Как называется метод и п павлова. Условный рефлекс

Физиологические исследования пищеварения желудка были начаты И. П. Павловым еще в студенческие годы и продолжены в последующей деятельности. Весь цикл опубликованных им работ называют «Труды по физиологии пищеварения», куда относят такие, как «О рефлекторном торможении слюноотделения» (1878), «К хирургической методике исследования секреторных явлений желудка» (1894). «О пищевом центре» (1911) и др.

Методы исследований

Успехи этих исследований великого физиолога зависели от разработанных им принципиально новых методов исследований: условных рефлексов, создания фистул, мнимого кормления, изолированного желудочка и др.

Работы И. П. Павлова и его сотрудников заложили основу современных представлений о физиологии пищеварения.

Фистулы - это соединения органов с внешней средой или другими органами. И. П. Павлов и его сотрудники применяли операции по созданию фистул слюнных желез, желудка, кишок у животных для получения пищеварительных соков и определения деятельности этих органов.

Для исследований работы слюнных желез они формировали фистулы этих органов - выводили их протоки наружу, что позволяло собирать слюну в сосуды, и с помощью безусловных и условных рефлексов определяли их функции.

Механизм регуляции слюноотделения

И. П. Павлов и его сотрудники установили, что слюнные железы возбуждаются рефлекторно. Пища раздражает расположенные в слизистой оболочке полости рта рецепторы, и возбуждение от них по центростремительным нервам попадает в продолговатый мозг, где находится центр слюноотделения. От этого центра по центробежным нервам возбуждение доходит до слюнных желез и вызывает образование и выделение слюны. Это врожденный безусловный рефлекс.

Наряду с безусловными слюноотделительными рефлексами, возникающими при раздражении рецепторов рта, существуют условные слюноотделительные рефлексы в ответ на зрительные, слуховые, обонятельные и другие раздражения. Например, запах пищи, вид красиво сервированного стола вызывают повышенное слюноотделение.

Проведение опытов

В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами. Наружный конец фистульной трубки выводят на поверхность живота, а рану вокруг трубки зашивают. С помощью такой фистулы нельзя было получить чистый желудочный сок и изучить ход секреции из-за поступающих в желудок пищи и слюны.


Методика изучения: А - фистула желудка, Б - мнимое кормление, В - изолированный желудочек

И. П. Павлов усовершенствовал эту операцию. У собаки с фистулой желудка он перерезал пищевод на шее и подшил перерезанные концы его к коже. После такой операции животное может часами есть, не насыщаясь, так как пища не поступает в желудок, а вываливается из отверстия пищевода наружу. Поэтому дачу пищи через рот такому животному называют мнимым кормлением. Опыт с мнимым кормлением дает возможность изучать влияние рефлексов и рецепторов слизистой рта на желудочные железы.

Вместе с тем эта оперативная методика не может полностью воспроизвести условия и процессы в желудке, так как пищи в нем нет. Для устранения этого недостатка И. П. Павлов разработал операцию, которая заключается в том, что из дна желудка вырезают его часть, из которой формируют изолированный желудочек. При этом кровеносные сосуды и нервы, идущие к этому желудочку, должны быть сохранены.

При кормлении животного с изолированным желудочком пища поступает только в большой желудок и там переваривается. В маленьком желудочке пищи нет, но сок выделяется так же, как и в большом желудке. Сок из желудочка собирают через фистулу и по его выделениям наблюдают за функцией желудка.

Гигиена и нормы питания

Поэтому с целью профилактики этих заболеваний необходимо хорошо мыть перед едой ягоды, овощи, фрукты, уничтожать мух, которые могут быть переносчиками возбудителей инфекций и яиц гельминтов. Мясо и рыбу необходимо хорошо проваривать и прожаривать. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты, особенно консервы, в которых при неправильном хранении образуются ядовитые вещества.

Курение и алкоголь также вредно влияют на пищеварительную систему. Никотин снижает выделение желудочного сока, а алкоголь, раздражая слизистую оболочку желудка, приводит к развитию воспалений, желудка и двенадцатиперстной кишки.

Рациональное питание

В прежние годы, когда население нашей страны вследствие национальных бедствий не имело достаточно пищевых продуктов, мерилом здоровья была степень полноты. Теперь наоборот, встала проблема борьбы с избыточным питанием, полнотой, которая коснулась значительной части населения. Эта проблема обусловлена не только изменившимся образом жизни, но и излишним потреблением питательных веществ при гиподинамии.

Следовательно, для обеспечения здоровья людей необходима организация рационального питания. Оно предотвращает повышенное отложение жиров при недостаточной физической нагрузке; развитие атеросклероза, недостаточность кровоснабжения сердца, инфаркт миокарда, гипертоническую болезнь, заболевания пищеварительной, выделительной систем.

Рациональным питанием следует называть то, при котором качество и количество пищи соответствует потребностям организма.

В соответствии с концентрацией рационального питания разработаны и продолжают разрабатываться нормы питания. Под нормой питания следует понимать общее количество пищи, ее компонентов, соответствующее биологической природе человека, обусловливающее благоприятное состояние здоровья людей разных возрастов, пола, образа жизни и труда.

Из этого следует, что нормы питания одного и того же человека на протяжении его жизни не являются постоянными; а должны изменяться в соответствии с возрастом, характером труда, состоянием здоровья и пр. При этом следует помнить, что избыточное потребление пищи, как и недостаточное, неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья.

Опорные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опорный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6-7 классах и для повторения в 9 классах при подготовке ГИА. Я предлагаю Вам опорный конспект, которую я использую их как консультативные материалы в 9 классе при подготовке к ГИА. Опорный конспект помогает вспомнить пройденные материалы 6-7 классов, вычленять главное, анализировать и систематизировать учебный материал. Опорный конспект включает темы «Биология», «Клетка», «Жизнедеятельность клетки», раздел «Побег».

Опорный конспект «Биология» (слайд 3, приложение 1) поможет вспомнить учащихся о живой природе; о царствах живой природы; об отраслях биологии – ботанике, зоологии, анатомии, физиологии, гигиены; о ролях зеленых растений в природе; об образовании органических веществ. В конспекте заложена информация о строении цветкового растения, которое состоит их корня, побега; побег состоит из стебля, листьев, цветка. Учащиеся сами могут дополнить материал.

Опорные конспекты «Клетка. Жизнедеятельность клетки» (слайды 4, 5, приложение 1), которую проходят в 6 классе, содержат информации об истории изобретения первых увеличительных приборов, о строении светового микроскопа, а также зафиксированы правила приготовления препарата кожицы лука; содержатся материалы о строении растительной клетки; о движении цитоплазмы; о поступлении веществ в клетки; о делении и росте клеток. В заключении формулируется вывод.

Опорный конспект раздела «Побег» включает темы «Побег» (слайд 6, приложение 1), «Стебель» (слайд 7, приложение 1), «Строение листа» (слайд 8, приложение 1)и «Фотосинтез» (слайд 9, приложение 1). Содержатся информации о строении побега; о расположении листьев на стебле; о строении почки, представляющей собой зачаточный побег; о развитии побега из почки; о особенностях внешнего и внутреннего строения листа; о жилковании листовой пластинки; о проводящих пучках листа: сосуды и ситовидные трубки; о устьицах, через которые внутрь листа проникает воздух и выходят в атмосферу пары воды, углекислый газ и кислород. Тема фотосинтеза включает процесс фотосинтеза, опыты, которые доказывают образование крахмала только в освещенной части листа; дается сравнение двух процессов фотосинтеза и дыхания.

Работа с опорными конспектами заключается выполнением тестовых заданий по данным темам.

Задания к теме «Биология» (слайд 2, приложение 2):

А1 Как называется метод И.П.Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

  1. Наблюдение
  2. Описательный
  3. Экспериментальный
  4. моделирование

А2 Ботанэ – по-гречески означает

  1. Крупное дерево
  2. Траву, растение
  3. Живое существо
  4. Науку о природе

А3 Части цветка привлекающие насекомых

  1. Венчик
  2. Нектарники
  3. Тычинки
  4. Все верно

А4 Кислород в процессе жизнедеятельности выделяют

  1. Растения
  2. Животные
  3. Грибы
  4. Бактерии гниения

А5 Какая наука изучает условия сохранения здоровья человека?

  1. Анатомия
  2. Физиология
  3. Гигиена
  4. Генетика

А6 Пыльца образуется

  1. На чашелистиках
  2. На лепестках
  3. Внутри пыльника тычинки
  4. Внутри завязи пестика

А7 Цветок – генеративный орган, обеспечивающий образование

  1. Мужских половых клеток
  2. Женских половых клеток
  3. Оплодотворение
  4. Все верно

А8 В образовании плода обязательно участвует

  1. Околоцветник
  2. Тычинка
  3. Пестик
  4. Цветоложе

А9 Семена как органы размножения свойственны

  1. Хвощу полевому
  2. Плауну булавовидному
  3. Липе мелколистной
  4. Папоротнику орляку обыкновенной

А10 Какая наука и изучает жизнедеятельность организмов?

  1. Гигиена
  2. Ботаника
  3. Анатомия
  4. Физиология

А11 Растения, грибы, животных - относят к эукариотам, так как их клетки

  1. Не имеют ядерной оболочки
  2. Не делятся митозом
  3. Имеют оформленное ядро
  4. Не имеют ДНК, замкнутую в кольцо

А12 К какой группе относят организмы, в клетках которых ДНК замкнута в кольцо

  1. Гетеротрофов
  2. Эукариот
  3. Прокариот
  4. Грибов

Задания к теме «Клетка. Жизнедеятельность клетки» (слайд 4, приложение 2)

А1 Наука, которая изучает строение и жизнедеятельность клетки называется

  1. Анатомия
  2. Зоология
  3. Цитология
  4. Физиология

А2 Клетки растений, в отличие от клеток животных, содержат

  1. Митохондрии
  2. Хлоропласты
  3. Эндоплазматическую сеть

А3 Жиры в клетке выполняют

  1. Строительную
  2. Информационную
  3. Каталитическую
  4. энергетическую

А4 Органические вещества в клетке перемещаются к органоидам по

  1. Системе вакуолей
  2. Лизосомам
  3. Митохондриям
  4. Эндоплазматической сети

А5 Гаметы – специализированные клетки, с помощью которых осуществляется

  1. Половое размножение
  2. Вегетативное размножение
  3. Прорастание семян
  4. Рост вегетативных органов

А6 Структурный компонент ядра

  1. Хромосомы
  2. Рибосомы
  3. Митохондрии
  4. хлоропласты

А7 Впервые клетки с помощью микроскопа обнаружил

  1. Р. Гук
  2. А. Левенгук
  3. М. Шлейден
  4. Т. Шванн

А8 Электронный микроскоп появился в

  1. 90-е годы XIX века
  2. Начале XIX в.
  3. 30-е годы XX в.
  4. 60-е годы XX в.

А9 Митохондрии содержатся в цитоплазме

  1. Животных клеток
  2. Животных и некоторых растительных клеток
  3. Всех клеток, за исключением клеток прокариот
  4. Всех клеток прокариот и эукариот

А10 Рибосомы в клетках эукариот расположены

  1. В цитоплазме
  2. На мембранах гранулярной ЭПС
  3. В цитоплазме и на мембранах гранулярной ЭПС
  4. В цитоплазме, на мембранах гранулярной ЭПС, в митохондриях и хлоропластах

А11 Пластиды растительных клеток содержат

  1. Пигменты
  2. Белки и крахмал
  3. Пигменты, белки, крахмал и масла
  4. Пигменты и вредные продукты метаболизма

А12 Делением клеток размножаются

  1. Только бактерии
  2. Только одноклеточные водоросли и бактерии
  3. Только простейшие и бактерии
  4. Одноклеточные водоросли, простейшие, бактерии и клетки многоклеточных организмов

Задания к теме «Побег» (слайд 6, приложение 2)

А1 Побег состоит

  1. стебля, листьев и почек
  2. Стебля и корней
  3. стебля, корней и почек
  4. Листьев и цветков

А2 Почка представляет собой

  1. Зачаток стебля с корнем
  2. Зачаток сложного листа
  3. Зачаток побега
  4. Ни один из ответов не верен

А3 Узел представляет собой

  1. Видоизмененные почки
  2. Зону роста побега
  3. Утолщение стебля
  4. Место отхождения от стебля листа и почек

А4 Супротивное листорасположение характерно для

  1. Жасмина
  2. Ламинарии
  3. шиповника

А5 Побег – это орган

  1. Вегетативный
  2. Генеративный
  3. Вегетативный и генеративный
  4. Все не верно

А6 Среди функций побега

  1. Воздушное питание и газообмен
  2. Газообмен и испарение
  3. Испарение и транспорт веществ
  4. Все верно

А7 Листорасположение очередное у

  1. Клена
  2. Березы
  3. Ясеня
  4. Калины

А8 Побеги, меняющие в процессе роста положение в пространстве (например, от горизонтального к вертикальному), есть у

  1. Живучки ползучей
  2. Вороньего глаза
  3. Подорожника большого
  4. Клевера ползучего

А9 Вода и минеральные соли продвигаются вверх по

  1. Ситовидным трубкам
  2. Клеткам камбия
  3. Сосудам древесины
  4. Волокнам сердцевины

А10 Раствор органических веществ опускается по

  1. Ситовидным трубкам
  2. Клеткам камбия
  3. Сосудам древесины
  4. Волокнам сердцевины

А11 Корневище представляет собой видоизменение

  1. Главного корня
  2. Боковых корней
  3. Придаточных корней
  4. Побегов

А12 Сосуды встречаются в стебле у представителей

  1. Плауновидных
  2. Хвощевидных
  3. Папоротниковидных
  4. Все верно

Задание к теме «Стебель» (слайд 8, приложение 2):

А1 Среди функций стебля

  1. Опорная и транспортная
  2. Транспортная и запасающая
  3. Запасающая и газообмена
  4. Все верно

А2 К центральному цилиндру в многолетнем древесном стебле относят

  1. Сердцевину
  2. Сердцевину и древесену
  3. Древесину
  4. Сердцевину, древесину и луб

А3 Годичное кольцо в стебле древесного растения – это прирост в толщину за год

  1. Пробки
  2. Древесины
  3. Луба и древесины

А4 Камбий отсутствует в стеблях

  1. Финиковой пальмы и кукурузы
  2. Кукурузы и осины
  3. Осины и березы
  4. Березы и картофеля

А5 Наибольшей высоты среди цветковых достигает стебель (ствол)

  1. Клена
  2. Эвкалипта
  3. Граба

А6 Клубень является видоизменением

  1. Побега
  2. Главного корня
  3. Бокового корня
  4. Придаточного корня

А7 Корневища присущи

  1. Картофелю
  2. Гороху
  3. Чесноку
  4. Ландышу

Задания к теме «Строение листа» (слайд 9, приложение 2)

А1 Лист – это часть побега, на стебле он занимает положение

  1. Боковое
  2. Верхушечное
  3. Боковое и верхушечное

А2 Лист называют полным, если он имеет

  1. Пластинку
  2. Пластинку и черешок
  3. Пластинку, черешок и основание
  4. Пластинку, черешок, основание и прилистники

А3 Сидячие листья у

  1. Томата и пшеницы
  2. Пшеницы и ржи
  3. Ржи и березы
  4. Березы и гвоздики

А4 Функции листа

  1. Газообмен
  2. Фотосинтез
  3. Испарение
  4. Все верно

А5

  1. Покровной
  2. Основной столбчатой
  3. Основной губчатой
  4. Проводящей

А6 Листорасположение очередное у

  1. Дуба и клена
  2. Клена и осины
  3. Осины и бузины
  4. Все неверно

А7 Первым выделение кислорода зеленым растением установил

  1. Пристли
  2. Сенебье
  3. Тимирязев
  4. Любименко

А8 Дуговидное жилкование листовой пластинки у

  1. Подорожника и липы
  2. Липы и дуба
  3. Дуба и ландыша
  4. Ландыша и кукурузы

А9 Зеленых листьев лишены побеги

  1. Повилики
  2. Заразихи
  3. Подъельника
  4. Все верно

А10 В течение всего года сохраняет зеленые листья

  1. Кислица обыкновенная
  2. Вероника лекарственная
  3. Грушанка круглолистная
  4. Все верно

А11 Набольшее количество воды испаряется с поверхности клеток листа

  1. Верхней эпидермы
  2. Нижней эпидермы
  3. Основной ткани
  4. Проводящей ткани

А12 Наибольшее содержание хлоропластов в ткани листа

  1. Покровной
  2. Основной столбчатой
  3. Основной губчатой
  4. Проводящей

Задания к теме «Фотосинтез» (слайд 11, приложение 2)

А1 Фотосинтез происходит в

  1. Лейкопластах
  2. Хромопластах
  3. Цитоплазме
  4. Хлоропластах

А2 Солнечную энергию, необходимую для фотосинтеза, улавливают

  1. Хлорофилл
  2. Ксантофилл
  3. Каротин
  4. Хлорофилл, каротин и ксантофилл

А3 Какое вещество образуется в процессе фотосинтеза?

  1. Углекислый газ
  2. Белок
  3. глюкоза

А4 Какова роль хлорофилла в жизни растений?

  1. Поглощает энергию света
  2. Способствует транспорту веществ
  3. Обеспечивает дыхание
  4. Ускоряет химические реакции

А5 Исходными материалами для фотосинтеза служат

  1. Кислород и углекислый газ
  2. Вода и кислород
  3. Углекислый газ и вода
  4. Углеводы

А6 Впервые на необходимость присутствия углекислоты в клетках растения для биосинтеза указал

  1. Пристли
  2. Сенебье
  3. Тимирязев
  4. Костычев

После выполнения задания проводится проверка и анализ работы.

Методы Павлова

В научной деятельности И.П. Павлова, длившейся более 60 лет, четко выделяются три периода, три направления. Фундаментальные исследования ученого были посвящены физиологии кровообращения, физиологии пищеварения и созданию новой главы -- физиологии высшей нервной деятельности. По физиологии кровообращения И.П. Павлов выполнил 19 исследований, они касались проблем рефлекторной регуляции и саморегуляции кровообращения. В 1883 году И.П. Павлов открыл усиливающий нерв сердца. Примечательно, что в работах по физиологии кровообращения И.П. Павлов обращал внимание на психическое состояние собак как на одно из основных условий строгости эксперимента. «Страх перед неизвестностью, -- писал И.П. Павлов, -- является одним из самых важных моментов в этой области. Как только животное убедилось на практике в течение первых измерений (кровяного давления) в безопасности тех мероприятий, которым его подвергают, тот час же исчезают все мешающие влияния душевных движений при дальнейших опытах» .

В исследованиях физиологии кровообращения И.П. Павловым были заложены основы системного подхода к изучению физиологических функций.

Систематические исследования в области физиологии пищеварения И.П. Павлов начал в 1894 году, когда на средства А. Нобеля в институте экспериментальной медицины было открыто первое в мире специальное операционное отделение для животных. Операции у животных Павлов проводил в условиях, которых придерживался хирург в клинике, т.е. подходящий наркоз, тщательная чистота при операции, чистые помещения после операции и заботливый уход за животными. Ученый применял при операциях все достижения медицины XIX века: асептику, антисептику, наркоз. Определяющим в научном творчестве И.П. Павлова было стремление изучить целостный организм в нормальном состоянии. Свой хирургический талант, хирургическую технику И.П. Павлов направил не в сторону клиники, а в сторону физиологии и создал в ней новое хирургическое направление. Хирургическая изобретательность позволяла И.П. Павлову выполнять такие виртуозные операции, как экковская операция перерезки блуждающих нервов на шее, фистульные операции, операцию «маленького желудочка», эзофаготомию и т.д.

Опыты на эзофаготомированных собаках позволили раскрыть нервный механизм желудочной секреции, а также получить чистый желудочный сок. Как лечебное средство этот сок охотно покупали в Германии. В трудах И.П. Павлова по физиологии пищеварения идея о внутренней целесообразности (приспособлении) функций животного получила полное развитие. Постоянное стремление организма к внутреннему и внешнему равновесию, Павлов рассматривал, как приспособление (с точки зрения дарвиновского учения) или как целесообразность с точки зрения субъективной, антропоморфической. Идея целесообразности нужна была Павлову как источник для различных научных предположений, как постоянный поиск к дальнейшему изучению вопросов о сущности жизненных явлений. Результаты исследований И.П. Павлов обобщил в классической монографии «Лекции о работе главных пищеварительных желез» (1897 г.). Монография состоит из восьми лекций, в каждой из которых Павлов затрагивал вопрос о психической секреции как важном факторе пищеварения. Концепция Павлова о психическом рефлексе как важном факторе регуляции поведения особенно актуальна сейчас. Психический рефлекс Павлова как сложный регулятор пищевого поведения включал в себя многие представления современной науки о поведении. Использование Павловым таких понятий как идея целесообразности, целенаправленности пищевого поведения, потребности, мотивации свидетельствует о внимании И.П. Павлова к психологии поведения. В дипломе о присуждении Павлову Нобелевской премии сказано, что Павлов «пересоздал» физиологию пищеварения. Скандинавский физиолог Р. Тигерштедт писал, что труды Павлова в области физиологии пищеварения являются фундаментальными для всех времен. Классические исследования И.П. Павлова по физиологии пищеварения, снискавшие ему славу классика естествознания, открыли путь для построения других важных разделов физиологии, прежде всего об условных рефлексах. От физиологии пищеварения он перешел к созданию новой главы -- физиологии высшей нервной деятельности. Будучи экспериментатором с головы до ног, И.П. Павлов отказался от метода субъективной психологии и встал на путь объективного изучения психических явлений. Своюнобелевскую речь И.П. Павлов заключил такими словами: «В сущности нас интересует в жизни только одно -- наше психическое содержание. Его механизм, однако, и был и сейчас еще окутан для нас глубоким мраком. Все ресурсы человека, искусство, религия, литература, философия, исторические науки -- все это объединилось, чтобы пролить свет в эту тьму. Но в распоряжении человека есть еще один могучий ресурс -- естествознание с его строго объективными методами» . Это был вызов, если вспомнить, что в 1904 году знаменитый английский физиолог Чарлз Шеррингтон, касаясь проблемы изучения психического, сказал, что психическое, как окончательная и высшая интеграция организма остается нерешенным там, где оставил его Аристотель более чем 2000 лет тому назад. И.П. Павлову удалось на основе применения универсального метода естествознания -- эксперимента приступить к изучению высшей нервной деятельности, результаты которого были обобщены в классических трудах «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» (1923 г.) и «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» (1927 г.). Право физиологии на объективное изучение психической деятельности И.П. Павлов настойчиво и последовательно обосновывал в своих выступлениях и речах на собраниях ученых. кровообращение нервный саморегуляция собака

На XII съезде русских естествоиспытателей и врачей 28 декабря 1909 года в Москве в своей знаменитой речи «Естествознание и мозг» И.П. Павлов обрисовал критическую ситуацию науки в области изучения психической деятельности: «Неудержимый со времени Галилея ход естествознания впервые заметно приостанавливается перед высшим отделом мозга. Здесь действительно, критический момент естествознания, так как мозг в его высшей формации -- человеческого мозга -- создавал и создает естествознание, сам становится объектом этого естествознания» . Из создавшегося тупика физиология должна выйти самостоятельно, так как психология не располагает научным методом исследования.

Психология того времени была проникнута идеалистическими концепциями; ей чужд был принцип детерминизма, который Павлов считал основой научного познания. Многие психологи придерживались мнения о свободе воли и независимости сознания от его материального субстрата -- мозга; они отрывали психическое от физиологического. Это вызывало у Ивана Петровича резко отрицательное отношение к современной ему идеалистической психологии, идеологические установки которой были ему органически чужды и вызывали у него бурный протест. «Сейчас, я не могу себе представить: как было бы можно систему беспространственных понятий современной психологии наложить на материальную конструкцию мозга», -- говорил Иван Петрович в одном из своих докладов. Помощь, которую психология могла оказать физиологии, в то время «заключалась только в словах: животное вспомнило, животное захотело, животное догадалось, т.е. это было приемом адетерминистического думания, обходящегося без настоящей причины». В полемике с видными американскими учеными-психологами Иван Петрович утверждал с полным к тому основанием, что у многих представителей этой науки «чувствуется, несмотря на все научно-приличные оговорки, все тот же дуализм с анимизмом». Анимизм же, т.е. признание наличия в организме нематериального начала -- души, равно как и витализм, т.е. признание наличия в организме особой жизненной силы, Павлов считал вреднейшим тормозом научного исследования. «Для натуралиста все -- в методе, в шансах добыть непоколебимую, прочную истину, и с этой только, обязательной для него, точки зрения душа как натуралистический принцип не только не нужна ему, а даже вредно давала себя знать на его работе, напрасно ограничивая смелость и глубину его анализа» .

Относясь крайне отрицательно к идеалистической психологии, запрещая даже у себя в лаборатории на первых порах своей работы в области физиологии высшей нервной деятельности пользоваться понятиями и терминами, заимствованными из психологии И.П. Павлов вместе с тем не отрицал психологии как науки о субъективных переживаниях и состояниях человека. Он говорил, что преклоняется «перед усилиями мысли в работе старых и новейших психологов», он оценивал их «богатырскую работу». В изумительной по яркости мысли и красоте изложения статье Ивана Петровича «Естествознание и мозг» он следующим образом формулирует свое отношение к психологии и утверждает права естествознания, каждодневно доказывающего свое могущество: «…Я хотел бы предупредить недоразумение в отношении ко мне. Я не отрицаю психологии как познания внутреннего мира человека. Тем менее я склонен отрицать что-нибудь из глубочайших влечений человеческого духа… Я только отстаиваю и утверждаю абсолютные, непререкаемые права естественно-научной мысли всюду и до тех пор, где и покуда она может проявлять свою мощь. А кто знает, где кончается эта возможность!»

Следуя материалистическому мировоззрению, Иван Петрович рассматривал мысль как функцию мозга, был убежден в единстве психического и физиологического, полагал, что развитие науки о функциях мозга приведет к исчерпывающему познанию природы психических процессов. И в этом познании, по глубочайшему убеждению Ивана Петровича, подтвержденному его тридцатипятилетней работой в области изучения высшей нервной деятельности, важнейшая роль должна принадлежать физиологии.

К экспериментальному анализу деятельности больших полушарий головного мозга И.П. Павлов подошел с помощью созданного им метода условных рефлексов. Решение объяснять психическую деятельность в терминах рефлекторной деятельности впервые появляется в его докладе «Об экспериментальной психологии и психопатологии на животных», прочитанном на международном конгрессе медицины в Мадриде в 1903 году.

Для изучения деятельности больших полушарий головного мозга И.П. Павлов избрал слюнную железу, ее деятельность поддавалась строгому количественному учету. Это был удачный выбор. Метод, с помощью которого И.П. Павлов приступил к объективному учению закономерностей психической деятельности, вытекал из повседневно наблюдаемых фактов «психического слюноотделения», которое происходит под влиянием связанных с приемом пищи раздражений, действующих на расстоянии от животного. В условном рефлексе И.П. Павлов увидел механизм, благодаря которому расширяются возможности организма к бесконечному приспособлению. Благодаря методу условных рефлексов было установлено, что в основе деятельности больших полушарий головного мозга лежат процессы возбуждения и торможения.

Исследования простых и сложных условных рефлексов позволили выявить индивидуальные особенности проявления аналитико-синтетической деятельности у разных животных, установить четыре типа высшей нервной деятельности, совпавших с классификацией Гиппократа о четырех темпераментах. Критериями классификации служили: сила основных нервных процессов -- раздражительного и тормозного, их подвижность и равновесие. Исходя из этих свойств, Павлов выделил три типа нервной системы: уравновешенный, возбудимый и тормозной. «Нельзя не видеть, -- говорил Павлов, -- согласия результатов эксперимента на собаках с этой классификацией. Наш возбудимый тип -- это холерический, а меланхолический -- тормозной. Двум формам центрального типа отвечали бы флегматический и сангвинический темпераменты. И только теперь, спустя две тысячи лет, изучение высшей нервной деятельности по методу условных рефлексов позволило подвести под классификацию Гиппократа физиологический фундамент» . Благодаря методу условных рефлексов в патофизиологии была создана новая глава -- учение об экспериментальных неврозах, которые трактовались как грубая модель функционального заболевания нервной системы (истерия, неврастения). Наблюдаемые в экспериментальных условиях процессы в больших полушариях головного мозга И.П. Павлов рассматривал как проявление положительных и отрицательных чувств. «Мне кажется, -- говорил И.П. Павлов в докладе на X Международном психологическом конгрессе в Копенгагене 24 августа 1932 года, -- есть достаточные основания принимать, что описанные физиологические процессы в больших полушариях отвечают тому, что мы субъективно в себе обыкновенно называем чувствами в общей форме положительных или отрицательных чувств и в огромном ряде оттенков и вариаций, благодаря или комбинированию их, или различной напряженности. Здесь -- чувство трудности и легкости, бодрости и усталости, удовлетворенности или огорчения, радости, торжества и отчаяния и т.д. Мне кажется, что часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового» .

И.П. Павлов открывает вторую сигнальную систему -- речь. Особенность второй сигнальной системы Павлов видел в том, что речевые сигналы представляют собой отвлечение от действительности, позволяют обобщение, что составляет специфически человеческое, высшее мышление. Неотложной задачей физиологии Павлов считал систематизацию всех безусловных (врожденных) рефлексов, к которым он относил «рефлекс цели» и «рефлекс свободы». Отмечая огромное жизненное значение этих рефлексов И.П. Павлов подчеркивал: «Жизнь только для того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но недостижимой цели. Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делаются только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели». Но когда нет цели, теряется и смысл жизни, жизнь перестает привязывать к себе человека. В этом причина самоубийств.

Напряжение рефлекса цели особенно важным считал Павлов для России. «И мечтается мне, -- говорил Павлов, -- испорченный аппетит, подорванное питание можно поправить, восстановить тщательнейшим уходом, специальной гигиеной. То же может и должно произойти с загнанным исторически на русской почве рефлексом цели. Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделают своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы» . Рефлексы цели и свободы представляют большой интерес, поэтому они должны стать предметом изучения не только физиологов, но и психологов, педагогов и социологов. Павлов постоянно подчеркивал их роль в активном, целенаправленном поведении. На их основе должна быть построена, согласно Павлову, вся система педагогики, воспитания подрастающего поведения.

Сосредоточив внимание на изучении приобретенного поведения, Павлов вместе с тем занимался серьезным обсуждением вопросов врожденного поведения. Последнее стало предметом многолетних исследований этологов и, прежде всего, в школе К. Лоренца, Нобелевского лауреата. В начале 30-х годов в Колтушах были начаты систематические исследования поведения антропоидов. На молодых шимпанзе Роза и Рафаэль -- были применены новые методики и приемы, обеспечивающие изучение поведения обезьян в условиях относительной свободы передвижения. Результаты более четырехлетних исследований обстоятельно обсуждались на знаменитых «средах». Оказалось, что обезьяны задачу решали методом «проб и ошибок», в результате они накапливали жизненный опыт. Павлов полагал, что навыки у обезьян при решении ими конкретных задач формируются на основе новых ассоциаций.

У обезьян, по сравнению с собаками, сильнее выражен исследовательский рефлекс -- рефлекс «что такое», сильнее способность к образованию новых сложных цепных условных рефлексов. «Образование временных связей -- ассоциаций, -- говорил Павлов, -- это есть знание, это есть приобретение новых знаний… Все обучение заключается в образовании временных связей, а это есть мысль, мышление, знание. Мышление есть ассоциация -- знание, а пользование им -- понимание» .

В 1936 году Павлов собирался на очередной международный психологический конгресс в Мадрид для поднятия ряда фундаментальных вопросов о взаимодействии физиологии и психологии в изучении поведения. В предисловии к шестому последнему прижизненному изданию «Двадцатилетнего опыта», подписанному Павловым в январе 1936 года за месяц до своей кончины, Иван Петрович подчеркивал сближение позиций физиологии и психологии в изучении поведения, а также чрезвычайное расширение области объективного изучения сложного поведения животных. Всецело охватывающей проблемы медицины, психогигиены, психологии и педагогики.

«Приближается, -- говорил он, -- важный этап человеческой мысли, когда физиологическое и психологическое, объективное и субъективное действительно сольются, когда фактически разрешится или отпадет естественным путем мучительное противоречие или противопоставление моего сознания моему телу» .

Велика роль И.П. Павлова в развитии материалистической психологии. Иван Петрович рассматривал условный рефлекс не только как элементарное физиологическое явление, совершающееся в коре головного мозга, но и как элементарный психический акт. На основе этого понятия, на основе изучения физиологических закономерностей деятельности головного мозга он дал впервые в истории науки физиологическое объяснение сложным явлениям психической жизни здорового и больного человека. Механизм образования условного рефлекса аналогичен тому, который лежит в основе давно изученного психологами явления ассоциации. Суть этого явления заключается в связи между двумя процессами в мозгу. Опираясь на понятие условного рефлекса, И.П. Павлов дал объяснение сложнейшим процессам, протекающим в мозговой коре и составляющим материальную основу психики. В одном из своих первых докладов, посвященных условным рефлексам, Иван Петрович говорил о том, что все ресурсы человека, все, чем располагала человеческая мысль на протяжении многих столетий, -- искусство, литература, философия, исторические науки, религия, -- все это было использовано, чтобы осветить сущность того, что представляет собой сознание. Павлов впервые использовал строго объективные методы естественно-научного изучения явлений, этот могущественный ресурс, который приобрело человечество для решения вопроса о том, как развивается психическая жизнь и какова природа тех процессов, которые протекают в мозгу.

В последние годы своей жизни Иван Петрович неоднократно говорил о возможности «слития» субъективного с объективным. Он ясно понимал единство психического и физиологического. Он считал, что сознание, мышление есть функция мозга. Он представлял себе, что психическое и физиологическое -- это разные стороны одного и того же явления; он был уверен, что «наступает и наступит, осуществится естественное и неизбежное сближение и, наконец, слитие психологического с физиологическим, субъективного с объективным, решится фактически (подчеркнуто И.П. Павловым) вопрос, так долго тревоживший человеческую мысль. И всякое дальнейшее способствование этому слитию есть большая задача ближайшего будущего науки» .

Благодаря исследованиям И.П. Павлова перед физиологами открылись широкие просторы для новых исследований, для бесконечного числа наблюдений и опытов. Психологи же получили «общую прочную почву, естественную основу изучаемых ими основных явлений, в которой легче им будет разместить бесконечный хаос человеческих переживаний».

Не только физиология головного мозга, но и психология, благодаря исследованиям И.П. Павлова, вступила в новую эру.

Ныне в информационный век с его повышенными нагрузками на человека тема здорового питания, невозможного без правильного пищеварения, очень актуальна. Большей частью знаний, которые мы имеем в этой области, мы обязаны великому русскому ученому Ивану Петровичу Павлову (1849-1936), первому среди русских и среди физиологов, удостоенному Нобелевской премии. Для меня было очень важно показать, как велик вклад этого многогранного человека в сокровищницу мировой науки, и проанализировать строение пищеварительной системы, особенно те аспекты ее деятельности, в исследовании которых участвовал Павлов.

Павлов занимался своими исследованиями почти двадцать лет, с 1891 года до начала 1910-х годов. К моменту начала работы Павлова в мире существовали весьма неточные фрагментарные сведения о пищеварительной системе. Основным приемом исследования был вивисекционно острый опыт: крайне неэффективный способ проведения экспериментов на наркотизированном животном с разрушенной связью между частями организма. Павлов же ввел новый вид эксперимента - хронический, на неповрежденном или заранее прооперированном животном. Много внимания Павлов уделял методике работы: он создал единый метод познания физиологических закономерностей, объединивший господствовавший до этого аналитический подход с введенным им синтетическим.

Приступая к исследованию слюнных желез, Павлов имел, пожалуй, самую лучшую начальную базу из всех вопросов, которыми он занимался в области физиологии пищеварения. Было выявлено наличие секреторных нервов, но из-за неэффективности вивисекционно острых опытов ошибочно считалось, что рефлекторная секреция слюны полностью зависит от общего возбуждения рецепторов ротовой полости, хотя было уже доказано: эти рецепторы неоднородны ни по функциям, ни по структуре. Используя хронический эксперимент, Павлов установил, что рефлекторная секреция слюны не всегда одинакова, а варьируется и влияет на этот процесс, во-первых, природа, сила, количество и продолжительность действия натуральных раздражителей на рецепторы ротовой полости, и, во-вторых, функциональное назначение слюны - пищеварительное, защитное или санитарно-гигиеническое. Тщательно проанализировав результаты опытов, Павлов пришел к выводу принципиальной важности: такая тонкая и яркая изменчивость рефлекторной деятельности слюнных желез обусловлена специфической возбудимостью разных рецепторов ротовой полости к каждому из этих раздражающих их агентов, и сами эти изменения носят приспособительный характер. Этот вывод справедлив и для так называемой психической секреции слюны.

Исследования Павловым физиологии желудка - одно из важнейших его достижений. Когда он их начинал, существование секреторных нервов для желудочных желез так или иначе отрицалось всеми физиологами того времени. Он же смог доказать это благодаря следующему опыту: у собаки с желудочной фистулой перерезали пищевод в области шеи и пришивали его концы к краям кожной раны в виде двух зияющих отверстий. После этого устраивали так называемое мнимое кормление и давали пищу, которая в эти отверстия и вываливалась. Через несколько минут после начала кормления начиналось выделение желудочного сока.

Павлов в отдельном опыте доказал и то, что секреция желудочного сока, вызванная действием пищи на рецепторы ротовой полости, имеет рефлекторный характер. Если у собаки с описанными выше операциями перерезать блуждающие нервы (т.е. нервы, которые берут свое начало в продолговатом мозге и, спускаясь вниз своими ветвями, снабжают большинство органов грудной клетки и брюшной полости, в том числе желудочные железы, нервными элементами, обеспечивающими их связь с центральной нервной системой), то мнимое кормление впоследствии уже не вызовет выделения желудочного сока. Вывод Павлова из опыта был, как всегда, точен: пища возбуждает вкусовой аппарат, через вкусовые нервы возбуждение передается в продолговатый мозг, а оттуда через блуждающие нервы к желудочным железам, т.е. осуществляется рефлекс ротовой полости на желудочные железы.

Павлов также создал метод для более детального исследования желудка, известный как «операция маленького желудка по Павлову». До этого этой проблемой занимался известный немецкий физиолог Гейденгайн. Он предложил следующий способ: путем поперечных перерезок в области дна желудка выкроить небольшой кусок, анатомически разделить желудок на две части и, зашивая края разрезов, образовать два самостоятельных желудка - большой и маленький - с фистулами в их полости. Но путь был тупиковым: маленький желудок, лишенный контакта с блуждающими нервами, терял дееспособность. Павлов же решил проблему по-другому: путем частичного прродольного разреза в области дна желудка, параллельно ходу разветвлений блуждающего нерва, из основной массы желудка выкраивают небольшой кусок, своим основанием связанный с желудком мостиком из всех трех слоев его стенки - слизистого, мышечного и серозного, затем тонким поперечным разрезом по внутренней поверхности этого мостика отделяют слизистый слой вырезанного куска желудка от слизистого слоя основной его массы, оставив нетронутыми мышечный и серозный слои. в толще которых находятся ветви блуждающего нерва и сосуды. Из этого куска сшивают мешочек, так называемый маленький желудок, с изолированной от большого желудка полостью, но имеющий с последним общую стенку из мышечного и серозного слоев, с общим источником снабжения кровью и ветвями блуждающего нерва.

Павлов и его ученики занимались также исследованием двух фаз секреции желудочного сока. Дело в том, что выделение этого сока вызывается действием пищи не только на вкусовые и обонятельные рецепторы, но и на стенки желудка. До сих пор неизвестно, какой характер имеет вторая фаза, но Павлов считал, что в ней может участвовать и нервная, и гуморальная регуляция. И.П. Павлов выявил не известный до того времени тип рефлекторного влияния на деятельность желудочных желез, а именно - тормозное влияние. После долгих научных изысканий он пришел к следующему выводу: тормозное влияние также носит рефлекторный характер.

В своей научной деятельности Павлов касался также исследований поджелудочной железы. Он смог доказать существование секреторной иннервации поджелудочной железы.

В лаборатории Павлова была открыта энтерокиназа - «фермент ферментов», преобразующая неактивный профермент трипсиноген в активный трипсин, расщепляющий белки.

Одна из важнейших научных заслуг Павлова - создание учения о том, что ведущую роль в организме по регуляции состояния и деятельности органов и систем сложного организма принадлежит нервной системе. Это учение получило название нервизма.

Благодаря неимоверным усилиям Павлова и его последователей выявлена и изучена роль нервной системы в деятельности главных пищеварительных желез, в координации секреторной и моторной деятельности органов пищеварительной системы и всей системы в целом. Эти знания помогают нам и в повседневной жизни. Ведь именно на их основе создаются лекарства для лечения заболеваний пищеварительной системы, даются рекомендации по правильному питанию.

Проведя анализ многочисленных книг, посвященных ученому, лучшей из которых, на мой взгляд, является книга его ученика Э.А. Асратяна, я пришел к следующим выводам:

1)И.П. Павлов - основатель современной физиологии пищеварения. Разумеется, не все факты и теоретические положения Павлова по физиологии пищеварительной системы сохраняют свою силу и в наши дни. Но в целом современная физиология пищеварения все еще сохраняет глубокую печать мысли и труда Павлова.

2)Важнейшая заслуга Павлова - создание прочного фундамента для дальнейших исследований пищеварительного тракта человека: классического труда «Лекции о работе главных пищеварительных желез», не потерявшего своей актуальности и в наше время. Этой книгой он дал мощный импульс для дальнейшего пополнения и уточнения знаний в этой области.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

1)Какие вещества входят в состав живых организмов?2)Какие методы существуют по изучению природы?3)Как называется скопление звёзд и созвездий?4)Какое

небесное тело называется хвостатое?5)Самый близкорасположенный к Астане,Алматы,Актау океаны.Самые удалённые от Астаны,Алматы.Актау океаны.6)В чём измеряется цветовое и звуковое явления?7)Перечислите 10 заповедников?8)Перечислите галактики 10?9)Сколько составляет полный круг земли вокруг оси?10)Сколько составляет полный круг земли вокруг солнца?11)Перечислите реки "самые самые"?12)Какая наука праназирует погоду?13)Как называется распространений молекул по воздуху?14)Чем отличается гриб от растений?15)Перечислите виды сообществ? можете какие не знаете пропускать и зарание спасибо большое просто у нас скоро экзамен по естествознанию и мне очень нужно и ещё раз спасибо огромное за всё что вы сделаите

1)Как называется способ зашифровки 20 видов аминокислот с помощью 4 типов нуклеотидов ДНК?

2)Сколько нуклеотидов кодируют 1 аминокислоту?
3)Сколько типов триплетов существуют?
4)Кодируют ли одинаковые триплеты разные аминокислоты у разных организмов нашей планеты?
5)Как называются специальные триплеты,не кодирующие аминокислоты?

Как называются длинные отростки тел нейронов, по­крытые оболочкой из соединительной ткани и выходящие за пределы головного и спинного мозга?

Блуждающий нерв относится к

Как называются скопления тел нейронов за пределами центральной нервной системы?

Как называется отдел промежуточного мозга, который регулирует работу гипофиза?

1.Закончите предложение: Внутреннюю среду организма составляют кровь,лимфа........? 2.Как называются белые кровяные клетки? 3.Сколько в

среднем весит сердце взрослого человека?

4.Как называются мельчайшие кровеносные сосуды,пронизывающие все органы человека?

5.Что течёт по лёгочным венам?

6.Как называются сосуды, которые несут кровь к сердцу?

7.Где созревают клетки,участвующие в гуморальном иммунитете?

8.Из чего образуется лимфа?

9.Когда давление в сосудах достигает максимальной величины?

10.Как называется чрезвычайное повышение артериального давления?

11.Из каких клеток состоит барьер,через который должна пройти тканевая жидкость,чтобыы попасть в лимфатические капилляры?

12.Как называются лейкоциты,принимающие участие в формировании клеточного и гумонального иммунитета?

13.К каким железам относится гипофиз?

14.В каком случае развивается базедовая болезнь?

15.Что развивается при недостатке гормона поджелудочной железы?

16.Как называются вещества-регуляторы,которые железы внетренней секреции выделяют в кровь?

17.Как называются гормоны,выделяемые надпочечниками и повыщающие работоспособность в моменты напряженной физической и психической деятельности?

18.Закончите предложение: К эндокринной системе относятся железы внутренней и.......?

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...