Ламинарный доспех изготовление. Доспехи

  • Ламинарный доспех (от лат. laminae - слой) - общее название доспеха из подвижно соединённых друг с другом твёрдых поперечных полос.

    Наиболее известные примеры ламинарного доспеха - римская лорика сегментата и некоторые из поздних разновидностей самурайского доспеха. Помимо лорики сегментаты, в древнем Риме была также известна и полная ламинарная защита конечностей, но в армии она практически не применялась, применяясь в основном для гладиаторов, которым обычно так защищали только одну руку (в некоторых случаях ещё и одну ногу) при незащищённом корпусе.

    Ламинарный доспех был широко распространён на Востоке вплоть до XVI в., пока не был вытеснен кольчато-пластинчатой бронёй. Ламинарный доспех широко использовался монгольскими воинами в XII-XIV вв., наиболее распространённый тип монгольского доспеха - хуяг - часто имел ламинарную структуру. По покрою монгольский ламинарный панцирь ничем не отличался от ламеллярного, однако был более тяжёл и неудобен, чем ламеллярный панцирь.

Связанные понятия

Ко́льчатый доспе́х - доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Носила (в зависимости от разновидности) различные названия: кольчу́га, панцирь, байдана, яцерин. Использовались разные виды кольчуг - от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков (hauberk), покрывавших тело полностью, с головы до ног.

Подробнее: Кольчуга

Кулах-худ или кула-худ - тип шлема. Полусферическая форма тульи делала его похожим на глубокую мисюрку или шишак, но было нескольно существенных отличий. Основное - это наличие наносника скользящего типа, с утолщениями на концах и фиксирующим винтом. Круговая кольчужная бармица спереди не доходила до глаз, но сзади и с боков была более длинной. К тулье она крепилась через ряд отверстий, расположенных по венцу. Бармица могла быть как из клёпаного, так и из сведённого кольчужного полотна. Эти шлемы...

Кавари-кабуто (яп. 変わり兜 - фигурный, необычный шлем) - японский класс шлемов, отличающихся по конструкции и форме от стандартных. Появились в XV-XVI веке и позднее получили распространение.

Панцирь («пансырь») - название разновидности кольчатого доспеха, используемое в Великом Княжестве Московском и Русском Царстве с 70-х годов XV века. Также был распространён в Польше, Литве, Казанском ханстве, Астраханском ханстве и в других регионах Восточной Европы и Средней Азии.

Горже́т - первоначально стальной воротник для защиты шеи и горла. Горжет был частью старинных доспехов и предназначался для защиты от мечей и других видов холодного оружия. Большинство средневековых горжетов были простыми щитками для защиты шеи, которые носили под нагрудником и наспинником. Эти пластины поддерживали вес носимой на них брони и зачастую были оборудованы ремнями для крепления других частей доспехов.

Источник - Горелик М. В. Ранний монгольский доспех (IX - первая половина XIV в.) // Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск: Наука, 1987.

Продолжение. - на АРД.

Монгольские панцири из жестких материалов

Основными материалами для их изготовления были железо и толстая кожа, отформованная и высушенная после снятия с туши, когда она приобретает жесткость дерева. Плано Карпини так описывает процесс ее приготовления: «Они берут ремни от быка или другого животного шириною в руку, заливают их смолою по три или по четыре...»(46). Эти «доспехи... из многослойной кожи... почти непробиваемые», «прочнее, чем из железа»(47). В «Сокровенном сказании» упомянут и доспех из бронзы(48).

По структуре твердый доспех монголов, все виды которого назывались монгольским по происхождению термином «хуяг»(49), был ламеллярным или ламинарным (из сплошных широких полос материала, соединенных между собой ремешками или шнурами).

Ламеллярный железный доспех монголов Плано Карпини описывает так: «Они делают одну тонкую полосу (пластинку.- М. Г.) шириною в палец, а длиною в ладонь, и таким образом они приготовляют много полос; в каждой полосе они делают 8 маленьких отверстий и вставляют внутрь (под.- М. Г.) три ремня плотных и крепких, кладут полосы одна на другую, как бы поднимаясь по уступам (укладывают внахлест длинными сторонами.- М. Г.), и привязывают вышеназванные полосы к ремням тонкими ремешками, которые пропускают чрез отмеченные выше отверстия; в верхней части они вшивают один ремешок, который удваивается с той и другой стороны и сшивается с другим ремешком, чтобы вышеназванные полосы хорошо и крепко сходились вместе, и образуют из полос как бы один ремень (ленту из пластинок.- М. Г.), а после связывают все по кускам так, как сказано выше (т. е. как в ламинарном доспехе.- М. Г.). И они делают это как для вооружения коней, так и для людей. И они заставляют это так блестеть, что человек может видеть в них свое лицо»(50).

(Изображение воина на костяной пластине, обнаруженной под горой Тепсей. IV-VI вв., Хакасия - прорисовка Ю. Худякова; части панциря V—VI вв., найденные в окрестностях с. Филимоново, Красноярский край. НИЧ НГУ(Новосибирск). Предметная научно-историческая реконструкция «раннего» тюркского воина V—VI вв.)

Хотя Плано Карпини описывает только железные доспехи, не приходится сомневаться, что не менее были распространены и кожаные, характерные для Центральной и Восточной Азии с тыс. до н. э. вплоть до XIX в.(51). Отверстий для крепления в пластинках было от 6 до 10 (см. рис. 3, 16, 21, 22), что сближает монгольский доспех с тангутским и доспехом, бытовавшими на территории Синьцзяна (см. рис. 3, 4-7, 9-10), и отличает от чжурчженьского, с большим количеством отверстий (см. рис. 3, 11, 14, 15). Пропорции и размеры пластинок также, конечно, варьировали (см. рис. 3, 16, 21).

Интересны архаичные для XIII - первой половины XIV в. черты монгольского ламеллярного доспеха. Это двойное сплетение пластин через край у верхней кромки, как в тохарском кожаном доспехе III в. н. э.(52) (что, впрочем, имело место и в тибетском доспехе XVII-XIX вв.(53), см. рис. 1, 1), и особенно их соединение в ленту на основе из трех ремней, как в аварско-алеманнском доспехе VII в.(54) (см. рис. 1, 3) или в позднейшем, но явно архаичном" панцире нивхов(55).

Еще одна архаичная для евразийских панцирей данного периода особенность - сферические заклепки (см. рис. 3, 16, 21, 22). Подобные заклепки были характерны для доспехов VIII - XI вв., известных в Прибайкалье (см. рис. 3, 17), Средней Азии (настенные росписи городища древнего Пенджикента)56, печенежско-огузских памятниках Поволжья (Джангала - Бек-бике,19), Подонья (Донецкое городище)(57), Поднепровья (Музей истории г. Киева) и даже в столь удаленных друг от друга городах, как Двин в Армении(58) и Новгород на севере Руси(59), до которых дошла эта восточная традиция.

Вместе с тем монгольские пластины XIII - первой половины XIV в. были относительно вытянутые в отличие от прежних образцов (см. рис. 3, 1, 2, 17), хотя и к XIII в. в Центральной Азии и Приамурье подчас использовались короткие и широкие пластинки (см. рис. 3, 3, 2, 12).

Рис. 3. Панцирные пластины Центральной и Восточной Азии домонгольского периода и евразийских степей XIII - XIV вв.

1 - Оловянная III, погр. 1, Прибайкалье, середина I тыс.;

2 - Соцал, Прибайкалье, середина I тыс.;

3-5 - Сан Пао, Синьцзян, XII - XIII вв.;

6-? - Хара-Хото, XII - XIII вв.;

8-10 - Тангутское погребение № 8, XI - XII вв.;

11 - Шайгинское городище, XII в., Приамурье;

12 - Надеждинский могильник, X - XI вв., Приамурье;

13, 14 - Кулешовский могильник, раскоп V и погр. 87, IX - XI вв., Приамурье;

15- Афрасиаб, большая мечеть, XIII в.;

16 - Новотерское, Чечено-Ингушетия, первая половина XIV в.;

17 - Ломы I, погр. 1, середина второй половины I тыс., Прибайкалье;

18 - могила у с. Зугулай, Прибайкалье, XIV в.;

19 - правобережье Енисея, Хакасия, IX - X вв.;

20 - Новокумакский могильник, кург. 1, 1971 г., первая половина - середина XIV в., Оренбуржье;

21 - Олельково городище (?), XIII в., Киевский исторический музей;

22 - Чернова, кург. 12, первая половина XIII в., Минусинская котловина;

23 - Абаза, р-н Абакана, вторая половина XIII - середина XIV в.

Ламинарный доспех также описан Плано Карпини. Трех-четырехслойные кожаные ленты «связывают ремешками или веревочками; на верхнем ремне (ленте.- М. Г.) они помещают веревочки на конце (т. е. отверстия для шнуров расположены вдоль нижней кромки.- М. Г.), а на нижнем - в середине, и так поступают до конца; отсюда, когда нижние ремни наклоняются, верхние встают и, таким образом, удваиваются или утраиваются на теле»(60).

Такой же эффект, хотя и слабее в силу большей эластичности броневой поверхности, наблюдался и у лент ламеллярного доспеха. Неэластичность монгольского кожаного ламинарного доспеха подчеркнута Рубруком: «Я... видел двоих... вооруженными в выгнутые рубашки из твердой кожи, очень дурно сидящие и неудобные»(61).

К сожалению, остатки монгольских ламинарных доспехов пока не найдены. Но об этом доспехе можно судить по ламинарным японским панцирям («танко»), известным с середины VI до XIX в. (см. рис. 1, 2), а также чукотским из твердой моржовой кожи, бытовавшим в XVIII-XIX вв.(62) (рис. 1, 4). Поскольку ленты японских панцирей выкованы из железа, вполне "вероятно, что у части монгольских доспехов они также были железные.

Рис. 4. Иранские изображения монгольских твердых панцирей покроя «корсет-кираса» и шлемов.

1 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1306-1308 гг., б-ка Эдинбургского ун-та;

2, 3 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1314 г., Королевское Азиатское об-во, Лондон;

4 - «Шах-намэ» Фирдоуси, Шираз, 1331 г., б-ка музея Топкапу, Стамбул;

5 - «Китаб-и Самак Аййар» Садаки Ширази, Шираз, 1330 - 1340 гг., б-ка Бод-ли, Оксфорд; 6-8, 10-13, 15, 16 -«Шах-намэ» Фирдоуси, Тебриз, 1330-е гг., бывш, собр. Демотта;

14 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1314 г., б-ка музея Топкапу, Стамбул.

Обратимся к изобразительным источникам. На иранских миниатюрах первой половины XIV в. очень много изображений ламеллярных (см. рис. 4, 2, 4, 7, 8, 13, 16; рис. 5, 2, 3, 9-14) и ламинарных (рис. 4, 5, 6, 9-12, 14, 15; рис. 5, 4, 15) доспехов.

Судя по тебризским миниатюрам, не менее популярны были и панцири смешанной структуры, в которых ленты ламеллярного набора чередовались с ламинарными, цельными (рис. 4, 1, 3; рис. 5, 1, 5-8, 16).

На ширазских и багдадских миниатюрах панцири только однородной структуры. Ламеллярные панцири на этих изображениях обычно имеют цвет металла - они нарисованы желтой, реже сизой либо золотой краской. На тебризских миниатюрах ламеллярные панцири зеленые, красные, розовые, оранжевые. Скорее всего, так изображались крашеные кожаные пластинки, что соответствует традиции Центральной и Восточной Азии, где их к тому же лакировали для предохранения от сырости(63).

В иранской миниатюре «металлическая» окраска ламинарных доспехов встречается реже - обычно полосы крашены, часто покрыты орнаментом - геометрическим, изредка мусульманским псевдоэпиграфическим и особенно часто растительным, в виде вьющейся лозы с трилистником - излюбленной монголами, но распространенной исключительно широко (рис. 4, 5). Узорной ламинарной полосой часто окантованы и ламеллярные доспехи.

Изображения ламинарного доспеха, хотя и не часто, встречаются в памятниках средне- и центрально-азиатской монументальной живописи(64), причем прототипами им послужили доспехи на статуэтках из северокитайских погребений середины I тыс. н. э.(65), изображающих степных сяньбийских всадников.

В. И. Распопова предположила, что на среднеазиатских и иранских изображениях показан не ламинарный, а ламеллярный доспех, каждая полоса которого оклеена сплошной кожаной лентой(66), но она не приводит никаких доказательств. На самом деле подобное встречается только в японском доспехе примерно с X-XI вв., но здесь сказалась специфика. японского ламеллярного доспеха: в нем с указанного времени стремились сделать и показать, особенно на груди, сплошную монолитную броню.

Достигалось это чрезвычайно плотной стяжкой пластин и проклейкой шнуров, оклейкой лент набора и целых нагрудников полосами и кусками расписной кожи(67). На материке же ничего подобного достоверно не зафиксировано. Данные иранских миниатюр о структуре монгольских панцирей подтверждаются китайскими и японскими изображениями ламеллярных (рис. 6, 1, 3) и ламинарных (рис. 6, 2, 7) доспехов.

Рис. 5. Иранские изображения монгольских твердых панцирей покроя «халат» и шлемов.

1, 2, 5, 6 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1314 г., Королевское Азиатское об-во, Лондон;

3, 13, 14 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1306 - 1308 гг., б-ка Эдинбургского ун-та;

4, 10 - «Шах-намэ» Фирдоуси, Багдад (?), 1340 г., Британский музей;

7, 8, 11, 15 - «Щах-намэ» Фирдоуси, Тебриз, 1330-е гг., бывш. собр. Демотта;

9 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, начало XIV в., Прусское культурное наследие, Тюбинген;

12 -«Китаб-и Самак Аййар» Садаки Ширази, Шираз, 1330-1340 гг., б-ка Бодли, Оксфорд; 16 - лист из альбома, Тебриз, начало XIV в., Прусское культурное наследие, Тюбинген.

Одним из основных признаков панциря является его покрой. Плано Карпини подробно описывает покрой монгольского доспеха середины XIII в.: «Латы... имеют... четыре части; одна часть (нагрудник.- М. Г.) простирается от бедра до шеи, но она сделана согласно расположению человеческого тела, так как сжата перед грудью (более узка в верхней части груди.- М. Г.), а от рук (подмышек.- М. Г.) и ниже облегает кругло вокруг тела; сзади же к крестцу они кладут другой кусок (наспинник.- М. Г.), который простирается от шеи до того куска, который облегает вокруг тела (до боковин.- М. Г.); на плечах же эти два куска, именно передний и задний, прикрепляются пряжками к двум железным полосам, которые находятся на обоих плечах; и на обеих руках сверху (с внешней стороны руки.- М. Г.) они имеют кусок, который простирается от плеч до -кисти рук, которые также ниже (с внутренней стороны руки.- М. Г.) открыты, и на каждом колене (бедре.- М. Г.) они имеют по куску; все эти куски соединяются пряжками»(68).

Перед нами скрупулезное описание доспеха типа «корсет-кираса» - основного покроя панциря в Центральной и Восточной Азии, Северной Америке и Океании, известный со II тыс. до н. э. до XIX в.(69) Иранские миниатюры достаточно точно передают панцири этого типа (см. рис. 4), причем иногда до мелких деталей - пряжек, соединяющих нагрудную часть с наплечниками и набедренниками (см. рис. 4, 1).

Карпини описал только один вариант корсета-кирасы - кожаный ламинарный с оплечьями-поручами и набедренниками. На миниатюрах же изображены и ламеллярные (металлические и кожаные), и ламинарные (металлические), и со смешанной структурой корсеты-кирасы. Оплечья доходят до локтя или заканчиваются несколько выше, набедренники достигают середины бедренной кости, либо колена, либо середины голени. Нередки корсеты-кирасы, состоящие только из защиты торса, без оплечий и набедренников (см. рис. 4, 8, 10, 12, 13) или с набедренниками, но без оплечий (см. рис. 4, 5, 11).

Не показаны на рисунках обязательные разрезы и застежки на боках, но такая деталь почти никогда не изображалась в мировом искусстве. Нередко по оси нагрудника и наспинника показан шов, делавшийся для большей гибкости доспеха (см. рис. 4, 8, 9, 12, 14), его стыки иногда прикрыты трапециевидными пластинами (рис. 4, 15, 16). Такие пластины недавно найдены в комплексе доспеха XIV в. в Туве(70).

Примечания

47 Матузова В. И. Английские средневековые источники...- С. 150, 152,153, 175, 182.

48 Козин А. Н. Сокровенное сказание.- § 195.

49 Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение...-С. 256.

50 Путешествия в восточные страны...- С. 50-51.

51 Горелик М. В. Военное дело...; Горелик М. В. Вооружение народов...; Thordeman В. Armour...; Robinson H. R. Oriental Armour.

52 Горелик М. В. Вооружение народов...

53 Thordeman В. Armour...- Fig. 238.

54 Paulsen A. P. Alamannische Adelsgraber...- Taf. 58 u. a.

55 Медведев В. Е. О шлеме средневекового амурского воина // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии.- Новосибирск, 1981.- С. 179.

56 Беленицкий А. М. Монументальное искусство Пенджикента.- М.,1973.- Табл. 23, 25.

57 Медведев А. Ф. К истории пластинчатого доспеха на Руси // СА.-1959.- № 2.- Рис. 2, 1, 2.

58 Калантарян А. А. Материальная культура Двина IV-VIII вв.- Ереван. 1970.-Табл. XXI, 1.

59 Медведев А. Ф. К истории...- Рис. 1, 11, 12.

60 Путешествия в восточные страны...- С. 50.

61 Там же.- С. 186.

62 Stone G. С. A. Glossary of the Construction, Decoration and Use of Armsand Armour in all Countries and in all Times.- N. Y., 1961.- Fig. 71.

63 Robinson H. R. Oriental Armour.- Fig. 62, 67, 68.

64 Распопова В. И. Металлические изделия раннесредневекового Согда.-П.. 198J3.- Рис. 60; Горелик М. В. Вооружение народов...

65 Robinson H. R. Armour...- Fig. 65, В.

66 Распопова В. И. Металлические изделия...- С. 83.

67 Robinson H. R. Oriental Armour.- P. 173-178.ее Путешествия в восточные страны...- С. 50.

69 Горелик М. В. Военное дело...; Stone G. С. A. Glossary...- Fig. 70, 71,.76, 86, 87.

70 Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение...-Табл. IV.

Белый доспех - доспех, производимый в Европе с конца XIV по начало XV века. После возрождения искусства изготовления кирасы сменил латно-бригантный доспех. Позже эволюционировал в миланский и кастен-брут. Назывался белым, чтобы отличать от корацины. Позже так стали называть доспехи, не покрытые краской и не вороненые. Имел меньшую гибкость и степень свободы, но большую надежность, чем крупнопластинчатая бригантина. Использовался со шлемом гранд-бацинет и латными рукавицами. Характерной чертой являлось латная юбка без набедренных щитков. Не путать с набедренниками. Прим. автора.

Кастен-брут - доспех производимый на севере Европы с начала и до середины XV века. Предшественник готического доспеха. Использовался со шлемом гранд-бацинет и латными перчатками. Характерными чертами являлись угловатый силуэт и очень длинная юбка.

Миланский доспех - доспех, производимый в центральной и южной Европе с начала XV до середины XVI. В основе концепции доспеха была простота, надежность и защита. Часто использовался вместе со шлемом типа армет, дополнительной защитой в виде ронделя, бувигера, наплечей, налобника и так далее. Обязательным элементом доспеха были латные рукавицы и сабатоны. Характерными чертами доспеха являлись гладкие, округлые формы, наличие большого количества ремней скрепляющих латы и увеличенный левый налокотник.

Готический доспех - доспех, производимый на севере Европы с середины XV и до начала XVI века. Отличался большой гибкостью и свободой движений предоставляемых владельцу лат. Данные свойства доспеха достигались за счет снижения уровня надежности и защиты. Как правило, имел сильное гофрирование и рифление позволяющее увеличить прочность и уменьшить вес лат. Часто использовался вместе со шлемом типа салад, бувигером, стальными перчатками и полуперчатками. Характерными чертами доспеха являлись углы и резкие линии, минимальная дополнительная защита. Часто вообще дополнительное бронирование не использовалось. В комплект доспеха также входила и кольчуга для защиты суставов и открытых участков тела.

Максимилиановский доспех - доспех, производимый на севере Европы с начала XVI века. Разработан германскими оружейниками под впечатлением работы итальянских мастеров. Объединяет итальянский округлый с немецким угловатым стилем. Смешение стилей позволило создать доспех, имеющий внешнее сходство с миланским доспехом, но не утративший характерных признаков готического. Доспех был более прочным, чем миланский, но имел меньшую степень свободы и гибкости, чем готический. Отличительной особенностью максимилиановского доспеха помимо рифления и гофрирования были ребра жесткости, созданные выгибанием краев стальных пластин наружу и заворачивания их в максимально узкую трубку. Использовался со шлемами типа армет и бургиньот, латными рукавицами с отдельной защитой большого пальца. Характерной чертой доспеха являлись увеличенные элементы стандартной защиты, что позволило отказаться желающим от дополнительного бронирования. Например, изменение размеров наплечника, в сторону увеличения нагрудной пластины, позволило отказаться от ронделя.

Бригантина - доспех, из стальных пластин изготовленный на кожаной или тканевой основе с перекрыванием пластин краев друг друга, производимый в Европе с XIII по XVII век. При использовании бригантины с латной защитой конечностей получался латно-бригантный доспех. Также существовал кольчужно-бригантинный, шинно-бригантинный и полный бригантинный доспех. Существовало три основных вида бригантин. Классическая бригантина использовалась в основном c ХIII до середины XIV века. После она стала использоваться в основном ополченцами и наемниками. Изготовлялась из мелких пластин. Часто производилась в безразмерном (мешковатом) варианте. Края бригантины соединялись ремнями на спине и плечах. Спина была защищена боковыми крыльями. Могла иметь кольчужную юбку. Крупнопластинчатая бригантина (корацина) использовалась рыцарями с начала XIV до начала XV века. Изготовлялась точно по фигуре. Корацина имела разъемный нагрудник и отдельные пластины, защищающие спину. Застегивалась ремнями на груди и плечах. Также имела юбку ламинарной конструкции. Иногда задние сегменты юбки отсутствовали для большего удобства сидения. Поздние экземпляры корацины состояли из двух нагрудных пластин, двух пластин защищающих живот, четырех боковых и двух спинных. С появлением кирасы корацина исчезла из-за своей высокой стоимости. Бригантина с пластроном использовалась с середины XIV века. Изготовлялась путем приклепывания к классической бригантине кованого нагрудника (пластрона). Застегивалась ремнями на спине.

Бахтерец - кольчато-пластинчатый доспех, производимый на Ближнем Востоке с XIV до XVII века. Впоследствии его производство распространилось по всему Востоку, Средней Азии и Восточной Европе. Он сделан из сплетенных внахлест в вертикальные ряды на кольчужной основе, горизонтально расположенных стальных пластин. Перекрытие пластин было минимум двойным. Может представлять собой жилетку, куртку или халат. Может застегиваться ремнями по бокам или на груди. Обеспечивает очень хорошую защиту и полную свободу движения. Состоит из нескольких сотен (до полутора тысяч) мелких пластин.



Юшман - кольчато-пластинчатый доспех, производимый на Ближнем Востоке с XIV до XVII века. Отличается от бахтерца более крупными пластинами и меньшим перекрытием между ними. Может представлять собой жилетку, куртку или халат. Может застегиваться ремнями по бокам или на груди. Обеспечивает меньшую защиту, чем бахтерец и меньшую свободу движения. Состоит примерно из сотни крупных пластин.

Колонтарь - кольчато-пластинчатый доспех, производимый на Ближнем Востоке с XIII до XVII века. Сделан он из сплетенных между собой без нахлеста стальных пластин. Рукавов покрытых пластинами не имеет. Колонтарь изготовлен на кольчужной основе. Может представлять собой жилетку или куртку с кольчужными рукавами и подолом. Застегивался ремнями по бокам. Обеспечивает неплохую защиту и свободу движения.

Ламеллярный доспех - группа доспехов, производимых с XI по XIV век на востоке Европы, на Ближнем Востоке и Азии, из сплетенных между собой проволокой или кожаным шнуром стальных пластин. Сначала набираются горизонтальные полосы, а потом они скрепляются между собой с частичным перекрытием. Доспех может представлять собой жилетку, куртку или халат. Может застегиваться ремнями по бокам или на груди. Обеспечивает неплохую защиту и свободу движения. Был вытеснен ламинарным доспехом. Ламеллярный доспех очень часто путают с кольчато-пластинчатым. Прим. автора.

Ламинарный доспех - группа доспехов, первые образцы которых были изготовлены в Римской империи. В дальнейшем они производились с XII по XV век на востоке Европы, на Ближнем Востоке и Азии, из сплетенных между собой проволокой или кожаным шнуром стальных полос. Технология производства одинакова с ламеллярным доспехом. Сначала ковались полосы необходимой длины, а потом они скреплялись между собой. Впоследствии пластины стали крепиться заклепками к кожаным ремням, идущим внутри доспеха. Доспех представляет собой жилетку, к которой крепятся дополнительные элементы. Может застегиваться ремнями по бокам или на груди. Обеспечивает неплохую защиту и свободу движения. Благодаря большей жесткости, надежности крепления пластин и меньшей стоимости изготовления ламинарный доспех вытеснил ламеллярный, но отдельные движущиеся элементы (наплечники, налокотники и др.) ламеллярной конструкции продолжали встречаться. Ламинарный доспех был вытеснен кольчато-пластинчатым доспехом.

Кольчатый доспех - группа доспехов, производимых с V века до нашей эры до XIX века в Европе, на Ближнем Востоке и Азии, из сплетенных между собой стальных колец. Плетение колец можно условно разделить на "4в1" - одинарное, "6в1" - полуторное, "8в1" - двойное. Доспех может представлять собой жилетку, куртку, комбинезон или халат. Кольчатая сеть может быть отдельным средством защиты, используемым в сочетании с другими. Например, бармица. Доспех может застегиваться ремнями по бокам, на груди или спине. Обеспечивает неплохую защиту и свободу движения. В обязательном порядке используется только с поддоспешником.

Поддоспешник - простейших доспех-одежда (ватник, жилет, халат и др.) имеющий внутреннюю набивку из ваты, пеньки или льна. Типом доспеха, под который он надевался, обуславливались размеры и толщина поддоспешника.

Шлемы

Круглый шлем - открытый шлем производился со времен древней Греции. Изготовлялся из кожи и металла, или целиком из металла. Мог иметь наносник, личину, науши, затыльник, бармицу в различных сочетаниях. В Европе эволюционировал в капелину, бацинет и горшковый шлем.

Кольчужный капюшон - защита головы, производимая в Европе с V века. Мог использоваться как самостоятельно, так и в комплекте со шлемом.

Горшковый шлем - закрытый шлем, производимый в Европе с начала XIII века. По форме цилиндрический или горшкообразный. Поздняя модификация имела остроконечную верхушку и называлась - сахарной головой. Турнирная модификация - жабья голова. Шлем имел на лицевой части две прорези. Ниже могли сверлиться отверстия для вентиляции. Шлем одевался поверх кольчужного капюшона и толстой шапки (тюбетейки) Опирался на плечи носившего, что вместе с шапкой защищало от сотрясения мозга при ударе по голове. Имел плохой обзор и не мог жестко фиксироваться относительно головы. После копейного удара часто снимался с головы. С конца XIV века использовался только на турнирах.

Капелина (шапель) - группа шлемов, производимых в Европе с начала XIII до XVII века. Имел цилиндрическую или сфероконическую форму. Сменил в качестве защиты головы пехотинцев и кавалеристов круглый шлем. Отличался широкими полями, частично закрывающими и плечи. Защиты лица не было. Могла иметь бармицу. Капелина крепилась к голове подбородочным ремнем. Поздние модификации были похожи на салад.

Бацинет - открытый шлем, производимый в Европе с начала XIII до XVI века. Мог использоваться самостоятельно и в качестве защиты головы рыцарей вместо кольчужного капюшона, носимого под горшковым шлемом. Защита лица ограничивалась наносником и бармицей. Бацинет крепился к голове подбородочным ремнем. Поздние модификации имели очень широкий отстегивающийся наносник. В XIV веке наносник эволюционирует в вытянутое вперед конусовидное забрало собачья морда. Забрало крепилось двумя способами. При первом способе забрало крепилось к лобной части бацинета на один шарнир и ремнем за затылочную часть шлема. Данный способ позволял откидывать или отстегивать забрало. Во этом случае оно могло полностью сниматься и не мешать одеванию горшкового шлема. Второй способ был традиционным. Забрало крепилось к височным частям шлема. Позднее шлем эволюционировал в гранд-бацинет.

Гранд-бацинет - закрытый шлем, производимый в Европе с середины XIV века. Имел в отличие от бацинета затылочную пластину, прикрывающую нижнюю часть шеи и несъемное забрало. Появившийся бувигер (наподбородник) составлял со шлемом единый комплект защиты, закрывал подбородок, горло, ключицы и крепился на штифтах к шлему и кирасе. Опирался гранд-бацинет на плечи и лишал возможности поворачивать голову. Крепился к спинной и, через бувигер, к грудной части кирасы. В защитных свойствах гранд-бацинет немного уступал горшковому шлему, но благодаря своей универсальности вытеснил его с поля боя и потеснил на турнирах. Эволюционировал в армет.

Армет - закрытый шлем производимый в центральной и южной Европе с начала XV до конца XVI века. Имел в отличие от гранд-бацинета бувигер составляющее единое целое с остальными частями шлема. Бувигер состоял из двух раскрывающихся лицевых половинок. В закрытом положении они фиксировались штифтом на подбородке. Позже бувигер стал единым и присоединялся к височным местам шлема, что позволяло откидывать его как забрало. В этом варианте нижняя часть бувигера крепилась ремнем с ронделем к затылочной части шлема. Почти всегда армет опирался на плечи и не позволял поворачивать голову. Шлем мог иметь бармицу и не крепиться к кирасе.

Салад - группа шлемов производимых на севере Европы с конца XIV до середины XVI века. Ведут свое происхождение от бацинета и представляют собой шлемы различной формы, объединенные наличием длинного, расположенного под острым углом к шее, назатыльника и, не всегда, правда, продольного ребра жесткости. Большинство саладов не имеют защиты нижней части лица. Верхнюю часть защищает неподвижная пластина с узкой прорезью для глаз или короткое забрало. При этом необходимо использования бувигера. Комплект брони, состоящий из готического доспеха, салада без защиты нижней челюсти и бувигера пользовались огромной популярностью в Германских государствах. Салад позволяет поворачивать и наклонять голову в любом направлении, а назатыльник и бувигер образуют хорошую защиту шеи и нижней части лица. Салад совершенно не препятствовал поступлению воздуха. Боевой шлем, как его называли в Германии, в турнирах не использовался. В бою, после копейного удара салад сдвигался на затылок и полностью открывал глаза. В середине XV века развитие кузнечного искусства позволило оснастить салад двумя забралами. Верхнее прикрывало лицо от бровей до кончика носа, нижнее от носа до горла. В XVI веке салад эволюционировал в бургиньот. Немецкая каска образца Второй мировой войны и современный шлем велосипедиста являются прямыми потомками салада. Нравятся мне немецкие оружейники, а если вспомнить, что тогда происходило в данном регионе, то понимаешь, что парадные и турнирные доспехи изготовлять они не могли. Прим. автора.

Барбют - (венецианский салад) открытый шлем, производимый на юге Европы с XV до середины XVI века. Представлял собой творчески переработанную версию шлема популярного в античные времена. Боевой шлем закрывал всю голову до плеч кроме Y - образного или Т- образного выреза в лицевой части. Не препятствовал обзору, дыханию и движению головы. Мог быть оснащен бармицей.

Бургиньот - закрытый шлем, производимый в Европе c середины XVI века. Представлял собой смесь салада и барбюта с элементами армета. Характеризовался круглым корпусом, плотно облегающим череп, прилегающим к затылку и трапециевидным мышцам спины назатыльником. Обеспечивал неплохую видимость, подвижность головы и нормальное поступление воздуха. Барбют позволил полностью отказаться от бувигера. В течение полувека в связи с развитием военного искусства бургиньот стал открытым шлемом. Забрало эволюционировало в козырек, ребро жесткости стало гребнем, боковые части шлема (нащечники и науши) стали крепится на петлях.

В широких слоях любителей истории существует мнение, что вторгшаяся на Русь монгольская армия представляла собой огромную толпу полудиких дикарей в халатах, на лошадях и с луками. С хорошей дисциплиной и организацией. При этом упускается тот факт, что до Руси Монгольская империя помимо множества народов степи покорила целый ряд государств с мощной экономикой и развитыми ремеслами. Ресурсы покоренных стран и народов были подчинены интересам монгольской военной машины и работали на оборонку. Доспехи для монгольской армии ковали и Корея, и Китай, и государства Средней Азии, и северный Иран, и сами степные народы. В таких условиях обеспеченность воинов защитным и наступательным вооружением просто обязана была быть выше, чем у армий русских княжеств и европейских государств. Хочу отметить, что мастера оружейники покоренных народов делали монголам доспехи не как привыкли, а такие которые требовались госзаказом.

Само монгольское защитное снаряжение достаточно хорошо описано и зарисовано. В частности его подробно описывает посланник Ватикана в Орду Паоло Карпини. Есть и копанина. На середину XIII века было выделено несколько разновидности монгольского доспеха. А именно: доспех из твердых материалов - хуяг, доспех из мягких материалов - хатангу дегель и смешанный. Интересно, что кольчугу на то время монголы применяли слабо.

Хуяг изготавливался из стали/железа или кожи. Во втором случае для получения необходимой прочности кожа склеивалось в несколько слоев. По покрою доспех являлся ламелярным или ламинарным. Ламелярный доспех изготавливался из большого количества небольших металлических пластин, связанных кожаными ремешками или шнурами. При этом пластины располагаются внахлест.

Ламинарный доспех также собирался на ремнях/шнурах, но изготавливался из длинных широких полос. Как правило, у монголов именно ламинарный доспех изготавливали из клееной кожи (могли делать и из стали). Полосы также располагаются внахлест.

Самым известным примером ламинарного доспеха является римская лорика сегментата.

По покрою доспех мог быть изготовлен в виде халата с рукавом до локтя, т.е. единой частью, или собираться из пяти частей - нагрудника, наспинника, двух наплечников и двух набедренников. Наплечники защищали руку до локтя или кисти, набедренники могли доходить до середины голени.

Хатангу-дегель представлял собой тканевую или кожаную основу, с внутренней стороны которой внахлест приклепывались крупные металлические пластины. Придумали такой доспех в Китае в 7 веке как парадный доспех придворных. Чтобы, с одной стороны они оставались хорошо защищенными, а с другой создавался вид, что воины нарядно одеты. Часто поверх такого доспеха надевались дополнительные средства усиления. По покрою хатангу-дегель также как и хуяг мог быть изготовлен в виде халата или в виде отдельных частей.

Интересно, что вскоре после монгольского нашествия подобная конструкция доспеха появилась в Европе под названием бригандины.

Впрочем, хатангу-дегелем также назывался и доспех полностью из мягких материалов. Такой панцирь шился из полотнищ толстой кожи, войлока, или толстой ткани. Обычно в несколько слоев. Простегивался шерстью, ватой, волосом и пр. По современным меркам такой доспех и не доспех вовсе, а поддоспешник.

Монгольский шлемы имели сфероконическую или полусферическую форму. Имел навершие в виде трубочки (куда что-нибудь вставлялось), штырька и пр. По нижнему краю шлем усиливался тульей в виде полосы. Специфическими признаками монгольского шлема является навершие в виде отогнутого назад штырька, выгнутая вперед налобная пластина, науши в виде двух или трех дисков, небольшой козырек. Как правило, монгольские шлема имели бармицу, изготавливаемую из самых различных материалов. Бармица могла быть ламинарной, ламеллярной или кольчужной. Также она могла изготавливаться из нескольких слоев ткани, мягкой кожи или войлока. Бармица могла как закрывать шею только с боков и сзади, так и полностью, включая лицо до глаз.

Ламеллярный доспех считается одним из самых эффективных видов древней брони. Первые упоминания о нем относятся к библейским временам. Известно, что данная броня по своей эффективности превзошла латы. Она заняла второе место после кольчуги, которая постепенно начала сдавать свои позиции. В ламеллярный доспех заменил ее полностью и стал широко использоваться кочевниками, византийскими солдатами, чукчами, коряками и германскими племенами.

История названия

Свое название “ламеллярный” доспех получил благодаря своеобразной конструкции, состоящей из множества металлических пластинок (лат. lamella - "пластинка", "чешуйка"). Данные стальные элементы соединяются между собой при помощи шнура. Ламеллярный доспех в каждом государстве имел свои отличительные особенности. Но принцип соединения пластинок шнуром был общим для устройства всех древних доспехов.

Броня из бронзы

В Палестине, Египте и Месопотамии для изготовления лямелляров использовалась бронза. Широкое применение данный металл получил на востоке и в центре Азии. Здесь ламмелярными доспехами оснащались воины до девятнадцатого века.

Какая была броня в Древней Руси?

До середины двадцатого века среди ученых, исследовавших древнерусское вооружение, бытовало мнение, что наши предки пользовались только кольчугами. Данное утверждение оставалось долгое время неизменным, несмотря на то, что на фресках, иконах, каменной резьбе и миниатюрах был изображен ламеллярный доспех. Дощатая броня считалась условной, и всякое упоминание о ней игнорировалось.

Археологические работы 1948-1958 годов

После окончания Великой Отечественной войны советскими археологами на территории Новгорода было обнаружено свыше 500 обгоревших ламеллярных пластинок. Находка дает основания утверждать, что древнерусичами также широко использовался ламеллярный доспех.

Русь. Годы монгольского вторжения

В результате археологических раскопок на территории Гомеля ученые обнаружили самую крупную мастерскую по изготовлению доспехов. Она была сожжена монголами в 1239 году. Под завалами археологи обнаружили мечи, сабли и свыше двадцати видов уже готовых ламеллярных пластинок. В отдельном помещении были найдены бракованные чешуйчатые изделия и заготовки: они не имели отверстий и изгибов, а края пластин содержали заусенцы. Факт нахождения длинного шила, напильника, точильного и шлифовального кругов поначалу подтолкнул ученых к мысли о том, что именно здесь изготавливался, собирался и подгонялся ламеллярный доспех. Изготовление брони между тем возможно только при наличии кузнечного горна. Но данное оборудование не было обнаружено ни в помещении мастерской, ни поблизости. Исследователи пришли к выводу, что в Гомеле был обнаружен древний оружейный склад, сам же производственный процесс по изготовлению доспехов осуществлялся в другом месте.

Что собой представляет ламеллярная броня?

Посредством соединения небольших металлических пластин при помощи шнурков собираются ленты, из которых состоит ламеллярный доспех. Фото внизу представляет особенности сочетания стальных чешуек в изделии.

Работа по сборке должна происходить таким образом, чтобы каждая пластинка одним своим краем перекрывала соседнюю. После проведения исследований реконструированной брони разных стран ученые пришли к выводу, что пластины, из которых состоял ламеллярный доспех Византии, не перекрывались, а плотно прилегали друг к другу и крепились к коже. Ленты связывались между собой сначала горизонтально, а затем - вертикально. Ковка металлических пластин была занятием трудоемким. Сам же процесс сборки доспехов особой сложности не представлял.

Описание

Вес доспеха из пластин толщиной 1,5 мм составлял от 14 до 16 кг. Ламеллярный доспех с расположенными внакладку пластинками по эффективности превзошел кольчугу. Кираса, созданная по ламеллярному образцу, способна надежно защитить от колющего оружия и стрел. Вес данного изделия не превышает пяти килограмм. Сила удара оружия противника рассеивается по поверхности брони, не причиняя при этом никакого вреда воину, облаченному в доспехи.

Способы крепления

С целью предотвратить повреждения доспеха пластинки в нем связывались двумя специальными шнурами так, чтобы их длина с тыльной стороны была незначительной. Если один шнур разрывался, стальные элементы в доспехе удерживались вторым. Это давало возможность воину при необходимости самостоятельно заменять поврежденные пластинки. Такой метод крепления был основным, но не единственным. Также можно было использовать металлическую проволоку или заклепки. Такие конструкции отличались высокой прочностью. Недостатком второго метода является малая подвижность доспеха.

Сначала для соединения стальных пластин применялись ремни. Со временем эта практика была прекращена. Обусловлено это было тем, что при рубящих ударах меча ламеллярный доспех часто повреждался. Броня, в которой использовались заклепки и проволока, способна была выдержать удары различных типов оружия.

Форма

Составные элементы доспеха представляют собой прямоугольные стальные изделия с равномерно распределенными по всей поверхности парными отверстиями. Некоторые пластинки в нем содержат выпуклости. Они необходимы для того, чтобы лучше отражать или ослаблять удары стрел, копья и другого оружия.

Где встречается пластинчатая броня?

При воспроизведении исторических событий Средневековья в художественных фильмах герои часто используют ламеллярный доспех. «Скайрим» - одна из популярных компьютерных игр, где также теме пластинчатой брони уделяется много внимания. Согласно условиям, данные доспехи носят наемники, мародеры и главари бандитов. По игре данная тяжелая броня становится доступной после прохождения восемнадцатого уровня, когда у героя появляется необходимость в более серьезном уровне защиты. Ее способен обеспечить усовершенствованный стальной пластинчатый доспех, который по своим характеристикам существенно превосходит обычный комплект из стали.

Как сделать ламеллярный доспех?

Стать обладателем этой тяжелой брони можно двумя способами:

  • Воспользоваться услугами мастерских, занимающихся изготовлением таких доспехов.
  • Обзавестись необходимыми чертежами, схемами и материалами, после чего начать изготавливать ламеллярный доспех своими руками. Осуществлять работу можно с привязкой к какому-либо историческому событию. Или же просто изготовить пластинчатую броню по понравившемуся рисунку.

Что понадобится для работы?

  • Стальные пластинки. Они являются самым важным элементом в доспехе и обязательно должны иметь соответствующую схеме сборки форму. Толщина пластин, прошедших закалку, не должна превышать 1 мм. Намного эффектнее будет выглядеть ламеллярный доспех из выпуклых пластинок, которые, в отличие от плоских, стоят дорого. Учитывая размеры корпуса человека, можно предположить, что на броню понадобится не менее 350-400 пластинок размером 3х9 мм.
  • Кожаные ремни. Они необходимы для связывания между собой металлических пластин. Оптимальная толщина поясов должна составлять 2 мм. Опытные пользователи рекомендуют не приобретать уже готовые ремни. Лучше обзавестись листами кожи нужной толщины, а пояса нарезать самостоятельно. Это позволит правильно рассчитать необходимую длину шнуров. Рекомендуется нарезать ремни шириной 0,5 см. Они идеально подойдут для отверстий, диаметр которых составляет 0,3 см. Для работы понадобится 80 м шнура. Для изготовления ремней можно использовать или шелковый шнур. Полосы должны разрезаться вдоль таким образом, чтобы они с трудом могли проходить сквозь отверстия в пластинках.

Как происходит процесс?

  • Приготовленные стальные пластинки должны иметь парные отверстия. Они выполняются сверлом. Каждое отверстие прошивается капроновыми нитками. Перед тем как приступить к прошивке, каждую пластинку следует отшлифовать, после чего толщина ее может несколько уменьшиться. Несмотря на то, что уменьшение толщины особо не заметно, поскольку пластинки ложатся внахлест друг к другу, изначально рекомендуется их толщина не менее 1 мм. При тестировании лямеллярного доспеха с пластинами в 1 мм четыре стрелы, выпущенные с расстояния 20 м при натяжении лука весом в 25 кг, не нанесли серьезных повреждений броне.

  • Отбивка пластин. Процедура необходима для формирования выпуклостей на изделиях. Выполняется данная работа на деревянной основе при помощи трехсотграммового молотка со скругленным бойком.

  • Покраска пластин. Для воронения изделия можно использовать растительное масло. Перед работой изделие подлежит термическому воздействию. Обрабатываются поверхности пластинок с двух сторон. Рекомендуется внутреннюю часть покрывать специальным лаком по металлу, а наружную - просто отполировать, а при необходимости пролудить и покрыть позолотой.
  • Обработка ремней. Перед тем как пропускать шнур через отверстия в пластинах, куски кожи, из которой он изготавливается, должны быть обработаны. Для этого шнуром несколько раз проводят по куску твердого воска. Если ремень полотняный, то он подлежит процедуре вощения. Время от времени ремни рекомендуется протирать тряпкой, смоченной в растительном масле. Это защитит их от возможного пересыхания. Стальные пластинки также рекомендуется обрабатывать маслом. Для окантовки рекомендован исключительно кожаный ремень.
  • Для работы рекомендуется использовать ремни из кожи. Они лучше, чем изделия из шелковой нити, так как способны растягиваться. Это качество особенно важно при создании лямеллярных доспехов, поскольку броня, огибая корпус, изначально должна быть очень тугой, растягиваться спустя некоторое время.
  • На концах пластин в парные отверстия пропускаются ленты, которые в дальнейшем связываются. Необходимо следить за тем, чтобы связывание происходило свободно. Это даст стальным пластинкам возможность двигаться друг над другом по типу сегментной брони.
  • Чтобы на пластинках не образовывалась ржавчина, их нужно обрабатывать при помощи ортофосфорной кислоты. Тусклый металлик - такой цвет приобретает лямеллярный доспех после обработки кислотой.
  • Для изготовления самодельного лямеллярного доспеха можно использовать пластинки из мягкой оцинкованной жести.

Кустарная броня, выполненная в домашних условиях, преимущественно предназначается для красоты, а не для защиты. В основном она используется как сувенир.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...