Статьи профилактике экстремизма важность для молодежи. Молодежный экстремизм как одна из наиболее актуальных социально – политических проблем в России

Аннотация: В статье рассматривается экстремизм как проблема среди молодого
поколения и пути противодействия ему. Акцентируется внимание на особенностях и
объективных и субъективных факторах экстремизма в молодежной среде.
Ключевые слова: экстремизм, молодежный экстремизм, пути противодействия
экстремизму.

Любовь к отечеству
Достижение жизненной цели
Успех в работе
Духовные ценности
Уважение окружающих
Почитание родителей
Забота о близких
Материальное благополучие
Любовь
Счастливая семейная жизнь
Творчество
Независимость
Физическое здоровье
Мир во всем мире

В данной статье поднимается проблема экстремистского поведения молодого поколения
и его прямое влияние на появление девиантного поведения в обществе. Данная проблема
является актуальной и занимает важное положение среди социальных проблем
современности. Экстремизм, присутствующий в кругу молодежи, и его проявления тяжело
отражаются на обществе.
В общем плане, экстремизм — это одна из форм противоправных деяний, угрожающих
общественной безопасности. Более конкретно понятие экстремизма определено в статье 1
Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом .
Экстремистские проявления молодёжи особенно часто связаны с межэтническими
отношениями и конфликтами. Молодежь обычно выступает наиболее массовым (до 90 %)
и активным участником межэтнических конфликтов .
Экстремизм как социальное явление носит открытый характер, причём опасность
представляет не только сам акт экстремистской деятельности, но и заметное, значительное
число сторонников данной идеологии, особенно среди молодежи. Изучая данную проблему
необходимо, прежде всего, проанализировать факторы, отображающие влияние
экстремизма на молодое поколение.
Существует классификация причин (факторов) экстремизма на объективные и
субъективные. Объективные причины экстремизма означают, что экстремистские действия
молодежи обусловлены внешними факторами, состоянием общества, а субъективные
причины экстремизма связаны, как правило, с попыткой самоутверждения. В любом
случае, экстремистскому сознанию и поведению части молодёжи способствуют
компоненты неразвитого сознания .
В ряду объективных факторов, способствующих экстремизму, можно выделить
экономические, политические, социальные, нравственно — психологические и правовые . В частности, молодежь является социально и экономически слабо защищённой
категорией (сложность получения образования, безработица молодёжи и др.). В социально —
политическом и правовом отношении сказывается недостаточность мер государственной
молодежной политики и недостаточная эффективность правоохранительных органов по
предотвращению противозаконных действий. В нравственно — психологическом и других
отношениях молодёжью оказывается удобно манипулировать из — за недостатка у неё
социального опыта .
Для предотвращения разнообразных девиаций и преступных явлений государству и
обществу необходимо последовательно улучшать социальную среду и заботиться о
нормальной социализации личности . Это, безусловно, относится и к явлениям
экстремистского характера.
Для профилактики субъективных факторов экстремизма необходимо также всё более
серьёзное внимание уделять внимание воспитанию у молодёжи гражданственности и
патриотизма, чувства социальной ответственности за судьбу личную и судьбу общества,
воспитание в духе преемственности всего лучшего у предшествующих поколений .
Молодёжь часто предпочитает индивидуальные, иногда и аморальные формы досуга,
что влияет на развитие негативных тенденций в молодёжной среде, оторванности
молодежи от государства и противопоставлению её обществу. Поэтому важно, чтобы
молодежь ощущала свою нужность обществу и государству, внимание к своим проблемам
и интересам.

Список использованной литературы
1. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом /
Заключена в г. Шанхае 15.06.2001. Ратифицирована Федеральным законом РФ от 10 января
2003 года N 3 — ФЗ. URL: http: // docs.cntd.ru / document / 901812033.
2. Рубан Л.С. Дилемма XXI века: толерантность и конфликт. М.: Academia, 2006. 239 с.
3. Куликов И.В. Экстремизм среди молодежи // Социально — экономические явления и
процессы. 2013. №7 (053). С. 175–177. URL: http: // xn — — h1ajgms.xn — — p1ai / articles /
?ELEMENT _ ID=1149.
4. Сиоридзе А.Т. Групповой молодежный экстремизм (криминологическое
исследование) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.
5. Трещева Е.Е., Лебедева Л.Г. Преступление как девиация // Известия Института систем
управления СГЭУ. 2016. № 2 (14). С. 33 — 37.
6. Лебедева Л.Г. Гражданственность как фактор социализации и гармоничной
преемственности поколений // В сборнике: Российская наука: актуальные исследования и
разработки: сборник научных статей III Всерос. заочной науч. — практ. конф. : в 2 частях.
Самарский государственный экономический университет. Самара, 2017. С. 173 — 176.
© Грецова М.Д., 2017

Профилактика экстремизма в молодежной среде - это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.

Что такое экстремизм

Такому понятию, как экстремизм, дано множество определений (как научных, так и юридических). Несмотря на то что данная проблема у всех на устах, единый термин так и не был сформулирован. Так, например, большим толковым словарем экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам. Тем не менее ученые сходятся на том, что такое определение является весьма размытым. Упор должен быть сделан именно на совершение противоправных действий.

На вопрос о том, что такое экстремизм, доктор Колеман и доктор Бартоли отвечают несколько иначе. Они считают, что это деятельность человека, далекая от общепринятых норм, приверженность жестким формам разрешения конфликта. Тем не менее и здесь есть некоторые загвоздки. Основная трудность состоит в определении общепринятых норм, ведь для каждого государства и общества они могут существенно отличаться.

Что относится к экстремистским действиям

К сожалению, в международной практике нет не только единого определения самого термина "экстремизм". Нет также унифицированного описания деятельности, которая попадает под это описание. Но для того, чтобы профилактика экстремизма в молодежной среде была эффективной, стоит четко понимать, с чем предстоит бороться. Чтобы определиться с понятием и его проявлениями, стоит обратиться к нормативно-правовым документам. Закон "О трактует данное понятие следующим образом:

  • насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства;
  • публичное оправдание ;
  • пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости;
  • распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку;
  • нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;
  • препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия;
  • воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами;
  • пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;
  • массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов; публичные призывы к участию в экстремистской деятельности;
  • публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности;
  • финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.

Факторы молодежного экстремизма

Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с молодежью как с наиболее уязвимой категорией граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:

  • влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;
  • влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;
  • влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.);
  • стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;
  • собственные представления и моральные установки;
  • личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);
  • психическое напряжение.

Основные направления работы

На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям:

  • тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями;
  • повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу;
  • включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма;
  • внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности);
  • непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи;
  • анализ процессов, происходящих в молодежной среде, а также их философский и социокультурный аспекты;
  • обеспечение доступности культурных благ для молодежи;
  • реализация потребности в самореализации и самовыражении;
  • организация досуга учащихся (волонтерских проектов, социальных программ).

Деятельность с разными группами молодежи

Профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться с учетом ее неоднородности. Можно выделить два основных направления работы:

  • С группами, у которых еще не сформировались экстремистские наклонности. Такие молодые люди, обычно, добровольно включаются в социальную работу, так как не имеют каких-либо агрессивных или незаконных настроений. Задача профилактики состоит лишь в закреплении толерантных мировоззрений.
  • С группами, у которых уже сформированы экстремистские мировоззрения и убеждения. Такая работа в большинстве случаев проводится в принудительном порядке, а потому молодые люди могут быть агрессивно настроены. Здесь важно найти индивидуальный, нестандартный подход, который поможет установить доверительные отношения. Результатом должно стать переубеждение подростка, отказ от экстремистских взглядов и активное включение в общественную жизнь.

Группа риска

Несмотря на то что профилактическая деятельность должна проводиться среди всей молодежи, есть некоторые категории, которые наиболее подвержены подобным влияниям. Изучив перечень экстремистов, можно выделить такие группы риска:

  • дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованностью, а также склонностью к различного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков);
  • так называемая золотая молодежь, представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение;
  • подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию на те или иные события;
  • представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением и девиантными убеждениями;
  • члены политических движений и религиозных объединений, которые под воздействием определенных идей и убеждений, могут проводить опасную для общества деятельность.

Ключевые задачи

Профилактика экстремизма не должна быть хаотичной или спонтанной. Важно тщательно продумать каждый этап и его детали. План по профилактике экстремизма должен быть направлен на решение следующих существенных задач:

  • применение к подросткам и молодым людям установок о необходимости соблюдения и защиты прав любого гражданина, а также неукоснительного соблюдения законодательных норм;
  • формирование у подростков представления о нормах поведения, принятых в гражданском обществе;
  • донесение до родителей важности формирования толерантных настроений в семье;
  • создание в учебных учреждениях ячеек самоуправления, которые будут осуществлять просветительскую деятельность;
  • формирование в сознании молодежи уверенности в за экстремистскую деятельность в любых ее проявлениях;
  • выработка у молодежи навыков безопасного поведения и самообороны при угрозе террористического акта.

Основные мероприятия

  • Установление взаимосвязей и координация работы с комиссией по делам несовершеннолетних. Ее сотрудники должны привлекаться к непосредственной работе с учениками, а также участию в родительских собраниях.
  • Организация курсов для педагогического персонала по поводу профилактики экстремизма. Для студентов средних и высших учебных учреждений могут проводиться круглые столы или дискуссии по данной тематике. При этом обязательно участие в них представителей правоохранительных органов.
  • Проводить классный час "Профилактика экстремизма и терроризма" в школе. В ходе данных мероприятий должны быть рассмотрены правовые нормы и ответственность за их нарушение. Также должно уделяться внимание воспитанию у учеников чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям.
  • Регулярное проведение родительских собраний, на которых будут рассматриваться не только организационные моменты, но также вопросы воспитания законопослушных граждан.
  • Выработка системы, в соответствии с которой учащиеся или их родители могут обратиться по поводу защиты своих законных прав и интересов, в том случае, если они ущемляются.

Работа с родителями

Не секрет, что основные убеждения и личные качества формируются именно под влиянием семьи. Следовательно, работа по профилактике экстремизма в школе должна подразумевать тесный контакт с родителями. До них должна быть донесена следующая информация:

  • специфика молодежных субкультур и неформальных организаций, а также их потенциальная опасность;
  • степень ответственности родителей за детей;
  • формы агрессии, а также профилактика их проявления у подростков;
  • механизмы вовлечения детей в экстремистскую деятельность;
  • определение возраста уголовной ответственности за правонарушения, а также описание возможных мер наказания;
  • сущность таких понятий, как "терроризм" и "экстремизм";
  • специфика формирования жизненной позиции и убеждений у подростков;
  • необходимость занятости подростков (кружки, секции и прочие формы) во внеурочное время.

Ответственность

Лицо, достигшее определенного возраста, установленного законом, может быть привлечено как к административной, так и к уголовной деятельности за экстремизм. Статья 282 УК РФ предусматривает ответственность за следующие деяния:

  • унижение человеческой чести и достоинства;
  • возбуждение ненависти или враждебных чувств к отдельным лицам или их группе;
  • организация сообществ экстремистского характера;
  • организация, координация и обеспечение деятельности подобных сообществ.

Основная проблема работы с детьми и подростками состоит в том, что многие чувствуют свою безнаказанность. Тем не менее в определенных законом случаях, даже несовершеннолетние лица привлекают к ответственности за экстремизм. Статья 282 УК РФ подразумевает осуждение лиц, не достигших 18 лет, за размещение в глобальной сети видеороликов, а также любой другой документации пропагандистского характера со сценами насилия или призывами к нему. подразумевают ответственность несовершеннолетних за уничтожение исторических и культурных памятников, а также надругательство над местами захоронения и телами умерших. Наказание может выражаться в крупном денежном штрафе, исправительных работах или лишении свободы.

Противодействие и самооборона

Безусловно, теоретическая основа важна. Тем не менее важно донести до молодежи, как на практике проявляется экстремистская деятельность в России. Примеры подобных ситуаций, а также действия по предотвращению и самообороне приведены в таблице:

Экстремистская деятельность Действия
Угроза подрыва бомбы в помещении
  • в ходе телефонного или иного контакта со злоумышленником попытаться выяснить подробности о месте и предполагаемом времени взрыва;
  • по возможности записать разговор на цифровой носитель или же сделать пометки на бумаге;
  • не прикасаться ни к каким подозрительным предметам, а вызвать правоохранительные органы в случае их обнаружения;
  • покинуть здание, не пользуясь лифтом и находясь подальше от оконных проемов;
  • если предыдущее действие невозможно, нужно найти хотя бы какое-то укрытие от обломков (например, под столом).
Поджог здания
  • вызовите службу спасения;
  • подойти к двери и проверить ее температуру - если она горячая, открывать нельзя, а потому стоит искать другие пути эвакуации;
  • обезопасить дыхательные пути от проникновения угарного газа (влажная повязка или маска);
  • если выбраться из помещения невозможно, заделайте щели в двери влажными тряпками;
  • немного приоткройте окно и подайте сигнал бедствия.
Теракт в самолете
  • сообщайте сотрудникам или спецслужбам о лицах, которые ведут себя подозрительно;
  • не пытайтесь в одиночку бороться с экстремистом.
Телефонная угроза
  • если ваш телефон не оснащен звукозаписывающим механизмом, постарайтесь дословно отобразить разговор на бумаге;
  • обратите внимание на голос экстремиста и попытайтесь составить его приблизительный портрет;
  • внимательно отнеситесь к звуковому фону, может оказаться полезным при определении его местонахождения;
  • передайте информацию в правоохранительные органы.
Письменная угроза
  • как можно меньше контактируйте с документом, стараясь сохранить его в первоначальном виде;
  • передайте документ, а также конверт и любые другие приложения в правоохранительные органы.

Подобные практические примеры или даже реконструкции ситуаций просто необходимы. Профилактика экстремизма в школе должна быть направлена не только на недопущение формирования подобных настроений у молодежи. Важно также донести до молодых людей информацию, которая поможет им сохранить жизнь в экстремальной ситуации.

Подходы к профилактической работе

Экстремизм, как угроза национальной безопасности, вынуждает вести профилактическую работу не только со взрослым населением, но также с детьми и молодежью. Данная работа может проводиться в соответствии с такими подходами:

  • Распространение информации об опасности экстремизма и организациях, его исповедующих. Этот подход используется наиболее часто. Он подразумевает собой программы по просвещению молодежи путем проведения гражданских акций или распространения полиграфических материалов. Учитывая, что данный подход является не самым эффективным, его можно рассматривать лишь в качестве дополнительного.
  • Аффективное обучение направлено на устранение проблем с выражением чувств и эмоций. Это важно как в плане формирования жизненного опыта, так и высвобождения негативной и положительной энергии. Получая эмоциональную разрядку, подросток становится менее агрессивным, что снижает риск формирования радикальных наклонностей.
  • Влияние социальных факторов может не только воспрепятствовать зарождению у подростка экстремистских идей, но также и поспособствовать этому. В связи с этим один из подходов базируется на проведении тренингов, в ходе которых проводится обучение устойчивости к общественному давлению.
  • Формирование жизненных навыков - это подход, основанный на методиках поведенческой модификации. Основной подростковой проблемой обозначается стремление к самоутверждению и взрослому образу жизни. таким образом, появляется необходимость в проведении для молодых людей курсов и тренингов, которые позволят им сформировать необходимые жизненные убеждения и навыки, которые позволят защититься влияния негативных тенденций, развивающихся в обществе.
  • Вовлечение подростков в деятельность, альтернативную экстремистской. Этот подход был разработан А. Кроминым. Он предлагает организовывать походы с преодолением препятствий, направление активности подростков в спортивную или творческую деятельность, создание групп для отстаивания активной гражданской позиции.

Заключение

Программа по профилактике экстремизма в первую очередь должна затрагивать детей, подростков и молодежь. Именно этот слой общества наиболее подвержен влиянию подобных радикальных идей, что связано с неокрепшей психикой и отсутствием твердой жизненной позиции. Безусловно, работа в школах и прочих учебных заведениях важна, но не стоит забывать и о роли семьи в данном процессе. В связи с этим педагоги и сотрудники правоохранительных органов должны проводить регулярные профилактические беседы с родителями.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ДЕВИАНТОЛОГИЯ»

на тему «ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

ВЫПОЛНИЛА

Студентка гр 3.4 ОЗО

Зубкова М. Н.

ПРОВЕРИЛ

Шапинский В. А.

РОСТОВ – НА – ДОНУ

ВВЕДЕНИЕ

I причины роста экстремистского поведения молодежи

II Молодежные экстремистские организации в постсоветской России

III Противодействие молодежному экстремизму

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Для переходного периода российских реформ характерна нестабильность общесоциальных условий, которая проецируется и на криминальную ситуацию, в частности на преступность молодежи. Состояние и динамика преступности свидетельствуют о нарастании негативных процессов в подростковой среде. Уровень преступности подростков, если иметь в виду ее реальные масштабы, в среднем, по оценкам специалистов, в 4–8 раз выше, чем показатели зарегистрированной преступности, а по некоторым видам посягательств «ножницы» еще более значительны. Следовательно, социальная значимость, мера общественной опасности преступности подростков гораздо более высока, чем об этом можно судить по цифрам статистики 1 .

Это дает основание констатировать тот факт, что в России в настоящий момент имеет место достаточно сильная концентрация криминогенных факторов, что открывает дорогу к скольжению к максимально высокой степени криминализации общества. Экстремизм в поведении человека и социальных групп - явление, свойственное каждой исторической эпохе, не поддающееся, вероятно, полному искоренению. Но степень и острота проявления экстремистских настроений обусловлены социальными и экологическими трансформациями, ослаблением уровня целостности общества.

Распространение политического экстремизма в России стало одной из острейших проблем. Увеличивается количество преступлений, поднимается уровень насилия, его проявления становятся все более жестокими и профессиональными. Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение молодежи, связанное с совершением действий насильственного характера по политическим мотивам.

2 .

I причины роста экстремистского поведения молодежи

Экстремистское поведение молодежи - одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Состояние, уровень, динамика политического экстремизма молодежи в России широко обсуждаются средствами массовой информации и в специальной литературе, выпускаются аналитические сборники 2 .

Молодежь рассматривается как большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления. В современной научной литературе к этой группе обычно относят (в статистике и социологии) людей в возрасте от 15 до 30 лет. Молодежь, определяя свой жизненный путь, решает конфликтные ситуации, исходя из сопоставления возможных вариантов, если учесть, что для молодежного возраста характерными являются: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, то все указанное выше может привести к совершению девиации.

Проблема агрессивного и экстремистского поведения молодежи становится все более актуальной в условиях российской действительности. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а следовательно, и сравнительно невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус.

Молодежный экстремизм как явление последних десятилетий, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям. В силу возрастных ее свойств даже в спокойные в политическом и экономическом плане времена количество радикально настроенных людей среди молодежи всегда выше, чем среди остального населения.

Молодежи свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и молодежного экстремизма. Развитие политического экстремизма молодежи представляет особую опасность даже не потому, что детская подростковая и молодежная преступность заметно возросли, а потому, что это связано с развитием «анормативных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия, т.е. в широком смысле связано с социальной и политической культурой российского общества в ее проективном состоянии. К сожалению, формирование первого поколения новой России происходило в основном в условиях негативной социально-экономической ситуации 90-х годов ХХ в., что создало предпосылки маргинализации значительной части молодежи, девиации ее поведения, включая политический экстремизм.

Специальный анализ проблемы показывает, что экстремизм в России «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15–25 лет. Молодежь также чаще совершает преступления агрессивного характера. По статистике, основная масса таких тяжких преступлений на политической почве, как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, терроризм, совершается лицами до 25 лет. Важно учитывать, что в настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых 3 .

Эти процессы приобретают особое значение в контексте проблем социальной безопасности российского общества, вызванных действиями экстремистов, и ведущих к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства. Поскольку активизация политического экстремизма молодежи в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, она должна быть глубоко и всесторонне изучена, в том числе средствами политологического познания, как явление, требующее общественного: политико-правового, административно-управленческого и социокультурного противодействия.

II Молодежные экстремистские организации в постсоветской России

Актуальной с точки зрения изучения тенденций развития современного молодежного экстремизма сохраняется концепция "молодежной субкультуры". Современный и постсоветский мир стал полем деятельности новой разновидности антисистемной и внепарламентской политической оппозиции - молодежной субкультуры или контркультуры. Отдельные молодежные субкультуры определяются как экстремистские, если их агенты используют любые формы и средства политического насилия в целях реализации собственной политической субъектности в отношении государственных институтов или любых субъектов политической власти. Важным каналом кадрового пополнения молодежного экстремизма можно считать формирование среди неформальных молодежных движений "контркультурной оппозиции" левого и правого спектра. Контркультура связана с молодежными движениями протеста и экстремистскими молодежными движениями.

Стремительная трансформация России и начало ее демократизации в 1990-е годы не только интенсифицировали демонтаж советской административной системы, но и, к сожалению, привнесли хаос и анархию во многие сферы жизни общества, включая и политическую жизнь страны. Государство, руководствуясь псевдолиберальными лозунгами, ослабило идеологический контроль над обществом и частично отказалось от формирования совместно с основными социальными и политическими группами общества жизненно важных приоритетов и целей. Это способствовало усилению отчуждения общества и государства, развитию нелегитимных форм и способов решения групповых проблем и реализации потребностей и интересов социально-демографических, этнических, профессиональных, социокультурных общностей в постсоветской России. В стране все еще недостаточно реализуются важные и необходимые направления социальной политики в области социального обеспечения и здравоохранения, образования, реализации инфраструктурных проектов, сохранения общественного спокойствия и безопасности граждан, преодоления этнонациональных конфликтов.

Такая ситуация оказалась чревата ростом напряженности в российском обществе, обострением социальных конфликтов, всплесками стихийных акций протеста и политического экстремизма. В итоге не исключается и перспектива нарастания оппозиционных настроений среди отдельных слоев населения, выбора ими сложных и весьма опасных для общества способов разрешения проблем на путях расширения политического экстремизма и терроризма. Не менее опасны и попытки целенаправленного и сознательного формирования структур, ориентированных на неконституционное, неправовое подавление неугодных, оппозиционных сил.

Составили эти движения представители молодого поколения, которые не смогли или не захотели интегрироваться в нестабильный социум страны, переживавшей кризисы инновационных социальных трансформаций. Повышению политической протестной активности молодых людей способствовало также то обстоятельство, что определенная часть ее привыкла к экстремальным обстоятельствам повседневной, обыденной жизни и проявляла склонность к политической активности экстремистского свойства, втягиваясь в этнонациональные, религиозные, социокультурные и иные общественно-политические конфликты в регионах ее проживания. Не случайно ряд российских и зарубежных экстремистских организаций в 1990-е годы пытались сделать ставку на молодежь как свой новый социальный и политический ресурс.

Большинство право- и левоэкстремистских организаций, партий и групп осуществляют попытки политической вербовки молодежи. Часть молодежи в результате негативных социальных последствий либеральных реформ 1990-х годов оказалась в состоянии дезадаптации в новой системе жизни, что вызвало пессимизм, апатию, дезориентацию, асоциальное поведение, усиление социального протеста. Известно, что протестная энергия молодого поколения - величина непостоянная. Сила и направленность протестной энергии молодежи, несомненно, определяются кризисным состоянием, общей нестабильностью, расколом общества. В качестве определяющего социального фактора выступает социальный, экономический, духовный кризис современного общества, находящегося в состоянии неустойчивого равновесия. Это общесистемное качество и порождает многие социальные противоречия и конфликты. Серьезно сказывается рост имущественного расслоения, социальной дифференциации и маргинализации общества, отсутствие условий для социализации молодежи, разрыв в межпоколенческой преемственности. Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что парадоксальность сознания стала неотъемлемой частью современной жизни в России, проявляющейся в распространении многообразных форм протестного поведения в молодежной среде. Таким образом, парадоксальность социального бытия и сознания современного российского общества, объективно обусловленная обострением общественных противоречий, наиболее ярко проявляется в молодежной среде. Многочисленные исследования молодежного общества, в частности ВЦИОМ, отмечают сочетание в социальном портрете поколения агрессивности (50%) и цинизма (40%) с инициативой (38%) и образованностью (30%). Многолетние исследования социологов под руководством В.Т. Лисовского выявили разнобой в оценках типичных черт современного поколения: «равнодушное» (34%), «прагматичное» (20%), «циничное» (19%), «потерянных надежд» (17%), «протестующее» (12%), «скептическое» (7%). В мониторинговых исследованиях Ю.Р. Вишневского и В.Т. Шапко противоречивость молодежного сознания проанализирована на основе динамики ценностных ориентаций молодежи, в основе которых на фоне традиционных ценностей усиливаются индивидуалистические установки, стремление к самостоятельности, автономности и независимости. Соответственно, в сознании молодежи повышается роль неформальных, межличностных отношений, утверждается связанный с этим противоречивый подход к институтам социального контроля. Заметно усиливается аполитичность, сочетающаяся с нарастающим негативизмом, социальным протестом. На этой почве растет влияние в молодежной среде идеологии и организации правого и левого радикализма, экстремизма. Таким образом, все это способствовало развитию идей социального протеста в молодежной среде, а также созданию идеологических, организационно-политических структур, втягиванию части неформального молодежного движения в русло политического экстремизма.

В течение последних лет в ряде регионов России активизировались неформальные молодежные группировки право- и леворадикальной направленности, участились случаи нападений на иностранных граждан со стороны т.

Н. скинхедов. В Москве и ряде других мегаполисов со сложной криминогенной и миграционной обстановкой ситуация стала особенно тревожной.

В ответ на активизацию радикальных националистов активизировались неформальные молодежные антифашистские группы (далее – антифа), объединяющие представителей различных молодежных субкультур, основанных на увлечении к каким-либо музыкальным течениям или альтернативным видам спорта. Их деятельность заключается в проведении силовых и пропагандистских акций в отношении скинхедов. Последние объявили своего рода «войну» антифа, и среди активистов движения уже есть погибшие. Однако и со стороны участников антифа отмечены факты применения холодного и травматического оружия, а также создания конфликтных ситуаций с сотрудниками правоохранительных органов. Это противостояние чревато новыми жертвами, поскольку радикально настроенные лица есть с обеих сторон.

И все же наибольшую общественную опасность представляют ультраправые группировки, чья деятельность в последнее время заметно радикализировалась. Характер совершенных ими преступлений – нападения, убийства, взрывы. Такого рода преступления имеют широкий общественный резонанс, что не всегда способствует объективному расследованию и формированию непредвзятого общественного мнения о произошедшем.

Среди основных особенностей экстремизма в молодежной среде можно выделить следующие:

1. Экстремизм формируется преимущественно в маргинальных группах. Одним из детерминирующих экстремизм факторов является отсутствие у молодых людей твердых жизненных установок и перспектив, что порождает враждебное отношение к окружающей действительности.

2. Экстремизм чаще всего проявляется ввиду отсутствия в социуме, формирующем характер и моральный облик молодых людей, механизмов, способствующих привитию ориентиров на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

3. Экстремизм возникает в тех обществах и группах, которым присущ низкий уровень самоуважения или же условия в них способствуют игнорированию прав личности.

4. Экстремизм свойственен общностям не столько с т. н. низким уровнем культуры, сколько с культурой разобщенной, деформированной, не являющейся цельной.

5. Экстремизм сопутствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и пропагандирующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах и способах достижения целей.

Экстремизм порождают различные факторы: изменение сложившихся социальных структур; низкий уровень социальной защиты различных групп населения; воздействие кризисных явлений в экономике; ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов; падение общественной дисциплины; рост антисоциальных проявлений; распад прежней системы ценностей; нарастание чувства ущемленности национального достоинства и т. д.

Доминирование иррациональных установок в обществе способно приводить к ситуативному насилию в форме жестоких, разрушительных и бессмысленных акций в виде массовых беспорядков, хулиганских поступков, актов вандализма, спонтанных агрессивных действий и т.

Такого рода «спонтанный экстремизм» значительно усиливается в условиях низкого жизненного уровня и правового бескультурья некоторой части населения России. Таким образом, под воздействием в первую очередь негативных экономических и социальных факторов формируются условия, способствующие возникновению экстремистских проявлений в молодежной среде.

Условия возникновения экстремизма в молодежной среде:

1. Обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. д.

2. Криминализация ряда сфер общественной жизни в молодежной среде выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные (теневые) сферы бизнеса.

3. Изменение ценностных ориентаций выражается в т. ч. в вовлечении молодежи в деятельность зарубежных организаций и религиозных сект, насаждающих религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности.

4. Радикализация российского молодежного мусульманского сообщества. Речь идет о привносимой извне пропаганде идей религиозного экстремизма под видом «истинного ислама», а также о резком изменении национального состава в отдельных регионах в силу достаточно сильных миграционных процессов, криминализации национальных землячеств и диаспор.

5. Рост национализма и сепаратизма, приводящий к активизации молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей.

6. Наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций, выражающееся в том, что некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают своих сторонников обращению с огнестрельным и холодным оружием.

7. Психологический фактор характеризуется агрессией, свойственной молодежной психологии, что активно используют опытные лидеры экстремистских групп для осуществления акций экстремистской направленности.

8. Использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным структурам доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности: размещение подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях и т. д.

Масштабность, острота и многообразие экстремистских проявлений и сложность порождающих их факторов повышают общественную опасность экстремизма, его дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в нашей стране.

Действующие на территории Российской Федерации общественные объединения экстремистской направленности используют различную тактику. Одни из них допускают экстремистские формы протеста, такие как проведение несогласованных с органами местного самоуправления массовых мероприятий (митингов, пикетов и пр.), блокирование транспортных магистралей, захват государственных учреждений, распространение материалов, содержащих призывы к насильственному изменению конституционного строя, направленных на разжигание национальной, религиозной и иной вражды, хулиганские действия, акты вандализма, уничтожение чужого имущества и т. д. Другие совершают насильственные посягательства по экстремистским мотивам (взрывы, убийства, причинение тяжкого вреда здоровью и пр.).

Радикалы, как правило, открыто заявляют о своем стремлении изменить ситуацию (реально негативную либо негативную в их групповом понимании). Они декларируют, против чего борются и какие методы (в т. ч. противозаконные) собираются использовать.

Структуры экстремистской направленности могут иметь ярко выраженную агрессивную составляющую, а могут и не высказывать агрессивных намерений. Так, например, если радикальные экологи (т. н. «зеленые») не агрессивны по отношению к рядовым гражданам, то скинхеды проявляют резкую агрессию в отношении представителей других национальностей и своих «идеологических противников». Собственную специфическую субкультуру имеет также ряд молодежных формирований «третьего сектора» (неправительственные организации).

В соответствии с действующим законодательством можно выделить две самостоятельные классификации экстремизма: по характеру экстремистской идеологии и по характеру совершаемых правонарушений.

Наиболее часто используемым методом борьбы являются т. н. акции прямого действия, под которыми понимаются ненасильственные массовые мероприятия типа блокад, захватов объектов, забастовок и т. п., направленные на привлечение внимания к конкретным социальным, экономическим и иным проблемам, а также силовые действия против тех, кого та или иная группировка считает «врагами». Таким образом, акции прямого действия можно разделить на две категории: ненасильственные (зрелищные) и насильственные.

К зрелищным акциям относятся пикеты, митинги, демонстрации, вывешивание транспарантов и т. п. Действия такого рода по определению не являются экстремистскими. Исключением являются случаи использования лозунгов и плакатов с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), а также возбуждающих ненависть либо вражду, унижающих человеческое достоинство (ст. 282 УК РФ). Особенностью проведения таких акций является отсутствие насилия и чего-либо, напоминающего нападение и (или) использование оружия.

Отличительной особенностью действующих в настоящее время в России молодежных радикальных объединений является то, что большинство из них политизированы и поддерживаются «материнскими» организациями, которые оказывают им финансовую, пропагандистскую поддержу в прессе и на телевидении, пытаясь сформировать для экстремистов позитивный политический имидж и привлечь в их ряды новые слои молодежи.

Для ультраправых в России характерно создание военизированных формирований. Причем нередко не столько по каким-либо идеологическим концепциям, сколько из соображений престижа (имиджа объединения). Кроме того, в подобных группировках собираются подростки, которые любят дисциплину и предпочитают отдавать другим инициативу принятия решений.

Центральное место в системе противодействия экстремизму отведено правоохранительным органам (прокуратуре, МВД и ФСБ России).

Выявление, предупреждение и пресечение преступлений, совершенных по экстремистским мотивам, представляет сложный процесс. Как правило, экстремистские группы действуют на основе определенных идеологических установок, враждебных государственным институтам. При осуществлении противоправных акций используются и технические средства, и приемы конспирации. Поэтому успех борьбы с радикальными группами невозможен без знания их идеологии и тактики деятельности. Притом что совершенное по экстремистским мотивам преступление содержит повышенную общественную опасность, доказывание наличия экстремизма зачастую весьма затруднительно. Документирование противоправного умысла, мотивов вражды, участия в составе определенной структуры требует особой подготовки как оперативных, так и следственных работников.

Поэтому наиболее эффективной является такая организация работы, которая позволяет не только тщательно контролировать развитие обстановки в радикальных группах, но и оказывать на нее влияние, предотвращать планируемые экстремистами попытки совершения конкретных акций и расширения своих людских, финансовых и информационных возможностей.

Важную роль в этом играет взаимодействие заинтересованных государственных ведомств, в ходе которого решаются задачи по недопущению пропаганды радикальных взглядов с позиций зарегистрированных общественных объединений, в учебных заведениях, учреждениях культуры, СМИ, органах государственной власти и местного самоуправления, вовлечения представителей различных социальных групп в экстремистскую деятельность.

Особое значение имеет выявление и пресечение попыток использования молодежными объединениями экстремистской направленности возможностей сети Интернет и электронных СМИ для осуществления психологического воздействия на массовое сознание, пропаганды экстремизма и терроризма.

Отдельного внимания заслуживает информационная политика телевидения. Пропаганда насилия, бездуховности и асоциального образа жизни оказывают разрушительное воздействие на психику молодых людей. Это негативное влияние усугубляется отсутствием «защитных механизмов» в условиях деидеологизации и «свободы нравов». Ощущается необходимость решения этой проблемы на государственном уровне, уже принимаются меры по созданию условий, способствующих целенаправленному формированию патриотического мировоззрения молодого поколения, пропаганде национальных ценностей с учетом российской истории, многонациональной культуры и традиционных религий.

Одним из немаловажных элементов противодействия является профилактика экстремизма. Это комплекс мероприятий, включающий воспитательную работу с молодежью, организацию соответствующего информационного сопровождения деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, использование положительного потенциала общественных и религиозных объединений. Поддерживаемые органами власти различного уровня молодежные проекты, студенческие движения способны выступить альтернативой деструктивной деятельности объединений экстремистской направленности.

По мнению ряда специалистов, одними мерами пресечения экстремизм не искоренить. В нынешней сложной общественно-политической обстановке всегда найдутся условия для создания и организации противоправной деятельности радикальных группировок. Решение этой проблемы напрямую зависит от социальной и экономической организации общества, развития институтов, способных отвечать жизненно важным запросам как отдельных личностей, так и различных социальных групп.

Иными словами, там, где молодежь чувствует опеку государства, где у нее формируются нравственные ориентиры и имеются перспективы самореализации, места для радикальной идеологии практически не остается. В этих условиях юношеский максимализм реализуется в конструктивном, созидательном направлении.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

имени генерал- фельдмаршала Михаила Семёновича Воронцова

города Ейска муниципального образования Ейский район

Доклад по теме:

«ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

(научно – практическая конференция

«Стабильность и порядок в обществе. Вызовы и угрозы»

по теме: «Молодежный экстремизм. Причины роста и

способы противодействия»

Составила:

педагог – психолог МБОУ СОШ№3

им. генерал-фельдмаршала М.С.Воронцова

г.Ейска МО Ейский район

Винокурова Марина Викторовна

г. Ейск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

I понятие о молодежном экстремизме

II причины роста экстремистского поведения молодежи

(обсуждение мультфильма, совместный поиск причин возникновения экстремизма)

III Противодействие молодежному экстремизму

Подведение итогов

Введение.

Экстремизм - понятие емкое, которое охватывает широкий круг правоотношений. Оно включает в себя и деятельность религиозных объединений либо физических лиц по планированию, подготовке к совершению действий, направленных на осуществление террористической деятельности.

Характеристика экстремизма

Экстремизм - (лат. extremus - крайний), приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике). Экстремизм, в дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо - действий, высказываний, взглядов и т. п. Следовательно, экстремизм может быть политическим, религиозным, экономическим, социальным и т. п., вплоть до бытового.

I . Понятие молодежного экстремизма

Распространение молодежного экстремизма - одна из острейших проблем современной России. Растет количество преступлений, повышается уровень насилия, его характер становится все более организованным. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек. Больше всего молодых экстремистов проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской, Нижегородской областях.

В ситуации социальной неопределенности, нестабильности и социальной напряженности экстремальность молодежи может приобретать крайние, главным образом спонтанные черты, которые нередко перерастают в экстремистские настроения. Поводом к этому зачастую становятся попытки отдельных политических сил, государственных и общественных структур использовать молодежь в своих целях, подстрекая и провоцируя ее на экстремистские действия. Преимущественно групповой характер молодежного экстремизма, спонтанность и непредсказуемость придают данному явлению особую общественную опасность.

Откровенно экстремистские выходки квалифицировались как хулиганские. Особенно это касалось экстремизма на национальной и религиозной почве. Отсутствовали и законодательно закрепленные определения экстремизма, которые позволяли бы правоохранительным органам, средствам массовой информации и общественности четко квалифицировать те или иные его проявления.

Усилившиеся с развалом Союза политические, территориальные, национально-этнические, религиозные противоречия привели к резкому обострению экстремизма в молодежной среде. Между тем, несмотря на работы российских социологов последних лет, посвященные проблематике молодежного экстремизма, в целом данное явление все еще недостаточно изучено. В публикациях представлены заслуживающие внимания теоретические концепции социологического исследования различных молодежных движений, отдельных экстремистских проявлений в молодежной среде, причин и факторов, способствующих их возникновению. Однако необходимость определения глубинных причин, лежащих в основе молодежного экстремизма, требует применения целостного подхода к пониманию его сущности, обобщающего имеющиеся теоретические разработки. Реализация такого подхода возможна на базе фундаментальных представительных исследований, позволяющих анализировать процессы, происходящие в молодежной среде во всем их многообразии.

II . Причины роста экстремистского поведения молодежи

Экстремистское поведение молодежи - одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Состояние, уровень, динамика политического экстремизма молодежи в России широко обсуждаются средствами массовой информации и в специальной литературе, выпускаются аналитические сборники.

Молодежь рассматривается как большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления. В современной научной литературе к этой группе обычно относят (в статистике и социологии) людей в возрасте от 15 до 30 лет. Молодежь, определяя свой жизненный путь, решает конфликтные ситуации, исходя из сопоставления возможных вариантов, если учесть, что для молодежного возраста характерными являются: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, то все указанное выше может привести к совершению девиации.

Проблема агрессивного и экстремистского поведения молодежи становится все более актуальной в условиях российской действительности. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а следовательно, и сравнительно невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус.

Молодежный экстремизм как явление последних десятилетий, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям. В силу возрастных ее свойств даже в спокойные в политическом и экономическом плане времена количество радикально настроенных людей среди молодежи всегда выше, чем среди остального населения.

Молодежи свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и молодежного экстремизма. Развитие политического экстремизма молодежи представляет особую опасность даже не потому, что детская подростковая и молодежная преступность заметно возросли, а потому, что это связано с развитием «анормативных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия, т.е. в широком смысле связано с социальной и политической культурой российского общества в ее проективном состоянии. К сожалению, формирование первого поколения новой России происходило в основном в условиях негативной социально-экономической ситуации 90-х годов ХХ в., что создало предпосылки маргинализации значительной части молодежи, девиации ее поведения, включая политический экстремизм.

Специальный анализ проблемы показывает, что экстремизм в России «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15–25 лет. Молодежь также чаще совершает преступления агрессивного характера. По статистике, основная масса таких тяжких преступлений на политической почве, как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, терроризм, совершается лицами до 25 лет. Важно учитывать, что в настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых.

Эти процессы приобретают особое значение в контексте проблем социальной безопасности российского общества, вызванных действиями экстремистов, и ведущих к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства. Поскольку активизация политического экстремизма молодежи в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, она должна быть глубоко и всесторонне изучена, в том числе средствами политологического познания, как явление, требующее общественного: политико-правового, административно-управленческого и социокультурного противодействия.

Просмотр мультфильма для детей «Что такое терроризм?!»

(обсуждение мультфильма, совместный поиск причин возникновения экстремизма)

Вопросы: «О чем данный мультфильм, какова его суть?; Как вы думаете – кто прав, кто и когда совершил ошибку, какую? Что можно было бы изменить и как?»

III . Противодействие молодежному экстремизму

Следует отметить, что необходимо большее внимание детям и подросткам по двум причинам: 1. Агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остаётся без должного внимания то, может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида. Следовательно, чем скорее начнётся работа с моделями агрессивного поведения, то тем больше шансов избежать агрессивного поведения во взрослой жизни; 2. Серьёзные формы насилия распространённые среди подростков причиняют вред большему количеству людей.

Большая доля актов насилия и нетерпимости происходит в стенах общеобразовательных учреждений, непосредственно за её пределами, там, где дети и подростки проводят значительную часть времени и завязывают социальные отношения. Поэтому школы, ВУЗы, и центры дополнительного образования - это «горячие точки» агрессии, и в тоже время они выступают в качестве арены осуществления антинасильственных программ. Такие программы со всей очевидностью показывают, что для борьбы с агрессией в общеобразовательных учреждениях требуется сочетание целого ряда методов.

В общеобразовательных учреждениях должна быть сформирована такая атмосфера, в которой: 1. Учителя и ученики признают акты жестокости, насилия и агрессии, относясь к ним со всей серьёзностью, а не считая их чем-то незначительным; 2. случаи насилия и агрессии систематически отслеживаются; 3. демонстрация жестокости единодушно отвергается учениками как недопустимая.

(Просмотр видео ролика «Профилактика экстремизма»)

Так в чем же заключается профилактика молодежного экстремизма? Кто несет абсолютно полную ответственность за нее?

Помимо активных мер по обеспечению физической безопасности подростков и молодёжи не стоит забывать и духовном просвещении , которое, прежде всего, заключается в воспитании толерантности.

Важность формирования толерантных отношений у молодёжи обусловлена тем, что вопрос об уровне толерантности российского общества является сегодня критически важным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Только толерантное отношение друг к другу поможет нам стать дружными, способными ставить себя на место другого человека. И это помогает подрастающей молодежи выходить из экстремальных ситуаций посредством выражения своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

  1. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст.3447.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...