Шабаш: что это такое? Когда происходит Шабаш ведьм? Древние легенды Сбор ведьм как называется.

В XIII веке в Европе происходили радикальные духовные перемены. Магия и колдовство, можно, сказать, утвердились окончательно, утратив своё прежнее, неустойчивое, двусмысленное положение. Теперь ведьмы и колдуны расширили свою деятельность, все с большим рвением исполняя заветы и требования своего главного предводителя - Дьявола.

Теперь они не таились и не скрывались. По Европе все больше распространялись отвратительные рассказы "очевидцев" о том, что многочисленные компании колдунов и ведьм регулярно собираются в священных рощах, на ближайших "лысых" (безлесых) горах, где проводят нечестивые ритуалы и обряды дерзкого поклонения Дьяволу.

Эта богохульная издевательская пародия на христианские церковные обряды получила название "шабаша". Первый суд над участниками такого сборища состоялся между 1330-11340 гг. в окрестностях французского города Каркасонна, на юге Франции, неподалёку от Тулузы.

Обряд черной магии

Эти рассказы, от которых у богобоязненных христиан волосы вставали дыбом, обрастали все более ужасающими и непристойными подробностями. На них якобы всем заправлял сам Дьявол. После ряда непотребных ритуалов все участники этого безумного ночного празднества, охвачены непреодолимой похотью, предавались массовому греху. Вся эта безумная оргия сопровождалась неистовыми плясками одурманенных наркотическими настройками дьявола-поклонников. Как утверждают, они угощались кусками плоти убиенных при жертвоприношении младенцев.


Во время такого умопомрачительного неистовства участники шабаша подтверждали действенность своего ранее заключенного с Дьяволом договора по всем его пунктам.

Они осквернили христианские святыне, оплевывали крест, изрыгали всяческую хулу на Христа, присягали на верность Сатане. На таких сходках проходил и обряд инициации, то есть приёма новых членов. При посвящении новичка ему сначала предлагается высосать слюни изо рта огромной жабы, а потом поцеловать её в брюшко. Затем является худой, бедный человек, одна кожа и кости. Его нужно будет поцеловать в оголенный зад, и после такого красного поцелуя новообращенный напрочь, забывает свою прежнюю христианскую веру. Из-за таинственной статуи выходил большой чёрный кот, и все присутствующие целовали его в зад. После чего свечи гасли и начиналась непристойная оргия. Наконец, являлся человек, верхняя часть которого своим слепящим блеском затмевала солнце, а нижняя походила на покрытые шерстью ноги козла с раздвоенными копытами, с хвостом.

Подобных описаний в обширной литературе о ведовстве хоть пруд пруди, но по мнению современных демонология, лучшее описание шабаша у знаменитого русского поэта и писателя Валерия Брюсова в его прозаической книге "Огненный ангел".

Приведем несколько примеров:

Там женщины, ведущие меня, остановились, и я увидел, что то был Некто, сидящий на высоком деревянном троне, но во мне не было никакого страха, и я успел быстро и отчётливо рассмотреть его образ. Сидящий был огромен ростом и до пояса как человек, а ниже как козёл, с шерстью; ноги завершались копытами, но руки были человеческие, так же как лицо, смугло- красное, словно у Апача, с большими длинными глазами и короткой бородкой. Казалось ему на вид не больше сорока лет, из чёрных курчавых волос определённо поднимались три рога: два меньших сзади и один большой спереди. Вокруг рогов была надета корона, по-видимому, серебряная. Голые ведьмы ставили меня перед троном и воскликнули: - Мастер Леонард! Это -новый!

Добро пожаловать, сын мой. Но приходишь ли ты к нам по доброй воле?

Я ответил, что по доброй воле, как и подобало отвечать мне. Тогда он задал мне вопросы, о которых я был предупреждён и не хочу повторять здесь и шаг за шагом совершал я весь кощунственный обряд чёрного новициата. Далее следовали два уставных велхования. Для первого он протянул мне благосклонно свою руку, а для второго, он встал, повернулся ко мне спиной, причём надо мной поднялся его хвост длинный как у осла, а я, играя свою роль до конца нагнулся и облобзал зад козла. Когда же я исполнил этот ритуал, мастер Леонард воскликнул:

Радуйся, сын мой возлюбленный, прими знак мой на теле своём и носи его

Радуйся, сын мой возлюбленный, прими знак мой на теле своём и носи его во веки веков, аминь!

И, наклонившись ко мне свою голову, острием большого рога коснулся моей груди, я испытал боль укола и кровь выступила из моей кожи.

Тотчас ведьмы захлопали в ладоши и закричали от радости, а мастер Леонард, все на троне снова, произнёс те роковые слова, ради которых представал я перед ним:
- ныне проси у меня все, что хочешь и первое твоё желание будет нами исполненной...
... Скоро очутился я среди толпы, ликовавшей, словно на празднике в Иванов день или на карнавалах в Венеции.

Вальпургиева ночь

В германской средневековой мифологии существует день повиновения святой Вальтургии, скончавшейся в ночь с 30 апреля на 1 мая. Этот день считался днем общенационального «слета» всех ведьм на грандиозный шабаш, которые кто на чем – на помеле, на палке, на ухвате, а то и на горбу козла, - слетелись на знаменитую волшебную гору Брокен. Там они принимались шумно праздновать вместе со всякой нечестью.

Вначале они занимаются поисками чудодейственных трав, частности, корня мандрагоры, который, по преданию, в эту ночь наливался особой магической силой. Потом начинались их волхования.

Своими магическими заклятиями старались помешать своевременному приходу весны, уничтожить ранние просевы, наслать порчу и болезнь на людей.

В соседних от горы селениях местные крестьяне проводили сами магические церемонии, чтобы с их помощью прогнать ведьм.

Они сжигали на кострах чучела ведьм, ходили от дома к дому с засаженными факелами, гремели трещотками, звонили в церковные колокола. Позже день первого мая стал праздником весны.

Вымысел инквизиторов

Существует множество точек зрения по поводу того, как происходили такие шабаши ведьм, и существовали ли они вообще. Из теорий специалистов в области белой и черной магии, вероятно, можно выделить две.

Во-первых, идея шабаша, или тайного сборища ведьм, была неизвестна до ХII века.

Таким образом, как утверждает Видный американский демонолог, автор уникальной «Энциклопедии колдовства и демонологии», Д. П. Роббинс, «эта идея была сфабрикована в XIV или XV вв., ее «изобретателями», в основном, Были следователи судов, работавших от инквизиции».

Во-вторых, неплохо было бы про анализировать, каким образом вообще могло возникнуть такое представление. Некоторые ученые - историки говорят, что идею колдовского шабаша подсказали ночные сборища средневековых крепостных крестьян.

Эти обнищавшие, забитые, обездоленные люди иногда на самом деле тайно по ночам собирались на танцы (такие деревенские танцульки существуют и по сей день), чтобы повеселиться и отдохнуть после целого дня тяжелого, рабского, по существу, труда и немного расслабиться. Сами по себе такие встречи не имели абсолютно никакого отношения к колдовству или к какой-либо иной форме оккультизма.

Скорее всего, все эти ужасные, поражающие воображение распутства шабаши возникали в воспаленном мозгу жестоких инквизиторов, у которых постоянно чесались руки, чтобы вершить беззаконие и устраивать кровавые расправы над невинными.

Такова была суть той деятельности, которой они целиком посвятили себя.

Издевка над обрядом

«Желаю! Желаю! Желаю! Пусть навсегда сохранят король и его наследник дружбу мне! Пусть и впредь останется королева бесплодной и пусть король покинет ее ради меня! Пусть жалует меня король и моих родных всем, чего я пожелаю!.. Пусть король расторгнет свой брак с королевой и обвенчается со мной!» - так причитала покинутая королем Людовиком XIV его любовница Франсуаза де Монтеспан во время ворожбы.

Есть и те, кто добровольно переходит на службу Дьяволу, например, ведьмы, которые продают ему свою душу, надеясь получить взамен земные блага. Ведьма всегда будет беспрекословно выполнять всё то, что ей велел Хозяин. Ведь согласно поверьям, именно полная самоотдача и повиновение Сатане, способны подарить им не только вечную жизнь, но и молодость. Достойна ли ведьма такой щедрости - решается на шабаше. Что это такое? Предлагаем узнать из нашей статьи.

Шабаш - это что?

Несмотря на то что приспешники Сатаны проповедуют абсолютное Зло, у них есть собственный устав, которому необходимо беспрекословно следовать. В противном случае провинившегося ждёт страшная кара.

Судьба женщин, выбравших тёмную сторону, решается на ведьминском шабаше, который представляет собой своеобразное судилище. Здесь собираются для того, чтобы отчитаться за свои деяния перед Дьяволом, который будет решать их дальнейшую судьбу.

Во время ночного собрания ковена утверждается план дальнейших действий. Каждая прибывшая ведьма должна выстроить собственную стратегию того, каким образом она будет досаждать людям. От того, насколько коварными и мерзкими были ее проделки, зависит судьба ведьмы на следующем ночном шабаше. Возможно, она получит одобрение Хозяина или же будет наказана вечными адскими муками.

Душа на обмен

В ночь шабаша на сборище слетаются не только ведьмы. Здесь находятся и вполне обычные люди, которые по тем или иным причинам решили перейти на тёмную сторону, присягнуть на верность Сатане. Однако владыку Тьмы абсолютно не интересует, с какой целью они прибыли на шабаш ведьм. Дьяволу нужна лишь их душа, которую он покупает в обмен на вечную красоту, молодость, везение и бессмертие.

В ряды приспешников Сатаны вступают только добровольцы. Каждый, кто решился на сделку, должен иметь при себе священный сосуд, в который заключается душа, после чего передаётся Люциферу.

После суда

Каждый шабаш ведьм заканчивается настоящей вакханалией. Собравшиеся буквально сходят с ума. Ведьмы пускаются в пляс с бесами, придаются плотским утехам, после чего отправляются ужинать. В качестве десерта они предпочитают сырую конину, которая запивается кровью.

Народы, проживающие, как правило, в горной местности, говорят, что шабаш - это настоящий кошмар, который не даёт местным уснуть до самого утра. Если на следующий день прийти на место ведьминского сборища, то можно обнаружить вытоптанную траву, обглоданные кости и следы, похожие на отпечатки козлиных копыт.

Когда собираются ведьмы

Сборище нечисти проводится несколько раз в год, в день, на который приходится православный или языческий праздник:

  • Первый в году шабаш приходится на Коляду, которая отмечается в период с 25 декабря по 6 января. Как правило, ведьмы выбирают дату 26 декабря, если этот день не приходится в ночь с субботы на воскресенье (в это время царствуют силы Добра).
  • Следующее собрание ведьм - 2 февраля и 21 марта.
  • Последний день апреля известен как Вальпургиева ночь, которая считается идеальной для шабаша.
  • А 6 мая славянские народы отмечают Юрьев день, который тоже подходит для слёта нечисти.
  • Летом ведьмы собираются всего один раз - 21 июня (день летнего солнцестояние).
  • Ровно через три месяца, 21 сентября, в день осеннего равновесия, они тоже не против организовать сходку нечистой силы.
  • В День всех мёртвых (Хэллоуин), который принято отмечать 31 октября, считается неплохим поводом устроить шабаш.
  • Последнее судилище ведьм, продавших душу Хозяину ада, приходится на 9 декабря (Юрьев день).

Однако не исключены внеочередные сходки, для которых может быть выбрана абсолютно любая дата. Ведьмы готовы собраться по первому требованию Дьявола.

Где проводится

Мы знаем, что шабаш - это ведьминская сходка. Местом её проведения может стать любая точка на карте. Но существует главное правило - туда не должен проникнуть посторонний.

Для этого, чаще всего, выбираются плоские вершины высоких гор, на которых отсутствует растительность. Склоны горы должны быть обрывистыми, а также окруженными густыми зарослями или лесом, чтобы человек не смог близко подобраться. Как многим известно, например, из русских сказок, ведьмы используют метлу в качестве своеобразного летательного аппарата. Им не составит труда добраться до самого труднодоступного места.

Недалеко от украинской столицы есть гора, которая в народе называется Лысая. На её вершине никогда не росли растения, а во время правления киевских князей она была местом для пыток и показательных казней. Также здесь проводились различные языческие ритуалы. Среди местных гора пользуется дурной славой. Она считается излюбленным местом для шабаша, устраиваемого нечистью.

Похожая гора есть и на территории Германии. Она называется - Брокен. Те, кому удавалось её покорить, говорят, что на самой вершине невыносимо находиться неподготовленному человеку. Там постоянно идёт снег, дуют сильнейшие ветра и просто не хватает кислорода. Местные жители уверены, что именно на вершине Брокена собираются сильнейшие ведьмы в Вальпургиеву ночь.

В Швеции тоже есть гора, о которой ходит много нехороших слухов. Её название - Блокула. Люди утверждают, что она принадлежит демону по имени Антессер, который в день шабаша доставляет на её вершину ведьм. Следом за своими приспешниками на горе появляется и Сатана, восседающий на огненном коне.

Даже в Израиле ведьмы устраивают сходки. В знак неуважения ко Всевышнему, они проводят свои собрания прямо на Голгофе.

Что происходит на ведьминской сходке

Все те, кто должен присутствовать на шабаше, получают заблаговременное приглашение. За 49 часов Дьявол шесть раз бьёт в гонг, который слышат только избранные. Прибыть на место можно на метле, предварительно намазав своё тело специальным раствором, который делает человека невидимым. Если у ведьмы есть молодой человек, она может превратить его в борова и примчаться верхом.

Присутствующие разбиваются на группы по тридцать человек, садятся в круг и разговаривают друг с другом, дожидаясь Хозяина. Как только Сатана является, он восседает на трон и начинает спрашивать с присутствующих за их проступки. Неугодные прямиком отправляются в ад, а к тем, кто не сильно провинился, приставляет наставника.

Апогей шабаша

Как только суд заканчивается, Дьявол выбирает себе самую красивую девственницу и вступает с ней в половую связь. Остальные ведьмы занимаются сексом с присутствующими чертями. После того как все выбьются из сил, собравшиеся начинают есть мясо и запивать его кровью.

Те, кто впервые присутствует на судилище и собирается продать свою душу, стоят в стороне, плюют на крест и топчутся по нему, читая присягу силам Тьмы. Так продолжается до того времени, пока Дьяволу не надоест. Затем Сатана покидает место встречи, а остальные отправляются туда, откуда прибыли и продолжают заниматься тёмными делишками.

Торжественное сборище ведьм и колдунов, которое обычно происходит ночью называется шабаш. О шабаше в принципе знают все, даже те люди, которые далеки от магии и эзотерики. Принято считать, что шабаш ведьм бывает по датам , как правило, раз в году. Сборище происходит на «Лысой горе» .

Целью его, как правило, считается вызов дьявола или сатаны и других демонов . Употребляются на шабаше жуткие ритуалы - жертвоприношения, сопровождаются они совокуплением главного жреца с новопоступившей в их ряды ведьмой или девственницей.

Танцы во время их сходки, не редко переходят в оргии. В прошлом считалось, что ведьме, чтоб попасть на лысую гору нужно намазаться своеобразным кремом, который изготавливается, якобы из жира людей, для того, чтоб ведьма была невидимой и могла летать.

Историческая часть о шабаше ведьм

Вообще самые ранние легенды о шабаше, которые дошли до нас обрисовывают полеты колдунов или ведьм для вызова или изменения различных погодных условий. К примеру , считалось, что они могли вызвать град, грозу, ураган, шторм, бурю, погасить солнце или луну и другие небесные светила, закрыв их тучами или напустив туман. Летали они на различных животных.

Исходя из мифологии, как правило, это были волки, медведи, козлы, бараны, кошки, свиньи и тому подобное. Чуть позже, начали считать, что ночные полеты ведьм, совершались на метлах и ухватах, клюках и палках, лопатах и граблях, и многих других инструментах применяющихся в домашнем обиходе.

Перед своими полетами они так же мазали себя различными кремами или мазями, проводили различные специфические ритуалы. Например, кипятили воду, в которую добавляли пепел, который был собран с костра в ночь Ивана Купалы, читали заклинания и пили или обливались этой водой. Предпочитаемыми местами являлись горы, так как считалось, что на вершинах гор находились древние языческие боги, которым и приносились различного рода жертвы.

Шабаш, в том смысле, который мы привыкли воспринимать, появился во времена раннего Христианства и до сих пор преследуется церковью, как обряд, посвященный поклонению нечистой силы, дьяволу или сатане. Считается, что шабаш ведьм происходил и сейчас происходит не менее четырех раз в год и приурочен он к древним праздникам.

Даты шабаша ведьм

  • Коляда - языческий праздник, посвященный рождению Солнца, в переводе с латыни коляда означает - “Взывать”. Праздновался, изначально,- 21-22 декабря (время шабаша) - в дни зимнего солнцестояния, позже и до наших дней, празднуется с 25 декабря по 5-6 января .
  • Масленица - праздник, который посвящен ожидаемому приходу весны, в старину праздновался с 14 по 20 марта. Однако, на шабаш, собираются ведьмы - 21 марта (день весеннего равноденствия).
  • Ивана Купалы (языческий праздник посвященный Богу Перуну) празднуется в ночь с 6 на 7 июля, но шабаш происходил и происходит 21 июня - в день летнего солнцестояния.
  • Праздник сбора урожая и благодарения Земли. Отмечался 21 сентября и является днем осеннего равноденствия.

В Европе, однако, существует убеждение, что шабаш происходит еще и 1 мая - в Вальпургиеву ночь.

В средневековое время инквизиция считала, что ведьмы, колдуньи, как и сами шабаши, существуют, и на основании этого выискивались, как правило, молодые, красивые женщины, которые обвинялись в колдовстве и под ужасными пытками признавались во всех смертных грехах и в результате чего сжигались заживо.

Шабаш ведьм в наше время

В наше время, тоже немало ведьм, колдуний и колдунов у которых шабаш ведьм проходит в определенные даты . Сборы, собрания, на котором собираются одинаково мыслящие люди для проведения определенных ритуалов, которых, и в современном мире, немало.

Если вы думаете, что ведьма в 21 веке - старуха с клюкой, то могу вас огорчить, как правило, ведьмы сейчас - довольно таки успешные “Леди” , блещущие красотой и умом, и летающие не на метлах и палках, а на самолетах, и в, повседневной жизни, ездящие на хороших автомобилях.

Что касается самого шабаша ведьм, то любой человек хорошо знакомый с эзотерикой или оккультизмом, вам скажет,- что б достичь быстро и, немаловажно, эффективно определенной цели, нужно хотя бы несколько человек . Связанно это напрямую с энергетическим выбросом, чем больше соберется человек, тем сильнее будет выброс. Секс же, сам по себе, несет соединение двух людей, двух энергетик, следовательно, является выбросом энергетики, поэтому нередко на шабашах происходит совокупления и оргии, которые сами по себе являются магическим обрядом или ритуалом, проводимым для определенных целей.

Не смотря на то, что и сейчас христианская церковь против магии, ведьм, колдунов и тому подобных, сама тоже проводит магические обряды , с использованием магических инструментов и с соблюдением всех правил, которые называются, к примеру:

  1. Таинство крещения.
  2. Таинство венчания.
  3. Миропомазание.
  4. Причащение.
  5. Освящение жилья, пищи, воды.

Церковных обрядов очень много, направлены они на пользу для человека, но, тем не менее, остаются все-таки обрядами, то есть, по сути , все теми же магическими ритуалами. Говорит об этом и само слово таинство, только мало кто об этом задумывается…

У практикующих ведьм есть свои, так сказать, собственные календарные праздники – шабаши, связанные с природными циклическими явлениями и приуроченные к смене времен года.

В ночь с 1 на 2 мая в Вальпургиеву ночь проходит самое главное праздничное событие: Бельтейн – самый великий Шабаш.

Как и многие тысячелетия, в эту ночь прославляют брак священного Бога и его Богини. Ближе к полночи ведьмы и прочая «нечисть» вместе слетаются к местам традиционных шабашей. В Европе известны два самых значимых места шабашей – гора в Германии под названием Броккен и на Украине – Киевская Лысая гора.

Где и как происходит главный Шабаш?

Еще излюбленным местом для сборищ являются крупные поляны, расположенные поблизости водоемов. Все участники разводят демонический костер, и на черной плите каменного алтаря выжигают огнем магический символ – пентаграмму. Согласно поверьям, когда часы бьют полночь, на могильной плите материализуется сам их Величество – Дьявол.

Появление Падшего Ангела сопровождается возгласом почитания и восторга. Он «освящает» шабаш, величественно восседая на троне. По его правую руку всегда – самая юная и красивая Ведьма.

Традиционно новоиспеченная Королева этой ночью должна принести в дар свою невинность Князю Тьмы. Среди пылающих бесчисленных факелов и свечей, важным действом является прием новичков в ряды «темной свиты». Далее разворачивается кульминация – торжественный пир «на весь мир». Круговерть веселых хороводов, дикие пляски вокруг ритуального костра, которые завершаются слиянием мужского и женского начал, символизируя гармонию и равенство.

Числа и даты демонических ночей

Второй по значимости шабаш происходит в ночь с 31октября на 1 ноября и носит название . Он совпадает с западным праздником Хеллоуином. Это окончание старого и начало нового «языческого» ведьминого года. В период первых морозов празднуется приход Наимудрейшей Богини. В этот значимый день открываются врата потустороннего мира, и души давно умерших посещают своих родственников.

– этот третий шабаш ведьмы отмечают в период зимнего годичного солнцестояния, а именно 21 декабря. В этот день, от души радуясь солнышку и прославляя рождение Солнца, можно получить огромный заряд жизненной энергии.

Сатана появится 1 мая на Лысой горе В эту ночь в прошлом благочестивые обыватели наглухо запирали двери и окна и молились о спасении от происков нечистой силы. Ночь с 1 на 2 мая больше известна, как Вальпургиева ночь. В эту ночь традиционно проходит главный праздник служителей тьмы — Великий Шабаш. Тысячелетия назад эта ночь посвящалась всему сонму богов, и светлых и темных. С приходом христианства служители светлых богов были уничтожены или канули в мглу забвения.

Темные, имевшие и до того многовековой опыт конспирации, остались и, по словам немногих уцелевших волхвов, с которыми мне доводилось встречаться в Архангельской области и в карельском Поморье, стали еще опасн ее. Традиционно Вальпургиева ночь начинается около 23 часов. Ведьмы и колдуны, а также разнообразная нечисть слетаются к традиционным местам шабашей. Самые известные места крупных шабашей в Европе — это гора Брокен в Германии и Лысая гора под Киевом. Судя по свидетельствам очевидцев, в других местах шабаш обычно устраивается на поляне на берегу водоема, где разводится громадный костер, кроме этого обязательная принадлежность места шабашей — черная каменная плита-алтарь. Пару таких плит я видел сам. На них могут сохраниться следы выбитой пентаграммы или семиконечной звезды Мараха, а может уже и ничего не быть.

К полуночи постепенно подтягиваются опоздавшие, и ровно в полночь на плите возникает демон в виде огромного черного козла. Общественное мнение сходится на том, что Великий Шабаш «освящает» своим присутствием Сатана, но я больше склонен доверять мнению одного из черных магов XVII века, который писал, что князь тьмы посещает только 2-3 крупнейших шабаша, где собираются вернейшие его поклонники, остальные сборища посещают демоны более низкого ранга. Дальше следуют сообщения «магистров», прием в свои ряды неофитов. Новичок встает на лежащее на земле Евангелие, под одобрительные крики собравшихся целует козла в зад и передается в обучение к одному из мастеров. Потом следуют пир и бешеная хороводная круговерть вокруг костра. Неожиданно пламя тухнет и начинается оргия.

Около 4 утра, незадолго до первых петухов, собравшиеся начинают разъезжаться по домам. Участь случайных очевидцев Вальпургиевой ночи обычно плачевна. По старинным источникам известно, что если кого-то замечают — жизнь их тут же заканчивается под жертвенным ножом. Если ведьмы ничего не заметили и случайный свидетель шабаша не повредился умом, ему лучше держать язык за зубами — его наверняка попытаются сжить со света. Именно поэтому в это время обыватели запирались на все засовы. Мой совет тем, кого эта ночь застала за городом: если вы заметите, что вокруг начинают происходить непонятные события, не укладывающиеся в рамки обычной логики, — молитесь тому Богу, в которого веруете, и постарайтесь как можно быстрее покинуть нехорошее место. Утешает только одно — почти все известные «нехорошие» места находятся южнее. Самое северное из знакомых мне — на южном берегу Ладожского озера. Правда, двое старых знахарей глухо намекали на то, что Чертов стул — не только образное название… Поэтому идти в поход в это время лучше в какое-нибудь другое место.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....