Рождение и смерть мини-диска. Запись на минидиск, Замечания о записи, Полезные советы для записи – Инструкция по эксплуатации Sony mds-e11 Как выглядит минидиск

Статус темы: Закрыта.

  1. Вышел спор с одним человеком по поводу сабжа.
    Я говорю что минидиск это фигня полная и никому он сейчас не нужен, мне доказывалось обратное.
    Чел пожилой, похоже "завис" в том времени.
    Рассудите пожалуйста.
  2. Мне нужен, у меня куча вещей с репетиций на минидиск записано.
    А по поводу актуальности - на минидиск пишут сейчас звук во время съемок кино например.
  3. Хм... я думал он уже отжил свое.
    Просветите пожалуйста тогда в преимуществах минидиска по сравнению например с CD или просто записей в файлах?
    В чем его так сказать прелесть?
  4. Компактность
    В ресторанах, на многих концертах используют, где не слышно, что запись сжата (формат Сони Атрак - аналог мп3).
  5. А простой CD не вариант в ресторанах и на концертах?
    Я просто не в теме.

    Только что вычитал что вроде нельзя по цифре переписать с минидиска, это что по аналогу скидывать если что?
    Да и цены на них.

  6. сидюки малонадежны, царапаются, затираются в условиях оперативной работы. насчёт цифры не так. минидиски разные бывают, я пишу по usb.
    хотя, себя они уже изжили, это факт. только вот альтернативы пока внятной практически нет.
    Цитата(GRAY @ Jul 3 2006, 08:39 PM) 297379

    Мне кажется, что МД так популярны потому, что они появились до широкого применения компьютеров и до масштабного расцвета МП3. Они стали "народным форматом" на просторах СНГ. Куплено их - немерянное количество. По одним кабакам их миллионы. Налажена мощная подпольная индустрия тиражирования минусовок на МД. Look правильно сказал, что МД - это обязательный эквипмент любой тусовки. Плюс к тому - они не лишены удобства в эксплуатации и надежности.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    совершенно верно

  7. Почему нельзя? Вполне можно. Другой вопрос - конечно формат постепенно уходит.. Но многим еще нужен.
  8. Спасибо.
    Век живи, век учись!
    Значит прав дядька.
  9. Цитата

    только вот альтернативы пока внятной практически нет.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    почему нет? я много народа знаю кто либо с простеньких ноутов прямо из wav/mp3 гонят, либо с нормальных mp3 плееров - качество у них выше при нормальном битрейте чем у MD, и инфы влезает гораздо больше, особенно в кабаках удобно, не надо диски потрошить чтобы что то нужное найти, а на ноутах ещё и тексты смотреть можно вместо талмудов.

  10. P00H ты стопудово прав. Сейчас полно плееров на HD по 40-60 Гб кому надо дисотеку крутить - вообще с ноута работают, какие тут нафиг минидиски перетыкать? Этот формат вообще как карманный плеер разрабатывался (как игрушка) типа замены мп3 как уже сказано было. Я в кабаке на HD плеере уже даааавно работаю и ноутбук у меня для свадеб всяких и все так уж давно работают. Mike Deblin Так что дядька твой застрял в прошлом веке и вылазать не хочет))

    Mike Deblin PS твоему дядьке на будущее:
    покупается старый ноут (обязательно "фирменный" например IBM - они очень надежны и ресурс у них большой) главное чтобы проц был гдето на 500 и оперативки лучше 128 -чисто винамп гонять.. Такой баксов за 250 легко взять, и к нему по USB корзина с любым по вкусу винтом и базой мптришек - по функциональности и удобству просто КОЛОССАЛЬНО несравнимо с MD))

  11. Просто по накату - многие пользуются до сих пор.....
  12. Цитата(P00H @ May 16 2007, 03:26 PM) 446462

    почему нет? я много народа знаю кто либо с простеньких ноутов прямо из wav/mp3 гонят, либо с нормальных mp3 плееров - качество у них выше при нормальном битрейте чем у MD, и инфы влезает гораздо больше, особенно в кабаках удобно, не надо диски потрошить чтобы что то нужное найти, а на ноутах ещё и тексты смотреть можно вместо талмудов.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    да я тоже много народу знаю. и сам так делаю. а отсутствие альтернативы по другой причине,
    народ (в массе своей технически недалёкий) не хочет заморачиваться с переходом на альтернативный носитель, точно так же как и с аудио сиди.

  13. Испанский ГалстоГ, я примерно так ему и объяснял. Ну он мне в ответ типа "Сто лет работаю и проблем не знаю". Привык, хрен переучишь его. А уж от горы минидисков на столе даже мне как-то нехорошо стало
    Да, и еще один аргумент. "Я могу концерт сразу на минидиск писать, а с твоим компом я долго разбираться буду".

    P/S
    С чего все началось. Дядька хочет минидиск новый прикупить, SONY JE780
    Может уже купил. С него реально как нибудь перетащить инфу на ноут?
    Или только в реалтайме по аудио? Он на это ну никак пойтить не смогет.

  14. Чем минидиск лучше на концерте?

    1. Практически никогда не сбоит (в отличие от CD)
    2. Качество при хорошем алгоритме сжатия, в виду использования более нового чем в CD прогрессивного 16 битного квантования (эквивалент 20-ти бит) может быть выше чем у CD
    3. Каждый исполнитель может прийти со своей дискетой с минусом, а вот при использовании MP3 не выйдет...

  15. мини-диск гораздо более распространён в провинции, и если речь идёт о солянках (особливо местно-самодеятельностных), МД рулит.

    Он надёжней чем СД, легче чем ноут (к которому нужно бы ещё звуковуху) и не зависает во время концертов.

    А вы говорите - ноутбук. Тут некоторые деятели-певцы минуса на кассетах приносят.

  16. Цитата

    и не зависает во время концертов.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Ещё как зависает, особенно если диск заюзаный или левый, у меня дома у людей много раз висли при поиске, думаю на концертах таже фигня.
    да и насчёт лёгкости тоже вопрос, некоторые ноуты несколько сот граммов весят, а MD дека не меньше пары кило

  17. Я проработал на концертах лет 12 и за весь срок не было ни одного единственного сбоя! Правда использовал деки, не карманные плееры
  18. Действительно были и у меня случаи сбоев но я заметил что это происходит на дискетах где записывалось по несколько раз.Был диск к примеру переписанный 4 раза и 4 года работал справно но вдруг один раз встал....больше шансов у тех дисков которые записанны один раз..но и там как на иголках....так что.Использую деку, но кто то советовал из знатоков что если хочешь меньше проблем то покупать надо по дороже деку...но думаю что там то же качество алгоритма сжатия и цена выше лишь за счёт фарша в управлении.Минидиском пользуюсь уже 8 лет, так что за это время поменял три их штуки и скажу как для пускания музона в перерывах или озвучки то хорош...НО...года два назад увидел деку с хардом под 100 гигов для домашних делов то сразу стал передумывать переходить на неё.Сейчас же ноутбоки в этом деле в переди...так что если есть и то и другое нормально.
    Вообще минидиски сейчас отошли на ту позицию что и ДАТ кассетники в своё время, так как тех изначально были проектировавши для шип потреба но из-за дороговизны они осели в студиях...что и с минидисками наблюдается.
    Вообщем прогресс накопителей информации налицо...так что миник конечно уже пройденый этап но списываться по полной он не будет ещё долго...так как дешёвая замена ему не найдена...вернее есть но цены на те же ноуты по сравнению с миником поболее...

    (+) оперативность работы с диском,устойчивость к тряски.
    (-) качество сжатия, не надёжность воспроизведения.

    Конечно сжатие понятие относительное...если весь вечер работаешь на минидиске то слух притупляется но если очередуешь его в заполнении муз пауз между выступлениями то это слышно очевидно.Ну и надёжность то-же у кого как.Я вот тоже имею приятеля который голову на отсечения давал что у него из 1000 дисков ни что низапоролось и страшно был удивлён когда я его просветил про эти неприятности.

  19. Цитата(sunet @ May 16 2007, 07:57 PM) 446534

    Чем минидиск лучше на концерте?

    3. Каждый исполнитель может прийти со своей дискетой с минусом, а вот при использовании MP3 не выйдет...

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Это самый реальный плюс. Кто выступал на сборных концертах,тот поддержит.
    Да ещё, обычно оцифровщики ставят на них как правило неплохие, в отличие от СД проигрывателей.

  20. Цитата(sunet @ May 16 2007, 01:57 PM) 446534

    3. Каждый исполнитель может прийти со своей дискетой с минусом, а вот при использовании MP3 не выйдет...

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Это вопрос культуры и распространенности. Никто не мешает прийти с mp3-сиди или с флешкой, на которой записаны mp3 минуса.

    А в целом миник, конечно в разы надежней CD, но изредка таки глючит.

    Имхо самых надежных варианта на сегодня два. (про миник ясно, но он все же постепенно отживает)

    1. Pioneer 1000 mk3 - cd-mp3 плеер и диск с mp3-шками. Плюс резервный диск.
    2. Ноут с твердотельными HDD.

    По удобству последний ничто не переплюнет. Но надо иметь резерв на случай зависла (второй ноут, cd-плеер или миник).

  21. Когда, с собой тащишь рек с микрофонами и пр, то 1.5 кг ноутбука просто в тяжесть, да и тетеньки попадаются в аеропортах вредные, ну тоесть почти всегда приходится объяяснять что это стекло, а они у вас ваша "Сумка" тоесть кейс и так не габаритная, да еще больше 10кг. а если добавить ноут, то точно не пустят и заставят сдавать в багаж. ну а с миниками проблем нет... хотя есть, приезжаешь на концерт а там такая рухлядь, домашние соньки еще более менее а есть и другие фирмы, а там не звук а просто какашка.
  22. Цитата(Испанский ГалстоГ @ May 16 2007, 06:45 PM) 446476

    Mike Deblin PS твоему дядьке на будущее:
    покупается старый ноут (обязательно "фирменный" например IBM - они очень надежны и ресурс у них большой) главное чтобы проц был гдето на 500 и оперативки лучше 128 -чисто винамп гонять.. Такой баксов за 250 легко взять, и к нему по USB корзина с любым по вкусу винтом и базой мптришек - по функциональности и удобству просто КОЛОССАЛЬНО несравнимо с MD))

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Не выйдет..ибо у этих ноутов(за 250$) отродясь USB 2.0 не было и уже не будет. А "Корзина " винтов работает от 2.0 ..так что сядет дядька на проти встарого ноута и нового винта усб и будет только взгляд переводить с одного на другое..и материть кого нить.

  23. Цитата(Vladis Udler @ May 16 2007, 09:04 PM) 446644

    сядет дядька на проти встарого ноута и нового винта усб и будет только взгляд переводить с одного на другое..и материть кого нить.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Очень живо описал

    Тут сказали про качество выше сидишного.. Это шутка??? И вроде даж никто не прокомментировал.. Неужели правда? :blink:

  24. Мы недавно в студию купили Tascam MD 350 - удобная рэковая штука, даже компьютерная клавиатура подключается для быстрого редактирования заголовков. Однако не могу не признать - что формат MD постепенно себя изживает и куплен лишь для клиентов, котрым еще требуется минус)плюс) сбросить на мини-диск для концертной работы.

    Меня вот другой вопрос интересует, был слух, что есть мини-диски работающие как дисковод в компьютере, на который можно сбрасывать трэки не в реальном времени, а как на обычый CD прожигом быстрым. Это липа? или и правда есть есть такие устройства минидисковые?

  25. Были встроенные в качестве накопителей, но по непонятной причине не прижились, а жаль, тем болеее что сейчас минидиски есть уже на 1 гигабайт (старые на 140 мб).

    Фирма Panasonic при появлении в 1992-м минидиска заявила что они этим направлением заниматься не будут, а пойдет по пути твердотельных магнитофонов. Тогда это заявление было малопонятным, теперь же с развитием флэш-драйвов эта идея прижилась. Фирма Sony однако считает что минидиски еще будут развиваться и существовать.

    Пока по надежности им нет равных, по цене также, но если флэш сделать немного надежнее и раз в 10 дешевле и сделать флэш плеер скажем с подключаемым USB флэш-драйвом, так чтоб можно было оперативно менять память записанную на компьютере, то минидиск сразу умрет. Увы пока такого гибрида на рынке нет, хотя флэшки быстро дешевеют.

  26. Ух сколько наговорили!
    Вобщем понятно, минидиск еще лет 5-7 будет актуален.
    Купил таки он SONY JE 780, взял он его за 20000 руб. Я за такие деньги лучше нотер взял.
    Ладно, раз ему так удобнее значит так надо.

    Спасибо!

  27. Цитата(supersonic @ May 16 2007, 11:47 PM) 446614

    Но надо иметь резерв на случай зависла (второй ноут, cd-плеер или миник).

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    На компе в большинстве случаев достаточно поставить 2 системы - рабочую и резервную, ну и блюсти чистоту от вирусов, чужих рук в своём компе. Конечно, от аппаратных затыков это не спасёт, но от них спасёт (хотя бы частично) нормальный недешёвый брэндовый комп.

    Цитата(Испанский ГалстоГ @ May 16 2007, 03:45 PM) 446476

    Mike Deblin Так что дядька твой застрял в прошлом веке и вылазать не хочет))

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Сам сталкивался. Немолодым лабухам, которые никогда не имели дела с компьютерами очень сложно перейти на него. Ведь надо познавать новую сложную концепцию - иногда ковыряться в Винде, администрировать комп. А в их среде и помощников в этом деле зачастую не бывает. Вот и держится минидиск и ещё будет держаться до-олго...

  28. А причем тут это? У меня комп. появился на 13 лет раньше чем минидиск, но достоинств последнего это не умаляет. Это магнитофон со всеми вытекающими и у него свои особенности, приемущества и недостатки. Одни вытекают из других. И кстати минидиск на самом деле тоже комп., только хорошо специализированный. И конечно же как и все на свете его время пройдет, но еще не прошло.
  29. Цитата(Novus @ May 17 2007, 03:27 PM) 446794

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    ЗНАИТ.

  30. Я поддерживаю MD. Уже лет 7 с ним работаю и не знаю проблем. Главным достоинством считаю защищённость от царапин и тому подобных мех. повреждений, + маленький размер (по сравнению с сд). Качество звука в ATRAC-R может не лучше чем сд, но уж точно никак не хуже. Я бы сказал точная копия оригинала. Можно отметить возможность записи-стирания ОТДЕЛЬНЫХ треков + возможность редакции (поменять треки местами например. Это очень выручает когда за 2 минуты до концерта подлетает режиссёр и меняет порядок выступлений). Плюс наличие автопаузы. Это я перечислил преимушества перед сд.
    Комп вещь несомненно хорошая и удобная, но для подготовки да хранения материала, и совершенно ненадёжная для концертов. Самое главное это потребность в хорошей звуковухе, а второе - если скачок напряжения, то грузиться он будет около минуты, а МД не более2 секунд.
    Поехали дальше. При выезде на гастроли я с собой беру: Бытовую деку (в пол корпуса стандартной), провод тюльпан с переходником на джек, и собственно минидиск. Всё! Это хозяйство весит не более 1.5 кг. И я не парюсь о том есть ли у них (принимающих) комп и нормальная звуковуха(для флэшек и хардов), читаются ли CD-RW или МР3 в проигрывателе, А если и читает, то не скаканёт ли он (т.к. дисками похоже натирали полы). Да и когда сам принимаешь артистов, то почти все привозят свои минуса и плюсовки на МД. Я не согласен, что МД работает только в кабаках. Я принимал порядочное количество артистов, и 95% их звукачей ездят с СД и МД. Но работать предпочитают с МД!
  31. ПРИВЕТ ВСЕМ!РАЗРЕШИТЕ И Я ВЫСКАЖУ СВОЁ МНЕНИЕ.У МЕНЯ ЕСТЬ И МД,И НОУТ-Я МОГУ СУДИТЬ О (+) И (-) ТОГО,ИЛИ ИНОГО.В РАННИХ МОДЕЛЯХ МД,ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛ ФОРМАТ ATRAC-ЭТО ВЕРНО,НО УСЛЫШАТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ МД И СД,МОЖНО БЫЛО НА ОЧЕНЬ ВЫСОКОКЛАССНОЙ АППАРАТУРЕ.ТАК,НАПРИМЕР НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ "КРІЗЬ ТЕРНИ ДО ЗІРОК" В Г.ЧЕРКАССЫ 1998 ГОД,У ВСЕХ БЫЛИ МИНУСА НА МД,А У ОДНОЙ КОНКУРСАНТЫ НА СД-РАЗНИЦА БЫЛА ОЩУТИМА (ВСЕ КТО ПРИСУТСТВОВАЛ ИЗ ЗВУКАРЕЙ И ПРОДЮССЕРОВ ДАЖЕ НА ПЕРВЫХ ТАКТАХ ПРИВСТАЛИ ПОСМОТРЕТЬ ОТКУДА "ТАКОЕ" ИДЁТ).Я СЕЙЧАС РАБОТАЮ НА JE780,НА НЕГО МОЖНО ПО USB СБРАСЫВАТЬ,НЕ ТОЛЬКО В ATRAC (256 kbps),А ДАЖЕ В PCM (1411 kbps)!!!,ЧЕРЕЗ SONIC STAGE-ДЕЛАЕТСЯ ЭТО.КОМУ НУЖНО ПОДРОБНЕЕ РАССКАЗАТЬ КАК...ПИШИТЕ.ТАК,ЧТО МД ЕЩЁ МОЖЕТ ПОРУЛИТЬ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ.ЕЩЁ ОДИН + МД-НА КОНЦЕРТЕ МОЖНО БЫТЬ УВЕРЕННЫМ,ЧТО С ОТЖАТИЕМ АВТОПАУЗЫ ПОЙДЕТ ЗВУК БЕЗ ЗАДЕРЖКИ,ЧЕГО НЕ СКАЖЕШЬ О СД-ПРОИГР. И НОУТЕ.МОЖЕТ ЭТОТ НОМЕР И ПРОЙДЕТ ДЛЯ КАБАКА,А НА КОНЦЕРТЕ...ИЗВИНИТЕ.А ЕСЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ СПЕКТАКЛЬ ИЛИ ПОСТАНОВКЕ И НУЖНО ЧТОБ ТОТ,ИЛИ ИНОЙ ТРЭК ПРОЗВУЧАЛ ИМЕННО СЕКУНДА В СЕКУНДУ...ТУТ УЖЕ НЕМНОЖКО НОУТ НЕ КАТИТ.И ПОТОМ,ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО ЗВУКА С НОУТА НУЖНА ВНЕШНЯЯ ЗВУКОВУХА.НЕ НАДО РАССКАЗЫВАТЬ О ТОМ КАКОЙ ЗВУК ИДЕТ НАПРЯМУЮ С OUTPUT PHONE С НОУТА?ЕЩЁ-ПОМЕХИ ОТ МОБИЛЬНИКОВ НОУТ СРАЗУ ВЫДАСТЬ,А МИНИДИСКУ ХОТЬ БЫ ХНЫ.ЕСЛИ У МЕНЯ В ОПРЕДЕЛЁННЫЙ МОМЕНТ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТАВИТЬ ОДИН И ТОТ ЖЕ МИНУС НА НОУТЕ ИЛИ МД В КАКОЙ-НИБУДЬ ОТВЕТСТВЕННЫЙ МОМЕНТ-Я НЕ РАЗДУМЫВАЯ СТАВЛЮ ВСЕГДА НА МИНИДИСКЕ!
  32. volkalek , у вас кэпс не залип? Или это для большей убедительности?

    Читайте правила первым делом, приходя на форум. Даже в названии темы нельзя употреблять одни заглавные буквы, а у вас гигантизм по всему посту...

    Последнее редактирование: 16 сен 2010

  33. ПРИВЕТ ВСЕМ!РАЗРЕШИТЕ И Я ВЫСКАЖУ СВОЁ МНЕНИЕ.У МЕНЯ ЕСТЬ И МД,И НОУТ-Я МОГУ СУДИТЬ О (+) И (-) ТОГО,ИЛИ ИНОГО.В РАННИХ МОДЕЛЯХ МД,ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛ ФОРМАТ ATRAC-ЭТО ВЕРНО,НО УСЛЫШАТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ МД И СД,МОЖНО БЫЛО НА ОЧЕНЬ ВЫСОКОКЛАССНОЙ АППАРАТУРЕ.ТАК,НАПРИМЕР НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ "КРІЗЬ ТЕРНИ ДО ЗІРОК" В Г.ЧЕРКАССЫ 1998 ГОД,У ВСЕХ БЫЛИ МИНУСА НА МД,А У ОДНОЙ КОНКУРСАНТЫ НА СД-РАЗНИЦА БЫЛА ОЩУТИМА (ВСЕ КТО ПРИСУТСТВОВАЛ ИЗ ЗВУКАРЕЙ И ПРОДЮССЕРОВ ДАЖЕ НА ПЕРВЫХ ТАКТАХ ПРИВСТАЛИ ПОСМОТРЕТЬ ОТКУДА "ТАКОЕ" ИДЁТ).Я СЕЙЧАС РАБОТАЮ НА JE780,НА НЕГО МОЖНО ПО USB СБРАСЫВАТЬ,НЕ ТОЛЬКО В ATRAC (256 kbps),А ДАЖЕ В PCM (1411 kbps)!!!,ЧЕРЕЗ SONIC STAGE-ДЕЛАЕТСЯ ЭТО.КОМУ НУЖНО ПОДРОБНЕЕ РАССКАЗАТЬ КАК...ПИШИТЕ.ТАК,ЧТО МД ЕЩЁ МОЖЕТ ПОРУЛИТЬ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ.ЕЩЁ ОДИН + МД-НА КОНЦЕРТЕ МОЖНО БЫТЬ УВЕРЕННЫМ,ЧТО С ОТЖАТИЕМ АВТОПАУЗЫ ПОЙДЕТ ЗВУК БЕЗ ЗАДЕРЖКИ,ЧЕГО НЕ СКАЖЕШЬ О СД-ПРОИГР. И НОУТЕ.МОЖЕТ ЭТОТ НОМЕР И ПРОЙДЕТ ДЛЯ КАБАКА,А НА КОНЦЕРТЕ...ИЗВИНИТЕ.А ЕСЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ СПЕКТАКЛЬ ИЛИ ПОСТАНОВКЕ И НУЖНО ЧТОБ ТОТ,ИЛИ ИНОЙ ТРЭК ПРОЗВУЧАЛ ИМЕННО СЕКУНДА В СЕКУНДУ...ТУТ УЖЕ НЕМНОЖКО НОУТ НЕ КАТИТ.И ПОТОМ,ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО ЗВУКА С НОУТА НУЖНА ВНЕШНЯЯ ЗВУКОВУХА.НЕ НАДО РАССКАЗЫВАТЬ О ТОМ КАКОЙ ЗВУК ИДЕТ НАПРЯМУЮ С OUTPUT PHONE С НОУТА?ЕЩЁ-ПОМЕХИ ОТ МОБИЛЬНИКОВ НОУТ СРАЗУ ВЫДАСТЬ,А МИНИДИСКУ ХОТЬ БЫ ХНЫ.ЕСЛИ У МЕНЯ В ОПРЕДЕЛЁННЫЙ МОМЕНТ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТАВИТЬ ОДИН И ТОТ ЖЕ МИНУС НА НОУТЕ ИЛИ МД В КАКОЙ-НИБУДЬ ОТВЕТСТВЕННЫЙ МОМЕНТ-Я НЕ РАЗДУМЫВАЯ СТАВЛЮ ВСЕГДА НА МИНИДИСКЕ!

Правда о мини-дисках

Одно из впечатляющих изобретений XX века - мини-диск (МD). Высокотехнологичный носитель, который вмещает до 5 ч музыки, до 140 Мб данных; размером меньше 3,5-дюймовой дискеты, хорошо защищен от повреждений... Мини-диск не только во многом схож с обычным музыкальным компакт-диском (CD), но и превосходит его по ряду показателей .

С самого начала разработчики Sony (а именно ей принадлежит честь изобретения формата MD) ставили перед собой задачу создать "малокалиберный" носитель для музыкальных файлов, способный вытеснить признанного фаворита аудиорынка - компакт-кассету, обойти ее по самым важным параметрам - качеству звучания и размерам. Удалось! Результатом стал заключенный в плоский миниатюрный корпус, покрытый специальным слоем диск из пластика, на который с помощью лазера записывается (и затем считывается) музыка.
Преимущества новинки перед "заслуженным ветераном" - очевидны и несомненны. Представьте: легкий, прочный и компактный мини-диск выдерживает миллион(!) перезаписей. Кассета же не способна и на тысячную долю этого. Каждое ее проигрывание ухудшает свойства аудиозаписи на магнитной ленте...

В обход CD

Не следует забывать, что Sony сама способствовала развитию CD-формата, так что ее инженерам было особенно сложно разрабатывать носитель, способный конкурировать с прочно утвердившимися на рынке компакт-дисками.
Чем же мини-диск отличается от CD? Во-первых, удобством записи. К моменту выпуска первых MD возможность самостоятельно записать музыкальный компакт-диск была практически недоступна рядовому меломану - для этого существовала только компьютерная периферия, и стоили такие устройства немалых денег (кроме того, доступ к ним, как и к любому профессиональному оборудованию, был строго ограничен). А мини-диск можно записывать непосредственно в плейере, как переносном, так и стационарном. Компьютер для этой несложной процедуры не нужен.
Во-вторых, MD - "многоразовый" носитель. Можно выборочно стирать записанную на нем информацию (скажем, не понравившуюся песню, одну из целого альбома). Для "одноразового" компакт-диска (CD-R) это невозможно в принципе, а "перезаписываемый" (CD-RW) надо либо очищать полностью, либо использовать особую подготовку к записи - форматирование, съедающее шестую часть полезного объема и достаточно трудоемкое для неопытного пользователя. И опять же - все это только с помощью компьютера.
В-третьих, на мини-диск можно записывать как музыку, так и данные (правда, с помощью специального оборудования). Для аудиофайлов и компьютерных данных выпускаются разные компакт-диски (для записи музыки можно использовать универсальные CD-R, но только в компьютерных приводах; бытовые аудио-СО-рекордеры такие диски читать отказываются).
В-четвертых, по продолжительности звучания MD не только не уступает CD, но, благодаря недавнему усовершенствованию, даже превосходит его. В-пятых, мини-диск в 2,5 раза меньше, чем CD. И наконец, прочный корпус и сдвижная шторка MD надежно защищают его рабочий слой от случайных повреждений. Очень часто пишут о сравнении звучания CD (своеобразного эталона качества звука) и его копий на различных носителях. Это справедливо. Запись на компакт-кассетах чаще всего представляет собой копию именно с CD. Логично, что и владельцы MD-плейеров сохраняют на мини-диск любимые мелодии с CD.
Чтобы на меньший по размеру носитель записать столько же музыкальной информации, как и на CD, был разработан специальный алгоритм сжатия звука с учетом особенностей человеческого слуха. Он получил название ATRAC. Записанный на MD звук немного отличается от оригинала, но не настолько, чтобы почувствовать это "невооруженным ухом". Каждая перезапись с одного мини-диска на другой приводит к накоплению ошибок и искажений, которые в определенный момент становятся заметны и на слух. Но качество звучания первых MD-копий с компакт-диска практически неотличимо от оригинала.
Утверждается, что даже непрофессиональный меломан всегда отличит МD-запись от записи на компакт-диске. А как насчет того, что известные фирмы - Yamaha, Kenwood, Denon - уже давно выпускают стационарную, предназначенную для использования в составе домашнего аудиокомплекса мини-дисковую аппаратуру Hi-Fi-класса?
МD взяли на вооружение не только "хай-файные" фирмы, но и профессиональные музыканты работающие в области развлекательного бизнеса. Сегодня ни одна серьезная группа, выезжающая на гастроли, не обходится без МD-техники. На мини-диск записывается музыкальное сопровождение, эффекты и даже "фанера". Вовсю используются MD и на радиостанциях, обширная фонотека которых собрана преимущественно на мини-дисках. Они гораздо удобнее любого другого носителя: позволяют быстро найти нужный музыкальный фрагмент или композицию, не пачкаются, не царапаются, не ломаются, не портятся от времени и занимают очень мало места.

Мини-диски для бродяг

Но все же МD-техника класса Hi-Fi - не "товар широкого потребления". Спрос на нее сдерживает и далеко не низкая цена, и необходимость иметь домашний аудио комплекс.
Куда более популярными оказались портативные мини-дисковые проигрыватели. Они гораздо меньше кассетных плейеров и имеют много преимуществ по части управления - все больше моделей снабжается пультом, который просто пристегивается к лацкану или на воротник. На миниатюрный индикатор выводятся сведения о воспроизводимом треке, исполнителе, продолжительности музыкального фрагмента. (Кстати, мини-диск содержит подробную информацию такого характера. Это еще один удар по репутации старушки-кассеты. А если учесть еще и почти мгновенный доступ к любому фрагменту, ускоренное проигрывание, возможность цикличного воспроизведения музыкального произведения и даже всего диска целиком...)
Все портативные мини-дисковые плейеры делятся на две категории: просто плейеры - воспроизводящие устройства - и рекордеры, способные самостоятельно записывать мини-диски с внешнего источника. Среди них встречаются рекордеры как с аналоговым входом, на который можно подать звуковой сигнал даже с микрофона, так и с цифровым (его еще называют S/PDIF-вход). На последние реально практически без потерь переписывать музыку с CD-проигрывателя, оснащенного S/PDIF-выходом. Можно использовать для этого даже компьютер со звуковой картой, оснащенной таким "цифровым" разъемом.
Вполне естественно, что на рынке представлены и проигрыватели для мини-дисков со встроенным радиоприемником. Как правило, в них предусмотрена даже запись с приемника на мини-диск.

Вдвое... вчетверо!
Не так давно на свет появился младший брат МD - формат MDLP. Две дополнительные буквы в названии намекают на возможность замедленного воспроизведения - Long Play. В MDLP два режима - LP2 и LP4 (время звучания мини-диска увеличивается, соответственно, в два и в четыре раза). "Удвоенная" модификация стандартного мини-диска на 74 мин "удержит" более двух часов звучания, а "учетверенная" - около 5 ч; но ведь существуют диски и на 80 мин... На качестве звука это, конечно, отражается, но не настолько, чтобы говорить о заметных потерях. Просто в звучании появляется некоторая специфика, но и только.
Появление MDLP дало возможность вдвое сократить время перезаписи с одного MD на другой (до сих пор необходимо было ждать те самые 74 мин). Но это касается только стандартного режима записи, для замедленных LP2 и LP4 придется ждать два часа (или, соответственно, пять), пока не завершится процесс.

Алексей Адаменко

Запись на минидиск

Замечания о записи

Если на дисплее появляется “Protected” (Защищен)
Минидиск защищен от записи. Сдвиньте клапан, закрывающий выемку на диске (см. выше раздел «Защита мини-
диска от случайного стирания»).

Если на дисплее мигает “Din Unlock” (Открыть цифровой вход)

Цифровой источник программы не подключен к выбранному входу.

Правильно подключите источник программы.

Источник программы не включен.

Включите источник программы.

В зависимости от источника записи номера дорожек маркируются следующим образом:

При записи с компакт-диска или минидиска, когда переключатель INPUT (Вход) установлен в положение

DIGITAL (Цифровой) и источник подключен к входу DIGITAL IN:
Рекордер автоматически маркирует номера дорожек в той же последовательности, что и на оригинале. Если
же дорожка повторяется два или более раз (например, в режиме повторного воспроизведения одной дорожки)
или две или более дорожек имеют один и тот же номер (например, при записи с разных минидисков или ком-
пакт-дисков) дорожка или дорожки записываются как одна, непрерывная дорожка под одним номером.
Если источником является минидиск, номера дорожек не могут быть маркированы, когда длительность до-
рожек составляет менее 4 секунд.

При записи с DAT-рекордера или программы спутникового радиовещания, когда переключатель INPUT

(Вход) установлен в положение DIGITAL (Цифровой), рекордер автоматически маркирует номера дорожек
при изменении частоты дискретизации входного сигнала.

Когда на дисплее мигает “ТОС” (Содержание)
Рекордер в данный момент обновляет таблицу содержания (ТОС).
Пока индикатор ТОС мигает, не выключайте питание, не двигайте рекордер, не отсоединяйте вилку сетевого
шнура. Изменения на минидиске, выполняемые в процессе записи, сохраняются только при обновлении таблицы
содержания перед извлечением минидиска (EJECT).

Когда установлен режим воспроизведения программы PROGRAM (Программа) или SHUFFLE (Случай-
ный выбор)
Автоматически включается режим CONTINUE (Продолжение), и устройство устанавливается в состояние готов-
ности к записи.

Если на дисплее появляется “Cannot Copy” (Копирование невозможно)
В рекордере используется система SCMS (Serial Copy Management System – «Система управления последователь-
ным копированием»).
Минидиски, записанные через цифровой вход, нельзя копировать на другие минидиски или ленты DAT через
цифровой выход (см. ниже раздел «Руководство по системе управления последовательным копированием»).

Когда производится запись цифровых сигналов, имеющих ВЧ-предыскажения
Предыскажения в сигнале автоматически компенсируются (вводится затухание, пропорциональное степени кор-
рекции), и уровень результирующего сигнала указывается на пиковых индикаторах уровня.

Когда рекордер находится в режиме записи или паузы при записи, цифровые сигналы, подаваемые на
вход DIGITAL IN, поступают на выход DIGITAL OUT с той же частотой дискретизации
Для изменения на выходе частоты дискретизации (без записи на минидиск) используйте функцию Input Monitor
Function (Функция контроля входного сигнала).

Полезные советы для записи

Проверка оставшегося времени записи на минидиске

Если нажимать кнопку DISPLAY (Дисплей) во время записи, информация, отображаемая на дисплее, изменя-

ется в следующей последовательности: истекшее время записи, оставшееся время записи на минидиск, назва-
ние дорожки.

В марте 2013 года корпорация Sony окончательно прекратила выпуск оборудования для записи и воспроизведения цифровых мини-дисков. В этом событии удивляют сразу два факта: насколько чудовищно устаревшим сегодня воспринимается этот формат, хотя ему всего лишь двадцать лет, и насколько долго он вообще умудрился просуществовать в мире интернета и MP3. Давайте вспомним, как же появился на свет весьма перспективный в своё время MiniDisc и почему он не стал столь же популярным, как компакт-диск.

Разработка стандарта MiniDisc началась в 1986 году, когда мир уже начал захватывать первый массовый цифровой аудионоситель – компакт-диск. Формат CD был представлен в марте 1979 года, а первые серийные проигрыватели появились в продаже в апреле 1982 года. Компакт-диски были хорошо приняты любителями музыки, которые быстро оценили широкий частотный и динамический диапазон нового носителя. Особенно поражала абсолютная тишина в паузах – на фоне характерного потрескивания грампластинки, заменой которой и выступил CD.

Мини-диск задумывался как преемник компакт-кассеты, только более удобный в эксплуатации и хранящий записи в цифровом виде. Работа над MiniDisc началась в середине восьмидесятых – в «золотой век» аудиокассет, когда был достигнут «потолок» возможностей этого носителя и всем ведущим производителям стали очевидны его принципиальные ограничения.

Новый носитель должен был оставаться столь же компактным и защищённым от внешних воздействий, как и компакт-кассета, что позволило бы использовать его не только в домашних аудиосистемах, но и в автомобильных и портативных плеерах. По качеству звучания он должен был превосходить аналоговую кассету и максимально приближаться к CD при существенно меньшей ёмкости. Наконец, непременным условием должна была быть возможность многократной самостоятельной записи на такой носитель – с функциями стирания и монтажа.

В результате в MiniDisc были реализованы сразу несколько передовых на тот момент технологий, защищённых множеством патентов. В качестве технологии записи была выбрана магнитооптическая, в которой для запоминания данных используется лазер, разогревающий до необходимой температуры ферромагнитный слой диска, и магнитная головка, изменяющая намагниченность нагретого участка. Для воспроизведения записи применяется лазер меньшей мощности: при отражении луча от того или иного участка, в зависимости от его намагниченности, меняется плоскость поляризации, что и фиксируется оптическим датчиком.

Магнитооптическая технология давала мини-диску важные преимущества: высокую надёжность хранения записи и повышенную устойчивость к магнитным полям, быстрый произвольный доступ к любому фрагменту записи, а также возможность многократного стирания и перезаписи. Единственным существенным на тот момент недостатком считалось высокое энергопотребление лазера в процессе записи, что ограничивало использование пишущих приводов в портативных устройствах. Впрочем, впоследствии стало понятно, что MiniDisc столь же подвержен размагничиванию, как и обычная плёнка.

Диск диаметром 2,5 дюйма (64 мм) и ёмкостью 140 Мбайт устанавливался в жёсткий пластиковый корпус со сдвижной шторкой – почти как у компьютерной дискеты. Для кодирования музыки был применён фирменный алгоритм Sony Adaptive TRansform Acoustic Coding (ATRAC), основанный на психоакустических особенностях человеческого слуха. По своей идеологии ATRAC близок к MP3 и прочим форматам кодирования звука с потерями: информация, неразличимая или малоразличимая на слух для большинства людей, удаляется из файла, а оставшаяся сжимается до максимально компактного объёма. В результате 74 минуты записи на 650 Мбайтах компакт-диска удалось сжать до 140 Мбайт ёмкости мини-диска. Базовый битрейт первой версии ATRAC составил 292 Кбит/с.

Формат MiniDisc и оборудование для записи и воспроизведения мини-дисков были официально представлены 12 января 1992 года, однако новинка была принята довольно прохладно. По качеству звучания первые проигрыватели уступали не только DAT-магнитофонам с алгоритмом записи без потерь, но даже полностью забытым ныне цифровым кассетам DCC, также использовавшим психоакустическую схему сжатия. При этом аппаратура оказалась сравнимой по стоимости с СD-проигрывателями, обеспечивающими намного более высокое качество звука.

Четвёртая версия ATRAC, увидевшая свет в 1996-м году, позволила ещё больше повысить качество звучания: вся внутренняя обработка данных производилась с 24-битной точностью при сохранении АЦП с разрядностью 20 бит. Версия ATRAC 4.5 применялась во флагманских моделях серии ES и отличалась улучшенным качеством кодирования на высоких битрейтах. Разрядность АЦП выросла до 24 бит. Последний вариант классического ATRAC DSP Type-R появился в 1998 году и, помимо прочего, обеспечивал высококачественное кодирование высоких частот.

Однако в среде аудиофилов за мини-диском уже закрепилась скверная репутация, поэтому Sony была вынуждена вновь привлечь внимание к MiniDisc высококачественными деками топовой серии ES – MSD-JA30ES и JA50ES, получившими 20-битные аналогово-цифровые преобразователи и превосходно звучащие ЦАП. Вместе с тем появилась возможность выпуска и недорогих аппаратов с высоким качеством звучания. Наглядный пример – дека MDS-JE500, вышедшая в 1996 году и построенная на чипе CXD2650R с алгоритмом ATRAC 4. Эти аппараты уже легко конкурировали по качеству звучания с массовыми CD-проигрывателями, а по сервисным функциям и опережали их.

Шестое поколение ATRAC, появившееся в 1999 году, получило собственное название ATRAC3 (без пробела). В этой реализации были добавлены форматы записи повышенной длительности MDLP: 2LP c битрейтом 132 Кбит/с и LP4 с битрейтом до 66 Кбит/с, позволяющие записать на 80-минутный диск до 324 минут звука. Модификация ATRAC3 DSP Type-S объединила в себе кодек ATRAC3 с улучшенным качеством воспроизведения низкобитрейтных записей MDLP и топовый кодек ATRAC1 Type-R первого поколения.

В конце 2001 года в формате MiniDisc наконец-то появилась возможность копирования записей на мини-диск не только в реальном времени. Расширение NetMD позволило в ускоренном режиме отправлять данные через интерфейс USB c компьютера под управлением Windows через фирменную программу SonicStage. При этом записи в режиме SP можно было копировать на скорости до 1,6х, в режиме LP2 – на скорости до 16х, а в режиме LP4 – до 32х или даже 64х по сравнению с реальной длительностью записанной программы.

Наконец, в январе 2004 года на рынок вышла последняя инкарнация MiniDisc – Hi-MD и кодек ATRAC3Plus. Одновременно были выпущены мини-диски Hi-MD объёмом 1 Гбайт, на которые можно было записать до 45 часов музыки с минимальным битрейтом 48 Кбит/с, до 94 минут несжатой музыки с битрейтом 1411 Кбит/с и частотой дискретизации 44,1 кГц в формате Linear PCM либо до 980 Мбайт компьютерных данных. В 2005 году начался выпуск плееров Hi-MD со встроенной поддержкой MP3, а в 2006-м впервые появилась возможность передачи цифровых файлов с MD-плееров на компьютер (за исключением дисков, записанных через SonicStage или OpenMG).

Кодек ATRAC Advanced Lossless позволял записывать музыку в форматах ATRAC3 и ATRAC3plus, сопровождая их служебным потоком для полного восстановления оригинального сигнала. При этом плеер мог декодировать как сжатый формат, так и несжатый, что обеспечивало совместимость таких записей с устаревшим оборудованием.

Дисководы Hi-MD стали появляться в компьютерах, выпускаемых Sony. Такие диски отображались как съёмные накопители с файловой системой FAT32. Перенос файлов осуществлялся средствами операционной системы, и лишь для записи аудиодиска, воспроизводимого на MD-плеере, нужно было пользоваться программой SonicStage.

В стандарте Hi-MD наконец-то были устранены многие нелепые по нынешним меркам «копирайтные» ограничения классических MiniDisk – к примеру, промежуточное перекодирование в PCM передаваемых по NetMD файлов или невозможность перезаписи «по цифре» звука, записанного «вживую» с микрофона или линейного входа ни через оптический выход, ни через USB (технология Serial Copy Management System).

Все эти ограничения изначально были призваны предотвратить «побитовое» копирование защищённых DRM файлов, допуская лишь аналоговую перезапись с потерей качества. В последних же версиях SonicStage осталось единственное ограничение – невозможность редактировать треки на рекордере Hi-MD, записанные на диск с помощью этой программы. При записи через оптический или линейный вход таких ограничений нет.

Пока в Sony доводили до ума алгоритмы для аппаратного кодирования и декодирования сжатого звука, на дворе наступил XXI век – век интернета, MP3, Napster, файлообменных сетей, айподов и флэш-плееров, пишущих приводов CD-, DVD- и Blu-ray. Cоздаётся впечатление, что всё это время создатели MiniDisc обитали в какой-то другой реальности и вернулись обратно только к 2004 году. Героизм, с которым Sony тащила этот давно морально устаревший формат до 2013 года, заслуживает отдельного разговора.

Поддержка формата MiniDisc в Европе и Северной Америке была свёрнута в 2008 году, как и доступ к фирменному музыкальному интернет-магазину Connect. Впрочем, особой популярностью мини-диски не пользовались ни в Старом Свете, ни в Новом. Мода на карманные MD-плееры прошла ещё в конце 90-х, а после этого мини-диски применялись разве что на радиостанциях и в музыкальных студиях, где требовалась быстрота доступа к разным фрагментам записи и простота редактирования. В России я в последний раз видел в магазинах чистые мини-диски не менее десяти лет назад – как раз примерно тогда же начался бум MP3 и пишущих CD-приводов.

Однако в самой Японии и в некоторых других азиатских странах мини-диск получил гораздо более широкое распространение. Он изначально оказался более доступной и удобной альтернативой CD, что для страны, проводящей немало времени в поездах, пришлось очень кстати. Японская молодёжь до сих пор с удовольствием скупает синглы модных исполнителей на мини-дисках и записывает на них целые «живые» концерты. Не собирается закрываться и японская версия интернет-магазина Connect. Неудивительно, что некоторые другие фирмы, включая Onkyo, пока не собираются отказываться от выпуска MD-плееров, хотя Sony прекратила производство портативных MD-Walkman ещё два года назад.

Нам же остаётся лишь попрощаться с ещё одним форматом, судьба которого оказалась очень непростой только потому, что его создатели попытались соединить несоединимое: цифровые технологии будущего с привычками крупных корпораций игнорировать окружающую реальность и навязывать свои архаичные правила игры.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...