Профессии для которых нужно сдавать географию. Презентация к уроку по географии (9 класс) на тему: Профессии, связанные с географией

Профессии, связанные так или иначе с географией, все больше набирают популярность в современном мире и становятся востребованными . Поэтому при выборе будущей специальности стоит обратить на них внимание. Обучатся на геофаке можно в 24 классических ВУЗах страны и 41 педагогическом, что не так уж и мало. Это означает, что существует большая вероятность найти место учебы в родном городе или поблизости.

География как дело всей жизни

Сама по себе наука география делится на 2 типа:

  • Социальная география (исследует население страны и ее хозяйственную структуру)
  • Физическая география (изучает природные процессы и особенности местности)

Всего географических специальностей около 50 . Среди них как и довольно старые и традиционные, так и появившиеся совсем недавно. География тесно связана с математикой, химией и биологией. Так что при поступлении, возможно, будет необходимо сдать экзамены по этим предметам. Для профессий, относящихся к социальной географии, нужны также знания в области обществознания и информатики.

Если вы выбираете физическую географию, будьте готовы к постоянным разъездам и экспедициям . Причем длиться они могут от нескольких дней до нескольких месяцев. Если вы любите такой образ жизни, вам не сидится на месте, то такая работа придется по душе. Но если же вы предпочитаете работу в офисе или на дому, то лучше обратиться к социальной географии.

В перспективе, пожалуй, наиболее высокооплачиваемыми окажутся географические отрасли, связанные с добычей газа и нефти, составлением астрономических карт.

Список профессий, связанных с географией

Физическая география

  1. . Наука, которая изучает рельеф Земли и даже других планет Солнечной системы, в том числе историю создания рельефа. Используется при строительстве новых населенных пунктов, морских и речных портов, аэропортов, пляжей, дорог, при создании водохранилищ и дамб. Эта профессия является больше мужской – здесь нужны хорошие физические данные специалиста. Работа ведется в основном в проектных строительных организациях и производственных фирмах, а также в научно-исследовательских институтах.
  2. Биогеография. Как видно из названия, эта специальность близка не только к географии, но еще и к биологии. Она изучает животный и растительный мир Земли, проще говоря, флору и фауну. Сюда относятся экологическая и медицинская отрасли географии. Они включают изучение очагов новых видов заболеваний животных, растений и человека. Работать можно в национальных парках и заповедниках, в ходе экспедиций биогеографы ищут определенные виды диких животных и растений, подходящие для одомашнивания, а также подбирают места, экологически пригодные для строительства новых городов и поселений, а также особняков.
  3. Метеорология и климатология. Эти понятия включают в себя довольно много различных направлений, например, палеоклиматологию (науку о климате Земли в Древности), биометеорологию (изучает действие климата на жизнь и развитие живых организмов), спутниковую метеорологию (составление прогноза погоды на основе данных, полученных со спутника), военную метеорологию (занимается разработкой климатического оружия), планетарную метеорологию (изучает климат и атмосферу на других и их спутниках). Женщины-метеорологи чаще всего работают на метеостанциях по всей территории России, также синоптики нужны в аэропортах, морских портах, научных океанографических судах, космодромах.
  4. Ландшафтоведение. Это, пожалуй, одно из наиболее известных направлений в области географии. И это вполне оправданно, ведь ландшафтоведение изучает не только конкретную область, а совокупность компонентов ландшафта. Это как мелкие объекты, так и вся географическая оболочка Земли. Специалисты должны уметь не только описывать ландшафт определенной местности, но и выяснять историю его происхождения и прогнозировать дальнейшее развитие. Сюда относятся такие специальности, как геофизика и геохимия ландшафта, этнокультурное ландшафтоведение, построение искусственных эстетических ландшафтов (парки и др.). Профессия ландшафтоведа дает возможность многочисленных поездок по территории России и даже за границу. А русская школа ландшафта считается самой сильной в мире. Возможные места работы: экологические фирмы, проектирование и экспертиза ландшафта, комитеты по охране природы субъектов РФ, естественно-научные музеи, ботанические сады, мастерские ландшафта, архитектурные и градостроительные организации, заповедники.
  5. . Наука занимается исследованием пещер, изучением горных пород и минералов, из которых состоят их стены (геологическая спелеология), микроклимата пещер (климатическая спелеология), живых организмов, обитающих в пещерах (биоспелеология), гидрологии пещер (гидроспелеология), следов первобытного и древнего периодов жизни человека в пещерах (археологическая спелеология), современного использования пещер (антропоспелеология) и составлением карт пещер (топографическая спелеология). Работа разнообразная и очень интересная, наполненная экспедициями, исследованиями. Спелеологи работают на военных и в спецслужбах, выполняют топографо-геодезическую съемку, могут быть инструкторами в спортивно-туристических организациях, занимающихся организацией маршрутов в различные пещеры.
  6. Также встречается спортивная и туристическая спелеология, подводная спелеология (изучает пещеры на дне морей и океанов). Безусловно, одним из главных требований к специалисту является отличная физическая подготовка.
  7. . Она состоит из физики океана (взаимодействие океана и атмосферы, акустика, оптика, радиоактивность и электромагнитное поле морской воды), химии океана (соленость, химический состав воды), геологии океана (горные породы и минералы, входящие в структуру морского дна, полезные ископаемые), биологии океана (изучение водной фауны и флоры), топографии дна (картирование подводного рельефа). Дно океана изучено ничуть не лучше, чем соседние планеты Солнечной системы, поэтому океанология – очень перспективная географическая наука. Рынок труда: гидрографические службы, научно-исследовательские институты, морские станции, океанографические суда, туристические фирмы.
  8. Гидрология суши. Это наука о пресной воде и распределении ее запасов на планете Земля. Она изучает круговорот воды в природе, анализирует рациональное использование ресурсов пресной воды, помогает в проектировании различных водных объектов, таких как ГЭС, дамбы, каналы, пляжи, водозаборы, порты и т. п. В России большое количество гидрологов суши работает на самом глубоком в мире озере – Байкал.
  9. Почвоведение – наука, которая зародилась в России, относится к биолого-географическим и изучает все, что связано с почвой. Работают специалисты в отрасли сельского хозяйства и в строительстве. Это и применение удобрений, и подбор почв для выращивания различных культур, и оценка местности для строительства объектов.

Гуманитарная география

  1. Политическая география . Изучает политику в какой-то стране или ее части.
  2. Сюда же относится экономическая география . Она изучает пространственное размещение населения и хозяйство страны, близка к экономике. Экономогеографы оценивают стоимость земель, ищут оптимальные места под строительство, выявляют особенности и проблемы местности.
  3. Социальная география – совокупность истории, социологии, культурологии и географии. Социогеографы оценивают трудовой и интеллектуальный потенциал территории, изучают образ жизни, обычаи, традиции, менталитет населения, ведут учет миграции и оценивают качество жизни населения.

География помогает видеть мир таким, каков он есть, сделать правильный выбор жизненного пути. Курс “Мир профессий” нацелен на подробное изучение профессий в области энергетики, связи, в горнодобывающей промышленности, океанологии, метеорологии и др. Данный курс поможет школьникам определить свои интересы и возможности, найти своё место в жизни и выбрать свою будущую профессию.

Данный курс позволит обучить школьников тому, как принимать решения в ситуациях, учебных и реальных.

Курс “Мир профессий” обеспечен учебными и вспомогательными материалами:

  • Подписная научно-популярная серия “Твоя профессия”.
  • Энциклопедии.
  • Справочники для поступающих в учебные заведения.
  • Сборник тестов “Как выбрать профессию”.
  • Максаковский В.П. “Историческая география мира”.
  • Плисецкий Е.Л. “Коммерческая география России”.
  • Кучер Т.В. “Медицинская география”.
  • Кроссворды.
  • Подборки материалов о различных профессиях.
  • Интернет-ресурсы.

На изучение курса потребуется 17 часов учебного времени.

Цель курса: формирование у учащихся более полного представления о профессиях, связанных с географией, подготовка школьников к выбору будущей профессии, углубление знаний по физической и экономической географии.

Задачи курса:

  • дать школьникам систему знаний о профессиях, связанных с географией, чтобы подготовить молодёжь к активному участию в практической деятельности, пониманию необходимости получения знаний;
  • способствовать профессиональной ориентации школьников;
  • формировать у учащихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, воспитания трудолюбия, долга и ответственности, целеустремлённости.

Учащиеся должны знать:

1) состав профессий, связанных с географией;

2) качества личности, которые нужно развивать для овладения той или иной профессией;

3) какие знания необходимы для овладения профессиями.

Учащиеся должны уметь:

1) правильно определить свои профессиональные качества и интересы;

2) применить знания, полученные на уроках физической и экономической географии, при изучении курса.

Краткое описание структуры программы

І. Введение (1 час)

Цель: формирование ответственности за самостоятельный выбор, развитие мотивации учебной деятельности.

  • формировать творческие способности, направленные на овладение будущей профессией;
  • воспитывать чувство личной ответственности за своё будущее и будущее нашей цивилизации.

Профессии прошлого, настоящего и будущего.

Как правильно определить свои интересы и возможности, найти своё место в жизни и выбрать будущую профессию. Требования, предъявляемые к работнику в условиях рынка. Высокая квалификация – важнейшее качество современного работника.

ІІ. Профессии, связанные с физической географией (8 часов)

Цель: формирование знаний о профессиях, связанных с физической географией.

  • актуализаировать знания учащихся по физической географии;
  • повысить интерес учащихся к изучению географии как науки, связанной с возможной будущей профессией;
  • на примере людей, достигших замечательных успехов в своей профессиональной деятельности, формировать лучшие человеческие качества: целеустремлённость, преданность своему делу, трудолюбие, бережное отношение ко всем проявлениям жизни.

Картограф – одна из самых древних профессий. Знакомство с профессией топограф, геодезиста. Особое значение профессии топографа в настоящее время.

Геологоразведчик , гидрогеолог, гидрограф, геофизик, геодезист, морской геолог – профессии, связанные с поиском полезных ископаемых и других природных ресурсов. Горный инженер, горный мастер, маркшейдер, проходчик, буровик, машинисты разнообразных агрегатов и механизмов, обогатитель – профессии, связанные с добычей ресурсов. Профессии, связанные с восстановлением территории в местах добычи полезных ископаемых – эколог, рекультиватор. Успехи российских геологов в раскрытии минерально-сырьевых богатств нашей страны. Новые задачи, стоящие перед современной геологией в связи с необходимостью рационального природопользования.

Метеоролог и гидрометеоролог – профессии, будущего. Где работают метеорологи и гидрометеорологии. Требования, которые предъявляет метеорология и гидрометеорология к специалистам.

Морские профессии – новые и старые: морской геолог, гидрограф, литолог, геофизик, гидрохимик, акванавт, водолаз. Профессии, призванные охранять и беречь океан: фитопланктонолог, ботаник и зоолог, биохимик и физиолог, эколог и эволюционист. Рыбовод и малаколог – морские “огородники и фермеры”.

Охотничье хозяйство и егерская служба. Что такое охрана животных и что такое охота? Охотинспектор, егерь, охотник : особые требования к качествам личности. Общественная значимость этих профессий.

Редкие профессии: пастижер, титестор, змеелов.

Выдающиеся профессионалы: Э.В. Толль, Н.Н. Урванцев, В.И. Ферсман, С.В. Обручев, Ю.А. Билибин, Ф.Н. Чернышев, И.П. Кулибин, В.И. Вернадский, Д.И. Менделеев, А.И. Воейков, И.А. Кибель, Козьма Фролов, Жак Ив Кусто, М.М. Кожов, О.М. Кожова и другие.

Потребность Иркутской области в профессиях, связанных с физической географией.

Где можно получить профессии, связанные с физической географией.

Практическая работа (4 часа)

1. “Как создаётся карта”. Создание карт с использованием компьютерных технологий.

2. “Геологи на Крайнем Севере”. Разработка проектов маршрутов экспедиций для открытия и разработки новых месторождений полезных ископаемых.

3. Разработка проекта “Путеводитель по профессии”

4. Разработка проекта “Путеводитель по учебным заведениям”.

5. Разработка “Кодекса чести” для людей различных специальностей.

ІІІ. Профессии, связанные с экономической географией (8 часов)

Цель: формирование знаний о профессиях, связанных с экономической географией.

Задачи:

  • актуализировать знаний по экономической географии;
  • подготовить школьников к активному участию в практической экономической деятельности;
  • сформировать у школьников убеждённость в необходимости получения экономических знаний;
  • повысить заинтересованность учащихся в изучении экономической географии;
  • формировать у детей самостоятельность мышления, сознательность, обоснованность суждений, инициативность;
  • формировать активную гражданскую позицию.
  • Материальное производство – основа жизни общества. Краткая характеристика системы экономических наук. Профессии, связанные с экономикой: экономист, бухгалтер, служащий банка. Предприниматель. Как стать предпринимателем. Образование, необходимое для предпринимательской деятельности.

    Энергетик – профессия будущего. Энергия – означает “деятельность”.

    Энергетики ищут энергию. О реках и гидроэнергетике. Атом служит человеку.

    Ветроэнергетика. Геотермическая энергетика. Солнечная энергетика. Энергия океана. Куда пойти учиться.

    “Ты ветра и солнца брат..”. Профессии: геолог, геодезист, мастер-бурильщик . Куда пойти учиться.

    Профессии станкостроителя: конструктор, технолог, токарь, фрезеровщик, расточник, сборщик, токарь. Каким должен быть специалист станкостроения. Куда пойти учиться.

    Им покоряется сталь. Профессия электрометаллурга. Будущее профессии.

    Чаеводы. Кто работает на чайной фабрике. Таинство превращения зелёных листьев в чай. Титестер - дегустатор чая. Специалисты по механизированному завяливанию чая. Сортировщик-разборщик чая, технолог, оператор чаеперерабатывающей линии.. Куда пойти учиться.

    Профессии в лёгкой промышленности: конструктор детской игрушки, дизайнер, часовщик, ювелир и другие.

    Прошлое, настоящее и будущее профессий почтовых р аботников. Достижения различных наук в обеспечении населения быстрой, надёжной, высокоэффективной и многообразной связью. Роль информационных технологий в ХХІ веке. Наша страна на пути к постиндустриальному обществу и особое значение развития связи и информационных сетей. Оператор почтовой связи, фотооператор, электромонтёр линий связи, электромонтёр телевизионного оборудования, оператор электронной почты и другие.

    Важнейшие сельскохозяйственные профессии.

    1. Профессии в растениеводстве: агроном, агрохимик-почвовед, лаборант-агрохимик, полевод, плодоовощевод, лесовод, агроном и другие.

    2. Профессии в животноводстве: ветеринарный врач, ветфельдшер, зоотехник.

    3. Профессии по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственных машин: инженер-механик и техник-механик по земледелию и животноводству, слесарь по ремонту тракторов и автомобилей и другие.

    4. Профессии в экономике и организации сельского хозяйства: экономист по бухгалтерскому учёту, бухгалтер, работники руководства хозяйством.

    Бизнес и предпринимательство в сельском хозяйстве. Каким должен быть предприниматель в аграрном производстве? Знания, необходимые для предпринимательской деятельности в аграрном производстве. Куда пойти учиться.

    Потребность Иркутской области в профессиях, связанных с экономической географией. Куда пойти учиться?

    Практическая работа (5 часов)

    1. Составление презентации профессий, связанных с экономической географией.

    2. Разработка проекта “Куда пойти учиться”.

    3. Разработка модели “идеального” типа предпринимателя-крестьянина.

    5. Экскурсия на Выставочный комплекс г. Иркутска.

    ІV. Профессия будущего: мой выбор (1 час)

    Защита проектов “Профессия будущего: мой выбор”.

    Выбирая будущую профессию, нужно изучить все возможные варианты. Ключевым ориентиром должны быть любимые предметы в школе, деятельность и направление, наклонности и увлечения. Если это наука о Земле и природе, то профессии, связанные с географией, не ограничиваются учителем в школе и туристическим агентом. Существует множество интересных, необычных и важных профессий, для которых нужно знание этого предмета.

    Многие университеты при поступлении предлагают выбрать одну из специальностей, каждая из которых имеет свои особенности и специфику работы:

    1. Биогеография изучает животный и растительный мир планеты. Перспективными отраслями являются медицинская география (изучает особенности распространения разных болезней и их первоисточники, предрасположенность территорий к определенным видам вирусов и бактерий) и экологическая (занимается исследованием экологических проблем и путей их решения). Биогеографы работают в заповедниках, парках, дендрариях. Их цель – поиск диких животных и растений, которые можно одомашнить и использовать для пользы человека. Работников этой сферы могут приглашать для выбора мест для будущих домов, городов;
    2. Ландшафтоведение. Представители этого направления занимаются изучением связи компонентов природы: между парками, лесами, лугами, реками. Они исследуют историю и специфику ландшафтов. В пределах этого направления выделяют такие подвиды деятельности: геохимия, геофизика, экологическая оценка территории, моделирование искусственных ландшафтов. Ландшафтоведы – очень мобильные работники, они изучают разные объекты по всей планете. Те, кто планируют работать в этом направлении, должны быть готовы к частым отъездам, командировкам и смене места жительства;
    3. Гидрология суши. Актуальность этого направления связана с острой проблемой нехватки пресной воды на планете. Специалисты этой области изучают способы рационализации потребления воды, разрабатывают проекты по транспортировке ледников на континенты. Для работы в этой сфере необходимы глубокие знания биологии, ихтиологии, гидротехники и химии;
    4. Почвоведение исследует динамику использования земельных ресурсов, происхождение и развитие разных видов почвы, их состояние, методы сохранения. Они проходят геохимию, биогеохимию, гидрологию.

    Важно! Эта дисциплина нужна не только для профессий, которые связаны напрямую с исследованием природных ресурсов планеты, но и для некоторых более узких направлений.

    Ландшафтоведение

    Популярные профессии

    Для каких профессий нужна география:

    • экономист, который занимается проблемами экономического роста городов и стран;
    • транспортный инженер;
    • биолог, который следит за миграцией животных, птиц;
    • социолог, для анализа карт опросов, систематизации результатов исследований;
    • , чтобы ориентироваться по карте.

    Она нужна также в области логистики, картографии и частично в рекламе (для исследования территорий наибольшей популярности товаров или услуг).

    Полезное видео: географические профессии

    Педагогика

    В педагогических университетах можно выучиться на учителя. Выпускники географических факультетов могут пойти работать в школу или продолжить обучение в аспирантуре для получения степени кандидата наук.

    После получения степени есть два пути: преподавать в университете или заниматься научной деятельностью, выбрать определенное направление и сосредоточиться на научных исследованиях.

    Можно работать в таких направлениях, как:

    • картография;
    • физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов;
    • социальная география;
    • геоморфология, палеография;
    • инженерная или космическая геодезия.

    Для работы учителем в общеобразовательном учебном заведении нужно окончить педагогический университет. Помимо географических дисциплин большое внимание в учебных программах специальностей уделяется изучению методики преподавания, педагогике, возрастной психологии. Студенты педагогического факультета проходят обязательную практику в школах.

    Интересно! Многие университеты предлагают студентам выбрать с основной специальности учителя дополнительную специализацию: туризм, краеведение, экология.

    Учитель геогрфии

    Возможности в лингвистике

    Это направление занимается изучением языковых явлений в зависимости от их территориальной распространенности. Географ-лингвист исследует фонетику, морфологию, диалектные вариации слов и идиом, составляет языковые атласы и словари.

    Специалисты в этой сфере работают в двух специализациях:

    1. Межъязыковая: изучает границы между двумя смежными языками, которые на протяжении длительного периода тесно взаимодействовали (например, русский и украинский, украинский и польский). Специалисты исследуют влияния языков друг на друга, определяют зависимость между территориальным расположением групп населения и особенностями их наречия;
    2. Специалисты внутриязыкового географического направления изучают территориальное расположение грамматических, лексических, фонетических языковых явлений, их специфику, развитие. Этот аспект исследований тесно связан с диалектологией и диалектографией. Исследования проводятся в пределах одного языка.

    Основы географической науки необходимы и классическим филологам, и лингвистам: они изучают различные говоры, фольклор на разных территориях одной страны, устанавливают его связь с культурой и историей народа-носителя.

    Строительство

    В сфере строительства географические знания нужны представителям таких профессий:

    • геодезист – тот, кто занимается измерениями на местности, определяет координаты точек на земной поверхности. Геодезисты сопровождают строительство домов и других сооружений на всех этапах проведения работ. Похожие профессии: техник-геодезист, инженер отдела геодезии;
    • занимается проектированием и разработкой моделей будущих строений, домов, городов. Они изучают местность, учитывают ее ландшафтные особенности, климат и природные условия, их влияние на будущие объекты;
    • инженер по кадастру выполняет работы по межеванию земель, проводит землеустроительную экспертизу. Кадастровые инженеры занимаются работой, которая связана с недвижимостью.

    Все студенты строительных факультетов изучают основы геодезии, экологию.

    Картограф

    Исторические профессии

    Историческая география изучает территории стран в проекции исторического развития: как формировались границы, как распределялись земельные ресурсы, как климат влиял на развитие отдельных государств и их экономическое состояние.

    Исторический географ – профессия, представители которой занимаются историческими исследованиями, занимаясь изучением:

    • летописей;
    • исторических актов, документов;
    • записей путешественников по миру, их писем, воспоминаний.

    Работники этой сферы углубленно изучают также археологию и .

    Историческая география разветвляется на несколько специфических направлений:

    • историческое землеведение изучает ландшафтные изменения;
    • политическая — занимается исследованием изменений политической карты мира, формирования государств, направления завоевательных кампаний;
    • историческая география населения акцентирует внимание на изменении социальных слоев в разных странах на разных этапах развития стран;
    • социальная география исследует развитие социальных классов на разных территориях (тесно связана с обществознанием)..

    В зависимости от специфики дополнительно работники этого направления изучают дополнительную дисциплину: культурологию, социологию, политологию.

    5 необычных вариантов

    В России существует несколько интересных профессий, для которых необходима география.

    Это такие востребованные географические профессии:

    • геммологи, которые работают с драгоценными камнями. Они изучают их химический состав, физические свойства и качество. Опытный геммолог на глаз определяет происхождение камня, отличает синтетические минералы от натуральных. В его обязанности входят: сортировка камней по разным критериям, их комплектование, расчет цен, оценка, учет камней. Для работы в этой сфере нужно иметь острое зрение, усидчивость и хорошее цветовосприятие. Геммологию выбирают в качестве дополнительной специализации на факультетах географии и минералогии;
    • аэрофотосъемщик. Изучает местный рельеф и виды систем для ориентирования, делает расчеты, готовит карты. Он фотографирует нужный участок местности из самолета и наносит его на карту с помощью разных графических знаков. Для работы на этой должности нужно знать математику, географию, основы астрономии, уметь фотографировать и чертить;
    • архитектор живых систем
    • космогеолог – это профессия будущего. Ожидается, что эта специальность будет доступна для получения после 2020 года. Космогеологи будут заниматься добычей ископаемых и минералов на Луне, других планетах и астероидах. Сегодня можно углубленно изучать минеральную географию, геологию, планетологию, чтобы в будущем иметь возможность заниматься внеземной географией;
    • климатолог исследует климатические условия в разных уголках планеты, их изменения, прогнозирует климатические аномалии. Работают представители этой профессии в научно-исследовательских центрах.

    Полезное видео: профессия географ

    Вывод

    Знание о Земле, ее ресурсах, климате, особенностях ландшафта используются во многих дисциплинах. География как предмет необходима не только работникам в области геологии, геодезии, геофизике, но и более узким специалистам: строителям, историческим филологам и географам, учителям.

    Большинство географических кафедр возникло в 60–80-е гг. XIX века. Первым в нашей стране самостоятельным географическим факультетом стал геофак МГУ им. М. В. Ломоносова, открытый в 1938 г. В настоящее время в России 24 географических факультета и отделения классических университетов и 41 географическй факультет педагогических университетов и институтов.

    Как наука география делится на физическую, изучающую природу, и общественную, изучающую население и хозяйство. (К географии принято относить и техническую дисциплину – картографию, хотя в последнее время некоторыми видными учеными это оспаривается.) Две ветви единой географии состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 50. Есть возникшие еще на рубеже XIX–XX вв. традиционные специальности, их большинство: геоморфология, землеведение, климатология и др. А есть – сравнительно недавно появившиеся – биоклиматология, география туризма или географическая планетология.

    Есть географические специальности, которые в наибольшей степени приближены к природе. Их можно назвать камерально-полевыми. Нахождение географа вне стен своего дома может длиться от одного дня до нескольких месяцев в году (в основном в теплое время года). А группа общественно-географических (по старой терминологии – экономико-географических) специальностей не так сильно привязана к природной среде, большей частью она чисто кабинетная. На выезде же экономико-географы предпочитают не экспедиции, а одиночные исследования-командировки. Объектом исследований такого специалиста выступает антропогенная среда (созданная человеком).

    Методы изучения

    В географии широко применимы методы точных и естественных наук: математики, статистики, физики (перманентно даже возникает дискуссия, не перенести ли кафедры метеорологии и океанологии с геофака МГУ на физфак), химии и биологии.
    А географические специальности из блока общественной географии особенно тесно связаны с целым рядом гуманитарных дисциплин.
    Представители всех без исключения географических специальностей должны на высоком уровне знать компьютерно-информационные технологии.

    Геоморфология

    Неофициальное название этой науки – инженерная география. Изучает она историю рельефа Земли. Отрасль геоморфологии – палеогеография – реконструкция доисторического рельефа Земли. Наиболее перспективные направления в геоморфологии – космическая геоморфология (изучение рельефа планет солнечной системы) и эстетическая геоморфология (создание искусственных ландшафтов).
    Геоморфология – специальность денежная. Профессионалы участвуют в проектировании населенных пунктов, дорог, аэропортов и морских портов, дамб, водохранилищ, парков, пляжей, нефте- и газопроводов (в т. ч. на морском дне), работают в геологических партиях. Это одна из наиболее мужских географических специальностей. Большое внимание уделяется физической подготовке геоморфолога.
    Рынок труда: научно-исследовательские институты, производственные фирмы, разные поисковые геологические службы, инженерные проектные организации.

    Биогеография

    Биогеография изучает флору и фауну Земли. Перспективные направления – экологическая география и медицинская география (изучение очагов возникновения и путей распространения разных болезней и их переносчиков). Биогеографов можно встретить в национальных парках и заповедниках, в дендрариях; в составе экспедиций они ищут перспективные для одомашнивания дикие растения и животных, выбирают экологически чистые места для строительства новых населенных пунктов (в т. ч. загородных домов для элиты).
    Телеведущие Николай Дроздов (одно время бывший экологическим экспертом при Генеральном секретаре ООН) и Иван Затевахин оба окончили кафедру биогеографии геофака МГУ.

    Гляциология и криолитология

    И та, и другая науки изучают ледовую сферу Земли: гляциология – на земной поверхности (ледники и снежный покров), криолитология – под земной поверхностью (вечную и сезонную мерзлоту грунта). Перспективные направления – Антарктика как одно из будущих на Земле мест по добыче полезных ископаемых, ледяной покров Антарктиды и Гренландии как лабораторий древних климатов Земли (загадочное озеро Восток), нефтегазоносные бассейны, коммуникации и населенные пункты в зоне вечной мерзлоты на севере России, воздействие глобального потепления на полярные районы Земли, «ледяная планета» – Титан.
    Сейчас гляциология находится в фазе подъема. Мировые и «не очень» державы, несмотря на международный договор 1959 года, готовы ввязаться в борьбу за последний не поделенный материк на Земле – Антарктиду. В Антарктике увеличивается количество научных станций, своими исследованиями готовящих базу для претендентов на ледовый панцирь Земли.

    Это самые мужские специальности в географии: почти 100% выпускников – представители сильного пола. Соответственно, студентам потребуется интенсивно заняться спортом (особенно горными лыжами, плаванием и альпинизмом), получить навыки в спелеологии, научиться водить вездеходы и снегоходы, бурить лед и грунт.

    Обширны «владения» гляциологов и криолитологов на Крайнем Севере России. Им интересны покровные ледники островов Северного Ледовитого океана и многолетняя мерзлота на материке в районах крупных городов, нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог. Они следят за трассой Северного морского пути. На ледниках Кавказа, Урала, Алтая, Камчатки и других горных систем гляциологи контролируют и прогнозируют движение льда, снежных лавин и селей. А самые подготовленные, закаленные и смелые специалисты едут за романтикой и возможностью неплохо подзаработать на антарктические научные станции.
    Рынок труда: соответствующие НИИ, мерзлотные станции в зоне Севера России, лавинные и селевые станции в горах, Госкомгидромет, Госкомэкология, Гидрометцентр РФ.

    Метеорология и климатология

    Перспективные направления здесь – палеоклиматология (древние климаты Земли), биометеорология (воздействие климатических условий на живые организмы, циклы солнечной активности Чижевского), медицинская климатология (жизнь и хозяйственная деятельность людей в разных климатических поясах Земли), прогноз погоды на основе спутниковой метеорологии, военная метеорология (разработка так называемого климатического оружия), планетарная метеорология (изучение атмосфер Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и их спутников), проблемы глобального потепления и озоновых дыр на Земле, компьютерное моделирование климатических процессов.

    Специалистам нужно хорошо знать физику, математику и информатику – на профильной кафедре географического факультета МГУ физике и математике уделяют внимание не меньшее, нежели собственно географии!
    Рынок труда: основная масса метеорологов-климатологов – и часто это женщины – работает синоптиками на наземных метеостанциях, разбросанных по всей территории России. В последние 15 лет количество этих станций сократилось, особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Оборудование, установленное еще в советские времена, морально и технически изношено, так что наши синоптики анализируют в основном зарубежную (американскую и европейскую) информацию.

    Другие возможные места трудоустройства – Гидрометцентр РФ, Госкомгидромет, ИГ РАН, Метеобюро Москвы и других больших городов России, метеослужбы при аэропортах и морских портах, НИИ, морские метеостанции, научные океанографические суда, космодромы.
    Рабочие места для метеорологов-климатологов могут быть и в ряде международных структур.

    Ландшафтоведение

    Это классика географии. Именно здесь занимаются не какой-то одной стороной природы или человеческого общества, одним природным или антропогенным компонентом, а всей совокупностью связей между разными компонентами одного природного или антропогенного комплекса (ландшафта), начиная от самых маленьких (речка, пруд, парк, лес, луг, гора, населенный пункт, поле) и заканчивая географической оболочкой Земли. Задача ландшафтоведа – не только описать тот или иной ландшафт Земли, но и выяснить историю его возникновения и дать прогноз его дальнейшего развития с учетом влияния множества факторов. И знать тут нужно основы практически всех других географических наук.

    Перспективные направления – геофизика и геохимия ландшафта (влияние физических и химических процессов на формирование и динамику той или иной территории), этнокультурное ландшафтоведение (как различные культуры и поселения людей влияли на разные ландшафты Земли и как природа оказывала влияние на менталитет разных народов), экологическая оценка местности, методы аэрокосмического зондирования в ландшафтоведении, построение искусственных эстетических ландшафтов (парки и др.).

    Ландшафтоведы, пожалуй, самые мобильные люди в среде географов; ведь предметом изучения для них является вся поверхность Земли! Отсюда – многочисленные поездки в разные районы России, а при хорошем знании иностранного языка – и за границу. Наших ландшафтоведов можно встретить в джунглях Африки и Амазонии, в индийской саванне, австралийских пустынях, прериях Северной Америки, на коралловых островах Тихого океана, в индустриальных местностях Западной Европы и Японии, в таежных и тундровых районах Евразии, в Кордильерах и на Тибете. Русская ландшафтная школа, основанная еще в XIX веке В. В. Докучаевым, считается самой сильной в мире.

    Рынок труда: НИИ, государственные и частные фирмы, занимающиеся экологическим проектированием и экспертизой, Госкомитет природы, комитеты по охране природы субъектов РФ, естественно-научные музеи, ботанические сады, заповедники и национальные парки, градостроительные организации и архитектурно-художественные мастерские (проектирование эстетических ландшафтов). Наших ландшафтоведов охотно приглашают на работу во Францию и Германию.

    Спелеология

    Это пограничная наука на стыке геологии и физической географии. Она занимается изучением внутренних полостей земной коры (образование, динамика, современное состояние), в более простом понимании – исследованием пещер.

    Спелеологию можно изучать по-разному: относительно горных пород и минералов, из которых сложены стены пещер (геологическая спелеология); микроклимата пещер (климатическая спелеология); присутствующих в пещерах живых организмов (биоспелеология); гидрологического режима пещер (гидроспелеология); следов материальной культуры в пещерах (археологическая спелеология); современного использования пещер (антропоспелеология); картирования пещер (топографическая спелеология). Особняком стоят спортивная и туристическая спелеология: на некоторых географических факультетах есть соответствующие клубы. Наиболее интересное и перспективное направление в спелеологии – подводная спелеология (изучает полости в рельефе дна морей и океанов).
    Спелеология – для сильных романтиков. Попробуйте-ка полазить по пещерам без физподготовки и теоретических знаний!

    Фронт работ для спелеологов широк: экспедиционные отряды, топографо-геодезическая съемка внутренних полостей Земли, выполнение заказов военных и спецслужб на предмет пригодности тех или иных пещер в качестве площадок, где могли бы быть размещены предприятия ВПК и секретные объекты.
    Мэрии крупных городов привлекают спелеологов для изучения подземной городской среды, где есть немало пустот как природного (карст), так и антропогенного происхождения (выработанные штольни, бункеры, фундаменты старинных зданий, упрятанные в трубы реки, подземные склады и коммуникации).
    Спелеологи могут также работать инструкторами в спортивно-туристических организациях, специализирующихся на организации маршрутов в разные пещеры.

    Океанология

    Старое название океанологии – океанография. А планету Земля правильнее было бы назвать Вода или Океан, ведь еще со школы мы знаем, что большая часть поверхности Земли покрыта водой (Мировой океан).
    В океанологии выделяют физику океана (ее интересуют взаимодействие океана и атмосферы, акустика, оптика, радиоактивность и электромагнитное поле морской воды), химию океана (соленость, химический состав воды), геологию океана (из каких горных пород и минералов состоит морское дно и подводные горы, полезные ископаемые); биологию океана (изучение водной фауны и флоры, в т. ч. выявление мест обитания организмов, имеющих продовольственное значение); топографию дна Мирового океана (картирование подводного рельефа).

    В программе для океанологов очень много математики, физики и химии. Уже после 2-го курса студенты отправляются на производственную практику на морскую станцию или научное судно проводить исследования. Вы не только бесплатно покатаетесь по морям-океанам и насладитесь красотами моря и тех мест, где будет швартоваться судно, но и закалитесь, превратившись в настоящего «морского волка». А если повезет, то и окажетесь на борту батискафа!
    Да и сама океанология – перспективнейшая географическая наука. Планеты Солнечной системы изучены лучше, чем глубины Мирового океана. А океанологов-подводников заслуженно сравнивают с космонавтами. Даже новый термин возник – акванавты.

    Рынок труда: разные гидрографические службы, научно-исследовательские институты, подводные и береговые лаборатории, морские гидрологические и биологические станции, океанографические суда, частные фирмы, обучающие дайвингу, туристические бюро.
    При высоком уровне профессионализма и хорошем знании английского российские океанологи могут попробовать поработать в океанографических институтах США, Канады, Великобритании, Франции, ФРГ, Японии и в Мекке всех океанологов Земли – Океанографическом музее Монако, созданном мэтром Кусто.

    Гидрология суши

    В XXI веке пресная вода стала настолько ценным ресурсом, что за обладание ее источниками даже происходят военные конфликты между странами и разрабатываются проекты по доставке айсбергов к засушливым районам Земли. Оптимизировать и рационализировать водные потоки и водный баланс страны призваны люди, избравшие своей профессией гидрологию суши.

    Гидрологи исследуют круговорот воды в природе, влияние на него хозяйственной деятельности человека; анализируют режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; дают оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвуют в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, ирригационных сооружений, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляют каталоги водных объектов суши.
    Гидрология тесно связана с физической географией, физикой (гидродинамика), математикой, биологией, химией, ихтиологией, гидротехникой и навигацией.

    Перспективное направление у гидрологов России – изучение будущего океана: самого глубокого на Земле озера Байкал.
    Рынок труда: НИИ, озерные и речные станции, гидрологические посты и гидрообсерватории, гидроэлектростанции, отдел водного транспорта Минтранспорта РФ, фирмы, занимающиеся разведением рыб, водные парки, управления речных каналов, речные порты, Гидрометеоцентр РФ, МЧС РФ.
    Телеведущий А. Беляев получил образование гидролога на географическом факультете МГУ.

    Почвоведение

    Самые большие в мире массивы самой плодородной почвы залегают в нашей стране. И недаром именно в России появилось почвоведение. Это биолого-географическая наука о происхождении, динамике, современном состоянии, будущем развитии почвы и о рациональном использовании почвенных ресурсов. Кафедры почвоведения есть еще и на биофаках, но на географических факультетах в основном занимаются пространственным анализом почв, их картированием, количественной и качественной оценкой почвенных ресурсов по разным территориям для занесения этих данных в Единый земельный кадастр РФ.
    Почвоведы-географы изучают географию почв, их морфологию и генезис, геохимию, коллоидную химию и биогеохимию, картографирование, физическую и биологическую химию, биологию, гидрологию и гидрогеологию!

    Выпускники решают в сельском хозяйстве проблемы повышения плодородия почв и применения нужных удобрений, участвуют в проведении мелиораций (орошение, осушение, гипсование, известкование почвы) и в борьбе с почвенной эрозией, составляют карты почвенно-земельных ресурсов для агрономических хозяйств. Хороший почвовед – это правая рука руководителя сельхозпредприятия. Особенно сильно возросла роль географа-почвоведа сейчас, когда проводится широкомасштабная земельная реформа и услуги людей этой профессии необходимы для оценки почвенно-земельных ресурсов и соответственно для составления Единого каталога всех сельхозпредприятий и Единого земельного реестра, который в свою очередь нужен для определения ставки земельного налога по разным регионам России.

    Политическая география

    Это раздел гуманитарной географии, изучающий расстановку политических сил в разных странах, или в какой-то отдельной стране, или в части этой страны. В его задачи входит анализ межэтнических отношений на разных территориях; выявление факторов (чисто политических, военных, экономических, культурных, этнических, ментально-психологических и даже природных), влияющих на территориальное распределение политических сил, явлений и процессов; комплексный анализ и детальная оценка политической ситуации в стране и мире; участие в построении и редактировании политических карт и справочников; рекомендации властным структурам и политикам, помощь в выработке политологических схем, технологий и политических и военно-политических доктрин государства. (Раздел политической географии, занимающийся разными аспектами избирательных кампаний, называется электоральной географией.)

    Политическую географию изучают вместе с социально-экономической географией, поскольку эти два направления тесно взаимосвязаны. Выпускники получают диплом географа-политолога. За их плечами – изучение политологии, страноведения, регионалистики, экономики разных стран, психологии и культуры разных народов, ну и, конечно же, иностранных языков – не меньше двух.

    Нередко в СМИ политическую географию путают с геополитикой. Но предметом исследования геополитики является весь мир, все страны в их взаимодействии, в частности – процессы глобализации. А в политической географии, как правило, рассматриваются конкретные территории – чаще на уровне отдельно взятой страны или какого-либо района внутри этой страны. И геополитиками могут быть вовсе и не географы, а представители других сфер человеческой деятельности (собственно политики, главы великих государств, министры иностранных дел, дипломаты, военные, философы). А вот из знаменитых профессиональных политико-географов можно отметить именно ученых – Л. Смирнягина, С. Благоволина, Д. Орешкина.

    Политико-географы могут работать в основном в качестве аналитиков и экспертов.

    Экономическая и социальная география

    Экономическая география – один из разделов гуманитарной географии. Она изучает пространственное размещение производительных сил (население и хозяйство) и находится на стыке географии и экономики. А социальная география лежит в плоскости взаимодействия общей географии и целого ряда гуманитарных дисциплин – истории, этнологии, социологии, культурологии, даже психологии (изучает менталитет населения той или иной территории).

    Экономико-географы рассматривают природно-ресурсный и экономический потенциал территории (от населенного пункта до страны в целом); выявляют специфические особенности и проблемы территории; оценивают стоимость земель; ищут оптимальное место для строительства народнохозяйственных объектов; дают рекомендации для властных и хозяйственных структур по комплексному освоению и решению проблем территории; определяют степень экологического риска в процессе хозяйственного освоения территории; дают прогноз развития территории. Определенный таким образом предпринимательский климат объекта немаловажен для будущих инвестиций в этот объект.

    Социогеографы участвуют в оценке трудового и интеллектуального потенциала территории; изучают образ жизни, традиции, обычаи, поведение (менталитет) разных групп населения, социальных слоев и этносов; собирают и систематизируют информацию о мигрантах; дают госструктурам рекомендации по оптимальному распределению миграционных потоков населения; помогают в обустройстве беженцев; анализируют переписи населения; принимают участие в этнографических экспедициях; помогают планировать населенные пункты и места отдыха; выявляют национальные проблемы и дают советы по их разрешению; участвуют в определении индекса человеческого развития (качество жизни населения).

    И экономико-, и социогеографы участвуют в районировании большой по площади территории: в соответствии с определенными критериями и на основе определенных показателей они разделяют эту территорию на составные части (районы, регионы, зоны, ареалы). Процесс районирования можно производить как по какому-то одному показателю, так и по их совокупности. Например, территорию страны можно районировать по качеству жизни населения или по степени инвестиционной привлекательности (берется много исходной информации и несколько показателей). А можно использовать только один показатель – например, обеспеченность автомобилями на 1000 чел. Результаты экономико- и социогеографических исследований представляют в разной форме – от докладных записок до компьютерных презентаций. Но в любом случае к докладу прилагают карту – так что специалисту нужно хорошо знать картографический метод.

    Перечислю перспективные направления в экономической географии. Это география глобализационных процессов, транснациональных компаний, внешнеэкономических связей, финансовой сферы, топливно-энергетического комплекса, инноваций и научно-технического прогресса. А в области социальной географии это культурная география, психологическая география (так называемая феноменология), географии социальных групп населения, качества жизни, малых народов, экологии человека.

    Экономико- и социогеографы в основном работают в экономико-финансовых структурах – как государственных так и частных. Например, банки охотно берут высококвалифицированных экономико-географов, умеющих мыслить широко и комплексно и видеть проблему в целом. Из таких людей получаются и хорошие маркетологи (работа в торгово-промышленных компаниях). В государственных органах экономико-географы нужны прежде всего как районные планировщики и оценщики территориального потенциала.

    Вот примерный рынок труда для экономико- и социогеографов: работа в НИИ, преподавание экономической географии в экономических, финансовых и туристических вузах, в средней школе и колледжах. Также местом их работы могут стать картографические фабрики (редакторы социально-экономических карт), планировочные, земельные и социально-культурные отделы федеральных, региональных и местных органов власти.

    Большинство географических кафедр возникло в 60–80-е гг. XIX века. Первым в нашей стране самостоятельным географическим факультетом стал геофак МГУ им. М. В. Ломоносова, открытый в 1938 г.

    Востребованность

    Оплачиваемость

    Конкуренция

    Входной барьер

    Перспективы

    В настоящее время в России 24 географических факультета и отделения классических университетов и 41 географическй факультет педагогических университетов и институтов.

    Как наука география делится на физическую, изучающую природу, и общественную, изучающую население и хозяйство. (К географии принято относить и техническую дисциплину - картографию, хотя в последнее время некоторыми видными учеными это оспаривается.) Две ветви единой географии состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность - всего их порядка 50. Есть возникшие еще на рубеже XIX-XX вв. традиционные специальности, их большинство: геоморфология, землеведение, климатология и др. А есть - сравнительно недавно появившиеся - биоклиматология, география туризма или географическая планетология.

    Есть географические специальности, которые в наибольшей степени приближены к природе. Их можно назвать камерально-полевыми. Нахождение географа вне стен своего дома может длиться от одного дня до нескольких месяцев в году (в основном в теплое время года). А группа общественно-географических (по старой терминологии - экономико-географических) специальностей не так сильно привязана к природной среде, большей частью она чисто кабинетная. На выезде же экономико-географы предпочитают не экспедиции, а одиночные исследования-командировки. Объектом исследований такого специалиста выступает антропогенная среда (созданная человеком).

    Методы изучения

    В географии широко применимы методы точных и естественных наук: математики, статистики, физики (перманентно даже возникает дискуссия, не перенести ли кафедры метеорологии и океанологии с геофака МГУ на физфак), химии и биологии.

    А географические специальности из блока общественной географии особенно тесно связаны с целым рядом гуманитарных дисциплин.

    Представители всех без исключения географических специальностей должны на высоком уровне знать компьютерно-информационные технологии.

    Геоморфология

    Неофициальное название этой науки - инженерная география. Изучает она историю рельефа Земли. Отрасль геоморфологии - палеогеография - реконструкция доисторического рельефа Земли. Наиболее перспективные направления в геоморфологии - космическая геоморфология (изучение рельефа планет солнечной системы) и эстетическая геоморфология (создание искусственных ландшафтов).

    Геоморфология - специальность денежная. Профессионалы участвуют в проектировании населенных пунктов, дорог, аэропортов и морских портов, дамб, водохранилищ, парков, пляжей, нефте- и газопроводов (в т. ч. на морском дне), работают в геологических партиях. Это одна из наиболее мужских географических специальностей. Большое внимание уделяется физической подготовке геоморфолога.

    Рынок труда: научно-исследовательские институты, производственные фирмы, разные поисковые геологические службы, инженерные проектные организации.

    Биогеография

    Биогеография изучает флору и фауну Земли. Перспективные направления - экологическая география и медицинская география (изучение очагов возникновения и путей распространения разных болезней и их переносчиков). Биогеографов можно встретить в национальных парках и заповедниках, в дендрариях; в составе экспедиций они ищут перспективные для одомашнивания дикие растения и животных, выбирают экологически чистые места для строительства новых населенных пунктов (в т. ч. загородных домов для элиты).

    Телеведущие Николай Дроздов (одно время бывший экологическим экспертом при Генеральном секретаре ООН) и Иван Затевахин оба окончили кафедру биогеографии геофака МГУ.

    Гляциология и криолитология

    И та, и другая науки изучают ледовую сферу Земли: гляциология - на земной поверхности (ледники и снежный покров), криолитология - под земной поверхностью (вечную и сезонную мерзлоту грунта). Перспективные направления - Антарктика как одно из будущих на Земле мест по добыче полезных ископаемых, ледяной покров Антарктиды и Гренландии как лабораторий древних климатов Земли (загадочное озеро Восток), нефтегазоносные бассейны, коммуникации и населенные пункты в зоне вечной мерзлоты на севере России, воздействие глобального потепления на полярные районы Земли, «ледяная планета» - Титан.

    Сейчас гляциология находится в фазе подъема. Мировые и «не очень» державы, несмотря на международный договор 1959 года, готовы ввязаться в борьбу за последний не поделенный материк на Земле - Антарктиду. В Антарктике увеличивается количество научных станций, своими исследованиями готовящих базу для претендентов на ледовый панцирь Земли.

    Это самые мужские специальности в географии: почти 100% выпускников - представители сильного пола. Соответственно, студентам потребуется интенсивно заняться спортом (особенно горными лыжами, плаванием и альпинизмом), получить навыки в спелеологии, научиться водить вездеходы и снегоходы, бурить лед и грунт.

    Обширны «владения» гляциологов и криолитологов на Крайнем Севере России. Им интересны покровные ледники островов Северного Ледовитого океана и многолетняя мерзлота на материке в районах крупных городов, нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог. Они следят за трассой Северного морского пути. На ледниках Кавказа, Урала, Алтая, Камчатки и других горных систем гляциологи контролируют и прогнозируют движение льда, снежных лавин и селей. А самые подготовленные, закаленные и смелые специалисты едут за романтикой и возможностью неплохо подзаработать на антарктические научные станции.

    Рынок труда: соответствующие НИИ, мерзлотные станции в зоне Севера России, лавинные и селевые станции в горах, Госкомгидромет, Госкомэкология, Гидрометцентр РФ.

    Метеорология и климатология

    Перспективные направления здесь - палеоклиматология (древние климаты Земли), биометеорология (воздействие климатических условий на живые организмы, циклы солнечной активности Чижевского), медицинская климатология (жизнь и хозяйственная деятельность людей в разных климатических поясах Земли), прогноз погоды на основе спутниковой метеорологии, военная метеорология (разработка так называемого климатического оружия), планетарная метеорология (изучение атмосфер Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и их спутников), проблемы глобального потепления и озоновых дыр на Земле, компьютерное моделирование климатических процессов.

    Специалистам нужно хорошо знать физику, математику и информатику - на профильной кафедре географического факультета МГУ физике и математике уделяют внимание не меньшее, нежели собственно географии!

    Рынок труда: основная масса метеорологов-климатологов - и часто это женщины - работает синоптиками на наземных метеостанциях, разбросанных по всей территории России. В последние 15 лет количество этих станций сократилось, особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Оборудование, установленное еще в советские времена, морально и технически изношено, так что наши синоптики анализируют в основном зарубежную (американскую и европейскую) информацию.

    Другие возможные места трудоустройства - Гидрометцентр РФ, Госкомгидромет, ИГ РАН, Метеобюро Москвы и других больших городов России, метеослужбы при аэропортах и морских портах, НИИ, морские метеостанции, научные океанографические суда, космодромы.

    Рабочие места для метеорологов-климатологов могут быть и в ряде международных структур.

    Ландшафтоведение

    Это классика географии. Именно здесь занимаются не какой-то одной стороной природы или человеческого общества, одним природным или антропогенным компонентом, а всей совокупностью связей между разными компонентами одного природного или антропогенного комплекса (ландшафта), начиная от самых маленьких (речка, пруд, парк, лес, луг, гора, населенный пункт, поле) и заканчивая географической оболочкой Земли. Задача ландшафтоведа - не только описать тот или иной ландшафт Земли, но и выяснить историю его возникновения и дать прогноз его дальнейшего развития с учетом влияния множества факторов. И знать тут нужно основы практически всех других географических наук.

    Перспективные направления - геофизика и геохимия ландшафта (влияние физических и химических процессов на формирование и динамику той или иной территории), этнокультурное ландшафтоведение (как различные культуры и поселения людей влияли на разные ландшафты Земли и как природа оказывала влияние на менталитет разных народов), экологическая оценка местности, методы аэрокосмического зондирования в ландшафтоведении, построение искусственных эстетических ландшафтов (парки и др.).

    Ландшафтоведы, пожалуй, самые мобильные люди в среде географов; ведь предметом изучения для них является вся поверхность Земли! Отсюда - многочисленные поездки в разные районы России, а при хорошем знании иностранного языка - и за границу. Наших ландшафтоведов можно встретить в джунглях Африки и Амазонии, в индийской саванне, австралийских пустынях, прериях Северной Америки, на коралловых островах Тихого океана, в индустриальных местностях Западной Европы и Японии, в таежных и тундровых районах Евразии, в Кордильерах и на Тибете. Русская ландшафтная школа, основанная еще в XIX веке В. В. Докучаевым, считается самой сильной в мире.

    Рынок труда: НИИ, государственные и частные фирмы, занимающиеся экологическим проектированием и экспертизой, Госкомитет природы, комитеты по охране природы субъектов РФ, естественно-научные музеи, ботанические сады, заповедники и национальные парки, градостроительные организации и архитектурно-художественные мастерские (проектирование эстетических ландшафтов). Наших ландшафтоведов охотно приглашают на работу во Францию и Германию.

    Спелеология

    Это пограничная наука на стыке геологии и физической географии. Она занимается изучением внутренних полостей земной коры (образование, динамика, современное состояние), в более простом понимании - исследованием пещер.

    Спелеологию можно изучать по-разному: относительно горных пород и минералов, из которых сложены стены пещер (геологическая спелеология); микроклимата пещер (климатическая спелеология); присутствующих в пещерах живых организмов (биоспелеология); гидрологического режима пещер (гидроспелеология); следов материальной культуры в пещерах (археологическая спелеология); современного использования пещер (антропоспелеология); картирования пещер (топографическая спелеология). Особняком стоят спортивная и туристическая спелеология: на некоторых географических факультетах есть соответствующие клубы. Наиболее интересное и перспективное направление в спелеологии - подводная спелеология (изучает полости в рельефе дна морей и океанов).

    Спелеология - для сильных романтиков. Попробуйте-ка полазить по пещерам без физподготовки и теоретических знаний!

    Фронт работ для спелеологов широк: экспедиционные отряды, топографо-геодезическая съемка внутренних полостей Земли, выполнение заказов военных и спецслужб на предмет пригодности тех или иных пещер в качестве площадок, где могли бы быть размещены предприятия ВПК и секретные объекты.

    Мэрии крупных городов привлекают спелеологов для изучения подземной городской среды, где есть немало пустот как природного (карст), так и антропогенного происхождения (выработанные штольни, бункеры, фундаменты старинных зданий, упрятанные в трубы реки, подземные склады и коммуникации).

    Спелеологи могут также работать инструкторами в спортивно-туристических организациях, специализирующихся на организации маршрутов в разные пещеры.

    Океанология

    Старое название океанологии - океанография. А планету Земля правильнее было бы назвать Вода или Океан, ведь еще со школы мы знаем, что большая часть поверхности Земли покрыта водой (Мировой океан).

    В океанологии выделяют физику океана (ее интересуют взаимодействие океана и атмосферы, акустика, оптика, радиоактивность и электромагнитное поле морской воды), химию океана (соленость, химический состав воды), геологию океана (из каких горных пород и минералов состоит морское дно и подводные горы, полезные ископаемые); биологию океана (изучение водной фауны и флоры, в т. ч. выявление мест обитания организмов, имеющих продовольственное значение); топографию дна Мирового океана (картирование подводного рельефа).

    В программе для океанологов очень много математики, физики и химии. Уже после 2-го курса студенты отправляются на производственную практику на морскую станцию или научное судно проводить исследования. Вы не только бесплатно покатаетесь по морям-океанам и насладитесь красотами моря и тех мест, где будет швартоваться судно, но и закалитесь, превратившись в настоящего «морского волка». А если повезет, то и окажетесь на борту батискафа!

    Да и сама океанология - перспективнейшая географическая наука. Планеты Солнечной системы изучены лучше, чем глубины Мирового океана. А океанологов-подводников заслуженно сравнивают с космонавтами. Даже новый термин возник - акванавты.

    Рынок труда: разные гидрографические службы, научно-исследовательские институты, подводные и береговые лаборатории, морские гидрологические и биологические станции, океанографические суда, частные фирмы, обучающие дайвингу, туристические бюро.

    При высоком уровне профессионализма и хорошем знании английского российские океанологи могут попробовать поработать в океанографических институтах США, Канады, Великобритании, Франции, ФРГ, Японии и в Мекке всех океанологов Земли - Океанографическом музее Монако, созданном мэтром Кусто.

    Гидрология суши

    В XXI веке пресная вода стала настолько ценным ресурсом, что за обладание ее источниками даже происходят военные конфликты между странами и разрабатываются проекты по доставке айсбергов к засушливым районам Земли. Оптимизировать и рационализировать водные потоки и водный баланс страны призваны люди, избравшие своей профессией гидрологию суши.

    Гидрологи исследуют круговорот воды в природе, влияние на него хозяйственной деятельности человека; анализируют режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; дают оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвуют в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, ирригационных сооружений, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляют каталоги водных объектов суши.

    Гидрология тесно связана с физической географией, физикой (гидродинамика), математикой, биологией, химией, ихтиологией, гидротехникой и навигацией.

    Перспективное направление у гидрологов России - изучение будущего океана: самого глубокого на Земле озера Байкал.

    Рынок труда: НИИ, озерные и речные станции, гидрологические посты и гидрообсерватории, гидроэлектростанции, отдел водного транспорта Минтранспорта РФ, фирмы, занимающиеся разведением рыб, водные парки, управления речных каналов, речные порты, Гидрометеоцентр РФ, МЧС РФ.

    Телеведущий А. Беляев получил образование гидролога на географическом факультете МГУ.

    Почвоведение

    Самые большие в мире массивы самой плодородной почвы залегают в нашей стране. И недаром именно в России появилось почвоведение. Это биолого-географическая наука о происхождении, динамике, современном состоянии, будущем развитии почвы и о рациональном использовании почвенных ресурсов. Кафедры почвоведения есть еще и на биофаках, но на географических факультетах в основном занимаются пространственным анализом почв, их картированием, количественной и качественной оценкой почвенных ресурсов по разным территориям для занесения этих данных в Единый земельный кадастр РФ.

    Почвоведы-географы изучают географию почв, их морфологию и генезис, геохимию, коллоидную химию и биогеохимию, картографирование, физическую и биологическую химию, биологию, гидрологию и гидрогеологию!

    Выпускники решают в сельском хозяйстве проблемы повышения плодородия почв и применения нужных удобрений, участвуют в проведении мелиораций (орошение, осушение, гипсование, известкование почвы) и в борьбе с почвенной эрозией, составляют карты почвенно-земельных ресурсов для агрономических хозяйств. Хороший почвовед - это правая рука руководителя сельхозпредприятия. Особенно сильно возросла роль географа-почвоведа сейчас, когда проводится широкомасштабная земельная реформа и услуги людей этой профессии необходимы для оценки почвенно-земельных ресурсов и соответственно для составления Единого каталога всех сельхозпредприятий и Единого земельного реестра, который в свою очередь нужен для определения ставки земельного налога по разным регионам России.

    Политическая география

    Это раздел гуманитарной географии, изучающий расстановку политических сил в разных странах, или в какой-то отдельной стране, или в части этой страны. В его задачи входит анализ межэтнических отношений на разных территориях; выявление факторов (чисто политических, военных, экономических, культурных, этнических, ментально-психологических и даже природных), влияющих на территориальное распределение политических сил, явлений и процессов; комплексный анализ и детальная оценка политической ситуации в стране и мире; участие в построении и редактировании политических карт и справочников; рекомендации властным структурам и политикам, помощь в выработке политологических схем, технологий и политических и военно-политических доктрин государства. (Раздел политической географии, занимающийся разными аспектами избирательных кампаний, называется электоральной географией.)

    Политическую географию изучают вместе с социально-экономической географией, поскольку эти два направления тесно взаимосвязаны. Выпускники получают диплом географа-политолога. За их плечами - изучение политологии, страноведения, регионалистики, экономики разных стран, психологии и культуры разных народов, ну и, конечно же, иностранных языков - не меньше двух.

    Нередко в СМИ политическую географию путают с геополитикой. Но предметом исследования геополитики является весь мир, все страны в их взаимодействии, в частности - процессы глобализации. А в политической географии, как правило, рассматриваются конкретные территории - чаще на уровне отдельно взятой страны или какого-либо района внутри этой страны. И геополитиками могут быть вовсе и не географы, а представители других сфер человеческой деятельности (собственно политики, главы великих государств, министры иностранных дел, дипломаты, военные, философы). А вот из знаменитых профессиональных политико-географов можно отметить именно ученых - Л. Смирнягина, С. Благоволина, Д. Орешкина.

    Политико-географы могут работать в основном в качестве аналитиков и экспертов.

    Экономическая и социальная география

    Экономическая география - один из разделов гуманитарной географии. Она изучает пространственное размещение производительных сил (население и хозяйство) и находится на стыке географии и экономики. А социальная география лежит в плоскости взаимодействия общей географии и целого ряда гуманитарных дисциплин - истории, этнологии, социологии, культурологии, даже психологии (изучает менталитет населения той или иной территории).

    Экономико-географы рассматривают природно-ресурсный и экономический потенциал территории (от населенного пункта до страны в целом); выявляют специфические особенности и проблемы территории; оценивают стоимость земель; ищут оптимальное место для строительства народнохозяйственных объектов; дают рекомендации для властных и хозяйственных структур по комплексному освоению и решению проблем территории; определяют степень экологического риска в процессе хозяйственного освоения территории; дают прогноз развития территории. Определенный таким образом предпринимательский климат объекта немаловажен для будущих инвестиций в этот объект.

    Социогеографы участвуют в оценке трудового и интеллектуального потенциала территории; изучают образ жизни, традиции, обычаи, поведение (менталитет) разных групп населения, социальных слоев и этносов; собирают и систематизируют информацию о мигрантах; дают госструктурам рекомендации по оптимальному распределению миграционных потоков населения; помогают в обустройстве беженцев; анализируют переписи населения; принимают участие в этнографических экспедициях; помогают планировать населенные пункты и места отдыха; выявляют национальные проблемы и дают советы по их разрешению; участвуют в определении индекса человеческого развития (качество жизни населения).

    И экономико-, и социогеографы участвуют в районировании большой по площади территории: в соответствии с определенными критериями и на основе определенных показателей они разделяют эту территорию на составные части (районы, регионы, зоны, ареалы). Процесс районирования можно производить как по какому-то одному показателю, так и по их совокупности. Например, территорию страны можно районировать по качеству жизни населения или по степени инвестиционной привлекательности (берется много исходной информации и несколько показателей). А можно использовать только один показатель - например, обеспеченность автомобилями на 1000 чел. Результаты экономико- и социогеографических исследований представляют в разной форме - от докладных записок до компьютерных презентаций. Но в любом случае к докладу прилагают карту - так что специалисту нужно хорошо знать картографический метод.

    Перечислю перспективные направления в экономической географии. Это география глобализационных процессов, транснациональных компаний, внешнеэкономических связей, финансовой сферы, топливно-энергетического комплекса, инноваций и научно-технического прогресса. А в области социальной географии это культурная география, психологическая география (так называемая феноменология), географии социальных групп населения, качества жизни, малых народов, экологии человека.

    Экономико- и социогеографы в основном работают в экономико-финансовых структурах - как государственных так и частных. Например, банки охотно берут высококвалифицированных экономико-географов, умеющих мыслить широко и комплексно и видеть проблему в целом. Из таких людей получаются и хорошие маркетологи (работа в торгово-промышленных компаниях). В государственных органах экономико-географы нужны прежде всего как районные планировщики и оценщики территориального потенциала.

    Вот примерный рынок труда для экономико- и социогеографов: работа в НИИ, преподавание экономической географии в экономических, финансовых и туристических вузах, в средней школе и колледжах. Также местом их работы могут стать картографические фабрики (редакторы социально-экономических карт), планировочные, земельные и социально-культурные отделы федеральных, региональных и местных органов власти.

    Последние материалы раздела:

    История России от Рюрика до Путина!
    История России от Рюрика до Путина!

    Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

    Мозаика император юстиниан со свитой
    Мозаика император юстиниан со свитой

    Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

    Конкурсы для детей по биологии
    Конкурсы для детей по биологии

    Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....