Ваша маленькая тайна — contrejour. Фотографируем в сумерках и в абсолютной темноте

Напомню, что контровым называется такое освещение, при котором главный источник света размещается за спиной вашей модели. Он необязательно должен располагаться по центру: свет вполне может быть немного сверху, снизу или сбоку, но он в любом случае должен быть направлен в сторону объектива. Дилетанты часто боятся съемки против света. Это вполне понятно, ведь в таком случае легко испортить кадр. Не зная тонкостей такой съемки, можно получить темное пятно на снимке, а вовсе не эффектный портрет .

Однако я попробую развеять ваши страхи и расскажу, как сделать контровой свет своим лучшим другом. При умелом использовании он способен окружить вашу модель или неживой объект съемки великолепным ореолом, а это смотрится необычно и волшебно.

Фотограф: Peter Nguyen.

В роли контрового освещения можно использовать не только солнечный свет, но и искусственный. Если вы используете 4 источника света, контровой нужно расположить непосредственно за объектом съемки – только не нужно путать его с фоновым. Он необходим не для того, чтобы подсветить фон , а для более выразительной съемки главного объекта.

В фильмах и в фотографии такой свет часто используют для того, чтобы создать невинный ангельский образ девушки. Дело в том, что если немного подсветить сзади распущенные волосы модели, они будут казаться более сияющими и пушистыми. При этом нужно следить за тем, чтобы основной источник света не попал в кадр, иначе на снимке появятся некрасивые блики – если, конечно, они не используются намеренно в качестве специального приема.

Также контровой свет в фотографии полезен тем, что позволяет выделить объект на фоне. Так, в театре прямой свет заставляет актеров и декорации казаться плоскими. Освещение сзади, наоборот, делает их выпуклыми и объемными.

Фотограф: Jasmine Star.

Если правильно использовать этот тип освещения, он придаст вашим снимкам глубину и трехмерность. Помните, что в фотографии объем достигается за счет теней. При прямом освещении их практически нет, при боковом ими очень сложно управлять.

Но если основной источник света размещается позади, все тени буквально в ваших руках. Для того чтобы сделать их длиннее или короче, вам достаточно лишь немного изменить свое положение: присесть, отойти подальше, наклонить фотоаппарат.

Хорошие снимки в контровом свете получатся у вас тогда, когда вы научитесь правильно его использовать. Проще всего задействовать вспышку . Тогда лицо вашей модели будет не менее ярким, чем фон, но при этом вы получите все преимущества подсветки сзади, о которых мы говорили выше. При этом нужно не пересветить портрет. Позаботьтесь об этом с помощью установки менее мощного импульса.

Также можно прикрыть саму вспышку бумажным листом или салфеткой белого цвета – они отлично выполняют функцию рассеивателя . Выполнив указанные манипуляции, вы предотвратите появление бликов на лице модели, сделаете свет мягким и ровным.

Фотограф: Noukka Signe.

Однако фотовспышка не всегда бывает под рукой, а в некоторых ситуациях она попросту бесполезна. Чтобы сделать качественные снимки в таком случае, нужно выставить правильные настройки камеры:

  • Режим экспозамера лучше взять точечный. Тогда количество освещения будет замеряться по тому объекту, который находится в фокусе и который совпадает с точкой замера.
  • Выберите экспокоррекцию с положительным значением. Это сделает более четкими попавшие в тень детали. Точную величину определите на месте, сделайте тестовые снимки с разными настройками коррекции и выберите наилучший.

Конечно, при съемке в контровом свете не стоит рассчитывать на получение яркого фона, плюс ко всему вылезут дефекты на снимке. Скорее всего, фон получится пересвечен, размыт, а отдельные его детали будут невидны. Однако это совершенно нормальное явление в некоторых случаях.

Фотограф: Phillip Schumacher.

Контровой свет можно использовать и для создания красиво очерченных силуэтов. В этом случае вам нужно будет максимально затенить объект съемки, а мелкие детали будут совсем неважны. Поэтому при создании силуэта вам не понадобятся указанные выше настройки замера и коррекции экспозиции.

Снимая силуэты, внимательно следите за их выразительностью. Если вы фотографируете одного человека, ему лучше повернуться в профиль. При съемке двух и более человек обязательно отслеживайте наличие свободного пространства между силуэтами: они не должны скрещиваться или накладываться друг на друга, сливаться.

Используем контровой свет при съемке пейзажей

Данное освещение используется не только в портретной съемке , но и в пейзажной (о ней я ). Если солнце светит прямо в ваш объектив, окружающая обстановка кажется завораживающей и волшебной. Особенно феерические фото можно сделать в тех случаях, когда солнце просвечивает из-за причудливых облаков. Такое необычное небо может стать чуть ли не главным объектом на снимке.

Фотограф: Nicolas Bouvier.

В контровом свете можно снять не только силуэт модели, но и силуэт любого природного объекта (дерева, крепкого грибочка, кленового листа). Сам объект будет максимально затемнен, а вокруг него получится святящийся контур. Это смотрится очень эффектно. При такой съемке желательно не допускать попадания солнца непосредственно в кадр. Пусть оно находится за объектом и создает волшебный ореол вокруг него.

Еще один вариант – сузить угол охвата, вывести солнце за поле вашего кадра. С помощью такого приема можно сфотографировать, например, паутину, которая без подсветки сзади была бы попросту незаметна. А еще обязательно поснимайте против солнца в тумане: в этом случае он будет светиться изнутри.

О съемке в туман мы поговорим в следующих статьях, поэтому советую подписаться на самые свежие рассылки этого блога!

Чем ближе солнце к горизонту (после рассвета или вечером), тем мягче и насыщеннее естественный свет. Когда солнце светит на предметы или людей сбоку, оно очерчивает вокруг них сияющий контур, который смотрится контрастно на приглушенном фоне. Воспользуйтесь этой природной особенностью и выйдите на фотоохоту ранним утром или на закате.

Фотограф: Ralph Carter.

Если есть возможность, побывайте на берегу водоема. Солнце, висящее над горизонтом, окрашивает водную рябь и волны в розовый, желтый и оранжевый цвета.

Контровой свет: основные сложности съемки

Чаще всего фотографы сталкиваются с такой бедой: камера буквально «слепнет» при съемке в контровом свете. Это происходит тогда, когда динамический диапазон аппарата слишком мал. В итоге снимки получаются либо пересвеченными, либо чересчур темными, словно сняты ночью (кстати, о ночной съемке ).

Однако эту проблему можно решить при помощи дальнейшей обработки фото. Используйте коррекцию света/тени в программе Photoshop или Lightroom, если вы часто сталкиваетесь с такой проблемой. И обязательно снимайте в RAW.

Еще одна сложность – появление на снимках некрасивых цветных пятен, или так называемых солнечных зайчиков. Они возникают тогда, когда яркий свет попадает прямо в объектив. Лучший вариант – вывести за кадр солнце или скорректировать направление искусственного источника освещения, а также использовать бленду для защиты от бликов.

Фотограф: Анатолий Черкас.

Хотя это возможно далеко не всегда, ведь солнце и само может быть одним из объектов съемки. Еще сложнее снимать облака, через которые пробивается солнечный свет: они только усиливают свечение.

Решить проблему «солнечных зайчиков» можно по-разному. Наиболее простой способ: используйте отрицательную коррекцию экспозиции при съемке, а затем дополнительно выравнивайте баланс света/тени в фоторедакторе. Есть путь посложнее: сделайте несколько снимков в режиме брекетинга, а затем объедините их в одно HDR изображение.

Довольно эффективным бывает частично прикрывать солнце другими объектами съемки. Например, попробуйте снять светило в ветвях деревьев, через листву – особенно красиво это смотрится осенью .

Фотограф: Lars van de Goor.

Также имейте в виду, что контровой свет зеркально отражается от поверхности, на которую падает. Поэтому чтобы избежать чересчур интенсивного свечения в кадре, можно немного изменить свое положение или угол наклона камеры.

Съемка портретов

Для фотосессии в контровом освещении на природе лучше всего выбрать утреннее или вечернее время. В эти часы солнце падает под небольшим углом, и свет получается мягким и не слепящим.

Если ваша модель – обладательница длинных развевающихся волос, а в день съемки ветрено, выберите для девушки такое положение, чтобы ветерок обдувал ее спереди. При этом солнце должно находиться за ее спиной, можно немного сбоку.

Фотограф: Peter Nguyen.

Правильно выставленный свет создает красивый сияющий контур вокруг волос. Чтобы его подчеркнуть, выберите для съемки темный фон. Пусть он будет хотя бы на несколько тонов темнее светящегося ореола. Нужный контраст можно создать, например, снимая модель летом на фоне зеленой густой листвы или темной стены здания.

Чтобы свет распределялся максимально равномерно, солнце должно быть либо полностью за спиной модели, либо немного в стороне. Экспериментальным путем попробуйте установить наиболее выигрышное положение источника освещения.

Фото на закате

На закате солнце и освещенный им небосвод служат фотографу не только источником контрового света, но и отличным цветом фона для съемки. Закатный свет не так ярок, как полуденный. Так что его легко можно перебить даже не самой мощной вспышкой . С помощью такого приема можно подсветить детали переднего плана.

Фотограф: Krista Campbell.

Есть и более сложный в исполнении вариант. Можно попробовать сделать лицо модели того же оттенка, что и закатное небо. Для этого нужна внешняя пыха, причем управлять ей нужно с фотоаппарата. Расположите такую вспышку поближе к модели, нацепите рассеиватель, накрутите светофильтр нужного цвета и сделайте серию снимков. Должно получиться впечатляюще.

Макросъемка

Режим макро – наиболее беспроблемный для работы с нашим тематическим освещением. Травинки, листья, цветы – все это феерически выглядит при подсветке сзади. А если естественного освещения нет, можно создать контровой свет и самому. В этом вам поможет внешняя вспышка. Расположите ее за объектом съемки и управляйте с фотоаппарата.

Фотограф: Магдалена Васичек.

Что ж, друзья, надеюсь, теперь контровой свет вас больше не пугает. Обязательно попробуйте поснимать в таком освещении на природе или в студии, а если такой опыт у вас уже был – делитесь им в комментариях.

Солнце - это основной источник света при фотосъемке на улице. При солнечном свете можно сделать замечательные портреты. К тому же в этих условиях вы можете попрактиковаться и в фотосъемке в контровом освещении. Хоть контровой свет и дает замечательный световой рисунок, но получить хорошие результаты в таких условиях достаточно непросто.

Давайте разберемся, что же такое контровое освещение. Контровое освещение - это когда источник света находится за объектом съемки. При съемке на природе таким источником чаще всего является солнце. Такой свет хорошо использовать утром или вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. Например, если вы хотите снять пару влюблённых на фоне диска заходящего солнца, то контровой свет придаст вашему снимку замечательное романтическое настроение. будут казаться загадочными и таинственными.

Как же научиться пользоваться контровым светом?

Снимать в этом случае, как уже было сказано, лучше всего рано утром или вечером, на закате. В эти часы, а точнее, минуты, солнечный свет становится значительно мягче, как бы золотистее. Он ровно ложится на объект съемки, создавая над ним очень красивый ореол. Такой эффект получается тогда, когда объектив камеры направлен против солнца, а портретируемый находится между источником света и камерой. Проще говоря, модель как бы закрывает собой солнце.

Портрет на природе при контровом освещении

При контровом свете опытные фотомастера рекомендуют использовать бленды разного размера. Интересно будет поработать и с оптикой. Попробуйте поснимать несколькими разными объективами. Можно поэкспериментировать и сделать снимки под разными углами по отношению к солнцу.

Каждый фотограф имеет в своем арсенале какие-то хитрости и тонкости, которые использует при съемке. Некоторые штучки очень интересны и могут помочь внести свежие идеи в вашу фотосессию. Например, съемка против солнца, т.е. в контражуре.

Несколько правил, которые помогут получить красивые и изящные фотографии, с художественными роскошными солнечными бликами:

  • Переключите камеру на ручной режим. Экспозицию необходимо выставлять по коже модели. Чтобы убедиться в том, что лицо не будет пересвечено, воспользуйтесь . Зона, где располагается лицо, не должна мигать, все остальное - не имеет значения, ведь вы и добиваетесь от снимка, чтобы он был легким и солнечным.
  • Фокусировку лучше выбирать по центру (одна точка). Ее и нужно навести на модель. Можно на мгновение прикрыть объектив от солнца ладонью. Это поможет сфокусироваться. Как только фокусировка произведена, формируйте композицию и нажимайте кнопку спуска.
  • Еще, как вариант, можно использовать более высокое значение диафрагмы.
  • Для создания красивого снимка нужно, чтобы солнце было расположено за моделью и чуть сбоку. Лучшее время для подобной съемки - за час-два до заката, когда свет становится мягче и способствует получению волшебных бликов.
  • В контражуре можно снимать не только на улице, но и в помещении против окна или в дверном проеме.

Запомните последнее правило!

  • Съемка в контражуре - почти самое непредсказуемое в фотографии. Не бойтесь нерезкости. Нужно экспериментировать, чтобы узнать, что получится в результате.

Дата публикации: 24.07.2015

Что помогает отличить на фото плоский предмет от объёмного? Блики и тени на предмете, созданные светом. В этой серии статей мы поговорим об одной из наиболее важных составляющих фотографии - освещении.

Как отличить на плоскости изображения объёмный предмет от двухмерного? Благодаря светотеневому рисунку: бликам и теням.

На художественных фотографиях не просто фиксируются какие-то объекты, а создаётся определённое настроение, атмосфера. Освещение может играть роль в сюжете снимка, помочь передать определённые эмоции в кадре. Не зря говорят «взглянуть на вещи в ином свете», «увидеть кого-то в новом свете» - свет позволяет увидеть даже в обычных вещах новые детали. На художественных фотографиях не просто фиксируются какие-то объекты, а создаётся определённое настроение, атмосфера. Освещение может играть роль в сюжете снимка, помочь передать определённые эмоции в кадре. Не зря говорят «взглянуть на вещи в ином свете», «увидеть кого-то в новом свете» - свет позволяет увидеть даже в обычных вещах новые детали.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/60 с, 18.0 мм экв.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 30 с, 22.0 мм экв.

Фотографы, работающие под открытым небом, зависят от естественного освещения, которое даёт нам природа. Управлять им и настраивать его под себя практически невозможно. Да, в портретной фотографии используют специальные рассеиватели и отражатели, вспышки. Но все эти меры могут применяться лишь на небольших дистанциях.

Очевидно, что освещение будет меняться в течение дня вместе с положением Солнца на небе. Также освещение будет зависеть от погоды и даже от времени года.

В какое время лучше фотографировать, чтобы получить выразительные кадры?

Режимное время

Когда речь заходит о поисках выгодного для съёмки освещения, в первую очередь вспоминают термин «режимное время». Он актуален для любых съёмок: пейзажной, портретной, тревел-фотографии. Фотографы, снимающие на улице, используют период режимного времени в своих целях.

Когда случается режимное время? Оно привязано к двум ключевым точкам: к моменту восхода Солнца и к моменту его захода.

Режимное время - это период, который включает в себя 1 час до восхода и 1 час после него. И наоборот: 1 час до заката и 1 час после него. Разумеется, по прошествии часа после восхода хороший свет никто резко не отключит. Просто постепенно выгодное освещение сойдёт на нет. Временные рамки, указанные выше, носят ориентировочный характер, очень многое зависит как от местности, времени года и погоды, так и от ваших требований к освещению.

Режимное время состоит из двух различающихся по характеру освещения периодов: «голубого часа» и «золотого часа».

Голубой час: 1 час до рассвета, 1 час после заката.

День для фотографа начинается примерно за час до рассвета. В это время ночь постепенно сменяется предрассветными сумерками. Уже достаточно светло, чтобы фотографировать, при этом свет мягкий, рассеянный и имеет голубоватый оттенок. Поэтому этот период часто называют голубым часом.

У голубого часа есть одна особенность: пока на земле всё находится в тени, небо постепенно окрашивается рассветными красками. Так же будут окрашиваться объекты, находящиеся на высоте (например, горные вершины), ведь на них попадают прямые лучи от Солнца, которое для нас ещё не взошло.

Если вы собрались фотографировать рассветное небо, можно начинать примерно за полчаса до самого рассвета, а в случае вечерней съёмки - приступить к этому уже после захода. Так вы получите красиво окрашенное небо и избавите себя от серьёзных проблем с динамическим диапазоном , когда небо не столь яркое, как при Солнце, находящемся над горизонтом.

Вечером после захода Солнца тоже случается голубой час. Но всё происходит в обратном порядке: небо постепенно бледнеет, на улице становится темнее, и наступают сумерки.

Золотой час: 1 час после восхода, 1 час до захода; рассвет и закат.

Итак, Солнце появилось над горизонтом, а в случае вечерней съёмки - вот-вот закатится за него. В этот момент начинается следующий характерный период - золотой час. В это время Солнце, находящееся низко над горизонтом, даёт приятный золотистый свет, нанося «позолоту» на окружающие предметы. Утром и вечером солнечный свет проходит через атмосферу Земли более длинный путь, нежели днём. От этого он рассеивается, становится более мягким, не отбрасывает таких контрастных теней, как в дневное время. Это идёт на пользу снимкам.

У начинающего фотографа может сложиться впечатление, что все эти голубые и золотые часы нужны лишь тем, кто желает снимать красивые восходы или закаты. Это не так. Пока Солнце находится около горизонта, его свет подойдёт для любых видов съёмок, ведь в этот промежуток времени оно отлично передаёт объём и фактуру предметов.

NIKON D810 / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 80, F1.4, 1/400 с, 35.0 мм экв.

Конечно, режимное время отлично подходит и для съёмки портретов. Поскольку мы имеем дело с довольно рассеянным и при этом весьма эффектным освещением, в золотой час можно делать очень выразительные кадры.

Утреннее и вечернее режимное время. В чём отличия?

    Главное отличие - утром и вечером Солнце светит с разных сторон, ведь садится и заходит оно в разных частях неба. Поэтому утром и вечером одно и то же место может быть освещено совершенно по-разному. А значит, в некоторых местах выгоднее фотографировать вечером, в некоторых - утром.

    Нередко утренние голубой и золотой часы сопровождаются туманами , а на природе ещё и обильной росой, инеем или изморозью. Эти явления тоже могут украсить ваши кадры. В вечернее режимное время они обычно бывают не такими сильными, да и случаются реже.

    Утром холодно. Рано утром обычно гораздо холоднее, чем днём или вечером, поэтому одевайтесь на утреннюю съёмку очень тепло, подумайте о своём комфорте и здоровье. Скорее всего, чтобы быть на месте съёмки в нужное время, выходить вам придётся затемно. Чтобы ориентироваться на местности, возьмите с собой фонарик. Удобнее пользоваться налобным фонарём: он освободит ваши руки.

    Особенность раннего утра в городе - отсутствие прохожих на улице: все ещё спят. Следовательно, есть возможность сфотографировать даже самые оживлённые места города без людей.

    В утренний золотой час солнечный свет имеет золотистый оттенок, тогда как в вечернее время освещение красноватое.

Выбираем фототехнику. На что снимать закаты и рассветы?

  • Камера с большой матрицей, широким динамическим диапазоном и ручными настройками. Большая матрица даст низкий уровень цифрового шума и высокое качество изображения. Широкий динамический диапазон позволит показать на снимке все детали как на ярком небе, так и на тёмных участках земли. Ручные настройки помогут сделать кадр нужной яркости - автоматика в режимное время порой ошибается в настройке параметров экспозиции и баланса белого . Исходя из этих требований, отличным выбором станет зеркальная фотокамера. Подойдут даже самые доступные модели, например, Nikon D3300. Более продвинутые аппараты (например, Nikon D750 или Nikon D810), помимо отличного качества изображения и удобства в управлении, обладают ещё одной важной характеристикой - они защищены от влаги. Это особенно актуально в утренние часы, когда кругом роса и туманы.

  • Как выбрать объектив? Начинающий фотограф может пользоваться и китовым объективом (из комплекта к фотоаппарату), он вполне подходит для таких съёмок. Но для пейзажной съёмки может не хватить его угла обзора. Тогда стоит присмотреться к широкоугольнной оптике. Для «кропнутых» фотокамер хорошим выбором станет объектив Nikon AF-S 10-24MM F/3.5-4.5G ED DX Nikkor, для полнокадровых - Nikon AF-S 18-35MM F/3.5-4.5G ED Nikkor или Nikon AF-S 16-35MM F/4G ED VR Nikkor. Для портретов же удобнее использовать светосильные объективы с фокусным расстоянием от 35 мм. Классическим выбором станет «полтинник», то есть объектив с фокусным расстоянием 50 мм, например, Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor. Все эти объективы не только обладают хорошей резкостью, но и хорошо справляются со съёмкой в контровом свете, не давая сильных бликов на фото. Это качество также очень важно при съёмке в режимное время.

Некоторые объективы (в особенности старые и недорогие) дают сильные блики при съёмке против Солнца. Такой блик может загубить весь снимок. Имейте в виду, что бленда объектива не даёт абсолютной защиты от бликов, особенно если мы снимаем в контровом свете. Добавить бликов на снимок могут и защитные фильтры. Когда съёмка ведётся в контровом освещении, их лучше убрать с объектива.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/400 с, 50.0 мм экв.
  • Для съёмки пейзажей нужен штатив. До рассвета на улице ещё не так светло, как днём. Прибавим к этому то, что пейзажи снимают на закрытых диафрагмах для получения большой ГРИП . А значит, фотографировать придётся на длинных выдержках. Где длинные выдержки, там и штатив : без него резких и качественных кадров не получится. А вот для портретной, уличной или репортажной съёмки света будет достаточно, если фотографировать на открытых диафрагмах. При этих видах съёмок штатив чаще является обузой.

Как фотографировать в режимное время? Практические советы

    Наблюдайте за природой. Когда вы последний раз встречали рассвет? Не из окна квартиры, бросив в его сторону сонный взгляд перед выходом на работу, а более осознанно? Попробуйте изучить этот процесс в динамике: вы увидите как быстро меняются краски неба и освещение вокруг, как просыпается природа или город. В первый раз вы можете вообще не брать с собой фототехнику - используйте собственные глаза. Такой визуальный опыт очень полезен для фотографа.

    Спланируйте съёмку. Заранее найдите место, выберите подходящие точки съёмки. Узнайте точное время и место на небе, где будет восход или заход Солнца. Далеко не всегда Солнце восходит строго на востоке, а садится на западе. В зависимости от времени года Солнце встаёт и садится в разных местах. Спланировать съёмку помогут специальные приложения для смартфона. То же можно сделать на этой веб-странице - достаточно указать на карте приблизительное место съёмки и выбрать нужную дату. Сайт покажет, в какой стороне и в котором часу будут закат и восход.

    Проверьте прогноз погоды. Если обещают пасмурную погоду, то никакого режимного света мы не увидим - освещение будет точно такое же, как и в пасмурный день. Для съёмки в режимное время хорошо подходят ясные дни или погода с переменной облачностью.

    Солнце не будет вас ждать. Не опаздывайте на съёмку! Помните, что вам потребуется как минимум 15 минут, чтобы начать снимать: нужно разведать место, выбрать точки съёмки, настроить аппарат. Если вы готовитесь к портретной съёмке в режимное время, не забывайте, что и вы, и модель можете опоздать. Для подстраховки лучше договориться о встрече на час раньше.

    Не спешите фотографировать само Солнце. Первое, что делает новичок при виде рассвета или заката - начинает снимать крупным планом Солнце и красивое небо. Но посмотрите лучше по сторонам: в режимное время вся природа преображается. Учитесь находить интересные сюжеты! Пусть небо и Солнце будут лишь фоном для ваших кадров, а сюжеты ищите на земле. Опушка леса, цветы, дома, горы, берег реки, детали городского ландшафта - всё это можно включить в свой кадр.

    Сделали красивый кадр? Попробуйте переснять его через 10 минут. Освещение в режимное время может меняться очень быстро. Попробуйте сфотографировать один и тот же сюжет несколько раз с перерывом в несколько минут, и вы заметите разницу. Делайте дубли, сравнивайте результаты и выбирайте лучшие кадры!

    Учитывайте рельеф местности! Особенно этот совет актуален для горной местности и городов. И там, и там есть много высоких объектов (горы, высокие дома), которые могут спрятать от нас момент восхода или захода Солнца. Вместо красивого освещения мы получим просто тень. С другой стороны, если правильно подгадать условия съёмки, мы можем с выгодой для себя использовать рельеф местности. Например, застать моменты, когда свет красиво падает на те же самые горы или дома. Учесть такие моменты поможет планирование съёмки .

Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов - пейзажная, предметная, портретная фотография.

В новой серии рубрики "Снимай как профессионал" мы детально рассмотрели такую сторону фотографического искусства, как освещение и рассказали, как получить более сбалансированные и красивые снимки. Вы узнаете о характере и структуре света и о том, как качество освещения влияет на качество фотографий.

В фотографии свет является чем-то большим, чем просто физическим явлением - это ключ ко всему: к внешнему виду, настроению, атмосфере. От направления потока света будет зависеть восприятие предметов в кадре, их форма и текстура. А цвет и жесткость света способны полностью изменить фотографию.

Свет - одна из самых важных составляющих фотографии, в этом уроке мы разберемся, как простые приемы и техники могут гарантированно улучшить качество ваших фотографий.

Также вы узнаете, как изменять характер и контрастность освещения с использованием рассеивателей и рефлекторов. Вы поймете, что нет ничего сложного в освоении техник освещения.

Понимание характера света

Существует три основных характеристики света, от которых зависит вид фотографии: направление света, его цвет и то, насколько он жесткий или мягкий.

Распознать жесткий свет проще по теням, чем по светлым областям. Резкий, прямой свет дает хорошо очерченные и глубокие тени, в то время как границы теней от более рассеянного света кажутся мягкими и не такими четкими.

Положение теневых участков говорит о том, где находится источник света. Тени, как нам известно, лежат по противоположную сторону от предмета относительно потока света.

Положение источников света

Немаловажную роль играет размер источника света, от него зависит насколько свет мягкий или наоборот жесткий. Маленький источник создает жесткий и направленный свет, в то время как от большого источника свет исходит мягкий.

Но жесткость света зависит не только от размера источника, но еще и от расстояния от него до объекта съемки. Прекрасным примером служит Солнце. Само по себе Солнце имеет огромный размер, но оно находится настолько далеко от нас, что относительно объекта съемки превращается в крошечный источник света.

Направление светового потока и тени, им создаваемые, будут влиять на текстуру и форму объекта съемки. Свет, направленный со стороны камеры или из-за нее, создаст плоское освещение и образует тени непосредственно за объектом съемки. Такой тип освещения подойдет, если вы преследуете цель захватить на фотографии мелкие детали, но тогда вы не сможете в полной мере отобразить текстуру и форму предмета.

Куда более интересные результаты вы получите, расположив источник света по одну сторону от объекта съемки. Такое освещение называется боковым. С его помощью образуются тени на противоположной к источнику света стороне объекта, тени прорисовывают контур и делают более явной текстуру.

Фотографируя в полдень на открытом воздухе, вы столкнетесь с освещением, направленным сверху вниз (так как Солнце в это время достигает своего наивысшей точки). При таком направлении света зачастую получаются не самые лучшие результаты, особенно это касается портретной фотографии: глаза модели окажутся в тени, также тени лягут под носом и подбородком.

Как влияет баланс белого на освещение

Наряду с направлением света и его жесткостью на вид фотографий и их настроение влияет окраска света, исходящего от источника. Это изменение света известно, как цветовая температура. Ваша камера обладает настройками баланса белого для её коррекции.

Цветовая температура света измеряется по шкале Кельвина. Чем ниже цветовая температура, тем больше красного будет в окраске света, а при более высокой температуре преобладает синий цвет.

Настройки баланса белого необходимы, чтобы прийти к наиболее натуральным цветам. Однако, заведомо выставляя неправильный баланс, вы можете сделать фотографию теплее или холоднее.

Как взять свет под контроль

Имея в арсенале основную технику, вы можете начать экспериментировать с различными установками света. Устанавливайте источник света в различных позициях относительно объекта съемки и следите за тем, как та или иная позиция отражается на образе и восприятии объекта. Чтобы избежать смазывания вследствие тряски, фотографируйте на коротких выдержках, для этого вам придется установить большое значение ISO около 800-1600.

Передний свет

Установив источник света непосредственно за камерой, и направив его на объект съемки, вы получите плоский свет. Точно такой же эффект вы получите при съемке в условиях солнечного света, встав спиной к солнцу, или же используя встроенную вспышку.

Боковой свет

Сместив источник света относительно объекта в сторону, вы получите куда более интересные результаты, так как такой свет сделает более явными очертания и текстуру.

Задний свет

Установка источника за предметом съемки даст совершенно иной результат. Такой свет подсветит объект со всех сторон, тем самым создав контур. Такой тип освещения помогает создать атмосферные снимки.

Несколько простых способов улучшить освещение для ваших фотографий

В этом разделе мы рассмотрим несколько простых и доступных способов, которые помогут вам улучшить свет на ваших фотографиях.

Конечно, контролировать свет при съемке пейзажей невозможно, но если мы снимаем портреты, предметы или крупные планы на фоне пейзажа, то почему бы и не внести свою лепту в формирование света.

Существует множество различных способов, при помощи которых вы можете контролировать освещение, а особенно в условиях направленного, жесткого света.

Как мы объясняли ранее, чтобы получить мягкий, рассеянный свет, необходимо использовать источник света с поверхностью в разы больше поверхности предмета съемки. Если переместить источник света ближе к снимаемому объекту, то свет будет мягче, но зачастую осуществить подобное перемещение сложно или вовсе невозможно.

Без использования рассеивателя

Если вы фотографируете небольшой объект при солнечном свете, то воспользуйтесь рассеивателем; его необходимо установить на пути светового потока. Он рассеит свет, сделав тени более мягкими.

Не обязательно пользоваться дорогостоящим оборудованием, этого эффекта можно достичь, воспользовавшись подручными средствами: например, двумя склеенными листами бумаги или же куском белой ткани.

С использованием рассеивателя

Используйте рефлектор, чтобы заполнить тени.

Без использования рефлектора

Также смягчить контраст в условиях яркого солнечного света поможет использование рефлектора или отражателя. Свет, попадая на поверхность рефлектора, отражается и подсвечивает теневые участки.

В отличие от рассеивателя, рефлектор не смягчает свет, а лишь сглаживает контраст между светлыми и теневыми зонами.

Расположите диск отражателя против источника света и затем подберите правильный угол, чтобы наиболее выгодно подсветить объект.

С использованием рефлектора

Сегодня можно найти множество бюджетных рефлекторов самых разных размеров, также различаются они цветом покрытия и материалом. Например, белые матовые отражатели дают мягкий свет, а глянцевые поверхности, обладающие большей отражающей способностью, соответственно производят более резкий свет. Золотой рефлектор сделает тени более теплыми.

Используйте вспышку

Альтернативным методом подсветки теневых зон в условиях направленного солнечного света является использование вспышки.

Для объектов, находящихся вблизи камеры, для этой цели прекрасно подойдет и встроенная вспышка. Но если объект находится на расстоянии больше двух метров, то в таком случае необходимо использовать более мощный осветительный прибор.

Простой способ избавиться от глубоких теней

Включите TTL режим управления фотовспышкой

Встроенная функция TTL поможет вам в создании заполняющего света. Если вы пользуетесь внешней вспышкой, то убедитесь, что она работает в режиме TTL.

Проверьте экспозицию

Сделайте пробный снимок, чтобы убедиться в том, что мощности вспышки хватает для того, чтобы осветить предмет съемки. Если объект по-прежнему плохо освещен, подойдите ближе.

Уменьшите мощность вспышки

Если объект съемки получается слишком ярким относительно фона, тогда вы можете воспользоваться функцией компенсации мощности вспышки для более естественного результата. Установите отрицательное значение, например, -1.

Как максимально использовать естественное освещение

В этом подразделе мы поговорим о естественном освещении и о том, как максимально его использовать.

Во время съемки пейзажей или зданий не представляется возможным как-либо контролировать свет, здесь все целиком и полностью зависит от матушки-природы.

Так или иначе, вы можете выбирать направление света, меняя ракурс съемки. Также в зависимости от времени суток и погодных условий вы можете получить совершенно разные результаты.

Классикой жанра для съемки сценических образов является так называемый золотой час. Так называют небольшой отрезок времени сразу после рассвета и перед закатом. В этот час Солнце находится низко, и свет получается боковым.

Обратите внимание, что чем ниже садится Солнце, тем ниже становится цветовая температура и тем теплее получаются фотографии.

Фотографируем против света

Одним из наиболее ярких и впечатляющих эффектов, которые можно создать, играя со светом, является контровая подсветка. Фотографии при таком освещении приобретают особенный вид.

Располагая источник света позади объекта съемки, вы можете пойти двумя путями: установить экспозицию, беря за основу задний план фотографии, в таком случае на снимке вы получите недоэкспонированный объект съемки в виде силуэта. Второй вариант - проэкспонировать снимаемый объект, тогда вы получите засвеченный фон, который создаст эффект фотографии в высоком ключе.

Снимая при контровом свете, старайтесь не смотреть через видоискатель непосредственно на Солнце. Для компоновки кадра пользуйтесь режимом Live View.

Конечно, каждому из вас удавалось увидеть собственными глазами живописный закат, но часто ли при этом с вами оказывался фотоаппарат? Если вы можете ответить “часто”, считайте, что вы везунчик.

Залогом успешной фотографии в условиях естественного освещения является предварительное планирование, ознакомление с прогнозом погоды и знание особенностей света, которые зависят от положения Солнца на небе.

Предсказываем поведение естественного света

Конечно, старомодные способы никто не отменял, вы, при желании, можете пользоваться солнечным компасом и картами. Но существует множество специальных приложений для гаджетов, которые справляются с этой задачей и экономят ваше время, например, Photographer’s Ephemeris или Sunseeker.

Подобные приложения позволят вам отслеживать положение Солнца в любое время и в любом месте. Но не забывайте и об изменчивых погодных условиях, заранее узнавайте, будет ли в день съемки облачно или солнечно.

Сравниваем левую и правую фотографии: Выбирайте сами, при каком свете фотографировать. На первом снимке свет контровой, на втором источник света расположен за фотографом.

Верхний снимок был сделан сразу после рассвета, свет здесь боковой, а цвета теплые. Нижняя фотография была сделана 30 минутами позднее. Обратите внимание, как изменилась цветовая температура: снимок значительно холоднее предыдущего.

Фотографируем при контровом направленном свете

Для снимков, сделанных в условиях контрового света, жизненно важна правильная экспозиция.

Избегайте бликов

Избавиться от бликов поможет бленда, накручиваемая на объектив фотоаппарата. Если и бленда не помогает, то защитить объектив от потоков света можно, прикрыв его рукой или куском бумаги.

Экспозиция для съемки силуэтов

Чтобы акцентировать внимание на заднем плане, а основной предмет в кадре изобразить в виде силуэта, воспользуйтесь функцией компенсации экспозиции. Как правило, даже значения -1 бывает вполне достаточно для создания эффекта силуэта.

Экспонируем объект съемки

Если вы хотите более детально отобразить предмет, находящийся на переднем плане фотографии, то вам придется увеличить экспозицию. Для этого опять же можно воспользоваться компенсацией экспозиции, но на этот раз приведите ее к значению +1. Если фотография получается слишком темной, то увеличьте значение до +2.

Фотография в условиях слабого освещения

В этом подразделе мы рассмотрим самые полезные настройки для фотографии в условиях слабого освещения.

Снимать при плохом уровне освещенности сложно, приходится сталкиваться со многими трудностями. Возьмем к примеру съемку в плохо освещенном здании или во время сумерек или ночью.

Получить правильную экспозицию, фотографируя в автоматическом режиме, трудно, да и, пожалуй, невозможно. Используйте ручной режим.

При таких условиях также возникают проблемы с фокусировкой и балансом белого, однако, результат оправдает все ваши усилия сполна.

Экспозиция при слабом освещении

При съемке в условиях недостаточной освещенности вы непременно столкнетесь с проблемами с экспозицией, а особенно если вы используете один из режимов с автоматическим замером экспозиции.

Переключившись в ручной режим, вы получите более предсказуемые результаты.

Если объект съемки по большей части содержит темные тона, то вероятнее всего в автоматическом режиме фотоаппарат переэкспонирует кадр. Особенно это будет заметно в теневых областях, которые будут отображены слишком детально.

Чтобы верно оценить экспозицию, сделайте пробный снимок и проверьте гистограмму. Если в левой части графика присутствует промежуток, то значит снимок переэкспонирован, а значит, вам необходимо либо уменьшить значение ISO, либо сделать короче выдержку или же прикрыть диафрагму.

Когда дело доходит до съемки в условиях плохой освещенности, у вас есть несколько вариантов развития событий. Это зависит от того, в каких целях вам необходимо использовать короткую выдержку: если вы хотите запечатлеть какой-либо быстрый процесс, то без короткой выдержки не обойтись, но если у вас есть возможность воспользоваться штативом, чтобы избежать тряски камеры, и сюжет фотографии позволяет воспользоваться длинной выдержкой, то почему бы и нет?

В зависимости от выдержки изменяйте и значение ISO. В условиях низкой освещенности и при коротких выдержках устанавливайте значение ISO не меньше 800. С длинными выдержками можно уменьшить ISO до 200, это обеспечит лучшее качество фотографии.

Фотографируем в сумерках и в абсолютной темноте

Сумерки

Мягкий и холодный свет, характерный для небольшого промежутка времени перед рассветом и сразу после заката создает великолепные условия для съемки.

Фотографировать стоит пока на небе еще остаются различимые цвета и детали, это значит, что вам не придется выставлять очень длинные выдержки.

Большая часть света в это время будет отражаться от неба, поэтому тона будут преобладать холодные, а сам свет будет мягким и рассеянным. Уровень освещенности во время сумерек низкий, это время прекрасно подходит для освоения техник с использованием длинных выдержек. Не забывайте о штативе и методах дистанционного спуска затвора.

Ночные пейзажи

Для освещения в темное время суток существует множество интересных и красивых методов, начиная от света, исходящего от фонарных столбов или оживленных дорог и заканчивая Лунным светом.

Смесь ярких огней ночного города и глубоких теней - что может быть лучше?

Подавляйте шум

Не забывайте во время съемки на длинных выдержках в темное время суток включать функцию подавления шума на вашей фотокамере. Как правило, эта функция работает при выдержках длиннее 5 секунд.

Как фотографировать с рук в условиях плохой освещенности

На фотографии ниже мы показали настройки для съемки с рук в условиях низкого уровня освещенности

Устанавливаем ISO

Установите большое значение ISO, не меньше 800, затем сделайте тестовый снимок с выдержкой, необходимой для корректной экспозиции. Если выдержка по-прежнему слишком долгая и фотографии получаются смазанными, то увеличьте ISO до 1600 или даже 3200 и уменьшите длину выдержки.

Сохраняйте фотокамеру неподвижной

Если ваша камера или объектив имеют функцию стабилизации изображения, то непременно ею воспользуйтесь, чтобы избежать смазываний из-за тряски фотоаппарата. Но не рассчитывайте, что размытия из-за движения предметов в кадре также будут уменьшены.

Фокусировка

Если вы прибегаете к автофокусу, то убедитесь, что вы выбрали центральную точку фокусировки. На большинстве фотокамер она дает наиболее точные результаты при условии плохого освещения.

Как справиться с трудными условиями освещения при помощи вспышки

В последнем разделе этого урока мы разберем некоторые техники, которые помогут вам контролировать освещение при помощи вспышки.

Фотография сделана с использованием встроенной вспышки

В отличие от других источников света, работая с которыми вы сразу можете видеть эффект от специального оборудования, например, рассеивателей и рефлекторов, со вспышкой дело обстоит сложнее. Вы не увидите результата, пока не сделаете снимок.

Не стоит бояться вспышки, особенно, если вы знаете, как на фотографию влияет направление естественного света.

Свет от любой вспышки будет несколько жестче, чем свет, исходящий, например,от лампы для чтения. По этой причине необходимо сделать хотя бы несколько тестовых снимков с вашим оборудованием. Но, тем не менее, основные законы направления света и его качественных изменений остаются такими же, вне зависимости от используемых источников света.

Фотография сделана с использованием внешней вспышки

Результаты, которые вы получите, если наведете вспышку прямо на предмет съемки, гарантированно оттолкнут вас от такого метода освещения. В этом случае вспышка выступает в качестве крошечного, точечного источника света, который образует резкий, жесткий и высококонтрастный свет.

Такой свет следует смягчить и сделать поверхность источника больше по сравнению со снимаемым объектом.

Сделайте свет от вспышки мягче

Существует ряд специальных аксессуаров, которые помогут вам сделать свет от вспышки мягче. Для начала выделим софтбоксы и зонты, которые смягчают свет и делают площадь источника света значительно больше.

Далее стоит обратить внимание на специальные рассеиватели, крепящиеся непосредственно на встроенную вспышку. Такой рассеиватель распространяет свет по помещению, свет отражается о поверхности комнаты и освещает объект.

Помните, что именно от размера источника света относительно предмета съемки зависит то, какими качествами будет обладать свет: будет ли он жестким или мягким для конкретного предмета.

Даже используя софтбокс или зонт, помните об этом: чем дальше источник от предмета, тем жестче свет, чем ближе, тем свет мягче.

Внешняя вспышка

Для большего контроля над освещением, конечно, лучше использовать внешнюю вспышку, а не встроенную.

Как пользоваться беспроводным триггером

Установите вспышку

Большинство ресиверов имеет специальное крепление для штатива, поэтому для удобства его можно прикрепить к обычному штативу. Если вам необходим мягкий свет, то следует также установить рассеиватель для вспышки или софтбокс.

Определите мощность вспышки

Переведите вспышку в ручной режим работы, а затем воспользуйтесь функцией контроля мощности вспышки, установив мощность, соответствующую расстоянию от объекта съемки до вспышки.

Проверьте экспозицию

Затем сделайте несколько пробных снимков, чтобы отрегулировать экспозицию. Если снимок получается засвеченным, то уменьшите отверстие диафрагмы и наоборот, увеличьте, если фотографии слишком темные.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....