задачи и методы клинической психологии
  2. Из истории развития клинической психологии
  3. Этические модели клинических психологов.

Введение в клиническую психологию

Прежде чем обсуждать предмет и современное состояние клинической психологии, необходимо рассмотреть и соотнести различные понятия, существующие для обозначения этой области знаний. Данная область начала формироваться с конца XIX в. Главным толчком к ее формированию стал поворот психологии от изучения теоретических вопросов об устройстве психики человека к решению практических, прикладных задач. Можно выделить несколько основных источников развития клинической психологии:

1) создание прогрессивными психиатрами того времени психологических лабораторий с целью экспериментального изучения нарушенных в результате болезни психических функций (Э. Крепелин, П.Жане, В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков и др.);

2) создание психологических тестов Ф.Гальтоном и Дж. Кеттеллом и зарождение дифференциальной психодиагностики;

3) организация Л. Витмером первого консультативного психологического центра для детей с различными проблемами и зарождение психолого-педагогического консультирования;

4) разработка психологической теории неврозов З.Фрейдом на основе опыта работы с больными истерией и появление психоаналитического метода лечения психических расстройств.

Основным пространством формирования клинической психологии стала пограничная область между психологией и медициной. Для ее обозначения разные авторы в разное время и в разном смысле использовали следующие термины: клиническая психология , медицинская психология , патопсихология , анормальная психология . Чешские исследователи Р.Конечный и М. Боухал еще в 1980-е гг. уделяли много внимания проблеме терминов, отмечая ее крайнюю запутанность, царящий здесь хаос взглядов и мнений. В частности они отмечали, что термины клиническая психология и медицинская психология трактуются то крайне узко, то, наоборот, очень широко, охватывая все области психологических разработок в медицине и, фактически, сливаясь друг с другом. В настоящее время по-прежнему не существует единства во мнениях относительно каждого из этих терминов, однако некоторые общие тенденции в их трактовке наметились.

В советской психологии получили распространение термины патопсихология и медицинская психология, а термин клиническая психология до 1980-х гг. практически не использовался. Термин анормальная психология обсуждался рядом авторов, но также практически не использовался вплоть до 2004 г.

Термин патопсихология использовался представителями московской и украинской психологической науки. Патопсихология, по определению Б.В.Зейгарник (исследует структуру нарушений психической деятельности ,

закономерности ее распада в их сопоставлении с нормой , при этом дается квалификация патопсихологических явлений в понятиях современной психологии) . При таком понимании психологических задач московская школа была длительное время (1960-1970-е гг.) преимущественно ориентирована на решение фундаментальных теоретических вопросов о механизмах работы психики.

Исследования фокусировались на изучении характера психических нарушений при тяжелых психических и соматических заболеваниях и на задачах психологической диагностики (Б. С.Братусь, М.А.Карева, В. В.Николаева, С.Я.Рубинштейн, Е.Т.Соколова и др.).

Большой вклад в эти исследования внесли сотрудники кафедры пато- и нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, а также сотрудники лаборатории патопсихологии Центра психического здоровья РАМН, которые под руководством Ю.Ф.Полякова в течение многих лет исследовали патологию психической деятельности при шизофрении и разработали целый ряд методик для оценки нарушений высших психических функций (В.П.Критская, Н.С.Курек, Т.К.Мелешко, Т. Д.Савина и др.). Среди украинских психологов, внесших важный вклад в развитие патопсихологии, следует упомянуть В.М.Блейхера, Л.Ф.Бурлачука и других.

В особую область знаний выделилась детская патопсихология, призванная исследовать психические расстройства и отклонения в развитии в детском возрасте (И.А.Коробейников, В.В.Лебединский, С.Я.Рубинштейн, А.С.Спиваковская и другие).

Термин медицинская психология использовался в основном представителями ленинградской психологической школы. Согласно этой традиции медицинская психология изучает: а) психические проявления различных болезней в их динамике; б) роль психики в возникновении, течении и предупреждении болезней; в) влияние различных болезней на психику; г) нарушения развития психики; д) принципы и методы психологического исследования в клинике; ж) характер отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; з) психологические методы воздействия на психику человека в лечебных и профилактических учреждениях (Лебединский М.С., Мясищев В.Н. - 1966; Кабанов М.М., Карвасарский Б.Д. - 1978; Карвасарский Б.Д. - 1982).

В таком понимании отчетливо видна направленность медицинской психологии на решение практических задач. Соответственно, в ленинградской школе наиболее активно разрабатывались психологические аспекты этиологии неврозов, вопросы психотерапии и реабилитации.

Итак, в московской школе вплоть до 1980-х гг. важнейшим фокусом внимания были теоретические вопросы нормы и патологии, в то время как в ленинградской - практические психологические задачи в рамках медицины. Кроме того, исторически сложилось так, что разработкой проблем клинической психологии в московской школе занимались преимущественно психологи с базовым психологическим образованием, а в ленинградской - многие врачи с базовым медицинским образованием. Это нередко приводило к спорам и разногласиям, обострение которых произошло в 1990-е гг. На этот раз разногласия касались предмета клинической психологии, ее связи с медициной и общей психологией, а также вопросов профессиональной подготовки клинических психологов. Некоторые итоги этой дискуссии были отражены в сборнике тезисов, посвященных 100-летию Б.В.Зейгарник (Клиническая психология. Материалы первой международной конференции памяти Б.В.Зейгарник. 12-13 октября. М., 2001).

Представители ленинградской школы (Л.И.Вассерман, О.Ю.Щелкова) настаивали на идентичности понятий медицинская и клиническая психология, а также на признании клинической психологии медицинской специальностью с возможностью подготовки врачей по клинической психологии в качестве второй специальности. Того же мнения придерживался В.Д.Менделевич (Ярославль).

Представители московской школы (Ю.Ф.Поляков, Е. Д.Хомская) подчеркивали неразрывную связь клинической психологии с психологической наукой и необходимость фундаментальной психологической подготовки клинических психологов. Е. Д.Хомская указывала также на различные противоречия в современных трактовках предмета клинической психологии и на необходимость его дальнейшей теоретической разработки как междисциплинарного и комплексного (Хомская Е.Д. - 2001).

Термин клиническая психология в отечественных исследованиях употреблялся редко вплоть до 1990-х гг. Иногда клиническая психология трактовалась как часть медицинской психологии (Блейхер В.М. - 1976; Иванов В.Н. - 1974; Платонов К.К. - 1972), при этом ее значение сужалось до области взаимодействия между врачом и больным (Платонов К.К. - 1972) или же рассматривалось по аналогии с отношениями клиники и медицины в широком смысле (Блейхер В.М. - 1976; Иванов В.Н. - 1974).

В последнем случае под клинической психологией понималась область медицинской психологии, прикладное значение которой определяется потребностями клиники - психиатрической, неврологической и соматической (Блейхер В.М. - 1976. - С. 7), соответственно в клиническую психологию включались патопсихология, нейропсихология и соматопсихология (Иванов В.Н. - 1974).

В зарубежной психологии судьба рассматриваемых терминов была иной. Широко используемые в начале века термины медицинская психология и патопсихология постепенно утратили свою популярность. Термин медицинская психология в настоящее время все больше используется для обозначения суммы психологических знаний, которой необходимо овладеть врачу, т. е. для обозначения учебного курса психология для врачей (Enke H. еtal. - 1977). В него также обычно включаются деонтологические проблемы (взаимоотношения врача и больного) и некоторые другие.

Термин патопсихология был использован В.Шпехтом в 1912 г. для обозначения общего психологического учения о психических расстройствах. Однако в силу отсутствия единых методологических и теоретических позиций у различных западных исследователей выделились разные психологические теории психических расстройств, а общее психологическое учение так и не возникло. Этим, видимо, объясняется то, что термин патопсихология употребляется в зарубежной науке относительно редко. Его можно встретить в наиболее фундаментальных европейских учебниках по клинической психологии, где патопсихология понимается как психологическая теория психических расстройств (Bastine R. - 1998). Напротив, термин клиническая психология , предложенный учеником В.Вундта Л. Витмером еще в XIX в., прижился в Америке, а затем распространился и в Европе. Этот термин на сегодняшний день является наиболее емким и популярным. Если первое время этот термин употреблялся в основном как аналог практически ориентированной прикладной психологии, то позднее за ним был закреплен статус серьезной научной области, направленной на разработку вопросов психодиагностики. По мере накопления знаний о различных психических отклонениях клиническая психология переросла область решения чисто диагностических задач, зона ее компетенции расширялась, все больше захватывая вопросы психологической помощи. Уже в 1950-1960-х гг. психологи в США активно занимались консультированием и психотерапией. Несколько позднее то же самое произошло и в Европе. В настоящее время термин клиническая психология приобрел собирательное значение для самых разных как прикладных, так и теоретических областей знания.

В России только в 1980-х гг. в силу исторических обстоятельств начался активный процесс расширения прикладных задач психологии, в частности зоны компетенции психологии в медицине.

С помощью западных тренеров и специалистов психологи активно включились в процесс обучения основам психотерапии и психологического консультирования. Термин клиническая психология стал важным для взаимного понимания и интеграции в мировую науку, а также вполне адекватным для обозначения расширившейся зоны участия психологии в сфере охраны психического здоровья. Как отдельная специальность клиническая психология была утверждена в 2000 г. приказом № 686 Министерства образования РФ. Квалификация выпускника представляется как Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии. Нормативный срок обучения 5 лет. В образовательном стандарте указывается, что клиническая психология по профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам образования является психологической специальностью широкого профиля, имеющей межотраслевой характер и участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Объект научно-практической деятельности клинической психологии в образовательном стандарте определяется как человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием. В настоящее время в связи с переходом на новые общеевропейские образовательные стандарты стоит задача разработки и апробации магистерских программ по клинической психологии.

  • II. Внутривенное высокодозное введение иммуноглобулина гамма.
  • V1: Введение в медицинскую генетику. Наследственность и патология.
  • КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

    ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

    СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЯ

    Тольятти 2006 г.

    ЛЕКЦИЯ № 1. ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ…….…….2

    ЛЕКЦИЯ № 2. ОБЩАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ…................................8

    ЛЕКЦИЯ № 3. МЕТОДОЛОГИЯ

    КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…….…….………..….11

    ЛЕКЦИЯ № 4. НАРУШЕНИЯ ОЩУЩЕНИЙ………………………………….….15

    ЛЕКЦИЯ № 5. НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ……………………………..…….16

    ЛЕКЦИЯ № 6. НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ…………………………………...……..21

    ЛЕКЦИЯ № 7. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ………………………………..…....23

    ЛЕКЦИЯ № 8. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, КОММУНИКАТИВНЫХ

    И УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ……………………………………………………..…...27

    ЛЕКЦИЯ № 9. НАРУШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

    И ДЕЙСТВИЙ……………………………………….………………………….……31

    ЛЕКЦИЯ № 10. НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ………………..………………..….32

    ЛЕКЦИЯ № 11 НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.………..…..…….34

    ЛЕКЦИЯ № 12 НЕВРОЗ. ВИДЫ НЕВРОЗОВ……………………….……….…....37

    ЛЕКЦИЯ № 13. МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ…….…..…..…38

    ЛЕКЦИЯ № 14. ЭПИЛЕПСИЯ…………………….………………………….…….39

    ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ……………………………………..…………………...40

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……………….41

    ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ………………………………………..……41

    НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ……………………………..………43

    ЛЕКЦИЯ №1. ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ.

    Предметом психологии как науки является изучение закономерностей формирования и проявления психики. Психология делиться на общую и специальную (прикладную).

    Клиническая психология является разделом специальной психологии. Она находится на пересечении двух наук (медицины и психологии) и соответственно имеет свой предмет исследования как в области психологических, так и в области медицинских знаний.

    Термины «клиническая» (от греч. kline – больничная койка, постель) и «медицинская психология» близки по смыслу и содержанию.

    По Э. Кречмеру (1922), основным содержанием медицинской психологии является психологический анализ природы болезней.

    По определению Н. Д. Лакосиной и Г. К. Ушакову, предметом клинической психологии является многообразие особенностей психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, обеспечение оптимальной системы позитивных психологических воздействий с учетом всех обстоятельств, сопутствующих обследованию и лечению больного.

    Изучение клинической психологии невозможно без знания основ клинической медицины и смежных дисциплин, например, анатомии, общей патологии, гигиены и др.

    Немаловажное значение медицинская психология имеет в сохранении и укреплении психофизического здоровья человека, она тесно переплетается с практикой психогигиены и психопрофилактики.

    Волгоградский государственный университет,

    кафедра психологии и педагогики

    факультета философии, истории, международных отношений

    и социальных технологий

    Научно-исследовательский институт клинической и экспериментальной ревматологии Российской академии медицинских наук,

    лаборатория клинической психологии

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

    КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
    КУРС ЛЕКЦИЙ

    Волгоград, 2009 г.

    Разработанный учебно-методический комплекс предназначен для студентов изучающих психологию, подготовка которых включает курс клинической психологии. Тематика рубрик представлена с учетом современных тенденций и направлений в клинической психологии, охватывает основные структурообразующие темы предмета, нацелена на повышение качества самостоятельной подготовки студентов, ознакомление с основными понятиями, терминами, основными симптомами и синдромами, усвоение их дифференциальных отличий, возможностями психосоматической коррекции.

    Составитель кандидат медицинских наук : Г.П. Сулейманова
    Под редакцией кандидата психологических наук А.Ю. Чернова

    Рецензенты:

    Заведующий лабораторией клинической психологии Учреждения Российской академии медицинских наук «Научно-исследовательский институт клинической и экспериментальной ревматологии РАМН», кандидат медицинских наук Р.А. Грехов.

    Декан факультета клинической психологии и социальной работы, зав. кафедрой общей и клинической психологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет Росздрава», доктор социологических наук, профессор М.Е. Волчанский.

    Протокол №_________ от «______»_________________» 2009 г.

    Психология соматического больного. Психосоматическая медицина………20

    Психология соматического больного. Внутренняя картина болезни………..26

    Психология соматического больного. Неврозология………………….……...40

    Стресс и адаптация……………………………………………………………....47

    Психология утраты и смерти……………………………………………………55

    Психология лечебно-диагностического процесса. Психологические особенности профессиональной деятельности………………………………………..67

    Медицинская этика и деонтология. Психологические аспекты общения в клинической психологии…………………………………………......................75

    Фармакотерапия в клинической психологии………………………………….86
    ЛЕКЦИЯ №1. ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

    1. Отрасли психологии. Развитие клинической психологии.

    2. Предмет и задачи клинической психологии.

    3. Разделы клинической психологии (общая и частная медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, психологическая экспертиза, психогигиена, психопрофилактика и санитарно-просветительская работа, психологическая коррекция, психологическое консультирование и психотерапия).

    4. Основные методы клинической психологии (клинико-психологический метод, беседа с пациентом, наблюдение, изучение продуктов психической деятельности, психологический эксперимент).

    5. Понятие здоровья. Основные критерии здоровья. Связанное со здоровьем качество жизни (SF-39).

    6. Основные направления современной психологии.
    1.Отрасли психологии. Развитие клинической психологии.

    Современная психология является чрезвычайно дифференцированной наукой. Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно самостоятельных ее отраслей, претендующих на статус полноценных научных дисциплин.

    Отрасли психологии условно можно разделить на общие и специальные.

    Общие отрасли имеют значение для понимания и объяснения поведения людей независимо от того, кто они и какой деятельностью занимаются. Эти отрасли иногда объединяют понятием «общая психология ». Общая психология изучает общие закономерности возникновения и функционирования психики:


    • психология познавательных процессов (ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь, внимание);

    • психология личности (эмоции, способности, мотивация, темперамент, характер, воля).
    Специальные отрасли психологии занимаются вопросами, представляющими особый интерес для познания одной или нескольких групп явлений. К ним относятся:

    • психология аномального развития – отрасль психологии, разделяющаяся на ряд отраслей: олигофренопсихологию, сурдопсихологию - слабослышащих, тифлопсихологию – слабовидящих и незрячих и др.;

    • социальная психология – отрасль психологии, которая изучает закономерности функционирования психики и поведения человека в процессе его межличностных взаимодействий. Социальная психология включает конфликтологию.

    • дифференциальная психология , или психология индивидуальных различий, - это отрасль психологии, изучающая особенности, отличающие людей друг от друга;

    • психофизиология – это отрасль психологии, изучающая связь психических явлений и поведения человека с работой организма и ЦНС;

    • педагогическая психология – отрасль психологии, исследующая формирование и изменение психологии людей в условиях обучения;

    • медицинская (клиническая) психология – отрасль психологии, изучающая особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечения этих нарушений.
    Кроме перечисленных отраслей психологии, есть еще и другие: политическая психология, экономическая психология, военная психология, психология спорта, психология рекламы, психология искусств (творчества); психология труда, юридическая психология и т.д.

    Первая психологическая клиника была открыта 1896г. в Пенсильвании, США Лайтнером Уитмером (1867-1956), который в 1907г. начал издавать журнал "Психологическая клиника", в первом выпуске которого предложил новую специализацию для психологов - клиническую психологию. Формально клиническая психология была признана в качестве самостоятельной дисциплины в 1917г., когда в США была создана специальная секция по клинической психологии, вошедшая в 1919г. в состав Американской психологической ассоциации.

    В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время как клиническая психология - это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.

    В ряде литературных источников основателем медицинской психологии называется немецкий ученый Эрнст Кречмер , разработавший стройную систему классификации типологии личности, указавший на закономерности перехода определенного типа личности в определенные же аномалии и болезни, установивший взаимосвязи между типами личности и типами телосложения. Этим ученым в 1922 г. была опубликована монография «Медицинская психология», из-за чего частично Э.Кречмер и считается первооткрывателем данного предмета.

    На самом деле клиническая психология не могла возникнуть на пустом месте, вдруг. И здесь обращаемся к именам, составляющим гордость российской науки. В 1885 г. в Казани Владимир Михайлович Бехтерев (будущий санкт-петербургский ученый) открыл первую лабораторию экспериментальной психологии и среди ее задач выделил «изучение ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц».

    В 1896 г. выдающийся отечественный психиатр Сергей Сергеевич Корсаков открывает аналогичную лабораторию в Москве. Оба они стоят у истоков одной из ветвей нашей дисциплины – «Патопсихологии», изучающей изменения отдельных психических процессов в различных условиях и при различных заболеваниях.

    Среди зарубежных ученых, несколько раньше, Вильгельм Вунд в Лейпциге основал первую психологическую лабораторию.

    Другой немецкий ученый – Герман Эббингауз провел капитальные исследования по психологии памяти, процессу забывания.

    Примерно в те же годы французский ученый Жан Рибо предложил изучать закономерности психической деятельности не только у здоровых, но и у душевнобольных людей, обогатив, таким образом, направления работ немецких исследователей.

    Говоря о родоначальниках «личностного подхода» к изучению психической деятельности, следует упомянуть известного русского ученого Григория Ивановича Россолимо , его работу «Психологические профили. Метод количественного исследования психологических процессов в нормальном и патологическом состоянии» (1910). Им впервые употреблялись для исследования психометрические шкалы с оценкой результатов по 10-балльной системе.

    Высказывания, касающиеся деонтологии и этики – неотъемлемой части клинической психологии, известны с древнейших времен.

    Так, в древнеиндийском трактате «Аюверда» (в переводе – «Книга жизни», или «Наука жизни») излагается концепция медицинской этики и приводятся наставления врачу. Такие учения развивались и в Древней Греции, например в трудах знаменитого Гиппократа, что нашло отражение в «Клятве» его имени, которую непременно дают выпускники медицинских учебных заведений. «Клятва» во времена Гиппократа была направлена против шарлатанов, вымогателей и стяжателей от медицины.

    Вопросам деонтологии уделяла немалое внимание в своих трудах английская медсестра Флоренс Найтингейл , основатель учения о сестринском процессе. Её именем названа медаль, присуждаемая как высшая награда за качественный уход за больными.

    В XX в. пути отечественной и зарубежной психологической науки заметно разошлись. В СССР происходила постепенная подмена психологии (в частности, клинической) физиологией, и рассмотрение отдельных психических процессов, без подробных описаний их материального субстрата, грозило обвинениями в субъективном идеализме. В то же время на Западе были выдвинуты новые, зачастую противоречащие друг другу психологические концепции (Фрейда, Юнга, Адлера, Скиннера и др.). Большинство из них спорны, однако предложенные методики в клинической психологии, особенно в неврозологии и при изучении психосоматических состояний, используются до сих пор.

    В конце первой половины прошлого столетия в отечественной науке появилась замечательная работа Романа Альбертовича Лурия «Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания» с четким анализом реакций пациентов на собственное болезненное состояние. Термин «внутренняя картина болезни» в ходу до сих пор.

    В развитие отечественной психологии внесли исследования ученых Санкт-петербургского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. Особого внимания заслуживают работы Владимира Николаевича Мясищева , в которых отстаивался индивидуально-личностный подход к болезни. Среди его продолжателей можно выделить такие имена, как Модест Михайлович Кабанов, Михаил Дмитриевич Карвасарский, Андрей Евгеньевич Личко (создатель методик ЛОБИ и ПДО).

    Также весомый вклад в развитие медицинской психологии и психотерапии был сделан представителями московской школы, в частности, Константином Константиновичем Платоновым , также сторонником «личностного» подхода к пациенту, утверждавшим, что «предметом медицинской психологии являются личность больного, а также внешние и внутренние влияния, которые могут отразиться на психическом здоровье».

    Из зарубежных работ, посвященных конкретно медицинской психологии, заслуживает особого внимания монография чешских ученых Роберта Конечного и Милана Боухала (1983), где приводится самый подробный анализ психологии больного, медицинского работника и медицинской среды.

    2. Предмет, задачи и методы медицинской психологии.

    Специальность "клиническая психология" утверждена приказом Министерства образования РФ № 686 от 02.03.2000г. До этого времени в отечественной литературе звучит термин «медицинская психология».

    Клиническая психология является одним из ответвлений общей психологии, науки, изучающей нормальные психические процессы и личностные свойства человека.

    Клиническая психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую

    очередь, с психиатрией и патопсихологией.

    Однозначного определения клинической психологии не существует. Практически в каждой известной монографии или учебнике приводятся то более, то менее отличающиеся определения (Блейхер, 1976; Конечный, Боухал, 19834 Кабанов и др., 1983; Матвеев, 1989; Волков и др., 1995; Левченко, 2000; Шкуренко, 2002; Менделевич, 2002; и др.).

    По профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам образования клиническая психология - психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

    Практическая и научно-исследовательская деятельность специалиста направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

    Объект клинической психологии - человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.

    Предметом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности.

    Задачи клинической психологии:


    1. Изучение изменения отдельных психических функций при соматических и психических заболеваниях.

    2. Исследование типов личности пациентов (включая акцентуации и аномалии), определяющих реакцию пациента на болезнь. Определение и обобщение типов реакции на болезнь.

    3. Изучение психологии медработников, их взаимоотношений (врач, медсестра, младшего медперсонала).

    4. Изучение психологии лечебного взаимодействия, в том числе психологии общения с пациентом; медицинской этики и деонтологии.

    5. Изучение соматопсихических взаимоотношений и психосоматических состояний как существенных при происхождении, течении и терапии болезни.

    6. Исследование психологического профиля больных при различных заболеваниях.

    7. Изучение так называемого «девиантного» (отклоняющегося) поведения, во многом определяющего реакции пациента на окружение.

    8. Исследование возрастной клинической психологии; возраст также во многом определяет психологию больного, возможность возникновения при разных ситуациях психосоматических и невротических состояний.

    9. Изучение психологии семейных отношений, также имеющих немалое значение при возникновении болезни, влияющих на течение болезни и эффективность терапии.

    10. Психокоррекция, психотерапия, психологическое консультирование (последнее является исключительной прерогативой специалиста-психолога).
    3. Разделы клинической психологии (общая и частная медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, психологическая экспертиза, психогигиена, психопрофилактика и санитарно-просветительская работа, психологическая коррекция, психологическое консультирование и психотерапии).

    Клиническая психология занимает пограничное положение между психологией и медициной, являясь одновременно областью обеих этих наук, и включает психологические аспекты теории и практики медицины, а также вопросы психологии больных. Клиническая психология служит задачам и целям медицины (диагностики, лечения и предупреждения болезней), но ее теоретические основы и методы - психологические.

    Она определяет роль психологических факторов в предупреждении, возникновении и течении заболевания; изучает влияние болезней на психику; оценивает нарушения развития психики; исследует психологические проявления болезни в динамике; разрабатывает принципы и методы психологических исследований в клинике; занимается методологической и теоретической разработкой таких проблем, как мозг и психика, организм и психика, норма и патология (в рамках общей психологии).

    Условно можно выделить общую и частную клиническая психологию.

    Общая медицинская психология включает:


    • изучение основных закономерностей психологии больного (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии медицинского работника, общения медицинского работника и больного, психологического климата отделения;

    • исследование психосоматических и соматопсихических взаимоотношений в процессе болезни;

    • изучение индивидуальных особенностей человека (темперамента, характера, личности) и их изменений в процессе жизнедеятельности;

    • медицинскую деонтологию (врачебный долг, медицинская этика, медицинская тайна);

    • психогигиену и психопрофилактику.
    Частная медицинская психология изучает:

    • особенности психологии конкретных больных при определенных психических и соматических заболеваниях, физических дефектах;

    • психические явления у пациентов при подготовке и проведении хирургических операций;

    • медико-психологические аспекты трудовой, военной, судебной экспертизы.
    Современная психотерапия традиционно связана с клинической психологией. По мере эволюции менялась не только степень их сближения но и характер связи. Сейчас в основе их взаимодействия лежит общность понимания сущности психических болезней как заболеваний человеческого организма с выраженными нарушениями психической деятельности.

    В зависимости от предмета изучения и основных задач выделяют следующие сферы клинической психологии.

    Патопсихология . Это раздел клинической психологии, изучающий закономерности нарушений структуры и развития психических процессов, а также изменения психических свойств личности при разных видах патологии мозговой деятельности. Она выявляет процессы, опосредующие связь психопатологических проявлений с их патобиологическими механизмами, способствует познанию природы психических болезней и решению задач клинической практики. Если общая психология исследует закономерности формирования психических процессов, то патопсихология – закономерности их нарушения. Патопсихология изучает не только болезненные проявления, но и сохранные стороны психики.

    К задачам патопсихологии относятся:

    Анализ структуры психических расстройств;

    Установление степени нарушения по сравнению с нормой;

    Дифференциальная диагностика, например дифференциация шизофрении и психопатии, невроза и шизофрении;

    Изучение особенностей личности (например, с целью выявления роли личности в развитии психогений, исследование структуры и индивидуально-типологических особенностей личности для установления патогенетических закономерностей и разработки адекватных психотерапевтических приемов, определения психотерапевтических мишеней, разработки индивидуализированных реабилитационных программ);

    Оценка эффективности психофармакотерапии.

    Нейропсихология . Она является разделом клинической психологии, но может быть и самостоятельной наукой. Находится на стыке трех дисциплин: психологии, неврологии и нейрохирургии. Предмет нейропсихологии – изучение локализации психических функций, соотношение психологических функциональных структур с морфологическими мозговыми макро- и микроструктурами в норме, но понимаемыми через патологию. С помощью нейропсихологии осуществляется топическая диагностика локальных поражений головного мозга, разрабатываются способы восстановления утраченных психических функций, исследуются системы головного мозга, ответственные за восприятие, расстройства речи и целенаправленной сознательной деятельности, производится моделирование психических функций.

    Нейропсихология как наука довольно молода – ей чуть более сто лет. Она возникла в период борьбы локализационизма и эквипотенциализма . Сторонники последнего направления считали, что степень расстройства поведения зависит от массы пораженного или удаленного мозгового вещества. Основу современных представлений о локализации функций в коре мозга заложил французский ученый П.Брока, описавший в 1861 г. двигательный центр речи. Немецкий психиатр К.Вернике в 1873 г. обнаружил центр словесной глухоты (нарушения понимания речи). Таким образом, произошло выделение участков мозга, ответственных за определенные психические функции. В 1934 г. К.Клейст разработал локализационную карту психических функций. Однако клинические наблюдения показали, что нарушение сложных психических процессов (речи, письма, чтения, счета) может возникать при различных по местоположению поражениях коры, что послужило основой для формирования такого направления, как антилокализационизм. Принципы диагностического подхода возникли как попытка преодолеть узкий локалиционизм. Постепенно сформировались представления о динамической системной локализации психических функций (динамических структурах). Развитию этого учения способствовали труды И.П.Ухтомского и А.А.Павлова; его окончательные принципы были сформулированы И.М.Сеченовым в работе «Рефлексы головного мозга».

    Психологическая экспертиза. В зависимости от сферы применения выделяют следующие ее виды:

    трудовая – объективизирует жалобы больных;

    судебная – изучает психологические особенности правонарушителей, мотивы преступления;

    военная - оценивает соответствие особенностей психической деятельности человека требованиям современной военной техники.

    С помощью экспериментально-психологических методов определяют утомляемость при различных видах труда (однообразном, динамическом, непрерывном, прерывистом, автоматизированном, творческом, моторном, сенсорном), а также структуру нарушения интеллекта (соотношение способности к усвоению нового, абстрагированию, конструктивному мышлению и ее практического использования в конкретной предметной деятельности).

    Психогигиена одновременно является разделом клинической психологии и отраслью общей гигиены (от греч. psyche – душа, hygieinos – приносящий здоровье, целительный). Это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья. Цель психогигиены – разработка системы мероприятий, направленных на формирование, поддержание и укрепление психического здоровья, обеспечивающих гармоничное развитие личности и определяет условия, необходимые для полного проявления ее положительных свойств во всех сферах деятельности, разрабатывает рекомендации по условиям труда и быта.

    Выделяют следующие ее разделы:

    Психогигиену семьи и брака;

    Психогигиену труда и обучения (психогигиену умственного труда), ориентированную на формирование навыков умственной работы, борьбу с монотонией, решение психологических проблем руководства, создание здорового психологического климата в коллективе;

    Психогигиену быта;

    Возрастную психогигиену, например геронтопсихогигиену.

    Неблагоприятное влияние на психическое здоровье человека могут оказать как сугубо личностные причины («биографические кризы»), так и социальные факторы. Личностные причины включают ситуации семейного (супружеские проблемы, измена, развод, болезнь и смерть супруга, другого родственника и др.) и бытового (жилищные и финансовые проблемы) характера. Среди факторов социальной среды, оказывающих деструктивное влияние на психику человека, выделяют: неблагоприятную экологическую обстановку; высокий темп жизни и урбанизацию; усложнение профессиональной деятельности; сильную загруженность (перегруженность) работой; потерю и риск потери работы; большое расстояние между работой и домом (транспортный стресс); недостаточный уровень зарплаты и экономического стимулирования.

    Психопрофилактика направлена на предотвращение рецидивов болезней, сокращение длительности обострений, предупреждение перехода заболеваний в хроническую форму, социальную, психологическую, трудовую реабилитацию и реадаптацию пациентов. Психопрофилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную психопрофилактику, каждая из которых имеет соответствующие задачи.

    Первичная профилактика – это предупреждение психических заболеваний. Она включает проведение психогигиенических мероприятий; создание здорового психологического климата на производстве; обучение психогигиеническим навыкам. Эффективность первичной профилактики определяется по показателю снижения заболеваемости и зависит от возможности устранения этиологических факторов заболеваний. Например, нормализация микросоциальных обстоятельств и профилактика психоэмоционального стресса может предупредить развитие пограничных психических расстройств. Ведущая роль в обеспечении первичной психопрофилактики принадлежит научно0исследовательским и внебольничным учреждениям, которые с помощью эпидемиологических и других методов изучают этиологические факторы и определяют контингент риска.

    Вторичная профилактика направлена на предупреждение хронизации психической болезни; ее эффективность оценивают по показателю болезненности.

    Третичная психопрофилактика ориентирована на социально-трудовую реабилитацию больных, предупреждение рецидивов имеющихся заболеваний, потери трудоспособности, инвалидности. Этот вид профилактики оценивается по динамике нетрудоспособности.

    Санитарно-просветительная работа – это лечебно-профилактическая деятельность, целью которой является привлечение населения как к индивидуальной профилактике и участию в терапевтических мероприятиях, так и к более широкой общественной профилактике, т.е. прежде всего к созданию здоровой жизненной среды.

    К важнейшим направлениям санитарного просвещения относятся:

    Психическая гигиена;

    Профилактика неврозов;

    Половое воспитание;

    Охрана здоровья матери и ребенка.

    Выделяют две формы санитарного просвещения:


    1. коллективную, направленную на широкие слои населения, на здоровых лиц как в общем, так и целенаправленно (на определенные группы населения: например, на работников вредного производства, больных с каким-то определенным заболеванием, пациентов одного отделения стационара);

    2. индивидуальную, которая носит характер короткой беседы с одним больным и/или его родственниками. Индивидуальное санитарное просвещение сопровождает весь лечебный процесс.
    Санитарное просвещение во всех формах в различной степени способствует профилактике определенных болезней и их рецидивов.

    Оно полезно в тех случаях, когда имеет конструктивный характер, т.е. ориентировано на пропаганду путей выздоровления, а не на запугивание. При этом важную роль играют качество психологического контакта и личностные характеристики медицинского работника, поскольку его вредные привычки и взгляды могут вступать в противоречие с целями санитарно-просветительной работы. Например, человек, имеющий табачную зависимость, будет малоубедителен в пропаганде воздержания от курения.

    Психологическая коррекция – это направленное воздействие на психологические структуры с целью обеспечения нормализации функционирования индивида.

    Этот термин получил распространение в начале 70-х годов прошлого века. С формальной точки зрения сейчас принято считать, что врач занимается психотерапией, а психолог – психологической коррекцией. Появились также и другие термины: «неврачебная психотерапия», «внеклиническая психотерапия», «психологическая психотерапия». Однако вопрос о соотношении понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым, и в настоящее время можно лишь сформулировать две новые точки зрения на данную проблему. Первая из них заключается в признании полной идентичности этих терминов. Но при этом не учитывается, что психологическая коррекция как целенаправленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине в области психопрофилактики, лечения и реабилитации, но и в других сферах человеческой практики: например, в педагогике, организации труда. Другая точка зрения основана на том, что психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики, причем ее значение особенно возрастает при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Психологическая коррекция направлена на решение следующих задач:

    Разработка психологических основ психотерапии;

    Повышение эффективности реабилитации, которая представляет собой систему государственных, социально-экономических, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой потере трудоспособности, на возвращение больных и инвалидов в общество и привлечение их к общественно полезному труду.

    Психологическое консультирование – это помощь человеку в поиске путей решения возникающих у него проблем психологического характера. В настоящее время оно широко используется в различных сферах человеческой практики: например, школьное, профессиональное, организованное консультирование. Все эти виды психологической помощи основаны на знаниях об особенностях социально-психологических аспектов взаимодействия, групповой динамики и т.п. Существуют три основных подхода в консультировании:

    1) проблемно-ориентированное консультирование, основывающееся на анализе сущности и внешних причин проблемы и путей ее разрешения;

    2) личностно-ориентированное консультирование, направленное на исследование индивидуальных, личностных причин конфликтных ситуаций и способов предотвращения их в будущем;

    3) консультирование, ориентированное на выявление проблемы.

    Очевидно, что личностно-ориентированное консультирование по своей направленности близко к психотерапии. Определение психотерапии как работы с больными и как консультирования со здоровыми нельзя считать удовлетворительным. Например, психологическое консультирование применяется у беременных с неврозоподобными расстройствами, у больных с органическими заболеваниями, у лиц, имеющих серьезные личностные расстройства. При этом оно содержательно ничем не отличается от психотерапии. Сходство психотерапии и психологического консультирования заключается в том, что они используют психологические средства воздействия; применяются для профилактики и лечения; имеют своей целью достижение позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах; содержат в качестве своей научной основы психологические теории; нуждаются в эмпирической проверке; осуществляются в профессиональных рамках.

    Некоторые авторы считают: существует ряд различий между психотерапией и консультированием, так как психологическое консультирование – это процесс, ориентированный на профилактику, а его задача – научить людей оказывать помощь самим себе, стать своими собственными консультантами. Различие между психотерапией и психологическим консультированием также видят в том, что психотерапия делает акцент на личностное реконструирование, а консультирование – на помощь человеку в лучшем использовании ресурсов и улучшения качества жизни. В отличие от психотерапии большую часть информации, полученной при консультировании, проявляется в сознании пациента в периоды, когда он пытается помочь себе самостоятельно.

    Таким образом, психотерапия и психологическое консультирование могут рассматриваться как виды психологического вмешательства, направленные на достижение позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, и различаются по следующим признакам:

    функциям : психотерапия используется главным образом для лечения, в то время как психологическое консультирование - преимущественно для профилактики и развития;

    средствам воздействия : информирование при консультировании различные терапевтические приемы при психотерапии;

    целям: психотерапии направлена на личностные изменения, ее консультирование – на помощь человеку в использовании собственных ресурсов и улучшении качества жизни;

    продолжительности воздействий : консультирование может ограничиться одной встречей, психотерапия же предполагает, как минимум, несколько сеансов;

    времени изменений : при консультировании – по его окончании, при психотерапии – в ее процессе;

    степени самостоятельности пациента : при консультировании изменения происходят без сопровождения консультанта, а в психотерапии – при участии психотерапевта.

    При психологическом консультировании используются различные теоретические подходы (например, психодинамический). Вне зависимости от теоретической ориентации специалиста можно выделить следующие основные задачи психологического консультирования:

    Эмоциональную поддержку и внимание к переживаниям клиента;

    Повышение психологической компетенции клиента;

    Изменение отношения к проблеме (из тупика к выбору решения);

    Повышение психологической толерантности;

    Развитие реалистичности и целостности мировоззрения;

    Повышение ответственности пациента и его готовности к творческому освоению мира.

    Этапы психологического консультирования .


    1. Установление контакта.

    2. Предоставление клиенту возможности выговорится (иногда это способствует тому, что человек начинает лучше понимать проблему и самостоятельно находить пути для ее решения).

    3. Оказание клиенту эмоциональной поддержки и объяснение его проблемной ситуации.

    4. Совместное с клиентом решение проблемы.

    5. Заключение динамического контракта (объяснение организационных аспектов и доли ответственности клиента, коррекция нереалистических ожиданий пациента).

    6. Определение регистра возможных решений проблемы (консультант предлагает свой профессиональный и жизненный опыт только после того, как клиент предложил 2-3 возможных решения).

    7. Выбор оптимального, с точки зрения пациента, решения.

    8. Закрепление мотивации и способов реализации выбранного решения.

    9. Завершение консультирования с предоставлением пациенту права повторного обращения при необходимости или назначение впоследствии поддерживающей встречи.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Реферат

    " В ведение в клиническую психологию"

    Калимуллина Диана Дамировна

    Саратов 2017 г.

    Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами, как психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, валеология, общая психология, психодиагностика, специальная психология и педагогика.

    Сферой пересечения научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностика. Исторически клиническая психология и зародилась в недрах психиатрии в качестве вспомогательного диагностического инструмента. Совпадающим предметом психиатрии и клинической психологии являются психические расстройства. Однако клиническая психология, кроме того, занимается такими расстройствами, которые болезнями не являются (так называемые "пограничные психические расстройства").

    Фактически же современная психиатрия и клиническая психология различаются не предметом, а точкой зрения на один и тот же предмет: психиатрия делает акцент на морфофункциональной (соматической) стороне психического расстройства, тогда как клиническая психология акцентирует внимание на специфике психологической реальности, возникающей при психических расстройствах. Связь клинической психологии с психопатологией и патопсихологией. И патопсихология, и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом: нарушениями психической деятельности.

    Патопсихология описывает преимущественно психологическую сторону психических нарушений, т. е. изменения сознания, личности и основных психических процессов - восприятия, памяти и мышления. Психопатология описывает психические нарушения медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром, динамика возникновения, развития, и исчезновения элементов синдрома).

    Связь клинической психологии и неврологии проявляется в концепции психоневрального параллелизма: каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на уровне нервной системы (не только центральной, но и периферической).

    Существует даже отдельная междисциплинарная область медицины - психоневрология.

    Связь клинической психологии и психофармакологии заключается в изучении последней психологических эффектов лекарственных средств. Сюда же можно отнести и проблему плацебо-эффекта при разработке новых лекарственных соединений. Связь клинической психологии с физиологией высшей нервной деятельности и психофизиологией проявляется в поиске корреляций между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами. Связь клинической психологии с валеопсихологией и психогигиеной заключается в совместном определении факторов, противостоящих возникновению психических и соматических расстройств, и уточнении критериев психического здоровья. Связь клинической психологии со специальной психологией и педагогикой проявляется в коррекции проблемного поведения детей и подростков.

    Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматриваться системно.

    Методология тесно связана с мировоззрением, поскольку ее система предполагает мировоззренческую интерпретацию основ исследования и его результатов.

    Методология собственно клинической психологии определяется конкретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией исследователя (например, ориентированной на динамическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое или диалектико-материалистическое понимание личности, поведения, психопатологии).

    Методология включает конкретно-научные приемы исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др. Они в свою очередь реализуются в специальных процедурах - методиках получения научных данных.

    Являясь психологической дисциплиной, клиническая психология опирается на методологию и методы общей психологии. Методы, то есть пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки.

    Методология в психологии реализуется посредством следующих положений (принципов).

    1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования.

    2. Решение психофизической проблемы утверждает единство, но не тождество психического и физического, поэтому психологическое исследование предполагает и часто включает физиологический анализ психологических (психофизиологических) процессов.

    3. Методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека.

    4. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей (принцип индивидуализации исследования).

    5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития (генетический принцип).

    6. Принцип педагогизации психологического изучения ребенка. Он означает не отказ от экспериментального исследования в пользу педагогической практики, а включение принципов педагогической работы в эксперимент.

    7. Использование в методике психологического исследования продуктов деятельности, поскольку в них материализуется сознательная деятельность человека (принцип изучения конкретной личности в конкретной ситуации).

    Разнообразие терминов указывает на то, что фактически клиническая психология не была самостоятельной научной дисциплиной и зачастую даже не рассматривалась как одна из прикладных отраслей психологии. Приставка "медицинская" прежде всего, ориентировала на восприятие ее как разновидности медицинского, а не собственно психологического знания.

    Понятие "медицинская психология" было широким по смыслу и значению, способным охватить разнообразные сферы медицинской деятельности с точки зрения использования психологии в лечебных целях. В целом, медицинская психология понималась как "психология для медиков". Она была призвана "дополнить" два других базовых предмета в процессе подготовки врача: патологическую анатомию и патологическую физиологию, чтобы "уравновесить" преимущественно биологическую ориентацию медицинского образования своеобразным "психологическим ликбезом" и учетом психологических факторов болезней. И для этого имелись веские исторические аргументы.

    Первые клинико-психологические исследования возникли именно в медицине - в рамках психиатрии и невропатологии. Только в 70-е годы XX века, клиническая психология приобретает черты самостоятельной психологической дисциплины прикладного характера, понимаемой шире, чем просто психология в клинике или психология для медиков.

    Таким образом, изначально клиническая ("опытная") психология развивалась как составная часть психиатрии и неврологии, необходимая для исследовательско-диагностической деятельности врача. В отличие от общей психологии, которая в то время была частью философии, клиническая психология развивалась, исходя из потребностей психиатрической клиники, как эмпирическое знание, основанное на опытных, а затем и экспериментальных данных, а не на теоретических рассуждениях.

    В нашей стране К.К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию Платонов включил помимо клинической психологии психогигиену. психология неврология педагогизация

    Рис. 1. Структура медицинской психологии по К.К. Платонову.

    В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача и пациента и ряда других узко специфических вопросов. А клиническая психология - это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.

    В большинстве стран распространено понятие клинической психологии, а не медицинской. В клиническую психологию в США включаются психотерапия, психодиагностика, консультативная психология, психогигиена и реабилитация, некоторые разделы дефектологии, психосоматика.

    Исторические предпосылки возникновения понятия "психика".

    Каждая конкретная наука имеет свои особенности, которые отличают ее от других дисциплин. Издавна явления, изучаемые психологией, выделялись и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления. Их особый характер усматривался в принадлежности их к внутреннему миру человека, который существенно отличается от внешней действительности, от того, что человека окружает. Постепенно все эти явления группировались под названиями "восприятие", "память", "мышление", "воля", "эмоции" и другими, в совокупности образуя то, что и именуется психикой , т.е. внутренним миром человека, его душевной жизнью.

    Понятие "психология" имеет как научный, так и житейский смысл. Официальное оформление научная психология получила сравнительно недавно - в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт (Wundt) открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии и стал выпускать специальный психологический журнал. До этого, а это почти 2,5 тысячи лет, психологические знания развивались в рамках философских учений о душе. Своим названием психология обязана греческой мифологии, а именно мифу о любви смертной земной женщины Психеи и Эрота, сына богини Афродиты. Психея обрела бессмертие и стала равной богам, стойко выдержав все испытания, которым подвергла ее разгневанная Афродита. Для греков этот миф был образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психей - смертный человек, обретший бессмертие, - стала символом души, ищущий свой идеал.

    Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие?

    Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам.

    Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне.

    В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю.Б. Гиппенрейтер, "вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов".

    В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

    Психология возникла на стыке естественных наук и философии, поэтому до сих пор точно не определено, считать ли психологию естественной наукой или гуманитарной. В целом психология относится к естественным наукам, хотя многие исследователи полагают, что психология должна занимать особое место в системе наук. Ей отводится особое место также и потому, что психика, как свойство самой высокоорганизованной материи мозга, самое сложное, что пока известно человечеству. Кроме того, в психологии, в отличии от других наук, как бы сливаются объект и субъект познания. Те же психические функции и способности, которые служат нам для познания и освоения внешнего мира, образуются на познании самого себя, своего "Я", и сами они становятся предметом осознания и осмысления. Следует также отметить, что, исследуя самого себя, человек не только познает себя, но и изменяет себя. Можно даже сказать, что психология - это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

    Слово "психология" в переводе с древнегреческого буквально означает "наука о душе" (psyche-"душа", "logos - "понятие", "изучение"). В научном употреблении термин "психология" появился в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением, так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19 вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Однако выяснение специфики явлений, которые изучает психология, весьма затруднено, а их понимание во многом зависит от мировоззрения исследователя.

    Общее понятие о психике

    Итак, психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека.

    Классификация психических явлений

    Все психические явления делятся на три группы:

    1. психические процессы;

    2. психические состояния;

    3. психические свойства личности.

    Психический процесс - это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы - это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

    Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов. Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики. Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

    Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

    Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

    1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

    2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация).

    3. Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

    4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

    Система психических явлений

    Познавательные - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память Эмоциональные Волевые Психические состояния текущее своеобразие…

    Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений.

    Психика человека - субъективное отражение объективного мира, являющееся свойством высокоорганизованной материи (мозга). Психика проявляется во внешнем поведении и практической деятельности людей,… Предметом психологии является изучение закономерностей развития психики, т.е. психического явления.

    Клиническая психология как отрасль психологической науки.

    В современной отечественной медицине и психологии термины "клиническая психология" и "медицинская психология" чаще всего используются и понимаются… Клиническая психология - отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с… Из этого следует, что клиническая психология изучает все психологические проблемы больных людей на разных этапах их…

    Основные методы исследования в психологии.

    Решение своих задач психология осуществляет посредством использования определенных приемов, способов, которые выступают как методы психологического… Как и все естественные науки, психология располагает двумя основными методами… Каждый из этих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

    Заключение

    Психология - относительно молодая наука, однако ее исторические предпосылки уходят в глубокую древность. На основе стихийных размышлений о смерти, снах и ведениях в первобытном обществе сложилось анимистическое представление о душе. Учение о душе в дальнейшем научно разрабатывалось в рамках философии практически вплоть до 1879 г., когда В. Вундт, обобщив новейшие научные достижения своего времени (прежде всего, в физиологии), "создал" новую, научную психологию.

    Предметом психологии является изучение сугубо объективных психических явлений, которые протекают внутри субъекта. Именно в этом заключается сложность объективного изучения внутреннего мира человека, и в связи с этим возникла критика метода интроспекции (самонаблюдения), предложенного В. Вундтом в качестве основного инструмента его изучения.

    Психология является весьма разветвленной отраслью знаний. Современная клиническая (медицинская) психология, являясь одной из отраслей психологии, сама по себе также является чрезвычайно разветвленной прикладной областью психологии на ее стыке с медициной. В своем составе она имеет множество и самостоятельных разделов: нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику и др.

    Начала научной клинической психологии принято считать 1896 г., когда Л. Уитмиром в США была открыта первая психологическая клиника, а затем стал издаваться специальный научный журнал. В России вопросы медицинской психологии развиваются практически параллельно с организацией психологических лабораторий; первая лаборатория создается в 1886 г. В.М. Бехтеревым в психиатрической клинике Казанского университета.

    С писок использованной литературы

    1. Клиническая психология; Сидоров П.И., Парняков А.В., учебник. - 2-е изд., дополн. - М.:ГЭОТАР-МЕД 2002

    2. Общая психология. - СПб.:Питер,2001.Маклаков А.Г.

    3. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.:"Черо". Гиппенрейтер Ю.Б.

    4. Деглин В.Л. Нейрофизиологические механизмы познавательной деятельности человека// Поведение и мозг. Л., 1978.

    5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

    6. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М., 1968.

    7. Хрестоматия по общей психологии. М., 1981.

    8. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.,1994.

    9. Волков И.П. Перспективы развития теоретической и практической психологии в России: Возродить научные исследования по предмету психологии// Вестник Балтийской Академии. Вып.3. 1996.

    10. Психология: словарь/Под ред. А.В. Пет-ровского и М.Г. Ярошевского. М.,1990.

    11. Фресс П. Развитие экспериментальной психологии// Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.1 и 2. М., 1966.

    12. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М.,1992.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Общая характеристика клинической психологии, ее задачи и сферы приложения. Теоретические основы отечественной клинической психологии. Вклад клинической психологии в разработку общепсихологических проблем. Методологические принципы клинической психологии.

      реферат , добавлен 18.11.2010

      Задача и роль философских теорий в психологии. Основные цели медицинской психологии как прикладной науки. Тесная взаимосвязь между психологией и правоведением. Переплетение менеджмента и психологии. Связь психологии с обучением и воспитанием ребенка.

      реферат , добавлен 19.12.2010

      Междисциплинарный статус клинической психологии. Социально-отклоняющееся поведение личности. Теоретико-методологические проблемы клинической психологии. Психические функции. Концепция нравственных и правоправных способностей. Методика "Пиктограмма".

      курсовая работа , добавлен 23.11.2008

      Рассмотрение понятия и сущности клинической психологии как науки, изучающей поведенческие особенности людей в ситуациях различных психических заболеваний. Изучение структуры данной науки. Характеристика основных направлений клинической психологии.

      курсовая работа , добавлен 22.01.2015

      Характеристика клинической психологии как науки. Применение методов наблюдения и эксперимента для получения психологических фактов. Основные разновидности психологического эксперимента: естественный и лабораторный. Эксперимент Розенхана, его сущность.

      презентация , добавлен 07.10.2015

      Методологическая база и основные направления научных исследований психологии: фундаментальные, прикладные, общие и специальные. Патопсихология и нейропсихология как важнейшие отрасли психологии в медицине. Связь психологии с техническими науками.

      реферат , добавлен 22.04.2010

      Предмет психологии. Когнитивный подход в психологии. Бихевиористский подход Гуманистическая психология. И.М.Сеченов-основоположник отечественной научной психологии. Познавательная сфера человека. Первичный процесс в познании окружающего мира-ощущения.

      контрольная работа , добавлен 05.10.2008

      Понятие и структура клинической психологии как отдельной отрасли данного знания, предмет и методы ее исследования, связь с психопатологией, неврологией и психогигиеной. Содержание профессиональной деятельности клинического психолога, требования к нему.

      презентация , добавлен 05.01.2014

      Определение, структура, цель и задачи клинической психологии. История ее развития. Характеристика отраслей науки: нейропсихологии, патопсихологии, психосоматики, психологии аномального развития (дизонтогенеза психики), психотерапии, психокоррекции.

      презентация , добавлен 12.05.2012

      Этапы становления педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими отраслями психологической науки. Бихевиористкий подход к образованию. Концепция обучения и развития Выготского. Школа как институ воспитания и социализации ребенка.

    Последние материалы раздела:

    Николай II: царь, который был не на своем месте
    Николай II: царь, который был не на своем месте

    А по той простой причине, что отчетливо видели царские грехи и святым его не считали.Среди критиков канонизации императора оказался и профессор...

    Выступление команды квн прима
    Выступление команды квн прима

    Рижское телевиденье снимает сюжет о команде ПриМа в Юрмале.Р - Репортер рижского телевиденьяК - Капитан команды ПриМа...Р: А какие задачи Вы...

    Природные особенности новгородского
    Природные особенности новгородского

    Почва – одно из важнейших богатств, которым располагает человек. Плодородный верхний слой земли называют почвой. Плодородие почв обусловлено ее...