Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет (агпгу) Комсомольский на амуре гос педагогический университет

www.amgpgu.ru

О ВУЗе

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет - до декабря 2006 года Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет, - первый вуз города Комсомольска-на-Амуре.

Пятьдесят три года назад он принял первых своих студентов. Их было всего 147, будущих учителей математики и физики, русского языка и литературы. И преподавательский состав насчитывал тогда всего 12 человек. Сегодня АмГПГУ – это без малого семь тысяч студентов разных форм обучения – очной, заочной, дистанционной. Обучение здесь ведется по сорока специальностям и направлениям на шести факультетах и в четырех институтах. Среди них есть и факультет довузовской подготовки.

Студент может выбрать для себя необходимую ему ступень образования – получить среднее профессиональное образование, закончить бакалавриат, специалитет, магистратуру. Продолжить профессиональную подготовку при желании можно в аспирантуре и докторантуре университета.

Учебный процесс осуществляют более двухсотпятидесяти преподавателей, работающих на 23 кафедрах и в 4-х научных лабораториях, в числе которых 22 доктора наук, профессора, 132 кандидата наук, доцента.

АмГПГУ располагает сегодня тремя учебными корпусами, с десятками аудиторий и учебных лабораторий с современным оборудованием, интерактивными досками, компьютерными классами, библиотекой с тремя обычными читальными залами и залом электронным, прекрасными спортивными залами для игровых видов, бокса, дзюдо, большим и малым актовыми залами, музеем, выставочным залом, конференц-залом, в котором проводятся важнейшие международные мероприятия не только университетом, но и администрацией г. Комсомольска-на-Амуре, двумя большими благоустроенными общежитиями, в которых есть Интернет-зал, кафе «Университетъ», медпункт и другие службы, избавляющие студентов от многих бытовых проблем.

Динамично развивающиеся партнерские отношения с этим университетом и рядом других зарубежных вузов в Великобритании, Японии, Китае позволяют сегодня нашим студентам выезжать туда на практики, а их студентам учиться у нас. Ученые университета ведут совместные научные исследования с коллегами из университетов Великобритании, Германии, Китая и др. стран. В качестве лекторов в студенческой аудитории выступают Генеральные консулы США, Японии, КНР.

АмГПГУ – признанный в Хабаровском крае лидер в области организации воспитательной работы с молодежью. Среди его студентов немало лауреатов Всероссийских и региональных творческих конкурсов, научных студенческих работ. Семь из них – Лауреаты премии приоритетного национального проекта « Образование».

Укрепление позиций вуза за последние годы по всем направлениям деятельности – учебной, воспитательной, научной, международной, административно-хозяйственной - определили то место, которое он сегодня занял в системе высшего образования на Дальнем Востоке, определили и новый его статус: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, сделали одним из ведущих центров образования, науки и культуры на Дальнем Востоке.

Международные связи АмГПГУ

Основными формами международной деятельности АмГПГУ являются проведение совместных научных исследований с зарубежными вузами, обмен научно-технической информацией и педагогическими технологиями, проведение международных научных конференций и семинаров, совместная публикация монографий и научных статей, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, осуществление заграничных стажировок, проведение полевых практик, международный обмен преподавателями, аспирантами, магистрантами и студентами, обучение студентов и аспирантов, сотрудничество с зарубежными вузами в культурной и спортивной сфере.

Поддерживаются постоянные связи с коллегами из КНР, Великобритании, Германии, Греции, США, Республики Корея, Японии и других стран. Итогом совместной работы становятся публикации в международных научных изданиях и выступления на научных симпозиумах. Среди почетных профессоров университета – бывший Генеральный консул Японии в г. Хабаровске, а ныне посол Японии в Республике Узбекистан г-н Кусумото, профессор Харбинского педагогического университета КНР г-н Чжан Шаоцзе, профессор Йоркского университета Великобритании г-н Дж. Питт.

Университетом реализуются 15 международных проектов в сфере образования. Среди зарубежных партнеров, с которыми сегодня сотрудничает университет, - университеты Ноттингема, Шеффилда, Лидса и Лавборо (Великобритания), Колледж Новой Каледонии (Канада), университеты Китайской Народной Республики, Вьетнама, Республики Корея, Японии, США.

АмГПГУ поддерживает отношения с Генеральными консульствами Японии и Китая в г. Хабаровске, Генеральными консульствами США и Республики Корея во Владивостоке, Корейским культурно-просветительским центром, Посольством Франции в Российской Федерации, Японским центром в г. Хабаровске, Институтом Международного образования Fulbright (США), Международным образовательным центром – фондом DAAD (Германия) и др.

В университете ведется такая деятельность, как организация зарубежных стажировок и практик преподавателей и студентов университета. Студенты различных факультетов совершают историко-страноведческие и полевые экспедиции, проходят языковую практику в зарубежных университетах. Студентам АмГПГУ предоставляются возможности не только краткосрочного, но и долгосрочного обучения в зарубежном вузе. В рамках университета проводятся программы международных студенческих обменов (на бесплатной основе). На базе университета осуществляется программа обмена преподавателями и учеными по специальностям «Русский язык как иностранный», «Английский язык», «Французский язык». Обмен учеными проводится по всем специальностям, предлагаемым университетом. В АмГПГУ обучаются иностранные студенты, магистранты, аспиранты, которые обучаются как на краткосрочных курсах, так и в течение полного университетского курса (4 года) с получением диплома бакалавра.

Ежегодно несколько выпускников специальности «Иностранный язык» выезжают в зарубежные вузы для продолжения обучение в магистратуре и аспирантуры.

Образовательная деятельность АмГПГУ

Обеспечивая потребность г. Комсомольска-на-Амуре и северных территорий Хабаровского края в педагогических и гуманитарных кадрах, университет ведет подготовку по 45 основным образовательным программам, в числе которых 32 программы дипломированных специалистов, 8 направлений подготовки бакалавров и 5 магистерских программ.

Практически по каждой образовательной программе студенты наряду с основной получают дополнительную специальность и кроме того имеют возможность выбора профильной специализации. И дополнительная (вторая) специальность, и профильная специализация вписываются в диплом, что ставит выпускника в более выгодное положение при трудоустройстве на работу.

Благодаря имеющейся в АмГПГУ разветвленной сети специальностей и направлений подготовки, абитуриент может реализовать соответствующую своим интересам траекторию обучения на базе:

* физико-математического факультета
* института филологии
* естественно-географического факультета
* института педагогики и психологии
* факультета технологии и дизайна
* факультета истории и юриспруденции
* экономического факультета
* института заочного обучения
* института непрерывного образования

В университете ведется подготовка специалистов по ускоренным и сокращенным образовательным программам, реализуются профессиональные образовательные программы для лиц, желающих получить второе высшее образование.

В соответствии с полученной лицензией АмГПГУ в 2008 году предоставлено право на ведение образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального педагогического образования.

Высококачественная подготовка выпускников гарантируется:

* Квалифицированным профессорско-преподавательским составом университета. Доля лиц с учеными степенями и званиями, привлекаемых к преподаванию, составляет 60 %. В вузе работают более 250 научно-педагогических работников, в том числе: 22 доктора наук, профессоров, 132 кандидата наук, доцентов. В составе ППС университета два академика МАНПО, 58 Почетных и Заслуженных работников высшей школы, Отличников народного просвещения и Заслуженных учителей России.
* Созданной системой менеджмента качества образовательной деятельности.
* Наличием современных компьютерных классов, технически оснащенных кабинетов, физическими, химическими, биологическими и технологическими лабораториями, а также читальными залами и кабинетами самоподготовки.
* Полумиллионным фондом учебной, научной и методической литературы, который ежегодно пополняется несколькими тысячами новых изданий печатной продукции, имеющей гуманитарно-педагогическую направленность.

На базе Института непрерывного образования университет осуществляет подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов по 44 образовательным программам, в том числе: по 8 программам повышения квалификации преподавателей вузов, 24 программам повышения квалификации специалистов по профилю вуза, 8 программам профессиональной переподготовки и 4 программам второго высшего образования.

Обеспечивая доступность образовательных программ, АмГПГУ открыл свои представительства в городах Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Амурск, п. Ванино, р.п. Охотск. В настоящее время через представительства по дистанционной технологии осваивают педагогические профессии более 350 студентов.

В последние годы университет активно развивает международные образовательные программы. Заключив договоры о сотрудничестве с университетами Китайской народной республики (гг. Далянь, Цзямусы, Дацин, Цицикар, Харбин, Хэйхэ), университет ведет в рамках направления «Филологическое образование» подготовку бакалавров, китайских граждан, по программе «Русский язык как иностранный», обеспечивает подготовку китайских студентов по схеме «2+2», а также осуществляет программы годичных стажировок. В свою очередь, российские студенты в рамках договора о сотрудничестве получают возможность историко-ознакомительных и полевых практических подготовок на территории Китая, а студенты, изучающие китайский язык, - совершенствовать переводческие умения и устную речь в китайских университетах.

Инновационная деятельность АмГПГУ

В последние годы значительно активизировался в вузе поиск и внедрение инновационных форм образовательной деятельности:

* Заложены основы перехода на двухуровневую систему образования в соответствии с требованиями Болонского процесса по всем педагогическим образовательным программам.
* С 2006 года вуз является членом ИАРИР (Ассоциация президентов университетов стран Северо-Восточной Азии).
* Университет участвует в реализации 15 международных проектов между АМГПГУ и университетами стран Китая, Японии, Кореи, Канады, Великобритании и др.: обмен студентами, подготовка бакалавров, магистров, аспирантов, прохождение полевых и страноведческих практик, уход за захоронениями соотечественников, публикация совместных со студентами из КНР научных работ.
* Реализуются программы непрерывного профессионального образования и второго высшего образования по основным направлениям образовательной деятельности вуза, заложены основы подготовки специалистов на базе дистанционного образования.
* Отработаны технологии набора абитуриентов на базе единого государственного экзамена и олимпиад.
* По нарастающей идет процесс внедрения инноваций в учебный процесс:
o активных методов обучения в лекционный процесс, лабораторные работы, семинары - более 20% преподавателей;
o мультимедийных и информационных технологий (электронные образовательные ресурсы, интерактивные доски и др.) - более 35% преподавателей;
o коммуникационных технологий - более 25% преподавателей.

Осуществляется интеграция образовательных, научно-исследовательских, инновационных и производственных ресурсов.

* Создано единое информационно-коммуникационное пространство вуза. Сформирована единая корпоративная телекоммуникационная сеть вуза: введен в эксплуатацию современный серверный центр; внедряются современные структурированные кабельные системы с использованием волоконно-оптических линий связи и беспроводных технологий.
* Внедряется разрабатываемая собственными силами сотрудников, преподавателей и студентов на базе платформы 1С: Предприятие 8.1 корпоративная информационная система для обеспечения учебного процесса, научной деятельности и управления вузом.
* Заложены базовые основы системы менеджмента качества.

Научная деятельность АмГПГУ

Итогом всего предшествующего развития АмГПГУ является создание мощного образовательного, научно-исследовательского и культурного потенциала, позволяющего решать масштабные научно-образовательные задачи, соответствующие миссии университета.

Научная деятельность АмГПГУ основана на лучших российских, зарубежных и собственных университетских традициях и инновациях.

Стратегическая цель АмГПГУ - Максимальное использование научно-исследовательского потенциала университета в обеспечении образовательного процесса, развитие фундаментальных научных исследований по приоритетным направлениям науки и удовлетворение интересов Дальневосточного региона в прикладных исследованиях через:

* поддержку существующих научных школ и научных подразделений университета;
* создание новых научных подразделений по перспективным для университета направлениям научно-исследовательских работ и подготовки специалистов;
* модернизацию материальной базы для научных исследований, создание центров коллективного пользования;
* формирование системы защиты интеллектуальной собственности университета;
* повышение уровня конкурентоспособности и востребованности результатов научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета в регионе, Российской Федерации, международном научном сообществе.

Основные направления научно-исследовательской работы в АмГПГУ

Научно-исследовательская деятельность в последние годы осуществляется в рамках 14 отраслей науки, по 20 основным (приоритетным) научным направлениям:

* Актуальные проблемы российского социума на современном этапе развития: социально-философские и методологические аспекты
* Исторические и социальные проблемы развития Дальневосточного региона
* Социально-экономические проблемы развития Дальневосточного региона
* Создание педагогических условий для развития детской одаренности
* Модернизация технологического образования в условиях профилизации школ Хабаровского края
* Воспитание учащихся школ Хабаровского края средствами народных традиций и национальной культуры
* Социально-педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков
* Повышение качества подготовки специалистов на базе инновационных образовательных технологий
* Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования
* Исследование влияния институтов социализации в системе факторов психологической безопасности детей и подростков в условия социально-экономической нестабильности
* Языковые аномалии в языке и речи
* Культурологическая интерпретация художественного текста и проблемы литературоведческого анализа
* Литература русского зарубежья Дальнего Востока в национальном культурном процессе XX века
* Исследование гибки труб с использованием наполнителя в виде льда
* Изучение антропогенного воздействия на растительный и животный мир Нижнего Приамурья
* Оценка физического развития и состояния здоровья человека на разных этапах онтогенеза
* Математико-картографическое моделирование природных и социальных систем с использованием ГИС-технологий. Внедрение в географическое образование методов моделирования и новых информационных технологий
* Геология, геодинамика и перспективы нефтегазоносности осадочных бассейнов Дальнего Востока
* Наблюдение покрытий звезд и планет Луной
* Ландшафтно-экологическая оценка географической среды Дальнего Востока

Научно-исследовательские и научно-образовательные подразделения АмГПГУ

Научно-исследовательские лаборатории:

* Совместная научно-исследовательская лаборатория «Стратегического планирования регионального развития» между вузом и Институтом экономических исследований ДВО РАН
* Краевая научно-практическая лаборатория «Проектных методов технологического образования»
* Краевая научно-исследовательская лаборатория «Новых форм дошкольного образования»
* Лаборатория геоинформационных технологий
* Лаборатория диагностики морфофункционального состояния и здоровья человека
* Лаборатория «Русский язык в системе вузовского и школьного преподавания русского языка»
* Лаборатория литературы и культуры Дальнего Востока и Дальневосточного зарубежья
* Лаборатория биоразнообразия Приамурья
* Лаборатория психологической поддержки и безопасности детей и подростков
* Лаборатория развития детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста
* Лаборатория инновационных процессов в образовании (Кафедра педагогики и инновационных образовательных технологий
* Межкафедральная лаборатория социологических исследований

Научно-исследовательские, научно-образовательные и другие центры:

* Французский ресурсный центр
* Представительство Цзямусского университета
* Научный инновационный центр модернизации региональной системы образования
* Центр функциональной диагностики представителей всех возрастных категорий населения г. Комсомольска-на-Амуре и коррекции развития детей и подростков Гуманитарный историко-юридический центр «Перспектива» Центр психологической поддержки
* Ресурсный центр по развитию инновационной деятельности

Научные школы:

В университете под руководством ведущих докторов наук, профессоров, активно действуют 12 научных школ по таким отраслям наук как, физико-математические, философские, биологические, филологические, педагогические, психологические, экономические.

Подготовка научно-педагогических кадров

В настоящее время в университете подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется в рамках 8 отраслей наук по 16 специальностям:

* 03.00.00 - БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (03.00.05 - Ботаника, 03.00.09 - Энтомология)
* 05.13.00 - ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ (05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ)
* 07.00.00 - ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ (07.00.02 - Отечественная история, 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования)
* 09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ (09.00.01 - Онтология и теория познания, 09.00.11 - Социальная философия)
* 10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (10.01.01 - Русская литература, 10.02.19 - Теория языка)
* 13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)
* 19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии, 19.00.05 - Социальная и психология, 19.00.07 - Педагогическая психология, 19.00.10 - Коррекционная психология)
* 25.00.00 - НАУКИ О ЗЕМЛЕ (25.00.23 - Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов)

Ученые университета принимают активное участие в выполнении научных, научно-технических и инновационных программ Минобрнауки РФ, Рособразования и др.

Преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты регулярно участвуют в конкурсах проектов и грантов, проводимых российскими и зарубежными организациями, программами и фондами.

Ежегодно в АмГПГУ организуется и проводится несколько десятков научных конференций, семинаров, выставок и других научных мероприятий.

Университет имеет опыт по проведению интернет-конференций регионального и международного значения.

За последние 5 лет вузом проведено 99 конференций, из них международных - 35, всероссийских -32, региональных - 23.

В университете активно развиивается издательская деятельность, за последние 5 лет учеными университета опубликовано 48 монографии, 74 сборника научных трудов, 372 учебников и учебных пособий, в том числе 31с грифом Минобрнауки России и УМО, 32 с грифом Дальневосточного регионального учебно-методического центра (ДВ РУМЦ), 1940 научных статей, в том числе в центральных изданиях.

К числу постоянных приоритетов деятельности университета относится организация научно-исследовательской работы студентов, расширение и совершенствование научной подготовки молодых специалистов.

Основными показателями эффективности работы являются высокие научные достижения наших студентов отмеченные на Российском и международном уровнях.

Воспитательная работа

В области воспитательной работы Амурский гуманитарно-педагогический университет является одним из лидеров в Дальневосточном Федеральном округе. Здесь сложилась устойчивая система студенческого со-управления университетом. Именно со-управления, совместного участия студентов и преподавательского коллектива в решении проблем организации учебной и внеучебной работы, социальной защиты студентов. Сильный студенческий профком, студенческие советы факультетов, общежитий, советы старост, центр молодежных инициатив – каждый вносит свой вклад в создание творческой и профессионально воспитывающей среды вуза. Традиции студенческого самоуправления постоянно развиваются и поддерживаются проводящимися в университете выездными учебами студенческого актива, проведением конкурсов «Я - лидер».

Внеучебное время наших студентов – не праздное времяпрепровождение, это время развития своих способностей, время самореализации. Для этого в университете созданы Центр досуга и культуры, где работают творческие вокальные и танцевальные коллективы, ансамбли рок-музыкантов, клуб КВН, имидж-центр «Пигмалион», студенческий центр информации «Аудитория». Их участники – победители краевых, региональных и всероссийских конкурсов. Ансамбль народной песни «Лада» - победитель фестиваля народного искусства зоны Сибири и Дальнего Востока «Живая Русь», ансамбль эстрадной песни «Колорит» - призер Хабаровского краевого фестиваля «Студенческая весна», а его солист Ю. Арамисов – победитель всероссийского фестиваля «Студенческая весна» в номинации – «автор-исполнитель». Участники творческих коллективов АмГПГУ с успехом представляли свое искусство и за рубежом, выступая на сцене Музыкального института в г. Цзямусы (КНР), неоднократно становились призерами международных вокальных конкурсов во Владивостоке и Киеве. В студенческих концертах нередко принимают участие и приезжие гости из КНР, и студенты-иностранцы, обучающиеся в АмГПГУ.

В вузе успешно развивается студенческий спорт, как массовый, так и спорт высоких достижений. Среди наших студентов есть Мастера спорта международного класса, члены сборных команд России, победители и призеры мировых и европейских первенств, международных студенческих соревнований – И.Максимов, П.Болигузов А.Геранин, Александр и Анатолий Клинковы. Особенно любим в АмГПГУ бокс. Клубом бокса уже много лет руководит Заслуженный тренер России, тренер сборной команды России по боксу, выпускник нашего университета С.И.Гондуркаев.

В течение десяти лет АмГПГУ является организатором Дальневосточного регионального конкурса профессионального мастерства среди студентов педагогических специальностей вузов Дальнего Востока. Идея проведения этого конкурса тоже возникла по инициативе студентов. Ежегодно на конкурс приезжают команды из Забайкалья, с Сахалина, из Якутии, Кузбасса, Приморья, Амурской и Еврейской автономной областей.

В университете работают волонтерские отряды студентов, ведущие пропаганду здорового образа жизни и работающие с детьми-отказниками, детьми из социальных приютов, есть студенческий педагогический отряд вожатых. Дважды его члены – Е.Шепелева и Р.Дранишников становились победителями краевого конкурса вожатых «Путь к звездам», а Роман стал еще и вторым призером всероссийского конкурса вожатых в Геленждике.

АмГПГУ сегодня – это центр активной студенческой жизни, яркой, насыщенной и всегда социально-значимой.

4 сентября 2019 года в соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации. генерала армии. Героя Российской Федерации С.К. Шойгу по всей стране был проведен военно-исторический диктант, посвященный 74-й годовщине окончания Второй Мировой войны и Победе над милитаристской Японией. Студенты факультета истории и юриспруденции АмГПГУ приняли в нем активное участие.


Уважаемые сотрудники, преподаватели и студенты. В связи с критической ситуацией в городе всем необходимо пройти вакцинацию в целях профилактики от вирусного гепатита «А». Вакцинация будет проходить 11 сентября с 9-11 часов в 147 ауд. (ФИТМиФ) А также будет проводиться вакцинация против гриппа. Отказ от вакцинации оформляется в письменном виде.


Сдача экзамена состоится 16 ноября. Регистрация до 20 октября. Для сдачи экзамена Вам необходимо зарегистрироваться на сайте www.chinesetest.cn, выбрав в качестве пункта сдачи (考点) АмГПГУ (阿穆尔国立人文师范大学) AMUR STATE UNIVERSITY OF HUMANITIES AND PEDAGOGY) О регистрации на сайте Вам необходимо сообщить в ОЦ «"Институт Конфуция»" АмГПГУ по адресу: ул. Кирова 17, корп. 2, каб.240 или по тел. 591370.


Амурский гуманитарно-педагогический университет оказывал и продолжает оказывать активное содействие администрации города Комсомольска-на-Амуре в связи с возникновением чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на реке Амур. Из студентов разных факультетов университета был сформирован отряд молодых людей, состоявший из 30 человек. Добровольцы выезжали организованно на участки 4 и 7 сентября.


Внимание! Студенты, школьники и все заинтересованные лица ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» планирует организацию площадки проведения общероссийской образовательной акции «Всероссийский экономический диктант» 09 октября 2019 г. в 10.00 часов, корпус № 2 АмГПГУ (ул. Комсомольская д.45)


Центр довузовской подготовки объявляет о начале набора на 8-ми месячные подготовительные курсы с октября по май Программа 81 час по одному предмету


3 сентября на территории Собора Казанской иконы Божьей Матери состоялась городская молодежная акция "Нет террору!", приуроченная ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом.


В декабре 2019 г. в Москве пройдет фестиваль «Дни Дальнего Востока в Москве-2019» - проект федерального значения. В рамках Фестиваля будут проведены мероприятия в области ключевых достижений социально-экономического развития Дальневосточного региона России. Основным событием Фестиваля станет выставка в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр», где будет представлена ярмарка вакансий ведущих предприятий Дальнего Востока для обучающихся и молодых специалистов.


В день празднования окончания Второй Мировой войны — 2 сентября студенты АмГПГУ раздали комсомольчанам муаровые ленты.


В среду 4 сентября в 14:30 состоится собрание новых слушателей, поступающих на программу "Китайский язык" в аудитории 215 главного корпуса. При себе иметь паспорт с копией и свидетельство о рождении с копей (для слушателей до 18 лет). По вопросам обращаться по тел. 591370 или в каб. 240 глав.корп.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...