Да каждое дыхание славит господа. Мой путь к богу

Детально: всякое дыхание да хвалит господа текст - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте сайт для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать] Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его вси ангели Его, хвалите Его вся силы Его. Тебе подобает песнь Богу. Псалом 148 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет. Хвалите Его Небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века, повеление положи, и не мимоидет. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его, горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри, зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты. Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы с юнотами, да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси. И вознесет рог людей Своих, песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем, приближающимся Ему. Псалом 149 Аллилуиа. Воспойте Господеви пeснь нову: хваление его в церкви прпдбных. Да возвеселится Израиль о сотворшем его, и сынове сиони возрадуются о цари своем. Да восхвалят имя его в лицe, в тимпанe и псалтири да поют ему. Яко благоволит Господь в людех своих, и вознесет кроткия во спасeние. Восхвалятся прпдбнии во славe и возрадуются на ложах своих. Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их: сотворити отмщение во языцeх, обличения в людех: связати цари их путы, и славныя их ручными оковы желeзными: сотворити в них суд написан. Слава сия будет всeм преподобным его. Псалом 150 Аллилуиа. Хвалите Бога во святых его, хвалите его во утвержении силы его: хвалите его на силах (в силах) его, хвалите его по множеству величествия его: ...

http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-19112/?stt=1028

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще-то, если честно, там «да хвалит Господа», но смысл от этого не меняется, потому что Господь наш – Бог наш. «Всякое дыхание» – имеется в виду всякое творение Божие. Все создания Божии, которые дышат – и птицы, и земноводные, и животные, и растения, потому что всё, что Бог создал, Он создал для Своей славы. Бог для нас, Его творений, абсолютно невидим и непостижим, что выражается такими словами: «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин. 1, 18) . Но величие Божие мы можем наблюдать в Его творении. Видим синицу, её красоту – и славим Бога. И синица, чирикая, славит Бога. И так каждое живое существо. Красивая раковина славит своего Создателя, потому что моллюск не имеет развитого мозга, он не мог сам такую конструкцию создать. Это Господь. Или строй улья – насекомое, пчела, не может это создать, это Бог создал. И пчелиный улей с его разумнейшим устройством славит Бога. Славят Бога и все рыбы, и все животные. Всякое дыхание своим существованием славит Господа. И Богу угодно, чтобы и человек, которому дан великий дар разума, слова, брака, способность познавать Бога, через религию, которую также Бог дал человеку, через стыд и совесть прославлял Бога. Это призыв ко всей твари. Но, конечно, славят Бога не только твари, которые представляют собой живых существ. Хвалят Бога и горы, о чём сказано, и реки, и моря. Так что всё, сотворённое Богом, хвалит Его. Особенно хвалит Бога вселенная. Каждый, кто смотрит на небо, может это ощутить, видя её бездонную величину и совершенно божественную красоту – особенно в нашей природе и полосе это августовская ночь, которая являет нам величие Бога-Творца. Я помню меня, маленького ребёнка лет пяти, вид неба привёл в такое состояние, что мне до сих пор памятно это событие, когда я обратил на него внимание. С тех пор нахожусь под этим впечатлением и, когда оказываюсь перед чистым небом, усеянным звёздами, вспоминаю это детское впечатление, и оно продолжает на меня действовать. Хвалят Бога и вулканы, вот сейчас Этна извергается. Какая внутри нашей планеты сосредоточена энергетическая мощь, и как Господь устроил, что земная кора эту мощь удерживает в себе, и только в отдельных точках являет нам, что там внутри – такие температуры, которые мы можем только на какие-то секунды воспроизводить с помощью нашей техники. А для Бога это не является чем-то запредельным. Настоящая плазма находится очень близко, и Господь нас сохраняет.

Прот. Александр Березовский: А высшее творение Божие – человек – выпадает из этого общего оркестра.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, человеку предстоит путь. Драгоценный дар свободы он должен употребить для того, чтобы тоже своей жизнью прославить Бога. Чтобы люди видели добрые дела человека и прославляли Отца Небесного.

…………………………………….
Ответ: о.Димитрий Смирнов

Аллилуиа

Аллилуиа.

1 Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его.

1 Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его:

2 Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.

2 хвалите Его за могущество Его, хвалите Его по множеству величия Его.

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще-то, если честно, там «да хвалит Господа», но смысл от этого не меняется, потому что Господь наш – Бог наш. «Всякое дыхание» – имеется в виду всякое творение Божие. Все создания Божии, которые дышат – и птицы, и земноводные, и животные, и растения, потому что всё, что Бог создал, Он создал для Своей славы. Бог для нас, Его творений, абсолютно невидим и непостижим, что выражается такими словами: «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин. 1, 18) . Но величие Божие мы можем наблюдать в Его творении. Видим синицу, её красоту – и славим Бога. И синица, чирикая, славит Бога. И так каждое живое существо. Красивая раковина славит своего Создателя, потому что моллюск не имеет развитого мозга, он не мог сам такую конструкцию создать. Это Господь. Или строй улья – насекомое, пчела, не может это создать, это Бог создал. И пчелиный улей с его разумнейшим устройством славит Бога. Славят Бога и все рыбы, и все животные. Всякое дыхание своим существованием славит Господа. И Богу угодно, чтобы и человек, которому дан великий дар разума, слова, брака, способность познавать Бога, через религию, которую также Бог дал человеку, через стыд и совесть прославлял Бога. Это призыв ко всей твари. Но, конечно, славят Бога не только твари, которые представляют собой живых существ. Хвалят Бога и горы, о чём сказано, и реки, и моря. Так что всё, сотворённое Богом, хвалит Его. Особенно хвалит Бога вселенная. Каждый, кто смотрит на небо, может это ощутить, видя её бездонную величину и совершенно божественную красоту – особенно в нашей природе и полосе это августовская ночь, которая являет нам величие Бога-Творца. Я помню меня, маленького ребёнка лет пяти, вид неба привёл в такое состояние, что мне до сих пор памятно это событие, когда я обратил на него внимание. С тех пор нахожусь под этим впечатлением и, когда оказываюсь перед чистым небом, усеянным звёздами, вспоминаю это детское впечатление, и оно продолжает на меня действовать. Хвалят Бога и вулканы, вот сейчас Этна извергается. Какая внутри нашей планеты сосредоточена энергетическая мощь, и как Господь устроил, что земная кора эту мощь удерживает в себе, и только в отдельных точках являет нам, что там внутри – такие температуры, которые мы можем только на какие-то секунды воспроизводить с помощью нашей техники. А для Бога это не является чем-то запредельным. Настоящая плазма находится очень близко, и Господь нас сохраняет.

Прот. Александр Березовский: А высшее творение Божие – человек – выпадает из этого общего оркестра.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, человеку предстоит путь. Драгоценный дар свободы он должен употребить для того, чтобы тоже своей жизнью прославить Бога. Чтобы люди видели добрые дела человека и прославляли Отца Небесного.
...........................................
Ответ: о.Димитрий Смирнов

Иконы с таким названием появились в XVII веке. Другое их название «Хвалите Господа с небес». На них изображали все, о чем говорит псалмопевец в Псалме 148:

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.

Хвалите Его, вси ангелы Его, хвалите Его, вся силы Его.

Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет.

И иконописец рисовал небеса, солнце и луну, ангелов и херувимов.

Хвалите Его от земли, < > горы и вси холми, древа плодоносна < >

Цари земстии и вси людие, < > юноши и девы, старцы с юнотами.

И изображались горки с деревцами, сонмы святых и даже животные, потому что в Псалме также говорится:

Змиеви и вся бездны < > зверие < > и птицы пернаты < >

Да восхвалят имя Господне.

Так на иконе возникал целый космос, радующийся о Господе. В ХХ веке сестра Иоанна (Юлия Николаевна Рейтлингер, духовная дочь отца Сергия Булгакова) написала несколько икон с таким названием и смыслом, но более простых по форме и более современных по деталям. При этом цвета она использовала самые яркие, чистые и радостные. Такой колорит не характерен для икон XVII века, но зато соответствует идее Псалма. Этот подход очень понравился нам с моей учительницей Ириной Васильевной Ватагиной. Мы подумали, что хвалебные строки Псалма 148 подходят ко многим иконописным сюжетам. Например, их можно было бы написать на иконе Рождества Христова, где Богомладенцу пришли поклониться и ангелы, и люди, и овечки, и вол с осликом. Те же слова могли бы быть на фресках, где изображен Адам, нарекающий имена животным, которые один за другим чинно подходят к нему. Конечно, тексту Псалма соответствуют миниатюры из средневековых списков Псалтыри, где пророк Давид изображен поющим в окружении разных животных, которые его внимательно слушают. Таких сюжетов немало.

Так родилась идея написать икону, названную строкой из Псалма и объединяющую несколько сюжетов, которые касаются отношения человека и «всякой твари».

Господь задумывает мир прекрасным и гармоничным. В этом мире Божьем радуются все: и ангелы, и люди, и животные. Хваление – это и есть высшая форма радости, проявление восторга и любви. Оно может быть и неосознанным, и не всегда оно выражается в словах. Гармония и красота, ощущаемые в природе, – это тоже Прославление Господа. На протяжении истории человечества, как и в жизни каждого человека, бывают моменты, когда наступает эта гармония, и мир становится таким, каким Господь его задумал. Тогда в отношениях между человеком и животными проявляется замысел Творца. Этому и посвящена икона «Всякое дыхание да хвалит Господа». Разные клейма рассказывают о таких проявлениях Божественного Промысла в жизни святых, когда люди и звери обнаруживали удивительные способности, воплощая в своих взаимоотношениях прообраз жизни Будущего Века, когда «волк будет жить рядом с ягненком, < > и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. < > И не будут делать зла < > , ибо земля будет наполнена ведением Господа, как волны наполняют море» (Ис. 11, 6–9).

В среднике иконы изображено Рождество Христово. Традиционная композиция несколько усложнена. Рядом со Святым Семейством, ангелами, волхвами и пастухами на иконе присутствует много разных животных, которые радуются Рождеству Спасителя: слон трубит, дельфины прыгают, обезьяна подбрасывает кокос, журавль танцует, кит пускает фонтан… Известно много сказаний о том, как самые разные животные и даже растения славили родившегося Христа и приходили поклониться ему. Некоторые сюжеты (например, о драконах, кротко поклонившихся Богомладенцу, или львах, указывающих дорогу) относятся к истории бегства Святого Семейства в Египет, но на иконах часто совмещают события, разделенные во времени. Главная идея и главный композиционный принцип иконы Рождества сохраняются. Вокруг Младенца Христа объединены общей радостью ангелы, люди, животные, и вся земля и «всякая тварь».

Слава в вышних Богу

И на земли мир,

В человецех благоволение.

Рождественская ангельская песнь – это ответ на призыв Псалмопевца: «Хвалите Господа с небес < > Всякое дыхание да хвалит Господа», а само Рождество – ответ на ожидания всего мира, в Рождестве начинают исполняться Пророчества, и вся тварь радуется этому. Когда в храме служится Всенощное Бдение, то в конце Утрени почти смыкаются Псалом 148, возглас священника «Слава Тебе, показавшему нам Свет» и Великое Славословие, в котором Рождественской песне вторят хвалебные псалмы. Все эти молитвы об одном и том же, в них общая радость. Так и икона Рождества становится частью иконы «Всякое дыхание да хвалит Господа». В них тоже общая радость.

Правда, драконов, единорогов, змей с человеческими головами и прочих существ, которые упоминаются в сказаниях и изображены на иконах XVII века, на нашей иконе нет. Они смотрелись бы архаично. Наши предки рисовали их не для «сказочности», а потому, что так представляли себе животный мир далеких земель. Древний зоологический справочник назывался бестиарием. Там, например, изображали слона с глазами на ушах. Но ведь на самом деле крокодил и жираф не менее удивительны, чем дракон или единорог. И то, что у слона нет глаз на ушах, не мешает ему славить Господа!

В верхней части иконы – три клейма, все они рассказывают о событиях Ветхого Завета.

Первое клеймо – Адам в раю нарекает имена животным. Наречение имени – символическое событие, оно связано с обретением индивидуальности. На иконе безымянные животные нарисованы одинаковыми, серыми, а те, кому Адам уже дал имя, обретают свою уникальную раскраску. Адам возлагает руку на голову зверя, как священник или царь. Царь – это ведь не тот, кто владеет подданными как вещами, использует их и мучает. Царь – это тот, кто готов взять на себя ответственность за других, кто может защищать, направлять, учить. Человек должен был стать царем, но он остается жестоким и деспотичным ребенком.

На втором клейме (оно расположено ровно посередине верхнего ряда) изображен пророк Давид, играющий на псалтыри в окружении различных животных, которые внимают его пению и музыке. На спине бегемота сидит лягушка. Я нарисовала ее для того, чтобы вспомнить лягушек, которые когда-то квакали на болотистых местах вокруг Чесменской церкви, но оказалось, есть и предание о том, как лягушка разговаривала с царем Давидом. Св. Давид был горд тем, как прославил Господа в Псалме, а лягушка сказала ему, что она и ее сестры славят Господа каждый день, снова и снова. Действительно, их песню трудно не услышать!

На третьем клейме Ной, спустившийся из ковчега на твердую землю, благодарит Господа за спасение не только человеческого рода, но и «всякой твари». Тот факт, что ковчег стал спасительным домом и для людей, и для животных, показывает связь их судеб. Здесь, конечно, можно было бы изобразить больше разных семейных пар, но на иконе не так много места. Ограничились домашними животными, утками и парой условных экзотических птиц.

Дальше вокруг средника иконы расположены три пары клейм (по одному слева и справа). Если называть их по порядку сверху вниз, то это будут:

Четвертое и пятое;

Шестое и седьмое;

Восьмое и девятое.

Каждую пару сюжетов объединяет общая тема. Четвертое и пятое клеймо объединены темой чудесного служения животных святым. На четвертом изображен св. пророк Илия и вороны, приносящие ему хлеб, на пятом – св. Еллий и крокодил, который перевозит преподобного через реку на спине. Когда-то Господь помог нашим предкам приручить собак, лошадей и других животных, чтобы те служили людям. На протяжении веков домашние животные оказывались готовы жить с людьми, подчиняться человеческой воле, помогать в работе. Но, может быть, если бы люди были лучше, то все звери и птицы, и не только домашние, стали бы служить им, как служили святым?

Шестое и седьмое клейма объединены темой чудесного поклонения святым, которое оказывали им звери, в то время как другие люди вели себя куда хуже животных. На шестом клейме изображен мученик Неофит, которого пытают, чтобы он отрекся от веры. В четвертом веке нашей эры деспотичные правители воспринимали исповедников Веры Христовой как угрозу своей власти. Цари называли себя равными богам, ставили статуи самим себе или тем божествам, которых считали своими личными покровителями. Никакой дугой веры они не хотели знать, а христиан жестоко убивали, например, отдавали на съедение диким животным. Именно в таких страшных обстоятельствах случались чудеса, и многие люди становились христианами, видя бесстрашие святых и чудесную кротость хищников. Голодный лев не тронул мученика Неофита. Наоборот, лев узнал святого и повел себя как пес, встретивший хозяина. Когда-то св. Неофит ушел жить в пустыню, а лев уступил ему свою пещеру, и теперь зверь обрадовался встрече. Св.Неофит запретил льву кого-либо трогать, даже своих мучителей, и велел уйти в пустыню, в ту самую пещеру. На клейме видно, как лев убегает.

На седьмом клейме изображен св. великомученик и целитель Пантелеимон. Его тоже отдали на растерзание диким зверям, но хищники стали ласкаться к святому как кошки. Многие люди, видевшие это чудо, уверовали во Христа и стали тут же громко исповедовать свою веру. Тогда мучители зарубили и этих людей и животных. Убитых оставили лежать на месте побоища. Удивительным образом тела людей и животных лежали как живые, от них даже чувствовалось благоухание. Так бывает с телами святых, они преображаются и становятся нетленными, но в этом случае Господь явил такое чудо над животными, приравняв их к людям. Конечно, всю историю на иконе нельзя было изобразить, но часть ее рассказана в надписи на клейме.

Восьмое и девятое клейма посвящены Чудесному Покровительству, которое святые оказывали животным. Священомученик Власий в отрочестве был пастухом, потом стал священником, а во время гонений жил в пустыне среди диких зверей. Он был пастырем для всех: для людей, для овец и даже для хищников. Все его любили и слушались, а он каждому готов был помочь.

Святитель Модест был епископом в Иерусалиме. Среди его паствы было много людей небогатых, они пахали землю и вместо лошадей запрягали волов. Когда животные заболели, это было настоящей катастрофой. Тогда эпидемии случались нередко, и для многих жизнь рушилась. Святитель Модест так молился о спасении заболевших волов, что исцелились даже умершие животные. Так были спасены и волы, и их хозяева.

Святые мученики Флор и Лавр в своей земной жизни не были связаны с животными. Они были каменотесами, смело исповедовали свою веру и за нее были замучены. И спустя много лет случилось несколько чудес около того места, где они были похоронены. Там появился источник с целебной водой. Из него стали поить лошадей. Среди них были больные и слабые животные, и все они выздоровели. Люди привыкли считать святых Флора и Лавра покровителями лошадей. Однажды один бедный пастух упустил целый табун лошадей, животных что-то испугало, и они ускакали в горы. Пастух вспомнил святых Флора и Лавра и стал просить их о помощи. И лошадей даже не пришлось искать, они вернулись сами. Именно этому посвящена икона, которая называется «Чудо о Флоре и Лавре». Есть еще удивительное предание о том, как святые явились одному крестьянину, чтобы заступиться за лошадь, с которой тот плохо обращался.

Всем этим святым Господь даровал особую Благодать помогать не только людям, но и животным. Сохранилось немало икон, на которых изображены святые покровители домашних животных рядом со своими подопечными – разноцветными лошадьми, коровами, овцами. Это значит, что наши предки часто к ним обращались и знали, что Господь и Его святые готовы помогать всем.

Нижний ряд клейм объединяет тема чудесной дружбы.

Святой Симеон Столпник исцелил змея, которому попала в глаз щепка. Благодарный змей не хотел уходить. Ему понравилось быть рядом со святым. Он вел себя мирно и кротко. Но люди все равно пугались, и змею пришлось все-таки сменить место жительства.

Святой мученик Мамант жил в пустыне в окружении самых разных зверей. Хищники приходили к нему приласкаться, дикие козы давали себя доить, и никто никого не обижал. Когда пришли солдаты, чтобы отвести святого в тюрьму, они испугались при виде такого зрелища и не знали, что делать. Св. Мамант угостил их сыром из молока диких коз, успокоил и обещал, что приедет в тюрьму сам. Так он и сделал – приехал верхом на льве. Правда, на иконе изображен не этот момент. Это потому, что кроткие львы есть на других клеймах. А здесь было важным показать, что хищники и козы мирно собирались вокруг святого, не обижая, ни друг друга, ни людей. Так, по пророчеству Исайи, в будущем веке будут жить все.

Преподобный Герасим тоже жил в пустыне, и он вылечил льва, у которого болела лапа. Это одна из самых чудесных историй дружбы человека и зверя, потому что лев, которого исцелил преподобный, изменился не на время, а навсегда. Он остался жить около святого Герасима и служить ему. Вначале лев пас монастырского осла, но однажды потерял его. Монахи, и даже святой Герасим, подумали, что лев съел его. Льву пришлось носить воду вместо осла, и он кротко выполнял эту работу до тех пор, пока не увидел потерянного ослика среди верблюдов проходящего мимо каравана. Тогда счастливый лев ухватил осла за уздечку и привел его обратно в монастырь. Все поняли, что обвиняли льва напрасно, и увидели, какой он разумный и послушный. Тогда-то льву и дали новое имя – Иордан. Обычно новые имена дают монахам в монастыре в знак начала их новой жизни, но Иордан тоже жил новой жизнью, хотя и был львом. Этот удивительный лев жил в монастыре до самой смерти преподобного Герасима. Когда святой умер, лев тоже умер на его могиле.

А к преподобному Серафиму приходил в гости медведь. Преподобный говорил, что этой дружбой со зверем Господь его утешает и радует. Видимо, медведь тоже так считал, потому что приходил часто и ел хлеб из рук преподобного Серафима, хотя всех остальных людей медведь избегал, оставаясь обычным диким зверем. Особенным он становился только около святого Серафима Саровского.

Наконец, на последнем клейме изображен фрагмент из пророчества Исайи. Лев рядом с ягненком; дитя, которому «не вредит змея», и золотой фон над всеми как знак божественной благодати, присутствующей во всем. В Пророчестве названы и другие животные со своими детенышами: вместе будут пастись медведица и корова, и дети их тоже будут пастись вместе, а человеческое дитя «поведет их». На эту тему можно было бы написать отдельную икону, а на нашей это просто некоторая отсылка к образу преображенной реальности, в которой будут мирно и радостно соседствовать лев и жираф, волк и заяц, лебедь и змея. В обычной жизни они враждуют, а человек враждует со всеми, но Господь задумал иначе, и однажды все станет по слову Его.

Таким образом, наша икона в клеймах рассказывает, как на протяжение всей истории мира, от сотворения его (первое клеймо, где Адам нарекает имена зверям) и до конца этого мира и начала жизни будущего века (последнее клеймо, иллюстрирующее пророчество Исайи), человек и животные существуют вместе, а в центре изображено то событие, которое позволяет им иногда являть удивительную любовь друг к другу – Рождество Христово, в котором мы видим начало нового творения, зарю того мира, в котором Бог будет все во всем (1 Кор. 15, 28).

«Всякое дыхание да хвалит Господа»

Посвящается Стариковой Валентине Яковлевне

Свет в окне

«Упокой, Господи, душу усопшей рабы Валентины и прости ей вся согрешения вольныя и невольныя…» — начинаю читать молитву перед поминальной свечой в храме и вспоминаю родного мне человека: бабушку Валю, которой вот уже три с половиной года нет с нами. Но она осталась жить в наших сердцах. Для многих бабушка Валя была жизненным ориентиром, светом в окне. Моё сердце наполнено теплотой и любовью к ней, поскольку в мою жизнь она привнесла много полезного и интересного, но главное – она подарила моей душе самое бесценное сокровище. Это сокровище – любовь к Богу. Бабушка Валя была маяком в житейском океане для заблудших кораблей, указывала им верную дорогу, чтобы они не сбились с правильного курса. Она была начитанным человеком. Помню придёшь к ней в гости, она читает или жития святых, или рассказы о Христе, или другую православную литературу, подолгу размышляет над прочитанным, потом обязательно подарит какую — нибудь книгу или даст почитать. И была очень строгой и серьёзной во всём, что касалось православной веры. Вспоминаю себя студенткой, когда училась в институте и изучала по философии труды Ницше и Спинозы, как заразилась этим бредом и не заметила, что начала отходить от Бога. Мне стало казаться, что мир сотворил не Господь, а что Вселенная зародилась из хаоса. Мои взгляды привели в смятение духовное состояние бабушки Вали, и мы поссорились, долгое время не общались. Свет в окне её комнаты для меня разом погас. Сейчас я вспоминаю этот момент в своей жизни как самый глупый, потому что могла потерять навсегда общение с родным человеком. Но Господь смилостивился надо мной, и я увидела снова свет в её окне. И затосковала моя душа по этому свету, и я пришла в гости к бабушке с прощением. Как в притче о блудном сыне Бог Отец обнимает своего заблудшего сына, так и бабушка Валя обняла меня, очень обрадовалась моему возвращению. Понимаю, что чудо духовного прозрения произошло не без её помощи, это сейчас я знаю, как сильно она молилась за меня, особенно за всех своих близких.

Песня Богу.

«… и даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоей безконечныя и блаженныя жизни наслаждение…», продолжаю читать, и передо мной снова всплывают яркие моменты из моей жизни, связанные с бабушкой Валентиной. Человек, приходящий к Богу, старается хвалить его, как умеет. Бабушка Валя рассказывала мне, что раньше была неверующей, но потом Господь открыл ей глаза на своё существование, и вся её жизнь наполнилась яркими красками, приобрела смысл. В родной деревне храма не было, и вот она с другой бабушкой ходила пешком в соседнюю деревню, чтобы помолиться, а путь был нелёгкий… Помню, как мне не хотелось вставать в 7 утра, чтобы не опоздать на утреннюю службу, но бабушка Валя, уже тогда ходила с тросточкой (у неё сильно болели ноги), ждала меня у подъезда, и мы вместе ехали в храм. Чаще всего в Знаменский монастырь к святителю Иннокентию Иркутскому. Всегда старалась благословить на дорогу, перекрестить, учила молиться, потому что считала это самым важным в жизни. Молитва – это песнь Богу, без неё никуда нельзя идти, или начинать какое – либо дело, иначе не получится ничего. Если в воскресный день начинаешь что – либо делать – журила, учила почитать день Господень. Сейчас я собираю эти крупицы в одну некую картину и понимаю, как сама ещё мало пою Богу. Ведь ему нужно петь постоянно, хвалить всегда и за всё, что бы он ниспослал…

Прощёное Воскресенье

«Что Ти принесу, или что Ти воздам, великодаровитый Безсмертный Царю, щедрее и человеколюбче Господи…» читаю молитву Макария Великого и снова вспоминаю то незабываемое, что осталось в моей памяти. Помню, как бабушка Валя наденет на ухо слуховой аппарат и начнет меня слушать, а потом и сама что – нибудь расскажет интересное. Однажды поведала мне, как давно в годы её молодости, она работала кассиром в магазине, и как некие бандиты совершили разбойное нападение на магазин. Бабушка Валя сильно пострадала (Слава Богу, что осталась жива!), и с тех пор оглохла из – за травмы головы. Бывало, она не дослышит, не так поймёт, из – за этого выходили некие недоразумения. Но всякий раз перед Великим Постом, в Прощённое Воскресенье, придёт к нам в гости, всех обнимет, поцелует и начнёт просить у всех прощения. Этот момент, пожалуй, был самым трогательным в моей жизни. И вот мы сидим, плачем и просим друг у друга прощения. Теперь я понимаю, что именно в православной вере существует всё то, о чём говорил Господь. Сила любви и веры в Господа заключается в прощении грехов друг друга. Это сближает на столько, что с каждым разом ты осознаешь свою ничтожность и греховность и видишь красоту другого человека. Господа Иисуса Христа распяли на кресте, за грехи людей, пострадал сын Божий, но его любовь к нам была настолько велика, что он простил нам грехи и всякий раз их прощает, когда мы просим у него прощения. Так и бабушка Валя каждый раз напоминала нам о Силе Любви Господней и часто говорила, что если тебя обидят, то затаивать злобу и отмщение врагу своему не стоит. Этот урок жизни до сих пор стоит у меня перед глазами, и я благодарна Господу, что через бабушку Валю Он пролил Свет своей Любви и на меня.

Слава Богу за Всё!

«Господи, Боже наш, Благодарю Тебя за всё, что ты мне ниспослал, ведь Ты любишь меня наипаче, чем я люблю «Тебя»…» Благодарить Господа всегда, везде и во всём научила меня бабушка Валя. Помню, как она пришла к нам в гости после утренней службы в Знаменском монастыре… И рассказала о том, что слышала пение ангелов. Ей, почти глухой, удалось услышать Божественную песнь. А ещё она спела очень красиво одну песню, которая до сих пор мне нравится больше других:

1.​ Где-то там далеко, когда-то давно Жил премудрый и опытный старец. Он всегда говорил, непрестанно твердил: «Слава Богу за скорбь и за радость». Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

2. Если кто-то тебе что-то грубо сказал Или плохо к тебе относился, Знай об этом, мой друг, воля Божия тут, С этим надо всегда нам мириться. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

3. Если кто на тебя клеветал и роптал, То не надо и в этом смущаться. Сам Господь для спасенья тебе это дал, — Надо всех здесь любить и смиряться. Припев: Слава Богу за все (2раза) Слава Богу за скорбь и за радость(2раза)

4. Если ты занемог, заболел тяжело И не можешь с постели подняться, Значит так суждено, по грехам нам дано, И не надо роптать и бояться. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

5. Если кто-то тебя чем-то здесь оскорбил, Не старайся пред ним оправдаться. Но при этом, при всем ты смиряйся и знай, Что Господь помогает спасаться. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

6. Если может покажется, крест твой тяжел, Не под силу тебе он тут дался, Знай! Господь не по силам тебе б не послал, Не ропщи, а люби и смиряйся. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

7. Научись ты творить волю Божью всегда. Может быть, мы и будем гонимы, И с сумой на плечах, со слезами в глазах, И родными не будем любимы. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

8. Если будут печаль и болезни, и скорбь, Если в чем-то страдать нам придется, Никогда не вини, а всегда говори: «Все от Бога нам, грешным, дается». Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

9. Научи меня, Господи, славить Тебя, Научи меня, Боже, молиться. Научи исполнять Твою волю любя, Дай мне силы на пользу трудиться.

10. Дай стряхнуть мне греховное бремя свое, Дай мне выплакать все пред Тобою. Дай мне в помощь святейшее имя Твое, Без Тебя я не справлюсь с собою. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

11. Иисусе Сладчайший, помилуй меня, Как Творец, над твореньем Ты сжалься. Как Спаситель, спаси от гиенны огня, И, как Врач, моих ран не гнушайся. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

12. Исцели мою душу, Иисусе, скорей, Приими во гресех покаянье. И услыши, мой Боже, я здесь у дверей Твоей милости жду, — подаянья. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

И помню, когда бабушка уже знала, что конец жизни её близок, она очень сильно повредила ногу и была больна неизлечимой болезнью, в её печальных глазах я не увидела даже и тени сомнения и ропота. Она говорила тихо, с трудом и была очень спокойна. Взгляд её был светел и чист. «Слава Богу за скорбь и за радость!» И как раз в июле на нашем огороде как никогда расцвело очень много ирисов, мы сорвали их все. Целую охапку принесли бабушке Вале, они стояли в вазе на подоконнике, напротив её кровати – бабушка заслужила гораздо больше, но эти цветы утешали её, потому что всегда их любила. И я думаю, что садовник – Господь с великой радостью принял в свой сад дивный цветок, которым была бабушка Валя…

Святитель Николай

«Радуйся, твёрдое православия укрепление… Радуйся, яко тобою вера утверждается; радуйся, яко тобою ересь низлагается Радуйся Николае, Великий Чудотворче!» Вспоминаю я, как эти слова из акафиста святителю Николаю читала бабушка Валя, передо мной всплывают яркие образы – вот святитель помогает заблудшим кораблям найти верную дорогу, вот он спасает моряков во время бури, вот он отгоняет напасти от егеря в лесу… Святитель Николай был одним из любимых святых и особо почитаемых бабушкой Валей. Первая икона, которую она мне подарила, была, конечно же, икона с изображением Николая Чудотворца. Каждый год, 19 декабря и 22 мая моя семья славит святителя – мы накрываем на стол, читаем акафист Николаю Чудотворцу, но уже без бабушки Вали. Раньше она накрывала стол и ждала нас в гости. Сама вычитывала весь акафист (за стол никто не имел право садиться), затем перекрестит пищу, благословит, и можно приступать к угощению. Чаще всего это была вкусная жареная рыба, ведь 19 декабря выпадает на рождественский пост. А в мае уже можно было накрыть стол побогаче – первые фрукты и зелень с огорода. Обязательно рассказывали невероятные правдивые истории, трудные жизненные ситуации, в которых помог Николай Чудотворец. Этот обычай мы сохранили в своей семье. Когда бабушка Валя заболела и ей стало тяжело готовить, то она приходила к нам в гости, и вместе мы славили святителя.

Дорога длиною в миг.

В нашей жизни мы немало прошли дорог и тропинок, и сколько их ещё будет, но есть самая главная, по которой мы пройдём всего лишь однажды и больше уже никогда не вернёмся сюда. Это дорога длиною в миг, но она самая трудная, самая ответственная и к ней нужно готовиться всю оставшуюся жизнь. Ведь нельзя идти в поход и забыть, к примеру, котелок, спички или компас. Путешествие может превратиться в сильнейшее испытание… Так и к этой дороге нужно приготовиться так, чтобы Всемилостивый Господь принял нас в свои объятия с радостью. За поминальным столом, 10 августа 2010 года отец Димитрий (из села Урик, он отпевал бабушку) сказал очень важные слова: «По концу видна вся жизнь человека» Бабушка Валентина удостоилась благой смерти: соборовалась, исповедовалась, причастилась. Отошла ко Господу тихо и спокойно, несмотря на сильнейшие боли, которые она испытывала ввиду неизлечимой болезни.

Дай Бог и нам удостоиться такого конца…

С низким поклоном и с любовью Ирина Мокова.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...