Обрывок от красной палатки: История спасения экспедиции Умберто Нобиле - Молодой Дальневосточник. Красная палатка

История полярных исследований знает немало героических и трагических страниц с участием наших соотечественников.

Одна из самых драматичных историй покорения Арктики, за которой, затаив дыхание, следил весь мир, произошла в 1928 году.

Нобиле хотел превзойти Амундсена

В 1927 году итальянский инженер-дирижаблестроитель и исследователь Севера генерал Умберто Нобиле выдвинул проект экспедиции к Северному полюсу на дирижабле. Инициативу Нобиле поддержал глава Италии Бенито Муссолини .

В 1926 году Нобиле уже участвовал в успешной экспедиции к Северному полюсу на дирижабле «Норвегия», которую возглавлял знаменитый исследователь Севера Руаль Амундсен . Нобиле в этом путешествии выступал как создатель дирижабля. Однако две сильных личности после совместного успеха общего языка не нашли и вступили во взаимную конфронтацию. У Нобиле появилась идея осуществить собственную экспедицию к Северному полюсу.

Экспедиция атомного ледокола «Россия» >>

Подготовка велась очень тщательно. Лететь путешественники должны были на дирижабле конструкции Нобиле, получившем имя «Италия». В состав экспедиции Нобиле вошли 18 человек, причём семь из них уже имели опыт полярного полёта на «Норвегии». Кроме того, Нобиле взял с собой свою собаку, фокстерьера Титину.

Базой миссии должна была стать бухта Конгсфьорд рядом с поселением Ню-Олесунн на Шпицбергене, которая часто использовалась как база для полярных экспедиций. Именно туда в марте 1928 года отправился пароход «Читта ди Милано», который должен был обеспечивать связь с дирижаблем.

Сама экспедиция стартовала 15 апреля 1928 года из Милана. Погода была плохая, и в Конгсфьорд «Италия» добралась 8 мая, довольно сильно потрёпанной.

Победа и катастрофа

С этой базы экспедиция Нобиле предприняла три полёта в сторону Северного полюса. В каждом из них участвовали 16 из 18 членов экспедиции: радист Этторе Педретти оставался на пароходе «Читта ди Милано», поддерживая связь, а два журналиста сменяли друг друга в полётах.

Первый вылет сорвался из-за непогоды, второй, продолжавшийся 69 часов, также не принёс успеха. В третий вылет из двух журналистов отправился Уго Лаго, а в базовом лагере остался Франческо Томазелли . Как потом оказалось, одному судьба даровала жизнь, а другому страшную гибель.

Третий вылет «Италии» состоялся 23 мая 1928 года. Вылетев утром, к полуночи экспедиция достигла Северного полюса, на который были сброшены флаг Италии и крест, освящённый Папой Римским. После этого счастливые путешественники развернули дирижабль.

На обратном пути «Италия» столкнулась с сильным встречным ветром, увеличившим расход топлива, и с техническим проблемами — заклинило руль высоты.

Около 10:30 утра 25 мая «Италия» начала падать и в 10:33 ударилась о лёд. В результате падения дирижабль развалился на части. Шесть путешественников, среди которых оказался и журналист Уго Лаго , взмыли вверх на неуправляемом дирижабле и были унесены ветром на восток. О судьбе этой шестёрки так и не появилось никаких вестей. Они по сей день числятся пропавшими без вести.

Из 10 человек, оказавшихся на льду, моторист Помелла погиб при ударе, у ещё троих, включая Нобиле, были сломаны конечности.

Во время падения на лёд выпали несколько контейнеров с едой и часть мешков со снаряжением. Кроме того, выпал особый мешок со средствами навигации и связи, который был заранее подготовлен для исследовательской высадки на лёд, а также четырёхместная палатка.

Обустроив лагерь, девять членов экспедиции предпринимали попытки выжить и связаться с Большой землёй. Палатку экспедиции облили красной краской, чтобы она была лучше заметна на льду.

SOS, принятый деревенским любителем

Больше недели мир, наблюдавший за экспедицией Нобиле, был в неведении о его судьбе. Но 3 июня случилось невероятное — сигнал, посылаемый со льдины радистом экспедиции Джузеппе Бьяджи , принял на самодельный приёмник советский радиолюбитель Николай Шмидт , житель деревни Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии.

Шмидт передал информацию в Общество друзей радио в Москве, а спустя сутки Советский Союз известил об этом правительство Италии.

В СССР был создан Комитет помощи «Италии», который возглавил заместитель наркома по военным и морским делам СССР Иосиф Уншлихт .

После новости о том, что «Италия» потерпела крушение, принять участие в спасении полярников вызвались представители нескольких стран мира. К дрейфующей льдине, где находилась группа Нобиле, выдвинулись ледоколы разных стран, добраться до лагеря пытались самые известные лётчики.

Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолёт из шести стран.

Попытки спасения итальянцев не обошлись без жертв. Руаль Амундсен, бывший друг и заклятый соперник Нобиле, 18 июня 1928 года вылетел на Шпицберген на гидросамолёте «Латам-47», чтобы принять участие в поисках, однако сам пропал без вести вместе с экипажем из пяти человек. Погибли три итальянских пилота, также участвовавших в поисковых работах.

История «Святогора»

Советский Союз предоставил для спасательной экспедиции два ледокола — «Малыгин» и «Красин». Первый, вышедший 12 июня из Архангельска, 20 июня был зажат льдами в Баренцевом море и не смог помочь итальянцам.

Второй, «Красин», вышел из Ленинграда 16 июня. Этот ледокол был построен по заказу российского правительства в Англии, на верфи города Ньюкасл. Строили его ударными темпами — в январе 1916 года было принято решение о строительстве, 3 августа состоялся его спуск на воду, 1 октября он был зачислен в списки ВМФ России в классе морских ледоколов под именем «Святогор», а 31 марта 1917 года над ним был поднят Андреевский флаг.

Судьба «Святогора» была чрезвычайно интересной — в разгар Гражданской войны ледокол был затоплен красными на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске. Таким образом большевики пытались не пустить в порт корабли интервентов, но успеха не добились.

Больше того — англичане подняли «Святогор» и, уходя из Архангельска в феврале 1920 года, увели ледокол с собой.

В 1922 году «Святогор», самый мощный ледокол своего времени, был выкуплен Советской Россией у Англии. Огромную роль в переговорах сыграл советский торгпред в Великобритании Леонид Красин . Именно в память о дипломате в 1927 году «Святогор» был переименован.

Спасательную экспедицию на «Красине» возглавлял полярный исследователь Рудольф Самойлович , капитаном «Красина» был Карл Эгги . На судне был размещён самолёт «Юнкерс» ЮГ-1, который пилотировали лё тчики Борис Чухновский и Георгий Страубе .

Командир спасается первым

«Красин» прибыл в норвежский порт Берген 21 июня. К этому времени в лагерь Нобиле уже добрались иностранные пилоты. 20 июня гидросамолёт под управлением Умберто Маддалены доставил на льдину продовольствие и медикаменты. Спустя два дня пришли ещё два самолёта с грузами.

23 июня случилось событие, которое потом будут долго ставить в вину Умберто Нобиле. В этот день шведский лётчик Эйнар Лундборг на двухместном самолёте вывез со льдины начальника экспедиции вместе с его собакой на шведскую авиабазу, а на следующий день Нобиле был доставлен на итальянский пароход «Читта ди Милано».

Ещё раньше девять оставшихся в живых разделились на две группы: шесть человек, включая Нобиле, остались у палатки, а трое — метеоролог Финн Мальмгрен , а также штурманы Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано — вышли из лагеря, чтобы добраться до Конгсфьорда пешком.

Это событие произошло ещё 30 мая, и считалось, что Нобиле улетает, чтобы координировать усилия по спасению остальных, в том числе шестёрки, унесённой на дирижабле, и группы Мальмгрена.

Лётчик Лундборг, вывезя Нобиле, был уверен, что в течение двух дней эвакуирует оставшуюся у палатки пятёрку, однако при второй посадке в лагере его самолёт потерпел аварию. Самого Лундборга из лагеря вывезли другие шведские пилоты, однако рисковать ещё раз ради итальянцев они не решились.

«Красин» спешит на помощь

Настал черёд «Красина», который к этому времени двигался в сторону Шпицбергена.

10 июля 1928 года экипаж советского самолёта, доставленного «Красиным», во время разведки обнаружил лагерь и сбросил итальянцам еду и одежду. 11 июля лётчик Чухновский нашёл группу, ушедшую пешком.

Но на обратном пути неудача постигла и Чухновского — не найдя в тумане ледокол, он сел на лёд, наскочив на торос, и сломал шасси.

Лётчики сообщили по радио, что отказываются от собственного спасения до тех пор, пока «Красин» не примет на борт итальянцев.

Рано утром 12 июля 1928 года ледокол «Красин» обнаружил двух из трёх полярников, самостоятельно ушедших за помощью — Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано, они были подняты на борт. По их словам, Финн Мальмгрен погиб от истощения за месяц до их обнаружения советской спасательной экспедицией.

Мариано был сильно обморожен — ему пришлось ампутировать ногу. По мнению врачей, «Красин» успел вовремя — ещё 10-12 часов, и итальянец не выжил бы.

В 20:45 12 июля ледокол «Красин» добрался до «красной палатки» и принял на борт пять последних членов экспедиции Нобиле — штурмана Альфредо Вильери, физика Франтишека Бегоунека, инженера Феличе Трояни, механика Натале Чечоне и радиста Джузеппе Бьяджи .

16 июля «Красин» подобрал со льдины экипаж Бориса Чухновского, после чего корабль лёг на курс к берегам Норвегии. Спасённые итальянцы пересели на пароход «Читта ди Милано», который доставил их в норвежский Нарвик, откуда они вернулись в Рим.

Что касается ледокола «Красин», то он прославился на весь мир. Участие Советского Союза в спасении итальянских полярников высоко подняло авторитет нашей страны в мире. В августе - сентябре 1928 года «Красин» предпринял вторую экспедицию по поиску следов шестерых членов экспедиции Нобиле, унесённых дирижаблем, однако найти их так и не удалось.

Все поисковые группы других стран прекратили работу 11 сентября 1928 года, и лишь «Красин» вёл поиски до 23 сентября. Только после этого судно взяло курс на Ленинград, где 8 октября экспедицию торжественно встречали на набережной Лейтенанта Шмидта.

«Агент 007» стал полярным героем в СССР

Судьбы участников спасательной экспедиции сложились по-разному. Начальник спасательной группы Рудольф Самойлович, удостоенный ордена за спасение итальянцев, попал под «Большой террор», в июле 1938 года был арестован по обвинению в шпионаже и антисоветской деятельности. Его расстреляли весной 1939 года. В 1957 году Самойлович был посмертно реабилитирован.

Лётчик Борис Чухновский, также награждённый за спасение группы Нобиле, продолжил служить в полярной авиации, в годы Великой Отечественной участвовал в боях в Заполярье.

Генерал Умберто Нобиле, которого в родной стране обвинили в катастрофе, а многие сочли «предателем» за отлёт из ледового лагеря, в 1931 году уехал из Италии в Советский Союз и в течение пяти лет строил дирижабли в Стране Советов. Уже после войны и падения режима Муссолини все обвинения в адрес генерала были сняты.

В 1969 году Умберто Нобиле открыл памятник в норвежском городе Тромсё, посвящённый всем погибшим в ходе экспедиции «Италии». На нём высечены фамилии восьми членов экипажа дирижабля, шести членов экипажа «Латама» и трёх итальянских лётчиков.

В том же 1969 году на экраны вышел совместный советско-итальянский фильм «Красная палатка», посвящённый истории спасения экспедиции Нобиле. Режиссёром фильма стал знаменитый победитель Каннского фестиваля Михаил Калатозов , а главные роли, помимо советских актёров, сыграли звёзды мирового кино, такие как итальянка Клаудия Кардинале и сам легендарный «агент 007» Шон Коннери , сыгравший Руаля Амундсена.

На премьере фильма в Италии присутствовал Умберто Нобиле. Великому учёному и путешественнику была суждена долгая жизнь — он умер в Риме в 1978 году в возрасте 93 лет.

В конце мая 1928 года, побывав над Северным полюсом, дирижабль «Италия» экспедиции генерала Умберто Нобиле возвращался из долгого и трудного полета. Сильный встречный ветер мешал воздушному кораблю. Дирижабль начал покрываться льдом и быстро снижаться. Предотвратить падение не было никакой возможности. Корабль ударился о ледяной торос и с грохотом потащился по глубокому снегу, оставляя на его белой поверхности обломки гондолы.

Десять человек оказались на льдине. Нобиле и механик Чечиони были тяжело ранены. Среди обломков мотора лежал мертвый моторист Помелла. Облегченный дирижабль взмыл вверх к низко нависшим облакам и навсегда скрылся в восточном направлении, унося шестерых аэронавтов.

Выброшенные на лед должны были благодарить судьбу уже за то, что вместе с ними выпали продовольствие, палатка, оружие и даже радиостанция. Радист Биаджи неутомимо каждый час выстукивал в эфир сигналы бедствия. Шло время, но никто не отвечал на тревожный зов «красной палатки».

И тогда 30 мая, в туманную, белую полярную ночь трое — итальянские офицеры Цаппи, Мариано и шведский ученый Мальмгрен — пешком по торосистому льду ушли к далеким островам Брок и Фойн, чтобы сообщить о катастрофе. Ушедших стали называть «группой Мальмгрена».

Таинственное исчезновение итальянского дирижабля взволновало весь мир. Сотни радиостанций тщетно вслушивались в эфир, надеясь принять сигналы «Италии». И вдруг 3 июня случилось невероятное. В северной деревушке Вознесенье-Вохма радиолюбитель Николай Шмидт принял слабые, еле различимые радиосигналы на незнакомом ему языке. Это был «голос» лагеря Нобиле.

РОКОВОЕ РЕШЕНИЕ

Вслед за Шмидтом сигналы услышали и другие радиостанции. С лагерем во льдах была, наконец, налажена устойчивая радиосвязь. Многие страны откликнулись на зов потерпевших катастрофу. На помощь итальянцам полным ходом шел советский ледокол «Красин».

Однако найти маленький лагерь в бескрайних арктических просторах оказалось задачей нелегкой. Много раз самолеты кружили почти рядом и, к великому огорчению итальянцев, поворачивали обратно. Все же настал тот счастливый день, когда лагерь заметили с воздуха и первый самолет сел на льдину. Это удалось сделать шведскому летчику Эйнару Лундборгу.

Давно уже на льдине решили, что первым покинет лагерь Чечиони, у которого при падении дирижабля была сломана нога. Ходить он не мог и только беспомощно ползал. Но Чечионе был слишком тяжелым, а в кабине небольшого самолета Лундборга сидел второй пилот. Шведский летчик предложил лететь Нобиле, обещая вскоре вернуться и постепенно вывезти всех.

Как начальник экспедиции Нобиле обязан был покинуть льдину последним. С другой стороны, он — тяжело раненный и больной человек — являлся обузой для лагеря. На раздумья оставались минуты, и, поддавшись уговорам Лундборга, Нобиле согласился.

«ВИЖУ ЧЕЛОВЕКА!»

Как потом сожалел он о своем опрометчивом решении! Но это было потом. А тогда взмывший в небо самолет с завистью провожали взглядом пять измученных обитателей льдины.

Той же полярной ночью Лундборг прилетел снова. Однако во время посадки самолет, задев за торос, перевернулся через «голову» и поломал винт. Так из спасателя отважный швед сам превратился в пленника.

На льдине опять потянулись безотрадные дни. Был уже июль. Морская вода потеплела, и льдина, подтаивая снизу, становилась тоньше и тоньше. Все чаще в лагере говорили о советском ледоколе «Красин», надеясь только на него. А он в это время с трудом пробивал себе путь во льдах.

Вечером 10 июля радист ледокола сквозь треск и шум принял радиограмму, взволновавшую красинцев. Летчик ледокола Борис Чухновский с воздуха у острова Карла ХII обнаружил «группу Мальмгрена», уже больше месяца блуждавшую по льдам. С этого момента моряки, забыв о сне, не уходили с палубы ни днем ни ночью. И вот, наконец, кто-то из них крикнул: «Человек! Вижу человека!» Человек бегал по льдине, словно помешанный, и странно размахивал руками. Другой лежал на спине, лишь приподняв голову.

ОПАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАЛ

Это были Цаппи и Мариано. Из противоречивого и сбивчивого рассказа итальянских офицеров выяснилось, что они оставили обессиленного Мальмгрена, будто бы по его просьбе, в ледяной могиле. Красинцы слушали этот рассказ, поражаясь жестокости спутников шведского ученого. Вечером того же дня ледокол достиг «красной палатки», и на его борт поднялись еще пятеро из экипажа погибшей «Италии», все, кто находился на льдине.

Героическая эпопея была закончена. Она дорого обошлась ее участникам. Шесть человек, унесенных на дирижабле, пропали без вести. Где-то в холодном Баренцевом море погиб знаменитый полярный путешественник Руал Амундсен, вылетевший на французском гидроплане «Латам» на спасение итальянцев.

После возвращения на родину для Нобиле началась необычайно тяжелая полоса жизни. В Италии был фашистский режим Муссолини. Нобиле разжаловали, лишили генеральского звания и даже предали суду.

Тогда он как конструктор воздушных кораблей уехал в Советский Союз, чтобы помочь нашим инженерам создать хороший дирижабль. А когда корабль был построен, не раз летал на нем, передавая свой богатый опыт пилота советским воздухоплавателям.

ЖИВОЙ ТАЛИСМАН

Нобиле пробыл в нашей стране около пяти лет. В часы отдыха он прогуливался по деревянным тротуарам подмосковного поселка, в котором находилось конструкторское бюро, в сопровождении любимой собачки Титины. Она находилась с Нобиле во всех его полетах. Была с ним и на льдине. Нобиле считал ее своим живым талисманом. Он бесконечно доверял ее чутью, и если Титина отказывалась войти с ним в гондолу дирижабля, бывало, даже отменял полет. Нобиле считал, что потерпел катастрофу в Арктике именно потому, что не послушался своего живого талисмана.

В 1936 году он возвратился в Италию, но ужиться с фашистским режимом так и не смог и три года спустя выехал в США. На родину Умберто Нобиле возвратился во время Второй мировой войны. Ему было суждено прожить еще 36 лет. Он умер очень старым человеком, успев написать несколько книг, в том числе о своем путешествии к Северному полюсу, так трагически завершившемуся.

Умберто Нобиле (1885 - 1978),

итальянский конструктор дирижаблей и полярный исследователь,

организатор первого полёта дирижабля на Северный полюс.

Нобиле окончил инженерно-математический факультет университета в Неаполе. В 1910 году в Неаполе он увидел полеты французского летчика Кине на биплане "Фарман" и сам увлекся воздухоплаванием. Нобиле окончил в Риме училище, которое готовило специалистов по сооружению воздухоплавательных аппаратов.
С начала Первой мировой войны был на военном заводе, строил и испытывал воздухоплавательные аппараты для военно-морского флота.

Разработал в содружестве с Уго Пеше проект нового дирижабля "О" (от итальянского observatore - наблюдатель). Проект был одобрен и завод изготовил пятнадцать таких дирижаблей. Нобиле был заместителем директора завода, а затем и директором завода. Нобиле навсегда связал свою судьбу с дирижаблестроением.

В 1919 году завод приступил к строительству нового дирижабля "T-34", рассчитанного на трансатлантические перелеты.



Кстати, самый первый дирижабль был снабжён паровым двигателем, но, в основном, на дирижабли ставили двигатели внутреннего сгорания, часто дизели.

Приезд норвежского полярного исследователя Руаля Амундсена в Италию и планы его предстоящей экспедиции широко освещались в газетах. Именно тогда Нобиле пришел к выводу, что для географических исследований целесообразнее использовать дирижабль, чем самолет.
Амундсена интересовал вопрос, способен ли итальянский дирижабль совершить перелет более 3500 километров, не только к полюсу, а через весь Северный Ледовитый океан до северных берегов Аляски. Нобиле ответил утвердительно и согласился участвовать в экспедиции.


В апреле 1926 года усовершенствованный для полетов в условиях Арктики дирижабль "N-I" начал перелет через Полярный бассейн, осуществляя первый трансарктический перелёт о. Шпицберген — Северный Полюс — Аляска.
Экипаж дирижабля состоял из тринадцати человек. Командиром корабля был Нобиле.
Двенадцатого мая "Норвегия" достиг Северного полюса. С борта дирижабля были сброшены три флага: норвежский, американский и итальянский.
"Норвегия" проследовал дальше и пересек Северное побережье Аляски. Берингов пролив встретил ураганным ветром, густым туманом. Они изменили маршрут, приземлились у эскимосского селения Теллер.

Перелет над неизведанными просторами Ледовитого океана стал одним из достижений в истории воздухоплавания. Наибольшей славы заслужил Нобиле, который сконструировал, построил и вел этот воздушный корабль.


В 1928 году экспедиция из 16 человек под руководством Нобиле отправилась в полет на Северный полюс на новом дирижабле "Италия".


Стартовав в 23 мая, "Италия" при сильном попутном ветре уже на следующий день достигла полюса. Снизившись до ста метров, члены экспедиции сбросили на лед итальянский флаг, затем вновь набрав высоту, отправились в обратный путь. Однако возвратиться на материк "Италии" было не суждено.

Российский радиолюбитель из архангельского села Вознесенье-Вохма первым услышал сигнал бедствия радиста "Италии".

Двадцать третьего июня шведский пилот . Остальных членов экспедиции спасли моряки российского ледокола "Красин".

В честь этого события уже в наше время была выпущена золотая монета достоинством 100 рублей. В центре - ледокол "Красин", справа - на льдине - группа людей и палатка ниже - дата "1928 г.", по окружности надписи: вверху - "ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОЙ АРКТИКИ", внизу - "СПАСЕНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ НОБИЛЕ".

5 октября 2018 года Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - ледокол «Красин» отметил юбилей спасения экспедиции Умберто Нобиле. Именно в этот день 90 лет назад ледокол вернулся в Ленинград после триумфального спасения экипажа дирижабля «Италия».

В Красной газете (№233 (3178) Суббота, 6 октября 1928г.) писали: «Вчера в Ленинград возвратился ледокол «Красин». У Шепелевского маяка экспедицию в 12 час. дня встретил ледокол «Пурга», на котором находились представители рабочих организаций и печати, 4 эскадренных миноносца краснознаменного Балтфлота и гидросамолеты. Встреча состоялась под салюты орудий миноносцев и звуки «Интернационала».

В сопровождении встретивших судов «Красин» пошел в Кронштадт. На Большом рейде он остановился у расцвеченных флагами кораблей флота. Представители организаций и печати перешли на «Красин». При дальнейшем следовании «Красина» в Ленинград его встретили флотилии парусников, пароходы с рабочими, катера, спортивные гички и др.

По обеим сторонам Невы на набережных шпалерами стояли встречающие «Красин» трудящиеся Ленинграда. Всего встречало «Красин» вчера около 200 000 человек…».

Поход 1928 г. имел большой международный резонанс. Именно после успеха «красинцев» в арктических льдах стало меняться отношение международного сообщества к СССР.

Спустя 90 лет назад на «Красине» вновь вспоминали участников тех событий. В кают-компании ледокола на встречу с прессой собрались родственники и потомки участников команды «Красина», спасавших экспедицию Умберто Нобиле. Ведущим встречи выступил директор информационного агентства «ТАСС Северо-Запад» Александр Владиславович Потехин. Среди гостей - потомки капитана Карла Эгги, Эмилия Миндлина, старпома П.А. Пономарева, летчика Б.Г. Чухновского, летчика Г.А. Страубе и многие другие.

На пресс-конференции были подписаны соглашения о сотрудничестве между Музеем Мирового океана и Музеем Арктики и Антарктики, договор о создании «Школы юного полярника» был заключен с РГПУ им. А.И. Герцена.

После встречи с прессой состоялось торжественное открытие четырех выставок, посвященных юбилею спасения итальянских аэронавтов. На выставке «С «Красиным» в страну холодного солнца» представлены экспонаты из фондов Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - ледокол «Красин» и Российского музея Арктики и Антарктики. В выставке рассказывается об участии СССР в лице ледокола «Красин» в международной спасательной экспедиции 1928 года и других европейских странах-участницах экспедиции, об их взаимодействии итогом, которого стало спасение 7 членов экипажа дирижабля «Италия».

На выставке «Красная палатка» представлены материалы о художественном фильме «Красная палатка» («Мосфильм», М. Калатозов, 1969 г.). Кинофильм был снят при участии кинематографистов разных стран. Материалы для выставки предоставил киноконцерн «Мосфильм».

Выставка «С именем «Красин» познакомит гостей музея с предметами (карандаши, спички, сигареты, предметы быта, значки), которые расскажут о популярности ледокола и его имени после спасательной экспедиции 1928 года.

Брошюры и книги, посвящённые спасательной экспедиции в Арктике, выпущенные после 1928 года представлены на выставке «Ледовый поход 1928 года».

В церемонии открытия выставки приняли участие лауреат государственной премии Российской Федерации 2017 года за выдающиеся достижения в области литературы и искусства, генеральный директор Музея Мирового океана Светлана Геннадьевна Сивкова, председатель Комитета по делам Арктики Герман Германович Широков, директор Музея Арктики и Антарктики Мария Васильевна Дукальская, генеральный консул королевства Норвегии Даг Малмер Халворсен, генеральный консул Италии Алессандро Монти и многие другие.

21 января 2015 года исполняется сто тридцать лет со дня рождения Умберто Нобиле - конструктора дирижаблей и исследователя. Нобиле никогда не был только кабинетным работником - он сам конструировал дирижабли, сам строил их и сам летал на них. Он работал в Италии, США и нашей стране. Самым известным достижением Умберто, принесшим конструктору воистину мировую славу, был полет на Северный полюс. Впервые летательный аппарат достиг географического полюса Земли.


Начался знаменитый полет 11 мая 1926 года, когда дирижабль «Норвегия», пилотируемый Умберто Нобиле, стартовал со Шпицбергена. Только на следующие сутки, в 1 час 30 минут, воздухоплаватели достигли Северного полюса. Сбросив на лед национальные флаги участников экспедиции, воздушный корабль покружил над заветной точкой и взял курс на Аляску.

Что же представлял собой летательный аппарат, который избрали полярники для осуществления своего смелого замысла? Дирижабли системы Нобиле имели полужесткую конструкцию. Такие дирижабли занимали промежуточное положение между мягким и жестким типом кораблей. У мягких дирижаблей Нобиле заимствовал их основной конструктивный элемент - баллонет, то есть специальный газонепроницаемый мешок, прикрепленный изнутри к газовой оболочке. В этот мешок под большим давлением нагнетался воздух. В результате корпус корабля приобретал необходимую форму. В дирижаблях Нобиле были и жесткие элементы. Это, во-первых, киль. Раньше киль представлял собой платформу из стальных труб. Нобиле заменил платформу треугольной в сечении призматической конструкцией из стальных ферм. Такой киль гораздо более устойчив к деформациям. Другим жестким элементом были каркасы, которые усиливали носовую и кормовую части. Баллонет в виде сплошного мешка, заложенного во всю длину киля, обеспечивал корпусу недостающую прочность.

Для наполнения баллонета воздухом Нобиле применял автоматическое воздухоулавливающее устройство, расположенное в носовой части корабля. В зависимости от внешнего давления пилот мог регулировать давление в баллонете из командирской гондолы. Газовый баллон дирижабля наполнялся водородом или гелием. Чтобы избежать нарушения статического равновесия при подъеме и спуске аппарата, Нобиле разделил баллон и баллонет на отсеки мягкими диафрагмами. Если бы перегородок не было, то при подъеме, например, носовой части корабля газ, наполняющий баллон, устремлялся бы вверх, а воздух в баллонете - вниз. Резкое перераспределение масс могло бы привести к опрокидыванию дирижабля или к его подъему «свечкой». Во избежание сильных перепадов давления были проделаны небольшие отверстия в диафрагмах газового баллона и баллонета.

Генерал Умберто Нобиле

У дирижабля «Норвегия» было четыре гондолы: командирская, две симметрично расположенные моторные и кормовая. Во время полета к полюсу одному из механиков постоянно приходилось проверять, не образовалась ли наледь на корпусе дирижабля и в исправности ли верхние клапаны. В последствие Нобиле вспоминал: «Задача была не из приятных: надо было выходить через узкую дверь на нос корабля, карабкаться вверх по крутой стальной лестнице, упирающейся в наружную стенку, и под леденящим ветром, скорость которого достигала восьмидесяти километров в час, пробираться на четвереньках по «спине» дирижабля на другую сторону, держась одной рукой за канат».

Первый полет на полюс прошел блестяще. Воодушевленный успехом, Умберто Нобиле немедленно принялся за подготовку следующей экспедиции. Он разработал обширный план научных исследований, для которых планировал использовать дирижабль несколько иной конструкции и по объему в несколько раз превышающий «Норвегию».

Предполагалось, что теперь в состав экипажа войдут ученые разных специальностей. Планировалось на некоторое время высадить на лед группу исследователей. Однако фашисты, правившие в то время в Италии, не нуждались в научных исследованиях Северного полюса. Муссолини не дал осуществиться планам строительства нового корабля. И Нобиле отправился в опасное путешествие на дирижабле получившем название «Италия», который был полностью идентичным «Норвегии». Весной 1928 года дирижабль «Италия» стартовал со Шпицбергена. Сначала все шло хорошо, дирижабль продвигался на север.

Нобиле в гондоле "Италии"

Экспедиция достигла полюса, но от посадки была вынуждена отказаться: дул сильный порывистый ветер. Нобиле направил дирижабль к земле. Внезапно приборы показали резкое падение высоты. Команда делала все возможное, но корабль неудержимо несся вниз, на лед. Нобиле не терял мужества. У самого льда он встал к пульту управления, заменив отчаявшегося рулевого.

Через минуту корабль ударился об лед. Катастрофа была ужасна: кормовой механик убит, несколько человек, в том числе Умберто Нобиле, выпали из гондолы и получили тяжелые ранения. Людей, оставшихся на борту, унес ветер. Эпопея спасения экспедиции хорошо известна. На поиски потерпевшего аварию дирижабля несколько стран снарядили спасательные экспедиции. Во время поисков в Баренцевом море погиб всемирно известный норвежский полярник Р. Амундсен. Наконец, шведский летчик подобрал полуживого Умберто Нобиле. Остальных аэронавтов спас советский ледокол «Красин», сумевший пробиться сквозь льды.

Возвращение Нобиле в Италию стало для Нобиле кошмаром. Фашистское правительство устроило Умберто мрачную встречу. Муссолини был вне себя от ярости. Нобиле был обвинен в сознательном провале экспедиции. Конструктор был лишен генеральского звания, а печатные издания, еще недавно прославлявшие его как героя, организовали настоящую травлю. Так продолжалось пять лет, а затем Нобиле принял приглашение и выехал в Советский Союз.

В 1932 году Нобиле вместе с группой специалистов приехал в Долгопрудный (точнее, Дирижабльстрой). Здесь он в течение 4-х лет возглавлял конструкторское бюро, в котором создавались первые советские дирижабли. Итогом сотрудничества итальянского конструктора и отечественных инженеров стали дирижабли В5 и В6 объемом 2340 куб. м и 19000 куб. м соответственно. Все эти дирижабли были фирменной нобилевской полужесткой конструкции.

Вот что писал впоследствии У. Нобиле в своей книге «Мои пять лет с советскими дирижаблями» о В6: «Дирижабль В6 мог рассматриваться как усовершенствованный вариант дирижабля "Италия", который до того времени оставался непревзойденным среди полужестких дирижаблей данного объема. Русский дирижабль выявил превосходство над своим итальянским прототипом, как по своей форме, так и по полетным характеристикам. Действительно, крейсерская скорость была увеличена с 90 до 104 км/ч. При этом гондола управления была увеличена в расчете на размещение 20 пассажиров. Кроме того, хотя при сооружении дирижабля мы были вынуждены применять материалы более тяжелые, чем это требовалось, все же полезную грузоподъемность смогли увеличить до 8.500 кг. Можно считать, что достигнутый прогресс был действительно примечательным. Советские инженеры очень гордились этим, а я гордился еще больше, видя успех, увенчавший два года работы при наличии большого количества возникавших трудностей».

Несомненно, В6 был наиболее совершенным и самым большим советским дирижаблем. Поэтому в 1936 году на нем была предпринята попытка установления мирового рекорда, установленного «Норвегией» в 1936 году при полете к Северному полюсу. В тот раз «Норвегия» провела в непрерывном полете 71 час. Вылетев 29 сентября 1937 года из Долгопрудного, дирижабль В-6 прошел над Новгородом, Шуей, Ивановом, Калинином, Брянском, Курском, Пензой, Воронежем, Васильсурском и приземлился в Долгопрудном 4 октября 1937 года. Таким образом, В6 находился в полете 130 часов 27 минут. Все рекорды беспосадочных полетов дирижаблей того времени были превзойдены советским летательным аппаратом, построенным по проекту известного итальянского конструктора.

В 1936 году Умберто Нобиле уехал из Советского Союза в США. И лишь по окончании Второй мировой войны, в 1945 году, Умберто Нобиле вернулся в Италию. В последние годы жизни Умберто преподавал в Неапольском университете. О том, как относился Умберто к СССР и советскому строю, позволяет дать однозначный ответ тот факт, что в 1946 году Нобиле баллотировался в Учредительное собрание Италии в качестве независимого кандидата Итальянской компартии. Скончался Нобиле в возрасте 93 лет в 1978 году.



Источники:
Нобиле У. Мои пять лет с советскими дирижаблями.
Нобиле У. Крылья над полюсом.
ИР. 01.1985 г.
Обухович В., Кульбака С. Дирижабли на войне.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...

© Женский мастер - Брови. Глаза. Губы. Ресницы. Стили. Техника ITSYOURSHOP.RU, 2024

Все статьи, расположенные на сайте, несут лишь ознакомительный характер.

Геннадий Черненко
Художник А. Джигирей