Общественная баня официальный. Письменные упоминания о бане

Когда англичане попали в Русь через Русский Север, они отметили, что эти варвары топят избы «по-чёрному», потом в них семьями купаются каждую субботу, истязая друг друга битьём хворостинами, а затем с гиканьем бросаются в речку или пруд, с которым рядом находилась баня.

«Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней.
Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы с силою… бани».
Н. М. Максимович–Амбодик

***

Бани - специально оборудованные помещения, предназначенные для принятия водных и тепловых процедур с профилактической и лечебной целью, в которых также проводятся и гигиенические мероприятия - мытьё тела. Возникнув на заре истории человечества как первый опыт общения человека с водяным паром, баня нашла широкое применение и закрепилась на протяжении веков как потребность людей в чистоте и исцелении от болезней.

Когда появилась баня

Возможно, толчком к зарождению идеи парной бани послужили капли дождя, попавшие через протекавшую крышу на раскалённые камни домашнего очага, или даже просто вода, случайно влитая на очаг нашими далёкими предками. Существует мнение, что первое использование пара человеком связано с гейзерами. Без преувеличения можно сказать, что парные бани знали и применяли все народы мира. Подтверждением этому может служить тот факт, что при археологических раскопках довольно часто обнаруживаются следы сооружений, предназначенных для водотепловых процедур. Их внешние формы бывают различными, приспособленными к климатическим условиям и используемому материалу, к традициям и образу жизни людей, однако все эти сооружения имеют конструкции (печи) для получения жара, источником которого служили водяной пар, горячая вода или раскалённые камни, обливаемые водой. Всё это позволяет утверждать, что эти найденные археологами сооружения являются банями.

Если считать прообразом парилки разогретые камни, образующие пар при обливании водой, то происхождение паровой бани можно отнести к каменному веку. Оздоровительные свойства банного пара были известны многим древним народам в разных частях света, однако были места, где баня была малоизвестна. В частности, это относится к средневековой Европе. Это привело к тому, что в средние века в Западной Европе одна за другой следовали эпидемии чумы, холеры и других тяжёлых заболеваний. Только за три года (1347–1350 гг.) эпидемия чумы унесла в Западной Европе 25 миллионов жителей. Банные традиции в западноевропейских странах к XVIII–XIX вв. стали возрождаться в большей мере под воздействием русского обычая париться и мыться в бане.

Поддай–ка пару!

История русской бани уходит в седую древность. Геродот , посетив в V веке до н.э. Скифию, располагавшуюся в Северном Причерноморье, сообщает о банях, которые использовали скифы .

Устраивали их следующим образом: устанавливали три жерди, верхними концами наклонённые друг к другу, обтягивали их войлоком. В чан, поставленный посреди этой хижины–шалаша, помещали докрасна раскалённые камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали его на раскалённые камни. От этого, замечает историк, поднимался такой сильный пар, что никакая эллинская баня не сравняется с той, какую он видел в скифской степи. Наслаждаясь ею, скифы, по словам Геродота, вопили от удовольствия. От него же мы узнаем о том, что после погребения покойника скифы очищали себя парной баней.

Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая немного воды, куски древесины кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом они обмазывали все тело. Через некоторое время этот слой смывался, тело становилось чистым и блестело .

Баня упоминалась в восточнославянских преданиях, с ней связывали происхождение человека. Византийский историк Прокопий Кесарийский (ок. 500–565 гг.) пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти .

Баня у древних славян представляла собой небольшое бревенчатое строение, в котором располагался очаг с раскалёнными камнями, на которые лили воду, чтобы образовался пар. Вентиляцию внутри бани осуществляли, открывая двери. Согласно древнеславянским поверьям, в бане живёт весьма занятный персонаж русского фольклора - банник - нагой старик, весь облепленный листьями от веника. Отголоски этих традиций прослеживались на Руси и во времена христианства: в недалёком прошлом, залезая на банный полок, приговаривали: «Крещёный на полок, некрещёный - с полка », а выходя из бани, оставляли на полке ведро воды и веник для банника, приговаривая: «Тебе баня на стоянье, а нам на здоровье ». Эти поговорки ещё раз подтверждают, каким уважением пользовалась русская баня в народе.

В древнерусской народной медицине, как свидетельствует В. Отамановский , была врачебная специальность, связанная с выполнением лечебных и культовых функций в банях. Наличие в древнерусском языке слов «балий », «обавьник », («обадник »), или «обаньщик » близки по значению и передают различные смысловые оттенки понятия «волхв » - врач. Необходимо отметить, что балий был «прежде всего лечителем, его медицинские функции были тесно связаны с паровой баней ».

Письменные упоминания о бане

Согласно летописным сообщениям X–XIII веков паровая баня была повсеместно распространена у восточных славян уже в V–VI веках, что свидетельствует об их высокой культуре. Древние славяне называли баню «мовь », «мовня », «мовница », «мыльня », «влазня » или просто «баня ». Подтверждением широкого распространения бани у древних славян служит летописное сообщение, что одной из форм дани, которую одно славянское племя платило другому, были берёзовые веники.

Арабский учёный ибн–Даста , путешествуя по Руси в X веке, отмечал в своих записках, что русские очень любят париться в бане, а затем валяться в снегу или купаться в проруби. Ибн–Даста сообщает также, что в деревнях бани представляют собой землянки, которые используются и как жилища.

В памятнике русской культуры, в летописном творении Нестора «Повесть временных лет» (945 г.), в части, описывающей легендарное путешествие апостола Андрея из Синопа в Рим через Киев и Новгород, есть яркое изображение банной процедуры в Великом Новгороде: «…видех бани древены; и пережгут с вельми, совлокуться, и будут нази и облеются квасом уснияным, и возьмут на ся прутье младое, бьются сами и того ся добьют егда вылезут ли живы, и обдаются водою студеное, тако оживут; и то творят по вся дни и мучими ни сим же, но сами ся мучать и то творят не мовенье себе а мученье ».

Баня упоминается в договоре Руси с Византией (907 г.) в котором русичи обеспечивают себе право по прибытии в Константинополь пользоваться баней: «…и да творят им мовь елико хотят ».

В «Повести временных лет» описано применение бани с целью выполнения очистительного обряда: «Деревнянам же пришедшим повеле Ольга мовь створити рыкуще мце: измывшеся придите ко мне. И влезоша деревляне начиша ся мыти ».

В уставе Великого князя Владимира (966 г.) бани именовались заведениями для немогущих, что отражает глубокое понимание бани как действенного терапевтического средства. Никоновский список повествует о том, что в 1019 г. Переяславский епископ Ефрем, ставший впоследствии Киевским митрополитом, повелел строить «…бани и строения банные и врачеве и больницы всем приходящим и безмездно врачевание ». Врач–монах Киево–Печерского монастыря Агапит исцелял больных травами и парной баней. Интересно отметить, что по монастырским уставам больных, находящихся на излечении в монастырской больнице, полагалось мыть в бане два раза в месяц.

Внучка киевского князя Владимира Мономаха Евпраксия (Зоя) - первая русская женщина–врач, высоко отзывалась о терапевтическом действии парной бани: «…бодрит тело и веселит душу ».

Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии Муромских» , относящаяся к фольклору древней Руси начала XIII века, хорошо иллюстрирует ведущую роль бани в древнерусской народной эмпирической медицине и характер применявшихся в ней самобытных и часто весьма эффективных лечебных средств . Согласно некоторым спискам этой повести, Муромский князь Пётр, страдавший неизлечимой кожной болезнью, был исцелён в Рязанской земле девушкой–знахаркой Февронией, отец и брат которой были бортниками, т.е. занимались добыванием в лесах мёда диких пчёл. Осмотрев «струпы и язвы » князя, знахарка велела жарко истопить баню, вымыть больного и смазать ему те части тела, «идее же суть струпы и язвы », мёдом диких пчёл. В результате такого лечения больной князь выздоровел - тело его стало «здраво и гладко » .

«Сало было, стало мыло»

В своём стремлении доказать дикость и варварство, якобы царившее в Древней Руси, некоторые авторы даже совершенно ясные и понятные места летописей и других источников пытались толковать по–своему. В частности, например, такие слова из Никоновского списка с совершенно понятным смыслом как «банное строение » пытались расшифровать как «крестильная купель ». Если ряд русских историков XVIII в., в том числе Татищев , Щербатов , митрополит Платон и другие в словах из летописи «банное строение » подразумевали народную баню как таковую, то И. Мартос стремился доказать, что речь идёт о крестильной купели. Спор по этому вопросу вёлся долгие годы при участии таких исследователей–историков, как Когановский , Болтин , Зуев и др.

Исследователь древнерусской медицины Николай Алексеевич Богоявленский отметил, что изображениями мылен более всего богата житийная литература, например, «Повесть о Петре и Февронии» . На миниатюрах можно наблюдать, что подогревание воды производилось путём помещения в чан раскалённых камней или горячих железных гирек. Внутри бани показаны шайки, корцы, скамьи. Тело растиралось «грубою » (мицелием древесного гриба), соломой, мочалкой, ветвями можжевельника. Помывка в бане сопровождалась обязательной сменой белья, ибо «чистое мытиё и частое переменяние платия вшам множиться не даёт » - сказано в «Вертограде» ещё в XVIII веке (собрание В. Груздева, № 8).

«Убрусец » - полотенце - можно наблюдать главным образом в житийных миниатюрах XVI–XVIII веков, а также в миниатюре, изображающей сцены омывания умершего рязанского князя Василия Ивановича (1483). Коротким полотенцем сын умершего утирает себе слезы (лист 371, оборот Шумиловского тома).

На Руси в бане пользовались мылом, которое варили как в домашних условиях, так и в специально приспособленных помещениях с давних времён. С той поры до наших дней дошла старая поговорка: «Сало было, стало мыло », потому что для изготовления мыла использовалось говяжье, баранье и свиное сало, правда, применяли ещё и растительные масла, например, льняное. Целые деревни занимались «поташным промыслом » - так тогда называли производство мыла. Особенно ценилась продукция валдайских и костромских мастеров–мыловаров.

Для царя и особ к нему приближённых, Аптекарский приказ специально готовил «мыльный состав » (1630), так как бани считались медицинским пособием при различных недугах. Кроме мыла, для мытья тела в бане применялся т. н. щёлок, получаемый из древесной золы. О его широком употреблении говорит тот факт, что даже новорождённого ребёнка купали в тёплой воде с небольшим количеством щёлока, правда, полученного из соломенной золы, которая считалась нежнее, чем древесная. Необходимо добавить, что детей на Руси рано начинали водить в баню, припаривать там берёзовым веником, предварительно смазав кожу ребёнка толстым слоем дрожжей и завернув его в пелёнку. В своём исследовании «Физическое воспитание детей у различных народов России» Е. А. Покровский отмечает: «Свою страсть к мытью и парению русские переносят и на детей… их парят и моют часто, и особенно при каждом нездоровии, при каждом крике, при малейшем подозрении на сглаз ».

Женщины, заботясь о здоровье и красоте кожи, с успехом использовали пищевые продукты в виде косметических масок: молоко, простоквашу, ржаной хлеб, сметану, хлебный квас, мёд, толокно, растительное и сливочное масла, огурцы, яйца и т. д. и т. п., а также листья, корни, плоды многих растений как в сыром измельчённом виде, так и в виде настоев, отваров и напаров. В бане применялись такие распространённые растения, как ромашка, зверобой, подорожник, чистотел, лопух, дубовая кора, крапива, мята и др.

Продолжение. . Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в XI–XVII веках. - М.: 1960, с. 19.
. Соколовский М. Характер и значение деятельности Аптекарского приказа. - СПБ.: 1904, с. 4.
. Конюс Э. Истоки русской педиатрии. - М.: 1946, с. 30.

У многих народов есть свои банные традиции, которые другим могут показаться странными, а порой и неприличными. Не в каждой стране, зайдя в местную баню, русский почувствует себя как дома.

Трое в японской бочке

Самыми «бесстыдными» русскому человеку могут показаться традиционные японские бани. Баня-ванна фурако - это большая деревянная бочка, наполненная водой. Нередко эту воду брали из горячих термальных источников. Чтобы не менять воду каждый раз после помывки одного человека, мытье с мылом и мочалкой производится заранее.
В фурако может сидеть вся семья или просто несколько человек, если бочка расположена в общественной бане, для этого в бочке по бокам находятся скамеечки.
В общественных японских банях в старину были девушки-прислужницы, которые оказывали посетителям и интимные услуги. Некоторые увеселительные заведения Японии продолжают эту традицию и сейчас. Они называются «мыльная страна»? и в них клиентов моют, а потом «развлекают».
Однако не во всех банях служительницы являются девушками легкого поведения. Иногда девушек предпочитают нанимать потому, что женщинам было бы некомфортно пользоваться услугами мужчин-банщиков. При этом интимной составляющей может и не быть – сопровождающие покажут, как надо пользоваться баней, проследят за тем, чтобы в бочке с горячей водой посетителям не стало плохо, добавят в воду ароматические масла, сделают массаж.
Сейчас большинство общественных бань в Японии (сэнто) разделено на мужскую и женскую половины, хотя так было не всегда: на протяжении столетий соответствующие законы то утверждались, то вновь отменялись. В сэнто могут быть большие бассейны с подогретой водой.
Во многие бани-сэнто запрещено входить людям с татуировками, так как их могут заподозрить в принадлежности к мафии. Сохранились и отдельные заведения, где не приветствуют иностранцев.

Банное равенство

Во многих европейских банях нет разделения на мужские и женские зоны - все сидят в одной комнатке или плещутся в одном бассейне.
В Германии многие бани расположены в зонах с термальными водами. Обычно они разделены на две половины: в одной находятся бассейны и водные аттракционы, в другой – собственно сауны и парилки. Купальники и плавки разрешены только в бассейновой части. А прийти в баню в купальнике – нонсенс. На дверях помещения, где принято сидеть раздетыми, обычно написаны буквы FFK – Freikörperkultur - «Культура свободного тела».
Самые стеснительные могут обмотаться хлопчатобумажным полотенцем - немцы не одобряют синтетику, считая, что она сводит на нет лечебный эффект бани. Но обычно никто ни на кого не смотрит – в бане все равны. Скорее, будут смотреть на завернутого в полотенце гостя.
В немецкие бани ходят всей семьей, поэтому в одной парилке могут быть и подростки, и их родители, и совсем маленькие дети. Иногда, впрочем, устраивают «женские дни», когда мужчин в банный комплекс не пускают.
Шуметь в немецких банях нельзя – это мешает расслабляться другим гостям.
Стоит сказать, что в XV-XVII вв. на Руси в банях тоже практиковались совместные помывки мужчин и женщин, а императорский указ, запрещавший мыться всем вместе, вышел только при Екатерине II в 1782 г. До этого указ Правительствующего Сената от 1741 года успеха не имел. Окончательно этот обычай сошел на нет только в эпоху Александра I.

В баню – за важными контрактами

В Финляндии не принято отказываться от приглашения в сауну. Там, как и в Германии, сидят «в чем мать родила», и статус соседа не принимается во внимание. Сауна есть даже в здании парламента. Говорят, что до 80-х годов по четвергам заседания парламента проводились именно там. Все консульства и посольства Финляндии за рубежом имеют собственные сауны.
Так что если есть цель подписать с финном важный договор или обсудить какую-либо проблему, придется идти с ним в сауну. Именно там обычно закрытые и не очень любящие идти на контакт финны раскрепощаются и охотно ведут сложные переговоры. Бывший президент Финляндии Мартти Ахтисаари любил обсуждать самые серьезные вопросы с иностранными политиками именно в сауне. Все министры и президенты сидели при этом, как и положено, голыми. А Никите Хрущеву в 1960 году пришлось пропариться в сауне финского посольства пять часов, пока он и президент Урхо Кекконен не пришли к соглашению по важным вопросам.
Семьи ходят в сауну вместе, а в общественных саунах мужчины и женщины парятся отдельно. Многие финны обижаются, когда говорят об интимных отношениях в саунах, считая, что это мнение пришло в 70-е годы из Германии.
В Финляндии есть даже плавучие сауны, которые не рекомендуется посещать людям, чувствительным к качке.

Гей-сауны

В Швеции долгое время существовали специальные сауны-клубы для людей с нетрадиционной ориентацией. В 1987 г. их запретило правительство, ссылаясь на распространение ВИЧ-инфекции, но в 2001 г. запрет сняли. Власти посчитали, что за время запрета не произошло ни резкого увеличения показателей заболеваемости, ни резкого их снижения. Еще одним доводом «за» разрешение стало то, что беспорядочные связи в случайных местах несут гораздо больший риск.
В США подобные бани также существовали и были запрещены в середине 80-х в Нью-Йорке (1985 г.) и Сан-Франциско (1984 г.). В Великобритании гей-сауны функционируют и сейчас: крупнейшая сеть находится в Лондоне и называется Chariots. В них есть бассейны, парные, массажные кабинеты. Сауны этой сети работают круглые сутки.
Подобные заведения есть во многих странах мира. Несколько лет назад BBC сообщило, что в Риме в историческом палаццо соседствуют известная гей-сауна и отдел Ватикана.

Избражение на заставке: М. Ф. Демам-Демартре. Русская баня. 1800-е гг.

Существует малоизвестная ныне средневековая легенда о том, что Россия обязана своим названиям именно баням. Антиохийский (сирийский) патриарх Макарий, совершивший в XVII веке путешествие в Россию, рассказывает в своих записях о «банном» происхождении названия «Россия», которое родилось в Новгороде благодаря знакомству Апостола Андрея с новгородскими банями при весьма неблагоприятных обстоятельствах:
«Новгород. Он есть первый город в этой стране, после Киева, принявший христианскую веру чрез ап. Андрея, как об этом написано в их книгах. Рассказывают что, когда ап. Андрей к ним пришел и проповедовал, они, озлобившись, собрались на него и посадили его в очень горячую баню, нагретую до крайней степени, а затем стали лить сверху холодную воду: от плит поднимался пар, жар усилился, а также и потение святого, и он воскликнул по-гречески: εφίδρωση «Эфивросси» т. е. «ах! я вспотел»; отсюда и произошло название этой страны «Россия». Тогда его вывели, стали почитать и уверовали чрез него. Посему жители этого города славятся пред всеми жителями страны московской своею великою набожностью и тем, что они издревле утвердились в вере, и они смеются над московитянами за то, что те уверовали позже них. С того времени до сих пор они не изменяли вере. Московские князья, когда еще были неверующими, постоянно ходили войной на них, как мы о том вскоре расскажем. По указанной причине и церковь св. Софии в этом городе точь-в-точь как настоящая и древнее чем таковая же в Киеве» [Павел Алеппский, 1898].

К особенностям развития русской паровой бани привело одновременное существование в России двух параллельных цивилизаций: городской и деревенской. В простой деревенской жизни, скажем, в Новгородской губернии (области), не только бани, но и многие избы продолжали отапливаться по-черному до 1930 – 40-х годов (данные музея деревянного зодчества «Витославицы» в Новгороде). Естественно, что ни о каких банях по-белому во многих деревнях не слышали вплоть до середины XX века. Были деревни, где по бедности и вовсе не было бань, хотя это было характерно не для Новогродской губернии, а для Московской. (В таких деревнях мылись в печах , о чем мы расскажем ниже). В русской городской цивилизации банная культура прогрессировала вместе с усовершенствованием конструкций кирпичных банных печей-каменок. В городах особой популярностью стали пользоваться торговые (общественные) бани или «царские мыльни». Одна из первых общественных бань на Руси была построена в камне в Переславле в 1089 году. Согласно «Повести временных лет» первая общественная (торговая) каменная баня по византийскому образцу с мозаиками, мраморами, поливными плитками и керамическим водопроводом на Руси была построена константинопольцем Ефремом Скопцом, владыкой Переяславским (Переславль-Хмельницкий): «строенье баньное камено, сего же не бысть преже в Руси ». Бани прозвали «Ефимовы» по имени местного епископа, устроивших их для народа. Русские городские торговые бани были большими: сохранились записи с обмерами одной из них в городе Азове: баня имела внушительные размеры 14 на 8 саженей (30 на 17 метров) [Дуров И.Г., 2013].

В состав торговых городских бань традиционно входили следующие части: а) сени, или коридор; б) раздевальня, или так называемый предбанник с особой печью, в) мыльня - теплая комната (с ванной или без); г) паровая комната, или горячая баня - с прибором для образования пара и лежанками на возвышенных полках; д) водогрейная, т. е. место, где приготовляется теплая вода и е) теплое отхожее место [Новый энциклопедический словарь, 1911. – Т.5]. Сени или коридор бани могли быть как холодными, так и отапливаемыми. Считалось, что в раздевалке достаточно иметь тепла +15°C. Мыльня требовала температур воздуха от +20°C до +30°C. В паровой комнате должна была поддерживаться температура от +45°C до +50°C.
Комната для раздевания отапливалась обыкновенной печью, мыльня - печью и паром, а парная (паровая) – только паром. Использовалось и по две – три печи на парную – смотря по ее размеру. Раздельное отопление мыльни и паровой, стало возможным после появления печей-каменок (на основе шведских или немецких печей), которые топились с одной стороны, а пар из каменки выходил в другую строну. Это позволяло отапливать парную лишь паром и иметь в ней мягкую атмосферу без резкого лучистого жара от топки и привкуса дымка и остатков угарного газа. Такую печь можно было продолжать топить и во время парения в бане. Вместо камней часто использовали чугунные ядра или чугунный бой, так как чугун не лопался от жара, как речные камни. Примером подобной банной печи может служить каменка конструкции академика архитектуры графа П.Ю. Сюзора, построенная в «Воронинских» банях в Санкт-Петербурге на Фонарном переулке в 1872 году.

«Всю зиму и большую часть лета топят они свои печи, устроенные подобно банным печам в Германии, и палати их так нагревают дом, что иностранцу сначала, наверное, не понравится» [Флетчер Дж., 1906].
«В этих банях устроены сводчатые каменные печи, в которых на высокой решетке помещается много камней. Из такой печи идет отверстие в баню, которое они закрывают крышкою и коровьим навозом или глиною. Снаружи имеется другое отверстие - поменьше первого - для выхода дыма. Когда камни достаточно накалятся, открывается внутреннее отверстие, а внешнее закрывается, и сообразно тому, сколько требуется жара, наливают на камни воды, иногда настоянной на добрых травах. В банях по стенам кругом устроены лавки для потенья и мытья - одна выше другой, - покрытые кусками холста или тюфяками, набитыми сеном, осыпанные цветами и разными благовонными травами, которыми утыканы и окна. На полу лежит мелко изрубленный и раздавленный ельник, дающий очень приятный запах и доставляющий большое удовольствие» [Олеарий А., 1906].

Схемы русской банной печи из книги Robert Lуаll. The character of the Russians and a detailed history of Moscow. London: Т. Cadell and Blackwood, 1823.

Где устраивались бани на Руси?

«Так как бани обыкновенно устраиваются у воды и у рек , то они из горячей бани устремляются в холодную… Поэтому у них и в городах и в деревнях много открытых и тайных бань, в которых их очень часто можно застать… Встречали мы, кроме того, в Москве у немцев, равно как и у лифляндцев, хорошие бани, устроенные в домах» [Олеарий А., 1906].

«На озере длинный мост с большим числом мельниц; при начале его находится скрытый водоем крепости. По близости этого места стоит деревянный дом, служащий баней для общего пользования. Снаружи его имеется жолоб из длинного бревна, над которым стоит человек и накачивает в него воду из реки хитрым снарядом, для наполнения медного котла, где она нагревается» [Павел Алеппский, 1898].

«…А простые люди, которые сообща строят свои бани на проточной воде (как это видно в городе Москве на протяжении около трех миль)… позади (дома) у каждого устроена баня...
Те, которые располагают в Москве достатком и имеют благоустроенный по своим обычаям дом, особенно стараются соорудить при нем баню, каковые, как и их дома, все деревянные. Они строятся 4-угольными, окна располагаются вверху, а не по сторонам, хотя и делаются с хорошими стеклянными оконницами, а в середине небольшое отверстие, которое они могут открывать и закрывать по своему желанию - через него выпускается пар, когда они льют воду на раскаленные камни. [Айрманн Г.-М., 1945].

«… Не говоря уже о знатных лицах, нет богача, у которого не было бы собственной бани как для удовольствия, так равно и для здоровья. Незнатные и небогатые пользуются общими банями, куда во всякое время ходят все, без различия возраста и пола» [Стрюйс Я., 1880].

Как часто и по каким поводам ходили в баню на Руси?

«…они ходят два или три раза в неделю в баню , которая служит им вместо всяких лекарств» [Флетчер Дж., 1906].
«…в России между простолюдинами (мужчинами и женщинами) существует обыкновение, по крайней мере, раз, или два, в неделю ходить в их баню (Bagnio) или потовые бани… [Перри Д., 1871] .
«…и бани, в которых они чуть не ежедневно моются и сильно потеют, причем хлещут себя березовыми вениками… Такого же рода бани существуют и общественные, назначенные для пользования тому и другому полу, где, за небольшую плату их владельцу, народ моется, по крайней мере, два раза в неделю » [Рейтенфельс Я., 1997].
«Москвитяне, всегда пропахшие чесноком и луком, все без различия ходят часто в бани и, закаленные привычкою, подвергают себя без перемежки влиянию чрезвычайного жара и стужи, без всякого вреда для здоровья» [Майерберг А., 1874].
«Они очень грязны, хотя весьма часто моются в особых помещениях, обогреваемых печами так сильно, что никто в мире, кроме них, не мог бы выдержать этого жара» [Де ла Невилль, 1996].
«Омовению русские придают очень большое значение, считая его, особенно во время свадеб, после первой ночи , за необходимое дело» [Олеарий А., 1906].
«Чтобы предупредить болезнь или излечить ее , они часто ходят в баню , откуда и происходить, что нет города в их стране, где бы небыло общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней... В воскресный день и праздничные дни ходят три раза в церковь: утром, около полудня и вечером. Не всегда дозволялось им быть в самой церкви. Если не были они на кануне в бане, то должны были стоять у входа ; в противном случае позволялось войти в церковь … Скажу только, что после первого общения (premier соngres) необходимо, чтобы новобрачные отправились для очищения в баню » [Карлейль Ч., 1879].
«Москвитянин, как мы сказали, до крайности груб и грязен, а между тем не осмелится войти в церковь иначе, как омывшись . Отсюда вошло в обычай ходить в бани, которые также обыкновенны в Москве и во всем государстве, как в Турции и Персии. Не говоря уже о знатных лицах, нет богача, у которого не было бы собственной бани как для удовольствия, так равно и для здоровья … Хотя он не так суеверен, как Турок, по относительно обычая мыться в бане он похож на сего последнего; потому что стремится в нее подобно самым чистоплотным людям в мире, а между тем весьма неопрятен…» [Стрюйс Я., 1880].
«… кстати сказать, до чего охотно они моются: постоянно на третий или даже на второй день ходят они в баню, как простые, так и знатные люди… В общем, ни в одной почти стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее свое удовольствие; при этом я вспоминаю обычай москвитян, что ни одна женщина или девушка не может явиться пред лицо его царского величества, если накануне она не очистилась в бане …» [Айрманн Г.-М., 1945].

Как парились в русской бане?

«В баню (русские) приносят березовые веники в листах, которыми дерут, скребут и царапают (себе) тело, чтобы (в него) лучше проникала теплота и (шире) отворялись бы поры» [Юль Ю., 2001].
«Все в поту, вызванном сильным жаром бани, они растягиваются на полках и стараются сечь и хлестать себя еловыми ветками до тех пор, пока разгоряченная кровь, притекши к коже, не подденет под нее розового чехла» [Майерберг А., 1874].
«Они в состоянии переносить сильный жар, лежать на полке и вениками нагоняют жар на свое тело или трутся ими (это для меня было невыносимо)» [Олеарий А., 1906].
«Входя в баню, Москвитянин предварительно некоторое время прохлаждается; затем растягивается на скамье, не боясь ее жесткости, потому что обладает очень крепким сложением; потом парится веником и с ног до головы обливается, что всего удивительнее, почти кипятком, а немедленно затем погружается в холодную воду, не заболевая от этого» [Стрюйс Я., 1880].
«Они внутри не пользуются печами, а имеют либо искусно выложенные камни, которые извне могут быть обогреваемы огнем, либо вносят на железном противне раскаленные камни, на них льют теплую воду, и это дает хороший жар; а которые знатны, то применяют для такой поливки замечательно приготовленные, перегнанные на всяких хороших травах воды, которые издают прекрасное благоухание, по их отзыву, очень целебное. Далее у них имеются, как и у нас, несколько возвышенные лавки для потения, притом так устроенные, что на них ложатся, как на постель, ибо они подкладывают длинные мягкие травы, вложенные в мешок из тонкого полотна - чтобы ничего не рассыпалось, а в головах устроено из приподнятой дощечки точно хорошее изголовье; на этот сенник они еще кладут белую простыню из чистого полотна. После того, как в бане от потения и мытья утомишься и уже хорошо обмылся, то ложишься на эту приготовленную постель или сенник и остаешься на ней по своему желанию сколько захочешь; тут еще можно иметь удовольствие приятно и легко потеть, заставляя лить воду на камни, а через верхнее отверстие бани можно так регулировать жару, как хотят, и всякий может к своему удобству пользоваться этим, как часто ему захочется...
При этом надо еще отметить, что в знатных московитских банях, кроме вышеописанных обычаев, я еще наблюдал, что они свою баню поверху и по стенам всю затягивают прекрасным белым полотном, что очень приятно видеть; так они постоянно устраивали для моего покойного господина графа. А на пол они постилают порубленные еловые ветки; как я уже рассказывал, это делают и в Финляндии, что при разогревании дает очень приятный запах» [Айрманн Г.-М., 1945].
«...в семь часов отправился в общественную русскую баню, где пробыл час и едва не был зажарен живьем. Мальчишка-банщик уложил меня на грязную дощатую лежанку и кое-как помыл, пользуясь мылом и зелеными ветками. Потом мне подстелили охапку сена, не дав ни подушки, ни покрывала, а сверху набросили обрывок простыни, чтобы я лежал и потел... Хотят, чтобы все было, как в константинопольских банях. В довершение всего мошенник остался недоволен, хотя я заплатил полтора рубля и дал ему сверх того 20 копеек» [Де Миранда Ф., 2001].
«…которые знатны, то применяют для такой поливки замечательно приготовленные, перегнанные на всяких хороших травах воды, которые издают прекрасное благоухание, по их отзыву, очень целебное. Далее у них имеются, как и у нас, несколько возвышенные лавки для потения, притом так устроенные, что на них ложатся, как на постель, ибо они подкладывают длинные мягкие травы, вложенные в мешок из тонкого полотна - чтобы ничего не рассыпалось, а в головах устроено из приподнятой дощечки точно хорошее изголовье; на этот сенник они еще кладут белую простыню из чистого полотна. После того, как в бане от потения и мытья утомишься и уже хорошо обмылся, то ложишься на эту приготовленную постель или сенник и остаешься на ней по своему желанию сколько захочешь; тут еще можно иметь удовольствие приятно и легко потеть, заставляя лить воду на камни, а через верхнее отверстие бани можно так регулировать жару, как хотят, и всякий может к своему удобству пользоваться этим, как часто ему захочется. Но они не пользуются, как мы, скребком для счистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник (они из прутьев березы, которые высушивают, и их летом, пока они еще зелены, на бесчисленных телегах привозят в города на продажу; каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки так, что ему хватает их на целую зиму; они так связаны, что они толсты и с короткой рукоятью), ими они хлещут или бьют себя по всему телу или ложатся на лавку и дают себя хорошенько хлестать другим. Этот веник они предварительно размачивают в теплой воде, которая (у знатных людей) бывает благоухающей и проваренной с хорошими травами; и когда они себя хорошо отхлестали, то берут этот веник и заставляют усердно гладить и растирать им себя по телу вверх и вниз, тогда вся пакость отстает от кожи, после чего они поливают себя по всему телу и хорошенько стирают с себя руками. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты…» [Айрманн Г.-М., 1945].

Русские мужчины в бане. Литография. 1825 г.

Купание в водоемах и снегу во время русской бани.

«Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз» [Флетчер Дж., 1906].
«В тот день был сильный мороз, но они все-таки выбегали из бани на двор совершенно голые, красные, как вареные раки, и прямо прыгали в протекающую возле самой бани реку; затем, прохладившись вдоволь, вбегали обратно в баню; потом выходили опять на мороз и на ветер и, прежде чем одеться, долго еще играли и бегали нагишом» [Юль Ю., 2001].«Так как бани обыкновенно устраиваются у воды и у рек, то они из горячей бани устремляются в холодную. И если иногда какой-либо немецкий парень прыгал в воду, чтобы купаться вместе с женщинами, то они вовсе не казались столь обиженными, чтобы в гневе, подобно Диане с ее подругами, превратить его водяными брызгами в оленя, - даже если бы это и было в их силах...
Подобного рода мытье видели мы не только в России, но и в Лифляндии и Ингерманландии; и здесь простой люд, в особенности финны, в суровейшее зимнее время, выбегали из бань на улицу, терлись снегом, а затем опять убегали греться. Такого рода быстрая смена жары и холода не была им во вред, так как они уже от юности приучали к ней свою природу. Поэтому-то финны и латыши, так же как и русские, являются людьми сильными и выносливыми, хорошо переносящими холод и жару» [Олеарий А., 1906].

«Они переносят невероятную жару и прыгают, распарившись в холодную воду, а иные даже голыми катаются по снегу. Итак, мужчины и женщины , молодые и старые, выбегают без стыда и страха из бани, так что их каждый может увидеть.Нам кажется удивительным, что столь быстрый переход от жары к холоду не отражается на их здоровье; но привычные к этому с детства, они закалены и не чувствуют перемены. Дети восьми и девяти лет бегают по льду босиком, как гуси… Я видел даже, что совершенно голыми они ложатся в снег и, пробыв в нем долго, прогуливаются таким же образом более часу, не продрогнув и не причиняя, по-видимому, вреда здоровью. Столь малая чувствительность его к холоду, жару и другим суровым переменам погоды была бы удивительна, если бы не было известно, что его приучают к ней с колыбели, так что он мало-помалу закаляется, и сложение его становится столь крепким, что он мог бы жить столетие, если бы не губил себя водкою» [Стрюйс Я., 1880].
«…даже среди зимы они выходят голые из этих бань и бросаются в реку; если же нет тут реки, то выливают ceбе на голову два, три, ведра холодной воды. Таким образом, приучившись с самого детства к этим крайним и быстрым переходам от жара к холоду, они не боятся простуды и не подвергаются кашлю, о котором в этой стране не имеют понятия: они могут безопасно путешествовать по степи во время самых суровых морозов и ложиться на ночь спать около костра, разложенного на снегу» [Перри Д., 1871]. «О удивление! в момент выхода из бани они погружались и плавали в холодной реке, текущей перед баней» [Павел Алеппский, 1898].

«Люди из простонародья открыто, без стыда, купаются, мужчины и женщины выбегают из бань на улицу в чем мать родила, и кидаются в холодную воду или обливаются ею» [Витсен Н., 1996].

«… притом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение - именно, когда они сверху донизу обмылись теплой водой и совсем чисты, то прежде чем выйти из бани (это касается знатных), они дают себя несколько раз обдать ледяной водой с головы до пят, и после этого они готовы. А простые люди, которые сообща строят свои бани на проточной воде (как это видно в городе Москве на протяжении около трех миль), лишь только они сильнее всего разогрелись, выходят, как их бог создал, в холодную текучую воду и усаживаются в нее на долгое время, безразлично, будь то летом или зимой. Летом они спускают в воду подобие лесенки из двух длинных бревен, между ними они поочередно повисают в воде; а зимой они пробивают во льду большие отверстия и накладывают поперек крепкие брусья, за которые они держатся, и также бросаются в ледяную воду. Они считают это очень здоровым. Удивительно смотреть, насколько эти люди природно закалены. Когда они выходят из бани, то они часто по всему телу красны, как раки, да еще усаживаются на изрядное время в снег. И так же они приучают к купанью своих совсем маленьких детей» [Айрманн Г.-М., 1945].

«…народ моется, по крайней мере, два раза в неделю, и откуда люди часто из сильнейшего жара выбегают на реку или на снег, для охлаждения, без всякого вреда для их голого тела» [Рейтенфельс Я., 1997].
«И тогда они выбегают совсем нагие из бани к речке, которая, по обыкновению, течет или разливается очень близко оттуда, и обмываются. Либо, когда суровая зима затянет льдом воду, которая оттого и откажется выполнять для них свою обязанность, они прибегают к снегу и после долгого натиранья им, будто мылом, возвращаются в банный жар, а потом опять бегут туда же и повторяют эти крайности без всякой перемежки, но и без вреда для себя, сколько им будет угодно» [Майерберг А., 1874]

Завершение русских банных процедур.

«Хозяйка или дочь ее приносит или присылает обыкновенно в баню несколько кусков редьки с солью, а также хорошо приготовленный прохладительный напиток… После бани они также доставляют своему гостю, сообразно с тем, как он этого достоин, всяческое приличествующее удовольствие угощением» [Олеарий А., 1906].
«Затем перешел в другое помещение, лег в кровать, тепло укрылся и лежал, пока не пропотел и не обсох окончательно . Выпил много меда, поскольку испытывал сильную жажду, и лишь по прошествии примерно часа оделся... Придя к себе в комнату, почувствовал некоторую слабость, съел немного супа, принесенного добрым Михаилом, и лег в постель» [Де Миранда Ф., 2001].
«У них отдельные комнаты, где одеваются, отдыхают в постели после бани , попарившись и хорошо обсушившись, в чем помогают женщины, которые хорошо справляются с этим. Затем приходит другая служанка, иногда самая старшая, смотря по положению гостей, и ставит на стол одно или несколько вкусных блюд, чарку меда или ботвинью для подкрепления после купанья» [Стрюйс Я., 1880].

Общественная (торговая) русская баня начала XIX века практически не претерпела никаких изменений по сравнению с банями XVII – XVIII веков. Английский натуралист Эдвард Дэниэл Кларк (1769 – 1822), путешествовавший по России в эти времена, оставил свидетельства о формах русских бань и самой банной процедуры. Он писал, что «проезжая по улицам городов, можно увидеть скопления часто совершенно голых мужчин и женщин возле общественных бань, которые беседуют, не испытывая стыда или тени смущения из-за свое обнаженности…
В России есть только паровые бани. В большинстве случаев – это деревянные лачуги. Если дерева в дефиците – они строят глинобитные бани или выкапывают их в берегах рек и озер . Но во дворцах знати, хоть бани и могут отличаться в великолепии материалов, схема устройства их одна и та же ».

Английский естествоиспытатель посетил одну из бань из-за ревматических болей в суставах. Ему рекомендовали Георгиевские бани («Georgian bath» также можно перевести как «Грузинские бани » – прим. авт. ) в подмосковной слободе, как самые лучшие в Москве того времени. В своей книге натуралист приводит очень подробное описание интерьера русской парной и самой банной процедуры в русской торговой бане (Пер. с англ. – автора. Публикуется впервые. ): «Здание бань представляло собой небольшую деревянную хижину: с одного ее торца его был вырез в стене, черный и пугающий как вход в Тартарары. Две обнаженных фигуры с длинными бородами провели автора внутрь и указали на лавку, покрытую одной лишь простынкой, с подушкой в изголовье. Автору сказали раздеться и сложить одежду на лавку. Но на простыне практически все место кроме небольшого клочка было узурпировано тараканами и сверчками. Как только английский натуралист разделся, его провели через мрачноватый коридор в помещение бани, в которой происходила церемония, которая сейчас будет описана.
По левую руку внутри бани стоят баки с водой, на которых висят отполированные латунные черпаки. Справа располагается главная банная печь, а по центру – ступени к приподнятой над полом площадке. Горячий пар собирается под крышей бани, и чем выше восходит парильщик по ступеням, тем большей степени нагрева он подвергает свое тело. Таким образом, ему предоставлена свобода выбора температуры для банной процедуры. С каждой стороны от полков находится по банной печи, которые своими очертаниями удивительно напоминают надгробия в наших церковных оградах. Поверх каждой печи был уложен тростниковый мат, покрытый сверху простыней.
Английского натуралиста уложили на простыню на одном из таких матов поверх банной печи и предложили растянуться на ней как следует. Таким образом, автор обнаружил себя вознесенным почти под крышу русской бани, в жар от восходящего пара, что вызвало немедленное профузное потоотделение (на самом деле - конденсацию водяного пара на более холодной поверхности кожи. Прим. авт.) Ощущения напоминали те, которые мы испытывали в пещерных банях Нерона на побережье Байя близ Неаполя. К сожалению, автор не взял с собой в баню термометр. Впрочем, температура в парной русской бани широко известна: она колеблется от 104 градусов по Фаренгейту (40°C) до 122 градусов по Фаренгейту (50°C), и только под самой крышей на верхнем полке температура может достигать 123 градусов по Фаренгейту (55,5°C) . Похожей была и

Прогресс изменил нашу жизнь в очень многих аспектах. Разве могли люди раньше представить, что они будут совершать водные процедуры, не выходя из дома? Что когда-нибудь настанет день, когда им не придётся добираться до ближайшей бани с тазиками, мочалками, вениками и прочими принадлежностями? Сегодня большинство людей уже отказались от этого, но всё ещё есть те, кто остаётся предан старым добрым баням, пусть и не очень часто, но время от времени посещая заведения в разных уголках города в поисках самого лучшего. А можно ли сходить туда всей семьёй? Есть ли хоть одна совместная где, не таясь, могут мыться и мужчины, и женщины? А если и есть, где их искать и имеются ли какие-то особые правила для тех, кто хочет их посетить? На все эти вопросы поищем ответы вместе.

Исторический экскурс

Традиция делать отдельные бани для представителей разных полов далеко не нова. Уже тогда, когда люди поняли различие между мужчинами и женщинами, они стали заниматься своим туалетом в присутствии представителей только своего пола, дабы избежать конфуза. В банях обычно делали несколько залов, одни отдавались в распоряжение мужчин, другие - женщин. А в могли назначать время, в которое должны были приходить представители только одного пола.

Совместная баня (мужчин и женщин туда впускали одновременно) была скорее необходимостью, чем прихотью: например, не было возможности организовать отдельные «помывочные сеансы» для мужчин и женщин. Сегодня же, когда функция бани несколько изменилась (теперь она является скорее развлечением, чем единственной возможностью содержать себя в чистоте), представители разных полов могут свободно проводить там время вместе, необязательно даже обнажаясь донага.

А как в Европе?

Совместные общественные бани давно уже существуют в европейских странах. Правда, там есть одно очень важное правило: никаких купальников и плавок, потому что при такой температуре, которая стоит в парилке, ткань будет препятствовать испарению лишней жидкости с тела, тем самым провоцируя перегрев. Кто знает, чем это может закончиться? Возможно, именно из-за этого на Западе люди не стесняются своей наготы в такой ситуации, прекрасно понимая, что последствия могут быть далеко не самые приятные.

В России да и в постсоветских странах люди не настолько раскрепощённые, поэтому в совместные ходят в том, в чём купаются в море. Сложно сказать, важнее ли забота о здоровье или же о чувстве прекрасного окружающих, да и всё же общество накладывает определённые рамки, из-за которых мы очень неловко чувствуем себя, когда обнажены сами или окружены обнажёнными людьми, неважно, знакомыми или нет. В любом случае традиции России в этом плане существенно отличаются от западных.

"Варшавские бани"

Итак, перейдём к конкретике. Понятно, что совместная баня в Москве далеко не одна, более того, большое количество комплексов сегодня предлагают снять отдельную сауну, где могут одновременно находиться представители разных полов, это уже зависит от самого заказчика. Одно из заведений, где это доступно, - «Варшавские бани», находящиеся на Варшавском шоссе, 34.

Клиенты отмечают, что там отличная не только сама баня, но и ресторан, находящийся при ней. Для аренды доступны залы разной вместимости, оформленные в разных стилях. Кроме того, комплекс предлагает аренду простыней, так что даже самым стеснительным не придётся краснеть при представителях другого пола.

"Царицынские бани"

Зарекомендовали себя и «Царицынские бани», находящиеся на одноимённой станции метро, по улице Луганской, 10. Этот комплекс, кроме всего прочего, устраивает особые сеансы для натуристов - людей совсем уже без комплексов. В кабинках на 6-8 человек можно проводить три часа (учитывая специфику сеанса, женщины в совместной бане в Москве заплатят всего 800 рублей вместо обычных 1300 для этой бани). Как и во многих других подобных заведениях, доступны ресторан и бар.

А из того, что обычно больше интересует любителей бань, доступны купель, душевые кабинки, кабинки с переворачивающимися бочками холодной воды. Судя по отзывам, «Царицынские бани» - одни из лучших в столице, так что пожалеть об их посещении не придётся.

"Б-69"

«Б-69» - это удивительный островок спокойствия и умиротворения в центре шумной столицы. Правда, это скорее сауна, чем совместная Адрес её - улица Вавилова, 69, станция метро «Профсоюзная». Цены там, конечно, не очень демократичные, но отдельным плюсом является наличие двух совершенно разноплановых залов - греческого, оформленного в духе античности, и африканского, с присущей этому континенту дикарской простотой. Как и в большинстве бань, здесь есть ресторан и бар, но можно приходить и со своей едой. Гости могут воспользоваться услугами массажистов, покурить кальян и насладиться ароматерапией.

"Воронцовские бани"

Легендарные «Воронцовские бани» (Воронцовский переулок, 5/7, стр.1), к сожалению, не дают возможности мужчинам и женщинам мыться вместе, но с радостью предоставляют представителем обоих полов в аренду сауны вместимостью до шести человек. К плюсам здесь можно ещё отнести и то, что комплекс работает круглосуточно, так что и те, кто не ложится до рассвета, и те, кто на этом самом рассвете просыпается и уже хочет отдохнуть в приятной атмосфере, могут насладиться этим местом.

Единственное условие - арендовать комнату на время больше двух часов, за что придётся заплатить от трёх до шести тысяч рублей в зависимости от наличия в конкретной сауне бассейна и вместимости парилки.

"Сандуновские бани"

Завсегдатаи практически поголовно советуют ещё одно поистине легендарное заведение - «Сандуновские бани». Адрес заведения: Неглинная, 14, стр. 3-7. Как и в большинстве других комплексов, здесь имеются отдельные разряды (они же залы) для мужчин и женщин. Возможность отдохнуть вместе представителям обоих полов предоставляется в отдельных номерных банях разной вместимости. Тут номерные бани также работают круглосуточно. Цена их, как уже понятно, зависит от вместимости: за компанию из четверых человек заплатить придётся 4000 рублей за час, а для максимально большой, из десяти человек, - семь или восемь тысяч. Можно смело говорить о том, что это едва ли не самая популярная совместная баня в Москве. Отзывы об этом месте самые положительные, причём как об отдельных, так и об общих разрядах, поэтому «Сандуны», как эту баню называют в народе, - один из комплексов, практически обязательных для посещения.

"Лефортовские бани"

Совместная баня мужчин и женщин в чистом виде в Москве встречается очень редко - обычно это всё же отдельные разряды, доступные для аренды. Такую услугу предлагают и «Лефортовские бани», находящиеся на Лефортовском Валу, 9а. Здесь, правда, есть свои особенности: сдаваемые номерные отделения и сауны вмещают от четырёх до шести человек, а платить за них нужно, исходя из количества гостей: по 600 рублей с человека за час, причём минимальная цена - 1200, то есть как за двух человек. Кроме того, можно также арендовать и двухместный номер за 1200 рублей в час.

И самым большим бонусом является возможность «оккупировать» целую русскую парилку, в которой вместится целых тридцать человек, - это отличный вариант для того, чтобы провести масштабное торжество, корпоратив, например. Согласно отзывам, кроме стандартных веников, простыней и шапок тут предлагаются и мёд, и травы, и различные виды массажей.

Не только в Москве!

Но вы же не думаете, что совместный поход в баню возможен только в Москве? Другие города ничем не хуже! Например, Северная столица предлагает "Банный клуб", работающий, к сожалению, пока только с середины вторника до утра среды, с четырёх до шести. Находится это заведение на улице Лоцманской, 20, добираться придётся от или от "Нарвской". Интересная и система оплаты: до семи вечера дамы проходят бесплатно, потом платят 300 рублей; мужчины же с четырёх до полуночи платят 1000, а если пришли уже в среду, то 300.

Правилами запрещено употребление алкоголя и наркотиков, а за непотребное отношение к дамам и удалить могут. Кроме того, проводятся специальные программы с мастер-классами и тренингами, в которых могут поучаствовать все присутствующие. Правда, в общем отделении придётся ходить в купальном костюме, халате или простыне, но само ощущение нахождения в бане перекрывает эту неприятность для любителей обнажённой натуры.

Общие правила

Не имеет значения, предпочитаете ли вы обычные, раздельные или совместные бани. Мужчины, женщины в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани и во всех городах должны придерживаться определённых правил.

Понятно, что ходить в баню при онкологических заболеваниях и беременности строго запрещается. Но вот о том, что перед походом в парилку рекомендуется принять душ, правда, без гелей и мыла, которые снимут жировую плёнку с тела и затруднят потовыделение, знают немногие. Никакого алкоголя: его влияние под воздействием теплоты только усилится. В самой парилке нужно укрывать голову, особенно если волосы влажные, иначе на сосуды мозга будет оказываться дополнительная нагрузка. А после парилки рекомендуется уже холодный душ или традиционное для России обтирание снегом: контраст температур только усилит целебный эффект бани. Самое же главное правило: ни в коем случае не испытывать себя - при малейших признаках дискомфорта нужно покинуть парилку и отдохнуть от жара.

Моральная сторона вопроса

Ещё хотелось бы отметить, что совместная баня в Москве - явление скорее камерное, чем распространённое. Да и менталитет постсоветских государств, о чём уже говорилось выше, очень сильно отличается от европейского. Очень вероятно, что со временем ситуация изменится и рамки стыда немного расширятся. А с другой стороны, возникает вопрос о чувстве прекрасного: у всех ведь разное отношение к человеческому телу, и вряд ли возможно оказаться в компании, где все всех будут устраивать. Кроме того, к походам в баню могут присоединяться и люди старшего поколения, совместное нахождение рядом с которыми неглиже кажется совершенно неприемлемым. Поэтому вопрос совместных бань ещё долго будет обсуждаться. Можно привести аргументы как за, так и против, но выбор остаётся за каждым посетителем бани.

Разные виды бань

Выше говорилось о том, что самые разные виды приватных отделений может предложить совместная баня в этих разных заведений позволит вам выбрать, где именно хорошо провести время.

Русская баня - самая известная и одна из стариннейших. Её особенность в том, что раскалённые камни поливаются водой, из-за чего возникает влажный пар. В финской же сауне (кстати, в переводе «сауна» и означает «баня») система, в общем-то, такая же, но иное устройство печи, и камни поливаются гораздо реже, именно поэтому пар там не такой влажный. Интересный вариант - японская баня, больше похожая на нашу ванну: человек погружается по грудь в бочку, наполненную водой температурой 45 градусов, отогреваясь там.

Существуют ещё и сухие бани. Попариться можно в опилках, нагретых до 60 градусов, пропитанных специальными маслами. А можно и воспользоваться специальным мешком, наполненным травами или берёзовыми листьями. Ещё древние учёные отмечали пользу песочной бани, которая встречается нам чаще в форме детской игры - то, что дети закапывают взрослых в песок, оказывает положительный эффект на их организм. Авиценна советовал совмещать такую баню с арбузом: ягода окажет мочегонный эффект, но лишняя жидкость будет выводиться из организма с потом, который активно станет впитывать песок.

Именно поэтому не стоит зацикливаться на какой-то одной бане, лучше поэкспериментировать, чтобы выбрать нечто самое-самое лучшее.

В заключение

Итак, совместная баня в Москве - явление пока не очень распространённое, зато аренду небольших кабинетов, где могут собраться представители разных полов, предлагают практически все банные комплексы столицы. Вопрос только в выборе места - здесь уже всё зависит от личных предпочтений и рекомендаций знакомых. Кроме того, вопрос денег также немаловажен, но обычно за поход в номерное отделение бани, обеспечивающее эту приватность, придётся отдать где-то 4000-5000 тысяч руб. в час, которые можно разделить на всех. Так что знайте, что в столице есть возможность попариться в бане даже разнополой компанией. Знайте и пользуйтесь этой отличной возможностью не только отлично провести время, но и оздоровиться.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...