Речные флотилии ссср. Пинская речная военная флотилия


Формирование советской Пинской речной военной флотилии 1940 г.

После 17 сентября 1939 г. государственная граница СССР существенно продвинулась на западе. В связи с тем, что Киев оказался в глубоком тылу, стратегическая роль Днепровской флотилии значительно уменьшилась, и по предвоенным оперативным планам никаких боевых действий в районе Днепра вести не предполагалось. Поскольку на случай военных действий Киев рассматривался как город далёкого тыла, речные корабли и командование Днепровской флотилии необходимо было перебазировать поближе к новой западной границе, то есть в Пинск. Этот вопрос народный комиссар Военно-Морского Флота СССР адмирал флота Н. Г. Кузнецов обсуждал с начальником Генерального штаба Красной Армии Б. М. Шапошниковым, а позднее докладывал о нём И. В. Сталину. В конце концов предложение наркома ВМФ о переводе командования Днепровской флотилии в Пинск, где уже с осени 1939 г. базировались некоторые корабли флотилии, было принято. Штаб флотилии оставался в Киеве до лета 1940 г.

После присоединения в июне 1940 г. к Молдавской ССР Бессарабии и Северной Буковины, чем изменилась южная граница СССР, было решено перебросить основные корабли Днепровской флотилии на Дунай. На должность начальника штаба флотилии в июне 1940 г., без завершения государственных экзаменов и с согласия Наркомата ВМФ направили выпускника командного факультета Военно-морской академии в Ленинграде, капитана 2 ранга В. В, Григорьева. В этом же месяце флотилия была расформирована и на её базе созданы 2 новые – Дунайская и Пинская.

Пинская речная военная флотилия начала создаваться согласно приказу наркома ВМФ СССР адмирала Н. Г. Кузнецова за № 00184 от 17 июня 1940 г. с главной базой в Пинске и тыловой в Киеве под командованием капитана 1 ранга (позднее контр-адмирала) Д. Д. Рогачёва. Встреча командующего, прибывшего на глиссере, прошла на флотилии по всей форме. Корабли были построены в две колонны с экипажами на верхних палубах. В. В. Григорьев отдал приказ Д. Д. Рогачёву рапорт с другого глиссера. Затем за обсуждением предстоящих дел командующий и начальник штаба флотилии засиделись до полуночи. Полученная под утро Д. Д. Рогачёвым телеграмма сообщала, что В. В. Григорьев назначается начальником штаба Дунайской военной флотилии. Начальником же штаба Пинской флотилии был назначен капитан 2 ранга Г. И. Брахтман, военным комиссаром – полковой комиссар Г. В. Татарченко (до 15 июля 1941 г.), затем бригадный комиссар И. И. Кузнецов, начальником тыла – капитан 1 ранга – П. А. Смирнов.

В советскую Пинскую военную флотилию вошла значительная часть кораблей бывшей польской речной флотилии. Не случайно Пинск был избран главной базой вновь созданной флотилии. Ведь именно в этом городе можно было использовать речной порт, судоремонтные мастерские и фортификационные сооружения своей предшественницы – бывшей польской Пинской флотилии. Более того, в спешном порядке был реконструирован Днепровско-Бугский канал, который связывал бассейн рек Днепра и Вислы, соединяя Припять через Пину (около Пинска) с Бугом (около Бреста), что имело немаловажное значение для советской Пинской флотилии. Советская Пинская флотилия непосредственно подчинялась наркому ВМФ СССР Н. Г. Кузнецову, а оперативно – командующему войсками Западного особого военного округа генералу армии Д. Г. Павлову.

К началу войны с Германией Пинская флотилия насчитывала в своих рядах 2300 краснофлотцев, старшин и офицеров. Она состояла из командования и штаба (штабу флотилии были приданы корабли «Буг» и «Припять»), речных сил, манёвренных соединений, сухопутных и тыловых частей.

Речные силы включали дивизион мониторов (мониторы «Бобруйск», «Смоленск», «Витебск», «Житомир», «Винница»), группу канонерских лодок (канонерки «Трудовой» и «Белорус»), дивизиона бронекатеров (БКА №№ 41 – 45, 51 – 54 и 11 без номеров, а также плавающая самоходная база «Березина»), дивизион тральщиков (№№ 1 - 5), минный заградитель «Пина» и Учебный отряд (мониторы «Левачёв», «Флягин», канонерки «Передовой», «Верный», плавбазы «Ударник», «Белоруссия», отряд бронекатеров №№ Д1-Д5, Н-15, №№ 201-203 и 205).

Таким образом, к началу войны речные силы Пинской флотилии, кроме вспомогательных судов и двух штабных кораблей, состояли из семи мониторов, четырёх канонерских лодок, тридцати бронекатеров, минного заградителя «Пина» и семи тральщиков, - всего 49 боевых судов.

Какие же задачи стояли перед флотилией на 1941 год? Обнаруженный в архиве приказ № 00300 от 29 декабря 1940 г. наркома ВМФ СССР адмирала Кузнецова сформулировал основную задачу для Пинской флотилии на 1941 г.: «Достижение слаженного взаимодействия всех сил флотилии для разгрома противника, при решении тыловых операций, в любое время года и суток». В свою очередь командующий Рогачёв в приказе за № 002 от 14 января 1941 г. нацелил флотилию на ближайшую задачу: «Боевую подготовку всех соединений Пинской флотилии целеустремить на отработку тем оперативных и тыловых игр, отрядных учений флотилии и совместных учений с Красной Армией. Неудовлетворительно проведённые учения, после разбора и указаний, проводить повторно». В приказе Дмитрий Дмитриевич Рогачёв отметил и успехи флотилии:

1) значительно повысилась и укрепилась дисциплина;

2) поднялась требовательность командиров;

3) сделаны первые шаги по поднятию уровня оперативно-тактической подготовки начсостава;

4) улучшилась связь с Красной Армией оп части организации взаимодействия флотилии с полевыми войсками;

5) проделана большая работа по изучению и описанию речного театра.

Как видим, мониторы, канонерские лодки, бронекатера и катера-тральщики Пинской флотилии по их тактическому назначению организационно сводились в дивизионы, отряды и группы однородных кораблей. Считалось, что такая форма организации речных сил флотилии обеспечивала гибкое управление ею, одиночную подготовку кораблей и их боевое использование в составе однородных тактических групп и соединений.

Боевая деятельность Пинской флотилии в июне – сентябре 1941 года

Страшная катастрофа не только для Пинской флотилии, но и для всей страны разразилась 22 июня, когда в 4 часа утра по Московскому времени нацистская Германия напала на СССР. Согласно плану «Барбаросса», утверждённому Гитлером в декабре 1940 г., главные силы групп армий «Центр» и «Юг» должны были объединить свои усилия на восток от поймы реки Припять, оставляя в стороне почти стокилометровый «Припятский полесский коридор».

Советское правительство имело сведения о нападении. Около 11 часов вечера 21 июня 1941 г. нарком обороны СССР маршал С. К. Тимошенко вызвал к себе наркома ВМФ СССР адмирала Н. Г. Кузнецова, который через несколько минут вместе с заместителем начальника Главного морского штаба контр-адмиралом В. А. Алафузовым прибыл в кабинет маршала, где кроме него находился начальник Генерального штаба генерал армии Г. К. Жуков. С. К. Тимошенко, не называя источников, предупредил о возможном нападении Германии на СССР, а Г. К. Жуков показал Н. Г. Кузнецову и В. А. Алафузову телеграмму, в которой подробно излагалось, что следует предпринять войскам в случае нападения Германии. Но непосредственно флотов она не касалась. Пробежав её текст, Н. Г. Кузнецов спросил, разрешено ли в случае нападения применять оружие, и, получив утвердительный отказ, приказал контр-адмиралу Алафузову: «Бегите в штаб и дайте немедленно указание флотам о полной фактической готовности, то есть о готовности № 1. Бегите!» .

Этот приказ касался не только не только флотов, но и флотилий, так как все морские, озёрные и речные флотилии непосредственно подчинялись наркому ВМФ СССР адмиралу Н. Г. Кузнецову.

В 0 часов 10 минут 22 июня Нарком ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов подписал директиву следующего содержания:

«Экстренно

Военным советам

1) Краснознамённого Балтийского Флота,

2) Северного Флота,

3) Черноморского Флота

Командующему Пинской флотилии

Командующему Дунайской флотилии

В течение 22.6 – 23.6 возможно внезапное нападение немцев. Нападение может начинаться с провокационных действий.

Наша задача не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения. Одновременно флотам и флотилиям быть в полной боевой готовности, встретить возможный внезапный удар немцев или их союзников.

Приказываю перейти на оперативную готовность № 1, тщательно маскировать повышение боевой готовности. Ведение разведки в чужих территориальных водах категорически запрещаю.

Никаких других мероприятий без особого распоряжения не производить.

Кузнецов».

О советских мониторах на самых высоких уровнях фашистского вермахта заговорили уже на втором месяце войны. В самом начале августа 1941 года в военном дневнике начальника германского генерального штаба Ф. Гальдера появилась такая запись: "На наступление оказывают влияние мониторы..." Речь шла о кораблях Пинской военной флотилии.

Пинская речная военная флотилия, как и весь советский Военно-Морской Флот, не была застигнута врасплох этим нападением. Командир монитора «Бобруйск» старший лейтенант Фёдор Корнилович Семёнов свидетельствует иначе: «Война 1941 года застала монитор в Пинском Военном порту. Монитор быстро отмобилизовался и в 10.00 22 июня 1941 года вся флотилия, и в том числе монитор «Бобруйск», снялись со швартовых и пошли вверх по реке Пине…».

В тот роковой для Советского Союза в Пинске находились передовой отряд (один монитор, 4 бронекатера) и основные силы Пинской флотилии (4 монитора, 6 бронекатеров, минный заградитель «Пина»), а остальные её корабли были в тот момент в Киеве. В связи с нападением Германии на СССР они по приказу командующего флотилией стали сосредотачиваться в районе Мозырь – Дорошевичи на реке Припять.

Утром 23 июня 1941 г. корабли передового отряда под командованием начальника штаба флотилии капитана 2 ранга Г. И. Брахтмана прибыли к Кобрину, а основные силы флотилии под флагом её командующего контр-адмирала Д. Д. Рогачёва в это время находились Днепро-Бугском канале, в 16 – 18 км от Кобрина.

Флотилия выполняла самые разнообразные задачи:

24 июня… Корабли Пинской военной флотилии сосредоточились на реке Пине и заняли позиции на западных подступах к Пинску.

25 июня… Корабли и части Пинской флотилии совместно с подразделениями армии вели бои на западных подступах к Пинску.

26 июня… Корабли и береговые части Пинской флотилии совместно с сформированным из отходящих подразделений 3-й армии стрелковым батальоном прикрывали Пинск с запада.

28 июня… Пинская флотилия, обороняя Пинск, приступили к переводу главной базы в Наровлю, а корабли флотилии в район Лунинец – Лахве.

2 июля… Разведка Пинской флотилии установила, что оставленный Пинск противником не занят. Начальник Генштаба приказал командиру 75-й стрелковой дивизии войти в город и организовать его оборону совместно с кораблями Пинской военной флотилии.

3 июля… Части 75-й стрелковой дивизии и корабли Пинской флотилии вошли в Пинск и заняли рубежи обороны, однако в 23.00 командующий 21-й армией приказал оставить город.

4 июля… На рассвете был оставлен Пинск, а в 12.30 в него вступили немцы. Таким образом, Рогачёв выполнил приказ командующего 21-й армии, а не самовольно оставил город.

5 июля 1941 г. по приказу наркома ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова Пинская флотилия вступила в оперативное подчинение командующему 21-й армией, а 6 июля она и войска 75-й стрелковой дивизии оборонялись на линии Лунинец – Туров. На следующий день корабли флотилии помогли партизанскому отряду под командованием В. З. Коржа переправиться через Припять. 9 июля командующий батальоном красноармейцев и руководивший обороной г. Турова майор Дмитраков договорился с командующим Пинской военной флотилии провести перед наступлением артиллерийскую подготовку и выбить противника из деревни Ольшаны Столинского района. Позже майор, 10 июля, сообщил, что флотилия начала обстрел и выбила противника из этой деревни.

В результате плохой организации наступления, отсутствия связи с флотилией, немецкие войска, находившиеся в Ольшанах, повели ураганный огонь из автоматических ружей, пулемётов, миномётов и артиллерии. В конечном итоге отряд под руководством Дмитракова вынужден был отступить с большими потерями. Потери Пинской флотилии в этом бою нам неизвестны.

После боя у д. Ольшаны на следующий день Пинская флотилия была разделена на три отряда: Березинский (командир – капитан 2 ранга Г. И. Брахтман; комиссар – Н. Д. Лысяк. 20 тюля 1941 г. Г. И. Брахтман убыл в Киев для исполнения своих прямых обязанностей начальника штаба флотилии, и на его должность назначен капитан 3 ранга З. И. Баст), Днепровский (командир – капитан 1 ранга И. Л. Кравец; комиссар – А. Н. Шохин) и Припятский (командир – капитан-лейтенант К. В. Максименко; комиссар – К. Д. Дюков).

Каждый отряд имел свою, отличную от других отрядов, боевую задачу. Так, Березинскому отряду ставилась задача содействовать войскам 21-й армии Западного фронта на бобруйском направлении.

Припятскому отряду ставилась задача прикрыть совместно с войсками 75-й стрелковой дивизии и Мозырского укреплённого района стык Западного (с конца июля - Центрального) и Юго-Западного фронтов на Припяти.

Днепровский отряд, оказавшийся на пути наступления вражеской группировки армии «Юг», должен был взаимодействовать с частями 26-й и 38-й армии, пытавшимися создать устойчивую оборону на рубеже Днепра южнее Киева. Кроме этого, отряд обеспечивал артиллерийскую поддержку сухопутных войск в обороне предмостных позиций, прикрывал переправы отступавших войск и разрушения вражеских переправ через Днепр.

Припятский отряд Пинской флотилии в составе монитора «Бобруйск», минного заградителя «Пина», двух бронекатеров, 4сторожвых кораблей, плавучей базы, плавучей зенитной батареи и госпитального судна «Каманин» первым начал боевые действия. В начале июля 1941 г. Немецкое командование, обеспокоенное наступлением 21-й армии в районе Бобруйска, активизировала наступательные действия в районе Турова. Гитлеровцы перебрасывали свои войска из Лунинца в Давид-Городок для дальнейшего наступления на Мозырь вдоль правого берега Припяти. Поэтому командир 75-й стрелковой дивизии поставил перед припятским отрядом задачу прорваться в расположение противника для разведки и обстрелять его войска в Давид-Городке. Командир отряда капитан-лейтенант К. В. Максименко выделил для решения этой задачи монитор «Бобруйск», которым командовал старший лейтенант Ф. К. Семёнов.

С наступлением темноты 11 июля «Бобруйск» вышел из Турова и рассвете 12 июля занял огневую позицию у правого берега Припяти напротив устья Горыни, тщательно замаскировался под береговую черту, выставил наблюдательные посты в направлении Давид-Городка и Лахвы. Комендоры «Бобруйска» произвели 4 огневых залпа из 3-х орудий. В городе возникли пожары, противник потерял 4 орудия, более 50 автомашин с грузами и боеприпасами, до 200 солдат и офицеров убитыми. Только в конце обстрела немцы открыли разрозненную стрельбу по огневой позиции монитора из района Лахвы и Давид-Городка. Но немцы открыли огонь слишком поздно. Это объясняется тем, что им было невдомёк, откуда на противоположном берегу, в 30 км от линии фронта, вдруг появилась советская артиллерия? Огонь противника не принёс кораблю никакого вреда. Выполнив задачу, монитор «Бобруйск» снялся с огневой позиции и направился вниз по Припяти к Турову, куда благополучно прибыл на рассвете 13 июля.

С 13 по 26 июля в районе Турова развернулись ожесточённые бои. Поддерживаемые кораблями Припятского отряда, части 75-й стрелковой дивизии изматывали противника в боях за каждый опорный пункт, нанося ему большие потери. С26 июля они продолжали прикрывать стык Юго-Западного и Центрального фронтов по реке Припяти на участке Петриков – Наровля. 21 августа в связи с перегруппировкой советских войск Припятскому отряду была поставлена задача: обеспечить переправы 3-й и 5-й армии. Для выполнения задачи корабли разделились на 2 группы. Первая группа кораблей, войдя в район Рожава – Новые Шепиличи, начала переправлять советские войска, отходившие на восточный берег Днепра. Вторая группа в районе Мозырь – Юровичи прикрывала отход частей3-й армии на новые оборонительные рубежи. 28 августа Припятский отряд соединился с Березинским. По утверждению И. И. Локтионова, Припятский отряд Пинской флотилии полностью выполнил поставленные перед ним задачи, не понеся потерь в корабельном составе.

Березинский отряд в составе мониторов «Винница», «Витебск», «Житомир», «Смоленск» и 5 бронекатеров начал свои боевые действия с трагического инцидента. 13 июля в местечке Паричи было проведено гарнизонное совещание представителей командования Пинской флотилии, 487-го стрелкового полка и партизанского отряда под командованием Миклашевича. На нём решили провести совместную операцию с целью ликвидировать немецкую группировку, оперировавшую в районе Паричей, а также договорились о взаимной поддержке, условной сигнализации о том, кто в каком направлении должен вести наступление. Командир 487-го стрелкового полка майор Гончарик в присутствии комиссара полка Пелюшенюка, своего помощника по строевой части майора Соколова и других командиров приказал командиру батальона Рябикову известить весь личный и командный состав, принимающий участие в операции, о том, что она будет проходить совместно с партизанским отрядом Миклашевича и кораблями Пинской флотилии. Но Рябиков по неизвестной нам причине приказ не выполнил, что и привело к трагедии.

В районе деревни Новая Белица была послана батарея под командованием младшего лейтенанта Ломакина, который, заметив замаскированные башни кораблей флотилии, принял их за танки противника и открыл по ним огонь. Корабли открыли ответный огонь. В этой перестрелке флотилия потеряла 5 человек убитыми и столько же ранеными. Потери сухопутных войск в документах не указаны. Известно только, что об этом инциденте доложили командованию 21-й армии, которой непосредственно подчинялся Березинский отряд, и особым отделом НКВД этой армии было проведено расследование. Оно установило, что основным виновником происшедшего является командир батальона Рябиков.

23июля монитор «Смоленск» (командир – старший лейтенант Н. Ф. Пецух) обстрелял огневые точки противника, расположенные в районе деревни Прудок. В результате было выведено из строя две пушки, уничтожено четыре автомашины с войсками и грузами, а также большое количество пехоты. По утверждению местных жителей, немцы вывезли только трупов 13 машин.

22 июля 1941 г. мониторы «Жемчужин» (командир – старший лейтенант П. Д. Визальмирский) и «Ростовцев» (командир – старший лейтенант В. М. Орлов) из Одессы направились в район Киева, где их включили в состав Днепровского отряда Пинской флотилии. Начиная с 31 июля «Жемчужин» и «Ростовцев» участвовали в боях на южных подступах к столице Советской Украины, так как все корабли Днепровского отряда в период с 13 по 30 июля не имели боевого соприкосновения с наземными силами противника, а лишь отражали налёты его авиации. Но с 31 июля, когда на южных подступах к Киеву, они приняли непосредственное участие в боях за переправы. Днепровскому отряду, кроме мониторов и канонерских лодок, были приданы сторожевые корабли сторожевые корабли, плавбазы, тральщики, бронекатера. Интересно, что если Березинский и Припятский отряды состояли из пяти бывших польских мониторов, то в Днепровский отряд входили мониторы советской постройки: «Левачёв», «Флягин», а также перешедшие из состава Дунайской флотилии «Жемчужин» и «Ростовцев». Все они были построены на Киевском заводе «Ленинская кузница» в 1936 – 1937 гг. Теперь, летом 1941 г., они защищали от врага город, в котором их построили. Командир Днепровского отряда капитан 1 ранга И. Л. Кравец разделил корабли отряда на 3 боевые группы, которые заняли позиции у Триполья, Ржищева и Канева. Позднее он выделил группу кораблей для прикрытия переправ у Черкасс и Кременчуга.

Для непосредственной обороны моста через Десну у г. Остёр командованием Пинской флотилии был сформирован в ночь с 23 на 24 августа отряд из краснофлотцев, старшин и командиров флотского полуэкипажа флотилии в составе 82 человек, которому были приданы противотанковые и зенитные орудия на механической тяге. Командиром этого отряда назначили майора Всеволода Николаевича Добржинского, учитывая его немалый боевой опыт.

Отряд прибыл в район Остра к рассвету 24 августа, где в это время находилось лишь небольшое подразделение моряков, охранявших манёвренную базу, а частей Красной Армии у Остра не было. В течение дня моряки отбили 4 атаки противника (в последнюю атаку немцы бросили 3 роты, 6 танков и 4 бронемашины). Оценивая действия противника, В. Н. Добржинский пришёл к выводу, что их дневные атаки явились всего лишь разведкой боем с целью выяснения состава его отряда и системы обороны места, который нужно удержать во что бы то не стало в своих руках ещё около суток. Сведения, доставленные в конце дня разведчиками, подтвердили эти выводы.

Позже разведчики установили, что на опушке леса, в 5 – 8 км западнее Десны, к вечеру 24 августа 1941 г. скопилось до двух полков ыражеской пехоты, три роты автоматчиков, до двадцати танков и бронемашин, несколько взводов мотоциклистов, до тридцати орудий различных калибров.

В этот момент Всеволод Николаевич приказал морякам контратаковать противника. На немцев, неожиданно для них самих, с обоих флангов ринулись моряки. Их командир первым на правом фланге поднялся во весь рост и устремился на врага, показывая достойный пример своим подчинённым и увлекая их за собой. Гитлеровцы не выдержали дружного натиска моряков и, считая, что наступает большая группировка советских войск, начали постепенно отходить, бросая на поле боя убитых и раненых. Они оставили даже батарею исправных противотанковых 37-милиметровых орудий, которые моряки немедленно развернули и открыли фланговый огонь по вражеской колонне. До самого леса бойцы отряда преследовали неприятеля. Затем Всеволод Николаевич, понимая, что противник может перегруппироваться и контратаковать, приказал всем вернуться на исходные позиции. Безуспешная попытка немецких войск захватить мост через Десну стоила им больших потерь. Отряд майора с честью выполнил поставленную перед ним задачу.

25 августа 1941 г. немцы пытались организовать ещё одну переправу через Днепр – в районе Сухолучье (10 – 12 км ниже Окуниново). Корабли Пинской флотилии, в составе которой находились канонерская лодка «Верный», своим метким артиллерийским огнём уничтожили значительную часть переправочного парка противника, но этот день стал последним для экипажа «Верного», а также и для самого корабля-ветерана Пинской речной флотилии.

Озлоблённое неудачей переправы войск на Окуниновский плацдарм немецкое командование 25 августа 1941 г. бросило для атаки советских кораблей большое количество самолётов. Девять вражеских бомбардировщиков полетели атаковать одну канонерскую лодку «Верный» и были убеждены в успехе, но вскоре их постигло разочарование. Мужественный экипаж корабля успешно отразил этот налёт. Тогда через полчаса на канонерскую лодку «Верный» налетело ещё 18 бомбардировщиков. Они стали бомбить её с пикирования, заходя с разных направлений, сбрасывая фугасные и зажигательные бомбы, осколки которых усеяли палубу, а также гулко врезались в борт корабля. От бесконечных разрывов бомб вокруг лодки вздымались огромные столбы воды. Но командир А. Ф. Терехин всё время находился на открытом мостике и управлял манёврами канонерской лодки. Тридцать минут расчёты зенитных орудий корабля стойко отражали налёт вражеской авиации, но силы были далеко неравные. После получасового боя немецким бомбардировщикам удалось добиться двух прямых попаданий в канонерскую лодку. Погибли старший лейтенант Алексей Фёдорович Терехин и другие офицеры, которые находились на боевой рубке и на мостике. Получил смертельное ранение главный боцман корабля старшина второй статьи Леонид Силыч Щербина – самоотверженный и преданный морскому делу человек, который был представлен к званию Героя Советского Союза, но так и не успел надеть свою золотую Звезду, так как умер в госпитале 25 августа 1941 г. В результате взрыва артиллерийского погреба канонерская лодка «Верный» затонула у Сухолучья, унося с собой под воду Днепра оставшихся в живых членов экипажа.

После успешного обеспечения переправ отступавших советских войск флотилия сосредоточила свои усилия на обороне Киева, куда 1 сентября 1941 г. с боем и потерями прибыли Березинский, а также Припятский отряды кораблей. Корабли флотилии наносили огневые удары по врагу, уничтожали живую силу и технику. Однако к середине сентября 1941 г. изменить положение на фронтах в свою пользу советскими войскам не удалось. Преимущество оставалось на стороне противника.

Генерал-полковник Ф. Гальдер с радостью записал в своём дневнике от 19 сентября 1941 г.: «Донесение: с 12.00над Киевом развевается немецкий флаг. Все мосты подорваны. В город ворвались три наши дивизии: одна - с северо-востока, и две – с юга. Все три командира дивизии старые офицеры генерального штаба (Сикст фон Арним, Шеваллерн и Штеммерманн).

Действительно в этот день в связи с тяжёлой обстановкой, сложившейся на Юго-Западном фронте после окружения его главных сил, советские войска по приказу Ставки Верховного Главнокомандования оставили город Киев. Оборона столицы Советской Украины частями Красной Армии и моряками Пинской флотилии (особенно кораблями Днепровского отряда) продолжалась 71 суток, в течение которых противник не смог захватить ни прямым ударом с запада, ни многократными атаками с юго-запада и юга вдоль Днепра.

В связи с оставлением советскими войсками Киева уцелевшим кораблям была поставлена задача: прикрыть отход частей Красной Армии, не допуская форсирование противником Днепра у Киева и по Десне от устья реки и до пристани Летки. В связи с отходом советских войск с рубежей рек Днепровского бассейна оставшиеся в боевом строю корабля флотилии бвли взорваны своими экипажами на Днепре 18 сентября 1941 г. Пинская флотилия в боях за Белоруссию и Украину в 1941 г. потеряла убитыми, умершими от ран, пропавшими без вести и ранеными 707 человек личного состава.

Расформирование Пинской речной военной флотилии и её значение в обороне Советской Белоруссии летом – осенью 1941 года

5 октября 1941 г., в связи с отходом советских войск с рубежей Днепровского бассейна, нарком ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов подписал приказ о расформировании Пинской речной военной флотилии. После расформирования одно звено Пинской флотилии продолжало существовать. И им была объединённая школа. Известно, что она прибыла из Киева в Сталинград 11 августа 1941 г. С сентября она стала именоваться «Объединённая школа Учебного Отряда кораблей на реке Волге», и через некоторое время её включили в состав войск Северо-Кавказского военного округа.

В некоторых военных и даже послевоенных публикациях Пинская флотилия попросту игнорируется как самостоятельное боевое флотское соединение, так как советская историография отождествляла Пинскую флотилию с Днепровской. Это зафиксировано в книге адмирала флота И. С. Исакова, изданной в 1944 г., а затем переизданной в 1946 г. в соавторстве с полковником А. Гараниным, где авторы утверждают, что «Днепровская флотилия, в которую в начале войны влились корабли Пинской флотилии, помогая Красной Армии, вела упорную и длительную борьбу с наступавшими немецко-фашистскими войсками на Пине, Припяти и на Днепре» .

В статье капитана 1 ранга Б. Шереметьева, по словам которого в грозном 1941 г. на реках Березина, Припять, Днепр, Десна наступавшим немецким войскам вместе с частями Красной Армии противостояли корабли не Пинской, а Днепровской флотилии.

Наркому ВМФ СССР было хорошо известно, как обошлись с Пинской флотилией: само существование проигнорировали, а её боевую деятельность летом – осенью приписали не существовавшей тогда Днепровской флотилии.

Отождествлять Пинскую флотилию с днепровской не следует, тем более не следует их объединять, как это сделал в своей статье И. Сарапин: «С первых дней суровых военных испытаний матросы и старшины, командиры и политработники Пинско-Днепровской флотилии военной флотилии, как и все воины Красной Армии, мужественно вступили в бой с немецко-фашистскими войсками, проявляя массовый героизм на реках Днепровского бассейна».

Указанные выше свидетельства никому не дают право игнорировать само существование Пинской флотилии с 17 июня 1940 г. по 18 сентября 1941 г., так как именно в этот трагический для неё день были уничтожены своими экипажами последние корабли. Боевой корабль без людей – не боевой корабль, а флотилия без кораблей – не флотилия. Поэтому 18 сентября 1941 г. следует считать окончанием боевой деятельности Пинской речной военной флотилии, а её официальное расформирование 5 октября 1941 г. – фиксацией данного факта.

Командование Юго-Западного фронта высоко оценило мастерство и мужество моряков Пинской флотилии. После обеспечения переправ частей Красной Армии севернее Киева Военный Совет данного фронта прислал 2 сентября 1941 г. командующему флотилией телеграмму следующего содержания: «Командующему Пинской флотилией контр-адмиралу Рогачёву Д. Д. Задачи Вами выполнены в духе традиций советских моряков. Достойных товарищей представьте к награждению». 10 сентября Совет отмечал, что «Пинская флотилия в борьбе с немецкими фашистами показала и показывает образцы мужества и отваги, не щадя ни крови, ни самой жизни за Родину. Десятки командиров и краснофлотцев флотилии представлены к государственным наградам». А в 1941 г. заслужить награду было непросто: давали их скупо. Тем более довольно редко представляли к званию Героя Советского Союза. И всё же четыре моряка из личного состава Пинской речной военной флотилии были представлены к этому высокому и почётному званию в 1941 г. Это командир канонерской лодки «Верный» старший лейтенант Терехин Алексей Фёдорович (награждён только орденом Ленина посмертно); главный боцман этой канонерской лодки старшина 1-й статьи Щербина Леонид Силыч (награждён только орденом Ленина посмертно); командир флотского полуэкипажа флотилии, затем отряда морской пехоты майор Добржинский Всеволод Николаевич и командир отделения в составе отряда Добржинского старшина 2-й статьи Шафранский Иван Максимович. Два корабля Пинской флотилии – канонерская лодка «Верный» и монитор «Витебск» - ещё летом 1941 г. были представлены Военным советом Юго-Западного фронта к награждению орденами Союза ССР.

Коротким, но примечательным было время существования Пинской речной военной флотилии. Яркой была её боевая деятельность. Противника, подобного себе, - речного, плавающего – флотилия перед собой не имела. Враг был на суше и в воздухе. Реки же часто оставались доступными для кораблей даже за линией фронта. Корабли флотилии незаметно перевозили войска Красной Армии там, где наведённую переправу сразу же засекала бы неприятельская авиаразведка. Именно они приходили на выручку подразделениям, прижатым к болотным топям, высаживали тактические десанты, хотя с июня по сентябрь 1941 г. их было всего два, но все на территории Беларуси, и оказывали помощь партизанскому движению в трудные месяцы его становления. Но важнее всего было то, что корабли поддерживали пехоту своим артиллерийским огнём с таких позиций, на которые никто бы не смог выдвинуть полевую артиллерию. Причём корабли часто занимали и покидали эти позиции так быстро, что оставались неуязвимыми. В невероятно тяжёлых условиях, сложившихся в междуречье Днепра, Десны и Припяти в начальный период войны, Пинская флотилия успешно выполнила задачу, поставленную командованием Юго-Западного фронта по прикрытию переправ сухопутных войск через Припять, Днепр, Десну севернее Киева.


В ходе гражданской войны и иностранной военной интервенции в России речные военные флотилии создавались и вели боевые действия на Волге, Каме, Дунае, Днепре, Дону, Западной и Северной Двине, Припяти, Куре, Волхове, Амур- и Сыр-Дарье, Енисее и Амуре. Боевое применение сил этих флотилий оказало существенное влияние на результативность действий сухопутных войск. Всесторонний анализ опыта боевого применения речных флотилий со всей очевидностью показал целесообразность создания в бассейнах крупных рек таких формирований.

1. Предвоенные взгляды на применение речных военных флотилий в вооружённой борьбе.

Теоретические положения отечественного военного и военно-морского искусства применительно к совместным действиям армии и флота, отражённые в предвоенных руководящих документах, касались главным образом боевого применения сил флота на приморских направлениях. Общие положения этих документов конечно касались и речных флотилий, однако специального раздела в них или отдельного документа, регламентировавшего боевое применение сил речных флотилий не было.

Только накануне Великой Отечественной войны в 1939 г. на основе обобщения боевого опыта речных флотилий в гражданской войне и в боевых действиях на Амуре в 1929 г., с учётом опыта боевой подготовки, было разработано и введено в действие временное Наставление по боевой деятельности речных флотилий (НРФ-39). В нём, исходя из оценки характера возможной войны, военно-географических условий вероятных ТВД, определялись предназначение и задачи речных флотилий.

«Основу, цель и содержание боевой деятельности речных флотилий, - говорилось в наставлении, - составляют действия совместно с сухопутными войсками и в интересах сухопутных войск». Основным предназначением речных флотилий, таким образом, считалось содействие сухопутным войскам в их наступательных и оборонительных действиях в районах бассейнов рек.

Боевые действия речных флотилий вне связи с сухопутными войсками могли иметь место лишь как исключение. Даже в борьбе с чисто речным противником флотилиям приходилось опираться на берег и пользоваться помощью сухопутных войск. В связи с этим большое значение имели организация оперативного и тактического взаимодействия с сухопутными войсками и боевое управление силами. Общие положения организации взаимодействия нашли отражение как в руководящих документах флота (НРФ-39), так и сухопутных войск (проекты Полевых Уставов Красной Армии 1940 и 1941 г.), однако конкретных рекомендаций на этот счёт в этих документах было недостаточно.

Речные флотилии считались средством высшего командования и могли придаваться войсковым соединениям не ниже корпуса, а отдельные соединения или корабли флотилии – дивизии или полку. Ставя задачу приданным силам флотилии, соответствующий общевойсковой командир обязан был заслушать соображения командующего флотилией или командира соединения кораблей о наиболее целесообразном использовании речных сил. В общем случае командующий флотилии должен был участвовать в разработке плана действий сухопутных войск, если он был связан с использованием сил данной флотилии. В тех случаях когда применение сил флотилии должно было оказать решающее влияние на ход совместных боевых действий, общее руководство взаимодействующими силами могло быть возложено на командующего флотилией. Предвоенные взгляды командования на характер фронтовых и армейских наступательных и оборонительных операций и предназначение флотилий определили и задачи сил флотилий, которые сводились в основном к следующему:

  • содействие сухопутным войскам в наступлении и обороне при их действиях вдоль рек (самостоятельные и совместные с сухопутными войсками прорывы по реке для ударов по глубине расположения противника, обходов и охватов его прибрежных флангов; прикрытие флангов своих войск от обходов и охватов их по реке силами флотилий противника или войсками по противоположному берегу; оборона тылов своих войск от наступления речных сил противника.);
  • содействие сухопутным войскам в преодолении возможных преград при наступлении и удержание переправ и оборонительных рубежей при обороне;
  • обеспечение войсковых и народно хозяйственных перевозок по рекам;
  • борьба с силами речных флотилий противника.
Содействуя сухопутным войскам в наступлении и обороне, силы речных флотилий должны были вести борьбу с артиллерией, танками и пехотой противника. Поэтому корабельная береговая и зенитная артиллерия считалась главным оружием сил флотилий.

В предвоенные годы была всесторонне разработана теория артиллерийской стрельбы кораблей по береговым целям, создана методика управления огнём. В ходе боевой подготовки мониторов и канонерских лодок отрабатывались, как одна из курсовых задач одиночного корабля «Действия против берега» (задача № 6) и совместные задачи соединения кораблей «Огневая поддержка фланга армии (ведение боя дивизионом речных кораблей с сухопутным противником)» (С-3). Отработке этих задач уделялось большое внимание и корабли речных флотилий были хорошо подготовлены к стрельбе по береговым целям.

Наиболее активным видом содействия сухопутным войскам как в наступлении, так и в обороне считалась высадка десантов. Для высадки десантов предполагалось создание специальных «сводных речных групп», состоящих, как правило, из транспортной флотилии (отряд транспортов), отряда корабельной поддержки, отряда прикрытия и авиагруппы. Командование сводной речной группой в зависимости от обстановки возлагалось или на командующего флотилией (командира соединения) или на соответствующего командира сухопутных войск (десанта).

Содержание и характер стоящих перед флотилиями задач определяли и состав сил речных флотилий, которые должны были иметь речные корабли с преимущественно артиллерийским вооружением (мониторы, канонерские лодки, плавучие батареи, бронекатера, сторожевые катера), а так же минные заградители, тральщики и торпедные катера; воздушные силы; сухопутные войска и береговую оборону. Ядром сил флотилии считались речные боевые корабли.

Воздушные силы, состоящие из истребительной, бомбардировочной и разведывательной авиации, могли непосредственно входить в состав флотилии или оперативно придаваться ей. Кроме того, для ведения наблюдения и корректировки артиллерийского огня, воздушные силы могли иметь привязные аэростаты, которые объединялись в так называемые «воздухоплавательные части». Сухопутные войска могли или входить в состав флотилии, или придаваться им в оперативное подчинение. Они именовались «войсками сопровождения» и их состав мог доходить до батальона со средствам усиления. Штатные войска сопровождения должны были состоять из морской пехоты.

Береговая оборона речных флотилий включала: береговую артиллерию, систему фортификационных оборонительных сооружений на берегу и позиционно-минные заграждения в воде. Береговая оборона должна была развёртываться на ответственных участках реки в виде укреплённых районов, отдельных позиций, дивизионов или батарей, и предназначалась для противодействия противнику или переправе противника через реку в данном районе или на данном участке.

В Наставлении по боевой деятельности речных флотилий были определены задачи отдельных классов речных кораблей, даны характеристика, предназначение и рекомендации по боевому использованию боевых сил флотилии (артиллерии, торпедного, минного оружия, сетей заграждения и пр.) Рекомендации по боевому применению отдельных классов речных кораблей в соответствии с их предназначением и задачами были разработаны и закреплены в соответствующих частных наставлениях по боевой деятельности мониторов, канонерских лодок, бронекатеров и тральщиков.

Организационно силы речных флотилий предусматривалось объединять в «однородные» соединения (дивизионы, бригады), состоявшие из кораблей одного класса и «маневренные» соединения (отдельные отряды и бригады), состоящие из кораблей разных классов и частей усиления.

До середины 1940 г. в состав ВМФ входили две речные флотилии – Краснознамённая Амурская (командующий – к-а Абанькин П.С.), сформированная в мае 1940 г. (гл. база Хабаровск) и Днепровская флотилия. В июне 1940 г., в связи с вхождением в состав СССР Западной Украины, Западной Белоруссии и Бесарабии, приказом Наркома ВМФ Днепровская флотилия была расформирована и на её базе были созданы 2 флотилии – Дунайская (командующий – к-а Абрамов Н.О., с 16.09.1941 г. – к-а Фролов Л.С., гл. база Измаил), которая вошла в состав ЧФ и Пинская (командующий – к-а Рогачёв Д.Д., гл. база Пинск), подчинённая непосредственно Наркому ВМФ (оперативно она подчинялась командующему Западному Особому военному округу).

Корабли и катера указанных флотилий были сведены в дивизионы однородных кораблей, береговая зенитная артиллерия объединена в отдельные зенитные арт. дивизионы (ОЗАД). Береговые артиллерийские батареи Дунайской флотилии были сведены в сектор береговой обороны.

Наиболее мощными арт. кораблями речных флотилий, способными успешно решать все типовые задачи, были мониторы с артиллерией калибра от 102 до 152 мм. Этот класс был представлен несколькими типами кораблей, в том числе и новой постройки («Хасан» и «Каховка») с башенной артиллерией калибра 130 мм. Однако количество мониторов в составе каждой флотилии было недостаточным (особенно мало, всего 5 ед., их было в составе Дунайской флотилии).

Новым классом речных кораблей к началу войны были бронекатера, которые начали строится в 1936-38 г. В качестве главного оружия они имели одну или две танковые башни с артиллерийскими установками калибра 76 мм., что позволяло восстановить повреждения катера во фронтовых или армейских танкоремонтных мастерских. Обладая хорошими маневренными возможностями, достаточно сильной артиллерией и броневой защитой, бронекатера, при достаточном их количестве, могли оказать существенную помощь сухопутным войскам при их действиях в районах бассейнов крупных рек.

Весьма важным достоинством указанного класса речных кораблей была возможность свободно перебрасывать их с одного театра на другой по внутренним водным и сухопутным коммуникациям, что позволяло командованию, при необходимости, своевременно создавать соответствующие формирования речных сил на новых операционных направлениях.

Новых канонерских лодок перед войной не строилось, поэтому несколько их периода Гражданской войны, находящихся в строю, к началу Великой Отечественной войны были модернизированы. На случай войны предусматривалась мобилизация, переоборудование и вооружение под этот класс кораблей речных судов гражданских организаций. Следует отметить, что речной транспортный флот страны не располагал достаточным количеством пригодных для этих целей судов. Кроме того, далеко не все имеющиеся транспортные суда. По своему техническому состоянию и мобилизационной готовности оказались пригодными для нужд войны.

Серьёзным недостатком в развитии сил речных флотилий перед войной было малое количество в их составе кораблей противоминной обороны. На 3-х существовавших флотилиях насчитывалось всего 24 тральщика. Боевая подготовка флотилии накануне войны велась с большим напряжением и была направлена на отработку прежде всего совместных с сухопутными войсками задач в наступательных операциях и боевых действиях.

Поскольку Дунайская и Пинская флотилии были сформированы только в июне 1940 г., то здесь к первой половине 1941 г. ещё не закончились сколачивание сформированных соединений и отдельных кораблей отработкой вопросов управления и связи, разработкой наставлений по боевому использованию родов сил флотилии в специфических условиях театров, отработкой задач Курсов БП (для мониторов, канлодок, бронекатеров и тральщиков Курсы БП были введены в действие 15 февраля 1941 г.)

Отрицательное влияние на ход БП и состояние БГ флотилий сказывала неукомплектованность их офицерским составом. Так на 1 января 1941 г. недокомплект офицеров на Дунайской и Пинской флотилиях составлял около 24% и 21% соответственно.

В целом, основные положения теории советского военно-морского искусства перед Великой Отечественной войной в части предназначения и задач сил речных флотилий, а так же форм и способов их боевого применения были правильными. Они соответствовали возможному характеру войны и отражали единый подход и понимание командованием армии и флота идей военной доктрины предвоенного периода.

2. Задачи решаемые военными речными флотилиями, масштабы их действий.

С началом Великой Отечественной войны театрами военных действий стали такие важнейшие речные бассейны страны как: Дунайский и Днепровский, а позднее и Волжский. Поэтому наряду с Северным, Балтийским и Черноморскими флотами, в боевые действия включились Дунайская и Пинская речные флотилии. Уже в 4.14 час. 22 июня 1941 г. румынские береговые батареи с полуострова Сату-Ноу открыли массированный артиллерийский огонь по главной базе Дунайской флотилии Измаилу и находившимся там кораблям, а в 9.00 немецкая авиация совершила первый налёт на корабли Пинской флотилии.

В ходе силам наших речных и озёрных флотилий пришлось вести боевые действия более чем на 30 реках. При этом как и предполагалось перед войной, основным содержанием боевых действий было содействие сухопутным войскам.

Наиболее типичными задачами, которые решали флотилии при содействии войскам были:

  • артиллерийская поддержка фланга войск в обороне и наступлении вдоль речных рубежей;
  • высадка десантов;
  • обеспечение переправ войск и техники через водные рубежи;
  • борьба с переправами противника;
  • обеспечение продольных войсковых речных коммуникаций.
Кроме того важнейшей задачей речных флотилий являлось обеспечение перевозок по рекам стратегических грузов. Особенно важной эта задача была для Волжской флотилии (сформирована в октябре 1941 г. из учебного отряда кораблей на р. Волга, командующий с 16.02.1942 г. – к-а Рогачёв В.В.), начиная с весны 1942 г., когда значительно возросли масштабы перевозок по Волге стратегического сырья (нефти), а противник существенно усилил воздействие по этой коммуникации своей авиацией.

Дунайская флотилия в 1941 г. решала так же задачу борьбы с силами румынских дивизий на Дунае.

Какие конкретные задачи решались флотилиями в тот или иной период Великой Отечественной войны зависело от общей обстановки на советско-германском фронте и от тех задач, которые решали сухопутные войска в бассейнах рек, где действовали силы флотилии. Формы и способы боевого применения сил речных флотилий определялись так же замыслом армейского командования на оборонительную или наступательную операцию группировки сухопутных войск.

В первый период войны, когда наши войска вели в основном только оборонительные бои, исключительное значение имела артиллерийская поддержка войск. Значимость этой задачи возросла в связи с тем, что сухопутные войска имели недостаточное количество артиллерии. Артиллерийская поддержка производилась всеми классами кораблей. Стрельбы велись как по видимым, так и по невидимым с корабля целям с использованием корректировочных постов, располагавшихся в боевых порядках наших войск. Первые из них выполнялись как правило, на ходу и характеризовались скоротечностью боя. Наиболее распространёнными были стрельбы по невидимым целям, которые проводились в основном с закрытых или полузакрытых огневых позиций. Наиболее частыми при этом были стрельбы по артиллерийским и миномётным батареям и живой силе противника, а так же стрельбы на разрушение мостов и переправ.

Все эти задачи выполнялись корабельной артиллерией как самостоятельно, так и совместно с полевой артиллерией сухопутных войск. При совместных действиях на артиллерию речных кораблей возлагались те задачи которые не могли быть выполнены полевой артиллерией. Интенсивность боевого применения артиллерии речных кораблей была достаточно высокой. Так, только за оборонительный период Сталинградской битвы кораблями Волжской флотилии было проведено более 1200 боевых стрельб.

Не менее важной была задача прикрытия и обеспечения переправ своих войск через водные рубежи при отходе под натиском превосходящих сил противника и набеговые действия на переправы противника. решая эти задачи корабли Пинской и Дунайской флотилии неоднократно попадали в тяжёлые положения и вынуждены были прорываться под воздействием противника. Флотилиями были освоены способы прорыва кораблей когда один или оба берега были в руках противника и река простреливалась не только его артиллерией, но и пулемётами.

При этом силы флотилии сводились в главные и обеспечивающие группировки, которые совместно и решали задачу прорыва. Корабли обеспечивающей группировки (тральщики, бронекатера, сторожевые катера и вспомогательные суда), следуя впереди и сзади главных сил (мониторы и канонерские лодки), отвлекали на себя огонь противника, тралили фарватеры, подавляли, подавляли пулемётные точки расположенные на берегу и прикрывали главные силы дымзавесами. Кроме того они выполняли задачу буксировки повреждённых кораблей.

Главные силы при прорыве подавляли артиллерийские и миномётные батареи противника. В отдельных случаях для обеспечения прорыва кораблей привлекалась и артиллерия сухопутных войск. Она решала задачу подавления огня артиллерийских батарей противника, противодействующих прорыву наших кораблей.

В последующие периоды войны, когда советские войска вели главным образом наступательные операции и действия, наряду с артиллерийской поддержкой сухопутных войск, которая оставалась важнейшей задачей речных кораблей, возросло значение таких задач, как: обеспечение форсирования войсками широких водных преград, обеспечение переправ наступающих войск и техники через водные рубежи и осуществление речных продольных войсковых перевозок.

Необходимость обеспечения переправ войск только силами флотилий объясняется тем, что при стремительном наступлении наших войск в ряде случаев тяжёлые инженерные переправочные средства не успевали следовать за войсками. В ходе Бобруйской операции 24-28 июня 1944 г., например, по этой причине корабли Днепровской флотилии переправили своими силами через р. Березина 66 тыс. чел. и 1550 орудий и миномётов 48-й армии 1 Белорусского фронта.

Всего же за всю войну только при форсировании нашими войсками широких водных преград речные флотилии переправили более 2,5 млн. чел.

При артиллерийской поддержке наступающих сухопутных войск корабельная артиллерия включалась в общий план артиллерийского наступления корпуса или армии, действующих на приречных направлениях. К разработке такого плана привлекался флагманский артиллерист флотилии или соответствующего соединения кораблей флотилии. Отдельным кораблям или тактическим группам кораблей в этих случаях давались плановые таблицы артиллерийского огня. Наряду с корабельной нарезной артиллерией для поддержки сухопутных войск привлекалась и реактивная артиллерия.

Многократно в ходе войны речные флотилии решали задачу высадки десантов. Эта задача решалась как при обороне, так и, особенно при наступлении сухопутных войск. По своим масштабам все речные десанты были тактические и высаживались в тактической глубине обороны противника (не более 30-35 км. от линии фронта). Состав таких десантов колебался от взвода до усиленной бригады. Специальные десантные корабли и высадочные средства на флотилиях отсутствовали. Наиболее часто для высадки десантов привлекались бронекатера.

Высадкой тактических десантов флотилии способствовали сухопутным войскам в удержании и улучшении своих оборонительных рубежей и прорыву оборонительных позиций противника. Десантные действия флотилий явились наиболее активной формой содействия сухопутным войскам в оборонительных и наступательных операциях на приречных направлениях. Всего за войну только Дунайская, Днепровская и Волжская флотилии высадили более 30 тактических десантов.

Существенной была роль речных флотилий при обеспечении стратегических и народнохозяйственных перевозок. Особенно значительной в решении этой задачи была роль Волжской флотилии, так как волжская водная магистраль имела стратегическое значение. По этому пути в периоды навигации непрерывным потоком шло важнейшее стратегическое сырьё – нефть и нефтепродукты. Противник правильно оценивал значимость волжской коммуникации и всячески пытался прервать её. Систематически, начиная со средины 1942 г. до средины 1943 г. (в период навигации), он наносил своей авиацией бомбовые удары по портам, судам и кораблям на переходах и производил массовую постановку мин на участке от Астрахани до Саратова.

Важными задачами в связи с этим для Волжской флотилии в 1942-43 г. являлась организация ПВО и ПМО этой важнейшей магистрали. Наиболее трудной была организация ПВО. Не смотря на ограниченные возможности сил и средств флотилия успешно обеспечила защиту коммуникаций в навигации 1942-43 г. Функционирование важной продольной коммуникации прерывалось только в период боёв непосредственно за Сталинград, когда противник вышел к Волге.

Речные флотилии в ходе войны были наиболее мобильными и подвижными объединениями ВМФ. По мере изменения общей обстановки на советско-германском фронте, а так же обстановки на отдельных операционных направлениях флотилии расформировывались, формировались вновь или создавались заново. Так, в частности, в связи с продвижением противника в глубь нашей территории были расформированы Пинская (октябрь 1941 г.) и Дунайская (ноябрь 1941 г.) флотилии. В октябре 1941 г. были сформированы Волжская военная флотилия. После завершения коренного перелома на советско-германском фронте и выхода наших войск к Днепру, а затем и к Дунаю, были вновь сформированы Днепровская (сентябрь 1943 г.) и Дунайская (апрель 1944 г.) флотилии. В бассейнах некоторых рек в ходе войны действовали отдельные отряды речных кораблей (в частности Донской и Кубанский отряды в 1941-42 г.)

Весь опыт Великой Отечественной войны свидетельствует о значительной роли речных флотилий в оборонительных и наступательных фронтовых и армейских операциях, которые велись в бассейнах судоходных рек. Силы речных флотилий неоднократно в ходе войны оказывали влияние на исход этих операций.

амурская речная флотилия

оперативное объединение Российского флота, предназначенное для Дальневосточного театра военных действий в бассейне р. Амур и Уссури. Необходимость иметь на Амуре боевые силы флота выявилась уже с началом освоения Дальневосточного края в середине XIX в. В 1854 г. по реке прошел первый крупный караван барж и плотов. Тогда уже появился и первый военный корабль пароход "Аргунь" (командир лейтенант А.С. Сгибнев). С 1855 г. в Николаевске-на-Амуре стали базироваться корабли, перешедшие с Камчатки, однако район их деятельности ограничивался в основном устьем и низовьями реки. После открытия главного военного порта во Владивостоке в 1871г. на Амуре для обеспечения работы экспедиций и дозорной службы оставалось только 5 небольших вооруженных пароходов Сибирской флотилии.

С конца XIX в. предпринимались попытки создания специальных военно-речных формирований на Амуре, что обусловливалось напряженной обстановкой в регионе. В 1897 г. образована Амурско-Уссурийская казачья флотилия из двух пароходов "Атаман" и "Казак Уссурийский", катера и двух барж. Первым ее командиром стал штурман дальнего плавания Д.А. Лухманов. Командованием Приамурского военного округа во время войны в Китае 1900-1901 гг. была создана флотилия из вооруженных речных пароходов "Хилок", "Третий", "Газимур", "Амазар", "Селенга" и "Сунгари".

Решение о формировании на Амуре специальной военной речной флотилии было принято в 1903 г., на Сормовском заводе размещены заказы на постройку 10 канонерских лодок. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. для защиты тылового района были вооружены 152-мм орудиями 6 барж, направленных к Софийску, а в Николаевске-на-Амуре установлен дозор 3 миноносок.

Опыт войны показал необходимость наличия на реке кораблей специальной постройки с крупнокалиберной артиллерией. Лучшим был признан проект четырехбашенной бронированной канонерской лодки, представленный инженерами Балтийского завода. Работу по строительству, вооружению и комплектованию нового оперативного объединения возглавил образованный в Санкт-Петербурге "Особый комитет по организации Амурской флотилии".

2 апреля 1905 г. приказом по флоту и морскому ведомству создан Отдельный отряд судов Сибирской флотилии (командир капитан 1-го ранга А.А. Кононов). В его состав вошли сормовские канонерские лодки "Бурят", "Монгол", "Орочанин", "Вогул", "Вотяк", "Зырянин", "Калмык", "Киргиз", "Корел" и "Сибиряк". В разобранном виде корабли доставили на реку Шилку, откуда введенные в строй они в 1907-1908 гг. перешли в Благовещенск. 28 апреля 1908 г. в состав Отдельного отряда включены построенные на Балтийском заводе башенные канонерские лодки "Вихрь", "Вьюга", "Гроза", "Смерч", "Тайфун", "Ураган", "Шквал", Шторм и 10 моторных посыльных судов (22.5 тонны, скорость хода 13.1 узла, одно 47-мм орудие и 2 пулемета, 13 человек). Башенные канонерские лодки с дизельными двигателями мощностью в 1 тыс. л.с. и радиусом действия до 3 тыс. миль, современными крупнокалиберными арт.системами, показали себя лучшими в мире речными кораблями. Перевезенные в разобранном виде на реку Шилку в село Кокуй, они в июне 1909 г. были введены в строй.

Официальной датой рождения флотилии стало 28 ноября 1908 г. Приказом по флоту и морскому ведомству все корабли Отдельного отряда были объединены в Амурскую речную флотилию, подчиненную в оперативном отношении командующему войсками Приамурского военного округа. Главной базой Амурской речной флотилии (АРФ) стал Осиповский затон под Хабаровском. Позже флотилия пополнилась вспомогательными судами и плав.средствами. В базе разместились ремонтные, механический, котельный и деревообделочный цеха, были построены дорога Осиповский затон город Хабаровск, оградительная дамба, жилые и служебные здания.

Флотилия проводила напряженную учебно-боевую подготовку, корабли совершали плавания по Амуру от устья до Благовещенска и по Уссури, производили артиллерийские стрельбы и минные постановки. В районе границы с Китаем на Уссури и в устье реки Сунгари, у Николаевска-на-Амуре неслась брандвахтенная служба канонерскими лодками и посыльными судами. В 1912 г. прошли первые двусторонние маневры совместно с войсками военного округа, где отрабатывались вопросы взаимодействия, оказания огневой поддержки, перевозки и высадки сухопутных частей. В 1913 г. приняты "Правила артиллерийской стрельбы для речных судов". Большое внимание уделялось изучению театра боевых действий, особенностей плавания и боевого применения на реке. С ноября 1913 г. работал "Кружок офицеров Амурской речной флотилии" по "изучению и взаимному ознакомлении чинов по вопросам военно-речных знаний, связанных с жизнью и деятельностью Амурской флотилии". Кружком руководил флагманский артиллерист П.А. Панаев, здесь выступал известный путешественник В.К. Арсеньев, офицеры и чиновники готовили и обсуждали доклады по различным военным, военно-географическим, военно-историческим, техническим и политическим вопросам.

К лету 1914 г. в состав АРФ входили 8 речных канонерских лодок 2-го ранга (башенных), 10 речных канонерских лодок 3-го ранга, 10 посыльных судов, 3 парохода, плавучий док , несколько портовых плав.средств и барж. Главные силы базировались в Осиповском затоне, 4 канонерские лодки 3-го ранга и 2 посыльных судна в Благовещенске. Личный состав насчитывал: 19 строевых офицеров, 2 инженер-механика, 10 медиков, 4 чиновника, 36 кондукторов, 69 сверхсрочнослужащих, 1,480 унтер-офицеров и матросов. Для офицеров флотилии с августа 1912 г. были установлены преимущества по службе: назначение на Амур только на срок три года, с продлением по желанию и с обязательным денежным вознаграждением, разрешалось присваивать воинское звание на категорию выше штатной (командирам канонерских лодок 2-го ранга капитан 1-го ранга, командующему вице-адмирал).

С началом первой мировой войны флотилия была приведена в боевую готовность, 4 канонерские лодки направлены для обороны устья Амура. Но с учетом спокойной военно-политической обстановки на Дальнем Востоке и необходимостью усиления действующих флотов на Европейском театре военных действий, Морской генеральный штаб приказал вывести в резерв часть кораблей. С них были сняты артиллерия, частично судовые машины и механизмы. С августа 1914 г. в строю оставались только башенные канонерские лодки "Смерч", "Шквал", канонерские лодки "Монгол", "Орочанин", посыльные суда "Пика" и "Копье", вспомогательные суда. На Черноморский и Балтийский флоты в 1915 г. были направлены 8 посыльных судов.

Командующие: капитан 1-го ранга А А. Кононов (1905-1910), контр-адмирал К.В. Бергель (1910-1913), контр-адмирал, вице-адмирал А.А. Баженов (1913-1917), капитан 1-го ранга Г.Г. Огильви (1917).

Многие морские офицеры не смогли смириться с гибелью Российской империи. Они прошли через горнило Гражданской войны, не раз стояли перед выбором - жизнь или смерть, принимали неравный бой, умирали, но не изменяли присяге. По-разному сложились их судьбы за границей…

Книга историка Н. Кузнецова повествует о трагических последствиях Гражданской войны, о нелегкой жизни русских моряков в эмиграции, об участии офицеров флота в войнах и конфликтах XX века, их службе в иностранных флотах, культурной жизни многочисленных морских эмигрантских организаций.

Речные флотилии и морские бронепоезда на Юге России.

На Юге белые речные силы были организованы на Дону, Кубани, Днепре и Волге. К сожалению, несмотря на большое количество сохранившихся архивных материалов, систематизированной информации по созданию, переформированию и деятельности флотилий, действовавших на Юге, очень мало. Поэтому ограничимся беглым обзором истории морских формирований, действовавших на Дону, Днепре и Волге.

Организация речных флотилий на Дону началась в мае 1918 г. В этот период к границам области Войска Донского подошли германские войска, при поддержке которых было сформировано правительство Всевеликого Войска Донского во главе с атаманом П.Н. Красновым. В состав донского правительства входил управляющий военным и морским отделами. Из офицеров флота, оказавшихся в тот момент на Дону, начали формироваться первые морские части. Так, в марте 1918 г. начала создаваться Донская флотилия под командованием инженер-механика старшего лейтенанта (впоследствии - капитана 2-го ранга) А.Г. Герасимова. На мобилизованные на военные нужды флота речные пароходы ставились полевые трехдюймовые пушки и пулеметы; путем установки морских шестидюймовых орудий на самоходные баржи создавались плавбатареи. 26 декабря 1918 г. в результате соглашения между командующим Добровольческой армией А.И. Деникиным и донским атаманом Красновым образовались Вооруженные силы Юга России (ВСЮР). Вступивший на пост атамана в начале февраля 1919 г. генерал-лейтенант А.П. Богаевский полностью подчинил части Донской армии командованию ВСЮР, в т. ч. и морские части.

31 января 1919 г. был создан Морской штаб Всевеликого Войска Донского. На данный период основные морские и речные силы войска составляли следующие части: Донская военная и Донская транспортная флотилии, Управление Главного командира портов, Таганрогская портовая контора, Управление инспектора и дивизионы морской тяжелой артиллерии. Приказом главнокомандующего ВСЮР от 27 июня 1919 г. Морской штаб Всевеликого войска Донского преобразовали в Штаб речных сил Юга России. В этот период началось наступление белых армий в северном направлении, в связи с чем части Донской флотилии и Морской тяжелой артиллерии были переброшены на Волгу, Днепр и Черное море.

В мае - июле 1919 г. из переведенных с Азовского моря и Дона кораблей белым удалось сформировать Средне-Днепровскую (капитан 2-го ранга, с 23 августа 1919 г. - капитан 1-го ранга С.В. Лукомский) и Нижне-Днепровскую (капитан 2-го ранга В.И. Собецкий) флотилии. Средне-Днепровская флотилия первоначально имела в своем составе дивизионы канонерских лодок (4 единицы), бронекатеров (8 единиц) и морской тяжелой артиллерии (2 - 152-мм орудия). В ходе наступления ВСЮР в 1919 г. флотилия поддерживала войска на участке Екатеринослав (Днепропетровск) - устье р. Припять. В начале сентября она провела рейд на реку Десна к Чернигову и захватила девять пароходов, пополнивших ее состав. 2 октября в бою с кораблями красной Днепровской военной флотилии у деревни Печки при попытке высадить в тыл советских войск десант противнику удалось нанести тяжелые повреждения плавбатарее, потопить катер и захватить канонерскую лодку. Впоследствии флотилия активных действий не вела, а при отступлении в конце 1919 г. ее корабли пришлось разоружить и вывести из строя.

Нижне-Днепровская флотилия (именовалась также Отрядом судов особого назначения) - дивизион речных канонерских лодок (6 единиц), 3 буксира, 2 катера - в октябре - ноябре 1919 г. вела боевые действия против повстанческих формирований (в частности, руководимых Н.И. Махно) в районах Каховки, Берислава, Никополя и Херсона. Периодически усиливалась легкими кораблями Черноморского флота. С выходом войск Красной армии к устью Днепра зимой 1920 г. корабли флотилии перебазировались в порты Крымского полуострова.

В литературе также встречается упоминание о Верхне-Днепровской флотилии, но архивные документы не подтверждают ее существования.

С созданием ВСЮР была учреждена должность начальника морских и речных сил Дона (контр-адмирал С.С. Фабрицкий). Донская флотилия, сформированная в 1918 г., летом 1919 г. состояла из Речного отряда Сил Дона, Морского отряда Сил Дона и Транспортной флотилии. Основной задачей речного отряда стала поддержка действий сухопутных частей артиллерийским огнем и высадка десантов. К концу июня 1919 г. корабли отряда вышли в верховья Дона. Донская флотилия (ее речная часть) взаимодействовала с отрядом обороны Азовского моря. Боевых столкновений с красной Донской военной флотилией белые моряки не имели. В августе 1919 г. расформированный 1-й дивизион кораблей перешел на Днепр, личный состав и вооружение двух других дивизионов были направлены на формирование Волжского отряда под Царицын (совр. Волгоград). Окончательно Донскую флотилию расформировали 29 декабря 1919 г.

На Нижней Волге в июне 1919 г. был сформирован Волжский отряд судов, впоследствии называвшийся Волжской военной флотилией. Флотилия формировалась в освобожденном от красных Царицыне. На Волгу из Ростова по железной дороге прибыли сторожевые катера из состава Черноморского флота, моторные катера Донских флотилий и четыре броневых катера флотилии Кубанского казачьего войска. Был также сформирован ряд береговых частей. Части флотилии действовали до конца 1919 г. в прибрежной полосе у Царицына, Черного Яра и Солодников, занимались минными постановками и провели ряд артиллерийских боев. В конце 1919 г. при отступлении белых эвакуировать в Керчь удалось только шесть катеров (в том числе все четыре броневых) 7-го дивизиона, а артиллерию и остальные 28 катеров пришлось оставить в Сарепте, Царицине, Мариуполе и в эшелонах на станции Караванная. Во время отступления отстала и пропала без вести б?льшая часть личного состава флотилии. В начале 1920 г. остатки личного состава флотилии собрались в Симферополе.

В связи с активным наступлением войск Красной армии на Южном и Юго-Восточном фронтах, начавшимся 11 октября 1919 г., и занятием красными районов, в которых действовали флотилии, с осени 1919 г. началось свертывание их деятельности и эвакуация кораблей и личного состава в Крым 12 февраля 1920 г. из остатков Волжской флотилии сформировали 1-й отряд судов Речных сил Юга России, а корабли Верхне- и Средне-Днепровских флотилий вошли во 2-й и 3-й отряды. Штаб Речных сил Юга России существовал, скорее всего, до середины апреля 1920 г. Затем, в период, когда основные боевые действия развернулись в Крыму, необходимость в существовании его отпала, и штаб расформировали (комиссия по его ликвидации работала до середины июля). Моряки флотилий, оказавшиеся в Крыму, продолжили службу в составе Черноморского флота.

Действовали на Юге и морские бронепоезда. В боях с противником отличился бронепоезд «Дмитрий Донской», созданный в августе 1918 г. и ставший одним из первых бронепоездов Добровольческой армии. Неофициально бронепоезд носил имя трагически погибшего адмирала Великой войны - «Адмирал Непенин», поскольку основу его команды составляли офицеры флота. Уже в начале службы, под командой капитана 2-го ранга В.Н. Маркова, бывшего артиллерийского офицера линейного корабля «Слава», бронепоезд помог двум тысячам дроздовцев отбиться у Армавира от 30-тысячной армии «красного казака» И.А. Сорокина. 15 ноября «Адмирал Непенин» под командой артиллерийского офицера с линейного корабля «Иоанн Златоуст» старшего лейтенанта А.Д Макарова попал в западню и погиб у разъезда Базовая. Смертью храбрых пали старший лейтенант Макаров, лейтенант А. Варгасов, мичманы Н. Турцевич, А.Н. Хрущев и гардемарин Иван Завадовский. Остальным морякам с замками от орудий удалось после тяжелого боя пробраться к белым частям. Находившемуся на соседнем участке бронепоезду «Единая Россия», на котором служили также морские офицеры и гардемарины, после ожесточенного боя удалось пробиться к своим Впоследствии «морской бронепоезд» восстановили, и он провоевал до 2 ноября 1920 г. До середины августа 1919 г. им вновь командовал морской офицер - старший лейтенант (с 27 марта 1919 г. - капитан 2-го ранга) Б.Н. Бушен.

Речная флотилия Сухопутных войск Армии Сербии предназначена для действий на внутренних водных путях.

Командование Речной флотилии располагается в Нови Саде, подразделения размещены в Нови Саде, Белграде и Шапце.

Командир Речной флотилии – полковник Андрия Андрич.

Задачи Речной флотилии:

Подготовка командования, подчиненных подразделений и военнослужащих флотилии к выполнению поставленных задач.

Повышение и поддержание боеготовности для выполнения миссий Армии Сербии

Контроль внутренних водных путей и обеспечение маневров подразделений Сухопутных войск.

Организационная структура

Командование Речной флотилии

1-й речной отряд

2-й речной отряд

1-й понтонный батальон

2-й понтонный батальон

Командная рота

Рота логистики

Техника и вооружение:

- Речные тральщики класса «Нештин»: РМЛ-332 „Мотајица", РМЛ-335 „Вучедол", РМЛ-336 „Ђердап" и РМЛ-341 „Нови Сад".

Серия из шести речных тральщиков («речних миноловаца»)с РМЛ-331 по РМЛ-336 была построена на верфи «Бродотехника» в Белграде с 1976 по 1980 год. Тральщик РМЛ-341, отличающийся усиленным артиллерийским вооружением – двумя четырехствольными пушками калибра 20 мм, был построен в 1999 году.

Корабли используются в первую очередь для контртеррористчиеских действий с упором на защиту инфраструктуры и кораблей в районах базирования, а также для содействия подразделениям сухопутных войск в поиске и уничтожении террористических групп, в обеспечении безопасности плавания и спасении на реках. Речные тральщики класса «Нештин» могут перевозить шесть тонн груза или 80 солдат со снаряжением.

Стандартное водоизмещение – 61 тонна.

Полное – 78 тонн.

Вооружение:

Одна четырехствольная 20 мм пушка М75 (На РМЛ-341 - две), две одноствольные пушки М71.

Пусковая установка для четырех ракет ПЗРК Стрела 2М

18 неконтактных мин АИМ-М82 или 24 якорных мины Р-1

Механический трал МДЛ-2Р, понтонный электромагнитно-акустический трал ПЕАМ-1 и акустический эксплозивный трал АЕЛ-1.

РМЛ-332 „Мотајица"


РМЛ-335 „Вучедол"



РМЛ-336 „Ђердап"



РМЛ-341 „Нови Сад"

- Десантно-штурмовые катера типа 411

В Речной Флотилии два десантно-штурмовых катера (десантно-јуришна чамца) ДЈЧ-411 и ДЈЧ-412. Первоначально катера базировались на море и относятся к классу из 32 кораблей от ДЈЧ-601 до ДЈЧ-632, построенных с 1975 по 1984 в три серии на верфи «Гребен» в Великой Луке. Катера Речной Флотилии относятся к третьей серии с двумя дизелями вместо одного.

В 1995 году отряд десантно-штурмовых катеров был переброшен с побережья Адриатики на верфь «Бродотехника» в Белграде, где прошел их ремонт и модернизация перед включением в Речную Флотилию.

Стандартное водоизмещение 32,6 тонны

Полное – 42 тонны.

Катер может перевозить шесть тонн груза или 80 солдат со снаряжением.

Вооружение:

Две пушки М71 калибра 20 мм

Автоматический гранатомет БП-30 калибра 30 мм

Два пулемета 12,7 мм

ДЈЧ-411



ДЈЧ-412

- Корабль специального назначения БПН-30 "Козара" (он же Речной вспомогательный корабль РПБ-30 «Козара»)

Один из старейших речных кораблей в армиях мира – «Козара» - командный корабль Речной флотилии Армии Сербии. Он был построен в 1939 году на верфи в Регенсбурге, в Австрии. Во время Второй Мировой войны он входил в состав немецкой Дунайской флотилии, использовался для снабжения а также для отдыха офицеров. После победы союзников «Кримхилд» превратился в казарму «Орегон» в составе американских войск в Регенсбурге.

В июне 1946 года корабль был «демилитаризован» и передан компании «Баварский Ллойд» из Регенсбурга. В Югославию корабль пришел в 1960 году, в обмен на грузовое судно. В 1962 году он перешел из списка имущества «Дунайского Ллойда» в состав вооруженных сил Югославии как корабль – база.

С 1971 года на «Козаре» располагается Командование Речной военной флотилии. Последний ремонт корабль прошел в 2004 году на верфи в Апатине.

Водоизмещение 544,6/601,5 тонн.

Вооружение – 3 трехствольных 20 мм пушки М55, 70 якорных мин Р-1, или 20 неконтактных мин АИМ-М82, или 70 мин ROCKAN.

Экипаж 47 человек, может перевозить 250 солдат со снаряжением.

- Речной патрульный катер (Речни патролни чамац) РПЧ-111.



Построен в 1956 году на верфи «Тито» в Белграде.

Водоизмещение 27/29 тонн.

Вооружение – пушка 20 мм М71, боекомплект 2400 снарядов.

Может перевозить 30 солдат со снаряжением.

- Речная станция по размагничиванию кораблей РСРБ -36 «Шабац»



- Катер моторный патрульный (Чамац моторни патролни) ЧМП -22



- Мостовой парк ПМ М-71

Речная флотилия была переформирована в подразделение бригадного ранга 2 октября 2008 года, когда в ее состав были включены понтонные части.

День подразделения отмечается тогда же, когда отмечался и День речных подразделений – 6 августа. В этот день в 1915 году на реке Сава, неподалеку от белградской Чукарицы, был спущен на воду первый сербский военный корабль «Jадар», чем официально было начато создание сербской речной флотилии.

Для офицеров Речной флотилии сохранена морская система званий. После общих для всей армии званий: водник, стариjи водник, стариjи водник прве класе, заставник, заставник прве класе, потпоручник - идут флотские: поручник корвете, поручник фрегате, капетан корвете, капетан фрегате, капетан боjног брода, комодор, контраадмирал, вицеадмирал, адмирал.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...