Менеджер социально культурной деятельности где работать. Специальность «Социально-культурная деятельность» (академический бакалавр)

Профиль: Менеджмент социально-культурной деятельности

Квалификация : Академический бакалавр

Виды профессиональной деятельности бакалавра социально-культурной деятельности:

  • творческая;
  • организационно-управленческая;
  • научно-методическая;
  • проектная;
  • педагогическая.

Что умеет бакалавр социально-культурной деятельности?

  • занимается разработкой и постановкой культурно-досуговых программ на основе собственного оригинального сценарно-режиссерского решения;
  • организует досуг разных групп населения;
  • осуществляет социально-культурную поддержку людей с особенностями физического развития, способствует социальной адаптации лиц с нарушениями социализации и отклоняющимся поведением, помогает в семейном воспитании детей;
  • осуществляет менеджмент и маркетинг в сфере индустрии досуга, рекреации и культуры;
  • продюсирует культурно-досуговые программы, проводит фестивали, конкурсы, смотры, праздники и другие мероприятия;
  • разрабатывает новые методики и технологии стимулирования социально-культурной активности населения, участвует в реализации региональной культурной политики;
  • проводит научные исследования социально-культурной деятельности и экспертизы проектов социально-культурной направленности;
  • преподает теоретические и практические дисциплины в области социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях.

Где работает бакалавр социально-культурной деятельности?

  • учреждения туризма и отдыха;
  • дома культуры;
  • дома отдыха;
  • клубы, досуговые и культурные центры различных форм;
  • парки культуры и отдыха;
  • культурно-спортивные комплексы;
  • социальные и социально-реабилитационные центры;
  • средства массовой информации;
  • издательства;
  • музеи;
  • учреждения общего, дополнительного и профессионального образования.

Кто учит бакалавров социально-культурной деятельности?
Подготовкой бакалавров социально-культурной деятельности занимается кафедра социально-культурной деятельности.

Среди преподавателей кафедры:

  • Н.В. Погорелова (кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-культурной деятельности, Почетный работник сферы молодежной политики);
  • В.С. Русанова (кандидат педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ; Лауреат премии Губернатора Челябинской области);
  • Т.П. Степанова (кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ);
  • С.Г. Рубцов (кандидат педагогических наук, доцент, декан Института заочного обучения);
  • В.М. Рябков (кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации, Заслуженный работник высшей школы РФ);
  • Б.С. Сафаралиев (доктор педагогических наук, профессор);
  • С. В. Богдан (кандидат педагогических наук, доцент);
  • и другие

Какие предметы изучает бакалавр социально-культурной деятельности?

  • теорию и историю социально-культурной деятельности;
  • педагогику досуга;
  • историю искусств;
  • основы культурной политики;
  • менеджмент социально-культурной деятельности;
  • режиссуру;
  • маркетинг;
  • экономику индустрии досуга;
  • продюсерское мастерство;
  • технологии социально-культурной анимации и рекреации
  • и многое другое.

Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, деятельности может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.

Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов:

  • 1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - сопричастного менеджмента.
  • 2. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.

Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.

  • 3. Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере - это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной деятельностью.
  • 4. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.
  • 5. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы.
  • 6. Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать запросам потребителей.

Сопричастный тип менеджмента предусматривает в этих условиях максимально возможное делегирование полномочий, развитие горизонтальных коммуникаций без посредничества администрации, свободу циркуляции культурной, творческой, художественной, социальной информации.

Расширение информационного поля деятельности социокультурной организации усиливает ее сопричастность к общему делу, повышая уровень мотиваций, способствует становлению творческой атмосферы в коллективах учреждений культуры. свободный время культурный досуговый

Профессиональная компетентность менеджера социокультурной деятельности проявляется в двух ипостасях: объективная сторона - в умении управлять коллективом учреждения культуры в целом и его отдельными сотрудниками; субъективная - в профессионализме самого менеджера, который реализуется в самой его деятельности, в его личностном отношении к этой деятельности.

Будучи групповой и индивидуальной формой деятельности, менеджмент социально-культурной деятельности реализуется и в том, и в другом случае в личностной форме управленца, в его индивидуальном и конкретном способе реализации сил, возможностей и способностей.

Личностные качества менеджера обуславливают уровень профессионализма, так как сама по себе эта профессия в большей степени объективирована структурами и функциями социокультурной деятельности.

Профессионализация менеджера социально-культурной деятельности - это постоянное его самоизменение в соответствии с изменяющимися целями, задачами социокультурной деятельности, которые, в свою очередь, служат формирующим и развивающим средством по отношению к менеджеру.

Следовательно, в процессе деятельности менеджера развиваются его необходимые профессиональные качества, но достигается это при условии полноценной, продуктивной, творческой деятельности.

Нецелесообразная же деятельность в любых видах всегда приводит к падению профессионализма, вырождению профессиональной компетентности. Уровень профессионализма менеджера социально-культурной деятельности органически связан с его компетентностью.

Компетентность представляет собой не только результат и оценочный показатель деятельности менеджера, но и уровень его мышления, стиль деятельности.

Компетентность и профессионализм всегда дополняют и обогащают друг друга, но нередко эти качества не соединяются в одном субъекте. И тогда менеджер с высоким уровнем теоретической компетентности (имеющий ученую степень, ученое звание) бывает в профессиональном отношении весьма далеким не только от совершенства, но и от стандартных требований, предъявляемых к уровню профессионализма.

Профессиональная управленческая культура менеджера социально-культурной деятельности формируется на основе вариативного сочетания двух видов знания:

  • - операционального знания, которое обращено на выполнение конкретных действий и определяет профессиональный кругозор менеджера;
  • - метазнания, связанного с механизмами и инструментами управленческой деятельности, ее структурой, быстрой профессиональной адаптацией, продуктивностью реализации способностей.

Особым признаком профессиональной управленческой культуры выступает категория творческой деятельности, тесным образом связанная с природными основами социально-культурной сферы, где первичными качествами менеджмента и менеджера выступают оригинальность, гибкость, нестандартность мышления, способность генерировать идеи, просчитывать адекватные пути их реализации и предвидеть возможные результаты.

Профессиональное лицо менеджера культуры и искусства определяется также нравственными и этическими нормами.

Это относится ко всем областям менеджмента независимо от отраслей деятельности, в которых он осуществляется.

В среде культуры и искусства нравственно-этические нормы менеджера обязаны быть исключительно чисты, ибо его деятельность соприкасается с чрезвычайно сложной, утонченной и ранимой человеческой натурой, присущей творческой личности.

Следует помнить, что структура деятельности менеджера социально-культурной сферы, так или иначе, связана с выполнением его профессиональных задач, а следовательно, с его умением действовать.

Основа же каждого действия и их последовательность определяется системой ориентиров, которые позволяют точно выполнять заданные действия-операции. Мастерство выполнения профессиональных действий всегда связано с интеллектом и мышлением.

Мышление профессионально подготовленного менеджера проявляется в умении видеть в конкретных условиях, в сложившейся ситуации профессиональную задачу, реализующую цель профессиональной деятельности, преобразовать эти условия, ситуацию и приблизиться к достижению цели.

Добавим при этом, что профессиональное менеджерское мышление необходимо специалисту не только для решения текущих задач, связанных с процессом деятельности, но и для осознания новых, выявления нерешенных профессиональных проблем.

Решая профессиональные задачи, менеджер мысленно предопределяет: сложность и характер поставленной задачи; структурирование операций (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, систематизация и т.п.), с помощью которого осуществляет поиск правильного решения; возможный результат.

В психологии выделяется несколько видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое; практическое и теоретическое; репродуктивное и творческое; интуитивное и аналитическое; реалистическое и аутистическое. Но в контексте менеджерской деятельности отчетливо проявляются и определенные типы мышления.

  • 1. Мышление менеджера, ориентированное на новации, поиск "ноу-хау", прорывные социокультурные технологии, творчество, генерацию идей, новых форм и методов работы, предопределяет инновационный характер деятельности.
  • 2. Мышление менеджера, который уверен в правильности своей деятельности, работает с высокой степенью самоотдачи, "выкладывается" на работе, стремится добиться поставленных целей не только в своей непосредственной работе, но и в работе учреждения культуры в целом, может обеспечивать активно-созидательную деятельность. Коллеги в шутку и всерьез называют такого менеджера "рабочей лошадкой".
  • 3. Пассивно-исполнительское мышление не является прогрессивным. Как правило, менеджеры с таким мышлением - хорошие исполнители, педантично делают свою работу, но только в рамках должностной инструкции. Они не проявляют инициативу, творчество, но отлично выполняют приказы и распоряжения.

Такой тип мышления широко распространен в структурах управления с жесткой исполнительской дисциплиной, в которых строго регламентированы служебные, технологические и производственные отношения.

Такой тип мышления абсолютно неприемлем для менеджмента социокультурной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает развитие творческого потенциала и не способен функционировать иначе.

На основании многолетней практики менеджеры этой сферы уже выработали своеобразные этические нормы и правила, которые получили статус законов, правда, неписаных. В них вошли нормы отношений между самими менеджерами, менеджерами и артистами, менеджерами и подчиненными. Выработаны и применяются особые процедуры разрешения споров и конфликтов.

В силу своего служебного статуса и положения менеджер всегда несет ответственность за людей, с которыми он работает. Взаимодействие менеджера с исполнителем (артистом, художником, профессиональным или самодеятельным коллективом) всегда имеет утонченные этические формы, хрупкую структуру, способные в любой момент разрушиться под малейшим воздействием внешних и внутренних факторов.

Исполнители всегда ищут хороших менеджеров, которые могли бы их профессионально и достойно представлять на внутреннем и зарубежном рынке исполнительского искусства.

Менеджер, со своей стороны, связывая себя контрактом с тем или иным деятелем искусства, не может упустить многих факторов и, на первый взгляд, мелких деталей и нюансов.

Прежде всего, менеджер обязан: убедиться в отсутствии у своего клиента каких-либо соглашений, контрактов и обязательств с другими менеджерами; не допускать переманивания артистов у других менеджеров, необоснованными обещаниями "крутых" гонораров и ангажементов; предельно ясно, в письменной форме составлять контракты, указывая взаимные обязательства и ответственность; еще до подписания соглашения информировать своего подопечного о его расходах на питание, гостиницу, переезды, телефонные переговоры и т.д., о способах возмещения этих расходов и об условиях прекращения или продления контракта; в обозначенный срок выплачивать гонорар и затраты, разногласия по поводу непредвиденных затрат решать путем переговоров.

В случаях творческого кризиса исполнителя, менеджер обязан искренне объясниться с ним и предложить варианты работы в другом амплуа, с другими менеджерами; получив полномочия от исполнителя, менеджер обязан создать условия для выполнения артистом его обязательств, ибо невыполнение вредит репутации не только самого исполнителя, но и менеджера, его перспективе в работе с другими исполнителями.

Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.

Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов:

1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления -- сопричастного менеджмента.

2. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.

Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.

3. Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере -- это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной деятельностью.

4. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.

5. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы.

6. Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать запросам потребителей.

Сопричастный тип менеджмента предусматривает в этих условиях максимально возможное делегирование полномочий развитие горизонтальных коммуникаций без посредничества администрации, свободу циркуляции культурной, творческой, художественной, социальной информации.

Расширение информационного поля деятельности социокультурной организации усиливает ее сопричастность к общему делу, повышая уровень мотиваций, способствует становлению творческой атмосферы в коллективах учреждений культуры.

Профессиональная компетентность по своей сути тесно соприкасается с таким понятием, как "знание": доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей. .

Классифицируя указанные виды знаний, нетрудно установить, что профессиональную компетентность менеджера определяют:

Методологические знания (знание общих принципов познания явлений и процессов);

Теоретические знания (знание конкретных моделей и конструкций профессионального управления и его возможных трансформаций);

Технологические знания (знание способов, методов, средств и форм построения управленческих действий).

Единство методологических, теоретических и технологических знаний в совокупности с практическим опытом рождают и накапливают умения и навыки, профессиональный опыт как основу профессионального мастерства.

Основные функциональные обязанности менеджера социально - культурной сферы:

1. Создание благоприятной культурной среды

2. Выявление, удовлетворение духовных интересов и потребностей различных групп

3. Разработка и реализация различных культурных программ

4. Стимулирование инновационных процессов

Менеджер - технолог социально - культурной деятельности должен уметь:

Вовлекать разные группы населения и отдельных людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры;

Формировать у населения, и в первую очередь у молодежи, экономическую, политическую, правовую, нравственную, экологическую, эстетическую, физическую культуру;

Обеспечивать методическую инструментовку различных форм социально-культурной деятельности;

Осуществлять идейно-художественную оценку явлений культуры;

Конструировать социально значимые контакты, формировать культуру общения;

Эффективно использовать искусство живого слова; наглядные, технические и иные средства идейно-эмоционального воздействия;

Оказывать методическую и практическую помощь общественным организаторам социально-культурной деятельности;

Прогнозировать, планировать и осуществлять просветительную, художественно-творческую, зрелищно-игровую, организационно-методическую и административно-хозяйственную деятельность учреждений культуры и досуга;

Разрабатывать и реализовывать федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные и иные культурные программы;

Изучать, обобщать, пропагандировать, распространять и внедрять передовой опыт социально-культурной деятельности;

Менеджер - технолог социально - культурной деятельности должен владеть навыками:

Изучения и учета потребностей разных групп населения (поисково-социологическое мастерство);

Культурно-организаторской деятельности; экономического, правового, информационного, методического и организационного обеспечения функционирования учреждений, организаций и объединений социально-культурной сферы (менеджерское мастерство);

Организации неформального общения и развлекательно-игрового отдыха разных групп населения (коммуникативно-игровое мастерство);

Дифференциации и индивидуализации содержания и форм социально-культурной деятельности; создания условий для самореализации творческих потенций личности (психолого-педагогическое мастерство);

Проектирования социально-культурных процессов, разработки и осуществления комплексных регионально-целевых культурных программ.

Менеджер социально-культурной деятельности как организатор свободного времени

Человек всегда стремился управлять своим временем, поддерживать такой распорядок дел, который бы включал в себя как можно больше значимых, важных для него занятий и исключал бы пустое, бессмысленное времяпровождение. Время - специфический предмет, не желающий ждать, пока мы придумаем, как его лучше использовать. Неиспользованное время не сохраняется, подобно деньгам, а исчезает бесследно.

Управление временем в самом общем смысле предполагает поддержание оптимального ритма, режима жизнедеятельности, регулирование последовательности отдельных её фаз и периодов, обеспечение синхронности или, напротив, разведенности во времени различных видов деятельности. Управлять временем - значит пользоваться им с наибольшим эффектом, уметь реализовать вновь открывающиеся возможности.

Задача управления свободным временем - сравнительно новая для социальной науки и общественной практики. В связи с ней встает, прежде всего, вопрос о возможности и целесообразности такого управления. Ведь если свободное время является по своей сути временем свободного выбора, удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, то регулирование его извне означает, по крайней мере частично, утрату им этой своей сущности. Прямое внешнее регулирование свободного времени осуществляется лишь по отношению к людям, не достигшим социальной зрелости, умалишенным или преступникам. Предписывать способ проведения досуга нормальному взрослому человеку - значит ущемлять его достоинство.

Но нельзя не учитывать и другой стороны вопроса. Содержание досуга, хотя и обусловлено характером, склонностями, выбором человека, довольно жестко детерминировано характером окружающей его социокультурной среды. Каждый человек выбирает, как ему распорядиться своим свободным временем. Он может сделать этот выбор самостоятельно, исходя только из своих внутренних духовно-нравственных потребностей, но может делать выбор и под мощным давлением социализирующих факторов, которые соответствуют сложившимся на данный момент общественным потребностям. Именно свободное время индивида является той точкой, в которой пересекаются духовно-нравственные потребности индивида и социально-культурные потребности общества.

Сама идея досуга предполагает свободное, непринужденное времяпровождение, выключение некоторых контролирующих и сдерживающих механизмов сознания, которыми направляется деятельность в процессе труда. Поэтому в свободное время человек находится не в меньшей, а в большей зависимости от среды, чем в рабочее время, хотя не всегда осознает это.

В досуге человек склонен предъявлять к себе и своей деятельности повышенные требования, которые он все же не может реализовать без помощи извне. Отсутствие места для спортивных занятий или соответствующих культурных учреждений блокирует потребности досуга, потребности общения, обрекая человека на пассивность и скуку. И наоборот, культурная среда, организованная с учетом этих потребностей, позволяет ему полнее отдыхать, жить насыщенной духовной жизнью. .

Таким образом, необходимо организовывать досуг. А значит, что общество нуждается в специалистах - организаторах культурно-досуговой деятельности. Организаторы культурно-досуговой деятельности должны обладать совокупностью профессиональных качеств и навыков, чтобы успешно осуществлять организацию досуга населения.

Одним из главных свойств профессионального мастерства менеджеров-организаторов свободного времени является владение несколькими видами деятельности, характерными для взаимодействия человека с целостным объектом-системой. Так, для современной деятельности специалистов в области досуга характерно стремление воссоединить традиционные, а иногда и забытые формы работы с новыми технологиями культурно-досугового процесса, ориентированными на конечный «продукт культуры» в его общественном значении. Соответственно подготовка менеджера-постановщика культурно-досуговых программ в университете охватывает весь цикл работ над культурно-досуговой программой - от идеи до законченной программы, и дает возможность каждому студенту поработать на всех стадиях цикла: изучения потенциальной аудитории, поиска идеи, разработки сценария, режиссерского решения и его воплощения.

Оканчивая университет, выпускник получает профессию, которая интегрирована одной общей целью - создавать культурную среду для разумного досуга людей. Эта профессия представляет собой род практической деятельности по решению разного типа культурологических задач и проблем, имеющей свой особый технологический процесс, произведенный своими особыми методами и средствами. Обучаясь по специальности «социально-культурная деятельность», студенты овладевают той областью профессиональной деятельности, которая ограничена предметным полем, включающим проблемы социально-культурного, духовного, нравственного развития общества. Данная специальность имеет достаточно широкое, может быть, чрезмерно обширное предметное поле, и в рамках этой специальности развиваются более узкие области деятельности со своими характерными предметом и методами. .

Организация деятельности учреждений культуры как составная часть технологического процесса требует строгого соблюдения полной профессиональной самостоятельности всех специалистов и одновременно всемерного развития их активности и инициативы в рамках конкретных задач своих структурных подразделений.

В этих условиях особую важность приобретают прежде всего упорядочение и активизация профессиональной деятельности каждого специалиста на основе общих положений, определяющих все стороны организации деятельности учреждения культуры и его составляющих, но одновременно и корректировка ведомственных уставов и инструкций с учетом совместной деятельности различных учреждений культуры.

Менеджер-постановщик культурно-досуговых программ представляет собой специалиста высшей квалификации в области культуры досуга. Он должен обладать высоким уровнем профессионализма в области современного менеджмента, методики культурно-досуговой деятельности и режиссуры культурно-досуговых программ, а также иметь высокий уровень общей культуры и эрудиции. Характер деятельности специалиста предопределят глубокое усвоение им фундаментальных знаний истории и теории отечественной и зарубежной культуры, творческого наследия, выдающихся мастеров театрального, музыкального, изобразительного искусства, классиков киноискусства, современных тенденций в развитии литературы, искусства, народного творчества.

Его профессиональное назначение заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности:

Менеджера-организатора культурного досуга в учреждениях культуры различного типа, досуговых центрах, в государственных, кооперативных, частных, общественных предприятиях, организациях, ассоциациях культурологической направленности (менеджмент, организация развлекательных, игровых, просветительских программ, конкурсов, шоу-программ; импресарио творческих коллективов и т.д.);

Директора, менеджера, художественного руководителя, заведующего отделом культурно-досуговых учреждений, научно-методических центров, творческих объединений и коллективов, отделений творческих союзов, методиста Российского, краевых, областных, районных методических центров, осуществляющего методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности учреждений культуры соответствующего региона (создание оригинальных сценариев культурно-досуговых программ, творческая помощь практикам в их осуществлении, социологические исследования культурных запросов и интересов людей, моделирование инновационных индивидуальных, групповых видов досуговой деятельности, разработка территориальных, комплексных программ возрождения культуры);

Режиссера-постановщика и сценариста разнообразных культурно-развлекательных, художественно-публицистических, информационных, дискуссионных программ, шоу-программ, конкурсов, концертов-смотров народного творчества;

Методиста-консультанта по вопросам сценарного мастерства, режиссуры и постановочной работы, обобщения и распространения лучших современных отечественных и зарубежных методик культурно-досуговой практики;

Руководителя любительских объединений по интересам, отдельных творческих самодеятельных коллективов (ансамбли бального танца, литературно-поэтические студии), исполнителя в творческих профессиональных коллективах;

Преподавателя дисциплин специальности «культурология», преподавателя специальных дисциплин в высших и средних учебных заведениях культуры и искусства, институтах, факультетах и курсах повышения квалификации специалистов;

Научного сотрудника НИИ культуры, научно-исследовательских секторов вузов культуры; научного руководителя по проблемам теории, методики и организации культурно-досуговой деятельности.

Деятельность менеджера-постановщика культурно-досуговых программ распространяется на все возрастные категории населения; осуществляется в различных формах жизни людей и предусматривает духовное, нравственное возрождение общества, семьи, личности.

Этот специалист способен:

Создать условия для включения населения в культурно-творческую, рекреационно-досуговую деятельность в свободное время;

Моделировать разнообразные культурно-досуговые программы;

Прогнозировать культурно-досуговую деятельность людей в условиях свободного времени;

Оказывать методическую помощь работникам культуры, творческим коллективам, любительским объединениям;

Создавать собственный и использовать имеющийся сценарный материал;

Практически реализовать свой режиссерский замысел в постановке культурно-досуговых программ, найдя оригинальный режиссерский ход, образное решение, сценическую атмосферу;

Использовать в режиссерской практике такие средства, как музыкальное оформление, сценографию, световое и пространственное решение;

В постановке культурно-досуговых программ творчески работать с самодеятельными коллективами и профессиональными исполнителями;

Профессионально общаться со сценой, аудиторией в рамках культурно-досуговых программ, импровизировать;

Владеть сценической пластикой (танец, ритмика, сценическое движение), культурой устной речи (техника, художественное слово, ораторское искусство).

Для осуществления этой деятельности менеджер-постановщик

овладевает: знаниями теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности; педагогическими знаниями и умением работать с людьми, в том числе с коллективами и конкретным человеком; знаниями различных вдов искусства, их выразительных средств и языка; драматургии культурно-досуговых программ, форм и методов работы среди различных категорий населения, методики социологических исследований, общей, социальной и возрастной психологии, приемов менеджерской деятельности, маркетинга.

У менеджера-постановщика культурно-досуговых программ хорошо развиты психологические свойства: внимание, восприятие, память, воображение, работоспособность и способность к обучению, обаяние; внешние данные: голос, дикция, мимика, пластика, музыкальность, чувство ритма.

Ему необходимо находить пути финансирование (при необходимости спонсирования) творческих замыслов, знать законы шоу-рынка и уметь применять их на практик.

Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.

Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требова-ний, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов:

1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - сопричастного менеджмента.

2. Управление в социокультурной сфере выражается в кон-кретной организации и регулировании деятельности коллекти-вов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство со-циальной и культурной жизни людей; в разработке стратегиче-ских и текущих целей и задач социокультурного развития соот-ветствующего региона.

Профессиональная компетентность сопричастного менед-жера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческо-му самовыражению.

3. Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере - это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляю-щий собой совокупность организационных отношений, очер-ченных определенной социокультурной деятельностью.

4. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой дея-тельности, менеджер социально-культурной деятельности обя-зан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.

5. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигу-рами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимули-рующие факторы.

6. Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать за-просам потребителей.

Сопричастный тип менеджмента предусматривает в этих условиях максимально возможное делегирование полномочий развитие горизонтальных коммуникаций без посредничества администрации, свободу циркуляции культурной, творческой, художественной, социальной информации.

Расширение информационного поля деятельности социокультурной организации усиливает ее сопричастность к общему делу, повышая уровень мотиваций, способствует становлению творческой атмосферы в коллективах учреждений культуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение проблемы эффективного менеджмента социально-культурной сферы. Характеристика социально-культурных институтов. Практические аспекты проблем эффективного менеджмента. Управление социально-культурной сферы на примере Ивдельского городского округа.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2014

    Менеджмент как система управленческой деятельности. Типические особенности деятельности менеджера, его функции и основные направления работы, личностные и профессиональные качества. Руководители трех уровней управления. Принцип творческой кооперации.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Управление общественными процессами через отношения людей. Менеджмент как основа предпринимательской деятельности. Роль информации в принятии управленческих решений. Коммуникации в системе управления. Координация действий между множеством подразделений.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Классификация функций и принципов социокультурной деятельности. Исследование механизмов менеджмента в социально-культурной сфере. Анализ особенностей управления персоналом в социально-культурном учреждении. Структура государственного управления культурой.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2014

    Сущность организационной культуры и её социально-психологические основы. Особенности становления в творческом коллективе. Оптимальные формы, методы социально-культурной деятельности, черты корпоративной культуры работников учреждения клубного типа.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2016

    Свободное время личности: понятия, сущность, социальная значимость. Менеджер социально-культурной деятельности и его роль в организации свободного времени. Профессиональная компетентность сопричастного менеджера, факторы формирования навыков и умений.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2015

    Культура как сфера экономических отношений. Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства. Экономические и материально-технические ресурсы учреждений. Сущность и характеристика современного менеджмента. Система и структура управления культурой.

    учебное пособие , добавлен 19.02.2012

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...