Храм свято рождества богородицы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старице


Первый известный деревянный храм на этом месте построил в своих владениях боярин Никита Романов, последний представитель нецарственной ветви Романовых. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был поставлен в деревне Бутырки на Дмитровском тракте, после чего и село стало называться Рождественским. В 1646 году село отошло к казне, а в 1682 году в него водворили солдат 2-го Московского выборного полка солдатского строя. Это был старейший из регулярных полков в России, сформированный в 1642 году по указу царя Михаила Фёдоровича. По названию слободы полк получил имя Бутырского.

„В Бутырском полку число офицеров простиралось до 43, а нижних чинов до 1200. Солдаты поселились в Бутырской слободе в устроенных от казны дворах, и им было предоставлено право на отведённой земле разводить огороды, заниматься различными промыслами, держать лавки и другие торговые заведения, не платя торговых пошлин. Они получали, сверх того, жалованье и провиант из казны, но были обязаны служить, обучаться немецкому строю и стрельбе из мушкетов, держать городские караулы вместе со стрельцами и участвовать в торжественных встречах и церемониях.” - так написано о расквартированном полке у И. К. Кондратьева в «Седой старине Москвы» .

Полк просуществовал под различными названиями вплоть до 1918 года, последнее время нося имя «Царя Михаила Феодоровича 13-й лейб-гренадерский Эриванский Его Величества полк».

1. В 1682-84 годах в слободе строится большой соборный храм в честь окончания тяжёлой войны с Османской империей и Крымским ханством. Как и предшествующий деревянный, новый храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Внутри разместилось полковое знамя 1680-х годов, трофейные знамёна шведов, турок, персов.

2. К двустолпному пятиглавому храму в стиле барокко с запада была пристроена широкая пятистолпная трапезная, вмещавшая 2 тысячи человек. На красной линии Дмитровской дороги высилась отдельно стоящая шатровая колокольня с проездными воротами. На втором ярусе колокольни разместили икону Спасителя (точную копию иконы со Спасской башни). По бокам от колокольни при храме были построены одноэтажные богадельни, справа мужская, слева женская.

3. Территория храма простиралась на целый квартал городской застройки. Рядом находилось Миссионерское Алтайское и Сибирское подворье. При подворье существовал магазин изделий сибирских монастырей, странноприимный дом, богадельня, музей, церковь Святой Троицы, приходская школа. Изящное двухэтажное здание снесли в 1970-е годы. За ним видны корпуса богаделен по правую и левую руку от колокольни, а в самой левой части снимка - деревянный дом священника.

4. По декрету 1918 года весь комплекс был признан выдающимся произведением русской культуры, охраняемый государством и не подлежащий уничтожению. Богослужения в храме продолжались до 1920 года. Рассматривался вопрос о признании его кафедральным вместо Елоховского. Здесь могли бы интронизировать Патриархов Московских нового времени. Не случилось.

5. В 1935 году храм со всеми постройками передали заводу № 132 Глававиапрома, а в 1942 году здесь обосновался Московский машиностроительный завод «Знамя». Храм приспособили под цех, сломали главы, разбили внутреннее пространство на этажи, во внешних стенах прорубили новые окна и двери, а старые, наоборот, заложили. К храму осуществили обширную пристройку, а колокольню лишили шатрового завершения, обрубив её до второго яруса. В 1970 году сломали трапезную, и на её месте, между храмом и колокольней, построили высокий заводской корпус. Основной объём храма получил новый адрес, по Новодмитровской улице, проходящей позади завода. В результате статус памятника архитектуры остался только у остатков колокольни, сохранившей адрес по Дмитровскому шоссе. Только это и спасло её от окончательно уничтожения, но о ней речь пойдёт в конце.

6. Таким храм дошёл до наших дней. При акционировании завода умудрились приватизировать и цех-храм, и только в 2000 году здание передали к верующим.

7. За все годы советской власти храм ни разу не ремонтировался. Штукатурка со стен полностью осыпалась, обнажив фигурную кирпичную кладку. Видимые на снимке окна были прорублены в 1930-е годы. Над средним окном виден киот, в котором помещалась икона.

8. В 2006 году православная община привела в порядок несколько комнат внутри храма, после восьмидесятилетнего перерыва возобновились богослужения, началась реставрация здания.

9. Окна выступающих алтарных апсид были украшены замысловатой рамкой. Сейчас вместо этого окна прорублена дверь - главный вход в храм.

10. Сразу за дверью лестница наверх, поражающая своим видом.

11. Тут и там со стен глядят очищенные от побелки лики святых.

12. Многие фрески были разрушены при строительстве лестницы и перекрытий. От некоторых образов сохранились лишь фрагменты.

13. Восстановленный лик Святого Лаврентия Римского, архидиакона христианской общины Рима в III веке.

14. Фреска почти не пострадала: лестницей была обрублена лишь часть левой стопы святого. Образ был нарисован на столпе - одной из опор сводчатого потолка. Справа за фреской видна поздняя деревянная перегородка.

15. С другой стороны колонны до сих пор располагается грузовой лифт. С другой стороны к нему прилегает помещение, где ведутся службы, и трапезная.

16. Благодаря гостеприимству служителей храма, мне удалось совершить экскурсию по помещениям бывшего цеха.

17. В обширной пристройке к храму располагался литейный цех.

18. Уходя отсюда, завод забрал на металлолом огромные котлы, оставив только груды силикатного кирпича.

19.

20.

21.

22.

23. Сквозь полутораметровые стены собора были пробиты проходы, соединяющие пристройку с храмом. Сейчас здесь всё завалено хламом.

24. Но стоит лишь поднять глаза, и видишь очищенные от побелки старинные фрески.

25. Когда стены во время литья горячего металла разогревались, лики проступали сквозь побелку, а при остывании постепенно пропадали. Фантастическое, страшное зрелище...

26. Вместе со служителем выбираемся на крышу пристройки.

27. В стене храма видны пробитые окна, а под сохранившейся нишей для иконы сохранились остатки окантовки окна.

28. На крыше установлена мощная вентиляция литейного цеха.

29. Место одной из глав храма заняла вытяжка.

30. Вид на храм с того же ракурса в 1925 году. На переднем плане видна трапезная.

31. Так красиво был оформлен вид в трапезную.

32. Сейчас на месте трапезной торчит этот огрызок цеха.

33. На третьем этаже находился цех гальванопластики. Когда-то это место было на большой высоте, под самыми сводами храма.

34. Все росписи были закрыты многочисленными слоями краски, которая теперь снимается реставраторами.

35. В толстых стенах были прорублены окна.

36. В центре фрески сохранились довольно хорошо, но в дальней части, где стояли котлы с электролитом, краска со стен была стравлена окончательно, до голой кладки.

37. Но в основном фрески сохранились, что не может не радовать.

38. Работа движется, и есть все основания считать, что через некоторое время мы сможем лицезреть храм в первозданном виде.

39. А пока можно показать фотографии сохранившихся фресок.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47. А что же колокольня? Вплоть до конца 1960-х годов она стояла в окружении бывших богаделен.

48. Но в 1970-е годы заводу потребовалось для расширения возвести новые корпуса, и всё пошло под снос. Сохранились лишь первые ярусы колокольни, долгое время бывшие достопримечательностью округи. Внутри была дворницкая, хранились мётлы, лопаты и другой инструмент.

49. Колокольня была возвращена верующим в 1998 году, и в ней успели освятить отдельную церковь, в честь благоверного князя Дмитрия Донского.Такой, всю в лесах, я застал колокольню в мае 2012 года.

50. Полным ходом шло её восстановление. Строительный материал окупался за счёт именных кирпичей.

51. К декабрю колокольня была приведена в первозданное состояние. Хотя это уже не только колокольня, а уникальный для Москвы храм.

Фото 51 и 52 взяты с сайта храма.

52. На колокольню были подняты новые купола. Следует обратить внимание, что на большом колоколе - изображение императора Александра I.

Территория бывшего завода «Знамя» теперь превратилась в бизнес-центр «Стрелецкая слобода». На своём сайте они пишут, что «здесь органично соседствует прошлое и настоящее, а реставрация храма во внутреннем дворе (какая наглость!) идёт полным ходом. Работы планируется закончить в ближайшие несколько лет, чтобы вернуть храму вид, какой он имел в 1682-1684 годах». Они забыли упомянуть, что для придания собору первозданного вида потребуется к чёртовой матери снести всю их «Стрелецкую слободу». Но временщики из «АЕОН-Девелопмент» не имеют другого «бога», кроме денег.
Паршивые корпуса завода, разрубившие пополам памятник русской истории, должны быть уничтожены!

Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки. Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах - одна из красивейших и древнейших церквей, освященных в честь этого праздника, сохранившихся в Москве. В древности здесь располагалось урочище «Путинки»: здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути - на города Дмитров и Тверь. Здесь находился тогда Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели путинки - по-московски кривые улочки и переулки. Другая версия объясняет название Путинки от слова «паутина» - маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими московскими домиками, лежавшие в приходе этой церкви представляли собой «паутинку», окружавшую церковь со всех сторон.

Первоначально, здесь стояла трехшатровая деревянная церковь, построенная в 1625 году. В 1648 году она сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя выделить сумму на постройку каменной церкви. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров и потому столь значимой для москвичей. Эта церковь - последняя в Москве постройка шатрового зодчества до знаменитого указа патриарха Никона. Тогда он запретил возведение шатровых церквей и потребовал повсеместного перехода к строительству крестово-купольных храмов. Этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.

В том же XVII веке в Москве за Земляным городом близ Зубовской площади возвели церковь с главным престолом, освященным в честь иконы Неопалимой Купины, давшей название переулку - Неопалимовский. Название иконы произошло от видения Моисеем горящего куста терновника - купины - охваченного пламенем и не сгоравшего, символизировавшего приснодевство Пресвятой Богородицы. Поэтому Богоматерь изображена на иконе окруженной пламенем.

И хотя по легенде возведение этой церкви не было связано с основным бедствием старого деревянного города - многочисленными московскими пожарами, у чудотворной иконы молились и искали спасения именно от огня, не раз бушевавшего в Москве и оставлявшего горожан погорельцами.

А легенда такова. Список иконы Неопалимая Купина находился в кремлевской Грановитой палате. Конюх царя Федора Алексеевича Дмитрий Колошин усердно перед ней молился, и когда невинно попал в царскую опалу, стал просить о помощи и защите. Тогда во сне царю явилась Царица Небесная и открыла ему, что этот человек невиновен. Конюх был освобожден государем от суда и в благодарность построил в честь иконы Неопалимая Купина храм в Новой Конюшенной слободе, выпросив у царя чудотворный список. С тех пор, когда в Москве были пожары, эту икону обносили вокруг домов прихожан церкви, и они уцелели от огня. Москвичи замечали даже, что в Неопалимовском приходе пожары случались крайне редко и были очень незначительными, хотя вся местность, отдаленная от центра города, была застроена многочисленными деревянными домами. (Неопалимовская церковь была снесена в советское время.)

Малоизвестная, но замечательная своей историей домовая церковь Рождества Богородицы в доме князя Голицына (Волхонка, 14, за зданием Музея частных коллекций) ныне разрушена и не действует.

В историю Москвы этот храм вошел главным образом тем, что здесь Пушкин собирался венчаться с Натальей Гончаровой, но получил отказ митрополита Филарета. Почему это произошло, до сих пор остается загадкой для историков. Только бракосочетание тогда состоялось в приходском храме невесты, в Большом Вознесении у Никитских ворот.

Сама Рождественская церковь была домовой и располагалась на втором этаже в правом крыле существующего ныне здания. Она была напрямую связана с историей этого дома и домовладельцами, а также с теми событиями, которые здесь происходили.

История дома Голициных восходит к 30-м годам XVIII века, когда ими был приобретен участок земли за Колымажным двором во владение. Проект дома был исполнен петербургским архитектором С.Чевакинским, автором знаменитого Никольского военно-морского собора в северной столице, у которого учился Василий Баженов. В работах над строительством голицынского дома в 1756-1761 г.г. ему помогал молодой архитектор И.П.Жеребцов, будущий строитель прекрасной колокольни московского Новоспасского монастыря. В 1766 году в правом крыле дома была построена и освящена церковь во имя Рождества Богородицы. А вскоре в доме поселилась сама Екатерина Великая.

Дом Голицыных передавался из поколения в поколение. Когда владельцем стал М.М.Голицын-сын, Екатерина II обратилась к нему с просьбой найти ей в Москве хороший и удобный дом. Только что был заключен Кючук-Кайнарджийский мир в русско-турецкой войне, и императрица собиралась в Москву на празднества по этому случаю. В Кремле же она не любила останавливаться, считая его для себя плохо приспособленным. Голицын немедленно предложил государыне свой собственный дом.

И тогда архитектора Матвея Казакова пригласили перестраивать голицынский особняк в Пречистенский дворец. Постройка была готова к Новому году, в декабре 1774 года. Стены скромной усадьбы помнят блестящую свиту Екатерины Великой - императрица приехала в Москву с двором и сыном Павлом I.

Однако она осталась недовольна жильем: было тесно и печки плохо отапливали помещение. Соседство с Колымажным двором и конюшнями создавали не самый свежий воздух, люди замерзали немилосердно, и очень путаны были коридоры. «Прошло два часа, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет», - жаловалась Екатерина в одном из писем, называя свой дворец «торжеством путаницы». Потом деревянные постройки этого дворца были перенесены на Воробьевы горы и там сгорели.

По легенде, в Рождественской церкви дома Голицыных хранились две иконы, подаренные (или оставленные здесь) Екатериной II в память о своем браке с князем Потемкиным, видимо, венчальные. Вероятно, что эта легенда и осталась в московской памяти связанной с пребыванием в голицынском дворце самой Екатерины. Или думали, что она оставила хозяевам царский подарок за гостеприимность.

В 1779 году Голицыны вновь вернулись в свой особняк на Волхонке. Когда хозяином стал С.М.Голицын, попечитель Московского учебного округа, он открыл здесь аристократический салон. Его посещал Пушкин и однажды в начале лета 1830 года танцевал здесь на балу. Пушкин в то время уже был помолвлен с Натальей Гончаровой, и есть свидетельство о том, что он собирался венчаться с ней именно здесь. Во-первых, говорят историки, в домовой церкви оплата была меньше, что было выгодно стесненному в средствах Пушкину. Во-вторых, внимание великосветского общества к свадьбе было бы не таким пристальным.

И тем не менее разрешения на брак в домой церкви Голицыных дано не было. Есть версия, что венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, тем более лицам, не имеющим к ним никакого отношения, «с улицы», просто запрещалось. И бракосочетание состоялось в приходской церкви невесты.

Во второй половине XIX века здесь жил другой С.М. Голицын, владелец картинной галереи, старинной библиотеки и коллекции древностей. Все это собрал его отец, мечтавший об открытии собственного музея, но не успевший осуществить свое желание до смерти.

В память об отце на первом этаже своего особняка в 1865 году Голицын открыл музей, который называли «московским Эрмитажем». Здесь были представлены такие редкости, как вазы из слоновой кости, принадлежавшие Марии Антуанетте, книги из библиотеки маркизы Помпадур, картины Рафаэля, Рубенса, Пуссена, мраморные канделябры из Помпеи. А посетителей встречал швейцар в мундире лейб-гусара.

Музей был открытым для общественности, однако сохранились любопытные свидетельства о том, как происходил осмотр. По желанию хозяина полюбоваться его коллекцией могли лишь те, кто приходил на воскресную службу в его домовую Рождественскую церковь. По окончании все шли в княжескую столовую на воскресный чай, на котором присутствовал хозяин, а оттуда уже в музей.

Однако всего лишь через двадцать лет после открытия музея Голицын, охладевший к делам по его содержанию, продал свою коллекцию с аукциона. Большую ее часть за 800 тысяч рублей выкупил петербургский Эрмитаж. Примечательно, что все сокровища голицынского музея остались на родине.

В 1877 году Голицын сдал первый этаж своего дома под квартиры. Музейные залы были перестроены под меблированные комнаты для сдачи в наем, а после перестройки левого флигеля в 1892 году здесь они получили название «Княжий двор». В голицынском особняке открылась комфортабельная московская гостиница.

В октябре 1877 года в этом доме поселился А.Н. Островский, который провел здесь последние годы своей жизни. Когода писатель оформлял договор о найме, смотритель дома серьезно стал объяснять его жене, что перед тем, как сдать квартиру, он всегда собирает справки о нравственных качествах будущего квартиранта. Островский в шутку решил сообщить ему «некоторые из своих достоинств - что я не пьяница, не буян, не заведу в квартире азартной игры или танцкласса».

В этом доме из-под пера Островского вышли «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень». В гости к нему часто приходили друзья - И.С. Тургенев, Д.В. Григорович, П.И. Чайковский. В этом же доме на Волхонке жили М.И. Чайковский, В.И. Суриков, Б.Н. Чичерин, И.С. Аксаков, который здесь скончался.

В 1902 году Рождественская церковь обновлялась. Один из лучших московских архитекторов того времени, К.М. Быковский отделал ее в готическом стиле, а иконостас - в полуклассическом.

Этот год стал последним в истории пребывания Рождественской церкви домовым храмом Голицыных. В следующем 1903 году дом был куплен Московским художественным обществом и потом стал принадлежать различным учреждениям. Достаточно упомянуть о Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского, который работал здесь в 1909-1911 г.г. до переезда в собственное здание на Миусской площади.

В советское время бывшую усадьбу Голицыных заняла Коммунистическая Академия под руководством историка М.Н. Покровского. Тогда была закрыта Рождественская церковь, а ее иконостас был разобран и передан в церковь села Алексеевского.

В настоящее время здесь находится научное учреждение - Институт философии Академии наук.

В Москве существует и Рождественский монастырь, который основала в 1386 году княгиня Мария Кейстутовна, мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского. Великолепный собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1501-1505 годах - это один из древнейших храмов Москвы. Стройную колокольню возвел в 1835 году архитектор Н.И.Козловский - одна богатая москвичка пожертвовала на нее свои средства в память о рано умершем любимом сыне.

В этом монастыре в 1525 году была насильно пострижена в монахини Соломония Сабурова, супруга великого князя Василия III. Они прожили 20 лет, но их брак оказался бездетным, а князь хотел иметь наследника престола. Он задумал жениться вновь - развод тогда был запрещен, и Соломонию уговаривали добровольно уйти в монастырь, но она сопротивлялась. Тогда ее постригли насильно в Рождественском монастыре. По старинной московской легенде этому предшествовало видение великим князем Василием птичьего гнезда на дереве, когда он расплакался о своей бездетности. «Государь! - сказали ему бояре: - Неплодную смоковницу посекают и удаляют из винограда.» Когда он обратился за благословением на развод к греческим патриархам, иерусалимский предстоятель, Марк, предостерегал его: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Русские решили обойтись без помощи иноземцев и предложили Соломонии добровольно постричься в монастырь. Когда же она отказалась, ее постригли насильно. Тогда, по легенде, она прокляла будущий брак великого князя и предрекла: «Бог видит и отмстит моему гонителю!» От нового брака Василия III и Елены Глинской родился будущий царь Иван Грозный. По преданию, в минуту его рождения, 25 августа 1530 года, в 7 часов вечера, один за другим последовали три раската грома при ослепительной вспышке молнии.

Соломония же, постриженная под именем Софьи, пробыла монахиней более 17 лет и умерла в 1542 году. Есть страшное предание о том, что якобы только что постриженная супруга великого князя оказалась от него беременной «к ужасу и раскаянию» ее бывшего мужа. Она родила сына, назвала его Георгием и воспитывала его с мечтою о мести: «В свое время явится он в могуществе и славе». С его именем связаны все легенды о знаменитом разбойнике Кудеяре, который то наводил на Москву крымского хана во время правления Ивана Грозного, то будто бы, напротив, спасал жизнь своего царственного брата.

Этот монастырь был не разграблен во время наполеоновского нашествия, хотя французы заходили в него. По легенде, они хотели сорвать богатый оклад с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Один из солдат бросился к образу, но тут же сильно поранился и больше не мог сдвинуться с места. Пораженные этим, остальные захватчики побежали вон из монастыря.

Угол кирпичной монастырской стены на бульваре художник В.Г. Перов изобразил в картине «Тройка».

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (также церковь Параскевы Пятницы на Торгу) – храмовый ансамбль в городе Старице, построенный в 1740–1825 гг. и сочетающий в себе мотивы позднего классицизма и барокко. Одна из визитных карточек города.


Комплекс храма Рождества Богородицы, более известный как церковь Параскевы Пятницы, считавшейся покровительницей торговли, находится на левом берегу реки Волги рядом с древним старицким городищем. Когда-то он располагался на Торговой площади Старицы и вместе с множеством торговых рядов Гостиного двора перекликался с ансамблем Успенского монастыря, расположенного на другом берегу Волги. Горожане часто называют комплекс женским монастырем. Однако это не монастырь, это великолепный ансамбль храма, построенный в XVIII–XIX вв. И даже в наши дни, несмотря на плачевное состояние, церковь Рождества Богородицы является одной из достопримечательностей и визитных карточек города.

В 1728 г. по указу архиепископа Тверского Феофилакта вместо деревянного храма Параскевы Пятницы началось возведение каменной церкви Рождества Богородицы с приделом, посвященным древнему храму. Пятницкий придел был освящен в 1740 г., а освящение главного престола состоялось только спустя 10 лет, в 1750 г., при священнике Василии Алексееве. Позднее к белокаменной барочной церкви с невысокой колокольней с северной и южной сторон были пристроены два придела в виде ротонд в стиле позднего классицизма. Придел во имя Нила Столбенского построен в 1806 г., святой Мученицы Параскевы Пятницы – в 1825 г.

Сложную, но строго упорядоченную композицию ансамбля Богородицкой церкви с востока дополнила белокаменная колоннада с двумя часовнями и лестницами, спускающимися от ротонд к берегу Волги. Множество куполов – разных по форме и расположенных на разных уровнях – делают живописный облик храма очень камерным и уютным.

В Клировых ведомостях Старицкого уезда 1828 года указано, что каменная Рождественская церковь с приделами Великомученицы Параскевы (еще не освященным) и преподобного Нила чудотворца (освященным) построена в 1784 г. Земли пахотной и сенокосной при церкви не имелось, в 115 приходских дворах (в Старице и деревнях Федурнове и Коньковской слободе) числилось 315 душ мужского пола и 385 женского. В храме в это время служили: священник Космин Василий (32 года, священником с 1821 г.), диакон Иванов Илия (55 лет, диаконом с 1793 г.), дьячок Феодоров Петр (25 лет, дьячком в Старицкой Богородице-Рождественской церкви с 1825 г.), пономарь Кириллов Михаил (68 лет, пономарем с 1784 г.).

Согласно данным за 1901 г., Богородице-Рождественская церковь в Старице, построенная в 1784 г., имела три престола: Рождества Пресвятой Богородицы и Нила Столобенского (в теплой), мученицы Параскевы Пятницы (в холодной). В храме служили: священник Казанский Михаил Антонович (41 год, священником с 1883 г.), псаломщик Борисоглебский Петр Иванович (28 лет, псаломщиком с 1899 г.). Прихожан в Старице и в деревнях: Ново-Старкове, Коньковской слободе, Федурнове – 159 дворов (1 006 человек – 457 мужчин и 549 женщин). Под алтарем церкви в 1791 г. была устроена каменная часовня в честь Рождества Богородицы.

В 1914 г. служили: священник Казанский Михаил (53 года), псаломщик Смирнов Иоанн (46 лет). Прихожан в городе Старице и деревнях Старково, Федурково, Коньково – 998 человек (481 мужчина, 517 женщин).

В 1970-х гг. храм Рождества Богородицы был отреставрирован, но к началу 2000-х гг. он снова уже нуждался в реставрации.

Архитектура

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к характерному для XVIII столетия типу храма «восьмерик на четверике». Храм одноглавый с примыкающей к нему с востока грузной полукруглой апсидой. Углы четверика декорированы лопатками, окна – барочными наличниками с кокошниками. Колокольня, примыкающая к храму с запада, завершена высоким шпилем. Словно венком храм окружен кольцом построек разного времени. Особенно интересен придельный храм, выстроенный в 1825 г. в стиле позднего классицизма и представляющий собой ротонду, с фасадов украшенную фронтонами с неглубокой лоджией в ризалите. Купол, венчающий храм, окружен пологими куполочками.

Из других сооружений храмового комплекса до нашего времени сохранились часовня, две нарядные башни, увенчанные куполом со шпилем, дом причта и торжественная колоннада, представляющая собой галерею со спаренными колоннами тосканского ордера, объединяющую все постройки в единый ансамбль. Башни-ротонды когда-то использовались как лавки.

Постройки, в убранстве которых широко использован местный белый камень, образуют очень живописную группу. Авторы комплекса на редкость органично соединили в единое целое разновременные постройки, в декоре которых сочетаются мотивы позднего классицизма и барокко.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...