Божественное тело в лайя йоге. Медитация из Лайя-Йоги

Эта необыкновенная мантра Лайя Йоги призывает душу и ее предназначение к присутствию в настоящем. Она поднимает вас над конфликтами, связанными с успехом и деятельностью Позитивного Уна. Она позволяет вашим действиям служить вашей цели. Она делает вас творческими, помогает концентрироваться на ваших истинных приоритетах и идти на необходимые жертвы ради их достижения.

Слово Лайя подразумевает отстранение от привычного мира. Лайя Йога направляет ваше внимание и энергию на вашу сущность и высшее со­знание. не позволяя обычным отвлечениям и привязанностям брать верх над вашей склонной к реакциям осознанности.

Эта мантра открывает тайную книгу Лайя Йоги. Она позволяет вам осознанно помнить о своей связи с Создателем и чувствовать ее. Практикуйте эту мантру 120 дней. Она впечатает в подсознание память и опыт вашей истинной идентичности.

Эту мантру берегли как тайную драгоценность. Она - ключ, отпирающий внутренние врата наад, владений созидающего звука. Если вы будете слушать звук мантры, а затем сконцентрируетесь на ее тонком звучании, вы погрузитесь в безграничные пространства своего высшего «Я». Структура этой мантры закручена в спираль на 3,5 оборота. На каждый звук «А» в конце слов диафрагма поднимается, перенося энергию праны и апаны через область сердца. Такая трансформация происходит за один цикл. Цикл в 3,5 оборота есть пульсирующий ритм самой кундалини. Вот почему кундалини часто представляют свернутой в 3,5 кольца.

Как и все остальные подлинные мантры, она была открыта провидцем, путешествовавшим по тонким сферам сознания. Бесчисленное множе­ство практикующих выполняли эту медитацию в качестве личной садхзны, и ее действенность подтверждена. Внутренний звук можно услышать на разных уровнях тонкости. Вибрации ноад оказывают благотворное воздействие на разных диапазонах.

Эта мантра переносит вас в самые тонкие сферы творчества. Она пробуждает силу кундалини, которая заряжает энергией все Творение. Она будит вашу осознанность и усиливает чувствительность к Тонкому Телу Ауры. Практика этой медитации дарит интуицию и целительские спо­собности. Если вы серьезно практикуете эту крийю, осознанно и с достоинством подходите к каждому произносимому вами слову. Не слушайте негативные и грубые высказывания других людей. Помните, что грехи прошлого остались в прошлом, что некоторые из величайших святых сначала были грешниками. Если у вас появилась возможность узнать об этой технологии возвышения и практиковать ее, это означает, что вы ее заслужили, вы достойны ее. Поэтому без колебаний используйте ее и стремитесь к развитию и расширению. Чувствуйте, как Воля Бесконеч­ности и ваша воля действуют вместе. Сильные действия в сочетании с непривязанностью делают жизнь танцем творчества и благодарности.

КАК ДЕЛАТЬ

Сядьте в Простую Позу, удерживайте легкую Джаландхара Бандху.

ГЛАЗА: Фокусируйтесь на Точке Межбровья.

Мудра: Сложите ладони в Молитвенной Мудре у центра груди, либо обе руки в Гьян Мудре - запястья лежат на коленях.

МАНТРА И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ:

ЭК-ОНГ-КАР-(А) - ЕДИН ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ
СА ТА НА МА-(А) - ИСТИННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
СИ РИ ВА-(А) ХЭЙ ГУ-РУ - ВЕЛИКАЯ НЕОПИСУЕМАЯ МУДРОСТЬ

Повторяйте мантру очень точно. При произнесении ЭК пупок естественным образом втяги­вается. Произнося «А» в конце слов, мощно поднимайте диафрагму. Звук «А» создается скорее за счет мощного движения диафрагмы, чей намеренно проецируемый и артикулируемый звук Расслабляйте пупок и низ живота при произнесении ХЭЙ ГУРУ Звук закручивается по спирали, следуя ритму на 3,5 цикла Произнося мантру, представляйте, как энергия и звук поднимаются по спирали вверх вдоль позвоночного столба, закручиваясь по часовой стрелке (если смотреть сверху вниз, от шеи к основанию позвоночника). Начинайте от основания позвоноч­ника, выпуская энергию из пупка. Завершайте, фокусируясь над головой и проецируя энергию в Космос при произнесении ХЭЙ ГУРУ

Термин "Лайя" на санскрите буквально переводится как "ритм" - "растворение", то есть возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина (Атман) объединяется с трансцендентным бытием (Брахман). Завершение существования вселенной в конце кальпы (временного цикла) в Ведах и Упанишадах описывается как пралайя - великое растворение, возврат в изначальное состояние непроявленного.

В различных первоисточниках - Упанишадах, в "Тиру-Мандирам" риши Тирумулара, Гхеранда Самхита, Хатха-Йога-Прадипика считается, что 250 тысяч учений Лайя-йоги впервые были поведаны Адинатхом () через откровения сиддхам Матсиендранатху и Горакханатху. И по сей день учения Лайя йогу, подобно алмазным россыпям, сверкают в бесчисленных шастрах, тантрах и устных наставлениях святых мудрецов.

Традиционно, учение Лайя йоги считается наивысшей, завершающей, кульминационной «колесницей», но не в том смысле, что она превосходит все другие учения, а в том, что оно не связанно с условностями, разделениями и концепциями и имеет свойство прямо указывать на невыразимую Природу Реальности.

Тирумулар, Боганатар, Матсиендранатх, Горак-шанатх, Нанак, Кабир - сиддхи-авадхуты будучи существами, пребы-вающими в неизмеримой свободе, практиковали Лайя йогу, внутри раз-личных конфессий - индуизма, буддизма, сик-хизма, даосизма. Учение Лайя-йоги сиддхов не принад- лежит к какой-либо индуистской школе или секте. Так же оно не является повседневной, «бытовой религией». Лайя йога будучи за пределами слов, методов и символов является сердечной сущностью любой духовной традиции, обнаруживая себя как ее внутренняя сущность.

«Умное делание» в христианском исихазме, «погруженность в экстаз» суфия, алогичные «выпады» мастеров дзен имеют под собой одинаковую основу - погруженность в неконцептуальное осознавание - Источник, а это и есть главный принцип учения Лайя-йоги.

Часто учение Лайя йоги называют учением «трех свобод», что означает подлинную свободу в проявлениях тела, речи и сознания. Телу позволяется быть в свободе от ритуалов, форм, поклонений и каких-либо искусственных норм поведения. Энергии речи позволяется быть свободной от мантр, молитв и песнопений. Уму позволяется быть свободным от связанности философией, доктринальными теориями или постулатами.
«Позволяется быть в свободе» означает, что мы, практикуя, пребываем в состоянии созерцательного присутствия, распахнутой осознанности подобной небу, не имеющей никаких ограничений.

В этом состоянии мы можем проявлять любые действия тела, речи и ума, которые проявляясь мгновенно самоосвобождаются, превращаясь в спонтанную игру тела, речи и мыслей. Таким образом, любые внешние проявления (поведение, речь, мысли и т.д.) с точки зрения Лайя йоги представляют собой спонтанную игру активности - лилу и не являются чем-то однозначно застывшим, самоценным или реальным.

Фундаментальные практики Лайя-йоги. Сатгуру Свами Вишну Дэв. Йогин, который понимает сущность йоги, не будет практиковать йогу в местах шумных, возле огня, источника воды, на сухих пастбищах, перекрестках дорог, сухих листьях, на берегу реки, в местах, полных змей, сжигаемых мертвых тел, страшных местах, колодцах или на болоте.
Йогину следует покинуть место и время, когда божественные чувства не возникают. Нечестные люди никогда не могут выполнять практику йоги, и это то, почему йогину следует покинуть место...

Читать книгу Фундаментальные практики Лайя-йоги онлайн

(внешняя биография)

Сатгуру Свами Вишну Дэв - русскоязычный монах-учитель Лайя-йоги в традиции авадхутов-махасиддхов. Он также является основателем и настоятелем Монастыря йоги (Адвайта-йога-ашрам «Гухья Самаджа»).

В детские и юные годы, занимаясь медитацией, он спонтанно имел глубокие переживания недвойственности, которые в йоге описаны как «нирвикальпа-самадхи». В поисках Учений, которые бы объяснили его опыты, он обращается к западной философии, затем становится последователем Учителя индийской традиции вишнуизма, интенсивно следуя пути преданности, который приводит его к знакомству с еще более глубокой эзотерической традицией Сахаджия (индуистская тантра, ассимилировавшая идеи буддизма Ваджраяны). Параллельно, в течение многих лет, он изучает традиционный шаманизм и оккультные практики тантры.

С 1989 года он обучается Лайя-йоге в традиции сиддхов у своего коренного Учителя, а также классической Раджа-йоге и Кундалини-йоге у различных Учителей.

С1992 г. по1995 г. он посвящает себя аскетичной практике в уединении, благодаря которой реализовывает состояние «сахаджа-самадхи». В это время он глубоко изучает Ануттара-тантру в индуистской и буддийской традициях.

Длительная упорная практика созерцания и методов йога-тантры в течение более чем шестнадцати лет, привели автора к глубокому личному опыту недвойственности, дав живое переживание тех великих истин, которые описаны в традиционных текстах.

Во исполнение воли своего Учителя с1995 г. является основателем и Учителем Монастыря-академии Лайя-йоги, учебного заведения для монахов и монахинь.

Его перу принадлежит множество исследовательских статей, очерков, трактатов и книг. Наиболее известные из них:

«Сутра сердца йогической практики» («Йога Садхана Хридайя Сутра»)

«Освобождающий нектар драгоценных наставлений» («Лайя Амрита Упадеша Чинтамани»)

«Песни Пробужденного»

«Сокровище зеркала безмятежного океана».

С2000 г. живет в монастырском поселении йогов «Дивья-лока» в СНГ.

В Монастыре проводит различные учебные семинары по пяти разделам (янтрам) Лайя-йоги:

Йога звука

Йога света

Йога сновидений

Кундалини-йога

Йога созерцания (Лайя-йога)

Искусство медитации

(базовые медитации Лайя-йоги)

Фундаментальные практики Лайя-йоги

Необходимые условия

Место для медитации

«Йогин, который понимает сущность йоги, не будет практиковать йогу в местах шумных, возле огня, источника воды, на сухих пастбищах, перекрестках дорог, сухих листьях, на берегу реки, в местах, полных змей, сжигаемых мертвых тел, страшных местах, колодцах или на болоте.

Йогину следует покинуть место и время, когда божественные чувства не возникают. Нечестные люди никогда не могут выполнять практику йоги, и это то, почему йогину следует покинуть место.

О, дорогой король! Нет никаких сомнений, что качество времени и великолепие места увеличивают силу ума и очищают сердце. Какова нужда в объяснениях о качестве времени и места, когда ум, будучи божественного качества, сливается в единстве с Брахманом, высшим «Я»?»

Авадхута Даттатрейя, «Йога Рахасья» (49-52)

Время для медитации

«Йогин не будет заинтересованно практиковать йогу, когда он голоден, устал или пребывает в сердечном беспокойстве.

Йогин не будет делать усилия в практике йоги, для пребывания в медитативном состоянии, когда очень холодно, жарко или ветрено».

Авадхута Даттатрейя, «Йога Рахасья» (47, 48)

Поза для медитации

В искусном положении тела заключается жизненно важное качество медитации. Принимая семиричную медитационную позу, йогин в нашей традиции:

1. Садится на мягкое сидение, ноги в позе лотоса или, если он не может так сделать, то в сукхасане

2. Руки в позе созерцания: у живота и примерно около пяти сантиметров ниже пупка, тыльная сторона правой ладони помещается на открытой ладони левой руки, два больших пальца подняты вверх, касаясь друг друга

3. Спина выпрямлена, позвоночник вертикален так, что придает жесткость всему телу

4. Руки в локтях выпрямлены снизу до плеч, не сгибаются

5. Подбородок чуть прижат вниз так, что шея слегка наклонена

6. Кончик языка дотрагивается до верхнего неба, в то время как зубы едва соприкасаются, губы слегка закрыты

7. Глаза спокойно глядят в пространство чуть-чуть дальше кончика носа, глазные яблоки неподвижны

Другие учат, что губы и зубы должны быть в более естественном положении, но для начинающих лучше упомянутая поза.

Восьмой аспект - дыхание в медитации. Медитируя, вдыхают и выдыхают мягко, без усилия, даже не ощущая этого. Не следует пыхтеть, не следует дышать тяжело или с напряжением.

«Практику йоги следует сохранять свое сердце в обузданном состоянии, сидя прямо в асане, согнув ноги, держа тело выпрямленным и бедра впереди себя совершенно плоскими (горизонтальными), не прикасаясь к гениталиям и слегка приподняв голову, так, чтобы она была обращена прямо вперед.

Ему не следует касаться зубами зубов. Не обращая внимание ни на что вокруг, ему следует сосредотачиваться на «кончике носа» (следует узнать лично от Гуру, что «кончик носа» означает и где он расположен).

В это время йогину, который укрепился в чистой сущности, покорив тамасические качества раджасическими и раджасические саттвическими, следует достичь неподвижного состояния дыхания или успокоенного дыхания. Изолируя свой ум и праны от объекта сосредоточения уравновешенным состоянием (успокоенным дыханием), ему следует выполнять пратьяхару, самоуглубление.

Ему следует сосредотачивать внимание только на Атма (Атмане), «Я», наблюдая свое «я», обуздывая его кама (привязанность, внимание к внешнему) и кродха (гнев), подобно черепахе, втягивающей свои органы чувств. Очистив себя внутренне и внешне от горла до пупа, ему следует практиковать пратьяхару, самоуглубление, наполняя тело.

Так, обузданный, йогин становится свободным от всех нечистот. Бесконечный мир возникает в нем. Он достигает способности видеть качества природы и высшего «Я».

Авадхута Даттатрейя, «Йога Рахасья» (29-36)

«Держи руки ровными, опущенными вниз,

Язык касается неба,

Зубы и губы в расслабленном положении,

Глаза устремлены в пространство рядом с носом».

«Ваджрамала»

«Позвоночник должен быть прямым,

Как бусы, нанизанные на тростник.

Шея должна быть слегка наклонена.

Тело должно быть выпрямлено вертикально,

Как дикая лилия.

Руки вытянуты и параллельны,

Словно образуя квадратный узел.

Ладони в медитативной позе

Должны давить на место ниже пупка.

Ноги должны быть скрещены,

Как линии на шахматной доске».

Махасиддха Нардева

Что касается пользы от этих положений тела: апана-вайю (изливающаяся вниз энергия) контролируется позой со скрещенными ногами; самана-вайю (тепловая энергия) - давлением на пупок; вьяна-вайю (распространяющаяся энергия) - выпрямлением позвоночника и вертикальным положением тела; прана-вайю (жизненная энергия) - выпрямлением плеч, ладоней и локтей; удана-вайю (восходящая энергия) - малым наклоном шеи и касанием нёба языком. Если йогин может контролировать эти фундаментальные энергии в теле, он сможет получить и контроль над всеми вторичными энергиями. Их особенно хорошо можно контролировать неподвижным пристальным взглядом. Благодаря этим положениям все каналы, энергии и бинду (субстанции тела) могут быть оживлены и стабилизированы. В результате всего этого элементы тела достигнут гармонии, комплекция будет величественной, и хорошее, спокойное погружение возникнет естественно, поскольку медитативной позой успокаиваются беспорядочные мысли. Ум будут меньше одолевать тупость или страсть. С ясностью проявится осознавание, в теле появятся легкость и сила.

Если сидеть неправильно, результат будет противоположным. Если тело склонится вправо, ум притянется к чувственным объектам, несмотря на первоначальное спокойствие. Если тело наклоняется влево, умом завладевает беспорядочное мышление, даже если он и был изначально успокоен. Если тело согнуто вперед, ум возбуждается, даже если и был ясен. Если тело отклоняется назад, умом овладевает сильное рассеяние, даже если он сначала был ясен и расслаблен. Если фокус глаз смещается, появляются зрительные образы, вызывающее скачущие мысли. Эти наставления пришли от сиддхов йоги.

Лайя-йога — один из видов йогической практики. В переводе с санксрита "лайя " означает "растворение ", т.е. достижение такого состояния, когда сознание практикующего (йогина ) избавляется от двойственности (ещё называется недифференцированное существование) и в конечном итоге объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом). Лайя-йога считается наивысшей , завершающей "колесницей " среди других учений, но не в том смысле, что она их превосходит, а в том, что учение Лайя-йоги находится вне них, не связано условностями и формальными концепциями. Принципы, которых придерживается Лайя-йога, являются основополагающими и их разделяют практически все религиозные конфессии, стремящиеся к познанию истины — индуизм, буддизм, сикхизм, даосизм, христианство, ислам . Например, в христианском исихазме подобные практики называются "умное делание ", в суфизме — "погружённость в экстаз ", в дзэн — "алогичные выпады " и т.д. Среди мастеров, практиковавших Лайя-йогу, были представители различных вероисповеданий — Тирумулар, Боганатар, Матсиендранатх, Горакшанатх, Нанак, Кабир.

Сущность учения Лайя-йоги заключается в создании и постоянном поддержании состояния осознанности , бдительного присутствия. Йогин, практикующий эту методику, идёт по пути спонтанного самоузнавания , он перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего. Отбрасывая связь с концептуальным мышлением, возможно достижение состояния безопорного ума (нираламбха манас) и вход в состояние нирвикальпа-самадхи (единства со всем сущим).

Вот несколько цитат, размышление над которыми позволяет увидеть суть пути Лайя-йоги :

"Подобно тому, как брошенный в воду кристалл соли растворяется в воде и становится единым с ней, так и в состоянии самадхи личное сознание сливается с высшим сознанием " (Саубхагьялакшми-упанишада, 5.26).

"Исполненное ясности тысяч светил, незагрязняемое, наполняющее дальнее и ближнее — это не самадхи, это не достижения в йоге, это не растворение ума — это единство с Брахманом " ("Махавакья-упанишада ", 6).

"Я никогда не был рождён, и Я никогда не умру. И при этом Я не исполняю никаких действий — ни хороших, ни плохих. Я — тот чистый Брахман, лишённый каких бы то ни было качеств. Как в таком случае для меня может быть связанность или освобождение? Так как Брахман вездесущий, самосияющий, недвижимый, цельный и непрерывный, то я не вижу никакого разнообразия. Как оно может быть внутри или вовне?" (Даттатрея. "Авадхута-Гита ", 1.59, 1.60).

Принципиальным отличием Лайя-йоги от других практик является достижение состояния самадхи не за счёт метода, а благодаря естественному созерцанию без применения усилий. Происходит вхождение в состояние живого присутствия — вне концепций и мыслей. Это невозможно передать при помощи знаков и слов. Конечной целью Лайя-йоги является достижение — саруба-самадхи . Это состояние божественного света, великий переход к одному из четырёх тел:

  • Шудха-дэхам — бессмертное и нестареющее тело, освобождённое от кармы, не нуждающееся в сне и еде;
  • Пранава-дэхам — бессмертное тело, которое невозможно осязать, можно только увидеть;
  • Джняна-дэхам — чистое и бесконечное сознание;
  • Дэва-дэхам — полное единство с Брахманом (Абсолют), йогин в этом состоянии не имеет фиксированной формы, эмманируется в бесчисленных телах.

Учение Лаяй-йоги ещё называют учением "трёх свобод " , так как оно подразумевает достижение подлинной свободы в проявлениях тела, речи и сознания. Тело становится свободным от внешних ритуалов, поклонений, искусственных норм поведения. Энергия речи освобождается от мантр, молитв и песнопений. Сознание получает свободу от различных доктрин, теорий и постулатов.

История Лайя-йоги

Согласно Упанишадам и другим первоисточникам, 250 тысяч учений Лайя-йоги были поведаны Адинатхом (Богом Шива) сиддхам Матсиендранатху и Горакханатху через откровения. В "Гхеранда Самхите " учитель Гхеранда утверждает: "Шива возвестил много истин — таких, как бессмертие растворения [лайя-амрита] и другие. Одну из них, ведущих к Освобождению, я передал тебе кратко " ("Гхеранда Самхита ", 7.22). Изначально Лайя-йога не являлась самостоятельным учением, среди других видов йоги, а была их высшей ступенью, своеобразной кульминацией. Знания Лайя-йоги в дальнейшем передавались великим просветлённым Кабиру, Гопичанду, Нанаку (основатель сикхизма), Нагарджуне и др. В буддийских текстах упоминается, что Будда практиковал Лайя-йогу, согласно наставлениям своего учителя Удаллака.

Спонтанность и созерцание

Практики Лайя-йоги заключаются в спонтанности , мгновенном самоосвобождении тела, речи и мыслей. Отключение ума, располагающегося в головной чакре, позволяет организму действовать без диктата сознания , отдаться управлению Бога. Внешне это может выглядеть, к примеру, как спонтанный танец в состоянии медитации (латихан). Одной из практик Лайя-йоги является биолокация. Это трактуется как передача Лайе своей руки, в которой находится биолокационная рамка. Под управлением божественного рука при помощи рамки может найти воду под землёй, провести энергетическую диагностику организма и т.д. Существует практика спонтанного рисования , когда рука не под контролем ума самостоятельно водит карандашом или кистью. Также можно достичь способности написания текстов в подобном состоянии.

В связи с тем, что Лайя-йога является глубокой внутренней практикой, то необходимо помнить о мерах безопасности, так как идёт активная работа с энергией (кундалини). Это трудный и сложный процесс, так как с одной стороны, ученик стремится к высшим духовным знаниям, а с другой, под влиянием своего эго, цепляется за старые структуры, которые уничтожаются кундалини. Чтобы смягчить этот переход существуют различные техники в Лайя-йоге. По большей части речь идёт о медитативных практиках, в том числе визуализирующих растворение различных недоработок (ревность, зависть, ненависть, страх и т.д.). Также применяются вспомогательные средства звук (нада), янтры (формы).

08.09.2015

В текстах даются следующие определения Лайя-йоги и её процессов:

«Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз – это растворение сознания; идёшь ты, стоишь, спишь или ешь – всегда размышляй об Атмане (о том, кто воспринимает). Таков смысл Лайя-йоги». («Йога-Таттва-Упанишада», 23, 24)

«Шива возвестил много истин – таких, как бессмертие растворения (Лайя-Амрита) и другие. Одну из них, ведущих к Освобождению, я передал тебе кратко». («Гхеранда Самхита», 7.22 , Гхеранда)

«Когда прана достигает недвижности – это рассвет лайя-йоги. Посредством растворения (лайя) достигается счастье, высшее состояние блаженства собственной Сущности». («Йога-биджа», 151, Горакшанатх)

«Шри Адинатха объяснил один и четверть крора методов Лайи. Мы рассматриваем наданусандхану как наиболее эффективную из всех Лайа. Лайа-йога особенно превозносима. Но каковы характеристики Лайи? Лайя не возвращает в мир чувств, Лайя оставляет объекты опыта». («Хатха-йога ратнавали», 12-13 Шриниваса).

«Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них – путь Нада». («Хатха-Йога-Прадипика», 4.65, Сватмарама)

«Звуки из Анахаты соединяются с Чайтаньей (Чистое сознание), мысль поглощается (Паравайрагья) и прекращается, лишенная своих объектов. Это растворение – лайя, ведущее к высшему состоянию Вишну (Вишну Парампада)». («Хатха-Йога-Прадипика», 4.99, Сватмарама)

«Благодаря недвижению ума достигается равновесие праны, благодаря этому бинду становится неподвижным. Благодаря неподвижности бинду обретается вечная саттва и бессмертие тела (пинда-стхайрья). Над органами чувств ум – владыка, владыка ума – прана, владыка праны – лайя, эта лая заключена в наде. По устранении вдоха и выдоха, уничтожении стремления [ума] к объектам, йогин достигает растворения (лайя), свободного от движения и изменения. В спонтанно обретаемом состоянии лайи устраняются все санкальпы, порождающие всевозможную деятельность ума. Это состояние неописуемо». («Горакша-вачана-санграха», 132-135, Горакшанатх)

Методы Лайя-йоги

Считается, что Бог Шива Адинатха передал множество тысяч практик Лайя-йоги, основная из них – это наданусандхана, куда входят методы концентрации на звуке (нада), слышимом в анахата-чакре. Нада – это Шива-Шакти-самарасья. Обычно в текстах упоминаются 4 стадии практики: арамбха (начало) – развязывается узел «брахма-грантхи» и прана входит в сушумну, в сердце раскрывается ананда и слышны звуки анахата-нады. Далее следует «гхата-авастха» (сосуд), она соответствует развязыванию узла «вишну-грантхи», опыту ати-шуньи. «Паричайя-авастха» (нарастание), опыт «Махашуньи» и «Нишпати-авастха» – завершающая стадия, в которой происходит развязывание узла «рудра-грантхи», когда сжигаются все семена кармы. В этой стадии Лайя-йоги йогин обретает совершенное тело – дивья-деха или сиддха-деха. Существует много синонимов и определений этого достижения: кайя-сиддхи, пинда-самвит, дживан-мукта и т.д. В «Сиддха-сиддханта-паддхати» Горакшанатхом сказано:

«Йогин постигает состояние самарасья в своём теле, он познал микро- и макрокосм (Вьяшти-пинда и Пара-пинда). Он всё видит в себе и себя во всём».

Лайя-йога, как правило, включает в себя подготовительные практики, в которых используются пранава Ом или же бхрамари-пранаяма, т.е. грубая форма звука, от которой можно «оттолкнуться» и перейти к внутренним практикам. В них нада поглощается в свой источник проявления, т.е. бинду. Так же существует множество других методов Лайя-йоги, например: пранаяма, мудры, бандхи, дришти, аджапа-джапа или аджапа-гайятри, чакра-бхеда, концентрация на адхарах и лакшьях, все они являются составной частью практики Лайя-йоги.

Значение нады

Нада – это майтхуна (союз, соитие) Шивы и Шакти, соприкосновение пустоты и формы, при этом образуется мудра (отражение трансцендентного света в каком-либо объекте), в мудре образуется нада. При нарастании силы нады образуется бинду, из бинду – камакала (тройное бинду). Понятие того, где именно проявляется нада, часто очень разнится: ряд источников говорит, что в анахата-чакре, другие тексты натхов утверждают, что в области черепа (брахма-гуфе). Но нада сама по себе не ограничена рамками локализации в физическом мире, нада – это поток или движение Шакти. Шакти пульсирует в нади (каналах) как тонкого, так и грубого тела, когда мы закрываем уши, мы слышим пульсацию нады, все движения в этом мире – это Шакти. Без Шакти не может произойти ничего, никакого изменения, в том числе и духовного, поэтому все практики натхов, так или иначе, пробуждают Кундалини-шакти, или же подготавливают к этому тело, ум и дух человека.

Существует две реальности – пассивная и активная, которые не являются чем-то отдельным, а следовательно, через Шакти мы познаем Шиву, и наоборот. Сознание и энергия – нераздельны. Нада – это потоки праны в каналах, и нада также является Кундалини-шакти, она – Высшая трансцендентная реальность, «незатронутая», отображаемая во всех звуках и явлениях мира. Все явления растворяются в этой реальности, если в микрокосме мы испытываем этот процесс, то наши прана и сознание переходят на более высокий запредельный уровень, и мы достигаем самадхи. Этот процесс достигается посредством лайя-йоги, где и практикуется нада-йога. Можно по-разному называть этот процесс: поднятие Кундалини, Нивритти и т.д. Все практики, так или иначе, ведут к расширению ограниченного сознания и слиянию его со сверхсознанием «Парасамвит» или Сознанием Шивы.

Практика наданусандханы

В Натха-сампрадайе практика распознавания внутреннего звука анахата-нады, считается одной из самых основных, «анахата» на санскрите означает «незатронутая» реальность. Звук анахата-нада переводится как «непораженный» или тот, который не происходит посредством соприкосновения двух объектов. Звук – это проявление мысли, как сознание имеет свою градацию, так же ее имеет и звук. Сама практика называется «наданусандхана», «анну» означает «сверх», «сандхана» – соединение, т.е. предельное погружение ума в наду и растворение в ней. Это погружение в более тонкую звуковую вибрацию отражается на сознании: восприятие переходит в пустоту, в неизведанное, запредельное и само становится им, мысль растворяется в своем источнике – Читте. Наданусандхана является йогической техникой, где звук является методом погружения сознания в сердце своей сущности, которая пребывает в Атмане.

В этой практике вы познаете Бога внутри своего существа. Наданусандхану еще называют надопасаной (почитание нады), так как нада – это Шива и Шакти. Надопасана – это почитание (но весьма непосредственное) того, что не все способны выявить, что становится возможным благодаря хорошей шоддхане. Еще, безусловно, плоды такой внутренней практики, сказываются, в целом, на психофизическом состоянии практикующего, поэтому внутренняя практика отражается и на теле. Тело становится подобным пространству, в нем появляется легкость и много других признаков того, что практика высших разделов йоги идет в правильном ключе. В общем-то, тело – это не только инструмент, как многие практикующие йогу считают, это также и среда, в которой окончательно реализуется цель йоги.

Выполнение наданусандханы

Наданусандхана начинается с повторения Омкары или же медитации на звук бхрамари, подобному звуку пчелы. Тут, конечно, есть свои тонкости – в названии есть слово «бхрама» (трутень), этот трутень издает глухой звук, подобный гулу, который вы издаете при вдохе. А есть «бхрамари» (пчела самка), она издает звонкий гул, подобный звуку, который мы издаем при выдохе. Чаще всего выдох называют шуньякой, и он больше подходит для растворения ума, поэтому обычно многие выдох и используют в этой практике. Кумбхака – «кувшинная» задержка дыхания, здесь нет звука, вызванного процессом вдыхания и выдыхания.

Обычно бхрамари относят к разновидности кумбхак, в принципе, эта кумбхака может сама по себе стать кевали, если вы сможете услышать внутренний звук. Неслучайно такое название сравнивают с пчелой, так как она собирает нектар, но, в данном случае, бхрамари позволяет собирать нектар Нады. Этот нектар образуется внутри тела. Просто звук при вдохе и выдохе успокаивает нервную систему, снимает стресс, а вот внутренний, не произведенный звук уже погружает в глубокую медитацию, растворяя более инертные состояния сознания. К тому же, бхрамари – это, по сути, звук самой анусвары, она изображается в виде бинду – точки, расположенной поверх всех букв санскрита, которые являются лепестками чакр, каналами нади. Можно сказать, что звук бхрамари – это звук все проявленных звуков, ко всему прочему, он при своем завершении переходит в наданту (завершенное звуковое состояние, связанное со смолканием ума). Так как ум следует за звуком, то, когда звук смолкает, ум тоже растворяется. В таком состоянии пустоты уже можно перейти на более высокий уровень слышания звука из ничего, из пустоты и углубленного погружения в него.

В Надопасане, конечно, есть еще моменты, например, разные градации слышимого звука по тонкости. Звук связан с праной, поэтому бхрамари-пранаяма и помогает, посредством праны и звука, растворить ум. Считается, что благодаря смолканию ума внутренняя Шакти начинает пробуждаться и подниматься вверх через чакры. Внутренние звуки связаны с внутренней активностью праны, но эта практика более высокого уровня, в ней задействованы разные уровни пробуждающейся Шакти и сознательной силы. Внешне практика кажется простой, но все зависит от того, насколько вы хорошо понимаете, что такое нада, что такое анахата-нада, шабда-брахман, мантра как проявление чит-шакти. Чтобы от практики наданусандханы получить максимальную пользу, нужно действительно неплохо понимать теорию этой садханы натхов. В большинстве случаев, она людьми рассматривается часто поверхностно, просто как разновидность бхарамари-пранаямы.

Пранаяма – это всего лишь один из легкодоступных для понимания методов, но есть методы более глубокие, которые приводят к максимальной трансценденции человеческого сознания. Наданусандхана – одна из главных практик у натхов, хотя сами теории нады встречается во многих тантрических школах и соответствующие практики тоже. Например, в Кашмирском шиваизме тоже есть подобные техники, и даже теории о градациях звука, соотношения его с разными уровнями сознания, как и праны. У натхов, в основном, уделяют внимание ключевым моментам практик, связанных с надой.

Вопрос к Гуру Йоги Матсьендранатху Махараджу

Осветите, пожалуйста, тему слышимых звуков. Что это, и почему они по-разному описаны в разных источниках?

Я считаю, что наилучшее описание этих звуков можно найти у натхов, в тантрах Кашмирского шиваизма, в Кубджика-тантрах и упанишадах, таких как «Матсьендра-самхита», «Падартхадаршана», «Кубджикамата-тантра», «Хамсопанишад», «Шарада-талака», «Брахмаямала», «Свачханда-танра», «Малинивиджая» и др. Звуки описаны как:

  1. звук «чини»;
  2. звук «чинчини»;
  3. звук сверчка – «чираваки»;
  4. раковина моллюска – «шанкхашабда»;
  5. звук музыкального инструмента – «тантригхоша»;
  6. флейта/воздух в полом бамбуке – «вамшарава»;
  7. тарелки «цимбалы» – «камшьятала»;
  8. грозовая туча – «мегхашабда»;
  9. лесной пожар – «даваниргхоша»;
  10. литавра – «дундубхисвана».

В «Дикшоттара-тантре» три первых звука соотносятся с идой, пингалой и сушумной, тремя основными нади. Действительно, где-то упоминается три звука, где-то десять или меньше. Думаю, что здесь такая же ситуация как и с количеством чакр, – все зависит от видения того или иного Гуру и системы, которой он учит. Не только количество, но и последовательность, в которой должен быть услышан звук, в разных источниках описана разная. Кстати, в «Сиддха-сиддханта-паддхати», нада вместе с Кундалини-шакти считается внутренней лакшьей, на которую нужно направить свое сознание и познать. Также говорится о том, что надо ее воспринимать в пространстве головы, что согласуется с описанием чакр и тем, что объяснено в Хатха-йога прадипике. Четыре стадии лайя-йоги, работа со звуком, с праной (пранаяма), – это одна практика.

По материалам форума dharmanathi.ru
Теги:

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...