Выразительные средства лексики. Эпитет

Эпитет – это один из самых ярких выразительных средств в русской литературе, который мы используем ежедневно.

Причем, это не только школьная программа, где учеников «мучают» правилами и попытками запомнить, что же это за страшное слово, это в первую очередь слова, без которых наша жизнь станет скудной и не интересной.

Прежде чем продолжить, обязательно прочитайте, что такое , и .

Определение эпитета

Прежде всего, хочется привести такие примеры, которые используются как в русской классической литературе, так и в творчестве современных авторов.

Без примеров нельзя полностью понять, что же это за слово.

Тихий ветер. Вечер сине-хмурый .
Я смотрю широкими глазами.
В Персии такие же точно куры,
Как у нас в соломенной Рязани.
(С.А. Есенин)

Ещё пример.

…Когда я сильно устаю, я вспоминаю вязкий мед ташкентского солнца… Керамический блеск виноградных листьев, тяжелые бусы янтарных , слезных на срезе , сушеных дынь, светящуюся изнутри золотую плоть абрикосов, сладкую истому черной виноградной кисти с желтыми крапинами роящихся ос. (Дина Рубина)

Без использования эпитетов приведенные тексты, как и многие другие, показались бы сухими и неинтересными. Если выразить мысль более кратко, то эпитетом можно назвать определение при данном слове, благодаря которому слово приобретает выразительность и усиливает красоту произношения и восприятия.

Поэтому нам всем стоит окончательно разобраться как в понятии эпитета, так и во всех сложностях на пути к тому, что же можно назвать им и как отличить его от других выразительных средств.

Отличие эпитетов от метафор

Порой грань между определениями «метафора» и «эпитет» является очень тонкой и практически неразличимой. Но, тем не менее, разница между этими понятиями есть.

Метафора чаще всего характеризует слова в переносном смысле. Она также придает словам выразительность. Оба этих понятия входят в более широкую группу и называются тропами.

  • Эпитеты – это понятия, которые обозначают какую-то определенную, важную черту в том явлении, которое они описывают.
  • Метафора же представляет собой слова, используемые исключительно в переносном смысле, которые основаны на сходстве определенных признаков предметов;

Эпитеты могут выражаться только определенными частями речи:

  • прилагательными (чаще всего), например, печальные глаза;
  • существительными, которые используются в качестве приложений, например красавица -весна;
  • наречиями, которые представляют собой образные определения действий (молчаливо застыли сосны);
  • деепричастиями, если они приближаются к значениями образных определений действий (весна пришла, радуя и освещая всех солнцем).

Тот предмет, которому дается описание или определение всегда находится в том же предложении, что и эпитет.

Метафора может быть выражена существительными, и как правило, она представляет собой более сложную конструкцию.

  • Эпитет всегда выражает определенную безусловную характеристику предмета либо предполагает собой оценку предмета автором.
  • Метафора же выражает признак, который всегда характеризует оценку предмета автором. Она всегда выделяют сходство данного предмета с каким-то другим по его признакам, сравнивая его и преподнося в более ярком варианте.

Эпитет может впитывать в себя свойства других тропов, в том числе, и метафор. В таком случае выделяют более тонкие подвиды эпитетов, в частности, метафорические. Например, золотая осень.

Отличить эпитет от фразеологизма гораздо проще.

Фразеологизм – это всегда устойчивое словосочетание, которое устоялось на протяжении значительного промежутка времени.

Виды эпитетов

Часто пред нами встает еще одна проблема, как отличить эпитеты друг от друга. Ведь их выделяется сразу несколько видов. При этом на экзамене или просто в жизни каждому из нас хочется получить хорошую оценку и уважение окружающих.

Отличить эпитеты друг от друга по составу слова не слишком сложно, главное, запомнить, какие они бывают.

  • Простые, Слитные и Составные.

Простые выражены одним словом, чаще всего прилагательным.

Слитные имеют два и более корней, которые воспринимаются, как одно целою по отношению к определяемому слову.

Составные , которые имеют два и более слова.

Существует еще одна классификация эпитетов по некоторым другим признакам:

  • Общеязыковой. Это такие определения предметов, которые образованный человек использует в своей жизни довольно часто. Например, если попробовать подобрать эпитеты к слову «дерево», то можно насчитать их очень и очень много;
  • Народно-поэтический. Это уже устоявшиеся фразы, которые сложно применить в каком-то другом контексте, нежели в уже привычном. Они все пришли из народного фольклора, у них есть специфика — переносить свойство одного предмета на другой. Например, синяя река, черный омут;
  • Индивидуально-авторский. Это те эпитеты, которые практически невозможно встретить в повседневной жизни, но они прекрасно выглядят на страницах литературных произведений, особенно это касается художественных произведений. Например, вечер сине-хмурый .
  • Это эпитеты, которые входят в состав устойчивых выражений . Они также практически не используются в повседневной речи. Пример, молочная река, кисельные берега.

Как видите ничего сложного.

Использование эпитетов в литературе

Невозможно представить ни одно литературное произведение без применения этого выразительного средства.

Они помогают составить более подробное мнение о том объекте, о котором нам хочет рассказать автор. Однако как недостаток, так и избыток эпитетов могут стать для автора «медвежьей услугой».

Цели, которые преследуют эпитеты в художественной литературе:

  • Уделение внимания тому или иному признаку данного объекта;
  • Пояснение и более полное раскрытие признака определяемого предмета;
  • Использование для создания комического образа. Может быть основано, в том числе, на оксюмороне;
  • Выражение индивидуального мнения автора;
  • Наделение неживого предмета признаками живых существ, чтобы придать ему некоторые человеческие свойства, тем самым усилив его важность;
  • Создание необходимой атмосферы (для книг ужасов, любовных романов это очень важно);
  • Желание сделать так, чтобы читатель имел возможность сформировать именно свое мнение о том или ином объекте, предмете или персонаже.

Какую роль играют эпитеты в русском языке и литературе?

Для русского языка и литературы эпитеты играют значительную роль. Сложно представить нашу жизнь без употребления этих терминов. Речь была бы скучна и однообразна.

Они усиливают образность, яркость, художественность и литературность нашей речи. Ни одно признание в любви не может быть полноценным без применения эпитетов, восхваляющих вторую половину.

Эпитеты помогают выделить характерные черты, явления, помогают определить наше отношение к данным вещам. Для литературы – это одно из самых важных средств, с помощью которого автор может сказать нам, что он думает о том или ином предмете или событии, что чувствует по отношению к нему.

Данная тема не слишком сложная для понимания, которую можно изучить и понять. Причем, это не просто ненужные нам знания, которые на следующий день выветрятся из головы, но то, что прочно закрепится там и останется на всю жизнь.

Конечно же, какие-то знания, возможно придется и освежать, но знать, что обозначают все эти понятия, обязательно. Это важно, как при сдаче экзаменов, так и в обычной жизни.

Образование — то, без чего очень сложно прожить в современном мире. Мы всегда должны стремиться к тому, чтобы быть как можно образованнее.

Среди разнообразных тропов часто встречаются эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме или наречиями. Какие эпитеты нахожу в этом тексте?

Во-первых, в предложении 6 украденный кошелек Аленка называет ” злосчастным “; в предложении 20 нахожу эпитет “обиженная душа “, а в предложении 21- ” чумазый мальчонка”. Все эти эпитеты относятся к разряду изобразительных. Они помогают живо и наглядно рисовать предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение.

Во-вторых, в предложениях 13 и 32 нахожу эпитеты, выраженные качественными наречиями: ” Она обессиленно села на корточки ” и “. мальчишка просветленно улыбнулся”. Эти эпитеты помогают живописно описать действие.

Таким образом, эпитеты позволяют сделать нашу речь ярче, эмоциональнее.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению, но различные по написанию, кроме того отличающиеся оттенками значения или стилистической окраской. Детский писатель Корней Чуковский призывал товарищей по перу шире использовать синонимию русского языка. Какие синонимы встречаю в этом тексте? Во-первых, для более точного выражения мысли в предложении 3 автор использует синонимы: “Герой сел на […]...
  2. РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, применяемые для названия отдельных предметов, признаков, действий. В художественной литературе они широко используются как изобразительные средства. Какова же роль фразеологизмов в этом тексте? Во-первых, хочу отметить, что в отрывке из рассказа К. Паустовского много фразеологизмов. Два из них выступают в роли синонимов обычным словам. […]...
  3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А. А. Зеленецкого:”Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов”. Русский лингвист А. А. Зеленецкий утверждал: “Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов”. Красочные определения, на мой взгляд, помогают автору живо и наглядно рисовать изображаемое. Приведу примеры из текста Э. Сетон-Томпсона. Во-первых, в […]...
  4. Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении? А. Кушнер писал: ” Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них Слова “во-первых”, “во-вторых”. Они, начав издалека, Давали повод, не спеша Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа”. Как точно выразил в стихах поэт огромную роль вводных слов, […]...
  5. Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат? Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои синтаксические особенности. Во-первых, в этом тексте он носит характер вопросно-ответной формы предложение 19-20. : -Я плохо разбираюсь, может, вы поясните? -Что именно? – сухо спросила девица. Во-вторых, […]...
  6. Зачем нам нужны эпитеты? Без них речь была бы бедной и невыразительной. Ведь одним метким словом можно передать не только сообщение о факте, но и рассказать, какие эмоции он вызывает, какое значение этот факт имеет. Анализируя отрывок из произведения российского писателя-публициста Н. Татаринцева, мы можем обратить внимание на то, что эпитеты, которые используются автором, “напряженная […]...
  7. Известный лингвист Г. Я. Солганик утверждал: “Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы”. Эту фразу я понимаю так: притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь. Образы создаются автором с помощью лексических явлений и изобразительно-выразительных средств. Их задача – будить у читателей яркие […]...
  8. Эту фразу Д. Э. Розенталя я понимаю так: эпитеты позволяют нам более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание текста. Приведу примеры из книги Г. Андреева. Во-первых, в предложении 20 писатель, вспоминая случай на море, используя эпитет “внимательно-ласковый” взгляд, помогает нам увидеть отца мальчика как уверенного, спокойного, надежного человека. Во-вторых, […]...
  9. Публицистический текст, используемый в газетах, журналах, передачах радио и телевидения, характеризуется определенными языковыми средствами и приемами. Одним из них является цитирование, которое вводят в выступления. Цитата – это дословно переданная речь. Какую же роль она играет в этом тексте? Во – первых, А. Чирве для определения рассказа, как жанра, берет цитату В. Белинского, отмечающего в […]...
  10. Прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что “.нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Прав потому, что русский язык очень богат. Многие слова в нем используются не только в прямом, но и переносном смысле. На этом свойстве языка основываются изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, которые помогают […]...
  11. Русская графика располагает огромными возможностями и приемами в плане усиления образности текста художественной литературы. Набор этих приемов довольно богат: фигурное расположение текста; смена шрифтов; употребление графических средств выделения курсив, разрядка. . Какие же приемы нахожу я, прочитав текст Ю. Полякова? Во-первых, предложение 2 оформлено обычным способом, однако используется распространенный прием выделения важных слов в тексте […]...
  12. Как в тексте однородные глаголы-сказуемые помогают “оживить” изображаемое? Однородные члены предложения – распространенное явление художественного стиля. Они используются в нем как краткий и выразительный прием речи. Убедимся в этом на примере однородных глаголов – сказуемых, помогающих “оживить” изображаемое в нашем тексте. Во-первых, большое количество однородных сказуемых мы встречаем в предложении 1: “Олеська. выпала из автобуса, […]...
  13. Частица – это служебная часть речи, предназначенная для выражения значения оттенков слов или предложений, а также для формообразования. Существует множество разрядов частиц. Какие из них встречаю в этом тексте? Во-первых, в предложении 7 нахожу формообразовательную частицу “бы”: “И земля бы лежала пепельная”. Во-вторых, в предложениях 1, 5 , 16 встречаю самую употребительную в речи частицу […]...
  14. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А. А. Зеленецкого:”Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов”. Безусловно, эпитеты придают эмоциональность и образность современной речи. Рассмотрим ряд примеров. В предложениях №2, 10 и 26 с помощью эпитетов “гигантский”, “величественный”, “прекрасное” (животное) автор рисует читателю образ необычного оленя Песчаных холмов. Множество красочных определений […]...
  15. Характеризуя внешность полковника, Толс­той подчеркивает, что “лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками”. Сравнение внешности полковника, “служаки николаевской выправки”, с Николаем I является важной художе­ственной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности пол­ковника с внешностью […]...
  16. Д. Э. Розенталь утверждал: “Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их наблюдал писатель, создавая произведение”. Я разделяю точку зрения ученого: эпитеты помогают нам посмотреть глазами автора на происходящее, ярче увидеть то, что предстало перед взором писателя. Обратимся к тексту Л. Андреева, чтобы подтвердить эту […]...
  17. Видели ли вы когда-нибудь, как под ярким, сияющим, лучистым, голубым небом золотом отражается земля? Это – пшеничные поля моей родной отцовской стороны. Вы слышали, как звучит прозрачно, кристально чистый воздух веселой и радостной песней птички, как довольно гудит шмель, как шелестит, шуршит листва под прикосновением ветерка? Это – голос моей земли. Касались ли ваших ресниц […]...
  18. Неологизмы – это слова, созданные для обозначения нового предмета, явления. Например, астронавт, космодром. Их диктует нам жизнь, но есть неологизмы, созданные автором литературного произведения с определенной стилистической целью. Например: “надвьюжный” А. Блок. , “громадье” В. Маяковский. . Эти неологизмы нередко становятся сильным выразительным средством в художественной речи. Автор отрывка в предложении 2 называет людей, “врагов […]...
  19. Синтаксическая роль прилагательных В предложениях имя прилагательное может выступать определением или именным сказуемым. В русском языке синтаксическая роль прилагательного в предложении зависит от его формы – краткой или полной. Полные прилагательные, как правило, в предложениях выступают в качестве определения. Примеры: Мама испекла Яблочный пирог. Черный Котенок спит на Мягком коврике. В редких случаях полные прилагательные […]...
  20. Соглашусь с высказыванием русского лингвиста А. А. Зеленецкого, что ” придание образности словам совершенствуется…посредством эпитетов”. Действительно, все эпитеты как яркие, “озаряющие” определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков. Для доказательства этой мысли приведу два примера из прочитанного текста. В предложениях 2,10,16 с помощью эпитетов “прекрасное”,”гигантский”, “величественный” […]...
  21. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной… Эти строки известнейшего стихотворения И. А. Бунина “Листопад” словно переносят нас в осенний октябрьский лес, наполненный всевозможными красками, ароматами, особым настроением “бабьего лета”. Что помогает поэту создать такой эффект, такую зримую картину? Я уверена, что большую роль здесь играют имена прилагательные, […]...
  22. Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета “Шепот, робкое дыханье…”, в свое время вызвавшего литературную сенсацию своей языковой необычностью, не содержит ни одного глагола. То же встречаем и в стихотворении А. А. Фета “Это утро, радость эта.”. Безглагольность текстов стихотворений тем не менее позволяет передать динамику жизни, […]...
  23. Василий Владимирович Быков – суровый и правдивый художник, много переживший и повидавший на фронтовых дорогах. В своих произведениях писатель пытается рассказать о трудном времени и людях, которые вопреки всему старались сохранить в душе человечность, уважение к себе и своим принципам. Повести В. Быкова интересны и эмоциональны, слишком хорошо писатель знает тему, о которой пишет. В […]...
  24. Высказывание лингвиста А. А. Зеленецкого я понимаю так. Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова. Эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять их форму, цвет, величину или качество, передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления. Приведу примеры из текста Н. Татаринцева. Например, в […]...
  25. Зачем писатели используют в своих произведениях перифраз? Перифраз – это описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова. Его отличает яркая эмоционально-экспрессивная окраска. Какие перифразы нахожу в предложенном тексте? Во-первых, в эссе, посвященном Пушкину, встречаю перифразы, которые выполняют в речи смысловую функцию, помогая автору, рассуждая о поэте, не повторяться. Вот в предложении 13 С. Залыгин […]...
  26. В учебнике русского языка говорится, что “однородные сказуемые придают тексту динамичность, помогают “оживить” изображаемое”. Эту фразу я понимаю так: однородные сказуемые используются в тексте как краткий и выразительный прием речи, помогающий автору образно передать действия. Приведу примеры из текста Ю. Я. Яковлева. Во-первых, в предложении № 32 встречаю однородные сказуемые “кормила, будила, обстирывала”. Благодаря этим […]...
  27. Прошлое… связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекающих одно из другого. А П. Чехов Наверное, художественное произведение начинается с возникновения в воображении писателя ряда образов, связанных с событиями, некогда взволновавшими его. Из глубины сердца, из потаенных уголков памяти поднимаются картины исторического прошлого или воображаемого будущего. Задача писателя – выстроить эти картины и образы в одно […]...
  28. Тире – это знак препинания, который используется не так часто, как запятая, но занимает далеко не последнее место в пунктуации. У тире есть множество функций, которые можно разделить на две категории: тире в простом и тире в сложном предложениях. Постановка этого знака препинания в простом предложении регулируется несколькими правилами. Первое, что приходим на ум – […]...
  29. Лингвист А. М. Пешковский говорил, что “у каждой части речи свои достоинства”. Эту фразу я понимаю так. Части речи -это группы слов, по которым распределяются слова языка на основании общего значения, морфологических и синтаксических признаков. Приведу примеры из текста А. Г. Алексина. Во-первых, в предложении №2 “Маша умела все: рисовать, петь, ходить на руках”. автор […]...
  30. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: “Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, дать фразе легкость и правильное звучание”. Фразу К. Г. Паустовского я понимаю так: знаки препинания выполняют важнейшую функцию в тексте. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. Приведу примеры из книги В. Ю. Драгунского. Во-первых, в предложении 12 […]...
  31. Публицистика – это стиль речи, применяющийся в общественно-политической сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Роль публицистики в речи очень велика. Убедимся на примере этого текста. Во-первых, публицистический стиль речи служит для того, чтобы сообщить информацию о жизни […]...
  32. Учебник русского языка утверждает, что “уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке, являясь ярким выразительным средством грамматики, позволяют емко и полно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему автора”. Эту фразу я понимаю так: данные суффиксы помогают автору произведения, создавая новую грамматическую форму, не только дать характеристику предмету, но и проявить свое отношение к нему. Примеры приведу […]...
  33. Кавычки как знак препинания стали употребляться в конце 18 века. Ученые считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Этимологические словари русского языка разъясняют, что слово “кавычки” произошло от “кавыка”, то есть “крючок”, “помеха”. Кавычки, являясь выделительным знаком, имеют разнообразные значения. Какие примеры употребления кавычек нахожу в этом тексте? Во-первых, в предложениях 23-25 и […]...
  34. Известный филолог и философ А. А. Аверинцев утверждал, что “задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определенной последовательности”. Эту фразу я понимаю так. При оформлении аргументированного рассуждения, в котором должно быть как можно больше доказательств, на помощь автору приходят вводные […]...
  35. Известный лингвист И. Г. Милославский говорил: “Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью “маленьких” слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов”. Эту фразу я понимаю так. Служебные слова наряду со знаменательными помогают пишущему передавать свои мысли и отношение к сообщаемому. Союзы играют роль скреп между синтаксическими единицами и помогают передавать различные […]...
  36. Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье. В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты, звучание голоса. В письменной речи “носителем самых разнообразных чувств служит лишь восклицательный знак”. В предложенном для анализа тексте восклицательный знак встречается несколько раз, выполняя различные функции. Во-первых, предложение 54 “У меня лучшая профессия […]...
  37. Известный лингвист Л. В. Успенский говорил: “Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение”. Эту фразу я понимаю так. Слово называет предметы и явления действительности, обозначает признаки и действия. Грамматика изучает строй языка и его законы. Наши мысли оформляются в предложение при помощи слов и […]...
  38. Известный лингвист И. Г. Милославский утверждал, что “союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение”. Он имел в виду, что союзы – это слова, несмотря на то что они не употребляются самостоятельно, но имеют неизменяемую форму […]...
  39. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания поэта и публициста В. Солоухина: “Эпитеты – одежда слов”. “Эпитеты – одежда слов” – сказал русский поэт и писатель В. А. Солоухин. Это действительно так: эпитеты, красочные определения, словно “одевают” слово, делают его ярче и выразительнее. Приведу примеры из текста Э. Ю. Шмидта. В предложении 5 автор использует такие эпитеты: […]...

Русский язык

Что такое эпитет и как его найти?

Комментариев нет

Эпитет – поэтический прием, дающий слову определение или выражение. Используется в художественных текстах, иногда в поэтических и лирических произведениях.

Целью эпитета будет подчеркивание чего-то особенного, его особая выразительность, на что хочет обратить внимание автор.

Применение подобного художественного приема позволяет автору придать тонкости, глубины и выразительности тексту. С помощью эпитета обозначается творческий замысел автора (см. ).

Простые и слитные эпитеты

  • простые - присутствует одно прилагательное, эпитет к слову, например: шелковые кудри, глубокие глаза;
  • слитные - у них два и более корня, воспринимаются как одно целое, например: чудно смешанный шум.

Существует такое понятие, как эпитет авторства, встречается реже остальных. Придает предложению уникальный смысл и дополнительную экспрессивность. Когда перед вами подобные тексты, начинаешь понимать, насколько сложное и широкое мировоззрение у писателя.

Наличие эпитетов в изложении дает ощущение особой смысловой глубины, которая наполнена иронией, горечью, сарказмом и недоумением.

Эпитеты помогают придать яркость образам

Виды эпитетов

В русском языке эпитет разделяют на три вида:

Общеязыковой

Норма литературных фраз. К слову “тишина” существует около 210 эпитетов: глухая, волнующая, гробовая, чуткая.
Общеязыковые эпитеты бывают:

  • компаративными. Их применяют, чтобы сравнить и уподобить один объект к другому (собачий лай, медвежий взгляд, кошачье мурлыканье);
  • антропоморфическими. В основе лежит перенос человеческих свойств и признаков предметов на явление природы, например: нежный ветерок, улыбчивое солнце, унылая берёзка;
  • усилительно-тавтологическими. Повторяют и усиливают признаки объекта: мягкая вата, беззвучно в тишине, серьезная опасность.

Примеры эпитетов: жизнь пустынная, сладко писать, нежный голос, сладкий ветерок, гробовая тишина.

Народно-поэтический

Такие эпитеты появились благодаря устному народному творчеству. В основном, сохранен фольклорный колорит. В отличие от других они ограничены в сочетаемости: синяя река, оранжевое солнце, коричневый медведь.

Примеры: ясный месяц, чистое поле, живая вода, терем расписной, добрый молодец, жили-были, шел-шел.

Индивидуально-авторский

Редко встречающаяся смысловая ассоциация. В основном они не воспроизводятся, но обладают окказиональным характером.

Примеры: шоколадное настроение, ромашковый смех, каменный гром , тучка золотая, утес великан, в пустыне чахлой.

Подобные сочетания не вписываются в рамки общелитературных норм, но создается эффект одушевления, усиливается выразительность.

Постоянный

Когда приемы употреблены в устойчивых фразах, например: тридевятое царство, добрый молодец. При написании художественной литературы авторы пользуются:

  • оценочными эпитетами (невыносимая жара, утраченные чувства);
  • описательными (уставшее сердце);
  • эмоциональными (унылая осень, грустная пора).

Благодаря эпитетам художественная фраза становится выразительнее.

Как найти эпитеты в тексте?

Попробуем разобраться, что такое эпитеты в русском языке и как их распознать в письменном изложении? Они размещены сразу после определяемого слова.

Чтобы добиться глубины в рассказе и усилить конкретику звучания, авторы располагают эпитеты в вертикальном положении, то есть отрывают друг от друга. Известные русские поэты, при написании стихотворений, размещали их в конце строки. При чтении таких творений читатель ощущал таинственность.
Чтобы идентифицировать их в художественном произведении нужно помнить, что они выступают разной частью речи. Их используют в качестве прилагательного: золотой смех бубенчиков, загадочные звуки скрипки.

Также можно встретить в виде наречия, например: горячо молился. Нередко имеют вид существительного (вечер непослушания); числительного (третьи руки).
Для лаконичности высказывания можно использовать в качестве причастий и отглагольных прилагательных (что если я, задумчивый, ты можешь ли вернуться?), деепричастий.

Эпитеты в литературе

Что такое эпитет в литературе? Важный элемент, без которого невозможно обойтись при написании художественных работ. Чтобы написать увлекательный рассказ, который будет привлекать читателя, важно прибегать к таким приемам. Когда их в тексте много, это тоже плохо.

Когда определенный образ, предмет или явление описаны эпитетами, они станут выразительнее.

У них есть и другие цели, а именно:

  • подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, который описан в изложении, например: голубое небо, дикое животное;
  • пояснить и уточнить признак, который поможет отличить тот или иной предмет, например: листья лиловые, багряные, золотые;
  • использоваться, как основа для создания чего-то комического, например. Авторы сочетают контрастные по значению слова: светлая брюнетка, яркая ночь;
  • разрешить писателю выражать свое мнение к описываемому явлению;
  • помочь воодушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
  • создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
  • сформировать у читателей свое мнение к происходящему, например: малый ученый, но педант;

Часто используют эпитеты в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они делают их живыми и увлекательными. Вызывают у читателей свои эмоции к тому, что происходит.

Можно с уверенностью утверждать, что без эпитетов литература полноценно не существовала бы.

Примеры эпитетов в литературе:

  • Мармеладное настроение — А. П. Чехов.
  • Вольное море — А. С. Пушкин.
  • Скучный брег — А. С. Пушкин.
  • Неприязненной стихии — А. П. Чехов
  • Задумчивый и нежный мой край — С. А. Есенин.
  • Равнодушно-желтым огнем — А. А. Ахматова.
  • В глуши задремавшего бора — Н. М. Рубцов.

Эпитеты в метафоре

Кроме форм эпитетов, их разделяют по признакам:

  • метафорические. В основе эпитета лежит такой художественный прием, как метафора, например: легкий зимний рисунок, осеннее золото, бесплодные березы;
  • метонимические. Их цель - создать метонимическую суть предмету, например: березовый, веселый язык, ее горячая, царапающая тишина.

Утро может быть разным и эпитеты помогут

Если использовать такие приемы в своем рассказе, то читатель сможет сильнее и ярче воспринимать описанные предметы и явления. В быту, искусстве и художественной литературе эпитетам отдана важная роль.

Работа над сочинением

О выразительной функции эпитетов

(Материалы презентации Егораевой Г. Т.)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А.А.Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».

Термин «эпитет» пришел к нам из греческого языка и буквально переводится как «приложенное». То есть он является дополнением к основному слову и позволяет

охарактеризовать его эмоциональную окраску.

Эпи́тет - определение при слове, влияющее на его выразительность.

Выражается преимущественно именем прилагательным , но также наречием нежно смотреть»), именем существительным («веселья шум »), числительным первая любовь»), глаголом («желание забыться »).

Роль эпитетов в тексте

Эпитеты могут:

    усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов:

Свежий ветер ворвался в затхлую пещеру и наполнил её величественным шумом моря.

    уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):

Грозные, рокочущие, свирепо раскатистые звуки приближающейся грозы разогнали перепуганных ребятишек по домам.

    выделять наиболее существенные признаки предметов:

Седой, мертвенно-бледный лес встал на пути казаков.

    создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона:

мертвые души, грустная радость, убогая роскошь, живой труп, горячий снег, блистательная тень, заклятый друг.

    оценивать предмет или явление:

Отвратительное самодовольство на его лице вызывало отвращение.

Ранним росистым утром нет ничего прелестней куста чайной розы.

Определяем виды эпитетов в тексте

    Эпитеты: «страшные прыжки », «свежий ветер» подчёркивают признаки предметов, создают, описывают образ.

Это эпитеты…(описательные).

    Эпитеты: «Чудеснейший пляж», «гордое и мужественное одиночество» дают оценку образу.

Это эпитеты… (оценочные).

    Подберите синонимы к эпитету «грустная голубизна» (печальная, унылая, невесёлая).

Что мы перечисляем? (Эмоции, чувства, настроение).

Как можно назвать такой вид эпитетов? (эмоциональные эпитеты).

С помощью эпитетов не только передаются цвета, краски, но и выражаются чувства автора, героев.

Виды эпитетов в зависимости от функции

    эмоциональные

    оценочные

    описательные

(Оц. - дивный мир; Оп. – фосфорическое свечение; Эм.- нежная, грустная голубизна).

Дают характеристику какого-либо объекта, раскрывают его необычные признаки.

Особую выразительность слова обеспечивают эмоциональные эпитеты.

Текст

(1)Низкое солнце ослепительно било в глаза. (2)Море под ним во всю ширину

горело, как магний.

(3)Серебряные кусты дикой маслины, окруженные кипящим воздухом, дрожали

над пропастью. (4)Крутая дорожка вела зигзагами вниз. (5)Ноги бежали сами собой, их невозможно было остановить.

(6)До первого поворота Петя еще кое-как боролся с силой земного

притяжения. (7)Он хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. (8)Но гнилые корни рвались. (9)Из-под каблуков сыпалась глина. (10)Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао.

(11)Пыль набивалась в нос, в горле першило. (12)Пете это надоело.

(13)Он закричал во все горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз.

(14)Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной. (15)Матросский воротник

развевался. (16)И мальчик, делая страшные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, вдруг со всего маху вылетел на сухой и холодный, еще не обогретый солнцем песок берега. (17)Песок этот был удивительной белизны и тонкости. (18)Вязкий и глубокий, сплошь истыканный ямками вчерашних следов, оплывших и бесформенных, он напоминал манную крупу самого первого сорта.

(19) Он полого, почти незаметно сходил в воду. (20) И крайняя его полоса,

ежеминутно покрываемая широкими языками белоснежной пены, была сырой,

лиловой, гладкой, твердой и легкой для ходьбы.

(21)Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами на сто верст, казался диким и совершенно безлюдным в этот ранний час.

(22)Чувство одиночества с новой силой охватило мальчика. (23)Но теперь это было

совсем особое, гордое и мужественное одиночество Робинзона на необитаемом

(24)Между тем солнце еще немножко поднялось над горизонтом. (25) Теперь море

сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах: длинной полосой на самом

горизонте и десятком режущих глаза звезд, попеременно вспыхивающих в зеркале

волны, осторожно ложащейся на песок.

(26)На всем же остальном своем громадном пространстве море светилось такой

нежной, такой грустной голубизной августовского штиля, что невозможно было

не вспомнить:

(27)Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом...

(28) Петя залюбовался морем.

(29)Оно меняется на глазах каждый час.

(30)То оно тихое, светло-голубое, местами покрытое почти белыми дорожками штиля. (31)То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. (32)То оно играет барашками. (33)То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. (34)То налетает буря, и оно грозно преображается.

(35)Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (36)По грифельному небу летают с криками чайки. (37)Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. (38)Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. (39)Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег.(40) Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. (41)Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.

(42) Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно

всегда хранило в своих пространствах.

(43)Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную

июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся

осыпанная голубыми искрами? (44)Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? (45) Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

(46)Сколько бы ни смотреть на море - оно никогда не надоест. (47)Оно всегда

разное, новое, невиданное.

(По Катаеву В.)

Найдите в данном фрагменте текста прилагательные, обозначающие признаки предмета по:

а) цвету: светло-голубое, белые, ярко-синее, бурое, тёмно-индиговое;
б) форме: зубчатая (стена);

в) размеру: крупная (зыбь), громадная (высота);

г) силе: штормовой (ветер), пушечный (гром), взбаламученные (волны)
д) по сходству: пламенное, шерстяное (море), грифельное (небо), малахитовые (доски прибоя);

е) признаку: свежий (ветер), тихое, сверкающее, пламенное (море), резкая (зелень), потрясённые (облака), тонкий (туман), глянцевитое (тело);

Пишем сочинение

В самом деле, наш язык без эпитетов был бы невыразительным, тусклым. Именно они помогают лучше описать изображаемые предметы, подчеркнуть их отличительные признаки.

Вот, например, эпитет «серебряные» в предложении 3 воссоздаёт цвет листьев маслины, и даже тот, кто никогда их не видел, может легко представить себе эти кусты.

Мы также могли не видеть моря во время сильной бури, однако эпитеты «штормовой (ветер)», «грифельное (небо)», «пушечный (гром)» помогают нам нарисовать грозную картину происходящего.

Вот так эпитеты, развивая воображение читателя или слушателя, делают наш язык живым, красочным, образным.

Действительно, эпитеты нужны для того чтобы выделить и усилить неповторимые личные признаки предметов или явлений окружающего мира, подать их образно.

Например, В.Катаев всего лишь одним словом «кипящий (воздух)» в предложении 3 рассказал читателю о наступающем очень жарком дне, а редкую красоту пляжа, на котором оказался Петя, передаёт эпитет «чудеснейший ».

Эпитет - это слово или фраза, которые используются для того, чтобы выразительно описать что-то. Может использоваться как с положительным, так и с отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении.

В качестве эпитета может использоваться прилагательное, наречие, причастие или глагол.

У термина есть много определений. В широком смысле под эпитетом может пониматься любое слово, которое определяет предмет, придаёт ему характерные черты (используется в прямом значении). Например: синее небо, тёплое утро.

В узком смысле - только то слово, которое используется автором для описания его отношения к предмету, для придания ему красочности, живости, выразительности (как правило, используется в переносном значении). Например: лошадиное здоровье, драгоценный опыт.

Примеры эпитетов:

  • бессмертное знамя;
  • кислое лицо;
  • черепаший темп;
  • горькая досада;
  • легкомысленная молодость;

Примеры из литературы

  • "В маленькие окна еле проникал скупой свет зимнего дня" (Н. Атаров);
  • "Крадучись , играя в прятки, сходит небо" (Б. Пастернак);
  • "Ветер дул с бессмысленной яростью" (К. Паустовский);
  • "Вдруг, точно пронзённая , она вздрогнула" (Ф. Достоевский);
  • "Кругом трава так весело цвела" (И. Тургенев).

Вот ещё примеры эпитетов, которые русские поэты М. Лермонтов, А. Пушкин и А. Блок использовали для придания образности и яркости.

аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами ".

М. Лермонтов "Как часто, пёстрою толпою окружён..."

Если исходить из широкого определения эпитета, то в примере выше "вечерний луч" и "жёлтые листы" также будут эпитетами. Однако же эти прилагательные не содержат в себе индивидуального отношения автора, поэтому в узком смысле определения будут считаться просто прилагательными.

тигр суровый
C диким прыжком
Взлетел, опасный,
И, встретясь с львом,
Завыл ужасно...".

М. Лермонтов "Перчатка"

"Прозрачный сумрак , луч лампады,
Кивот и крест, символ святой...
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой".

М. Лермонтов "Ветка Палестины"

"Как томно был он молчалив ,
Как пламенно красноречив ,
В сердечных письмах как небрежен!".

А. Пушкин "Евгений Онегин"

"По их пленительным следам
Летают пламенные взоры ,
И рёвом скрыпок заглушен
Ревнивый шёпот модных жён".

А. Пушкин "Евгений Онегин"

"Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошенной межи".

А. Блок "Летний вечер"

Виды эпитетов:

  • общеязыковые;
  • народно-поэтические;
  • авторские.

Общеязыковые эпитеты

Это эпитеты, которые употребляются уже так часто, что стали устойчивыми выражениями.

Они представляют самую большую группу. Туда входят эпитеты, которые как могут придавать слову особую выразительность, так и быть лишены стилистической окраски.

Эти эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если они используются в переносном значении, мы понимаем, что имеется в виду.

Сравните прямое и переносное значение прилагательных-эпитетов:

  • непонятный язык и птичий язык;
  • крупный снег и тихий снег;
  • большая любовь и мученическая любовь;
  • полная тишина и гробовая тишина;
  • быстрая речь и пламенная речь.

Народно-поэтические эпитеты

Эпитеты, которые пришли из народного искусства - фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, шелкóвые ресницы, для батюшки-царя , лук дубовый , клёв кровавый , грусть-тоска.

Обычно такие эпитеты представлены краткой формой прилагательного (сине море, чисто поле). Или же происходит перенос ударения (честные гости), либо эпитет стоит после определяемого слова (орешки непростые , скорлупки золотые ).

Авторские эпитеты

Их ещё называют редкими. Писатели сами придумывают сочетание определяемого слова и определяющего (эпитета) в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. С помощью эпитета автор может выразить своё отношение к предмету.

Например: убийственная тайна (А. Пушкин), маленький характер (А. Герцен), державный шаг (А. Блок), похоронный крик (Н. Некрасов).

"В его больной, издёрганной душе вдруг зажглось нестерпимое желание нежной, благоухающей девической любви".

А. Куприн

"В нём жило неподвижное , тёмное раздражение на всех".

М. Горький

Другая классификация эпитетов

Разные филологи предлагают свою классификацию эпитетов. Так, выделяются также следующие виды:

  • с прямым значением (бледное лицо);
  • с переносным значением (кудрявый лес);
  • мeтaфopичecкиe (тучка золотая, бирюзовые глаза);
  • мeтoнимичecкиe (громкий город);
  • постоянные (косолапый мишка, чёрный ворон);
  • оценочные (чудесный вечер);
  • описательные (золотая осень);
  • эмоциональные (унылая пора);
  • простые (парус одинокий );
  • сложные (тюлeвo-лeнтo-кpyжeвнo-цвeтная тoлпа дaм, гpycтнo-cыpaя пoгoдa);
  • сквозные (т. е. один и тот же эпитет употребляется с разными определяемыми словами. Например: зacтeнчивый yкop / зacтeнчивыx лyгoв, / зacтeнчивaя дpoжь / зacтeнчивeйшиx poщ).

Эпитет и метафора

Метафора предполагает сравнение, причём необычное и не явно выраженное. Например: ядовитый человек; волчья хватка.

Эпитет описывает слово, помогает нам нарисовать его воображаемый образ.

Конечно, русском языке тропы (или те конструкции, которые используются для придания выразительности) часто сочетаются между собой, объединяются. Так, например, существует метафорический эпитет.

Метафорический эпитет

Такой троп, который имеет признаки и метафоры, и эпитета. Предполагает и скрытое, необычное сравнение, и красочное описание слова. Например: каменная весёлость, васильковые очи.

Эпитет и относительное прилагательное

Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова.

Такие прилагательные могут обозначать:

  • предмет или материал: каменный стол (стол, сделанный из камня), кожаный портфель (портфель, сшитый из кожи), золотая медаль (медаль, отлитая из золота);
  • место: приозёрный санаторий (санаторий, расположенный у озера);
  • функцию (или действие): спортивный снаряд (снаряд для спорта);
  • принадлежность к человеку: папина ручка (ручка папы);
  • принадлежность к животному/птице: гусиный пух (пух гуся);
  • время: утренняя зарядка (зарядка с утра);
  • численность/количество: столетняя война (война в сто лет).

Эпитетом же будет являться прилагательное, которое будет придавать объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...