Что такое корсунский крест. «Корсунский» запрестольный крест из переславского Никольского монастыря

Типология «Корсунского» креста восходит к очень древней, еще доиконоборческой традиции. Она связывается с формой креста, чудесно явившегося в небе императору Константину перед победоносной Мильвийской битвой, причем, как упоминают древние авторы (Псевдо-Кодин и Константин Родий, а также анонимный автор VIII-IXвв.), крест этот послужил образцом для установленного в Константинополе на Форуме креста, «позолоченного с круглыми шарами (яблоками) на концах». Быть может, образцом для такого рода украшенных позолотой и драгоценными камнями крестов послужил крест Юстиниана, сделанный для Св. Софии в Константинополе согласно «мере длины Тела Христова», «и украсил его золотом и серебром и драгоценными камнями и позолотил его», или крест, воздвигнутый на Голгофе Феодосием II, украшенный золотом и драгоценными камнями. Такие Кресты являлись одновременно символами жертвы Христовой и его торжества, победы над адом и смертью, открывающей дверь к спасению человечества. Именно как такой двойственный символ помещался драгоценно украшенный крест в алтаре за престолом. Ибо, по словам архиепископа Симеона Солунского (первая половина XV в.) – жертвенный престол – святая трапеза «являет гроб Христов и таинство страдания». «Посему за жертвенником по восточную его сторону стоит и благословенное орудие жертвы – божественный крест». Запрестольные и процессиональные кресты такой же или близкой формы, как Корсунский крест, были довольно распространены в средне-византийский период (X-XII вв.) как в митрополии, так и на периферии. Примером этому могут служить миниатюры Минология Василия II (исполнен между 976 и 1025 г. в Константинополе), где представлен крестный ход в храм Богородицы во Влахернах в память избавления от землетрясения, произошедшего при Льве Исавре.
Из дошедших до наших дней запрестольных крестов, наибольшую близость Корсунскому кресту представляет серебряный крест из Лавры св. Афанасия на Афоне (XI в.), а также медный крест с имитацией из драгоценных камней на чеканном окладе из Новгорода (XI-XII вв.). Оба креста имеют расширяющиеся концы – у новгородского креста, как и у московского, они заостряются по краям – и медальоны с изображениями деисуса и избранных святых (средний медальон с Распятием на новгородском кресте добавлен в XIX в.).
Много общего с формой «Корсунского» креста имеют и два новгородских креста: один в басменном окладе с Распятием в центральном медальоне (деревянная основа – XI-XII в., оклад – XIX в.), другой в серебряном басменном окладе (деревянная основа – XI в., оклад – XIV, XV-XVI в.), с изображениями Распятия (на обеих сторонах), Спаса Нерукотворного и избранных святых на оборотной стороне.
Наконец, еще один крест, почти идентичный московскому и также называемый Корсунским, происходит из церкви Рождества Богородицы в Суздале, откуда он был во второй половине XVII в. Перенесен в Никольский монастырь в Переславле- Залесском. Этот - большого размера крест (247, 5 х 135 см), в медном золоченом окладе, с медальонами на обеих сторонах и изображениями праздников и с серебряными ковчежцами с мощами святых угодников и их изображениями на крышках ковчежцев, которые помещены в центр запон с орнаментом в виде корон барочной формы. По местному преданию, крест был перенесен из Киева в XI в., а украшен при Димитрии Донском и Иване Грозном. Однако, по мнению рестовратора В. В. Игошева (ГЦХРМ), он, по-видимому является копией конца XVII – начала XVIII в. Московского Корсунского креста… (Т. В. Толстая. Святыни Московского).

В конце ХVII века в Никольский монастырь был принесен Корсунский крест. Предполагают, что эту великую святыню и памятник старины привезли в Переславль из Суздаля раскольники. Происхождение корсунских крестов относят к Х веку. По преданию, еще святой равноапостольный князь Владимир принес в Киев из Корсуни (Херсона) десять таких крестов с частицами мощей святых угодников. От города Корсуни они и получили свое название. Как известно, «корсунскими» принято называть святыни наиболее древние по происхождению, а также напоминающие их по форме. До нашего времени сохранилось несколько корсунских крестов, один из них ныне находится в Никольском соборе монастыря. Торжественная передача Корсунского креста из музея в монастырь состоялась 12 июня 2010года.

Дробницы и ковчеги c мощами, помещенные в Корсунском кресте из Переславль-Залесского Никольского монастыря

ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА КРЕСТА

Верхняя ветвь
Дробница «Вознесение»Мощи Св. Иоанна Предтечи
Мощи Свщмч. Василия, пресвитера Анкирского
Средокрестие. Дробница с накладкой «Голгофский крест»

Нижняя ветвь
Мощи Св. мч. Феодора Тирона, воина
Мощи Св. мч. Виктора, воина
Мощи Св. мч. Феодора Стратилата, воина (надписи нет)
Мощи Блгв. Кн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
Дробница «Сошествие во ад»

Левая ветвь
Мощи Св. мч. Димитрия Солунского, воина
Мощи Св. мч. Апостола Иоанна Богослова

Правая ветвь
Мощи Св. апостола Павла
Мощи Св. мч. Георгия Победоносца
Дробница «Положение во гроб»

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА КРЕСТА

Верхняя ветвь
Дробница «Благовещение»
Мощи Свщмч. Василия, пресвитера Амасийского
Мощи Св. мч. Агафоника Никомидийского, воина
Мощи Св. мч. Меркурия, воина
Средокрестие. Дробница «Воскресение»

Нижняя ветвь
Мощи Св. епископа Игнатия Ростовского
Мощи Св. епископа Исайи Ростовского
Мощи Блгв. Кн. Василия Ярославского
Дробница «Сретение»

Оборотная сторона правой ветви
Дробница «Вход в Иерусалим»
Мощи Св. мц. Христины
Мощи Св. мч. Евстратия, воина

Оборотная сторона левой ветви
Мощи Св. мч. Ореста, воина
Мощи Св. мц. Марины
Дробница «Успение»

Несколько раз за свою историю Никольская обитель подвергалась полному разорению, но всегда воскресала и вновь сияла миру красотой монашеских добродетелей.

В 1381 году власть в Орде, побежденной на Куликовом поле князем Димитрием Донским , захватил хан Тохтамыш. Он не хотел мириться с независимостью Руси и в 1382 году предпринял поход на Москву. Разорив столицу, ханское войско направилось дальше на север. В числе других городов был разрушен и Переславль. Н.М. Карамзин так описывает гибель города: «Жители Переславля бросились в лодки, отплыли на средину озера и тем спаслись от погибели; а город был сожжен неприятелем». В пепелище обратился и Никольский монастырь. Монахи, спасшиеся от гибели, вернулись на это святое место и вновь отстроили родную обитель.

В 1408 году на Русь двинулись отряды эмира Эдигея. Взять Москву врагу не удалось. «Но следы сего ужасного нашествия остались надолго неизгладимыми. "Вся Россия, - пишут современники, - <...> была потрясена сею грозою. Целые волости опустели. Кто избавился от смерти и неволи, тот оплакивал ближних или утрату имения. Везде туга и скорбь. <...> Многие удивительные знамения также возвестили гнев Божий: со многих святых икон текло миро или капала кровь"». Отрядами Эдигея был разорен Переславль, а с ним - сожжен и Никольский монастырь.

Восстановление обители относится ко второй половине XV столетия, ко времени княжения Василия III , когда завершалось собирание российских земель вокруг Москвы в единое государство. Но тогда же, как отмечает историк, «истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира по Греческим хронологам: суеверие с концом ее ждало и конца миру. <...> Уверяли, что Ростовское озеро целые две недели страшно выло всякую ночь и не давало спать окрестным жителям. Были и важные, действительные бедствия: от чрезвычайного холода и морозов пропадал хлеб в полях; два года сряду выпадал глубокий снег в мае месяце. <...> Набожность, питаемая мыслию о скором преставлении света, способствовала размножению храмов». Возможно, именно в это время возрождается и Переславский Никольский монастырь.

По сохранившимся документам начала XVI века можно заключить, что в то время Никольский «на Болоте» монастырь был процветающим, имел земли и крестьян, получал жертвы от усердных богомольцев, а значит, и усердно молился за них. Больше о том периоде истории монастыря ничего не известно.

Смутное время самозванца Лжедмитрия до основания поколебало российскую жизнь, подрывая саму основу этой жизни - Святое Православие. Как и всякая смута, время Лжедмитрия проявило в обществе две грани - предательство и мученичество. О жизни Никольского монастыря в тот период свидетельств не сохранилось. Можно только догадываться, что братия обители защищали свою веру «даже до смерти», потому что в 1609 году обитель подверглась полному разорению от польско-литовских завоевателей.


Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Чтимый образ Никольского монастыря. Ныне находится в музее.

Но пустовала Никольская обитель недолго. В 1613 году на это место пришел старец Дионисий, впоследствии схимонах и затворник. По преданию, еще будучи благочестивым мирянином, он сподобился в сонном видении явления святителе Николая Чудотворца , повелевшего возобновить обитель его имени. Придя на это святое место, усердной молитвой и трудом подвижник начал возрождать монастырь.

Преемник старца Дионисия игумен Варлаам построил с помощью благотворителей каменную шатровую колокольню хорошим подбором колоколов и осуществил в 1680 году закладку соборного летнего храма во имя святителя Николая.


Господь Вседержитель. Икона из Никольского собора. Конец XIX века. Ныне находится в музее.

Устройство этого храма совершалось при игумене Питириме, который управлял монастырем с 1704 по 1719 год. Игумен Питирим до того, как пришел в Никольский монастырь, был раскольником. Благодаря духовному влиянию обители он обратился Православие и принес большую пользу как борец против раскола. При преемнике игумена Питирима в 1721 году было закончено строительство Никольского собора на средства московских благотворителей Герасима Обухова и его супруги Ирины.


Корсунский крест. Святыня Никольского монастыря, ранее находящаяся в историко-художественном музее города Переславля-Залесского. 12 июня 2010 года состоялась торжественная передача Корсунского креста из музея в монастырь.

В середине XVII века в Никольский монастырь был принесен Корсунский крест. Предполагают, что эту великую святыню памятник старины привезли в Переславль из Суздаля паломники. Происхождение корсунских крестов относят к X веку. По преданию, еще святой равноапостольный князь Владимир принес в Киев из Корсуни (Херсона) десять таких крестов с частицами мощей святых угодников. От города Корсуни они и получили свое название - «Корсунские». Как известно, корсунскими принято называть святыни наиболее древние по происхождению, а также напоминающие их по форме. До нашего времени сохранилось несколько корсунских крестов, один из которых, ранее находившийся в Никольском монастыре, до последнего времени хранился в историческом музее Переславля-Залесского.

чудотворный образ святителя Николая по предположениям, очень древний, относящийся ко времени основания обители, были главными ее святынями.

После игумена Питирима настоятели Никольского монастыря часто менялись. Некоторые из них успевали внести свои лепту в благоустройство обители. При игумене Иакове (Певницком) в 1748 году была возведена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые ворота с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла В 1761 году архимандрит Филарет построил каменную ограду.

С 1776 по 1896 год в Переславском Никольском монастыре сменились тридцать пять настоятелей, то есть каждый управлял по три-четыре года. Это не могло благоприятно влиять на устройство обители - богослужебная и хозяйственная ее жизнь постепенно пришла в упадок.

К 1896 году братия монастыря насчитывала пять-шесть человек. Колокольня, храмы, жилые постройки нуждались в капитальной реставрации.

по святым местам

«Животворящее» путешествие к чудотворным святыням России! Редкая возможность посещения величайшей реликвии Православия - Животворящего Нерукотворного Креста в Годеново , славящегося на весь мир своими чудесами и исцелениями даже от неизлечимых заболеваний. С экскурсией к месту обретения этой нерукотворной святыни - в монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте и посещением чудотворных святынь Свято-Никольского монастыря в Переславле-Залесском - благоухающего Корсунского креста и чудотворного образа святителя Николая Угодника, известных своими исцелениями и помощью в нужде.

Цена: от 1750 RUB

Храм Иоанна Златоуста в селе Годеново хранит в себе величайшую святыню Православия - огромное деревянное распятие Иисуса Христа . Животворящий Нерукотворный Крест в Годеново обретен в 1423 году, почти шестьсот лет назад непостижимым образом и на протяжении веков свершает невероятные, удивительные чудеса! У Нерукотворного Креста обретают исцеления неизлечимо больные верующие, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, алкоголизмом и самыми страшными недугами. В храме ведется документальная летопись чудес и исцелений, которая постоянно пополняется. Ученые пытались установить возраст и породу дерева, из которого изготовлен Крест и пришли к изумляющему выводу, что такого дерева на земле не существует! Во времена богоборчества Животворящий Крест пытались распилить, разрубить, сжечь, его обливали кислотой и отработанным машинным маслом, много раз пытались перенести в другое место, но непостижимым образом Крест оставался цел и невредим, и даже начал испускать тонкое благоухание! Сегодня вам представится редкая возможность приложиться с верой и молитвой к величайшей святыне (защитное стекло на Животворящем Кресте открывают только по выходным), набрать масла от лампады Нерукотворного Креста.

Экскурсия в монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте.

Сегодня мы посетим место обретения Животворящего Креста , на котором шестьсот лет назад произошли необъяснимые явления и чудеса. Именно здесь из столпа Света возник Крест, и Глас с Небес повелел воздвигнуть храм… На месте произошедшего Чуда сейчас находится монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте - необыкновенное, благодатное, святое место! В ходе увлекательной экскурсии в сопровождении священнослужителя, вы услышите рассказ об удивительной истории обретения Нерукотворной святыни, побываете на месте ее обретения, где теперь находится колодец со святой, целебной водой, насладитесь незримой, святой благодатью веками намоленной обители. В трапезной монастыря вас ждет простой, постный, но очень вкусный обед. Отправление в Свято-Никольский женский монастырь Переславля-Залесского, к месту обретения нескольких чудотворных реликвий. По пути в монастырь - проездная экскурсия по Переславлю-Залесскому, с осмотром древнейшего Спасо-Преображенского собора, возведенного в XII веке и сохранившимся до наших дней в первозданном облике. В Свято-Никольском женском монастыре находится чудотворный благоухающий Корсунский Крест . Всего десять таких крестов с частицами мощей великих святых, привез святой благоверный князь Владимир в X веке из Корсуни. В монастыре хранятся великие святыни - мощи преподобного Корнилия Переславского Чудотворца, и редкая, почитаемая икона великого Чудотворца Николая Угодника, прославленная своими чудесами, исцелениями и помощью в нужде. находились ранее мощи святого Даниила Переславского. Обновляющее, животворное путешествие к великим Божьим Дарам России!

Время в пути: ≈4 часа.
Ярославское шоссе ≈200 км.
Продолжительность экскурсии ≈14 часов (ориентировочно).

Стоимость программы:
взрослый - 1750руб.
ребенок - 1750 руб.

Сбор в 07:15 ч. Отправление в 07:30 ч. от ст. метро «Медведково» .

Типология так называемого Корсунского креста восходит к очень древней, еще доиконоборческой традиции. Она связывается с формой Креста, чудесно явившегося в небе императору Константину перед победоносной Мильвийской битвой, причем, как упоминают древние авторы, крест этот послужил образцом для установленного в Константинополе на Форуме креста, «позолоченного с круглыми шарами (яблоками) на концах». Такие Кресты являлись одновременно символами жертвы Христовой и Его торжества, победы над адом и смертью, открывающей дверь к спасению человечества. Именно как такой двойственный символ помещался драгоценно украшенный крест в алтаре за престолом. Ибо, по словам архиепископа Симеона Солунского (первая половина XV в.) – жертвенный престол – святая трапеза «являет гроб Христов и таинство страдания». «Посему за жертвенником по восточную его сторону стоит и благословенное орудие жертвы – божественный крест».

Из дошедших до наших дней запрестольных крестов, наибольшую близость Корсунскому кресту представляет серебряный крест из Лавры св. Афанасия на Афоне (XI в.), а также медный крест с имитацией из драгоценных камней на чеканном окладе из Новгорода (XI —XII вв.). Оба креста имеют расширяющиеся концы – у новгородского креста, как и у московского, они заостряются по краям – и медальоны с изображениями Деисуса и избранных святых (средний медальон с Распятием на новгородском кресте добавлен в XIX в.).

Много общего с формой «Корсунского» креста имеют и два новгородских креста: один в басменном окладе с Распятием в центральном медальоне (деревянная основа – XI —XII вв., оклад – XIX в.), другой в серебряном басменном окладе (деревянная основа – XI в., оклад – XIV , XV —XVI вв.), с изображениями Распятия (на обеих сторонах), Спаса Нерукотворного и избранных святых на оборотной стороне.

Наконец, еще один крест, почти идентичный московскому и также называемый Корсунским , происходит из церкви Рождества Богородицы в Суздале, откуда во второй половине XVII в. эта великая святыня была перенесена в Никольский монастырь Переславля-Залесского. Этот большого размера крест (247,5 х 135 см), в медном золоченом окладе, с медальонами на обеих сторонах и изображениями праздников и с серебряными ковчежцами с мощами святых угодников и их изображениями на крышках ковчежцев.

Торжественная передача Корсунского креста из Исторического музея Переславля-Залесского в Никольский женский монастырь состоялась 12 июня 2010 года. С тех пор Крест располагается в Никольском соборе монастыря и считается его главной святыней.
Мощи святых, помещенные в Корсунский крест:
ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА КРЕСТА
Верхняя ветвь:
Дробница «Вознесение» Мощи Св. Иоанна Предтечи
Мощи Свщмч. Василия, пресвитера Анкирского
Средокрестие. Дробница с накладкой «Голгофский крест»
Нижняя ветвь:
Мощи Св. мч. Феодора Тирона, воина
Мощи Св. мч. Виктора, воина
Мощи Св. мч. Феодора Стратилата, воина (надписи нет)
Мощи Блгв. Кн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
Дробница «Сошествие во ад»
Левая ветвь:
Мощи Св. мч. Димитрия Солунского, воина
Мощи Св. мч. Апостола Иоанна Богослова
Правая ветвь:
Мощи Св. апостола Павла

Корсунский крест - русское название четырёхконечного креста, относящегося к древнему византийскому типу процессуальных и запрестольных крестов.

Концы креста завершают диски, связанные с концами креста перемычками.

Диски могут быть украшены чеканными изображениями святых.

Примеры подобных крестов находились в период раннего средневековья в алтарях храмов Сирии, Армении, Грузии, а также на Афоне.

Своей формой восходит к форме креста, по преданию, явившемуся на небе императору Константину перед Мильвийской битвой.

Своё название крест получил на Руси, так как первые его образцы попали на Русь из Византии через Корсунь (Херсонес).

Предзнеменовение

Согласно церковному преданию (Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина», I, 28), накануне решающей битвы со своим соперником Максенцием у Мильвиева моста недалеко от Рима в 312 году н. э. Константин увидел знак.

Вот как император описал его, в передаче Евсевия:

«Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил василевс, - я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: ἐν τούτῳ νίκα (Сим победиши!)»

Он приказал изобразить крест на щитах своих солдат и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу.

Впоследствии эти слова были вышиты на его знамени, Константин запретил гонения на христиан и на смертном одре принял христианство.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....