Методическая разработка к конкурсу по дисциплине "анатомия и физиология человека". Олимпиада по анатомии – отличный старт в медицинское будущее Олимпиада по анатомии и физиологии

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ

3-Я СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

Уважаемый участник олимпиады!

Решение заданий отборочного этапа рекомендуем тебе осуществлять в следующей последовательности: Анатомия головы (68 вопросов), Анатомия шеи (46 вопросов), Анатомия грудной полости (57 вопросов), Анатомия брюшной полости и полости таза (55 вопросов), Анатомия верхней и нижней конечностей (71 вопрос).

В каждом из пяти разделов тебе необходимо будет ответить на поставленные тестовые вопросы, заполнить пропуски, установить правильную последовательность, выполнить задания по рисунку, решить ситуационные задачи и др. Каждый раздел будет включать изучение опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, кровеносной и лимфатической систем, нервной системы той или иной части тела человека.

Свои ответы тебе необходимо будет вносить в специальный бланк для ответов, на котором после окончания этапа будет проставлен шифр участника. Просьба заполнять бланк ПЕЧАТНЫМИ буквами, аккуратным и разборчивым почерком. Комплект заданий ты можешь оставить себе на память, бланк для ответов необходимо сдать регистратору.

Каждый из 297 вопросов оценивается в1 балл . Суммарное количество баллов, которое может заработать участник отборочного этапа, –297 .

Желаем тебе успехов!

1. Вступительное слово научного руководителя СНК кафедры нормальной анатомии, канд. мед. наук, доц. Станислава Петровича Ярошевича ;

2. ЧП «Леди Ирис» Леонарда Пет-

ровна Рыбчинская);

3. Инструктаж участников отборочного этапа перед началом выполнения заданий.

10 30 -14 00 Выполнение участниками письменных заданий отборочного этапа.

(лекционная аудитория №1 главного учебного корпуса БГМУ)

1. Вступительное слово заведующей кафедры нормальной анатомии БГМУ, д-ра мед. наук, доц.

Наталии Алексеевны Трушель;

2. Награждение участников и победителей сертификатами, дипломами и ценными подарками от спонсоров олимпиады, подведение итогов;

3. Выступление спонсора олимпиады (представитель «Независимой лаборатории ИНВИТРО»

Анна Иосифовна Рыженкова).

Раздел №1. Анатомия головы…………………………………………… 3 Раздел №2. Анатомия шеи………………………………………………. 8 Раздел №3. Анатомия грудной полости………………………………… 12 Раздел №4. Анатомия брюшной полости и полости таза……………… 15 Раздел №5. Анатомия верхней и нижней конечностей………………… 20

3-я студенческая предметная олимпиада по анатомии человека – 2015 (отборочный этап)

Раздел №1. Анатомия головы (68 баллов)

Часть 1.1: Закрытые тесты с одним или несколькими правильными ответами (20 баллов)

1. Скуловая кость имеет следующие отверстия: 1) скулоглазничное; 2) скулоподвисочное; 3) скуловисочное; 4) скуловерхнечелюстное; 5) скулолицевое.

2. Какие кости черепа ограничивают рваное отверстие? 1) височная; 2) клиновидная; 3) решётчатая; 4) затылочная; 5) нёбная.

3. Какой из родничков черепа зарастает позже других? 1) fonticulus posterior; 2) fonticulus anterior; 3) fonticulus sphenoidalis; 4) fonticulus mastoideus dexter; 5) fonticulus mastoideus sinister.

4. По общепринятой классификации, височно-нижнечелюстной сустав является:1) сложным; 2) мы-

щелковым; 3) комбинированным; 4) простым; 5) блоковым.

5. Musculus pterygoideus medialis начинается от: 1) fovea pterygoidea; 2) angulus mandibulae; 3) tuberositas pterygoidea; 4) incisura mandibulae; 5) lamina lateralis processus pterygoideus.

6. Производными какой висцеральной дуги являются мимические мышцы? 1) I; 2) II; 3) III; 4) IV; 5) V.

7. В каком из топографических пространств головы залегают жировая клетчатка, верхнечелюстная артерия и ее ветви, ветви нижнечелюстного нерва и притоки крыловидного венозного сплете-

ния? 1) spatium interaponeuroticum temporale; 2) spatium subaponeuroticum temporale; 3) interstitium temporopterygoideum; 4) interstitium interpterygoideum; 5) spatium parotideum.

8. Каким видом зародышевого эпителия выстлана ротовая бухта? 1) эктодерма; 2) мезенхима; 3) эн-

тодерма; 4) мезодерма; 5) склеродерма.

9. Язычная миндалина расположена под слизистой оболочкой на: 1) corpus linguae; 2) dorsum linguae; 3) apex linguae; 4) margo linguae; 5) radix linguae.

10. Какие анатомические структуры открываются в средний носовой ход? 1) sinus frontalis; 2) cellulae ethmoidales posteriores; 3) sinus sphenoidalis; 4) sinus maxillaris; 5) cellulae ethmoidales anteriores; 6) foramen sphenopalatinum.

11. Эпонимическое название кармана, который образуется за счет инвагинации эпителия эмбриональной ротовой ямки на 4-й недели эмбриогенеза, из клеток которого формируется аденогипофиз:

1) Дугласов; 2) Грубера; 3) Ратке; 4) Меркеля; 5) Ионеско.

12. Виллизиев круг, circulus arteriosus cerebri, oбразуется при соединении ветвей: 1) arteria carotis interna; 2) arteria carotis externa; 3) arteria basilaris; 4) arteria cerebri media; 5) arteria ophthalmica.

13. Какие выделяют части внутренней сонной артерии: 1) pars petrosa; 2) pars ophthalmica; 3) pars cerebralis; 4) pars cervicalis; 5) pars sellaris; 6) pars cavernosa.

14. Вена, соединяющая пещеристый синус с лицевыми венами: 1) v. transversa faciei; 2) v. profunda faciei; 3) v. maxillaris; 4) v. anastomotica faciei; 5) v. alveolaris inferior.

15. Являются производными telencephalon: 1) corpus callosum; 2) corpus amygdaloideum; 3) fornix; 4) flocculus; 5) hypothalamus.

16. На медиальной поверхности полушария имеются борозды: 1) sulcus cinguli; 2) sulcus calcarinus; 3) sulcus corporis callosi; 4) sulcus collateralis; 5) sulcus lateralis.

3-я студенческая предметная олимпиада по анатомии человека – 2015 (отборочный этап)

17. Центры обонятельного анализатора расположены в: 1) hippocampus; 2) regio sulci calcarini; 3) uncus; 4) gyrus precentralis; 5) gyrus supramarginalis.

18. При разрушении задней ножки внутренней капсулы, crus posterior capsulae internae, нарушится функция анализаторов: 1) обонятельного; 2) вкусового; 3) зрительного; 4) слухового; 5) двигательного.

19. Ядра каких черепных нервов проецируются на нижнюю часть ромбовидной ямки? 1) V; 2) IX; 3) XII; 4) VI; 5) XI.

20. От каких нервов отходят ветви к крылонёбному ганглию? 1) n. oculomotorius; 2) n. vagus; 3) n. maxillaris; 4) n. facialis; 5) n. tympanicus.

Часть 1.2: Открытые тесты (20 баллов)

1.2.1 Укажи анатомическое образование, эпоним, термин или цифру (10 баллов) :

21. Буква «Р» в аббревиатуре «SCALP» (латынь).

22. Содержимое круглого отверстия черепа (латынь).

23. Эмиссарная вена, соединяющая сигмовидный синус с глубокой веной шеи и наружным позвоночным венозным сплетением (латынь).

Шишковидное тело развивается в виде первоначально полого выроста из верхней стенки ___ же-

24. лудочка (цифра).

Номер зуба по международной двухцифровой классификации зубов, на уровне которого откры-

25. вается правый проток околоушной слюнной железы (цифра).

26. Эпонимическое название v. cerebri magna (русский).

27. Структурно-функциональная единица миндалины (русский).

28. Редкий канал в крыловидно-нёбной ямке, открывающийся в носоглотку (латынь).

29. Количество двигательных ядер блуждающего нерва + количество двигательных ядер добавочного нерва (цифра).

30. Иннервируется блоковым нервом (латынь).

1.2.2 Задание на упорядочивание последовательности (10 баллов)

Установи правильную последовательность прохождения афферентного нервного импульса сухожильного коленного рефлекса, указав в ячейках под номерами 31-37 только одну букву отА доП . ВНИМАНИЕ! Не все анатомические образования могут быть задействованы в рефлекторной цепи.(7 баллов)

3-я студенческая предметная олимпиада по анатомии человека – 2015 (отборочный этап)

Fasciculus gracilis

Ganglion sensorium n. spinalis

Tractus corticospinalis

Comissura pyramidalis

Tractus thalamocorticalis

Tuberculum gracile

Проприорецепторы

Gyrus precentralis

Gyrus postcentralis

Tractus bulbothalamicus

Fasciculus cuneatus

Tuberculum cuneatum

Двигательное волокно

1.2.3 Ответь на дополнительные вопросы 38-40 , заполнив пропуски термином, эпонимом или циф-

рой (3 балла):

38. ________________________ (или глубокая) чувствительность – это информация о состоянии мышц, сухожилий, связок, капсулы сустава, надкостницы и костей, характеризующая состояние органов опорнодвигательного аппарата.

39. Эпонимическое название клиновидного пучка – пучок _______________________.

40. Общее количество трактов сознательного пути глубокой чувствительности – ______.

3-я студенческая предметная олимпиада по анатомии человека – 2015 (отборочный этап)

Часть 1.3: Задания по рисунку (28 баллов)

1.3.1 Найди Иллюстрацию №1 «Черепные нервы».

Внеси в бланк для ответов названия анатомических структур (нервов, сплетений, каналов и отверстий, ядер, узлов) на ЛАТИНСКОМ языке (обозначения 1-17 ). Вопросу41 соответствует обозначение1 и т.д., как в таблице ниже.(17 баллов)

48. – 8

49. – 9

50. – 10

1.3.2 Найди Иллюстрацию №2 «Проводящие пути зрительного анализатора».

а) Внеси в бланк для ответов названия анатомических структур проводящего пути зрительного анализатора на ЛАТИНСКОМ языке (обозначения 1-5 ). Вопросу58 соответствует обозначение1 и т.д., как в таблице ниже.(4 балла)

58. – 159. – 260. – 361. – 4,5

б) Установи соответствие между повреждением зрительного пути на разных уровнях (вопросы 62-68 ) и соответствующими дефектами полей зрения (обозначения А-Ж ). (7 баллов)

3-я студенческая предметная олимпиада по анатомии человека – 2015 (отборочный этап)

Иллюстрация №1 «Черепные нервы»

Иллюстрация №2 «Проводящие пути зрительного анализатора»

ПАТОЛОГИЯ (белый цвет – видимое поле зрение,

чёрный – выпадение поля зрения)

3-я студенческая предметная олимпиада по анатомии человека – 2015 (отборочный этап)

Раздел №2. Анатомия шеи (46 баллов)

Часть 2.1: Закрытые тесты (9 баллов)

69. На каком шейном позвонке находится бугорок Шассеньяка? 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 5; 6) 6; 7) 7.

70. Дугоотростчатые суставы относятся к следующему виду суставов: 1) простые; 2) сложные; 3) комбинированные; 4) плоские; 5) цилиндрические.

71. Сонный треугольник ограничивают: 1) m. sternocleidomastoideus; 2) m. digastricus venter posterior; 3) m. digastricus venter anterior; 4) m. omohyoideus; 5) m. mylohyoideus.

72. Spatium interscalenum ограничено: 1) m. sternocleidomastoideus; 2) m. scalenus anterior; 3) m. scalenus medius; 4) m. scalenus posterior; 5) m. platysma.

73. Согласно Парижской анатомической номенклатуре фасции шеи объединяются под названием:

1) fascia cervicalis; 2) fascia superficialis; 3) fascia pretrachealis; 4) fascia prevertebralis; 5) f. pharyngobasilaris.

74. Какие связки гортани включает в себя conus elasticus laryngis? 1) lig. thyrohyoideum lateralis; 2) lig. cricothyroideum; 3) lig. vocale; 4) lig. thyroepiglotticum; 5) lig. vestibularis.

75. Vena thyroidea media впадает в: 1) v. jugularis externa; 2) v. jugularis anterior; 3) v. jugularis interna; 4) v. jugularis posterior; 5) v. vertebralis.

76. Термином «Венозный угол» (угол Пирогова) лимфологи обозначают место соединения: 1) под-

ключичной и внутренней яремных вен; 2) подключичной и наружной яремных вен; 3) внутренней и латеральной яремных вен; 4) подключичной и передней яремных вен; 5) внутренней яремной и яремной венозной дуги.

77. Больному произвели струмэктомию (резекцию щитовидной железы) в связи с опухолью органа. После операции появилась выраженная охриплость голоса. Какой нерв был случайно поврежден во время операции? 1) n. thyroideus; 2) n. vagus; 3) n. tranversus colli; 4) n. laryngeus recurrens; 5) ansa cervicalis.

Часть 2.2: Открытые тесты (7 баллов)

Укажи анатомическое образование, эпоним или цифру:

78. Лимфа от кончика языка отекает в данные лимфоузлы (латынь).

Топографический треугольник грудинно-ключично-сосцевидной области шеи в виде конуса,

79. ограниченный глубокими мышцами шеи и плеврой. Здесь находятся начальный отдел подключичной артерии, шейные симпатические узлы и др. (латынь).

80. Анатомическое образование гортаноглотки, в котором часто застревают рыбьи косточки (латынь).

Номер фасции шеи по В. Н. Шевкуненко, которая имеет первичное целомическое происхождение

81. и находится в пределах лопаточно-подъязычного и сонного треугольников, а также в нижнем отделе грудинно-ключично-сосцевидной области (цифра).

82. Увеличение данных лимфоузлов приводит к функциональной кривошее (латынь).

83. Название протока, неполное заращение которого может привести к формированию срединных кист шеи и свищей. Благодаря ему произошло развитие щитовидной железы (русский).

3-я студенческая предметная олимпиада по анатомии человека – 2015 (отборочный этап)

Слепой карман позади грудинно-ключично-сосцевидной мышцы, являющийся продолжением

84. надгрудинного межапоневротического пространства, содержащий яремную венозную дугу, жировую клетчатку и лимфатические узлы (эпоним на русском).

3-я студенческая предметная олимпиада по анатомии человека – 2015 (отборочный этап)

Часть 2.3: Задания по рисунку (30 баллов)

2.3.1 Найди Иллюстрацию №3 «Компьютерная томография шеи».

а) Установи соответствия между цифровыми обозначениями на рисунке и анатомическими структурами (А-О ). Вопросу85 соответствует обозначение4 и т.д., как в таблице ниже. ВНИМАНИЕ! Не всем цифровым обозначениям рисунка необходимо искать анатомическую структуру(14 баллов)

85. – 4

86. – 7

87. – 11

88. – 15

89. – 17

90. – 18

91. – 20

92. – 24

93. – 30

94. – 32

95. – 43

96. – 47

97. – 48

98. – 51

Анатомические структуры:

M. sternocleidomastoideus

V. jugularis interna

Cartilago thyroidea, lamina

A., v. thyroidea superior

A., v. vertebralis

M. scalenus anterior

V. jugularis externa

Cavitas laryngis

A. carotis communis

V. jugularis anterior

Cartilago cricoidea

M. longus capitis

99. В какой анатомической плоскости сделан срез (на русском языке)?

100. На каком уровне произведен срез (указать букву и номер позвонка)?

2.3.2 Найди Иллюстрацию №4 «Топография левой грудино-ключично-сосцевидной области шеи».

а) Внеси в бланк для ответов названия анатомических структур (сосуды, мышцы, нервы) на ЛАТИНСКОМ языке (обозначения 1-12 ). Вопросу101 соответствует обозначение1 и т.д., как в таблице ниже.

(12 баллов)

101. – 1

102. – 2

103. – 3

105. – 5

107. – 7

108. – 8

109. – 9

111. – 11

б) Ответь на дополнительные вопросы(2 балла) :

113. Фотография какого топографо-анатомического образования шеи продемонстрирована в верхней половинеИллюстрации 4 (латынь)?

114. Какая мышца шеи была пересечена для доступа к данному топографо-анатомическому образованию и лучшей визуализации анатомических структур (латынь)?

Государственное областное образовательное автономное учреждение

среднего профессионального образования

«Кольский медицинский колледж»

Методическая разработка внеучебного мероприятия

«Олимпиада по анатомии и физиологии человека»

Разработчик: Яковлева Марина

Николаевна, преподаватель, к.б.н

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуализация : Дисциплина «Анатомия и физиология человека», которую студенты изучают в течение первого года обучения в медицинском колледже, является одной из сложнейших и трудоемких. Знания, полученные при освоении данной дисциплины, являются фундаментом для всех клинических дисциплин (хирургия, терапия, педиатрия, акушерство, травматология, фармакология и др.), которые изучаются на старших курсах. Подготовка и участие в Олимпиаде по анатомии и физиологии человека позволяет студентам повторить и обобщить полученные ранее знания.

^ Цели и задачи: повышение познавательного интереса студентов к изучению и повторению анатомии и физиологии человека; создание условий для интеллектуального развития, поддержки одаренных студентов; активизация знаний, полученных в процессе изучения дисциплины, развитие нестандартных способов повторения студентами содержания дисциплины.

^ Форма проведения : очная форма.

Время: 90- 100 минут.

Подготовка : составление заданий и эталонов ответов к ним, подготовка бланков заявок участников, создание Положения об Олимпиаде, формирование организационного комитета Олимпиады (из числа педагогического коллектива) во главе с председателем, методической и апелляционной комиссий, жюри, объявление об Олимпиаде, формирование призового фонда.

Олимпиада состоит из комплекса заданий по анатомии и физиологии человека, которые включают задания по разделам и темам: основы цитологии и гистологии, остеология, миология, спланхнология (дыхательная система, сердечно-сосудистая система, пищеварительная система, мочевыделительная система, половая система, эндокринная система, нервная система, органы чувств).

Задания включают:

1. Тесты с одним правильным ответом (всего 70 тестов).

2. Задание на знание численных значений.

3. Ситуационные задачи.

4. Задания на эрудицию.

Ход Олимпиады.


  1. Регистрация участников Олимпиады.

  2. Приветственное слово директора, преподавателей анатомии.

  3. Рекомендации по выполнению заданий. Выполнение заданий.

  4. Рефлексия.

  1. Метод изучения анатомии человека путём распила замороженных трупов разработал и применил:
а) Леонардо да Винчи б) Клавдий Гален в) Андрей Везалий г) Н.И.Пирогов

  1. Корковый отдел зрительного анализатора находится:
а) в теменной доле б) в затылочной доле в) в лобной доле г) в височной доле

  1. К многослойному эпителию относят:
а) эндотелий б) переходный в) многорядный г) цилиндрический

  1. Зубная формула взрослого человека обозначается как:
а) 1-2-3-3 б) 2-3-1-2 в) 2-1-2-3 г) 3-1-3-2

  1. Мерцательный эпителий выстилает:
а) стенки мочевого пузыря б) яйцевод в) стенки кишечника г) наружную поверхность кожи

  1. Какой величине соответствует содержание в лейкоцитарной формуле моноцитов?
а) 6-8% б) 1% в) 67%

  1. Непосредственно от брюшной аорты отходят:
а) перикардиальные артерии б) почечные артерии в) межрёберные артерии г) желудочные артерии

  1. Какой величине соответствует содержание в лейкоцитарной формуле лимфоцитов в норме?
а) 55-75 % б) 1-5% в) 20-40% г) 5-10%

  1. Вы микроскопируете мазок крови человека. Какая из клеток крови крупнее эритроцита, имеет сегментированное ядро, встречается часто, в цитоплазме гранулы?
а) моноцит б) лимфоцит в) тромбоцит г) нейтрофил

  1. Полость брюшины мужчины и женщины отличаются тем, что:
а) у мужчин замкнута, у женщин – нет б) у женщин в полости больше серозной жидкости в) у мужчин объём меньше, чем у женщин г) нет различий

  1. Агглютинины  находятся:
а) в плазме II группы крови б) в плазме III группы в) в эритроцитах III группы г) в эритроцитах II группы крови

  1. Способность свертываться – обусловлена присутствием в плазме крови:
а) фибрина б) гепарина в) фибриногена г) альбумина

  1. Правый главный бронх делится на:
а) две ветви б) три ветви в) семь ветвей г) более 10 ветвей

  1. Время жизни эритроцитов составляет:
а) несколько суток б) 10-15суток в) 50-70 суток г) 100-120 суток

  1. Мышечная оболочка матка состоит из:
а) двух слоев гладких мышц б) трех слоев гладких мышц в) трех слоев поперечно-полосатых мышц

  1. К гранулоцитам (зернистым) не относят:
а) нейтрофилы б) эозинофилы в) базофилы г) моноциты

  1. На дистальном эпифизе плечевой кости расположены:
а) хирургическая шейка б) мыщелок в) анатомическая шейка г) большой бугорок

  1. Ткань, образующая строму печени:
а) плотная волокнистая б) рыхлая волокнистая в) эпителиальная г) железистая

  1. В состав стенки камер сердца не входит
а) эндокард б) наружный листок перикарда в) миокард г) внутренний листок перикарда

  1. Нервные импульсы от тела нейрона к другому нейрону или органу поступают по:
а) аксону б) одному дендриту в) всем дендритам г) аксону и дендритам одновременно

  1. Гладкие мышцы входят в состав:
а) стенки кишечника б) стенки камер сердца в) языка г) глотки

  1. К воздухоносным костям относится:
а) сошник б) нёбная кость в) лобная кость г) затылочная кость

  1. С волосом анатомически не связаны:
а) потовые железы б) сальные железы в) гладкие мышцы

  1. Отверстия в поперечных отростках имеются:
а) у поясничных позвонков б) у крестцовых позвонков в) у шейных позвонков г) у грудных позвонков

  1. Воротная вена несёт кровь:
а) от желудка в нижнюю полую вену б) от ворот печени в нижнюю полую вену в) от кишечника к воротам печени г) от ворот почек в нижнюю полую вену

  1. В состав скелета запястья, также как и в состав скелета предплюсны, входит:
а) 8 костей б) трапециевидная кость в) ладьевидная кость г) 7 костей

  1. Медиальная лодыжка это:
а) отросток б) отросток большеберцовой кости в) отросток малоберцовой кости г) отросток бедренной кости

  1. Икроножная мышца – это мышца:
а) двуглавая б) трёхглавая в) двубрюшная г) четырёхглавая

  1. Полостью среднего мозга является:
а) четвертый желудочек б) третий желудочек в) боковые желудочки г) сильвиев водопровод

  1. Складки слизистой пищевода имеют направление:
а) продольное б) спиралевидное в) круговое г) складчатость отсутствует

  1. Ворсинки имеются в:
а) слепой кишке б) поперечной ободочной кишке в) желудке г) подвздошной кишке

  1. Проток желчного пузыря открывается в
а) двенадцатиперстную кишку б) желудок в) в правый печеночный проток г) в общий печеночный проток

  1. В области слепого пятна сетчатки:
а) отсутствуют рецепторы б) рецепторы крайне редки в) имеются только палочки г) имеются только колбочки

  1. Расщепление углеводов происходит:
а) в желудке б) в ротовой полости в) с участием желчи

  1. Мимические мышцы иннервирует нерв:
а) тройничный б) лицевой в) блуждающий г) добавочный

  1. Отдел тонкой кишки:
а) тощая б) ободочная в) слепая г) сигмовидная

  1. Основная ткань поджелудочной железы:
а) соединительная б) эпителиальная в) мышечная

  1. В желудке, также как и в ротовой полости:
а) перевариваются жиры б) перевариваются белки в) происходит механическая обработка пищи

  1. Желчь, как и сок поджелудочной железы:
а) содержит ферменты б) участвует в переваривании белков в) участвует в переваривании жиров

  1. Излишки глюкозы в организме запасаются в печени и мышцах в виде:
а) крахмала б) гликогена в) глюкагона

  1. В забрюшинном пространстве находятся:
а) селезенка и почки б) почки и двенадцатиперстная кишка в) мочеточники и тощая кишка

  1. Скелет трахеи состоит из:
а) 10 – 15 хрящевых полуколец б) 16 – 20 хрящевых колец в) 10 – 20 хрящевых пластинок г) 16 – 20 хрящевых полуколец

  1. Правая и левая почки:
а) расположены на одном уровне б) правая ниже левой в) левая ниже правой г) нет достоверных сведений

  1. Ворота лёгких находятся:
а) на диафрагмальной поверхности б) на медиальной поверхности в) в области верхушки лёгкого г) на боковой поверхности

  1. Сердечная вырезка расположена:
а) на медиальной поверхности правого лёгкого б) в нижней части переднего края левого легкого в) на медиальной поверхности левого лёгкого г) в области верхушки левого лёгкого

  1. Левая и правая плевральные полости:
а) полностью изолированы б) сообщаются между собой во время вдоха в) сообщаются между собой во время выдоха г) сообщаются с помощью трахеи

  1. Почки расположены:
а) на уровне средних грудных позвонков б) на уровне X грудного – 1 поясничного позвонков в) на уровне XI грудного – II-III поясничных позвонков г) справа и слева от крестца

  1. Почка окружена:
а) слоем мышц со всех сторон б) жировой капсулой в) брюшиной г) серозной жидкостью

  1. В почечную лоханку открываются:
а) извитые канальцы нефрона б) собирательные трубочки в) малые чашечки г) большие чашечки

  1. В мужской мочеиспускательный канал открываются:
а) протоки семенных пузырьков б) семявыбрасывающие протоки в) мочеточники г) протоки придатка яичка

  1. Яички в процессе эмбриогенеза закладываются:
а) в мошонке б) в паховом канале в) в брюшной полости г) в пещеристых телах полового члена

  1. Фолликулы, в которых созревают яйцеклетки, находятся
а) в мозговом веществе яичника б) в корковом веществе яичника в) в маточной трубе г) в матке

  1. Частота сердечных сокращений не увеличивается:
а) при физической нагрузке б) при кровопотери в) при активации парасимпатической нервной системы г) при активации симпатической нервной системы

  1. Спинной мозг заканчивается на уровне
а) XI-XII грудных позвонков б) I-II поясничных позвонков в) III-IV поясничных позвонков г) I-II крестцовых позвонков

  1. Овальное отверстие (ямка) в сердце расположено:
а) между левым и правым желудочками б) между левым предсердием и левым желудочком в) между правым и левым предсердиями г) между левым предсердием и правым желудочком

  1. Центральный отдел симпатической нервной системы находится:
а) в головном и спинном мозге б) в спинном мозге в) в головном мозге г) в черепных нервах

  1. В правое предсердие открывается:
а) верхняя полая вена б) легочная вена в) яремная вена г) легочная артерия

  1. Во время систолы предсердий:
а) открыты все клапаны б) открыты створчатые, закрыты полулунные в) открыт правый полулунный, закрыт левый полулунный г) закрыты створчатые клапаны

  1. Продолжительность сердечного цикла:
а) 8 с б) 0,8 с в) 0,4 с г) 4 с

  1. Проводящая система сердца это:
а) система сердечных артерий б) система сердечных капилляров в) система клапанов сердца г) система, обеспечивающая автоматию сердца

  1. Гормон, синтезируемый клетками гипофиза:
а) адренокортикотропный б) мелатонин в) вазопрессин

  1. Гормоном щитовидной железы является:
а) тироксин б) тимозин в) паратгормон г) окситоцин

  1. Мозговое вещество надпочечников вырабатывает:
а) кальцитонин б) адреналин в) глюкокортикоиды г) андрогены

  1. Шейный отдел спинного мозга имеет:
а) 6 сегментов б) 7 сегментов в) 12 сегментов г) 8 сегментов

  1. Симпатические нервные волокна входят в состав:
а) некоторых черепных нервов б) некоторых спинномозговых нервов в) черепных и спинномозговых нервов в) всех спинномозговых нервов

  1. В состав среднего уха входит:
а) барабанная полость б) козелок в) преддверный орган г) костный лабиринт

  1. Паутинная оболочка спинного мозга расположена:
а) между твёрдой оболочкой и надкостницей позвонков б) между твёрдой и сосудистой оболочками в) между сосудистой оболочкой и спинным мозгом г) входит с состав сосудистой оболочки

  1. Ядра блокового и отводящего нервов являются:
а) двигательными б) чувствительными в) симпатическими г) смешанными

  1. Передняя камера глаза находится:
а) между хрусталиком и стекловидным телом б) между роговицей и хрусталиком в) между роговицей и радужкой г) между роговицей и стекловидным телом

  1. Слуховая (евстахиева) труба соединяет:
а) полость наружного слухового прохода с полостью носа б) полость среднего уха с носоглоткой в) полости полукружных каналов с барабанной полостью г) полость внутреннего уха с носоглоткой

^ Задание 2. Требуется указать значения (или диапазоны значений) различных величин в норме

у человека (с указанием единиц измерения ) в данной таблице:


Показатель

Численное значение

^ Единица измерения

Оценка жюри







  1. Концентрация сахара в моче

  1. Дыхательный объем

  1. Общее число фаланг стопы



  1. Количество полых вен



  1. Суточный объем мочи



  1. Частота сокращения диафрагмы

  1. Длина толстой кишки


  1. Общее количество позвонков




Задание 3. Решите ситуационные задачи, дав развернутый ответ:


  1. При перелетах на самолете, во время перепада давления воздушной среды, пассажирам для предупреждения появления неприятного чувства «закладывания ушей» предлагают леденцовые конфеты. Объясните физиологический смысл применению такого приема.

  2. На медосмотре находился пациент 25 лет, который жалуется на увеличение размеров кистей рук. При осмотре обнаружено увеличение не только кистей, но и стоп, носа и нижней челюсти. Нарушение гормональной функции какой железы могло повлечь описанные изменение пропорций тела пациента? Как называется данное состояние?

  3. У двух больных произошло кровоизлияние в мозг – одного из них в кору головного мозга, у другого – в продолговатый мозг. У какого больного прогноз более благоприятный?

  4. При вскрытии трупа старого человека патологоанатом отметил наличие позади рукоятки грудины скопления жировой ткани, расположенной в пространстве, свободном от плевры. Как называется это пространство? Какое анатомическое образование было обнаружено специалистом?

  5. Какая группа крови у больного, если агглютинация произошла в стандартной сыворотке 0 (I) и В (III) групп?

Задание 4. Покажите свою эрудицию.

2. В организме человека «спрятались» жители удивительного зоопарка. Каких животных или их частей мы можем отыскать в названиях органов, анатомических образований человека? Назовите любых пять образований, укажите их расположение.

3. Швейцарский морфолог, профессор логики, риторики и медицины, живший в 17 веке, в своё время опубликовал работу, в которой описал крупные образования, расположенные в стенке тонкого кишечника и их защитную функцию. Как фамилия этого ученого? Какие анатомические образования он описал? Что сегодня известно об их функции?

4. Удивителен организм человека! В нем можно встретить не только представителей животного мира, но и растительного. Какие «ботанические» названия органов или анатомических образований Вам известны? Назовите любых пять образований, укажите их расположение.

5. Какова физиологическая природа выражений: «от стра­ха в пот ударило», «волосы дыбом встали», «мурашки по коже»?

6. Немецкий врач и патолог, будучи студентом, выполнил работу по микроскопическому строению поджелудочной железы, в которой описал ее строение. Что это за ученый (фамилия) и какая часть поджелудочной железы названа в его честь, какова её функция?

7. Богиня Фетида, чтобы сделать своего сына неуязвимым, искупала его в волшебных водах реки Стикса в подземном царстве. Как звали её сына? Куда он был ранен у стен Трои? Какое анатомическое образование названо в честь сына Фетиды? Где оно находится и какую функцию выполняет?

^ ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

К ЗАДАНИЯМ ОЛИМПИАДЫ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА


  1. Тестовые задания. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 70.

  1. Задание на знания численных значений.
Количество баллов – от 1 до 3.

По 1 баллу – в № 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 17, 21, 25.

По 2 балла (число + ед. измер.) – № 1, 15, 16, 19, 20, 21, 24, а также № 7

По 3 балла (диапазон + ед. измер.) – № 8, 11, 18, 22, 23

Максимальное количество баллов - 44.


Показатель

Численное значение

Единица измерения

  1. Длительность эмбрионального развития человека

38-42

нед.

  1. Число костей, напрямую соединенных с грудиной

16

шт.

  1. Количество долей в левом легком

2

доли

  1. Число хромосом в зрелом эритроците

0

  1. Количество сегментов спинного мозга

31

сегм.

  1. Количество молочных зубов у ребенка

20

шт.

  1. Концентрация сахара в моче

0

  1. Дыхательный объем

300-900 (в ср.500-600)

мл

  1. Общее число фаланг стопы

14

шт.

  1. Количество пар черепных нервов

12

шт.

  1. Продолжительность менструального цикла

21-35

дней

  1. Количество полых вен

2

шт.

  1. Количество костей в одном запястье

8

шт.

  1. Количество слуховых косточек в организме

6 (3 пары)

шт.

  1. Суточный объем мочи

0,8-2

л

  1. Систолическое артериальное давление

110-140

мм рт. ст.

  1. Количество малых коренных зубов у взрослого человека

8

зубов

  1. Частота сокращения диафрагмы

16-20

в минуту

  1. Длина толстой кишки

1-2

метра

  1. Длительность сердечного цикла

0,8

с

  1. Общее количество позвонков

32-34

позв.

  1. Концентрация гемоглобина в крови у женщины

120-140

г/л

  1. Количество лейкоцитов в периферической крови

4-9*10 9

в литре

  1. Количество эритроцитов в периферической крови мужчины

4-5*10 12

в литре

  1. Общее количество долевых бронхов

5

шт.

  1. ^ Ситуационные задачи.

1

Во время употребления леденцовых конфет повышается интенсивность слюноотделения и количество глотательных движений. Во время глотания евстахиева труба открывается и уравнивается давление в среднем ухе с давлением наружной воздушной среды.

2 балла

2

  1. Описанное состояние называется акромегалией и вызвано гиперфункцией аденогипофиза, сопровождающейся избыточной выработкой гормона роста (соматотропного гормона – СТГ).

3 балла

3

В коре головного мозга нет жизненно важных центров, а в продолговатом есть (дыхательный, сердечно-сосудистый). Поэтому более опасно для жизни кровоизлияние в продолговатый мозг, как правило, оно заканчивается летальным исходом.

2 балла

4

Пространство – средостение. Тимус, паренхима которого с возрастом дегенерирует и заменяется жировой тканью.

2 балла

5

У больного II (А) группа крови.

2 балла

  1. Задания на эрудицию.
1. Ответы на русские народные загадки:

4.1. Около прорубки стоят белые голубки. Ответ: зубы.

4.2. Волос на волос, тело на тело - начинается темное дело. Ответ: глаз закрывается.

4.3. Я легкий как перышко, но долго меня не удержишь. Ответ: вдох .

4.4. Между двух светил я в середине один. Ответ: нос.

4.5. Вокруг земли обведу, а вокруг головы не обвести. Ответ: глаза.

За каждый правильный ответ – 1 балл. За неверный, но подходящий по смыслу или оригинальный – 0,5 баллов.

^ 2. Возможные ответы:


  • улитка (во внутреннем ухе);

  • конский хвост - пучок корешков поясничных и крестцово-копчиковых нервов спинного мозга, расположенных в позвоночном канале;

  • клювовидный отросток (лопатки);

  • петушиный гребень (отросток решетчатой кости, направлен в полость черепа);

  • чешуя (лобной, затылочной, височной, теменной костей мозгового отдела черепа);

  • червь (срединная часть мозжечка);

  • крылья (большие и малые клиновидной кости черепа, подвздошной кости таза, крылья наружного носа).

  • мышцы (от лат. musculus - «мышонок»)

  • «гусиная» кожа – при эмоциональном возбуждении, симпатическая нервная система способствует сокращению гладких мышц дермы, связанных с волосяной сумкой.

  • раковина ушная

  • камбаловидная (мышца голени)

  • червеобразный отросток слепой кишки (в правой подвздошной области)

  • рога спинного мозга

  • селезенка (в левом подреберье)
За каждый правильный ответ – 1 балл, за неполный – 0,5 баллов, максимум 5 баллов.

3 . Пейер Иоганн описал крупные скопления лимфоидной ткани – пейеровы (1 балл) бляшки (1 балл), выполняющие иммунную функцию (1 балл) (местный иммунитет), вырабатывающие Т и В-лимфоциты.

За полный ответ – 3 балла.

^ 4. Возможные ответы:


  • миндалины (от греч. «миндаль») – 2 небные (между небными дужками), 2 трубные (около глоточных отверстий слуховых труб), глоточная (аденоидная) (на задней стенке носоглотки), язычная (на корне языка);

  • миндалевидное тело и чечевицеобразное тело – базальные ядра в белом веществе головного мозга;

  • оливы - в продолговатом мозге;

  • яблоко – глазное (в полости глазницы), адамово – выступ щитовидного хряща гортани у мужчин, лежит в передней области шеи;

  • луковицы – обонятельная (на нижней поверхности лобных долей головного мозга), луковица полового члена (задний утолщенный конец полового члена), луковица аорты (в восходящей части аорты), волосяная луковица (нижний расширенный конец корня волоса, лежащий в дерме кожи).

  • кора головного мозга

  • почки (в брюшной полости)

  • ствол головного мозга

  • листки серозных оболочек

  • грибовидные сосочки языка

  • отросток (червеобразный и др.)
За каждый правильный ответ – 1 балл, за неполный – 0,5 баллов, (максимум 5 баллов).

5. Ответ: при эмоциональном возбуждении (при испуге, страхе, восхищении) симпатические нервные волокна (2 балла) усиливают секрецию потовых желез (1 балл), способствует сокращению гладких мышц дермы (1 балл), связанных с волосяной сумкой (1 балл), которые дают эффект «гусиной кожи» и приподнимают волосы (1 балл).

^ За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 6 баллов.

6. Лангерганс Пауль описал эндокринную часть поджелудочной железы, названные в дальнейшем островками (1 балл) Лангерганса (1 балл) , выполняющие функцию синтеза гормонов – инсулина (1 балл) и глюкагона (1 балл) , участвующих в углеводном обмене (1 балл).

^ За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов.

7. Сына звали Ахиллес (Ахилл) (1 балл), он был ранен в пятку (1 балл) , в его честь названо ахиллесово (ахиллово) сухожилие (1 балл) трехглавой мышцы голени (1 балл) (на задней поверхности), с помощью которого мышца прикрепляется к пяточной кости (1 балл), функция – подошвенное сгибание (1 балл) .

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 6 баллов.

Использованные источники


  1. Большая книга загадок. – М.: Дрофа-Плюс, 2006. – 144 с. (загадки)

  2. Вигманн С., Мюллер В. Нетрадиционные методики для образования взрослых. – М: ЦИНО Общества «Знание» России, 1998. – с.57. (метод рефлексии)

  3. Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк; Сталкер, 2006. – 318 с. (загадки)

  4. Самусев Р.П. Анатомия человека в эпонимах. Справочник. – М.: ООО «Изд-во «Оникс»: «Изд-во «Мир и Образование», 2007. – 656 с.

  5. Сборник тестовых заданий, морфо-функциональных и ситуационных задач и ответов для студентов по предмету «Анатомия и физиология человека». – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. – 93 с.

  6. Иллюстрации:
www .sciencephotolibrary.com (мозг на ладони)

Www. vashgorod.ru (думающий скелет)

www .smajiliki.ru (смайлики).

Каталог анатомических моделей и манекенов. – Изд. Группа «ГЭОТАР-медиа», 2010. – 47 с. (танцующий скелет).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

^ ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ОЛИМПИАДЫ


Уважаемый участник Олимпиады!

  1. Выключите мобильные средства связи. Во время Олимпиады пользоваться телефоном запрещается! Нарушители будут удаляться.

  2. Время для выполнения заданий – 90-100 минут. Через каждые 10 минут время фиксируется на доске.

  3. Выходить во время Олимпиады не рекомендуется.

  4. Общаться с другими участниками Олимпиады запрещено.

  5. Задания 1, 3, 4 выполняете на отдельном листке в клетку, задание 2 пишите в предложенной Вам, готовой таблице.

  6. Пишите аккуратно, разборчиво.

  7. Один из листов в клетку можете использовать в качестве черновика.

Желаем Вам успешного выполнения заданий Олимпиады!

Оргкомитет

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

^ РЕФЛЕКСИЯ ПО ОКОНЧАНИИ ОЛИМПИАДЫ

Метод «Всё у меня в руках»

Цель: Выяснить отношение участников к прошедшей Олимпиаде.

Время: 2 мин. на объяснение; 10 мин. на индивидуальную работу; 10 мин. на обобщение результатов.

Материал: цветные листы бумаги, ручки, ножницы, скотч.

Проведение: Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:


  1. - большой палец - я хотел(а) бы еще поработать над …

  2. - указательный – мне понравилось …

  3. - средний - мне здесь не понравилось…

  4. - безымянный – самое сложное было…

  5. - мизинец - мне здесь не хватало...
Участники рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы, затем изображение руки вырезают. Листки вывешиваются, преподаватель обобщает результаты, дает свои комментарии.


Рассмотрено на заседании ЦМК «УТВЕРЖДАЮ»

Протокол № Зам. директора по УМР

Председатель _____________

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А.

Олимпиада представляет собой один из методов нетрадиционной проверки знаний обучающихся, в основе которого лежит соревнование. Она концентрирует внимание студентов на познавательной стороне обучения, а также стимулирует их к самостоятельному решению некоторых практических задач.

Цели и задачи олимпиады:

Ø Развитие устойчивой мотивации на изучение дисциплины.

Ø Повышение качества знаний посредством интеллектуального развития студентов и их личной вовлеченности во внеучебный процесс.

Ø Применение приобретенных в ходе изучения дисциплины компетенций, умений и навыков студентов, использование результатов проектной деятельности и ИКТ.

«Анатомия и физиология» - одна из фундаментальных медицинских и биологических дисциплин. Она имеет теснейшие связи почти со всеми предметами медицинского и биологического профиля.

Поэтому олимпиада по «Анатомии и физиологии» включает вопросы, позволяющие всесторонне оценить познавательную и творческую деятельность студента, а именно:

1) его культуру и эрудицию, знание истории предмета;

2) навыки системного мышления;

3) понимание связи предмета с клиническими дисциплинами;

4) умение решать логические задачи.

В целях всесторонней оценки изучения предмета студентам предлагается несколько видов заданий.

В региональной олимпиаде по анатомии и физиологии участвуют студенты третьего курса любой специальности.

3.4. Региональная олимпиада включает три тура конкурса по дисциплине «Анатомия и физиология» и дополнительный, 4 тур для участников, набравших равное количество баллов при определении 1 места.

Программа региональной олимпиады по анатомии

г. Благовещенск

№ п/п

Мероприятие

Время

Аудитория

Ответственные

Регистрация участников, гостей

Открытие олимпиады

Актовый зал

I тур олимпиады. Компьютерное тестирование

Компьютерный класс ФПК

II тур олимпиады

Кофе-пауза

методкабинет

III тур олимпиады. Мультимедийная презентация «Как Вы устроены, Господин Тело?»

Актовый зал

Концерт для участников

Актовый зал

Подведение итогов олимпиады

Методкабинет

Награждение победителей. Закрытие олимпиады

Актовый зал

ПОЛОЖЕНИЕ

о региональной олимпиаде студентов образовательных учреждений СПО по учебной дисциплине «Анатомия и физиология»

1. Общее положение

Олимпиада по анатомии и физиологии - это соревнование по выявлению способностей студентов в использовании познавательной и творческой компетенции, включающей культуру и эрудицию, знание истории дисциплины, навыки системного мышления, понимание связи анатомии и физиологии с другими профильными дисциплинами, умение решать логические задачи.

Учредитель олимпиады: ГОУ СПО «Амурский медицинский колледж».

Цели и задачи олимпиады:

1. Развитие устойчивой мотивации на изучение дисциплины.

2. Повышение качества знаний посредством интеллектуального развития студентов и их личной вовлеченности во внеучебный процесс.

3. Применение приобретенных в ходе изучения дисциплины компетенций, умений и навыков студентов, использование результатов проектной деятельности и ИКТ.

2. Дата и место проведения

Олимпиада проводится 28 января 2011 года в 11.00 часов в ГОУ СПО «Амурский медицинский колледж» Амурская область , ул. Зеленая, 30. Проезд автобусами № 28, 22.

3. Организация проведения олимпиады

3.1. В региональной олимпиаде по анатомии и физиологии участвуют студенты третьего курса любой специальности.

3.2. Количество участников – до 4-х человек от учебного заведения (филиала).

3.3. Участник олимпиады должен иметь при себе студенческий билет.

3.4. Региональная олимпиада включает три тура конкурса по дисциплине «Анатомия и физиология» следующего содержания:

ПЕРВЫЙ ТУР

(Приложение№1)

Задания на выбор правильного варианта ответа (компьютерное тестирование – база 150 тестов, участник выполняет 30 заданий).

Время выполнения задания - 30 минут. Оценка по 5-балльной системе.

ВТОРОЙ ТУР

(Приложение№2)

КОНКУРС 1 «Задание на работу с изображениями».

Требуется дать название каждому рисунку в целом и его отдельным элементам (обозначены цифрами). Кроме того в некоторых рисунках надо указать допущенные грубые ошибки.

Оценка:

КОНКУРС 2 «Задание на знание численных значений»

(Приложение№3)

В этом задании требуется указать значение различных величин. При оценке ответа учитывается, что границы физиологической нормы условны.

Оценка: 1 балл за правильно выполненное задание. Неполный и неправильный ответ 0 баллов.

КОНКУРС 3 « Задание на установление соответствия» .

Требуется заполнить таблицу, устанавливающую соответствие между структурами и их признаками.

Время выполнения задания - 5 минут.

Оценка: 1 балл за правильно выполненное задание. Неполный и неправильный ответ 0 баллов.

КОНКУРС 4. «Объяснение з начения биологических и медицинских

терминов.»

Требуется объяснить значение нескольких биологических и медицинских терминов. При оценке ответа учитывается, в первую очередь, не формальная точность определений (для некоторых терминов они очень сложны), а указание наиболее важных моментов.

Время выполнения задания - 5 минут.

Оценка: 1 балл за правильно выполненное задание. Неполный и неправильный ответ 0 баллов.

КОНКУРС 5. «Задание на объединение понятий».

Необходимо объединить по какому-либо признаку три из предложенных четырех понятий, указать «лишнее» понятие и объяснить, что объединяет оставшиеся. В этих заданиях возможны несколько правильных вариантов ответов.

Время выполнения задания - 5 минут.

Оценка: 1 балл за правильно выполненное задание. Неполный и неправильный ответ 0 баллов.

КОНКУРС 6 . « Задание на установление причинно-следственной связи.»

Предлагаются фразы, составленные из двух утверждений, соединенных союзами «поэтому» или «потому что» . Требуется оценить истинность каждого из утверждений (А и Б) по отдельности, а также наличие между ними причинно-следственной связи.

Время выполнения задания - 5 минут.

Оценка 1 балл за каждое правильно выполненное задание. Неполный и неправильный ответ 0 баллов.

КОНКУРС 7. «Ситуационная задача.»

Время выполнения задания - 10 минут.

Оценка по 5-балльной системе.

ТРЕТИЙ ТУР

(Приложение№3)

КОНКУРС «Как же Вы устроены, Господин Тело?» (экскурсия по одной из систем органов) с обязательной мультимедийной презентацией.

Время, отведенное на выступление – 7 – 10 минут.

Оценка по 5-балльной системе.

Баллы начисляются каждому участнику команды учебного заведения.

Экскурсию проводят 2 человека от каждого учебного заведения.

ЧЕТВЁРТЫЙ ТУР (Дополнительный)

(Приложение№4)

КОНКУРС «Внимание»

Данное задание проводится в случае равного количества баллов на призовом месте при подведении итогов.

Проводится в форме «Блиц-турнира» . Проверка знаний студентов проводится устно, для чего подготовлено 25 – 30 вопросов, в зависимости от количества испытуемых. На каждого студента приходится 5 вопросов. Преподаватель зачитывает вопрос, тот студент, который знает ответ, поднимает руку и отвечает. При правильном ответе ему начисляется 1 балл. По окончании данного этапа подсчитываются баллы у каждого студента. Количество баллов должно быть 5.

4. Подведение итогов

Итоги подводит жюри. По лучшим показателям (баллам) определяется личное первенство. Участники, занявшие 1, 2, 3 места, награждаются дипломами и сувенирами. Остальные участники получают благодарственные письма.

Юргамышский филиал
ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»
Методическая разработка олимпиады
по дисциплине «Анатомия и физиология человека»
Специальность: 340201 Сестринское дело2 курс
310201 Лечебное дело 1 курс
Преподаватель:
Н.С. Трофимова
Юргамыш 2016 г.

Рассмотрено и утверждено
на заседании ЦМК № ___
Протокол № __ от
«__» _______ 20___ г.
Председатель ЦМК
_______ О.В.Красилова
Пояснительная записка
Олимпиада по учебной дисциплине ««Анатомия и физиология человека»
проводится в рамках декадника общепрофессиональных дисциплин для
студентов II курса специальности «Сестринское дело», I курс специальности
«Лечебное дело»
Цели олимпиады:

закрепление умений по дисциплине, полученных в процессе практического
обучения;
 стимулирование творческого роста студентов.
Задачи олимпиады:
 повышение интереса к дисциплине;
 развитие навыков самостоятельной работы и профессионального
мышления у будущих медицинских работников;
 воспитание у студентов навыков конкурентной борьбы.
Олимпиада проводится после полного изучения дисциплины без предварительной
подготовки студентов. Содержание заданий до сведения студентов не доводится.
Варианты заданий составлены в соответствии с рабочей программой и соответствуют
требованиям к уровню подготовки медицинских сестер по данной дисциплине.
Олимпиада проводится во внеурочное время. Для участия в олимпиаде
преподаватель отбирает 3 – 4 наиболее способных студентов из каждой группы.
Олимпиада состоит из комплекса заданий по анатомии и физиологии человека,
которые включают задания по разделам и темам: основы цитологии и гистологии,
остеология, миология, спланхнология (дыхательная система, сердечнососудистая
система, пищеварительная система, мочевыделительная система, половая система,
эндокринная система, нервная система, органы чувств).
Задания включают:
1. Тесты с одним правильным ответом.
2. Задание на знание численных значений.
3. Ситуационные задачи.
2

4. Задания на эрудицию.
На оформление работы студентам отводится 2 академических часа.
Для мотивации осознанного и плодотворного участия студента в олимпиаде задания
составлены с учетом будущей профессиональной деятельности. Рядом с каждым
заданием указывается максимальное количество баллов, которое студент набирает
при полном и правильном ответе.
Максимальное количество баллов олимпиады – 129.
Предлагаемая олимпиада развивает творческие способности студентов, интерес к
дальнейшему изучению дисциплины, расширяет кругозор в предметной области,
способствует формированию общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять
повышение квалификации.
В результате усвоения дисциплины у будущей медицинской сестры должны
формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие
основным видам деятельности:
Участие в лечебно­диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,
объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с
правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Олимпиада как форма проверки знаний и умений относится к методам активного
обучения. В связи с этим целесообразно говорить о применяемой современной
образовательной технологии в процессе обучения. При проведении олимпиады была
использована модель технологии дифференцированного обучения.
Дифференцированное обучение – это совокупность методов, форм и средств
обучения, применяемых с учетом индивидуальных особенностей обучающихся на
основе выделения разных уровней учебных требований.
3

Дифференцированное обучение предполагает дифференциацию учебных заданий,
выбор разных видов деятельности, определение характера помощи и степени участия
со стороны преподавателя.
Особенностями технологии уровневой дифференциации являются:
 уровень повышенной сложности;
 усиление индивидуально­дифференцированного подхода;
 большая степень занимательности;
 профориентационная направленность.
внеаудиторного мероприятия (олимпиады) для преподавателя
Методическая разработка
Тема: Олимпиада по учебной дисциплине «Анатомия и физиология
человека»
Цели олимпиады:
 Учебные:
­ выявить уровень усвоения студентами учебной информации по
дисциплине;
­ углубить изучение дисциплины.
 Воспитательные:
­ развитие творческих способностей и интереса к дальнейшему
изучению дисциплины;
­ расширение кругозора студентов в предметной области.
Методы обучения: активные, частично­поисковые, практические методы
проверки знаний и умений.
Образовательная технология: технология дифференцированного
обучения.
Оснащение олимпиады: комплект контролирующих материалов
(олимпиадные задания повышенной сложности для
студентов)
Продолжительность олимпиады

: 2 часа (90 минут)
4

Место проведения олимпиады: кабинет анатомии и физиологии человека
(305)
План проведения олимпиады:
Название этапа
Описание этапа
Цель этапа

1.
Организационный
этап (вводное слово
преподавателя).
2.
Самостоятельная
работа студентов.
Сообщение студентам
цели занятия,
алгоритма выполнения
олимпиадного задания,
а также критериев
оценивания (баллов)
выполненных заданий.
Каждый студент
получает вариант
олимпиадного задания,
пишет письменные
ответы.
Подготовить
студентов к
предстоящей
работе,
активизировать их
познавательную
деятельность,
мотивировать к
получению
высоких баллов.
Побудить
студентов к
мыслительной
деятельности, к
формированию
умений и навыков
самостоятельного
и умственного
труда.
Проверить и
оценить знания и
умения по
дисциплине.
Время
(мин)
5
55
23
5
3.
Проверка
олимпиадных работ.
Преподаватель
проверяет олимпиадные
работы, выделяет
типичные ошибки,
проводит их разбор.

4.
Подведение итогов,
результаты.
Подведение итогов
олимпиады, подсчет
баллов, определение
призовых мест.
5. Резерв времени преподавателя
Создание
мотивации на
продолжение
самостоятельного
углубленного
изучения
дисциплины для
дальнейшей
профессиональной
деятельности.
5
2
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Анатомия и физиология человека»

очная форма обучения
Задание 1. Тесты по анатомии и физиологии
человека
Выберите один правильный ответ.
1) Метод изучения анатомии человека путём распила замороженных трупов
разработал и применил:
а) Леонардо да Винчи б) Клавдий Гален в) Андрей Везалий г) Н.И.Пирогов
2) Корковый отдел зрительного анализатора находится:
а) в теменной доле б) в затылочной доле в) в лобной доле г) в височной
доле
3) К многослойному эпителию относят:
а) эндотелий б) переходный в) многорядный г) цилиндрический
4) Зубная формула взрослого человека обозначается как:
а) 1­2­3­3 б) 2­3­1­2 в) 2­1­2­3 г) 3­1­3­2
5) Мерцательный эпителий выстилает:
6

а) стенки мочевого пузыря б) маточных трубах в) стенки кишечника г)
наружную поверхность кожи
6) Какой величине соответствует содержание в лейкоцитарной формуле
моноцитов?
а) 6­8% б) 1% в) 67%
7) Какой величине соответствует содержание в лейкоцитарной формуле
лимфоцитов в норме?
а) 55­75 % б) 1­5% в) 20­40% г) 5­10%
8) Агглютинины  находятся:
а) в плазме II группы крови б) в плазме III группы в) в эритроцитах III
группы г) в эритроцитах II группы крови
9) Способность свертываться – обусловлена присутствием в плазме крови:
а) фибрина б) гепарина в) фибриногена г) альбумина
Правый главный бронх делится на:
10)
а) две ветви б) три ветви в) семь ветвей г) более 10 ветвей
11) Время жизни эритроцитов составляет:
а) несколько суток б) 10­15суток в) 50­70 суток г) 100­120 суток
12) К гранулоцитам (зернистым) не относят:
а) нейтрофилы б) эозинофилы в) базофилы г) моноциты
13) На дистальном эпифизе плечевой кости расположены:
а) хирургическая шейка б) мыщелок в) анатомическая шейка г) большой
бугорок
В состав стенки камер сердца не входит
14)
а) эндокард б) наружный листок перикарда в) миокард г) внутренний
листок перикарда
7

15) Нервные импульсы от тела нейрона к другому нейрону или органу
поступают по:
а) аксону б) одному дендриту в) всем дендритам г) аксону и дендритам
одновременно
16) К воздухоносным костям относится:
а) сошник б) нёбная кость в) лобная кость г) затылочная кость
17) Отверстия в поперечных отростках имеются:
а) у поясничных позвонков б) у крестцовых позвонков в) у шейных позвонков
г) у грудных позвонков
18) Медиальная лодыжка это:
а) отросток б) отросток большеберцовой кости в) отросток малоберцовой
кости г) отросток бедренной кости
19) Икроножная мышца – это мышца:
а) двуглавая б) трёхглавая в) двубрюшная г) четырёхглавая
Полостью среднего мозга является:
20)
а) четвертый желудочек б) третий желудочек в) боковые желудочки г)
сильвиев водопровод
21)
Складки слизистой пищевода имеют направление:
а) продольное б) спиралевидное в) круговое г) складчатость отсутствует
Ворсинки имеются в:
22)
а) слепой кишке б) поперечной ободочной кишке в) желудке г)
подвздошной кишке
23)
В области слепого пятна сетчатки:
а) отсутствуют рецепторы б) рецепторы крайне редки в) имеются только
палочки г) имеются только колбочки
24) Расщепление углеводов происходит:
а) в желудке б) в ротовой полости в) с участием желчи
25)
Мимические мышцы иннервирует нерв:
8

а) тройничный б) лицевой в) блуждающий г) добавочный
Отдел тонкой кишки:
26)
а) тощая б) ободочная в) слепая г) сигмовидная
27) В желудке, также как и в ротовой полости:
а) перевариваются жиры б) перевариваются белки в) происходит
механическая обработка пищи
28) Желчь, как и сок поджелудочной железы:
а) содержит ферменты б) участвует в переваривании белков в) участвует в
переваривании жиров
29) Излишки глюкозы в организме запасаются в печени и мышцах в виде:
а) крахмала б) гликогена в) глюкагона
Скелет трахеи состоит из:
30)
а) 10 – 15 хрящевых полуколец б) 16 – 20 хрящевых колец в) 10 – 20
хрящевых пластинок г) 16 – 20 хрящевых полуколец
31)
Ворота лёгких находятся:
а) на диафрагмальной поверхности б) на медиальной поверхности в) в
области верхушки лёгкого г) на боковой поверхности
Сердечная вырезка расположена:
32)
а) на медиальной поверхности правого лёгкого б) в нижней части переднего
края левого легкого в) на медиальной поверхности левого лёгкого г) в
области верхушки левого лёгкого
33)
Почки расположены:
а) на уровне средних грудных позвонков б) на уровне X грудного – 1
поясничного позвонков в) на уровне XI грудного – II­III поясничных
позвонков г) справа и слева от крестца
34) Фолликулы, в которых созревают яйцеклетки, находятся
а) в мозговом веществе яичника б) в корковом веществе яичника в) в
маточной трубе г) в матке
9

35) Частота сердечных сокращений не увеличивается:
а) при физической нагрузке б) при кровопотери в) при активации
парасимпатической нервной системы г) при активации симпатической
нервной системы
36)
Спинной мозг заканчивается на уровне
а) XI­XII грудных позвонков б) I­II поясничных позвонков в) III­IV
поясничных позвонков г) I­II крестцовых позвонков
Овальное отверстие (ямка) в сердце расположено:
37)
а) между левым и правым желудочками б) между левым предсердием и
левым желудочком в) между правым и левым предсердиями г) между
левым предсердием и правым желудочком
38)
Центральный отдел симпатической нервной системы находится:
а) в головном и спинном мозге б) в спинном мозге в) в головном мозге г) в
черепных нервах
В правое предсердие открывается:
39)
а) верхняя полая вена б) легочная вена в) яремная вена г) легочная артерия
40)
Во время систолы предсердий:
а) открыты все клапаны б) открыты створчатые, закрыты полулунные в)
открыт правый полулунный, закрыт левый полулунный г) закрыты
створчатые клапаны
Продолжительность сердечного цикла:
41)
а) 8 с б) 0,8 с в) 0,4 с г) 4 с
42)
Проводящая система сердца это:
а) система сердечных артерий б) система сердечных капилляров в) система
клапанов сердца г) система, обеспечивающая автоматию сердца
43) Гормон, синтезируемый клетками гипофиза:
а) адренокортикотропный б) мелатонин в) вазопрессин
44) Гормоном щитовидной железы является:
а) тироксин б) тимозин в) паратгормон г) окситоцин
10

45) Мозговое вещество надпочечников вырабатывает:
а) кальцитонин б) адреналин в) глюкокортикоиды г) андрогены
46)
В состав среднего уха входит:
а) барабанная полость б) козелок в) преддверный орган г) костный
лабиринт
Паутинная оболочка спинного мозга расположена:
47)
а) между твёрдой оболочкой и надкостницей позвонков б) между твёрдой и
сосудистой оболочками в) между сосудистой оболочкой и спинным мозгом
г) входит с состав сосудистой оболочки
48) Ядра блокового и отводящего нервов являются:
а) двигательными б) чувствительными в) симпатическими г) смешанными
Передняя камера глаза находится:
49)
а) между хрусталиком и стекловидным телом б) между роговицей и
хрусталиком в) между роговицей и радужкой г) между роговицей и
стекловидным телом
50)
Слуховая (евстахиева) труба соединяет:
а) полость наружного слухового прохода с полостью носа б) полость
среднего уха с носоглоткой в) полости полукружных каналов с барабанной
полостью г) полость внутреннего уха с носоглоткой
За каждый правильный ответ1 балл. Максимальное количество баллов –
50.
Задание 2.Требуется указать значения (или диапазоны значений) различных
величин в норме у человека (с указанием единиц измерения) в данной
таблице:
Показатель
Численное
значение
Единица
измерения
1.Длительность эмбрионального развития
11

человека
2.Количество долей в левом легком
3.Количество сегментов спинного мозга
4.Количество молочных зубов у ребенка
5.Концентрация сахара в моче
6.Дыхательный объем
7.Общее число фаланг стопы
8.Количество пар черепных нервов
9.Количество полых вен

11.Количество слуховых косточек в организме
12.Суточный объем мочи
13Систолическое артериальное давление
взрослого человека

16.Длина толстой кишки

18.Общее количество позвонков
женщины
20.Количество лейкоцитов в периферической
крови
21.Количество эритроцитов в периферической
крови мужчины





12

Задание 3. Решите ситуационные задачи, дав развернутый ответ:
1.
При перелетах на самолете, во время перепада давления
воздушной среды, пассажирам для предупреждения появления
неприятного чувства «закладывания ушей» предлагают леденцовые
конфеты. Объясните физиологический смысл применению такого
приема.
2.
На медосмотре находился пациент 25 лет, который жалуется на
увеличение размеров кистей рук. При осмотре обнаружено увеличение
не только кистей, но и стоп, носа и нижней челюсти. Нарушение
гормональной функции, какой железы могло повлечь описанные
изменение пропорций тела пациента? Как называется данное состояние?
У двух больных произошло кровоизлияние в мозг – одного из них
3.
в кору головного мозга, у другого – в продолговатый мозг. У какого
больного прогноз более благоприятный?
4.
При вскрытии трупа старого человека патологоанатом отметил
наличие позади рукоятки грудины скопления жировой ткани,
расположенной в пространстве, свободном от плевры. Как называется
это пространство? Какое анатомическое образование было обнаружено
специалистом?
Какая группа крови у больного, если агглютинация произошла в
5.
стандартной сыворотке 0 (I) и В (III) групп?
Количество баллов – от 2 до 3.
По 2 баллу – № 1,3,4,5.
По 3 балла ­ № 2
Максимальное количество баллов ­11
13

Задание 4. Покажите свою эрудицию.
№1. В организме человека «спрятались» жители удивительного зоопарка.
Каких животных или их частей мы можем отыскать в названиях органов,
анатомических образований человека? Назовите любых пять образований,
укажите их расположение.
максимум 5 баллов.
№2. Швейцарский морфолог, профессор логики, риторики и медицины,
живший в 17 веке, в своё время опубликовал работу, в которой описал
крупные образования, расположенные в стенке тонкого кишечника и их
защитную функцию. Как фамилия этого ученого? Какие анатомические
образования он описал? Что сегодня известно об их функции?
За полный ответ – 3 балла.
№3. Удивителен организм человека! В нем можно встретить не только
представителей животного мира, но и растительного. Какие «ботанические»
названия органов или анатомических образований Вам известны? Назовите
любых пять образований, укажите их расположение.
За каждый правильный ответ – 1 балл, за неполный – 0,5 баллов,
максимум 5 балло).
№ 4.Какова физиологическая природа выражений: «от страха в пот ударило»,
«волосы дыбом встали», «мурашки по коже»?
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 6 баллов.
№5.Немецкий врач и патолог, будучи студентом, выполнил работу по
микроскопическому строению поджелудочной железы, в которой описал ее
строение. Что это за ученый (фамилия) и какая часть поджелудочной железы
названа в его честь, какова её функция?

14

№ 6. Богиня Фетида, чтобы сделать своего сына неуязвимым, искупала его в
волшебных водах реки Стикса в подземном царстве. Как звали её сына? Куда
он был ранен у стен Трои? Какое анатомическое образование названо в честь
сына Фетиды? Где оно находится и какую функцию выполняет?

15

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ «АНОТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Специальность: 060501 Сестринское дело (базовая подготовка)
очная форма обучения
1.Тестовые задания. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 50.
1 ­
2 ­
3 ­
4 ­
5 ­
6 ­
7 ­
8 ­
9 ­
10 ­
11 ­
12 ­
г
б
б
в
б
а
в
а
в
б
г
г
13 ­
14 ­
15 ­
16 ­
17 ­
18 ­
19 ­
20 ­
21 ­
22 ­
23 ­
б
б
а
в
в
б
а
г
а
г
а
24 ­ б
25 ­ б
26 ­ а
27 ­ в
28 ­ в
29 ­ б
30 ­ г
31 ­ б
32 ­ б
33 ­ в
34 ­ б
35 ­ в
36 ­ б
37 ­ в
38 ­ б
39 ­ а
40 ­ б
41 ­ б
42 ­ г
43 ­ а
44 ­ а
45 ­ б
46 ­ а
Задание 2. на знания численных значений.
Количество баллов – от 1 до 3.
По 1 баллу – в № 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10,11, 14, 18, 22.
По 2 балла (число + ед. измер.) – № 1,5, 12, 13, 16, 17.
По 3 балла (диапазон + ед. измер.) – № 6, 15, 19, 20, 21.
47 ­ б
48 ­ а
49 ­ в
50 ­ б
16

Максимальное количество баллов ­ 38
Показатель
Численное
значение
1. Длительность эмбрионального развития
38­42
300­900 (в ср.500­
мл
600)
Едини
ца
измере
ния
нед.
доли
семг.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
л
мм рт.
ст.
зубов
в
минуту
метра
с
позв.
г/л
в
17
человека
2. Количество долей в левом легком
3. Количество сегментов спинного мозга
4. Количество молочных зубов у ребенка
5. Концентрация сахара в моче
6. Дыхательный объем
7. Общее число фаланг стопы
8. Количество пар черепных нервов
9. Количество полых вен
10.Количество костей в одном запястье
11.Количество слуховых косточек в
организме
12.Суточный объем мочи
13.Систолическое артериальное давление
14.Количество малых коренных зубов у
взрослого человека
15.Частота сокращения диафрагмы
16.Длина толстой кишки
17.Длительность сердечного цикла
18.Общее количество позвонков
2
31
20
0
14
12
2
8
6 (3 пары)
0,8­2
110­140
8
16­20
1­2
0,8
32­34
19.Концентрация гемоглобина в крови у
120­140
женщины
20.Количество лейкоцитов в
4­9*109

периферической крови
21.Количество эритроцитов в
периферической крови мужчины
22.Общее количество долевых бронхов
4­5*1012
5
литре
в
литре
шт.
1. Ситуационные задачи.
1 Во время употребления леденцовых конфет повышается интенсивность
слюноотделения и количество глотательных движений. Во время глотания
евстахиева труба открывается и уравнивается давление в среднем ухе с
давлением наружной воздушной среды.
21. Описанное состояние называется акромегалией и вызвано гиперфункцией
аденогипофиза, сопровождающейся избыточной выработкой гормона роста
(соматотропного гормона – СТГ).
3 В коре головного мозга нет жизненно важных центров, а в продолговатом
есть (дыхательный, сердечно­сосудистый). Поэтому более опасно для жизни
кровоизлияние в продолговатый мозг, как правило, оно заканчивается
летальным исходом.
4 Пространство – средостение. Тимус, паренхима которого с возрастом
дегенерирует и заменяется жировой тканью.
5 У больного II (А) группа крови.
балла
балла
балла
балла
балла
2. Задания на эрудицию.
1. Возможные ответы:
 улитка (во внутреннем ухе);
 конский хвост ­ пучок корешков поясничных и крестцово­копчиковых
нервов спинного мозга, расположенных в позвоночном канале;
 клювовидный отросток (лопатки);
18

 петушиный гребень (отросток решетчатой кости, направлен в полость
черепа);
 чешуя (лобной, затылочной, височной, теменной костей мозгового отдела
черепа);
 червь (срединная часть мозжечка);
 крылья (большие и малые клиновидной кости черепа, подвздошной кости
таза, крылья наружного носа).
 мышцы (от лат. musculus ­ «мышонок»)
 «гусиная» кожа – при эмоциональном возбуждении, симпатическая
нервная система способствует сокращению гладких мышц дермы,
связанных с волосяной сумкой.
 раковина ушная
 камбаловидная (мышца голени)
 червеобразный отросток слепой кишки (в правой подвздошной области)
 рога спинного мозга
 селезенка (в левом подреберье)
За каждый правильный ответ – 1 балл, за неполный – 0,5 баллов,
максимум 5 баллов.
2. Пейер Иоганн описал крупные скопления лимфоидной ткани – пейеровы (1
балл) бляшки (1 балл), выполняющие иммунную функцию (1 балл) (местный
иммунитет), вырабатывающие Т и В­лимфоциты.
За полный ответ – 3 балла.
3. Возможные ответы:
 миндалины (от греч. «миндаль») – 2 небные (между небными дужками), 2
трубные (около глоточных отверстий слуховых труб), глоточная
(аденоидная) (на задней стенке носоглотки), язычная (на корне языка);
19

 миндалевидное тело и чечевицеобразное тело – базальные ядра в белом
веществе головного мозга;
 оливы ­ в продолговатом мозге;
 яблоко – глазное (в полости глазницы), адамово – выступ щитовидного
хряща гортани у мужчин, лежит в передней области шеи;
 луковицы – обонятельная (на нижней поверхности лобных долей
головного мозга), луковица полового члена (задний утолщенный конец
полового члена), луковица аорты (в восходящей части аорты), волосяная
луковица (нижний расширенный конец корня волоса, лежащий в дерме
кожи).
 кора головного мозга
 почки (в брюшной полости)
 ствол головного мозга
 листки серозных оболочек
 грибовидные сосочки языка
 отросток (червеобразный и др.)
За каждый правильный ответ – 1 балл, за неполный – 0,5 баллов,
(максимум 5 баллов).
4. Ответ: при эмоциональном возбуждении (при испуге, страхе, восхищении)
симпатические нервные волокна (2 балла) усиливают секрецию потовых желез
(1 балл), способствует сокращению гладких мышц дермы (1 балл), связанных с
волосяной сумкой (1 балл), которые дают эффект «гусиной кожи» и
приподнимают волосы (1 балл).
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 6 баллов
5. Лангерганс Пауль описал эндокринную часть поджелудочной железы,
названные в дальнейшем островками (1 балл) Лангерганса (1 балл),
20

выполняющие функцию синтеза гормонов – инсулина (1 балл) и глюкагона (1
балл), участвующих в углеводном обмене (1 балл).
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов.
6. Сына звали Ахиллес (Ахилл) (1 балл), он был ранен в пятку (1 балл), в его
честь названо ахиллесово (ахиллово) сухожилие (1 балл) трехглавой мышцы
голени (1 балл) (на задней поверхности), с помощью которого мышца
прикрепляется к пяточной кости (1 балл), функция – подошвенное сгибание
(1 балл) .
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 6 баллов.
Список использованной литературы
1. Большая книга загадок. – М.: Дрофа­Плюс, 2006. – 144 с. (загадки)
2. Вигманн С., Мюллер В. Нетрадиционные методики для образования
взрослых. – М: ЦИНО Общества «Знание» России, 1998. – с.57. (метод
рефлексии)
3. Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк; Сталкер, 2006. – 318 с.
(загадки)
4. Самусев Р.П. Анатомия человека в эпонимах. Справочник. – М.: ООО
«Изд­во «Оникс»: «Изд­во «Мир и Образование», 2007. – 656 с.
5. Сборник тестовых заданий, морфо­функциональных и ситуационных
задач и ответов для студентов по предмету «Анатомия и физиология
человека». – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. – 93 с.
21

Владимир Николенко .

Фотоотчёт

Код вставки на сайт

23 и 25 декабря 2017 года на кафедре анатомии человека Первого МГМУ им. И.М. Сеченова прошел финал I Олимпиады по анатомии.

Участники олимпиады – 145 студентов-отличников 2-ого курса лечебного, педиатрического факультетов и международной школы «Медицина будущего» Сеченовского университета и факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова. Председатель жюри – заведующий кафедрой анатомии человека, профессор Владимир Николенко .

Каждый студент за время олимпиады мог набрать максимальные 90 баллов. Задания были разделены на 5 блоков: «Заявка» - кроссворд, название команды и девиз. «Тест» - тестовый контроль. «Терминология» - за одну минуту дублировались анатомические термины с русского на латинский язык. «Мозговой штурм» - письменные ответы на теоретические вопросы. Блок «Мастер класс» - участникам предложили на скорость собрать конструктор модели головного мозга.

В первом туре участникам предстояло выполнить творческие задания: придумать название для своей команды, девиз и составить анатомический кроссворд. Определяющим фактором для прохождения в следующий тур олимпиады была оригинальность кроссворда. Таланты студентов проявились в творческих кроссвордах-поделках, журналах, плакатах и рисунках, девизах.

Самыми запоминающимися стали девизы: «Когда умрем, то все до одного познаем, что не знаем ничего», «Мы заставим ваши сердца биться чаще», «Наш путь начинался с заката. Он был и суров, и безлик. И все мы познали когда-то, как мертвые учат живых». Среди команд были «Бешеные нейроны» и «Веселые анатомы», «Всем caput» и «Дыхание жизни», «Лимбическая сила», «Несонный треугольник» и множество других.

Во второй тур вышли 40 студентов, а в третьем туре, за победу боролись 25 финалистов, которым были предложены разноплановые задания на владение практическими навыками.

По итогам трех туров победителями стали студенты лечебного факультета:

1 место – Иван Супряга – 71 балл (преподаватель М.О. Тимофеева),

2 место – Рафаил Данилов – 66 баллов (преподаватель М.О. Тимофеева),

3 место – Дмитрий Цюкало – 63 балла (преподаватель А.Е. Стрижков).

«Олимпиада - это отличный старт в медицинское будущее, где знание анатомии является его платформой», - общее мнение участников и гостей. Поздравляем победителей, призеров и желаем дальнейших побед!

Мария Золотарева, старший преподаватель кафедры анатомии человека

Скопировать в буфер обмена

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...