Лев с хвостом скорпиона называется. Мантикора в мифологии

Мантикора, возможно, самое кровожадное и опасное из существ. У нее туловище льва, человеческое лицо, голубые глаза и голос, подобный звучанию свирели. Но главные и самые ужасные ее черты – три ряда зубов во рту, ядовитое жало на конце хвоста, как у скорпиона, и отравленные шипы на хвосте, которые мантикора может выстреливать в любом направлении. Наконец, «мантикора» в переводе с фарси означает – «людоед».

Первое упоминание о мантикоре мы встречаем в книгах уже хорошо знакомого читателю греческого врача Ктесия. Благодаря Ктесию грекам стали известны многие персидские мифы. Дальнейшие греческие и римские описания повторяют основные признаки ман тикоры, данные Ктесием, – покрытое рыжей шерстью львиное туловище, три ряда зубов и хвост с ядовитым жалом и отравленными шипами. Аристотель и Плиний в своих трудах прямо ссылаются на Ктесия.

Однако наиболее полное древнее описание мантикоры сделано во II веке н. э. Элианом. Он приводит несколько любопытных подробностей: «Всякого, кто приближается к ней, она поражает своим жалом… Ядовитые шипы на ее хвосте по толщине сравнимы со стеблем камыша, а в длину имеют около 30 сантиметров… Она способна победить любое из животных, за исключением льва». Хотя очевидно, что Элиан, как Аристотель и Плиний, черпал свои знания о мантикоре у Ктесия, он добавляет, что подробные сведения об этом чудовище содержатся в труде историка Книда. Во II веке н. э. Филострат из Лемноса упоминает о мантикоре как об одном из чудес, о которых Аполлоний расспрашивает Иарха на холме мудрецов.

Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, ее описаниями изобилуют средневековые бестиарии. Оттуда мантикора перекочевала в естественнонаучные труды и фольклорные произведения. В XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV – Уильям Кэкстон в книге «Зеркало мира». У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в «частокол огромных зубов в ее горле», а ее голос, подобный мелодии свирели, становится «сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их». Это, по видимому, единственный случай, когда мантикора оказалась перепутанной с сиреной.

В эпоху Возрождения мантикора попадает на страницы «Истории животных» Конрада Геснера и «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла. Начиная с XVIII века мантикора не упоминается ни в одном серьезном научном труде, за исключением посвященных исследованию мифов.

Как уже говорилось, на протяжении веков в описание мантикоры были привнесены лишь малозначительные детали. К примеру, Плиний пишет, что ее глаза не голубые, а зеленые, Варфоломей Английский говорит о том, что «у нее покрытое шерстью тело медведя», а на некоторых средневековых гербах мантикора изображена с кривым или спиралевидным рогом на голове, а иногда с хвостом и крыльями дракона. Однако такие изменения, сделанные разными авторами, мало сказались на общем представлении о мантикоре – со времен Ктесия существует только одна «разновидность» мантикоры.

Хотя происхождение мантикоры неоднократно пытались связать с индийским зверем «макара», европейским волком оборотнем и другими существами, правильнее всего, очевидно, будет сказать, что она «происходит» от индийского тигра. Это предположение высказал еще во II столетии н. э. комментатор Ктесия греческий писатель Павсаний. Он считал, что челюсти с зубами в три ряда, человеческое лицо и хвост скорпиона – не что иное, как «фантазия индийских крестьян, испытывающих ужас перед этим животным». По мнению Валентайна Болла, легенда о трех рядах зубов могла возникнуть из за того, что коренные зубы некоторых хищников имеют несколько острых рядов на каждом, а жало мантикоры – ороговевший участок кожи на кончике хвоста тигра, напоминающий своим видом коготь. Кроме того, по индийскому поверью, усы тигра считаются ядовитыми. Уилсон полагает, что древние персы увидели человеческое лицо мантикоры на индийских скульптурах тигра божества.

В средние века мантикора стала эмблемой пророка Иеремии, поскольку она – существо подземное, а Иеремия был сброшен врагами в глубокую яму. В фольклоре мантикора стала символом тирании, зависти, зла вообще. Еще в конце 30 х годов нашего столетия испанские крестьяне считали мантикору «зверем плохих предзнаменований».

Начиная со средних веков мантикора приходит в художественную литературу. В романе XIII века «Царь Александр» говорится о том, что у берегов Каспия Александр Македонский потерял в битвах со львами, медведями, драконами, единорогами и мантикорами 30 тысяч своих воинов. В поэме Джона Скелтона «Воробей Филипп» (XVIII век) маленькая девочка, обращаясь к коту, убившему ее любимую птичку, говорит: «Пусть твой мозг съедят горные мантикоры». В пьесе Джорджа Уилкинса «Несчастья насильственного брака» один из героев с «мантикорами, врагами человечества, у которых два ряда зубов» сравнивает ростовщиков.

Мантикора – один из зверей искусителей в новелле Флобера «Искушение святого Антония». У Флобера мантикора – тоже рыжий лев с человеческим лицом и тремя рядами зубов; кроме того, она распространяет чуму.

В фантастическом рассказе Пирса Энтони «Заклинание хамелеона» мантикора, «существо, размером с лошадь, с головой человека, телом льва, крыльями дракона и хвостом скорпиона», охраняет дом доброго волшебника.

Изображения мантикоры встречаются не чаще, чем упоминания о ней в литературе. Большинство из них книжные иллюстрации. В отличие от ученых и писателей художники позволяли себе относиться к образу мантикоры с большей долей фантазии. Мантикору изображали и с длинными женскими волосами, и со стрелами на хвосте. Единственное изображение трех рядов зубов можно увидеть в вестминстерском бестиарии. Мантикора украшает карту мира Герефорда XIII века. Самая подробная иллюстрация воспроизведена в бестиарии XVII века. На ней изображено существо с головой мужчины, туловищем льва, хвостом скорпиона, крыльями и когтями дракона, коровьими рогами и козьим выменем.

Картинки из бестиариев вдохновляли многих декораторов христианских храмов. Изображение мантикоры можно увидеть на восьмигранной колонне в аббатстве Сувини, на мозаиках в кафедральных соборах в Аосте и в Каоре, где мантикора олицетворяет святого Иеремию.

За свою более чем двухтысячелетнюю историю мантикора мало изменилась и, несмотря на предпринимавшиеся в нынешнем веке попытки придать ей добродетельные черты, остается символом кровожадности.

О существе, именуемом «мантикора», сохранилось немало сведений, только благодаря древнему греческому врачу Ктесию, который якобы видел его при дворе персов. Грек описывал чудовище, как льва с лицом человека, который пожирал людей и одним прыжком настигал жертву на больших расстояниях. Есть версия, якобы это создание – один из образов .

Мантикора - кто это?

Мантикора – это существо с львиным телом, мужским лицом и скорпионьим хвостом, ярким признаком которого были зубы в три ряда и глаза голубого цвета. Считалось, что этот монстр ведет охоту на людей и питается их мясом, поэтому его нередко изображали с частями тела человека в зубах. Хвост венчали огромные шипы, которыми чудовище тоже могло убивать, поэтому шансов на спасение не было.

Мантикора - греческая мифология

Мантикора - кто она? Хотя, судя по описанию и повадкам монстра, многие исследователи предполагают, что родом он из Персии или Индии, внешний облик очень напоминает огромных размеров тигра. Даже название в переводе с фарси означает «людоед», а такие большие дикие кошки в джунглях тоже водились. Но первооткрывателем создания считают не индусов, а врача из Греции Ктесия, описавшего кошмарное создание в своих книгах. По его версии, мантикора – существо злобное, обладающее:

  • туловищем льва и лицом человека;
  • тремя рядами зубов;
  • когтем на кончике хвоста;
  • усами, наполненными ядом.

Такой описывали мантикору в своих сочинениях древние эллины. Позднее греческие ученые сформировали свою версию об этом создании. Географ Павсаний был уверен, что речь идет о гигантском тигре, а красный цвет шкуры придавало ему в глазах индусов закатное солнце. А уже тройной ряд зубов и хвост, который стреляет ядовитыми стрелами – выдумки охотников, побоявшихся одолеть огромного зверя.

Как выглядит мантикора?

По описаниям древних греков, которые они получили от персов, мантикора являла собой симбиоз разных существ:

  • тело льва, но не желтого, а красного цвета;
  • жало скорпиона на хвосте, стреляющее иглами;
  • молниеносные прыжки, быстрый бег;
  • голос похож одновременно на звуки трубы и свирели.

Чье тело у мантикоры? Судя по описаниям, то большого льва или гигантской кошки, это было характерной чертой монстра. В последующие столетия ее изображение существенно дополнилось другими чертами:

  1. Средние века. Огромные зубы размещались уже не в пасти, а в горле, а голос походил на шипение змеи, которым чудовище приманивало людей.
  2. 20 век, книги фантастов. Мантикора обзавелась крыльями и стреляющими ядовитыми шипами, голос больше напоминал мурлыканье. Мгновенно залечивало свои раны, шкура имела способность отражать любые заклинания.

Чем отличается мантикора от химеры?

Некоторые исследователи связывают мантикору и химеру по внешним признакам, но отличие между ними есть. Химера – создание из греческой мифологии, ее матерью считалась Ехидна, а отцом сын Геи и Тартара Цифей, по другой версии родилась она от Орта и Гидры. Считалось, что химера жила в Ликии, и сразил ее царевич Беллерофонт. Это существо - из родного грекам пантеона богов, а мантикора – гость из чужих легенд. и мантикора имели одну общую внешнюю черту: туловище льва, в остальном чудовище эллинов отличалось:

  • способностью плеваться огнем;
  • задней частью тела козы;
  • змеиным хвостом;
  • тремя головами: козы, змеи и дракона.

Легенда о мантикоре

Легенд о мантикоре грек Ктесий не привез, ограничившись общими слухами о ее существовании. В мифах Персии встречается упоминание, что этот ужасный монстр при встрече с человеком любит загадывать загадки, и если путник ответит на все, то отпускает. Исследователи склоняются к тому, что мантикора – чудовище, пожирающее людей, возникла в историях Индии, а потом перекочевала в Персию, где о ней и услышал грек Ктесий.

Еще бытует версия, якобы такое чудовище породила легенда про бога Вишну, который умел превращаться в разных существ. В образе одного из них – льва с человеческим лицом – он одолел злого демона Хираньякашипу. После чего человекольва Вишну индусы стали называть Нарасимхой мантикор. В легенде он описывается с телом льва, хвостом скорпиона и зубами акулы. В Средние века мантикора превратилась в символ тирании и зла.

Мантикора (чудовище) Мантикора (чудовище)

Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, её описаниями изобилуют средневековые бестиарии . Оттуда мантикора перекочевала в фольклорные произведения. Так, в XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV - Уильям Кэкстон в книге «Зеркало мира». У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в «частокол огромных зубов в её горле», а её голос, подобный мелодии свирели, стал «сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их».

В XX веке представления о мантикоре продолжали развиваться. Например, в бестиарии польского фантаста Анджея Сапковского мантикора обзавелась крыльями и научилась выстреливать в любом направлении своими отравленными шипами. А в романе английской писательницы Дж. Роулинг «Волшебные твари и где их искать» мантикора «после поглощения очередной жертвы начинает тихонько мурлыкать». Также, согласно Роулинг, «шкура мантикоры отражает практически все известные заклятия». В рассказе отечественного фантаста Николая Басова «Охотник на демонов» мантикора обладает способностью практически мгновенно залечивать свои раны. В фильме «Мантикора » (2005) мантикору ничем невозможно убить и только взгляд другой мантикоры (или её отражение) может превратить её в камень. В сериале «Гримм » (s3e11 «Хороший солдат» и s4e12 «Жандарм») мантикоры изображены как опасные и смертоносные существа, лишённые страха смерти. Образ Мантикоры также встречается и в современной мультипликации. К примеру, в мультипликационном американском сериале «Удивительные злоключения Флэпджека », в одном из эпизодов мантикора представлен в образе льва с лицом мужчины и небольшими крылышками, который становится смирным, если его пощекотать. Мантикора встречалась в компьютерных играх серий «Disciples », «Dark Souls » и «Might and Magic » - в «Heroes of Might and Magic III » и «Might and Magic 7 » выглядела как лев с хвостом скорпиона и крыльями (аналогично выглядит в мультсериале «My little pony » (s1e2 и s5e6)), в «Heroes of Might and Magic V » к образу прибавилось человеческое лицо, а также является неигровым монстром в игре «Аллоды Онлайн » (также лев с хвостом скорпиона и крыльями). Мантикора - один из ключевых символов в одноимённом романе канадского писателя Робертсона Дэвиса . Мантикора, также нашла своё отражение в одном из альбомов популярной,Британской группы (Cradle Of Filth),а именно в альбомe 2012 года "The Manticore And Other Horrors".

Напишите отзыв о статье "Мантикора (чудовище)"

Примечания

Ссылки

  • Мантикора - Фантастические существа вики - Викия

Отрывок, характеризующий Мантикора (чудовище)

– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.
– Видите?… Кукла… Мими… Видите.
И Наташа не могла больше говорить (ей всё смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись.
– Ну, поди, поди с своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, – обратилась она к гостье.
Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо.
Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие.

За 500 лет до н. э. молодой уроженец Спарты Ктесий попал в плен к персам. Там ему пришло в голову написать исторические труды о разных странах. Источниками информации выступали рабы разных национальностей. Вернувшись на родину, Ктесий оформил свои труды в несколько исторических трактатов. В работе под названием «Индика» он упомянул страшное чудовище по имени мантикора.

Общее описание

Даже в древности труды Ктесия вызывали сомнения своей достоверностью. Древнегреческий философ Плутарх открыто заявлял об искажении фактов историком. До наших дней сочинения Ктесия дошли в переписанном виде. Исследователи доказали, что основная масса текста носит вымышленный характер. В таком случае возникают вопросы: существовала ли мантикора и мог ли Ктесий перепутать ее с другими мифическими существами.

Внешний вид

Согласно описаниям, мантикора выглядела так:

  • человеческая голова;
  • туловище и лапы льва;
  • хвост скорпиона;
  • рыжая грива;
  • кроваво-красная шерсть;
  • 3 ряда острых зубов;
  • когти-кинжалы;
  • голубые глаза.

Своим размером чудище походило на крупную лошадь. Голос мантикоры был похож на звуки свирели и трубы одновременно. Она могла шипеть как змея. Скорпионий хвост, длиной в 30 см, сплошь был усеян ядовитыми шипами, размером с камышовые стебли.

Позже монстр обзавелся крыльями и шкурой, отражающей магические заклинания. Голубые глаза покраснели, а зубы переместились из пасти в глотку. Мантикору стали изображать с частью человеческого тела в зубах в подтверждение ее людоедских наклонностей.

Толкование роли мантикоры в мифах

Существует несколько версий толкования роли такого существа, как мантикора.

  1. Зверь-людоед.
  2. Аватара бога Вишну.
  3. Сфинкс.
  4. Химера.

В связи с тем, что источники, в которых описано это существо, определенно являются сомнительными, каждая версия имеет право на существование.

Мантикора-зверь

Опираясь на эту версию, можно утверждать, что мантикора - это античное существо, исчадие ада. Любимым лакомством зверя была свежая человечина. Приручить чудовище можно было только с помощью волшебства. Черные маги использовали ее как сторожа. Но охранник из мантикоры был не очень хороший: поймав человека, она не отдавала его колдунам, а тут же пожирала. Чудовище обладало следующими качествами:

  • высокая скорость передвижения в пространстве;
  • владение гипнозом;
  • метание ядовитыми шипами на расстояние;
  • мгновенная регенерация утраченных шипов;
  • бесшумное передвижение;
  • настолько большая сила, что можно распороть тело человека когтями;
  • хитрость и коварство.

В Средневековье зверя считали реальным существом, проживающим в Индии. Считалось, что чудище обитает в местах скопления людей. Ночью коварный зверь выслеживал одинокую жертву и пожирал ее, не оставляя даже клочка одежды. Всех пропавших без вести списывали на проделки мантикоры.

По преданиям, чудовище боялось только львов, а со всеми остальными зверями охотно вступало в схватку. В средневековом источнике описан случай убийства мантикорой василиска. Люди верили, что, если отрубить чудовищу ядовитый хвост, оно погибнет, поэтому самые смелые мужчины Индии охотились на мантикору.

Четвертая аватара бога Вишну

Индусы верили, что перед созданием мира 3 сильных бога объединились в Тримурти (индуистскую троицу). Брахма создал Вселенную, Шива внес туда зло, а Вишну - добро. В обязанности бога Вишну входило поддерживать баланс добра и зла во Вселенной. Каждый раз, спускаясь на землю для восстановления справедливости, он принимал новый облик (аватару). Существует 9 аватар бога Вишну:

  • рыба Матсья;
  • черепаха Курма;
  • вепрь Васаха;
  • мантикора Нарасимха;
  • карлик Вамана;
  • обычный человек Парашурама;
  • принц Рама;
  • воин Кришна;
  • Будда.

Индусы верят, что будет и десятое перевоплощение. Бог Вишну в своем обычном облике спустится на землю на белом коне с мечом справедливости в руках. С помощью этого меча он навсегда наведет порядок на земле. В индийских сказаниях существует легенда о Четвертой аватаре. Согласно ей, Вишну принял облик человека-льва. Это перевоплощение получило название Нарасимха мантикора.

Когда Хираньякашипу удовлетворил Брахму, тот наделил его безграничной властью: за исключением тройки Тримурти, все боги находились в подчинении у Хираньякашипу. Демон упивался властью, купался в роскоши, чинил беззаконие и разврат.

Последней каплей его беспредела стала попытка убийства собственного сына, приверженца бога Вишну. За мгновение до расправы из колонны явился Вишну в образе мантикоры. Он молниеносно напал на Хираньякашипу и поглотил его. Мантикора восстановила справедливость.

Образ Сфинкса

В мифах Персии мантикора описана, как существо, которое любило загадывать загадки одиноким странникам. Если путник отгадывал загадку - чудовище его отпускало, если нет - пожирало. Такое описание очень напоминает греческого Сфинкса - родственника популярного одноименного египетского сторожа.

Согласно древнегреческим мифам, фивейский царь Лай обрушил на себя гнев богини Геры, покровительницы семьи и брака, за мужеложство. В наказание Гера послала в Фивы Сфинкса, чтобы сторожить единственную дорогу, ведущую в город. Жители Фив оказались отрезанными от других мест, и очень скоро в городе начался голод.

Единственная возможность пройти мимо Сфинкса предоставлялась тому, кто отгадает ее хитрую загадку: «Кто утром ходит на 4-х ногах, в обед на 2-х, а вечером на 3-х?». Такую загадку для Сфинкса придумали 9 муз - богини искусства и разума, но никто из фивейцев не смог найти правильного решения, и они были задушены чудовищем. Когда мудрый Эдип ответил Сфинксу, что разгадка - это человек, гордое существо сбросилось со скалы, освободив город.

Кроме страсти к загадыванию смертельных загадок, у Сфинкса и мантикоры есть сходства во внешнем виде. Древние греки изображали мифическое существо с телом льва, что символизировало необыкновенную физическую силу, и головой женщины, как символ ума и хитрости.

Мантикора и Химера

Все та же Древняя Греция знала еще одно существо, которое можно спутать с мантикорой. Дочь Тифона и Ехидны, сестра Цербера, Гидры и Сфинкса, Химера - самое нелепое мифическое существо из древнегреческой мифологии. Злобное существо всю жизнь занималось тем, что пакостило людям, уничтожая поля, сады и скот.

У Химеры было туловище козы и львиная голова. Как и мантикора, она имела рыжую львиную гриву и ядовитый хвост. Правда, в описании древнегреческого мифического монстра хвост подобен змеиному, но, учитывая длину хвоста мантикоры, их можно смело отождествлять.

Химера могла извергать пламя из пасти, чем и пользовалась для уничтожения хозяйства человека. Когда ее очередная выходка надоела царю, он послал героя Беллерофонта, чтобы уничтожить чудовище. В помощь благородному мужу царь дал крылатого Пегаса. По легенде Беллерофонт взмыл в небо настолько высоко, что огненное дыхание Химеры не могло его достать. Тогда герой начал пускать стрелы в чудовище и все до единой они впились в тело Химеры. В страшной агонии чудовище упало на скалу и скончалось.

В описании смерти Химеры также можно провести аналогии с мантикорой. В начале схватки она грозно рычала, потом яростно шипела, а пораженная стрелами Беллерофонта, визжала, как коза. Мантикора могла издавать звуки трубы, подобно рычанию и звуки свирели, подобные блеянию козы. Мантикорово шипение похоже на змеиное. В мифе утыканная стрелами Химера с высоты полета кажется герою ощетинившимся черными иглами существом.

Образ существа в искусстве

Индийская мифология до сих пор считается малоизученной областью. Это связано с ее бессистемностью. К старым мифическим существам добавляются аналогичные новые, но под другими именами. Складывается такое ощущение, что индийцы и сами не помнят своих мифов.

Образ мантикоры до сих пор являет собой загадку. Можно только представить, как выглядит мантикора, но понять, что это за зверь - невозможно. С одной стороны это жестокое кровожадное чудовище, с другой - непримиримый борец за справедливость.

В наши дни образ мантикоры активно используется в литературе и кинематографе в жанре мистики и фэнтези. Популярная английская писательница Джоан Роулинг использовала этот образ в своей последней книге, а в нашумевшем сериале «Игры Престолов» повелительница драконов Дейнерис Бурерожденная в одном из эпизодов рассуждает о мантикорах, как о сакральных магических существах.

Бестиарий древней мифологии богат на интересных существ. Мантикора - это образ зверя, зародившийся в греческой мифологии. С древних времен сохранилось множество сведений об этом загадочном создании, имеющим отношение к хищным зооморфам.

Происхождение

Хищник впервые появился в Индии. Там его название немного отличается - индейцы именуют существо мантихорой. Первые записи о мифическом создании принадлежат греческому врачу Ксетию. Он передавал знания о внешности зверя, голосе и манере охоты. Он преследовал добычу, прячась в зарослях, и тихо нападал на жертву, используя не только жало на хвосте, но и мощные когти и зубы для быстрой расправы.

Долгое время записи Ксетия не воспринимались всерьез - зоологи считали, что индейцы испугались обыкновенного тигра и придумали нового зверя. Эту точку зрения поддержал географ Павсания Он писал, что перепуганные индейцы перепутали стандартный тигриный окрас с ярко-красным в закатном свете, а мистические отличия внешнего вида придумали, чтобы оправдать свое поражение.

Опровергает мысль об искусственном происхождении хищника появление упоминаний о нем в летописях других известных личностей. О мантикоре писали Аристотель и Солин, ссылаясь на записи Ксетия и добавляя новые сведения. Описание существа немного отличается у разных авторов, но в них всегда присутствуют самые яркие черты, присущие мифическому животному.

Внешний вид зверя

Упоминания о том, как выглядит мантикора, можно найти Но в каждом из них обязательно присутствуют главные характеристики внешности

  • размер тела, сопоставимый с размером крупной лошади;
  • туловище существа напоминает львиное, а лицо похоже на человеческое;
  • насыщенный однотонный окрас, кроваво-красного цвета;
  • крепкие зубы, размещенные в три ряда и отличающиеся особой остротой;
  • скорпионов хвост, имеющий острое жало на кончике, длиной в 30 см.

Авторы, занимающиеся исследованиями зверя, отмечают пронзительный взгляд голубых глаз, которые завораживали глубиной и человечностью. В древней живописи мифическое создание изображали с какой-либо частью человеческого тела в зубах, что подчеркивало его охотничьи способности и наводило ужас. Плиний описывал его следующим образом:

«Ктесий сообщает нам, что среди тех же эфиопов, есть зверь, которого он называет мантикора; у него тройной ряд зубов, которые заходят друг в друга, как гребни, лицо и уши как у человека, голубые глаза, сам - цвета крови; у него тело льва, и хвост заканчивающийся жалом, как у скорпиона. Его голос напоминает смесь звука флейты и трубы; он поразительно быстр, и особо любит человеческое мясо.

Юба рассказывает нам, что мантикора в Эфиопии также может подражать человеческому голосу».

Труд Клавдия Элиана из Рима описывает древнее существо более точно, учитывая мельчайшие подробности. Автор отметил волосатые уши твари, похожие на человеческие. Он также уточнил действие жала - оно выпускалось и в упор, и на дальнее расстояние в разных направлениях.

Мифологи отмечали особую волосатость зверя и неимоверную скорость передвижения, сопоставляя ее со скоростью дикого оленя. Голос считался похожим на помесь звуков, издаваемых свирелью и трубой.

Современные исследователи и фантасты приписывают ему большие кожистые и перепончатые крылья, с помощью которых мантикора быстро исчезает с места охоты и становится недосягаемой.

Мантикора и химера

Химера - сущность из греческой мифологии. Согласно одной из версий, она . Проживало существо в Ликии и было обезврежено Беллерофонтом.

Внешность химеры чем-то похожа на мантикору. Отличается химера козьим туловищем, львиной головой и змеиным хвостом. Мифологи проводили множество исследований о схожести двух мифических существ, и нашли отличия не только во внешнем виде, но и в особых способностях. Химера обладала возможностью драться не только с помощью клыков, когтей и хвоста, она умела плеваться огнем, что делало ее не менее страшным зверем, чем мантикора.

Мантикора в Средневековье

Средневековый бестиарий не обошелся без мантикоры. В это таинственное время зверя наделили особенным змеиным шипением, который использовался для приманивания потенциальных жертв - как животных, так и человеческих. Тогда же мифическому существу заменили ряды острых зубов на частокол, исходящий из горла животного.

Охота зверя поражала воображение кровавостью и жестокостью. Животное раздирало жертву мощными когтями, разрывало тело острыми зубами и жалило сопротивляющихся с помощью грозного хвоста. Жало достигало цели даже на больших расстояниях, что исключало любые шансы на спасение.

Средневековье наделило хищного зверя особой кровожадностью, существо стало своеобразным символом зла и войны. В это время хищник был особо популярен, его можно было встретить в бестиариях различных народов. В некоторых из них, мифическое создание наделялось новыми способностями, особыми деталями внешности и изощренными методами заманивания жертв в свое логово.

В Средние века животное считали существующим в реальном мире, а отсутствие задокументированных встреч с ним объясняли приверженностью созданий к одинокой жизни в необитаемых местах.

Легенды о мантикоре

Таинственное существо почти не упоминается во всемирно известных легендах, но во многих странах выдвигались свои версии о его происхождении и умениях. Отсутствие известных легенд объясняют невозможностью убежать от разъяренного зверя - описывать встречи и слагать легенды было просто некому.

Так, в Персии мантикору считают страшным монстром, который отпускает потенциальных жертв только в том случае, если им удастся отгадать загадку.

Еще один вариант - происхождение мифического существа от бога Вишну, который был наделен способностью перевоплощаться в любого необычного зверя. Выбрав образ льва с лицом человека, Вишну одолел в бою демона Хираньякашипу, после чего этот образ Бога стали называть Нарасимхой мантикор.

Мантикора в современном искусстве

Упоминание о таинственном животном можно встретить и в современной литературе. Джоан Роулинг наделила зверя умением летать, добавила ему способность мило мурлыкать после победы над очередной жертвой. Мантикора в произведении Роулинг обладает иммунитетом к магии и является особо опасным хищником по вымышленной классификации.

Подробнее об этом виде животного можно прочитать в произведении «Фантастические твари и где они обитают». Ольга Громко в книге «Профессия: ведьма» добавила существу кисточки на ушах, а Николай Басов наделил животное важной способностью к регенерации.

В культовой книге «Игра престолов» и в снятом по ней сериалу, мантикора присутствует в совершенно непривычном виде. В сериале - это насекомое, которое водится на континенте Эссос. Одна из частей тела насекомого напоминает человеческое лицо. С помощью маленького монстра колдуны Кварта пытались убить Дейнерис Таргариен.

В книге мантикоры жили на островах Нефритового моря и обладали ядовитым жалом, убивающим человека в то же мгновение, в которое яд достигал сердца жертвы. Но учеными было придумано специальное противоядие, позволяющее отсрочить смерть ужаленного.

Сериал «Гримм» представляет сущность в виде оборотня, способного превращаться в человека. Точку зрения сценаристов поддерживает Кирилл Королев, автор «Энциклопедии сверхъестественных существ»:

«Считается, что некоторые люди обладают способностью превращаться в мантикор: по ночам они бегают вокруг поселений в поисках жертв».

Мифическое существо упоминают в мультфильмах и компьютерных играх, во всемирной литературе и музыке. На Украине создается огромный альманах, посвященный истории и возможностям легендарного зверя.

В реальном мире есть хищное насекомое с названием «бугорчатая мантикора». Представляет собой оно крупного жучка коричневого цвета, длина его тела достигает 7 см. Водятся эти насекомые в Африке, особую активность проявляют в ночное время. Имеют крепкие челюсти с зубцами. Упоминается конкретно этот вид в книге Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Там с мантикорой встречается энтомолог, который с ужасом бежит из ее плена.

Заключение

Древние мифы наделяют мантикору особой устрашающей внешностью, склонностью к кровожадности и людоедству. Мифическое животное не потерялось в стародавних записях, его упоминают в современных произведениях, наделяя его новыми умениями и повышая значимость зверя. Исследования, посвященные этому существу, продолжаются, и ученые не теряют надежду найти новую информацию о таком загадочном и интересном создании.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...