Тема родины в творчестве блока. Тема родины в творчестве Блока А.А Персонифицированный образ без привязки к конкретике

Каждый поэт по-своему изображал Родину. Кто-то в образе матери, кто-то утверждал, что родной край - это мать или возлюбленная. Иные персонифицировали ее, пытались показать как отдельного человека, который тоже переживает, страдает, любит и терпит.

Александру Александровичу удалось совместить несколько вариантов образов. При этом, с каждым новым стихотворением открывается новый образ Родины в лирике Блока. Но это не значит, что восприятие родного края у него рассеивается, отношение к нему меняется. Поэт понимает и принимает Родину во всей ее многогранности, величии и бедности, благодати и страданиях.

Понятие Родины для Блока

Тема Родины в не присутствовала изначально. Она стала подытоживающим этапом его жизни. Но именно он и стал одним из самых важных в судьбе поэта.

К такой теме Блок пришел не сразу. Она появилась после долгих скитаний поэта и многих пережитых страданий. Это способствовало полному погружению А. Блока в тему. И именно поэтому он не ограничился шаблонным изображением Родины, как некой абстрактной величины. Или же, наоборот, как определенной территории, существование которой ограничено в пространственно-темпоральном континууме.

То есть, Россия не существует для него только сейчас, и только от одного пограничного столба до другого по поверхности. Она проникает в вещи и судьбы, рассеивается в воздухе, впитывается в землю.

Закономерно, что при таком понимании и переживании темы, образ Родины в творчестве Блока не может иметь одно лицо и такое же отображение в зеркале поэтичного мастерства.

Варианты изображения Родины Блоком

Чтобы максимально точно отобразить свои переживания по поводу родного края, Блок использовал его поэтическое изображение в нескольких вариантах. Литературоведы выделяют такие варианты, в каких отображена Родина в лирике Блока:

  • сказочность - не персонифицированный образ волшебного края, со сказочными существами, загадками, таинственными лесами;
  • романтичность - Родина изображается как возлюбленная молодого юноши, нежная, трепетная, неповторимая;
  • историзм - край, у которого есть прошлое, своя история, и с ними нельзя не считаться;
  • бедность и страдание - не столько образ Родины, сколько обобщение ее жителей, которые претерпевают не самые лучшие времена. Но при этом не предают свой край, а принимают таким, какой есть, но с надеждой на положительные изменения;
  • обобщенный образ живого существа - Родина - это живое существо, подобное человеку, но характеристика дана только посредством абстрактных понятий, а не конкретизации тех или иных черт внешности;
  • оптимистичность - в таком ключе Блок высказывает свои надежды на светлое будущее страны, верит в грядущие благоприятные изменения.

Сказочные мотивы в изображении

Изображение России, как земли сказочной, мифической находим в стихотворении «Русь». Не только описанный пейзаж напоминает фольклорные характеристики придуманной местности, но и упоминание нереальных существ, таких как ведьмы, ведуны, ворожеи, черты и прочие. Элементы окружающего - дебри, болота - тоже часто употребляются в мифологических рассказах.

Цвета, которые всплывают в воображении при этом описании, преимущественно черные, серые, грязно-зеленые, коричневые.

Но резкий переход к спокойному, умиротворенному созерцанию природы не только дает понять, что первое впечатление было ошибочным. Такой резкий контраст подчеркивает загадочность Руси - то темнота и страхи, то тишина и леность (море лениво омывает берега, желтый обрыв, поля).

Романтизация образа Родины

Но мифологизация образа Родины не является нововведением Блока. Многие его предшественники обращались к этому приему. Другое дело, что он подавал сказку и реальность в резком контрасте.

Как известно, мифичные образы присущи эпохе романтизма. Но Блок не был романтиком, потому возвышенные образы в его поэзии приобретают иной характер, чем у предшественников. Так, к судьбе Родины поэт подходил не со стороны философской, отвлеченной. Он любил Россию, как любят женщину - самоотверженно, горячо.

Но, как говорил сам Александр Александрович, это происходит потому, что в мире поэзии, в котором он стремится пребывать повсеместно, нет разделения на свое и общее. Все общее, что касается самого сердца поэта, становится автоматически личным. Интимное в поэзии выносится на всеобщее обозрение, с целью быть услышанным и понятым.

Родина - это женщина. Возлюбленная, молодая красавица, жена, но не мать, как ее представляли в своем творчестве предшественники Блока. Это необузданная, сильная, манящая дива, но при этом нежная, смирная, красивая. Поэт поддает образ интимизации, наделяя его теми чертами, которые присущи и воспетой им же Прекрасной Даме.

Как декадент, он утверждает, что любить стоит только прекрасное. Страдания - тоже возвышенные чувства, которые должен принять и пропустить через себя каждый, но при этом не потерять себя. Потому, для того чтобы полюбить Россию, к ней сначала нужно почувствовать сострадание, постичь глубину ее горестей.

Россия в диахроническом срезе

Тема Родины в творчестве Блока не ограничивается только современностью автора. Для того чтобы лучше постичь природу такого явления, он прибегнул к историческим экскурсам.

Понятия Россия, Родина Блок отождествляет, и потому история страны неразделима с жизнью каждого человека, населяющего ее. Это если рассматривать понятия в романтическом контексте тоже. Так, нас интересует прошлое возлюбленной, ее судьба, как патриота - манит история.

Цикл стихов «На поле Куликовом» посвящен истории России. Он подает панорамное изображение жизни страны от монголо-татарского ига и до современности. Кроме того, поэт высказывает надежды на светлое будущее России, потому что она стремится вперед, многое одолела, перестрадала, а после такого неизменно наступает благоденствие.

Россия - бедная и многострадальная

Как и в контрасте пейзажей, Россия выступает неоднородной страной и в общем благосостоянии. Речь идет и о нищете отдельных граждан, которая соседствует с невероятным богатством других, и о судьбе страны в целом. Тяжело переживая за долю своего родного края в сложных политических и экономических условиях, поэт все же выражает глубокую уверенность, что все изменится.

Даже в «золотые годы» в России трепались «три стертых шлеи», а расписные спицы ввязываются в расхлябанные колеи. То есть, каждый старается приобрести личное материальное благополучие, забывая про общественное. В этом и состоит одна из ключевых, по мнению автора, проблем российского общества.

При этом всем внешнем нищенстве, Блок акцентирует внимание на благодатной почве, богатстве земли. Чувство любви к Родине поэт описывает чистым, наивным, девственным. Именно тема Родины в поэзии Блока перекликается с мотивами переживаний по поводу первой любви и ее слез. Такие же страдания, кристальные, незапятнанные, он переносит, когда задумывается о судьбе страны.

Персонифицированный образ без привязки к конкретике

Новое видение образа родного края дает нам анализ стихотворения «Родина». Блок в своем цикле дарит нам понимание образа России также как существа персонифицированного. Но при этом нет привязки к конкретной личности или собирательному образу.

Родина выступает чем-то, вернее, кем-то обобщенным. Живым, но при этом эфемерным. Она стоит за душой автора в качестве его главного богатства и самого большого страдания.

Страна отрывается от земного, материального и появляется в качестве высшей материи. Скорее, это не сам образ Родины, а именно любви к ней. Это наводит на мысль о частичном отходе Блока от декадентства. Он живет в мире не материальном, а в возвышенном, отрешенном от земных забот. Но тут же признается в привязанности к реальному существу - Родине.

Оптимизм в изображении России

При всем пессимистичном, на первый взгляд, изображении России, тема Родины в поэзии Блока все-таки высветлена в оптимистичном ключе. Автор надеется на скорую перемену положения. Объясняет он это простым законом справедливости, которая обязательно воссторжествует. Россия, которая претерпела множество революций, войн, разрух, нищеты, просто не может не стать сверхсильной богатой державой.

Он сравнивает ее с тройкой, что запряжена лихими скакунами, не знающими отдыха. Таким не страшна ни «расхлябанная колея», ни метель.

Так и родился цикл стихотворений, которые мог написать в то время только Блок - «Родина». Анализ стихов из цикла дарит уверенность в светлом будущем и надежду в лучшие времена.

Средства для создания образа Родины

Одним из самых распространенных средств, которые использует поэт, является персонификация. Тема Родины в творчестве Блока приобретает близкое звучание, сама Россия превращается то в молодую девушку, то в дикую и необузданную женщину, то становится сказочным местом.

Тема Родины в поэзии Блока также раскрывается при помощи развития образа. На этом построены практически все варианты подачи образа, в большей или меньшей мере, чему подтверждением служит анализ стихотворения. «Родина», Блок не зря выбрал такое простое название для цикла. Это итог творчества поэта, выражение на бумаге всех его мыслей и тревог, которые накапливались на протяжении жизни.

Новаторство Блока в изображении Родины

Предшественники поэта при изображении Родины также использовали такое средство, как олицетворение. И многие из них оживляли образ, вселяя его в женское обличие. Но тема Родины в творчестве Блока приобрела новое звучание - это не мать, как описывали ее другие, а подруга, невеста, жена. То есть она и в горе, и радости идет плечом к плечу с лирическим героем. И не покровительствует, а сама нуждается в защите.

Также непривычна и подача образа в виде чего-то живого, но в то же время абстрактного. Россия - не картинка, изображение, а ассоциирующийся у каждого со своими вещами объект.


Александр Александрович Блок - гениальный поэт XX в., один из самых выдающихся представителей русского символизма. Его стихи завораживают своей стремительностью, выразительностью, необычной красочностью. Анна Андреевна Ахматова писала: «Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX в., но и человек-эпоха». Главной темой в творчестве Александра Александровича Блока является тема Родины. О чем бы он ни писал - все это было о России. Начало этой темы звучит в стихотворениях «Осенняя воля» и «Русь». Чувство простора, бесконечности, воплощенное в образах безбрежных лесов и степей, рек, возникает в стихотворении Блока. То же ощущение простора рождается в образах ветра и пути. Лирический герой чувствует себя причастным и к этой нищете, и к этим далям, и к этому простору: Запою ли про свою удачу, Как я молодость сгубил в хмелю... Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю... Много нас- свободных, юных, статных - Умирает не любя... Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя! В стихотворении «Русь», которое было написано в 1906 г., главное в образе Родины - это тайна. У Блока возникает ассоциация России с загадочной красавицей, верящей в ворожбу. Страна почивает в дремоте, сохраняя завораживающую таинственность и сказочность: Так - я узнал в своей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу. В более позднем творчестве Россия из Возлюбленной превращается в Жену: «О Русь моя! Жена моя!» Слово «жена» в лирике Блока многозначно. «Жена» - поэтический идеал, та «Вечная Женственность», которая «спасет мир». А еще женщина.- это ветер, это простор. В этом стихотворении («Река раскинулась») Русь предстает перед нами в образе степной кобылицы, которая мчится сквозь кровь и пыль: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь... Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! Здесь Родина для Блока буйная, хаотическая, хмельная. В стихотворении «Россия» Блок вновь признается в любви к отчизне. Образ Родины у поэта словно оживает в облике женщины, сильной и невероятно прекрасной. Образ этот динамичен, он словно раздваивается, переходит, перетекает из одного русла в другое: сначала это Россия, потом женщина «с разбойной красотой» и нелепой судьбой, затем снова Россия, Родина, просторы - «лес да поле», а после опять женщина - «плат узорный до бровей». Через все стихотворение проходит мотив дороги, тоски, но вместе с ним и уверенности, что у многострадальной родины поэта есть будущее, гордости за нее. Только Блок может полюбить такую Россию и признаться ей: Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, - Как слезы первые любви! В более позднем творчестве тема родины у Блока стала связываться с духовно-нравственным мотивом и образом Христа, а не только с идеалом Вечной Женственности. Часто эти два образа сливаются: О том, что было, не жалею, Твою я понял высоту: Да. Ты - родная Галилея Мне - невоскресшему Христу. И пусть другой тебя ласкает, Пусть множит дикую молву: Сын Человеческий не знает, Где преклонить ему главу. Образ Христа в творчестве Блока, с одной стороны, лирический, а с другой - эпический, народный. О таком Христе Блок говорит в стихотворении «Родина»: Когда-то там, на высоте, Рубили деды сруб горячий И пели о своем Христе. В образе Христа, весть о котором идет из темной России, нет смирения, он несет возмездию И капли ржавые, лесные, Родясь в глуши и темноте, Несут испуганной России Весть о сжигающем Христе. Совершенно иной представляется Родина в стихотворении «Новая Америка». Если в раннем творчестве Блока мы видим нищую, бедную Россию, то теперь перед нами предстает Россия, кот смогла подняться, обрести необходимую мощь, встать вровень с передовыми государствами. Автор серьезно размышлял о том, какую роль национальная промышленность может играть в «великом вам рождении» России. «Будущее России, - писал он, - лежит в еле еще тронутых силах народных и подземных богатств». В последних строфах гениальный поэт говорит о том, что ископаемые богатства родины помогут ее обновлению: Черный уголь - подземный мессия, Черный уголь - здесь царь и жених, Но не страшен, невеста, Россия, Голос каменных песен твоих! Уголь стонет, и соль забелелась, И железная воет руда... То над степью пустой загорелась Мне Америки новой звезда! Однако Блоку чужда идеализация образа Родины. В период патриотического подъема, в начале Я войны, когда патриотические гимны звучали повсюду, поэт пишет стихотворение, которое потрясло я всех своей прямотой, - «Грешить бесстыдно, беспробудно...» Страшные, уродливые образы рисуют картины духовно убогой жизни, жизни греха, пьянства, лицемерия и ханжества. Это храмы с «заплеванным полом», иконы в бедных окладах. А тот, кто оставил в церкви «грошик медный», на этот же грош и обманет кого-нибудь. Тот, кто клал поклоны, отпихнет «пса голодного» ногой от двери, будет «под Я лампадой у иконы» пить чай и пересчитывать деньги из «пузатого комода», а потом забудется на пуховых перинах в «тяжелом сне». Уродливая, страЩная картина: И под лампадой у иконы Пить чай, отщелкивая счет, Потом переслюнить купоны, Пузатый отворив комод, И на перины пуховые В тяжелом завалиться сне... Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. Какой бы ни представала перед нами Родина в творчестве Блока - нищей, убогой, мятежной или богатой, - во всех стихотворениях поэта мы чувствуем его любовь к России. Он готов любить то, что до него не прощал никто. Это и есть подлинная любовь, любовь не «благодаря», а «вопреки», любовь не за что-то, а просто так. Это действительно любовь. И в этой безграничной любви Александр Александрович Блок стал великим национальным поэтом, поэтом-символистом, поэтом, чье имя останется надолго у каждого на устах, поэтом, имевшим право говорить от лица поколения: «Мы - дети странных лет России».

В лирике А. Блока тема Родины являлась ведущей. Любовь к России оставалась незыблемой на протяжении всей жизни поэта. На примере ранних («Осенняя воля», «Русь») и поздних («Россия», «Новая Америка») стихотворений Блока можно проследить эволюцию темы Родины в его творчестве.

Итак, в ранних работах поэт представляет Россию как страну бедную: «Так - я узнал в моей дремоте / Страны родимой нищету, / И в лоскутах ее лохмотий / Души скрываю наготу». Также в стихотворениях преобладают картины необъятной природы, которой Блок искренне дорожит и любуется.

Легко заметить, что Россия у поэта ассоциируется с загадочной красивой девушкой и также не лишена загадочности, окутана тайной. Часто можно встретить фольклорные образы: «Где ведуны с ворожеями / Чаруют злаки на полях / И ведьмы тешатся с чертями / В дорожных снеговых столбах».

Несмотря на все несовершенства Родины, Блок искренно любит её.

Поэт крепко был привязан к ней и к ее природе. Лирический герой всегда неотделим от Родины, такой любимой и такой дорогой сердцу, хотя она и бедна и несовершенна. В ранних стихах Блока Россия дремлет, но она и «во сне необычайна».

В поздних стихотворениях Блок всё так же не стремится идеализировать Россию, он показывает ее такой, какая она есть. Она всё так же представлена девушкой («А ты все та же - лес да поле, / Да плат узорный до бровей»), все такая же нищая («Россия, нищая Россия, / Мне избы серые твои, / Твои мне песни ветровые, - / Как слезы первые любви!»), но поэт любит ее всем сердцем. Теперь же только Россия не дремлет. Наступил расцвет промышленности, что отражено в стихотворении «Новая Америка». Россия стала мощнее, ее облик немного меняется, но неизменна любовь Блока к ней. Он восторгается новой Россией, она смогла подняться и встать в ряд передовых стран мира: «То над степью пустой загорелась / Мне Америки новой звезда!»

В стихотворении «Двенадцать» поэт открыл новый образ России, демонстрирует крушение старого мира. Революционная Родина теперь идёт вслед за Христом, что может значить начало новой религии, символизирует новую жизнь. Поэма проникнута всемирноисторическим значением. Блок считал ее вершиной своего творчества.

Итак, я пришла к выводу, что на протяжении всей своей жизни в своей лирике Блок отражал любовь к Родине, какой бы ее ни представлял, - нищей ли, убогой или необъемлемой, прекрасной. В своей безграничной любви к России Блок стал великим национальным поэтом.

Александр Александрович Блок - гениальный поэт XX в., один из самых выдающихся представителей русского символизма. Его стихи завораживают своей стремительностью, выразительностью, необычной красочностью. Анна Андреевна Ахматова писала: «Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX в., но и человек-эпоха».

Главной темой в творчестве Александра Александровича Блока является тема Родины. О чем бы он ни писал - все это было о России. Начало этой темы звучит в стихотворениях «Осенняя воля» и «Русь». Чувство простора, бесконечности, воплощенное в образах безбрежных лесов и степей, рек, возникает в стихотворении Блока. То же ощущение простора рождается в образах ветра и пути. Лирический герой чувствует себя причастным и к этой нищете, и к этим далям, и к этому простору: Запою ли про свою удачу, Как я молодость сгубил в хмелю...

Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю... Много нас- свободных, юных, статных - Умирает не любя... Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя! В стихотворении «Русь», которое было написано в 1906 г., главное в образе Родины - это тайна. У Блока возникает ассоциация России с загадочной красавицей, верящей в ворожбу.

Страна почивает в дремоте, сохраняя завораживающую таинственность и сказочность: Так - я узнал в своей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу.

В более позднем творчестве Россия из Возлюбленной превращается в Жену: «О Русь моя! Жена моя!» Слово «жена» в лирике Блока многозначно. «Жена» - поэтический идеал, та «Вечная Женственность», которая «спасет мир». А еще женщина.- это ветер, это простор. В этом стихотворении («Река раскинулась») Русь предстает перед нами в образе степной кобылицы, которая мчится сквозь кровь и пыль:

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови!

Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь... Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь!

Здесь Родина для Блока буйная, хаотическая, хмельная.

В стихотворении «Россия» Блок вновь признается в любви к отчизне. Образ Родины у поэта словно оживает в облике женщины, сильной и невероятно прекрасной. Образ этот динамичен, он словно раздваивается, переходит, перетекает из одного русла в другое: сначала это Россия, потом женщина «с разбойной красотой» и нелепой судьбой, затем снова Россия, Родина, просторы - «лес да поле», а после опять женщина - «плат узорный до бровей». Через все стихотворение проходит мотив дороги, тоски, но вместе с ним и уверенности, что у многострадальной родины поэта есть будущее, гордости за нее. Только Блок может полюбить такую Россию и признаться ей: Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, - Как слезы первые любви! В более позднем творчестве тема родины у Блока стала связываться с духовно-нравственным мотивом и образом

Христа, а не только с идеалом Вечной Женственности. Часто эти два образа сливаются:

О том, что было, не жалею, Твою я понял высоту: Да. Ты - родная Галилея Мне - невоскресшему Христу.

И пусть другой тебя ласкает, Пусть множит дикую молву: Сын Человеческий не знает, Где преклонить ему главу.

Образ Христа в творчестве Блока, с одной стороны, лирический, а с другой - эпический, народный. О таком Христе Блок говорит в стихотворении «Родина»: Когда-то там, на высоте, Рубили деды сруб горячий И пели о своем Христе.

В образе Христа, весть о котором идет из темной России, нет смирения, он несет возмездию И капли ржавые, лесные, Родясь в глуши и темноте, Несут испуганной России Весть о сжигающем Христе.

Совершенно иной представляется Родина в стихотворении «Новая Америка». Если в раннем творчестве Блока мы видим нищую, бедную Россию, то теперь перед нами предстает Россия, кот

смогла подняться, обрести необходимую мощь, встать вровень с передовыми государствами. Автор серьезно размышлял о том, какую роль национальная промышленность может играть в «великом вам рождении» России. «Будущее России, - писал он, - лежит в еле еще тронутых силах народных и подземных богатств». В последних строфах гениальный поэт говорит о том, что ископаемые богатства родины помогут ее обновлению:

Черный уголь - подземный мессия, Черный уголь - здесь царь и жених, Но не страшен, невеста, Россия,

Однако Блоку чужда идеализация образа Родины. В период патриотического подъема, в начале Я войны, когда патриотические гимны звучали повсюду, поэт пишет стихотворение, которое потрясло я всех своей прямотой, - «Грешить бесстыдно, беспробудно...» Страшные, уродливые образы рисуют картины духовно убогой жизни, жизни греха, пьянства, лицемерия и ханжества. Это храмы с «заплеванным полом», иконы в бедных окладах. А тот, кто оставил в церкви «грошик медный», на этот же грош и обманет кого-нибудь. Тот, кто клал поклоны, отпихнет «пса голодного» ногой от двери, будет «под Я лампадой у иконы» пить чай и пересчитывать деньги из «пузатого комода», а потом забудется на пуховых перинах в «тяжелом сне». Уродливая, страЩная картина: И под лампадой у иконы Пить чай, отщелкивая счет, Потом переслюнить купоны, Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые В тяжелом завалиться сне... Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне.

Какой бы ни представала перед нами Родина в творчестве Блока - нищей, убогой, мятежной или богатой, - во всех стихотворениях поэта мы чувствуем его любовь к России. Он готов любить то, что до него не прощал никто. Это и есть подлинная любовь, любовь не «благодаря», а «вопреки», любовь не за что-то, а просто так. Это действительно любовь. И в этой безграничной любви Александр Александрович Блок стал великим национальным поэтом, поэтом-символистом, поэтом, чье имя останется надолго у каждого на устах, поэтом, имевшим право говорить от лица поколения: «Мы - дети странных лет России».

Разработка урока предназначена для учащихся 11 класса. Урок-исследование предлагает внимательно прочитать и сравнить 3 самых известных произведения Блока о Родине: "Русь", "Россия" и "На поле Куликовом". Учащиеся вместе с учителем прослеживают развитие темы и в конце урока составляют общую таблицу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по творчеству А. Блока

Подготовила: Учитель русского языка и литературы

СУВОРОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА

Тема Родины в творчестве А.Блока

  1. Слово учителя:

После 1906 г. для Блока главной темой становится тема Родины, России.

Если для Блока Европа – это гармонические линии, нежные тона, томные розы, воздушность, мечта о запредельном, искания невозможного, то Россия – это „безобразная история“ где „боярские“, где „хлюпает кровь“, „тяжелая, гнилая, болотная“.Здесь все земляное, небо - „серое, как мужицкий тулуп“ и... „Здесь от края и до края – чахлый кустарник. Пропадаешь в нем, а любишь его смертной любовью;выйдешь в кусты, станешь на болоте. И ничего -то больше не надо. Золото,золото где-то в недрах поет“.

Тема Родины лучше всего прослеживается в 3х произведениях:

„Русь“-1906г

„Россия“-1908г

цикл „На поле Куликовом“ -1908г

  1. Сравним эти стихотворения.

(Работа в группах)

Группа А. Стихотворение„Русь“

Вопросы :

  1. Какой рисуется родина в представлении Блока?
  2. Почему Русь, а не Россия?
  3. Сравните первую и последнюю строфы стихотворения. Что дает для понимания кольцевая композиция?
  4. Каким предстает автор в этом стихотворениии?

(Русь – спящая красавица, пришедшая из глубины веков,автор благоговеет перед ней,боится нарушить ее покой. Она – загадка, которую невозможно разгадать. Поэтому возможно только преклоняться.)

Группа Б. Стихотворение „Россия“-

Вопросы:

  1. В чем разница названий?
  2. Какие годы Блок считает „ золотыми“?
  3. На какое стихотворение идет ссылка?
  4. Какие черты родины Блок замечает прежде всего?
  5. О чем 4-5 строфы стихотворения? О каких событиях вспоминает Блок?
  6. Почему последнее 4-стишие меняется на 6-стишие?
  7. Что означают строки „невозможное возможно“?

(Россия – прекрасная молодая женщина, обманутая ухажером. Да, у нее были трудные времена, но она сумела выжить и с достоинством продолжать свой путь. Это страна радости, приходящей через слезы и испытания, Страна, где возможны любые чудеса, так как в основе всего – любовь.)

Группа В.Лирический цикл „На поле Куликовом“

Вопросы:

  1. Какие события российской истории отразились в этом цикле?
  2. О чем 1-я главка? Найдите сходство с конкретными строками из „Слова о пълку Игореве“..
  3. Как с помощью смены ритма Блоку удалось передать движение?
  4. Какой образ главенствует в этой части?
  5. С кем отождествляется родина в этом цикле?
  6. Кому, по-вашему, принадлежат слова 2-й главки?

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мёртвым лечь!»

  1. Обращение „Ты“ из 3-й части это слова к образу Богородицы, к жене, к матери, к родине? как вы поняли?

В ночь, когда Мамай залёг с ордою

Степи и мосты,

В тёмном поле были мы с Тобою, -

Разве знала Ты?

Перед Доном тёмным и зловещим,

Средь ночных полей,

В криках лебедей.

  1. Часть 4-я – это время прошедшее или настоящее? Докажите и объясните свою т. з.

4 глава.

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Умчались, пропали без вести

Степных кобылиц табуны,

Развязаны дикие страсти

Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне…

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моём,

И падают светлые мысли,

Сожжённые тёмным огнём…

Я«вись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!»

Вздымается конская грива…

  1. Что объясняют слова В.Соловьева, взятые эпиграфом к 5-й главке?

И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло.

Вл. Соловьёв

  1. Почему последняя часть заканчивается словами:

„Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем,

Теперь твой час настал. - Молись!

  1. К кому обращены последние слова?

(Здесь родина – любимая и единственная жена, с которой связано будущее, и поэт, его лирический герой, как и герои древности, не мыслят себя без России.)

Урок заканчивается составлением таблицы

Вопросы

Стихотворение Блока «Русь»

Стихотворение Блока «Россия»

Цикл стихотворений «На поле Куликовом»

В каком году создано произведение?

Какой предстает родина в каждом произведении?

Русь – спящая красавица, пришедшая из глубины веков, автор благоговеет перед ней, боится нарушить ее покой. Она – загадка, которую невозможно разгадать. Поэтому возможно только преклоняться.

Россия – прекрасная молодая женщина, обманутая ухажером. Да, у нее были трудные времена, но она сумела выжить и с достоинством продолжать свой путь. Это страна радости, приходящей через слезы и испытания, страна, где возможны любые чудеса, так как в основе всего, всей жизни – любовь. Россия переживала много трудностей, переживет и возрождалась.

Здесь Родина – любимая и единственная жена, с которой связано будущее. Поэт (и его лирический герой), как и герои древности, не мыслят себя без России. Поэтому ее нужно не просто любить, а прежде всего - ЗАЩИЩАТЬ.

Какой из образов родины соответствует современности?

да

да

да

Выводы:

Александр Блок в своих произведениях создал удивительно точный образ Родины, рассматривая его в историческом развитии, от языческих времен («годы золотые») до современных ему испытаний. Поэт доказал необыкновенное своеобразие России, ее силу и способность возрождаться несмотря на трудные времена. Блок подчеркнул необходимость любить и защищать эту страну. Поэт считает, что путь России – особенный, и этот путь никогда не был легким. Во все времена Россия любила, боролась и возрождалась.


Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...