Омела на новый год традиции. Откуда пошла традиция целоваться под омелой? Как она распространяется

Доктор биологических наук Б. ГОЛОВКИН.

Наука и жизнь // Иллюстрации

В Америке растет похожий на омелу форадендрон желтоватый (Phoradendron blauescens).

Наука и жизнь // Иллюстрации

В Западной Австралии встречается ближайший родственник омелы и форадендрона - нуитсия обильноцветущая (Nuytsia floribunda). К Рождеству она покрывается множеством желто-оранжевых цветков.

А теперь немного о том, каким образом омела стала знаменитой.

Древнеримский ученый Плиний Старший еще в I веке нашей эры описал кельтских жрецов - друидов, живших на территории нынешней Англии. Среди волшебных трав, которыми пользовались друиды, омела занимала одно из ведущих мест в борьбе с нечистой силой. Может быть, в связи с таким свойством это сохраняющее свою зелень зимой изящное растение стали впоследствии использовать и в качестве традиционного рождественского украшения.

Рождественское увлечение омелой имело еще одну сторону - игровую. Поцелуй под висящей на потолке омелой считался приносящим вечную любовь и, как думали в старину некоторые чопорные англичане, должен привести к неизбежному браку. Можно себе представить, сколько семейных союзов зарождалось в Рождество под омелой!

Объяснение этому обычаю можно найти в скандинавских сагах. Бальдур, бог мира, был ранен стрелой, сделанной из омелы, и исцелен от раны по просьбе других богов и богинь. После этого омелу отдали во власть богини любви, которая установила, что каждый проходящий под омелой должен получить поцелуй в доказательство того, что эта ветвь стала эмблемой любви, а не ненависти.

Вместе с первыми переселенцами английский обычай перекочевал за океан - в Америку. Но поскольку в Америке омела не растет, ее место занял в домах похожий на нее форадендрон (Phoradendron).

Почитание отдельных растений мы встречаем в верованиях и обычаях не только древних друидов и современных англичан и американцев. Еще у наших предков - славян существовали предметы - обереги. Само название подсказывает их назначение: оберегать людей от несчастий, в первую очередь от притязаний нечистой силы. В. И. Даль так определяет оберег: "талисман, ладанка, привеска от сглазу, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, болезней и пр.".

Оберегами были не только камни с магическими свойствами, но и некоторые растения.

Осина, в частности, отваживала русалок, вредивших крестьянским посевам. В Полесье существовал весенний обряд "проводов русалки", который сопровождался песней:

Проведу русалку, проведу,
Дай осинкою заломлю,
Штоб русалочка не ходила,
Мого житечка не ломила.

Оберегом от русалок стала также полынь: они боялись ее запаха. Неприятны им были и другие травы: хрен, чеснок, любисток.

Осиновый кол издавна считался лучшим средством усмирения "ходячего" покойника и вампира. Его вбивали в могилу или ставили на ней осиновый крест, а умерших колдунов и утопленников сжигали на костре из осиновых дров. Осина изгоняла многие болезни, особенно связанные с лихорадочными явлениями: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!".

От нечистой силы, а также от болезней оберегала людей береза (не нечистую ли силу изгоняли из себя березовыми вениками в бане?).

Ведьмы боялись крапивы и мака, им посыпали дом и хлев. У французов же оберегом от ведьм считалось льняное семя, которое носили в кармане или насыпали в сапог. Поляки эти же свойства находили у любистока, мяты, цветков конопли, юго-западные славяне и итальянцы - у чеснока.

На Украине оберегом от нечистой силы и болезней был барвинок. Возможно, именно эти его свойства имели в виду, когда из барвинка плели свадебные венки и делали "квитки" - маленькие букетики для присутствующих на свадьбе гостей.

Для изгнания чертей из постоянных мест их обитания у сербов использовали колючий боярышник, а у русских - чертополох.

Оберегом от лешего считали лутовку - очищенный от коры кусок липового полена. Оберегал жителей от появления дьявола крест из тиса, установленный при въезде в деревню. Верили, что тень от такого креста смертельна для нечистой силы.

Надежным оберегом от болезней у всех славян была верба. Так, сербы и македонцы опоясывались ветками вербы при жатве, "чтобы не болела спина". Объясняли тогда это так: "Я обвенчал свою болезенку с вербочкой".

Вспомним, что в древнегреческих мифах многие герои кончали свою жизнь тем, что превращались богами кто в лавр, кто в гиацинт, нарцисс, сирень, давая им свои имена.

Дриады - лесные нимфы - покровительствовали посвященным им рощам и отдельным деревьям и преследовали нечестивых дровосеков, срубивших их. Поэтому-то и сохранялись неизменными, неприкасаемыми священные рощи, где росли уникальные деревья. Для южных славян был характерен культ дуба, который считался деревом, посвященным Перуну, для восточных и отчасти западных славян - культ березы и в меньшей степени клена, липы и вербы. В то время существовали праздничные дни и даже недели, связанные с тем или иным растением. Последняя неделя перед Троицей (в июне) называлась русалии или Русальной неделей. Предполагают, что русалии - это видоизмененный религией славян античный праздник роз - розарий, или розалий. В нем же лингвисты видят этимологическую, смысловую основу самого названия "русалки" - божества диких роз, шиповника. Впоследствии эта основа была нашими предками, видимо, утереяна и Русальная неделя обходилась без роз, хотя венки из цветов для девушек плелись обязательно. Участницы праздника выбирали одну девушку, исполнявшую роль русалки, наряжали ее в праздничные одежды и украшали венком или даже несколькими венками. В последний день Русальной недели эту "русалку" выводили в поле ржи, на берег реки или на кладбище. Русалий венок летел за ограду, на костер или в воду, а девушки, подружки русалки, поспешно разбегались, чтобы та их не догнала.

В народном календаре до сих пор бытуют праздники, связанные с растениями: Яблочный Спас, Вербная неделя, Цветное (Цветочное) воскресенье, Кленовая суббота, Ореховый Спас, Травяная пятница. Так, на Вознесение или в Духов день дома украшали ветками лещины, которые считались средством общения с умершими родственниками. На Троицу - 50-й день после Пасхи - обязательно использовалась троицкая зелень: молодые березки, клен, дуб, липа, рябина, орешник.

Считается, что впервые обычай ставить перед жилищами маленькие елки под Рождество появился в Германии лишь в XVI веке. Тогда же елки стали украшать... фруктами, преимущественно яблоками.

В нашей стране рождественские (они же новогодние) елки появились позже. Отмечая начало нового 1700 года 1 января (до этого год в России начинался 1 сентября), Петр I приказывал: "У домов...впредь на воротах учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе у нижней аптеки". Заметьте: здесь нет категоричного указания - елки и ничего иного. Есть еще альтернатива: не только деревья, возможно использование просто веток. Но, несмотря на такие вольности, "учинить" заморскую традицию на Руси долго не удавалось. Лишь в сороковых годах XIX столетия первую "общественную" елку устроили в Санкт-Петербурге жившие там немцы. Казалось бы, затея Петра после этого прочно укоренилась. Однако "немецкие корни" рождественской елке позднее все же припомнили. Случилось это вскоре после начала Первой мировой войны, когда Священный синод запретил елку, "как вражескую, немецкую затею". Запрет этот существовал и в первые годы советской власти, однако позднее елка снова появилась в наших домах, но уже не как рождественская, а как новогодняя.

Лесную красавицу украшали игрушками, фруктами, сладостями, свечками. В канун 1895 года свечки были заменены гирляндами электрических лампочек. Произошло это в Вашингтоне, перед Белым домом. И там же, перед резиденцией Президента США, позднее красовалась самая высокая (более 67 м) рождественская красавица. Об этом можно прочитать в Книге рекордов Гиннесса.

См. в номере на ту же тему

Если почётное звание королевы Нового года бесспорно занимает статная красавица-ель, то принцессой Рождества (разумеется, католического) можно назвать омелу. О западной традиции целоваться под украшенной веткой этого растения мы начали узнавать пару десятилетий назад из голливудских фильмов. И пусть исторически этот обычай не наш, он всё равно остаётся очень красивым и романтичным. Поэтому сегодня, в этот католический праздник, мы хотим немного подробнее рассказать об этом растении и связными с ним легендами.

Омела - что это за растение

Для начала расскажем немного об омеле, как об очередном представителе флоры нашей планеты.

Род омелы включает в себя около 70 видов, которые расположены от тропической до юга лесной зоны. В нашей стране омелу можно встретить на деревьях даже Ленинградской и Калининградской областей.

Легенды об омеле

Несмотря на то что омела не представляет собой особой ценности как растение, с ней связано большое количество легенд и суеверий. В античные времена омелу почитали как символ жизни: так в Древнем Риме считалась, что женщина, выбравшая своим талисманом это растение, может быстрее зачать и с лёгкостью родить здорового ребёнка. Кроме того, на протяжении долгих лет омела считалась сильным магическим лекарством, которое может спасти от любой болезни.

По одной из легенд омела появилась, когда в дуб ударила молния. Поэтому дом, где есть омела, никогда не будет поражён этим природным явлением. Из других волшебных свойств - помощь в поиске кладов и способность открывать любые замки. Считалось, что дом, где хранят омелу, защищён от потустороннего вмешательства. В «Энеиде» Вергилия герой пересекает царство мёртвых, неся с собой, как оберег, ветвь омелы.

А на территории скандинавских стран омелу считали символом мира: гостеприимные жители вешали её на дверь дома, чтобы показать, что они всегда рады приютить случайного прохожего. Рядом с деревом, на котором рос этот кустарник, нельзя было ссориться, и даже самые давние враги находили под ним примирение и складывали оружие. Поэтому особой иронией обладает древнегерманская легенда о том, как коварный бог Локи убил светлого бога Бальдра дротиком из ветки омелы. Кстати, именно эта легенда стала одной из основ традиции целоваться под растением.

Откуда взялась традиция целоваться под омелой

Обычай целоваться под омелой принадлежит Англичанам. Считается, что им они обязаны друидам, которые имели полноценный обряд по сбору и раздаче драгоценных магических ветвей растения.

Есть и другая версия о происхождении традиции. В Древнем Риме в день зимнего солнцестояния, который сегодня приходится на 22 декабря, был обычай проводить массовые гуляния - сатурналии. Этот праздник длился на протяжении недели, и в это время любой имел право поцеловать кого угодно, даже абсолютно незнакомого ему человека, занеся над головой веточку омелы. Со временем такой поцелуй стал одним из элементов бракосочетания.

Омела была основным и единственным украшением дома в зимнюю пору до тех пор, пока в XIX веке в моду не вошло более привычное для нас новогоднее растение - ёлка.

Заключение

Как вы уже поняли, омела - не символ рождества, а, скорее, символ зимнего солнцестояния. Тем не менее из-за близости дат традиция украшать дом этим растением пришлась именно на новогодние праздники. Так что не стоит огорчаться, если вы исповедуете не католицизм, ведь связанные с омелой традиции не имеют особого отношения к религии. Относитесь к ней, как к способу создать атмосферу праздника и романтичную атмосферу в доме.

Обложка статьи:

Рождественская волшебная омела

По английскому обычаю, мужчине разрешается

поцеловать девушку, если он на святках

поймает ее под веткой омелы,

подвешенной к потолку или люстре.

Омела в культуре европейских народов пережила язычество и стало любимым растением в Новое время как символ праздника Рождества. «Рождественская омела» или «Ветка поцелуев» — основное традиционное рождественское украшение в Англии, до распространения рождественской ёлки во второй половине XIX столетия

Традиционное английское украшение имеет форму двойного кольца или сферы с каркасом из проволоки, которая полностью покрывается зеленью: омелой, плющом, падубом. Красные яблоки, груши или апельсины могут быть связаны лентами и подвешены в центре. Кроме того, к каркасу могли крепиться свечи. Другой формой «рождественской омелы» являлась только верхняя часть полусферы.

Омела - священное вечнозелёное растение друидов с 1 тыс. лет до н.э., растущее на ветвях деревьев, в разных традициях выступает как символ жизни. Посреди зимы она цветет желтыми цветами и дает белые ягоды. Кельты и древние римляне использовали её в дни зимнего солнцестояния как священное растение (вспомним строки Иосифа Бродского: «Провинция справляет Рождество./Дворец наместника увит омелой...» Омела белая, так же как дуб, в древности служила предметом суеверного почитания.

Причиной поклонения ей Магов древних галлов по версии Плиния, было то, что все растущее на дубе считалось божественным. При этом омела не имела корней в земле, и было не ясно, откуда она появляется на дереве

В Швейцарии омелу называли «громовой метлой» — думали, что она появляется на деревьях от молнии. В Богемии верили, что «громовая метла», сожженная в огне, должна служить защитой дома от молнии. Омела играла не только роль громоотвода, но и универсальной отмычки: ей приписывалась способность открывать любые замки.

Но наиболее драгоценным ее свойством была защита от магии и колдовства.

Негры вало из Сенегамбии носили листья омелы в качестве талисмана «григри», предохраняющего от ран на войне. В Австрии ветку омелы клали на порог дома, чтобы избавиться от кошмаров. В Швеции пучок омелы подвешивали к потолку дома, конюшни и коровника для того, чтобы тролль не мог причинить вреда ни людям, ни животным.


Омела связана с плодородием, богатством, защитой и лечением. Она символизирует бессмертие и возрождение. Существовал обычай срезать омелу во время летнего и зимнего солнцестояний, соотносимых с жизнью и смертью.

Кельтские жрецы-друиды считали, что омела — это золотая ветвь Древа жизни, которая скрепляет союз божественного и земного. Римские писатели (Цезарь, Плиний Старший и др.) описывают окруженный таинственностью друидский ритуал собирания омелы. Растение срывали на полнолуние или новолуние, без помощи железа, иногда золотым серпом, при этом оно не должно было касаться земли. Сорванная таким образом омела оберегала человека от любого колдовства, с ее помощью можно было отыскать подземный клад. Считалось, что напиток из омелы обеспечивал человеку неуязвимость, заживлял язвы, помогал женщинам избавиться от бесплодия. По преданию, омела родилась от удара молнии в ветвь дуба, поэтому растущая на дубе омела наделена особо целебными свойствами, а сок ее ягод — пища для тела и духа.

Почитание кельтами омелы, возможно, отразилось в «Энеиде» Вергилия, где Эней, по совету Сивиллы добывает ветвь омелы, приносит ее в жертву Прозерпине и попадает в подземное царство для свидания со своим отцом.



Языческое происхождение поклонения омеле подтверждается тем, что христианские священники долгое время не разрешали вносить ее в церковь. Даже в наше время омелой (а также остролистом, плющом и хвоей) по преимуществу украшают жилые дома, в то время как «другой зеленью — падубом, плющом, самшитом — украшают как дома, так и церкви».



Только в Англии, для которой культ омелы особенно характерен, на Рождество ее вьющимися ветвями украшают как жилые дома, так и церкви. В основании до сих пор существующего у англичан мистического уважения к омеле лежит идея вечной жизни.




Популярная и ныне традиция целоваться под ветками омелы на Рождество, по некоторым мнениям, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела находилась в подчинении богини любви, красоты и плодородия Фрейи. Воины-враги, встретившись под омелой, должны были сложить оружие до конца дня. Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме - на их месте с приходом Христианства стали отмечать Рождество

В рамках своей борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить использование омелы, однако не достигла в этом успеха. И в наше время европейские рождественские базары предлагают тонкие веточки с невзрачными желтоватыми ягодами, под которыми на Рождество с удовольствием целуются влюбленные пары (американские влюбленные целуются под форадендроном желтоватым (Phoradendron serotinum), местным родственником омелы, с более широкими листьями и такими же, как и у омелы белой, ягодами).

Легенда о поцелуе под омелой ведет свое происхождение от скандинавского мифа о боге Бальдре, сыне Одина и фрейи. Мать любила Бальдра столь сильно, что заставила все растения поклясться защищать его. К несчастью, она забыла взять клятву с омелы, и Локи, бог зла, убил Бальдра дротиком, сделанным из омелы. Боги воскресили Бальдра, и омела пообещала, что никогда не причинит вреда их любимцу, если они защитят ее от прикосновений земли.Боги передали омелу под покровительство Фрейи, богини любви - отсюда и обычай целоваться под омелой

Эмблемой Хэев была омела.Считалось, что если дуб упадет, то падение Хэев неизбежно. И любой представитель этого рода непременно навлекал на себя беду, если ему случалось убить сокола (дуб стоял рядом с Соколиным Камнем) или срубить ветку старого дуба.Но считалось также, что ветка омелы, которую один из Хэев срежет в День Всех Святых, трижды обойдя вокруг дерева по ходу солнца, будет лучшим талисманом против колдовской порчи и сохранит своего владельца от гибели в бою.

Как видим мужчина несет домой ёлочку (надо полагать семейный, деткам), а барышня - омелу, чтобы повесить в доме и получить право целоваться. Девушку, случайно оказавшуюся под висящей веткой омелы, позволялось поцеловать любому. Отсюда происходит название «ветка поцелуев».

Добывание Омелы в канун рождества в ряде традиций и поныне является ритуалом, в определённой мере напоминающим друидский. Вместе с тем бытуют представления, что срезание ветви Омелы является опасным

Друиды срывали омелу с соблюдением сложных обрядов: в шестой день луны жрец в белом одеянии взбирался на дерево и, срезав растение золотым серпом, клал его на кусок белой ткани. Омела должна была быть сорвана без применения железа, а сорванная - не коснуться земли.

Обычай целоваться под омелой очень быстро покинул берега Англии. ... Ветвями омелы украшают дома снаружи и внутри, её ветки (или изготовленные из омелы фигурки) развешивают в помещениях для скота с целью изгнания злых духов и ведьм и т. п.

Согласно многочисленным поверьям «золотая ветвь» Омела способна помочь отыскать золотой клад или открыть замок, а напиток из Омелы обеспечивает человеку неуязвимость. Широко известно использование Омелы в магии и народной медицине, где она относится к растениям Иоанна Крестителя и считается всеисцеляющим средством.


В своей книге Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов Дж.С. Купер предположил, что, поскольку омела — ни дерево, ни кустарник, и таким образом — ни одно и ни другое, это символизирует "свободу от всех запретов, так что любой под этим растением получает свободу от ограничений")


.

Именно омела была первым растением, принятым в качестве символа американского штата — это произошло в 1893 году в Оклахоме.



Любопытные факты об ОМЕЛЕ:

Ягоды омелы привлекают птиц, например дроздов, которые являются распространителями семян этого растения. Поклевала птица эти ягоды, и клюв у нее стал липким. Перелетев на соседнее дерево, она почистила клюв о ветку и оставила на ней прилипшее к клюву клейкое семечко. Или через несколько часов, улетев далеко от места пиршества, эта же птица на ветке какого-нибудь дерева оставила помет. А в помете - семечко омелы, которое не потеряло всхожести от того, что ему пришлось пройти сквозь кишечник птицы


Весной, когда соки дерева быстрее побегут по сосудам, семя омелы прорастет. Как бы ни было ориентировано семечко, корешок проростка обязательно изогнется в сторону ветки - от нее исходит чуть заметное тепло, она отбрасывает легкую тень, а проросток омелы лучше чувствительного прибора воспринимает это тепло и эту тень. Соприкоснувшись с корой, корешок начинает расширяться в круглую плотную пластинку. Вскоре из ее центра вырастает крепкий, острый, как иголка, отросток-присоска, который проникает через кору ветки и постепенно достигает древесины. В саму древесину этот отросток проникнуть не может. Но поскольку снаружи древесины ежегодно нарастают новые слои, то присоска в конце концов оказывается погруженной в них, а все растение омелы - намертво прикрепленным к ветке. Кроме того, уже на второй год жизни корневой отросток начинает ветвиться, расползаясь тяжами между корой и древесиной и распространяясь все дальше и дальше внутри приютившей его ветки

.

Снаружи же на ветке в первый год ничего не происходит. Но на второй, когда корень-присоска начинает доставлять омеле воду и минеральные вещества от растения-хозяина, на ветке появляется облиственный побег, каждый год разрастающийся все сильнее и превращающийся в зеленый кустик

Целуйтесь под омелой-весь год будет любовь !

По английскому обычаю, мужчине разрешается

поцеловать девушку, если он на святках

поймает ее под веткой омелы,

подвешенной к потолку или люстре.

Омела в культуре европейских народов пережила язычество и стало любимым растением в Новое время как символ праздника Рождества. «Рождественская омела» или «Ветка поцелуев» — основное традиционное рождественское украшение в Англии, до распространения рождественской ёлки во второй половине XIX столетия

Традиционное английское украшение имеет форму двойного кольца или сферы с каркасом из проволоки, которая полностью покрывается зеленью: омелой, плющом, падубом. Красные яблоки, груши или апельсины могут быть связаны лентами и подвешены в центре. Кроме того, к каркасу могли крепиться свечи. Другой формой «рождественской омелы» являлась только верхняя часть полусферы.

Омела - священное вечнозелёное растение друидов с 1 тыс. лет до н.э., растущее на ветвях деревьев, в разных традициях выступает как символ жизни. Посреди зимы она цветет желтыми цветами и дает белые ягоды. Кельты и древние римляне использовали её в дни зимнего солнцестояния как священное растение (вспомним строки Иосифа Бродского: «Провинция справляет Рождество./Дворец наместника увит омелой...» Омела белая, так же как дуб, в древности служила предметом суеверного почитания.

Причиной поклонения ей Магов древних галлов по версии Плиния, было то, что все растущее на дубе считалось божественным. При этом омела не имела корней в земле, и было не ясно, откуда она появляется на дереве

В Швейцарии омелу называли «громовой метлой» — думали, что она появляется на деревьях от молнии. В Богемии верили, что «громовая метла», сожженная в огне, должна служить защитой дома от молнии. Омела играла не только роль громоотвода, но и универсальной отмычки: ей приписывалась способность открывать любые замки.

Но наиболее драгоценным ее свойством была защита от магии и колдовства.

Негры вало из Сенегамбии носили листья омелы в качестве талисмана «григри», предохраняющего от ран на войне. В Австрии ветку омелы клали на порог дома, чтобы избавиться от кошмаров. В Швеции пучок омелы подвешивали к потолку дома, конюшни и коровника для того, чтобы тролль не мог причинить вреда ни людям, ни животным.


Омела связана с плодородием, богатством, защитой и лечением. Она символизирует бессмертие и возрождение. Существовал обычай срезать омелу во время летнего и зимнего солнцестояний, соотносимых с жизнью и смертью.

Кельтские жрецы-друиды считали, что омела — это золотая ветвь Древа жизни, которая скрепляет союз божественного и земного. Римские писатели (Цезарь, Плиний Старший и др.) описывают окруженный таинственностью друидский ритуал собирания омелы. Растение срывали на полнолуние или новолуние, без помощи железа, иногда золотым серпом, при этом оно не должно было касаться земли. Сорванная таким образом омела оберегала человека от любого колдовства, с ее помощью можно было отыскать подземный клад. Считалось, что напиток из омелы обеспечивал человеку неуязвимость, заживлял язвы, помогал женщинам избавиться от бесплодия. По преданию, омела родилась от удара молнии в ветвь дуба, поэтому растущая на дубе омела наделена особо целебными свойствами, а сок ее ягод — пища для тела и духа.

Почитание кельтами омелы, возможно, отразилось в «Энеиде» Вергилия, где Эней, по совету Сивиллы добывает ветвь омелы, приносит ее в жертву Прозерпине и попадает в подземное царство для свидания со своим отцом.



Языческое происхождение поклонения омеле подтверждается тем, что христианские священники долгое время не разрешали вносить ее в церковь. Даже в наше время омелой (а также остролистом, плющом и хвоей) по преимуществу украшают жилые дома, в то время как «другой зеленью — падубом, плющом, самшитом — украшают как дома, так и церкви».



Только в Англии, для которой культ омелы особенно характерен, на Рождество ее вьющимися ветвями украшают как жилые дома, так и церкви. В основании до сих пор существующего у англичан мистического уважения к омеле лежит идея вечной жизни.




Популярная и ныне традиция целоваться под ветками омелы на Рождество, по некоторым мнениям, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела находилась в подчинении богини любви, красоты и плодородия Фрейи. Воины-враги, встретившись под омелой, должны были сложить оружие до конца дня. Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме - на их месте с приходом Христианства стали отмечать Рождество

В рамках своей борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить использование омелы, однако не достигла в этом успеха. И в наше время европейские рождественские базары предлагают тонкие веточки с невзрачными желтоватыми ягодами, под которыми на Рождество с удовольствием целуются влюбленные пары (американские влюбленные целуются под форадендроном желтоватым (Phoradendron serotinum), местным родственником омелы, с более широкими листьями и такими же, как и у омелы белой, ягодами).

Легенда о поцелуе под омелой ведет свое происхождение от скандинавского мифа о боге Бальдре, сыне Одина и фрейи. Мать любила Бальдра столь сильно, что заставила все растения поклясться защищать его. К несчастью, она забыла взять клятву с омелы, и Локи, бог зла, убил Бальдра дротиком, сделанным из омелы. Боги воскресили Бальдра, и омела пообещала, что никогда не причинит вреда их любимцу, если они защитят ее от прикосновений земли.Боги передали омелу под покровительство Фрейи, богини любви - отсюда и обычай целоваться под омелой

Эмблемой Хэев была омела.Считалось, что если дуб упадет, то падение Хэев неизбежно. И любой представитель этого рода непременно навлекал на себя беду, если ему случалось убить сокола (дуб стоял рядом с Соколиным Камнем) или срубить ветку старого дуба.Но считалось также, что ветка омелы, которую один из Хэев срежет в День Всех Святых, трижды обойдя вокруг дерева по ходу солнца, будет лучшим талисманом против колдовской порчи и сохранит своего владельца от гибели в бою.

Как видим мужчина несет домой ёлочку (надо полагать семейный, деткам), а барышня - омелу, чтобы повесить в доме и получить право целоваться. Девушку, случайно оказавшуюся под висящей веткой омелы, позволялось поцеловать любому. Отсюда происходит название «ветка поцелуев».

Добывание Омелы в канун рождества в ряде традиций и поныне является ритуалом, в определённой мере напоминающим друидский. Вместе с тем бытуют представления, что срезание ветви Омелы является опасным

Друиды срывали омелу с соблюдением сложных обрядов: в шестой день луны жрец в белом одеянии взбирался на дерево и, срезав растение золотым серпом, клал его на кусок белой ткани. Омела должна была быть сорвана без применения железа, а сорванная - не коснуться земли.

Обычай целоваться под омелой очень быстро покинул берега Англии. ... Ветвями омелы украшают дома снаружи и внутри, её ветки (или изготовленные из омелы фигурки) развешивают в помещениях для скота с целью изгнания злых духов и ведьм и т. п.

Согласно многочисленным поверьям «золотая ветвь» Омела способна помочь отыскать золотой клад или открыть замок, а напиток из Омелы обеспечивает человеку неуязвимость. Широко известно использование Омелы в магии и народной медицине, где она относится к растениям Иоанна Крестителя и считается всеисцеляющим средством.


В своей книге Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов Дж.С. Купер предположил, что, поскольку омела — ни дерево, ни кустарник, и таким образом — ни одно и ни другое, это символизирует "свободу от всех запретов, так что любой под этим растением получает свободу от ограничений")


.

Именно омела была первым растением, принятым в качестве символа американского штата — это произошло в 1893 году в Оклахоме.



Любопытные факты об ОМЕЛЕ:

Ягоды омелы привлекают птиц, например дроздов, которые являются распространителями семян этого растения. Поклевала птица эти ягоды, и клюв у нее стал липким. Перелетев на соседнее дерево, она почистила клюв о ветку и оставила на ней прилипшее к клюву клейкое семечко. Или через несколько часов, улетев далеко от места пиршества, эта же птица на ветке какого-нибудь дерева оставила помет. А в помете - семечко омелы, которое не потеряло всхожести от того, что ему пришлось пройти сквозь кишечник птицы


Весной, когда соки дерева быстрее побегут по сосудам, семя омелы прорастет. Как бы ни было ориентировано семечко, корешок проростка обязательно изогнется в сторону ветки - от нее исходит чуть заметное тепло, она отбрасывает легкую тень, а проросток омелы лучше чувствительного прибора воспринимает это тепло и эту тень. Соприкоснувшись с корой, корешок начинает расширяться в круглую плотную пластинку. Вскоре из ее центра вырастает крепкий, острый, как иголка, отросток-присоска, который проникает через кору ветки и постепенно достигает древесины. В саму древесину этот отросток проникнуть не может. Но поскольку снаружи древесины ежегодно нарастают новые слои, то присоска в конце концов оказывается погруженной в них, а все растение омелы - намертво прикрепленным к ветке. Кроме того, уже на второй год жизни корневой отросток начинает ветвиться, расползаясь тяжами между корой и древесиной и распространяясь все дальше и дальше внутри приютившей его ветки

.

Снаружи же на ветке в первый год ничего не происходит. Но на второй, когда корень-присоска начинает доставлять омеле воду и минеральные вещества от растения-хозяина, на ветке появляется облиственный побег, каждый год разрастающийся все сильнее и превращающийся в зеленый кустик

Целуйтесь под омелой-весь год будет любовь !

Зелёная, даже зимой, омела не отличается особой красотой, но занимает видное место в рождественской флористике. Ее включают в новогодние праздничные композиции и венки, ветки этого растения подвешивают под люстру, ими украшают дом и входную дверь накануне Рождества. Множество примет и поверий связаны с магическими свойствами омелы.

Картины с омелой: справа - А. Муха «Портрет девушки с омелой»; слева - К. Витковский «Под омелой».

О растении

Омелу используют в медицинских целях: их экстракта ее листьев делают лекарства от гипертонии. Также из ее плодов делают птичий клей, применяемый для ловли мелких птиц.

Приметы и суеверия

Ещё древние греки и римляне считали омелу символом жизни и сильной защитой. Также бытовало мнение, что если женщина носит это растение с собой - оно способствует зачатию. У друидов сбор омелы сопровождался особым ритуалом: ее срезали золотым серпом в определенные астрономические часы, на специально выбранном дерево, в присутствии людей, прошедших очищение.

В странах Скандинавии это растение считалось символом мира. Украшение снаружи домов омелой означало, что хозяева готовы принять у себя путника. Если под деревом с этим растением встречались враги - они должны были сложить оружие на весь день.

Существуют также известные западные рождественские традиции, связанные с омелой. Например, если под веткой этого растения встретились два человека - они обязаны поцеловаться.

Рождественская омела

Считается, что традиция украшать ветками этого растения свои дома в канун зимних праздников появилась в Англии во времена друидов, которые считали его священным. Изначально было принято подвешивать только пучки омелы. Позже появилось традиционное рождественский венок, который украшают вечнозелеными растениями. Чаще всего для этого используют омелу, плющ или падуб.

До распространения елки во второй половине XIX века, это растение было традиционным символом Рождества в Англии. Из-за обычая целоваться под веткой омелы, её также называют «веткой поцелуев».

Еще один символ омелы - ограждение дома от злых духов и магии. Её присутствие в доме на Рождество означало защиту от грома и молнии, а также от колдовских сил.

Английские открытки с омелой.

Во Франции ветки омелы дарят друг другу в качестве «подарка на счастье». Именно под таким названием это растение известно здесь.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....