Теории мотивации в психологии. Статусное потребление - красивая ложь Демонстративного представления покупателю может использоваться

Демонстративное потребление

Демонстративное потребление (престижное, показное, статусное потребление ) - расточительные траты на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство . С точки зрения демонстративного потребителя, такое поведение служит средством достижения или поддержки определённого социального статуса .

В разговорном английском языке также используется фраза «keeping up with the Joneses» («быть не хуже людей»).

Кроме того, существует более специализированный термин «Invidious consumption», обозначающий потребление с умышленной целью вызвать чувство зависти .

История и эволюция термина

Термин «демонстративное потребление» был введён экономистом и социологом Торстейном Вебленом в его книге «Теория праздного класса ». Веблен использовал этот термин для описания особенностей поведения нуворишей - класса, выделившегося в XIX веке в результате аккумулирования капитала во время второй промышленной революции . В этом контексте применение термина сужалось до членов высшего класса, которые использовали своё огромное богатство для декларации их социальной власти, реальной или мнимой.

В результате существенного повышения уровня жизни в XX веке и появления среднего класса , термин демонстративное потребление стал применяться более широко - им характеризовали отдельных людей и семьи, у которых в основе модели потребления было приобретение товаров не для использования по прямому назначению, а большей частью для демонстрации собственного статуса . В 1920-х годах ряд экономистов, например, Поль Нистрём (Paul Nystrom), теоретически предсказали, что с приходом индустриальной эпохи изменения в стиле жизни будут приводить к распространению в массах «философии тщетности» (англ. philosophy of futility ) и, как следствие, к повышению «модного» потребления. Таким образом, понятие «демонстративное потребление» стало ассоциироваться с зависимостями , нарциссизмом , потребительством , стремлением к мгновенному удовольствию и гедонизмом .

Несмотря на то, что демонстративное потребление традиционно считалось чем-то, свойственным, в основном, состоятельным людям, последние исследования экономистов Кервина Кофи Чарльза, Эрика Хёрста и Николая Русанова (англ. Kerwin Kofi Charles, Erik Hurst, Nikolai Roussanov ) показали, что демонстративное потребление больше распространено в развивающихся экономиках среди групп относительно бедных людей. Демонстрация дорогих вещей в подобных группах, члены которых воспринимаются обществом как бедные, служит средством борьбы с впечатлением о низком достатке.

Вышедшая в 1998 году книга «Мой сосед - миллионер» (англ. The Millionaire Next Door ) также ставит под сомнение традиционный взгляд на демонстративное потребление, отмечая, что наиболее богатые американцы довольно бережливы и ведут скромный образ жизни.

Демонстративное потребление и жильё

В 1950-х годах в США возникла тенденция к приобретению больших домов, при этом средний размер дома за 50 лет практически удвоился. Этот тренд был сопоставим с ростом приобретений мощных «внедорожников» , также часто считаемых символом демонстративного потребления. Люди приобретали огромные дома, расплачиваясь за большой размер уменьшением придомовой территории, отсутствием возможности накапливать пенсионные средства и существенно увеличившимся временем пути от дома до работы , вплоть до нескольких часов. Такие большие дома также потенциально приводили к росту других форм потребления за счёт появления дополнительного места для хранения автомобилей, одежды и других товаров.

Социальные и экономические эффекты

Налоги на роскошь имеют определённые особенности, играющие в их пользу. Во-первых, они никогда не могут… коснуться тех, чей доход целиком уходит на товары первой необходимости; в то же время они существенно затрагивают тех, кто вместо приобретения товаров первой необходимости тратит средства на собственные прихоти. Во-вторых, в некоторых случаях они действуют как… единственная полезная разновидность законов о потреблении (англ. sumptuary law ). Я отрицаю любой аскетизм, и ни в коем случае не желаю наблюдать отказ, будь то по закону или по убеждению, от любого предмета роскоши (при условии, что доход и [социальные] обязательства человека позволяют ему сделать такую покупку), приобретение которого проистекает из подлинного стремления к обладанию и наслаждению этой вещью самой по себе; но существенная часть расходов высшего и среднего классов во многих странах обусловлена общественным мнением, говорящим, что от них ожидаются определённые приобретения, подобающие их рангу; и я не могу не думать, что подобного рода расходы являются наиболее желательным объектом налогообложения. Если налоги приведут к отказу от таких покупок, это хорошо, а если нет - тоже ничего страшного; ведь, если налоги собираются с предметов, приобретённых по изложенным выше мотивам, то никому от этого не хуже. Когда вещь приобретается не для использования, а из-за её стоимости, к дешевизне не стремятся. Как отмечает Сисмонди , следствием удешевления «предметов тщеславия» является не то, что расходы на подобные вещи сокращаются, а то, что покупатели заменяют подешевевшую вещь на другую более дорогую или на такую же, но более высокого качества; и, поскольку прежнее более низкое качество отвечало цели тщеславия одинаково хорошо, когда вещь стоила одинаково дорого, то налог на этот предмет на самом деле никто не платит: это создание общественного дохода, от которого никто не в убытке.

Другие аспекты

Сдерживание демонстративного потребления

См. также

Примечания

Ссылки

  • Thorstein Veblen. Theory of the Leisure Class .
  • Thorstein Veblen: Conspicuous Consumption, 1902 at Fordham University’s «Modern History Sourcebook».
  • Т. Веблен. Теория праздного класса. Перевод с английского .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Изучение мотивации поведения человека имеет давнюю историю. Уже в учениях древних мыслителей появляется детерминированный подход к объяснению природы такой мотивации Шире ее исследование начинается в период господства идей гедонизма, согласно которым удовлетворение, наслаждение считались высшим благом и целью жизни, а как первичными, заложенными в природу человека признавались стремление к удовольствию и избегание неудовольствия. К вопросам мотивации обращались философы XVII века. - Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс. В XIX ст. исследование мотивов поведения потребителя были продолжены выдающимися учеными в области общественных наук. С выделением психологии как самостоятельной науки начинают формироваться теории мотивации поведения человека.

Философские учения XVII века.

Нидерландский философ-рационалист Бенедикта Спиноза считал, что человек осознает свои действия, но не всегда знает причины, которые их вызывают. Механизмы осознание латентных стимулов поведения и подчинения энергии этих стимулов сознанием является одним из психологических механизмов "этической" поведения человека в обществе

Английский философ-материалист Томас Гоббс считал базовыми моральными побудительными факторами человека стремление к самосохранению и собственной целостности Предметом влечений и желаний есть "благо", а "зло" является предметом отвращения и ненависти Он рассматривал их как телесно локализованные чувственные стремления, которые определяют поведение человека, как стремление к балансу между удовольствием и неудовольствием.

Товарный фетишизм Карла Маркса

Концепция товарного фетишизма сформулирована в работе Карла Маркса "Капитал". Согласно ей, люди воспринимают товары как мистическое, сверхъестественное явление. При товарном производстве независимые производители производят товары и конкурируют между собой. Между тем, вследствие общественного разделения труда они являются взаимозависимыми. Связь между ними осуществляется через рынок, где происходит превращение продуктов труда в товары. Признание общественного характера труда обособленных производителей происходит посредством коммерческого обмена товаров. Только через обмен товарами на основе закона стоимости становится возможной общественная оценка результатов хозяйственной деятельности товаропроизводителей. В условиях товарного производства экономические отношения между людьми принимают форму общественных отношений между товарами. Происходит так называемая материализация производственных отношений. Проявлением товарного фетишизма является культ денег. Попытка приобрести товары и накопление денег является доминирующим фактором поведения потребителя.

Теория демонстративного (показного) потребления Торстейна Веблена

Американский экономист и социолог конца XIX века. Торстейн Веблен ввел в научный оборот понятие "показное (демонстративное, престижное, статусное) потребление" и "показные расходы". Согласно этой теории, основным мотивом потребления является демонстрация социального статуса, а высокая цена товаров подчеркивает такой статус.

Демонстративное потребление - это "использование потребления для подтверждения владения богатством" потребление "как средство поддержания репутации".

Демонстративное потребление - это, по сути, специфический текст, предназначенный для прочтения и раскодирования окружающими. Его содержание: Богат(а). Я респектабельный человек. Я достиг успеха". В основе тяги к демонстративному потреблению лежит потребность в принадлежности к классу богатых и могущественных. В разных проявлениях показное потребление существовало во все времена. Однако в разных культурах, эпохах одна и та же фраза пишется с помощью разных символов.

"Средства коммуникации и подвижность населения выставляют индивида на обозрение многих людей, не имеющих никаких других возможностей судить о его почтенности, кроме тех материальных ценностей (и, вероятно, воспитания), которые он, находясь под непосредственным наблюдением, в состоянии выставить напоказ" (Т.Веблен).

Торстейн Веблен выделил две стороны потребления: демонстративную и скрытую от посторонних глаз: "В результате того предпочтения, которое отдается демонстративному потреблению, семейная жизнь многих классов сравнительно скудное в контрасте с той блистательной частью их жизни, которая проходит на виду".

Процессы урбанизации привели к тому, что большинство населения живет в городах, где люди, в основном, незнакомые между собой. Поэтому сообщить о социальный статус они могут только через демонстрацию потребления. В сельской местности люди лично знают друг друга и демонстративное потребление имеет меньшее значение. Поэтому сельские жители тратят на поддержание статусного вида значительно меньше средств, чем горожане.

Это формирует специфическую структуру потребления: соотношение расходов на демонстративные и скрытые формы зависят от места проживания. Благосостояние городского жителя характеризующие одежду и автомобиль, а сельского жителя - обильный стол и крепкий дом. Жители крупных городов часто свысока смотрят на скромно и немодно одетых сельчан, но те, попадая в города, также свысока смотрят на городских родственников, экономящих на питании Следует отметить, что демонстративное потребление не ограничено малой группой богатых людей. Большинство людей не богаты и не бедны, но хотели бы иметь репутацию богатых. Поэтому механизм показного потребления реализуется в первую очередь ими. Появился целый класс очень дорогих автомобилей, главной привлекательной чертой которых является цена.

В каждом социальном классе соответствующие нормы богатства. Высший класс ищет штучный товар от лучших модельеров, средний класс для престижного потребления использует серийный одежду из дорогих магазинов, а низшие слои населения стараются купить отдельные товары из категории, которые вловному комплексе доступны только более высокому классу.

Существует набор товаров, которые веками выполняют функцию языка показного потребления: ювелирные украшения, меха, объекты недвижимости Традиционно важную роль в демонстративном потреблении играет часы. Люди, покупающий очень дорогие часы, обосновывают покупку качеством. Действительно, часы за 100 и за 10000 гривен могут отличаться прочностью, точностью хода, надежностью. Однако технологические качества часов за 10000 гривен не могут быть в тысячу раз выше, чем у часов за 100 гривен.

Формой показного потребления также элитарные виды спорта: гольф, верховая езда, плавание на яхтах, большой теннис, горные лыжи Так, в Великобритании джентльмен традиционно занимается лошадиными гонками, играет в крикет. В России господствующий класс увлекается дорогими видами охоты. Привлекательность элитных видов спорта состоит лишь в их недоступности для широких масс потребителей, как правило, по экономическим причинам.

Глава 7. Демонстративное (показное, имиджевое) потребление

7.1. Феномен демонстративного потребления

Литературный обзор феномена

Noblesse oblige (фр. Положение обязывает)

Главной целью технологий рекламы, маркетинга и брэндинга является повышение продаж. Одним из беспроигрышных ходов является стимуляция демонстративного потребления. Стремление «показать себя», «быть лучшим», «ощутить вкус победы» не через таланты, а через покупку товаров, стало частым явлением не только для истероидов и людей бесталанных, но и для рядового обывателя. Что может быть проще – почувствовать себя успешным, статусным, интересным, купив дорогую или просто яркую машину/платье/бижутерию/телефон?

К сожалению, одним из кренов науки стала ее коммерциализация, ради которой происходит поиск эффективных манипуляций для повышения продаж. Многие брэнды покупаются не из-за их основной функции, а с целью продемонстрировать мнимый или реальный статус. (Кока-кола вместо воды – не ради утоления жажды, Айфон вместо обычного телефона – не ради совершения звонков). Этот феномен Торнстейн Веблен еще в конце 19 века назвал «демонстративным потреблением» (в других переводах – показным, престижным, статусным). Под ним он понимал расточительные траты на некоторые товары или услуги не столько из-за их полезности, а сколько напоказ, с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство. Интерес к демонстративному потреблению проснулся у маркетологов, социологов и экономистов в связи с развитием брэндинга, а также с возникновением расслоения общества и появлением в нем все большего числа нуворишей – людей, «сделавших себя сами», вышедших из бедных слоев, и постоянно подчеркивающих и доказывающих свои богатство, статусность. Особенно ярко демонстративное потребление осуществляет молодежь.

Иеромонах Серафим Роуз (2010) назвал современных людей «поколением «мне», подчеркивая сгусток эгоцентризма и «общества потребления». Действительно, местоимение «мне» для многих людей стало доминирующим в лексиконе. Переход России от массового потребления к сверхдостаточному спровоцировал чрезмерную заботу людей об имидже. Общество дефицита постепенно трансформируется в общество потребления, и от идеи экономии и достаточности общество переходит к западной идее «совсем не лишних» покупок. Наложившись на осознаваемый или неосознанный «комплекс провинциала» это возродило демонстративное потребление.

В современной психологии наблюдается рост интереса к исследованию потребления даже не столько как механизма социально-экономических отношений, сколько как регулятора социальной стратификации и расслоения социума. Потребление становится все более стратифицированным, потребление среднего класса стало отличаться от потребления рабочего и высшего классов.

Демонстративное потребление существует с глубокой древности, когда люди надевали излишнее количество украшений, не выполняющих ни одной утилитарной функции. Сегодня, при развитии гламура как квинтэссенции индустрии моды, рекламы, маркетинга, дизайна и других отраслей, оно становится чрезмерно значимым для молодежи: престижно выставлять напоказ как предметы роскоши, так и просто яркие предметы гардероба. Но немногочисленные научные исследования этой проблематики выполнены экономистами или социологами. Между тем, никто, кроме психологов не может объяснить мотивацию демонстративного потребления, проникнув глубоко в суть проблемы.

Классические подходы социальной психологии оказались недостаточными для объяснения и анализа этого феномена, поэтому мы использовали данные социологов и экономистов, а так же пока редкий для социальной психологии метод фокусированного группового интервью.

Повторим, основоположником изучения и автором термина «демонстративное потребление» (conspicuous consumption) более века назад стал экономист Торнстейн Веблен . Классическим, словарным стало его определение демонстративного потребления как потребления товаров и услуг с целью получения эффекта от демонстрации их использования. Чаще всего такими товарами становятся предметы роскоши и расточительства, которые призваны продемонстрировать богатство, статус. В работе «Теория праздного класса» он использовал это понятие для помощи в определении характеристик досужего класса. Т. Веблен высказывает предположение, что некоторые виды потребления осуществляются не столько из-за полезности товаров или услуг, сколько напоказ , то есть ради демонстрации социального статуса, богатства, а также отличительности, оригинальности, самобытности. Вебленом термин «Демонстративное потребление» использовался для описания в первую очередь поведения нуворишей - класса, выделившегося в XIX веке в результате аккумулирования капитала во время второй промышленной революции, которые использовали своё огромное богатство для декларации их социальной власти, реальной или мнимой. И поскольку диапазон мужской моды был невелик, то функция сигнализировать о щедрости и богатстве мужа ложилась на женский гардероб: по Веблену, функция женщин - «представлять доказательства платежеспособности их хозяина».

В XX веке, в связи с появлением среднего класса термин стал применяться более широко - им характеризовали отдельных людей и семьи, у которых в основе модели потребления было приобретение товаров не для использования по прямому назначению, а большей частью для демонстрации собственного статуса. В 1920-х годах Поль Нистрём (Paul Nystrom), теоретически предсказал, что с приходом индустриальной эпохи изменения в стиле жизни будут приводить к распространению в массах «философии тщетности» (англ. philosophy of futility) и, как следствие, к повышению «модного» потребления. Таким образом, понятие демонстративное потребление стало ассоциироваться с вредными привычками, нарциссизмом, консьюмеризмом, стремлением к мгновенному удовольствию и гедонизмом.

К этому понятию обращались классики экономической социологии: П. Бурдье , Ж. Бодрийяр , Г. Зиммель , В. Зомбарт, Т.Парсонс . Но к сожалению, не рассматривали его детально. Касался его и К. Маркс . Социолог А.Б. Гоффман рассматривал демонстративные товары как средства, позволяющие произвести впечатление на другого. Социолог потребления В.И. Ильин представлял демонстративное потребление как систему символов и знаков. Социолог Логунов А.В. полагает, что престижное потребление в системе средств символического обмена становится важнейшим фактором идентификации личности, особенно в условиях стратификационного кризиса. Теория праздного класса Т.Веблена послужила основной для дальнейших разработок стратегий демонстрации статуса (Г. Мак-Кракен). Влияние на потребительское поведение различий в доходах, семейных ролей, гендерных аспектов, ценностей и образа жизни изучают Д. Энджел, Р. Блэкуэл, Ф. Котлер, П. Миниард. Сегодня, вслед за К. Кофи, Э. Хёрстом отмечается , что товары престижного потребления неправомерно рассматривать как исключительное достояние «праздного класса», как это делал Т.Веблен. Они показали, что демонстративное потребление больше распространено в развивающихся экономиках среди групп относительно бедных людей. Демонстрация дорогих вещей в группах, члены которых воспринимаются обществом как бедные, служит средством борьбы с впечатлением о низком достатке.

В России тема также лишь промелькнула: А.И. Бутовский (1847 г.) в первом русском учебнике политической экономии описал феномен «наружной или выказной» роскоши для «удовлетворения своему тщеславию, желанию слыть богатым», а А.А. Исаев в 1896 г. анализировал проблемы потребления и роскоши.

Синонимами этого термина являются «показное», «демонстрационное потребление», условными синонимами - «престижное потребление», «статусное потребление». Кроме того, в Америке существует более специализированный термин «Invidious consumption», обозначающий потребление с умышленной целью вызвать чувство зависти.

Таким образом, проблема демонстративного потребления в российском провинциальном социуме, с одной стороны, отличается актуальностью и присутствует в обывательском обсуждении, а с другой стороны, характеризуется новизной и нуждается в глубокой психологической проработке.

Экономист Ю.А. Цимерман предлагает определение демонстративного потребления как потребления, выходящего за рамки жизненно-необходимого, а иначе, как некоего сверхпотребного потребления, обусловленного престижно-имиджевыми мотивами индивидуального, группового, поколенческого, классового, странового и цивилизационного бытия. Ею предложена оригинальная классификация демонстративного потребления: по иерархическому критерию принадлежности к классу – элитарное и подражательное; по социально-культурному критерию – прямое и подставное; по критерию соответствия нормам общежития – социально-позитивное (служащее примером) и социально-негативное (вызывающе-отталкивающее_ по критерию мотивации повседневного поведения – традиционное, гедонистическое, статусное, престижное, эстетическое.

Социолог Логунов А.В. трактует престижное потребление более узко - как потребление товаров и услуг, доступ к которым ограничен в силу дефицита, высокой цены или институциональных установлений, и которые используются субъектом не утилитарно, а в качестве символов особого положения, стиля жизни или иных личностных качеств. Таким образом, авторы заочно разделили синонимичные ранее термины «демонстративное» и «престижное» потребление. В нашей работе позволим себе престижное потребление считать подвидом демонстративного. Логунов А.В. отмечает, что эта тема широко представлена в сатире, еще чаще – в обыденных пересудах о «новых русских», олигархах, мафии. Но в науке она не представлена. Он констатирует, что 50 % людей интерпретируют престижное потребление как «обдираловку народа», «лохотронщину» или «с жиру бесятся»; лишь 7 % видят в нем положительное содержание: «дополнительные рабочие места», «новые товары», «дизайн жилья», «дают заработать другим», «показывают, как можно жить» и др.

Социолог Воронова Е.Н. считает, что демонстративное потребление выступает средством накопления символического капитала и становится важным механизмом в формировании идентичности.

Методология исследования

Целью исследования было выявление и описание мотивов - демонстративного потребления молодежи в провинции.

Выборку исследования составила молодежь г. Калуги и Калужской области, в возрасте от 18 до 35 лет, с различным социальным и экономическим статусом, в количестве около 440 человек.

В рамках работы были использованы три группы методов: теоретические, диагностические и математико-статистические.

Диагностические методы данного исследования предполагают фокусированное групповое интервью (3 фокус-группы), анкетирование (авторская анкета и опросник, созданный по типу «незаконченные предложения»), тестирование. Использованы следующие тесты, определяющие мотивационно-потребностную сферу: Диагностика полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности (С.М. Петрова). Форма А., «Иерархия потребностей» тест А. Маслоу в модификации И.А. Акиндиновой, «Мотивационный профиль личности» В.Э. Мильмана. Для составления более детального психологического портрета демонстративного потребления были использованы: «Шкала поиска ощущений» (М.Цукерман), «Экспресс-диагностика системно-характерологических отношений личности», тест «Нарциссические черты личности» О.А. Шамшиковой и Н.М. Клепиковой, шкалы «демонстративность» и «ложь» методики К. Леонгарда-в модификации С.Шмишека.

Анализ данных фокус-групп: психологическая сущность феномена показного потребления

На сегодняшний день феномену демонстративного потребления не посвящено ни одной работы психологов. Между тем, социологами получены сводные данные о предметах демонстративного потребления и о статусном потреблении деловых людей. Но большинство социологических исследований, к сожалению, носят скорее описательный, нежели аналитический характер.

Интересно, что демонстративное поведение уходит своими корнями в животный мир. Оно хорошо известно зоопсихологам. Но в животном мире и демонстративная окраска, и демонстративное поведение больше присуще самцам и необходимо для занятия лидерских позиций, а также для продолжения рода только самыми крепкими и активными особями. Человек – единственный вид, у которого представительницы женского, а не мужского пола больше стремятся к демонстративным «окраске» и поведению!

В исследовании демонстративное потребление рассматривалось в следующих сферах: Одежда и обувь, Аксессуары, Автомобили, Гаджеты (телефоны, компьютеры, ноутбуки, нетбуки, смартфоны, фотоаппараты), Сфера услуг (клубы, театры, рестораны, концерты), Забота о здоровье (фитнес-центры, СПА, салоны красоты), другое.

Рассматривалось не только наличие объекта, но и характер взаимодействия с ним. Так, демонстративное потребление это в первую очередь не сам факт покупки, а наличие товара-демонстратора и демонстративное пользование им. Ведь на шее у одного массивная золотая цепь, спрятавшись за ворот рубашки, не будет являться товаром-демонстратором, а у другого, на оголенном торсе, всячески подчеркиваемая, будет таковым являться без сомнения.

Статистическая часть нашего исследования показала основные товары-демонстраторы молодежи в г. Калуга: аксессуары (пояса, бижутерия, 8%), одежда, сшитая на заказ или своими руками (9 %), или привезенная из-за границы (22 %), дорогой телефон (62%), фотоаппарат и аксессуары к нему (15%), место отдыха (23%), забота о здоровье – йога, пилатес, СПА, солярий (18%), культурные мероприятия – концерты, театры (6%), развлечения – роскошные тусовки, отдых с друзьями (58%), автомобиль (12%), качественный алкоголь (3%)

Интересно, что часы престижных марок попали в этот список лишь в рамках статистической погрешности (4%); как же, как и произведения искусства (0,5%). Обратим внимание: товары категории «роскошь» присутствуют лишь в 24% ответах. Товары категории «эксклюзив» (сделано своими руками, привезено из поездки, т.е. то, что имеется в городе в единственном экземпляре) – в 64% случаев. И товары, по цене доступные многим, но пользующиеся избирательным спросом – 12 % (тусовки, концерты).

И если вдуматься: то негласный лозунг демонстративного потребления: «для человека стало важнее то, что о нем подумают, нежели то, кто он есть на самом деле!»

В ходе фокусированных глубинных интервью (N=54, возраст от 17 до 34 лет, M= 24 года) выяснился пласт философских, жизненно-сценарных установок, транслируемых в потреблении. Опишем их укрупнённо.

Мы выделяем три группы причин демонстративного потребления. Рыночная причина: индустрия рекламы, маркетинга, гламура, глянца направлена на повышение продаж с помощью многих психологических приемов. Одним из удачных считается стимуляция демонстративности как свойства личности и потребности в демонстрации: «выделиться из толпы», «показать индивидуальность», «почувствовать себя роскошной»… Демонстративность - это самый простой способ повысить продажи. Второй причиной, обуславливающей демонстративное потребление, является то, что пропаганда одинаковости и массовости, имевшая место в СССР, после его распада неизбежно качнула маятник в другую крайность – некоторые индивиды настолько стремятся к индивидуальности, самобытности и эксклюзивности, что приобретают черты карнавальности. И третья группа причин – личностные, а если быть точнее – мотивационные. И именно она совершенно не рассмотрена ни в одной из наук. Но между тем, именно ее изучение позволит представителям прикладного маркетинга более грамотно найти свой целевой сегмент, а обывателям – не совершать излишних покупок товаров-демонстраторов.

По мере развития рыночной экономики удовлетворение базовых, витальных потребностей максимизируется и на этом фундаменте активизируются новые потребности, в том числе и в престиже. Их удовлетворение происходит как раз через демонстративное потребление. Пропаганда максимизации потребления – одна из основных черт современного бизнеса.

Более того, потребление становится все более стратифицированным, потребление среднего класса стало отличаться от потребления рабочего и высшего классов. Отсюда возникает стремление элит подчеркнуть свою элитарность, стремление среднего класса – не отстать, догнать хотя бы в показном потреблении высший класс, и стремление рабочего и низшего – хотя бы через то же показное потребление – не опуститься в этом расслоении ниже. Таков усредненный алгоритм демонстративного потребления.

Под демонстративным потреблением мы понимаем покупку и использование товаров осознаваемой или неосознанной целью привлечь внимание окружающих или конкретных персон. Выявлено, что товар пригоден для демонстративного потребления, если он соответствует хотя бы двум из следующих критериев: престижность, высокая цена, эксклюзивность, новинка последнего сезона, яркость цвета, броскость внешнего вида (блеск, большой размер элементов, необычная форма, большое количество).

Демонстративное потребление вырастает из попытки одних продемонстрировать принадлежность к высокому социальному классу и попытки других «дорасти», хотя бы мнимо, показушно, до более высшего класса. Отсюда возникает необходимость классифицировать типы демонстративного потребления и описать их особенности. Кроме того, нельзя путать демонстративное потребление и просто «открытое потребление» - это то, что видят многие окружающие люди.

Возникает путаница в терминах «статусное», престижное, имиджевое, показное и демонстративное потребление. Если два последних слова – показное и демонстративное – это синонимы, два разных перевода, то два первых, на наш взгляд, это подвиды демонстративного потребления. Имиджевое потребление – термин, родившийся лишь недавно и обозначающий покупку вещей как сигналов нужного имиджа. Считаем, что имиджевое потребление – это подвид демонстративного, при котором человек рефлексирует цель и результат производимого впечатления .

Наши исследования показали, что особенности демонстративного потребления не связаны с уровнем культуры человека, его образованием, но связны с морально-нравственными нормами. Так, представители нравственных элит (в терминологии А.Б. Купрейченко), пожалуй, единственная прослойка, не интересующаяся демонстративным потреблением. Гендерные различия проявляются ярко: девушки гораздо более склонны к демонстративности, чем юноши.

Понятно, что затруднительно провести границу между богатыми и бедными. Определение в качестве этой границы количества денег и их материальных эквивалентов тоже затруднительно. Но многие стремятся хотя бы «на людях» быть более богатыми. Отсюда и возникает показное (демонстративное) потребление. Кроме того, потребление напоказ свидетельствует не только о демонстрации богатства, но и статуса, успеха в какой-либо области (опять же, реального или того, который демонстрируют «авансом»). Так, социальное конструирование статуса происходит и за счет товаров-демонстраторов . Многие миллиардеры «прибедняются» для обеспечения физической и налоговой безопасности. Но большая прослойка стремится «пустить пыль в глаза» и казаться богаче, чем есть на самом деле.

Но поскольку у провинциальной молодежи желание «пустить пыль в глаза» и не слишком большой достаток ходят рука об руку, то демонстративное потребление характеризуется использованием не только дорогих вещей, но в первую очередь – эксклюзивных, сделанных на заказ или своими руками, привезенных из памятных мест и т.п. Иными словами тех, которые другие хотят, но не смогут получить. И многие девушки, на фоне вопиющей бедности и экономии копят на норковый полушубок, потому что хотят произвести впечатление.

У обеспеченных людей автомобиль «Лексус» - отнюдь не только средство передвижения, часы «Ролекс» куплены не от необходимости знать точное время, и платье от Юдашкина не из-за утонченного эстетического вкуса. У молодежи же, которая не слишком богата, картина аналогичная, но экономнее. Отметим, что в данном исследовании мы не рассматривали столь частые объекты демонстративного потребления зрелых людей как элитные дома и квартиры, личные яхты и самолеты, охрана, гувернантки и массажистки.

Демонстративное потребление можно охарактеризовать словами Эрика Фромма «Казаться, а не быть». В Калужской губернии испокон веку доминировала мещанская психология, культ показно-пышной жизни, а не истинной дворянской культуры, воспитанности, образованности, достоинств и изысканного вкуса и хороших манер.

Демонстративное потребление свойственно для маргинальной культуры. Это отмечал еще Веблен, говоря, что жизнь напоказ возникла у американских нуворишей (новых богачей, праздного класса) как подражание высшему классу Европы. Но если европейское дворянство не нуждалось в доказательствах обладания богатством, то в Америке конца 19 века это было важным. Та же картина наблюдается и сегодня – молодежь из действительно богатых семей, успевших насладиться этим богатством, не характеризуется демонстративным потреблением. А славятся им те, кто только идет по этой лестнице материального достатка: те, кто только-только сам стал неплохо зарабатывать, те, кто приехал из деревень, те, кто жаждет устроить свою личную жизнь. То есть те, кто еще не стабильно стоит на ногах, а находится на переходной стадии, не заняв твердо социально-экономического положения.

Демонстративное потребление можно разделить на демонстративное использование и демонстративные покупки. Последние характеризуются показной расточительностью, бросанием денег на ветер для доказательства обладания богатством. И, как правило, истинно богатые люди показной расточительностью не отличаются.

С феноменом демонстративного потребления тесно связан феномен «Перепотребление» - избыточное потребление благ, не нужное для жизнедеятельности и социального бытия индивида.

Культура демонстративного потребления и перепотребления стимулируется извне индустрией моды, глянца, СМИ, рекламой. Ведь если рациональность возьмет верх над аффективным компонентом потребления и самопрезентации – тысячи людей из мира дизайна и глянца останутся без работы. Более того, в наших исследованиях подтвердилось мнение Назимко А.Е. , что демонстративное потребление стало прародителем еще и демонстративной духовности и «моды на духовность». И в любом случае товары-демонстраторы это в первую очередь символы хорошей жизни!

Не можем сказать, что у провинциальной молодежи обнаружен культ вещей, но излишнее внимание к ним – налицо. Выделилось несколько групп, для которых значимо демонстративное потребление: деревенские жители, приехавших в Калугу; девушки, не проявляющие себя в учебе и работе; юноши, начинающие делать карьеру в офисах. Причем первые две группы слишком падки на рекламу и модные тренды. А для последних, юношей, значит такой подвид демонстративного потребления, как статусное. Их основным мотиватором является достижение определенного статуса, который, как известно, считается определенной формой власти, состоящей из уважения, значения для окружающих и их зависти и определяется доминирующими и обществе культурными ценностями. Важно подчеркнуть, что товары-демонстраторы в этом контексте сами становятся психологическим капиталом!

Демонстративное потребление включает в себя три классических компонента: аффективный, когнитивный и мотивационно-волевой. Эмоциональный компонент оказался не доминирующим – человек приобретает товар-демонстратор не только по велению сердца, на эмоциях, а тщательно обдумав покупку. Когнитивный компонент характеризуется двумя крайностями. В примерно 20% случаев он достаточно сильно выражен: человек размышляет и детально «примеряет», как, где и в каких обстоятельствах лучше использовать покупку. Но в большинстве случаев человек даже не задумывается, не рефлексирует, что покупка демонстративна. Более точно невозможно определить процентное значение, поскольку для разных товаров оно варьирует. Мотивационно-волевой компонент также развит достаточно сильно, он является ведущим – человек знает, что принесет ему применение этого товара «на людях».

Таким образом, нельзя говорить о том, что демонстративное потребление иррационально, что в нем преобладает эмоциональное, но не логическое начало. Оно нерефлексируемо, но не иррационально.

Сакрально или профанно демонстративное потребление? Сакральность потребления мы рассматриваем как квинтэссенцию всех трех его компонентов. Многие участники фокус-групп отметили сакральность такого потребления, но для одних важным оно становится не просто так, а поскольку помогает решить определенные задачи: «деловой костюм на экзамене помогает мне получить более высокую оценку, поскольку преподаватель видит, что я серьезно подошел к этому мероприятию». Для других товары-демонстраторы сакральны, поскольку в них - «отражение моего я» (цит. Из фокус-группы).

Как будет развиваться демонстративное потребление? По нашим прогнозам, его будет меньше. Да, останутся маркетинговые войны и глянцевая популяризация моды. Но лишь как фарс останутся воспоминания о двух видах колбасы и хлеба из советских времен. Страна, где было два вида колбасы, не может теперь не наслаждаться двумястами ее сортами. Страна, где за платьем надо было ехать в Москву, не может теперь жить без заполненных женских гардеробов. Страна, где все одевались одинаково, не может обойти стороной стадию демонстративного потребления. Эффект маятника. Скоро этот маятник выровняется, и одним фактором демонстративного потребления станет меньше, и его сакральность существенно снизится.

«Общество потребления» с его маркетинговыми войнами и индустрией рекламы – это система общественных отношений, обрекающая членов общества на перманентную неудовлетворенность в потреблении.

Любой маркетолог подтвердит, что есть товары, накрутка на которые – под тысячу процентов. Величина этой накрутки определяется психологической ценностью, а если быть точнее, тем, сможет ли товар стать демонстратором статуса, престижа, уникальности его обладателя. Обеспечит ли товар самые «понты», которые «кидают» и которые «дороже денег» - эдакий фундамент показного потребления.

Товары, потребление которых происходит напоказ, заведомо будут оценены окружающими, на них заведомо обратят внимание. Так, их носители ждут и жаждут такой оценки (она, как правило, высока). Почему? Если исключить истероидность, а гипотеза об истероидности подтвердилась лишь частично, то можно предположить, что это люди недооцененные, недолюбленные, и с низкой самооценкой. И покупая товары-демонстраторы, они покупают восторги и «любовь» окружающих. Юноша на супер-автомобиле будет оценен девушками выше, чем он же, но пеший. Девушка с ярким макияжем соберет больше восторженных взглядов, чем она же, но со скромным мейк-апом.

Всегда ли осознано такое потребление? Важно, что при любой степени демонстративности она может быть как осознанной, так и неосознаваемой. Самая большая трудность при формировании выборки была именно в том, что осознают свою демонстративность около 40% экспериментальной выборки. Другие же считают это не более чем самовыражением. При неосознаваемой демонстративности человек, как правило, других считает людьми «серыми» и не заботящимися о себе. Эта категория в данном исследовании представлена слабо вследствие трудности формирования выборки.


Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алейна, 2001. - 359 с.

Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии, 1994. Вып. №5. С. 50-62.

Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов». // Вопросы социологии. 1992. Т.1. №1 С. 17-36

Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2. С.44 60.

Воронова, Елена Николаевна Статусное потребление деловых людей в современном российском обществе: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Сарат. гос. техн. ун-т2005 152 c.

Предыдущая

В городе, где есть супермаркет и интернет, покупают одноразовую мебель в «Икее», а одежду и авиабилеты только на распродажах. Золото и блестки теперь идут в неизменном комплекте с иронией, а «дорого-богато», «лакшери» («лухари», «тяжелый люкс») превратились в хештеги-маркеры плохого вкуса.

Кричащая роскошь нулевых, кажется, окончательно канула в небытие. Зато появилась другая крайность.

Можно назвать это пародией на бедность: неприметный нормкор, пиво по акции, хвастовство вещами, найденными на распродаже, и рассказы о том, как вписался пожить в чужом городе на халяву. Все чаще такое можно услышать от людей небедных, занятых на креативных работах и живущих в столице в собственной квартире. Но зачем прикидываться, что живешь впроголодь, когда деньги у тебя все-таки есть?

Если верить статистике, то мы действительно стали беднее. Например, опубликованное в прошлом году The Guardian исследование данных Люксембургского центра по изучению доходов, где проанализирована информация за последние 30 лет, показало, что заработки молодых людей сегодня ниже, чем когда-либо с начала промышленной революции. Аналитика Young Invincibles , основанная на данных Федеральной резервной системы, утверждает, что 25-34-летние американцы зарабатывают на 20 % меньше, чем их родители в том же возрасте. Сегодня большинство молодых людей в США живут с родителями, причина чего - в громадных кредитах за обучение и неподъемных ценах на недвижимость.

Прибавьте к этому агрессивную атаку маркетологов, изобретающих все более изощренные ходы, лишь бы продать вам очередную модную вещь. Ради интереса вбейте в гугл слово «миллениалы»: большинство статей будут о том, «как заставить работать миллениалов» и «как продать миллениалам что-либо».

Когда тебя рассматривают исключительно как рыночную единицу, а потенциал оценивают только в маркетинговых категориях, хочется сделать все, чтобы уйти от подобной системы оценок.

Однако причина, по которой люди вокруг - независимо от финансового положения - ударились в дауншифтинг и стали говорить об ответственном потреблении, не только в экономике. Причина в этике и в конечном счете в ценностях.

Теперь твой внешний вид должен говорить о том, какие ценности ты поддерживаешь, а не о том, сколько ты зарабатываешь. В мире, где на первый план выходит борьба с несправедливостью во всех ее проявлениях, кичиться покупкой iPhone X и перелетами бизнес-классом значит добровольно сделать себя мишенью народного гнева. Если раньше демонстративная роскошь вызывала зависть и раздражение, то теперь гнев, грозящий непредвиденными последствиями. Поэтому Марк Цукерберг ходит в одной и той же толстовке, а Иванка Трамп рассказывает прессе истории о панк-юности.


Меняется и само представление о роскоши.

Роскошь теперь не в домах, яхтах и бриллиантах (хотя и в них тоже), а в хорошем образовании, возможности не вставать каждое утро по будильнику и в количестве часов, проведенных .

В 1899 году экономист Торстейн Веблен в своей знаменитой работе «Теория праздного класса» вводит понятие «демонстративное потребление» для вещей, призванных сигнализировать окружающим о высоком социальном статусе их владельца. Рассуждая о том, что сегодня стало показателем социального статуса, Элизабет Керрид-Хокетт, профессор государственной политики в Университете Южной Калифорнии вводит новое понятие - «незаметное потребление ».

Многие вещи, считавшиеся роскошью во времена Веблена, сегодня стали достоянием среднего класса. Поэтому богатые стали использовать гораздо более тихие обозначения своего высокого положения. Да, олигархи по-прежнему демонстрируют свое богатство через привычные атрибуты вроде эксклюзивных бентли и закрытых особняков. Но изменения в расходах на роскошь обусловлены состоятельной, образованной элитой или теми, кого Керрид-Хокетт называет «устремленным классом» . По сути, речь идет о нео-яппи, определяющих себя через пренебрежительное отношение к потреблению и сосредоточенных на накоплении культурного капитала и впечатлений, а не денег.


Возможно, ключевым в истории с незаметным потреблением будет то, как оно воспроизводит привилегии новым, доселе невиданным способом. Самый простой пример - из года в год растущая цена высшего образования в Америке. Керрид-Хокетт пишет:

«Данные опроса потребительских расходов США показывают, что с 2007 года тот самый пресловутый 1 % населения США (люди с доходом свыше 300 000 долларов в год) стали тратить значительно меньше на роскошь. Фактически расходы на образование самых богатых людей Америки увеличились в 3,5 раза с 1996 года, а расходы на образование людей со средним уровнем дохода остаются на том же уровне. Потому что в отличие от материальных благ в последние десятилетия образование становится все дороже. В 2003–2013 годах стоимость обучения в колледже увеличилась на 80 %, а стоимость женской одежды увеличилась всего на 6 %».

Словом, у вас должно быть достаточно денег, чтобы делать вид, будто для вас они не важны.

Чужая роскошь уже не бросается в глаза как раньше только для тех, кто не опознает новых маркеров роскоши. Поэтому толстовка Цукерберга не приближает его к миллионам обычных людей, как бы им ни хотелось сделать его символом поколения. Равно как игра буржуазии в левачество и дауншифтинг не приближает их к настоящим бедным и борьбе с неравенством.


История про мнимую бедность в конечном счете - это история про желание выглядеть кем-то большим, чем простым обывателем и потребителем. Несмотря на то что потребляем мы по-прежнему гораздо больше, чем производим, просто быть потребителем - стыдно. И лучший способ направить внимание окружающих на то, что ты делаешь, - это всем своим видом показывать, что деньги для тебя не важны или, по крайней мере, не стоят на первом месте, а ради мечты ты легко протянешь пару недель на гречке и дешевом чае.

«До тех пор, пока война считается порочной, она сохранит свое очарование; вот когда ее сочтут вульгарной, она перестанет быть популярной» - этот афоризм Уайльда вполне применим и к показной роскоши.

Став вульгарной, она утратила свою силу и перестала быть объектом желания тех, кто еще десять лет назад мечтал о брендовых сумках и штанах, а теперь грезит о запуске собственного стартапа с минимальными затратами и просчитывает, как подешевле снять квартиру на Airbnb.

УДК 101.1:316

М.А. Зубанов ТИПОЛОГИЯ ПРЕСТИЖНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ: СУБЪЕКТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД

АРЗАМАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ НГТУ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

В статье анализируются типы и виды престижного потребления исходя из возможности их деления по субъектым и предметным основаниям. Проводится анализ форм престижного потребления на основе модели классификации потребностей А. Маслоу, классификации по мотивам, а также классификации спроса по мотивам X. Лейбенстайна. По степени самостоятельности субъекта престижное потребление разделено на два основных типа: прямое и подставное. При рассмотрении классификации по принадлежности выделяются элитарное и подражательное потребление. Отмечается, что аспект субъектного деления престижного потребления может быть связан либо с его индивидуальной реализацией, либо с потреблением в составе группы.

Ключевые слова: престиж, потребление, классификация, потребность, мотивация, спрос по мотивам, статус, эффект потребления, референтная группа.

В структуре современного образа жизни все более распространенной становится такая, ранее нетипичная форма личного потребления как престижное потребление. Т. Веблен в своем произведении «Теория праздного класса» дает ставшее уже классическим следующее определение демонстративного (престижного) потребления. Престижное потребление - это «использование потребления для доказательства обладания богатством», потребление «как средство поддержания репутации» Существует достаточно большой выбор классификационных подходов, применимых для типологии различных форм потребительской активности, в том числе, позволяющих разграничивать отдельные виды престижного потребления. Вместе с тем следует отметить, что количество оснований для подобного деления может быть ограничено числом компонентов выбранной исходной модели, выступающей в качестве субстанциальной основы формопроявлений потребительской активности.

Исходя из деятельностного понимания структуры процесса потребления, в качестве таких компонентов, а, следовательно, и оснований для деления выступают: предметы потребления, субъекты потребления, включающие в свою структуру целевые и операциональные условия потребительской активности, а также функции и результаты процесса потребления. При этом постоянным структурным статусом обладают лишь два первых компонента, без которых невозможен сам процесс потребления, в то время как оценки функциональности, либо дисфункциональности в качестве переменных величин могут присутствовать и на уровне субъекта и на уровне предмета потребления. Что же касается способов потребления, которые также могут быть включены в структуру потребления, то их зависимость от мотивации субъекта, как и сама имманентная принадлежность субъекту вполне очевидны. С учетом высказанных предварительных замечания рассмотрим все три структурных компонента, дифференцирующих процесс престижного потребления, начиная с его предметной составляющей.

Классификации по предмету потребления. Если следовать логике восхождения от абстрактного к конкретному, то предельное широкое дихотомическое деление предметов престижного потребления может быть связано с их принадлежностью к двум основным классам продуктов человеческой деятельности: классу вещей и классу идей. В более конкретном, общесоциологическом плане - это будет деление на материальный и нематериальный типы потребления. Еще более конкретным является экономический уровень деления материального и нематериального потребления. С этой точки зрения материальное престижное потребление - это приобретение и использование товаров и вещей. В свою очередь, нематериальное престижное потребление, исходя из сферных особенностей различных форм непроиз-

водственного потребления, можно разделить на три вида: сферу услуг (например, посещение элитных салонов красоты, ресторанов, фитнес-клубов, отдых за границей); духовную сферу (например, буддизм как объект престижного потребления, поскольку буддизм является популярным увлечением среди актеров Голливуда); интеллектуальную сферу (например, состязательный характер между работниками вузов по приобретению и прочтению последних работ современных ученых) .

Признавая классификационную продуктивность предметных критериев форм потребительской активности, особенно эффективную при проведения социально-экономического анализа, в то же время следует указать на более обширные эвристические возможности, которые предоставляет использование в качестве основания деления такого видоизменяемого компонента как субъект потребления. В качестве последнего могут выступать как отдельные индивиды, так и целые социальные общности разной величины и степени организованности. Кроме того, как уже было отмечено ранее, в структуру субъекта потребления входят такие, недоступные «чисто» экономическому анализу факторы, как мотивы и цели потребления, определяющие выбор способов и средств потребительской активности, а также их направленность и результативность. Рассмотрим указанную разновидность потребительской дифференциации более подробно.

Классификации по субъекту потребления. В силу универсальности применения понятия субъект потребления, среди классификаций данного типа можно выделить различные аспекты. Исходя из приоритетности субъектной мотивации процесса потребления, включающей в свою структуру такие внутренние поведенческие детерминанты как потребности, интересы, цели, ценности и ценностные ориентации и др., обратимся, в первую очередь, к классификациям по потребностям.

При всем разнообразии интерпретаций понятия «потребности», их сущностная характеристика - объективная нужда в чем-либо, позволяет считать потребности базовой характеристикой любых форм человеческого поведения, в то время как остальные факторы внутренней детерминации могут быть поняты как те или иные формы субъективной трансформации потребностей. Не меньшую сложность, чем трактовка понятия потребности, представляет проблема выбора универсальной классификационной модели потребностей. Среди существующих многочисленных классификаций потребностей, исходя из специфики настоящего исследования, на наш взгляд, более всего подходит классификационная модель А. Маслоу, одновременно учитывающая динамику объективного закона возвышения потребностей и финитную направленность человеческой активности на самореализацию . Исходя из вышесказанных обоснований попытаемся применить классификационную матрицу А. Мас-лоу для выделения видов престижного потребления, имея ввиду, что обозначенные им потребности, преломляясь в индивидуальном или групповом сознании, могут образовывать всевозможные мотивационные вариации. Итак, престижное потребление с учетом «пирамиды потребностей» А. Маслоу можно разделить на потребление, удовлетворяющее следующие виды потребностей.

Физиологические потребности (пища, вода, жилье, отдых, здоровье, секс и т.д.). Удовлетворение этой группы потребностей вытекает их самого предмета потребления, так как он выполняет свою первичную функцию, а момент престижности возникает лишь на уровне перехода от простого, чаще всего, просто количественного повышения уровня жизни к качественному изменению образа и стиля жизни.

Потребность (потребности) в безопасности, уверенности в будущем. Удовлетворение данной потребности (потребностей) в личном потреблении заключается в переносе акцентов на проблему сохранения здоровья и жизни самого потребителя и его близких. Например, приобретение высококачественных товаров, пищи, приготовленной из экологически чистых продуктов, выращенных без использования вредных удобрений, автомобилей, оснащенных подушками безопасности, кондиционером, прочими опциями, прошедших все необходимые испытания и т.п. Таким образом, на этом уровне возвышения потребностей, чем

больше гарантий безопасности предоставляет товар или услуга, тем более престижными выглядят они в глазах потребителей.

Потребность принадлежать какой-то общности (семье, компании друзей, единомышленникам и т. п.). Группа, так или иначе, диктует вкус в приобретении товаров. Для выражения принадлежности к этой группе, человек должен приобретать товары, типичные для данной группы. Так, например, бизнесмен сам или его родственники (как вариант подставного престижного потребления), если это принято в их кругах, должен регулярно на выходные выезжать заграницу на отдых или за покупками.

Потребность в уважении, признании. Все люди в современном обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной и достаточно высокой самооценке. Она всегда опирается на признание и уважение со стороны окружающих. Человек комфортно себя чувствует только в том социальном окружении, которое поддерживает в нем чувство собственного достоинства и высокую самооценку. Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувство уверенности в себе, ощущение своей полезности, ценности, силы, признание своих способностей и полезных результатов деятельности, ощущение своей адекватности жизненной ситуации. Приобретая дорогостоящие, элитные товары, потребитель стремиться показать свое превосходство, свою успешность, для вызова чувства уважения к себе у окружающих и признания своих заслуг и достижений.

Потребность в самореализации. Потребность в самореализации - это проявление потребности роста и развития. Самореализующийся человек берет на себя всю ответственность за достижение собственных целей, сам управляет всеми обстоятельствами, как бы подчиняя и заставляя их работать на свой успех. Престижность в самореализации связана с достижением индивидом высокостатусного положения в сфере потребления как условии самовос-производства.

Развивая далее субъективный аспект структуры потребления, обратимся теперь к возможностям классификации по мотивам. На основе мотивационного подхода все основные мотивы престижного потребления могут быть разделены на 4 группы: мотивация соответствия, мотивация праздности, мотивация «заботы о самом себе», статусный тип мотивации .

Под мотивацией соответствия подразумевается стремление соответствовать тем требовательным ожиданиям, которые принимаются субъектом в качестве элементов «Я-кон-цепции». В условиях доминирования мотива соответствия, выражающегося в стремлении к потреблению дорогих, эксклюзивных товаров, позволяющих субъекту идентифицировать себя с представителями высоких статусных групп, указанный мотив становится главной целью потребительского поведения индивида и главной отличительной особенностью его образа и стиля жизни . В свою очередь, мотивация соответствия может как вместе, так и по отдельности включать в себя еще два производных мотива: мотив принадлежности к группе более высокого статуса и мотив отделения от группы с низким статусом.

Мотивация праздности. Считается, что данную терминологию ввел в научный оборот Т. Веблен в своей работе «Теория праздного класса». Однако, по мнению большинства исследователей данной проблемы, осуждение праздности имеет более глубокие корни и давнюю традицию. Например, оно содержится в социальной доктрине ортодоксального и реформаторского христианства . Кальвинизм в соответствии с догматикой предопределения прямо зачисляет праздных людей в разряд «отверженных» и «лишенных милости спасения». Похожую аргументацию с целью критики идеала праздности выдвигали представители различных социально-утопических учений. Так, например, Дж. Уинстенли, критикуя праздность, отмечал, что «все богатые люди живут в довольстве, питаясь и одеваясь трудами других людей, а не своими собственными» . В то же время следует отметить, что мотивация праздности совсем не означает безделья и пустоты бытия. Это состояние свободы от материальных забот, но лишь с целью иметь возможность заняться самим собой.

Мотивация «заботы о самом себе». Этот тип мотивации возникает путем комбинации различных мотивов, связанных с самосохранением, вниманием к материальному благосостоянию, бытовому комфорту, сохранению здоровья, развивающим видам досуга, самореализации . По мнению М. Фуко, «налицо парадокс: предписание проявлять заботу о самом себе для нас означает скорее эгоизм или уход в себя; напротив, оно в течение многих веков являлось основополагающим принципом таких неукоснительно соблюдавшихся образцов морали, как эпикурейская, киническая и т.п.» .

Статусный тип мотивации. Демонстрация финансовой силы, завоевание и поддержание высокого социального статуса, по Веблену, - основной, хотя и не единственный мотив престижного потребления. Единственным реальным средством внушить этим не проявляющим сочувствия наблюдателям вашей повседневной жизни представление о вашей денежной состоятельности является неустанная демонстрация платежеспособности . Веблен считает, что денежный уровень жизни также обусловлен привычкой к денежному соперничеству и «среди мотивов, которыми руководствуются люди при накоплении богатства, первенство и по размаху, и по силе остается за этим мотивом денежного соперничества» .

X. Лейбенстайн при анализе теории покупательского спроса приводит свою классификацию спроса по мотивам. Хотя речь здесь идет о потреблении в целом, однако подход, предлагаемый Лейбенстайном, можно, на наш взгляд, перенести и на престижное потребление. Поэтому рассмотрим более подробно указанную методологическую ориентацию. Во-первых, Лейбенстайн выделяет два вида спроса: функциональный и нефункциональный. Применительно к престижному потреблению такой подход дает два вида потребления:

1) функциональное престижное потребление - потребление дорогостоящих товаров, которое обусловлено качествами, присущими самому товару (качества, материалы, красота, стиль и т. д.);

2) нефункциональное престижное потребление - потребление товаров, которое обусловлено не их собственными качествами, а какими-то другими факторами (например, для демонстрации своего богатства, социального статуса и проч.).

Анализируя факторы, которые приводят к нефункциональному потреблению, Х. Лейбенстайн делит их на три группы: внешние воздействия на полезность, спекулятивные и нерациональные факторы.

Внешние воздействия на полезность, по словам Лейбенстайна, порождают три эффекта: эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена. Рассмотрим эффекты внешних воздействий на полезность применительно к престижному потреблению.

Эффект присоединения к большинству проявляется в приобретении и использовании тех товаров и услуг, которые приняты и считаются приемлемыми в данной социальной группе (примеры автомобилей: Мерседес - банкиры, Ауди-адвокаты и т.д., отдых: отпуск на престижных курортах - для более молодых и продвинутых представителей среднего класса и отдых в респектабельных отелях - для более солидных и зрелых отдыхающих). По словам Х. Лейбенстайна, эффект присоединения к большинству «выражает стремление людей приобрести товар, чтобы не отстать от жизни, чтобы соответствовать тому кругу людей, в котором они хотели бы вращаться, чтобы быть модным и элегантным или для того, чтобы не быть «белой вороной» .

Эффект сноба (snob effect) проявляется в стремлении людей к исключительности, стремлении индивидуально отличаться друг от друга, выделять себя из «толпы». Помимо собственно социальной составляющей, эффект сноба имеет еще и экономическую сторону, которая проявляется в том, что данный эффект действует как отрицательный сетевой внешний фактор. Негативный характер эффекта сноба для логистических схем сетевых продаж обусловлен его зависимостью от индивидуального спроса на товар, или его наличием у других конкретных людей .

Под эффектом Веблена подразумевается явление показательного потребления, основанного на приобретении дорогостоящих товаров. Л.И. Ростовцева при анализе демонстративного потребления выделяет несколько критериев классификации эффекта Веблена. При этом Ростовцева подчеркивает, что демонстративное потребление не тождественно престижному потреблению. Престижное потребление - это лишь разновидность демонстративного потребления, так как, по словам автора, «в зависимости от мотивации демонстративное потребление можно классифицировать на показное, статусное, престижное, гедонистическое и эстетическое» . Вместе с тем, на наш взгляд, те же критерии классификации демонстративного потребления, которые выбрала Л.И. Ростовцева, можно использовать при классификации престижного потребления.

Переходя от критериев, основанных на внутренней детерминации потребительского поведения к показателям его внешних проявлений, рассмотрим в этой связи новые предоставляемые типологические и классификационные возможности. В частности, по критерию степени самостоятельности субъекта престижное потребление можно разделить на два основных типа: прямое и подставное.

Прямое престижное потребление подразумевает приобретение товаров и демонстрацию своего достатка самим собственником. Подставное престижное потребление - демонстрация достатка через мужа, жену, любовника, любовницу, детей, друзей, слуг и т.д.

Следующая разновидность «внешнего» аспекта субъективного деления престижного потребления может быть связана либо с его индивидуальной реализацией, либо с потреблением в составе группы.

Индивидуальное престижное потребление - потребление самим индивидом товаров и услуг, для демонстрации своего благосостояния, реального или мнимого статуса.

Групповое престижное потребление - потребление престижных товаров и услуг группой лиц, объединенных единой целью, идеей и.т.п. В свою очередь, в групповом престижном потреблении можно выделить: семейное потребление, потребление в референтной группе, коллективное потребление, классово-стратификационное потребление.

В отличие от индивидуального потребления, престижное потребление в семейном потреблении проявляется не между индивидами внутри семейной группы, а исключительно в соперничестве с другими семьями. Демонстрация семейного благосостояния в данном случае может заключаться в семейном отдыхе за границей, приобретении семьей дорогой машины, наличии у семьи загородного дома, престижной квартиры, дачи и т.п. Если использовать подход X. Лейбенстайна к семейному престижному потреблению, то под эффектом присоединения к большинству подразумевается та величина, на которую возрастет спрос на товар потому, что другие тоже покупают этот же товар . Человек стремится приобрести тот товар, который в данный момент приобретает большинство других покупателей, чтобы чувствовать себя наравне с ними, выдерживать общий стиль. Все сказанное в равной мере относится не только к отдельным членам семейной группы, но и к семьям в целом. Более точно эффект присоединения к большинству можно сформулировать как случай, когда отдельная семья предъявляет больший (меньший) спрос на товар из-за того, что некоторые или все остальные семьи на рынке также предъявляют больший (меньший) спрос на этот товар.

Эффект сноба представляет собой обратный, по отношению к предыдущему, эффект. Выбор отдельной семьи зависит от выбора остальных семей. Только зависимость эта обратная. Чем больше масштабы потребления какого либо товара, тем меньше на него спрос у потребителя сноба. Иными словами, спрос отдельной семьи отрицательно соотносится с общим объемом спроса.

Эффект Веблена заключается в том, что вещь используется не по своему прямому назначению, а с целью произвести впечатление на окружающих. Покупатель ориентируется на приобретение таких товаров, которые свидетельствовали бы о его высоком статусе. Для семьи (в большей степени это относится к богатым семьям) полезность единицы товара, ис-

пользуемого для престижного потребления, зависит не только и не столько от качественных характеристик, сколько от цены, уплачиваемой за него.

Референтная группа - это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций . Любое потребление в такой группе уже создает предмет престижного потребления для подражателей, но для соответствия этой группе и поддержания статуса самой группы товары, приобретаемые членами группы, должны соответствовать целям группы. По словам В.И. Ильина, индивид дорожит членством в данной группе, стремится закрепиться в ней, стремится быть похожим на большинство ее членов и рассматривает нормы и ценности ее субкультуры как наиболее авторитетные . Например, такой элемент одежды как костюм, безусловно, вещь статусная, его стоимость и фирма-изготовитель имеют в этом качестве первостепенное значение. Как замечает И. Коро-стылева, процветающий бизнесмен в одежде турецкого или российского пошива будет выглядеть нелепо, также как менеджер среднего звена в очень дорогом костюме .

В связи со сказанным, можно заметить, что ситуация в России полностью отличается от ситуации в остальной части мира. Одежда и аксессуары в России настолько важны, что даже люди, которые не принадлежат к среднему классу, могут потратить свою ежемесячную зарплату на одну сумку . При этом чувство неудовлетворенности потребности соответствия может вызывать психологический дискомфорт .

Коллективное престижное потребление чаще всего проявляется в совместном отдыхе. Например, компании, проводя так называемые «корпоративы» для сотрудников в элитных клубах и ресторанах, конкурируют между собой за более престижное место, стремятся пригласить более известных отечественных и зарубежных артистов. Кроме того, элементы коллективного престижного потребления могут проявляться и в самом трудовом процессе. Например, расположение офиса - это тоже своеобразная форма престижного потребления, так как от престижности места зависит статус клиентов. Ведь богатые клиенты, как правило, выбирают фирмы, находящиеся в элитных бизнес-центрах.

Образ жизни и потребление классов, занятых престижным потреблением, изучали многие социологи, социальные философы и экономисты. Т. Веблен ввел в оборот даже термин «праздный класс», следующим образом определив его роль и назначение. «То, что обычай, действия и взгляды зажиточного праздного класса приобретают характер предписывающего канона поведения для остальной части общества, придает консервативному влиянию этого класса еще большую значимость и размах. Следовать им - обязанность, ложащаяся на плечи всех почтенных людей» . В то же время, по мнению Веблена, хотя правила, образ жизни и стандарты соответствия праздного класса формируются в обществе, человек сам подчиняет себя им .

Еще одна группа классификаций непроизводственного потребления, относящихся к характеристикам субъекта деятельности, классификация по принадлежности, построена на соотнесенности вида потребления с принадлежностью к определенному социальному классу или социальной страте. В их числе: элитарное потребление и подражательное потребление.

Элитарное потребление свойственно высшему классу и направлено на приобретение товаров и услуг, высокая стоимость которых очевидна (дорогие автомобили, особняки, яхты, ювелирные украшения и т.д.) Так, при приобретении дорогого автомобиля покупателю особо не нужно средство передвижения, для него это игрушка или возможность сказать что-то в духе «я свободен от обстоятельств, я могу себе это позволить» или «если я покупаю в кризис дорогой автомобиль, значит, у меня все хорошо» .

Подражательное потребление свойственно слоям со средним достатком и проявляется в приобретении нескольких дорогостоящих вещей, которые может позволить себе любой, но за счет экономии или кредита. В этой связи Н. Е. Покровский приводит следующий пример. Крестьянин за лето кабального труда на нелегальной рубке леса зарабатывает 30 тыс. руб. - это огромные для него деньги. На них он покупает плазменные панели, спут-

никовые тарелки. Чуть богаче село - эти тарелки видны уже через дом. Может, больше пользы было бы купить стиральную машину, но приобретает крестьянин панель. Фактически - статус .

Таким образом, рассмотренные подходы к классификации престижного потребления подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что престижное потребление, несмотря на свою эмпирическую сложность и многоплановость, в типологическом плане может быть описано при помощи деятельностного, субъектно-предметного подхода. Выделенные субъектнопредметные критерии классификации престижного потребления позволяют получить ограниченный и конструктивный набор типологических оснований, которые могут быть применены для характеристики разнообразных, постоянно изменяющихся форм и видов престижного потребления.

Библиографический список

1. Веблен, Т. Теория праздного класса [Текст] / Т.Веблен - М.: Прогресс, 1984. С.108.

2. Логунов, А.В. Престижное потребление в системе символического обмена и конструирования социальной идентичности в трансформирующемся обществе [Текст] / А.В. Логунов Дис. ... канд. социол. наук, Владивосток, 2003. - 191 с.

3. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Практикум [Текст] / Л.Д.Столяренко - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - 576с.

4. Дж., Уинстенли Закон свободы [Текст] // Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. ред. А.И. Володина. - М.: Политиздат, 1982. - 512 с.

5. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо-логос. М.: Прогресс, 1991. Вып. 1. С. 284-315.

6. Лейбенстайн, Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательного спроса. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://book2001. na-rod.ru/Leibenstein.pdf (Дата обращения 25.01.2013).

7. Ростовцева, Л.И. «Homo glamouricus», или «Человек гламурный» в России [Текст] // Л.И. Ростовцева - Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 2009. №6. - 304 с.

8. Резник, С.Д. Менеджмент в домашнем хозяйстве: Учеб. пособие [Текст] / С.Д. Резник, В.А. Бобров, Н.Ю. Егорова; Под общ. ред. С.Д. Резника. - 3-є изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 461 с.

9. Референтная группа [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения 25.01.2013).

10. Ильин, В.И. Социология потребления [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. consumers.narod.ru/lections/refgroups.html (Дата обращения 25.01.2013).

11. Коростылёва, И. Господин костюм. [Текст] // Финанс, № 48-49 (89-90) 20-31 декабря 2004 года.

12. Young, R. Luxury no longer means loud in Russia. [Текст] // R. Young - The New York Times, 22 ноября 2007 года.

13. Коростикова, Т.Н. Богатого делают часы [Текст]// Т.Н. Коростикова - Аргументы и факты, 1998. №20. С.6

14. Парфентьева, И. Покупка дорогого автомобиля - это возможность вывести себя из депрессии. [Текст] // Коммерсантъ, № 54 (4354), 30 марта 2010 года.

15. Ждакаев, И. Конец глобального потребления [Текст] // Деньги, № 50 (705), 22 декабря 2008 года.

Последние материалы раздела:

Проект по биологии иллюстрации рисунки фотографии
Проект по биологии иллюстрации рисунки фотографии

Науки о жизни идут по пути от крупного к мелкому. Совсем недавно биология описывала исключительно внешние черты животных, растений, бактерий....

Как приготовить стейк из индейки на сковороде
Как приготовить стейк из индейки на сковороде

Стейк из индейки – это большой кусок мяса, которому обрадуется любой рот. Птичку можно приготовить очень вкусно, если натереть подходящими...

Калорийность слоёной самсы Кулинарная азбука от А до Я
Калорийность слоёной самсы Кулинарная азбука от А до Я

Самса – это традиционная узбекская выпечка. Ее обязательно готовят из слоеного теста и мясной начинки. В среднеазиатских странах в качестве начинки...