Jagdtiger оборудование. Обзор немецкой ПТ-САУ9 JagdTiger

Бронирование Тип брони

Стальная катаная и литая

Лоб корпуса (верх), мм/град. Лоб корпуса (низ), мм/град. Борт корпуса, мм/град. Корма корпуса, мм/град. Крыша корпуса, мм Лоб рубки, мм/град. Борт рубки, мм/град. Крыша рубки, мм/град. Вооружение Калибр и марка пушки

Pak 44 L/55 калибра 128 мм

Тип пушки

Противотанковая пушка

Длина ствола , калибров Боекомплект пушки

40 снарядов

Углы ВН, град. Углы ГН, град. Пулемёты

1 пулемёт МG 34 калибра 7,92 мм

Подвижность Тип двигателя

Maybach HL 230 P45,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения;мощность 650 л.с.(478 кВт) при 2600 об/мин, рабочий объём 23095 куб.см.

Мощность двигателя, л. с. Скорость по шоссе, км/ч Скорость по пересечённой местности, км/ч Запас хода по шоссе , км Запас хода по пересечённой местности, км Тип подвески

Индивидуальная торсионная

Удельное давление на грунт, кг/см² Преодолеваемый подъём, град. Преодолеваемая стенка, м Преодолеваемый ров, м Преодолеваемый брод , м

Боеприпасы к 128-мм орудию

Снаряды к орудию 12,8 cm PaK 44 L/55
Снаряды Бронебойный снаряд Panzergranate 39/43 APC Бронебойный снаряд Panzergranate 40/43 APBC (с баллистическим колпачком) Осколочно-фугасный снаряд Sprenggranate
Масса 28,3 кг 28,0 кг
Масса взрывчатого вещества 0,55 кг 3,6 кг
Метательный заряд 15 кг 12,2 кг
Длина снаряда 49,65 см 62,3 см
Начальная скорость 930 м/с 750 м/с
Бронепробиваемость при угле встречи 30° к вертикали
На дистанции 500 м 166 мм 235 мм
На дистанции 1000 м 143 мм 210 мм
На дистанции 2000 м 117 мм 190 мм

Средства наблюдения и связи

Двигатель и трансмиссия

Ни двигателем, ни трансмиссией «Ягдтигр» не отличался от линейного танка, оснащённого 12-цилиндровым бензиновым двигателем Maybach HL 230 P30 мощностью 700 л. с. при 3000 об/мин.

Ходовая часть

Ходовая часть практически полностью была заимствована у базового танка и применительно к одному борту состояла из ведущего колеса переднего расположения, пяти двойных катков с опорой на внешнюю часть гусеницы, четырёх двойных опорных катков с опорой на внутреннюю часть гусеницы и направляющего колеса. Правда, в отличие от танка, у которого половинки направляющего колеса частично перекрывали девятый опорный каток, из-за увеличившейся длины корпуса направляющее колесо было отнесено назад. Ширина гусеницы составляла 800 мм. М. Свирин утверждает, что ходовая часть САУ была двух типов: типа Хеншель с торсионами и типа Порше c двухосевыми тележками и рессорными балансирами. С молчаливого согласия ОКНХ вторая ходовая часть была принята к исполнению. И оказалась более удачной. Она была легче подвески Хеншеля, мало того, допускала ремонт в полевых условиях. Лебедка, выполнявшая «предзакрутку» торсионов, имелась только на одном заводе - в Сент-Валентине.

Серийное производство

Итого 88, в то время, как по разным данным, их было от 70 до 79…

В действительности было собрано всего 80 машин. Из них ходовую часть "Порше" имели 11 (февраль - 1, июль - 3, август - 3, сентябрь - 4). В апреле 1945 года успели достроить только 3 САУ, остальные 8 к окончанию войны собраны не были. При этом стоит отметить, что 4 установки выпуска апреля 1945 года были вооружены 88-мм пушками, но так как не получили прицелов, то окончательно приняты не были и в боевых действиях не участвовали.

Организационно-штатная структура

«Ягдтигры» поступали на вооружение отдельных тяжёлых противотанковых батальонов (schwere Panzerjagerabteilung, s.Pz.Jgr.Abt). Планировалось, что они заменят в этих подразделениях САУ «Фердинанд». Однако из-за сложности в производстве и постоянных бомбёжек авиации союзников удалось выпустить сравнительно небольшое количество машин, и этим планам не суждено было сбыться. В результате «Ягдтиграми» было вооружено по две из трёх рот в двух тяжёлых противотанковых батальонах - знаменитых 653-м и 654-м, ранее проявивших себя на Курской дуге.

Боевое применение

Впервые «Ягдтигры» были использованы в боях на Западном фронте в марте 1945 года. Они уверенно поражали американские «Шерманы » в любую проекцию с расстояния 2500-3000 м. В начале апреля 1945 года в боевых частях на Западном фронте насчитывалось 24 «Ягдтигра». Все произведённые «Ягдтигры» составляли два батальона. Один батальон дислоцировался на Западном фронте, другой участвовал в марте 1945 года в операции «Весеннее пробуждение » в Венгрии.

Батальон САУ, действовавших на Западном фронте, участвовал в боях в Рурском районе и попал в окружение в Рурском котле . После нескольких дней боёв, когда немецкие войска в Рурском мешке сдались, почти вся техника была уничтожена, чтобы не достаться союзникам, а личный состав демобилизован и отправлен по домам.

Оценка машины


Не вызывает сомнения, что «Ягдтигр» в вопросе противотанковой борьбы превосходил все танки и САУ как антигитлеровской коалиции, так и самого Третьего рейха. Как минимум до 1948 года в мире не имелось танка, который мог бы выдержать выстрел этой машины даже в лоб. Пушка PaK 44 с длиной ствола в 55 калибров, созданная на базе зенитки, позволяла поражать любой танк на всех разумных дистанциях боя.

Вместе с тем, самоходка обладала целым набором существенных недостатков, самыми важными из которых были следующие:

  • Ходовая часть «Ягдтигра» была крайне перегруженной, что привело к очень низкой надёжности машины. По этой причине в конструкцию САУ штатно входили два стационарных подрывных заряда для её уничтожения в случае технической неисправности. Один заряд размещался под двигателем, второй - под казёнником пушки.
  • Мощность двигателя в 700 л. с. для машины массой 75 т была явно недостаточной. Следствием этого была плохая подвижность САУ, что в известной степени уменьшало преимущества мощнейшего лобового бронирования и вооружения. Для сравнения, аналогичный двигатель был установлен на танке «Пантера », весившем на 30 тонн меньше, но уже при своём весе не обладавшим достаточной подвижностью. По этой причине самоходка в основном использовалась в укрытиях на стационарных позициях, где её низкие ходовые качества особой роли не играли.
  • При отсутствии вращающейся башни, невысокой скорострельности из-за раздельного заряжания и численном превосходстве противника атака во фланг «Ягдтигру» становилась более чем вероятной. В 1944-1945 гг. его бортовая броня не обеспечивала надёжной защиты от современных танковых и противотанковых пушек стран антигитлеровской коалиции. Это же обстоятельство делало машину уязвимой к атакам пехоты со средствами ближнего противотанкового боя - гранатомётами «Базука » или трофейными фаустпатронами .
  • Дороговизна и нетехнологичность производства.
  • САУ была крайне тяжела, легко вязла на мягком грунте (распаханной пашне) и не могла проехать по ряду мостов из-за большой массы.

В результате число выпущенных машин было весьма невелико, и они не оказали сколько-нибудь значительного влияния на исход боевых действий.

Стендовый моделизм

Ягдтигр широко представлен в стендовом моделизме. Сборные пластиковые модели-копии Ягдтигр различных модификаций в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Тамия (Япония) с ходовой Хеншеля и Драгон (Китай) В двух вариантах с ходовой Хеншеля и Порше.

JagdTiger в игровой индустрии

Также самоходка представлена в компьютерных играх Operation Europe: Path to Victory 1939-1945, Panzer General , Panzer Front , «Sudden Strike », «Вторая мировая », «В тылу врага 2 », «Блицкриг », World of Tanks , War Thunder , Company of Heroes 2, Wild Tanks Online, Heroes and Generals.

И в мобильных играх Armored Aces и «World of Tanks: Blitz »(Android и iOS).

Напишите отзыв о статье "Ягдтигр"

Примечания

Литература

  • М. Свирин. Тяжёлый истребитель танков «Ягдтигр». - М .: Экспринт, 2004. - 39 с. - (Бронетанковый фонд). - 3000 экз. - ISBN 5-94038-048-4 .

Отрывок, характеризующий Ягдтигр

Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
– Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
– А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
– Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]
Кутузов тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата.
– Но вы знаете, ваше превосходительство, мудрое правило, предписывающее предполагать худшее, – сказал австрийский генерал, видимо желая покончить с шутками и приступить к делу.
Он невольно оглянулся на адъютанта.
– Извините, генерал, – перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею. – Вот что, мой любезный, возьми ты все донесения от наших лазутчиков у Козловского. Вот два письма от графа Ностица, вот письмо от его высочества эрцгерцога Фердинанда, вот еще, – сказал он, подавая ему несколько бумаг. – И из всего этого чистенько, на французском языке, составь mеmorandum, записочку, для видимости всех тех известий, которые мы о действиях австрийской армии имели. Ну, так то, и представь его превосходительству.
Князь Андрей наклонил голову в знак того, что понял с первых слов не только то, что было сказано, но и то, что желал бы сказать ему Кутузов. Он собрал бумаги, и, отдав общий поклон, тихо шагая по ковру, вышел в приемную.
Несмотря на то, что еще не много времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее.
Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково, обещал ему не забывать его, отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея:
«Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».
В штабе Кутузова, между товарищами сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации.
Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу,дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна.
– Ну, что, князь? – спросил Козловский.
– Приказано составить записку, почему нейдем вперед.
– А почему?
Князь Андрей пожал плечами.
– Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
– Нет.
– Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
– Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
– Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
– Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
– Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
– Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.
Слух, уже распространенный прежде, о разбитии австрийцев и о сдаче всей армии под Ульмом, оказывался справедливым. Через полчаса уже по разным направлениям были разосланы адъютанты с приказаниями, доказывавшими, что скоро и русские войска, до сих пор бывшие в бездействии, должны будут встретиться с неприятелем.
Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. Увидав Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней.
Невольно он испытывал волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придется ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами, впервые после Суворова.
Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.
Взволнованный и раздраженный этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день. Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему то смеялись.
– Что ты так мрачен? – спросил Несвицкий, заметив бледное с блестящими глазами лицо князя Андрея.
– Веселиться нечему, – отвечал Болконский.
В то время как князь Андрей сошелся с Несвицким и Жерковым, с другой стороны коридора навстречу им шли Штраух, австрийский генерал, состоявший при штабе Кутузова для наблюдения за продовольствием русской армии, и член гофкригсрата, приехавшие накануне. По широкому коридору было достаточно места, чтобы генералы могли свободно разойтись с тремя офицерами; но Жерков, отталкивая рукой Несвицкого, запыхавшимся голосом проговорил:
– Идут!… идут!… посторонитесь, дорогу! пожалуйста дорогу!
Генералы проходили с видом желания избавиться от утруждающих почестей. На лице шутника Жеркова выразилась вдруг глупая улыбка радости, которой он как будто не мог удержать.
– Ваше превосходительство, – сказал он по немецки, выдвигаясь вперед и обращаясь к австрийскому генералу. – Имею честь поздравить.
Он наклонил голову и неловко, как дети, которые учатся танцовать, стал расшаркиваться то одной, то другой ногой.
Генерал, член гофкригсрата, строго оглянулся на него; не заметив серьезность глупой улыбки, не мог отказать в минутном внимании. Он прищурился, показывая, что слушает.
– Имею честь поздравить, генерал Мак приехал,совсем здоров,только немного тут зашибся, – прибавил он,сияя улыбкой и указывая на свою голову.
Генерал нахмурился, отвернулся и пошел дальше.
– Gott, wie naiv! [Боже мой, как он прост!] – сказал он сердито, отойдя несколько шагов.
Несвицкий с хохотом обнял князя Андрея, но Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову. То нервное раздражение, в которое его привели вид Мака, известие об его поражении и мысли о том, что ожидает русскую армию, нашло себе исход в озлоблении на неуместную шутку Жеркова.
– Если вы, милостивый государь, – заговорил он пронзительно с легким дрожанием нижней челюсти, – хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя.
Несвицкий и Жерков так были удивлены этой выходкой, что молча, раскрыв глаза, смотрели на Болконского.
– Что ж, я поздравил только, – сказал Жерков.
– Я не шучу с вами, извольте молчать! – крикнул Болконский и, взяв за руку Несвицкого, пошел прочь от Жеркова, не находившего, что ответить.
– Ну, что ты, братец, – успокоивая сказал Несвицкий.
– Как что? – заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. – Да ты пойми, что мы, или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Quarante milles hommes massacres et l"ario mee de nos allies detruite, et vous trouvez la le mot pour rire, – сказал он, как будто этою французскою фразой закрепляя свое мнение. – C"est bien pour un garcon de rien, comme cet individu, dont vous avez fait un ami, mais pas pour vous, pas pour vous. [Сорок тысяч человек погибло и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке, как вот этот господин, которого вы сделали себе другом, но не вам, не вам.] Мальчишкам только можно так забавляться, – сказал князь Андрей по русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его.

Обзор видео гайд Jagdtiger

После небольшого перерыва мы продолжаем рассматривать военную технику Jagdtiger WoT. В этом выпуске мы разберем одну из самых опасных машин — великого и ужасного Jagdtiger. Ягдтигр или как его ласково называют Яга — топовая немецкая ПТ-шка 9-го уровня. Из сегодняшнего гайда вы узнаете о сильных и слабых сторонах машины, какое оборудование и снаряжение стоит на нее ставить, как прокачивать экипаж, чем эта ПТ отличается от одноклассников и как реализовывать основные достоинства Jagdtiger?

Начнем с разбора ТТХ этой ПТ. Первое что сразу бросается в глаза - это огромный запас прочности, почти как у 9-го уровня 1800, это лучший показатель среди всех ПТ 9-го уровня.Для сравнения у Т-95 1700, у Т-30 1760, а у и всего 1600. Опять же, у ЯГИ, лучший обзор среди одноклассников 393 метра без модулей. Не смотря на нашу чудовищную массу в 70 тонн, ЯК Тигр обладает весьма неплохой динамикой разгона, максимальную скорость в 28 км/ч наша ПТ-шка набирает очень резво. Но это при топовом движке, в стокерах, к сожалению, все гораздо печальнее.

Сейчас перед вами представлена динамика всех ПТ 9-го уровня, Ягдтигр сильно отстает от Объекта и , от и обгоняет . С бронированием же Яги не все так просто, в ТТХ значится 250 мм, но такая броня есть только в маске и окружающей рубке, которая находится под углом 75 градусов. Корпус у Яги практически полностью заимствован от Королевского Тигра. Его защита уже для 9-х уровней, к сожалению, недостаточна. Верхний лобовой лист имеет толщину 150 мм, при наклоне в 40 градусов, нижний - 120 мм с таким же наклоном. Толщина бортов и кармы существенно меньше - всего 80 мм, броня же на крыше у нас и вовсе смешная - всего 45 мм. Приведенная броня получается следующей: в рубке 250 мм, в верхней части корпуса - 195 мм, в нижней - всего 156 мм. В результате проведенных shot-тестов выяснилось следующее. Под прямым нулевым углом нижний бронелист способны пробить орудия от 7-го уровня и выше, верхний - от 8-го, ну а область с маской и рубкой отдается только орудиям 10-го уровня, да и то не всегда.

Теперь же давайте рассмотрим Ягодку под углом. Перед вами образец как правильно вставать на этой машинке по отношению к противнику, получается угол в 15-20 градусов. При такой позиции противник не может пробить нас в бок даже из топовых орудий, ну а наши лобовые проекции получают бонус в броне, а значит живет дольше. Если же нам встретился не очень умелый игрок, можно использовать тактику как на Фердинанде: заворачивать корпус крайне сильно, смотря при этом на дуло противника, в результате у нас получается почти гарантированный шанс не получить урон. Хотя стоит помнить, что если враг умен, то он может просто сбить нам гусеницу и тогда жить станет намного сложнее. Отметим и уязвимые места ЯК Тигра, например, вот этот пулемет, который пробивает даже Чафи, еще Яге очень легко сломать движок, для этого нужно бить в нижний бронелист. Кстати, боеукладка у этой ПТ находится вот в этом месте, она достаточно крепкая, так что повредить, а уж тем более сломать ее получится только из орудий 8-10 уровня, также в этой зоне находится наводчик и заряжающий. Следующий наш пункт это, безусловно, пушка. Вначале нам дается орудие от Феди, о котором мы рассказывали в предыдущем гайде, оно хорошее, но только до того, пока вы не опробуете топовую пушку за 65 тысяч опыта. Она просто превосходна, это одно из лучших орудий в игре. Вы только посмотрите: великолепная скорострельность, лучший ДПМ в игре, даже без оборудования и боевого братства он составляет 2940, скорострельность же составляет 11 секунд с досылателем 9, 9 секунды, с вентилятором 9,6 секунд, бронепробитие в 276 мм, по этому параметру нас превосходит только Объект 704. И наконец, у нашей пушки просто великолепная точность. Враг находится на расстоянии в 600 м, не проблема, в 8 случаев из 10 мы попадем в цель. А уже на расстоянии в 200-300 м можно смело выцеливать слабые точки у танков противника. Вот только одна беда у пушки по сравнению с Объектом 704 и Т-30 - Ягдтигр наносит меньше урон за один выстрел — 560, но альфа-страйк у нас все же больше, чем у Фоша. Ну и коль мы заговорили о точности, то дадим небольшой совет по ведению огня: при стрельбе на большие дистанции - 300 м и дальше на снаряд внезапно начинает действовать сила притяжения земли, поэтому в таких случаях лучше целиться примерно в верхнюю треть танка противника. Что же касается незаметности танка, то тут все плохо, Jagdtiger — одна из самых габаритных машин, причем у нее один из самых высоких коэффициентов заметности, разве что Мышка светится лучше. Ягдтигр с непрокаченной маскировкой в состоянии покоя светится от Паттона с оптикой на расстоянии 435 м, при стрельбе и движении заметность максимально возможная - 445 м. При прокаченной маскировке Паттон видит Ягдтигра с расстояния 415 м, а при движении или стрельбе, опять те же 445 м. У Яги есть еще один «минус»: из-за своей супер-пушки, размеров и слабой брони в корпусе, мы являемся одной из самых желанных целей противника, особенно для арты. В самом деле, даже если и Мышка больше нас, то у нее хотя бы броня есть, а вот благодаря, как было сказано ранее, нашей крайне низкой броне на крыше, бортах и карме у арты противника есть очень хороший шанс нанести нам чудовищный урон, пробив своим фугасом.

Теперь же давайте выясним, какие модули стоит ставить на нашу машину смерти. Сразу хочу вас предостеречь от установки таких модулей как маскировочная сеть и подбой. Первый модуль дает крайне небольшой бонус к маскировке - всего несколько метров, а второй мало того, что утяжелят нашу ПТ, так еще и не помогает в бою, ибо броня по бокам и с тыла у нас крайне слабая. На заметку: противоосколочный подбой уменьшает урон не от прямого попадания фугасом, а от его сплеша. Если вам нравится городская жизнь, то следует ставить такие модули: досылатель, вентилятор и третий модуль по желанию, лучше подойдет ящик с инструментами, особенно если ваш экипаж не обучен навыкам ремонта, ибо гусеницы сбивать нам будут часто, или же можно поставить оптику, дабы наш немаленький обзор еще больше возрос. Усиленные приводы наводки будут бесполезны потому, что на близких дистанциях сводит нашу ПТ итак крайне быстро. Однако, если городская жизнь вам не по душе и вы хотите побыть снайпером, то есть бить издалека, то ваше оборудование будет следующим: досылатель, стереотруба и снова вентилятор или же усиленные приводы наводки, в данном случае они могут пригодиться. Ну и наконец, вариант на все случаи жизни: досылатель, оптика и усиленные приводы наводки. В расходниках все вполне стандартно: ремкомплект, аптечка и огнетушитель.

Теперь поговорим о навыках экипажа. Командиру сначала следует качать шестое чувство, затем орлиный глаз, всем остальным в первую очередь ремонт, а вторым навыком у них пойдут, у наводчика - снайпер, водитель выбирает навык виртуоз, радист берет радиоперехват, заряжающим желательно вкачать бесконтактную боеукладку и интуицию. Третий же навык пусть будет у всех - братство. Навык маскировка на Ягдтигре практически бесполезен, даже при максимальной прокачке выигрыш будет всего 15-20 м, так что его можно смело не прокачивать. Данные умения дают нашей Яге неплохой боевой бонус. Как уже было сказано, Jagdtiger с вентилятором и досылателем заряжается за 9, 6 секунды, боевое братство сокращает время перезарядки до 9,4 секунды, разница в пятую долю секунды не так уж и велика, но не забывайте, что братство улучшает все характеристики нашей ПТ. Все, с тестами мы закончили, отправляемся в бой.

В случае, если нам удалось попасть в городскую карту, такую как , следует тут же занять позицию, где мы бы встречали противник анна средне — дальней дистанции, а ему было бы непросто зайти вам во фланг. Держитесь на узких улицах, например в Энске это первая и третья линии, на Химках - третья, так же там можно залезть в банан и несколько раз огорчить противника своим домагом. Используйте рельеф местности и трупы танков для прикрытия своего корпуса от огня противника. Не забывайте нашу маску в состоянии пробить только самые мощные орудия. В городе постоянно происходят ситуации, когда ЯК Тигр перестреливается с тяжами противника, если враг один и обладает пушкой от 9-го уровня и выше, то следует идти с ним в клинч, если позволяет местность и дистанция ведения боя. Рандомный противник лишается шанса попасть нам в нижний бронелист и почему то часто пытается пробить нашу маску, как результат, мы не получаем урона, а значит дольше живем. На открытых картах, таких как Малиновка и Прохоровка встаем за двойные кусты или же за один куст на расстояние 15 метров от него. Не забудьте убедиться, что кусты надежно скрывают вашу огромную тушу. Старайтесь занять позицию с которой можно простреливать сразу несколько направлений. Лучше всего для этого подойдут возвышенности. Если же ваша команда собирается прорашить противника, старайтесь держаться во второй волне, на расстоянии 200-300 метров от противника, дабы тому было сложнее вас пробить, в то время как мы сами будем гарантированно попадать и наносить урон. На картах типа «ни рыба, ни мясо», то есть, где нет ни достойных для нас кустов, ни большого города, таких как Утес или Эль-Халуф сложно сказать, как следует играть. Попробуйте занять позицию наиболее безопасную от арты, используйте свою высокую точность, встречайте врага издалека и в тех местах, где он особенно уязвим, например, на мосту на карте Эрлинберг. В бою особенно важно не убегать от своей команды. Яга один в поле не воин, любая зашедшая сзади или способна быстро сократить нашу жизнь, старайтесь держаться возле союзников. Но одновременно с этим не забывайте реализовывать высокий ДПМ на полную катушку, иначе вы рискуете проиграть бой. Мудрым решением будет посмотреть после начала боя, куда идет большая часть нашей команды и поехать в противоположную сторону, но не туда, куда никто не поехал. При поддержке пары танков Ягдтигр способен сдержать даже очень мощный раш. Очень хорошо играть во взводе и не обязательно вместе с ПТ, главное чтобы вы были в состоянии помочь друг другу на каком - либо направлении.

Разбор игры на разных картах закончен. Однако, раз довольно часто рандом нас будет кидать против других ПТ 9-го уровня, то следует рассказать как наиболее эффективно их убивать. можно даже не рассматривать, пробивается эта ПТ в любую область корпуса. С все сложнее, лобовая броня этой боевой машины очень крепкая, однако и там есть свои слабые места. Например, нижний бронелист и две башенки командира, приоритетнее именно башенки, там наименее слабая броня, хоть в них и сложнее попасть. Следующий соперник - Объект 704, нижний бронелист у него очень тонкий, однако туда можно целиться лишь на ближних дистанциях, снаряд просто может пролететь под Объектом. На средне - дальнем расстоянии лучше бить в звездочку на корпусе - это наиболее удобное место для пробития 704-го. Ну и наконец, французский Фош. Для нашей пушки пробить француза не составляет никакой проблемы, не стоит бить разве что в шов или маску, велика вероятность непробития. Теперь давайте рассмотрим слабые места у тяжей. Тут все просто, почти для всех ТТ - это нижний бронелист и башня командира. Есть у них также и некоторые отличительные места, куда следует стрелять. Например, у и — это люк мехвода, с нашей пушкой он уверенно пробивается. У Тапка - пулеметное гнездо, у Мышки - щеки, ну и так далее. Ну а с у вас вообще проблем возникнуть не должно, их броня держит разве что наши фугасы. Лучше бить им просто в башню, мы и пробьем и из экипажа кого - нибудь на тот свет отправим.

Подводя итог можно сказать, что Jagdtiger - это мощная ПТ с крайне эффективным орудием, обладающим лучшим ДПМом, отличной точностью, бронепробитием, уроном, а также при своем немалом весе, обладающая вполне сносной мобильностью. Ягдтигр способен влиять на исход боя, а при умелом использовании предложенных тактик он способен одерживать победы даже в безнадежных ситуациях. Но на пути к гордому званию «Палки-нагибалки» всех времен и народов у нас стоят такие вещи как большой размер, высокая заметность, довольно слабое бронирование корпуса, а также крайне высокий приоритет у врагов.

На этом все и до встречи в новых выпусках!

Следуя традиции, сформировавшейся еще в первые годы Второй мировой, которая и заключалась в использовании танков, стоящих на вооружении, для создания на их базе самоходных артиллерийских установок путем монтажа пушки большего калибра на их шасси, немецкие конструкторы разглядели в новом танке PzKpfw VI «Тигр II» отличную базу для сверхмощной САУ. Так как тяжелый танк был вооружен 88-миллиметровой длинноствольной пушкой, самоходку, по логике, необходимо было вооружить более мощным 128-миллиметровым орудием, которое так же разработано на базе зенитного орудия. Несмотря на то что у 128-миллиметрового снаряда начальная скорость была меньше, бронепробиваемость орудия на больших дистанциях была гораздо выше. САУ, вооруженная этим орудием, становилась самой мощной серийной немецкой машиной, которой во время боев отводилась роль поддержки пехоты, а также борьбы с бронетехникой на дальних дистанциях.

Экспериментальные конструкторские работы по тяжелым самоходным артиллерийским установкам велись в Германии с 1940-х годов. Данные работы имели локальные успехи. Летом 1942 г. две 128-миллиметровые самоходки на базе VK 3001(H) отправили под Сталинград на Восточный фронт. Одну из этих машин потеряли в бою, другую вместе с оставшейся техникой Пятьсот двадцать первого дивизиона истребителей танков бросили в начале 1943 г. после разгрома немецкой группировки под Сталинградом.

Прототип тяжелого истребителя танков «Ягдтигр» с ходовой частью конструкции Ф. Порше во время испытаний на полигоне. Вооружение в рубку еще не установлено. Весна 1944 года


Снимок слева прототип «Ягдтигра» с ходовой частью конструкции Ф. Порше в сборочном цеху. Хорошо видны фланцы крепления тележек подвески. Осень 1943 года.
Фотография справа в сборочном цеху прототип «Ягдтигра» с ходовой частью конструкции фирмы «Хеншель», заимствованной у «Королевского тигра». Четко видны отверстия в борту корпуса, предназначенные для установки торсионных валов. Осень 1943 года.

При этом даже гибель Шестой армии Паулюса не повлияла на запуск данных самоходок в серию. В правящих кругах и обществе преобладали идеи о том, что для Германии война завершится победой. Только после поражений в Северной Африке на Курской дуге и высадке в Италии войск союзников многие, ослепленные пропагандой, немцы осознали реальность – силы антигитлеровской коалиции значительно превосходили силы Японии и Германии, спасти немецкое государство, находящееся на краю гибели, могло только «чудо».

В то же время начались разговоры о создании «чудо- », которое изменит ход войны. Такие слухи стали официально пропагандой руководства страны, которая обещала Германскому народу скорое изменение ситуации на всех фронтах. При этом эффективных разработок в глобальном плане (например, ядерное оружие, а также его аналоги) в Германии в конечной стадии готовности не было. В связи с этим руководство Рейха хваталось за любые значимые военно-технические проекты, способные своей необычностью и оригинальностью вместе с оборонительными возможностями выполнять психологические функции, то есть, внушать народу мысли о мощи и силе государства, способного создавать настолько сложную технику. Именно в такой ситуации создали и запустили в серию тяжелый истребитель танков «Jagdtiger». Ягдтигр стал самым тяжелым серийным образцом бронетехники Второй мировой войны.

Новая самоходка классифицировалась как 128-миллиметровое тяжелое штурмовое орудие. Ее основным вооружением должна была стать пушка PaK 44 калибра 128 мм, созданная на базе зенитной пушки Flak 40. У осколочно-фугасного снаряда данного орудия имелось большее фугасное действие, по сравнению с аналогичной зениткой. Деревянной макет будущей самоходной артиллерийской установки представили Гитлеру 20.10.1943 г. в Восточной Пруссии на полигоне Арис. «Ягдтигр» на фюрера произвела благоприятное впечатление, после чего он отдал распоряжение начать ее серийное производство в 1944 г.


Описание конструкции

Общая компоновка самоходной артустановки Jagdtiger в целом повторяла «Королевский тигр». При этом возросла нагрузка на шасси во время выстрела, в связи с чем шасси удлинили на 260 миллиметров. Отделение управления размещалось в передней части самоходки. Здесь находились механизм поворота, главный фрикцион и коробка передач. Место механика-водителя, соответственно, приборная панель и органы управления находились слева от нее. Справа в корпусе разместили сиденье стрелка-радиста и курсовой пулемет. Здесь же находилась радиостанция над правой бортовой передачей и коробкой передач.

В корпусе «Ягдтигр» использовали шесть типов бронеплит толщиной 40 – 150 миллиметров. Толщина верхнего лобового листа корпуса составляла 150 миллиметров, он был сплошным. В нем была выполнена лишь одна амбразура для установки курсового пулемета. В верхней части был выполнен спец. вырез, обеспечивающий механику-водителю улучшенный обзор из самоходки. Кроме этого, в крыше корпуса в передней части находились посадочные люки механика-водителя и стрелка-радиста.

В средней части самоходки размещалось боевое отделение. Здесь находилась бронерубка с орудием. Сиденье наводчика, перископический прицел и механизмы наведения находились слева от орудия. Справа от орудия располагалось сиденье командира. На стенках рубки и полу боевого отделения располагался боекомплект к пушке. В рубке в задней части находились два места для заряжающих.

В моторном отделении, которое расположено в корме корпуса, размещалась двигательная установка, вентиляторы, радиаторы системы охлаждения, топливные баки. От боевого отделения моторное отделялось перегородкой. На «Ягдтигре» был установлен такой же двигатель, как и на PzKpfw VI «Тигр II» – карбюраторный «Майбах» HL230Р30, V образный, 12 цилиндровый (развал цилиндров 60 градусов). Максимальная мощность при 3 тыс. об/мин составлял 700 л.с. (число оборотов на практике не превышало 2,5 тыс. об/мин).

Необходимо отметить, что бронекорпус «Ягдтигр» в части конструкции и бронирования практически не претерпел изменений. Борта рубки являлись одним целым с бортами корпуса, имея одинаковую толщину брони – 80 миллиметров. Бортовые бронелисты рубки устанавливались под наклоном в 25 градусов. Кормовой и лобовой листы рубки соединялись между собой «в шип», усиливались шпонками и обваривались. Лобовой лист рубки имел толщину 250 миллиметров и был установлен под углом 15 градусов. Ни одно из средств борьбы с танками союзнических войск с дистанции более 400 метров не могло пробить САУ Jagdtiger в лоб. Кормовой лист рубки имел толщину 80 миллиметров. В кормовом листе имелся люк для эвакуации экипажа, демонтажа орудия и загрузки боекомплекта. Люк закрывался двухстворчатой крышкой, крепящейся на петлях.

Крыша рубки изготавливалась из 40-миллиметрового бронелиста и крепилась при помощи болтов к корпусу. Справа спереди находилась командирская вращающаяся башенка, оснащенная смотровым прибором, который прикрывался броневой П-образной скобой. В крыше рубки перед башенкой имелся лючок, служащий для установки стереотрубы. Люк для посадки и высадки командира находился за командирской башенкой, а слева от люка амбразура перископического прицела. Кроме того, здесь было установлено устройство ближнего боя, вентилятор и 4 прибора наблюдения.

В амбразуре лобового бронелиста рубки, прикрытой литой массивной маской, монтировалось орудие StuK 44 (Pak 80) калибра 128 миллиметров. Бронебойный снаряд данного орудия имел начальную скорость 920 м/с. Длина орудия составляла 7020 миллиметров (55 калибров). Полная масса – 7 тыс. кг. Пушка имела горизонтальный, клиновой затвор, который был автоматизирован на ¼. Открытие затвора, экстрактирование гильзы осуществлялось наводчиком, а после досылания заряда и снаряда затвор закрывался в автоматическом режиме.

Орудие смонтировали на специальном станке, установленном в корпусе самоходной установки. Углы вертикальной наводки -7 … +15 градусов, угол горизонтального наведения в каждую сторону – 10 градусов. Противооткатные устройства располагались над стволом орудия. Длина отката составляла 900 миллиметров. Наибольшая дальность ведения огня осколочно-фугасным снарядом – 12,5 тыс. метров. Орудие StuK 44 от орудия Flak 40 отличалось раздельно-гильзовым заряжанием. В тесной рубке самоходки с унитарными боеприпасами большого объема было бы просто не развернуться. Чтобы ускорить процесс заряжания в экипаже Jagdtiger было два заряжающих. Во время того как один заряжающий отправлял снаряд в камору орудия, второй подавал гильзу. Несмотря на наличие 2 заряжающих скорострельность не превышала 3 выстрела в минуту. В боекомплект орудия входило 40 выстрелов.

Используемый на самоходной установке перископический прицел WZF 2/1 имел десятикратное увеличение и поле зрения 7 градусов. Данный прицел позволял поражать цели на дальности в 4 тыс. м.

Вспомогательное вооружение «Ягдтигра» – курсовой пулемет MG 34, расположенный в лобовом листе корпуса в шаровой спец. установке. Боекомплект пулемета составлял 1,5 тыс. патронов. Дополнительно на крыше рубки устанавливалось оружие ближнего боя – специальный 92-миллиметровый противопехотный гранатомет. На машинах более позднего выпуска на крыше рубки также устанавливался спец. кронштейн для установки пулемета MG 42.


Тяжелый истребитель танков «Ягдтигр» первых серий (шасси N° 305003) с ходовой частью конструкции Порше перед отправкой в учебную часть. Машина частично покрыта «циммеритом» и окрашена темножелтой краской Dunkel Gelb. 1944 год.

Эпопея с подвеской

Сборка ходовой самоходной установки Jagdtiger (как и танка Тигр II) являлась самой трудоемкой операцией, существенно задерживающей процесс производства машин. Именно поэтому КБ Ф. Порше в порядке частной инициативы сделали предложение использовать на данной самоходке подвеску, аналогичную той, что устанавливалась на противотанковой САУ «Фердинанд».

Особенностью данной подвески было то, что ее торсионы устанавливались внутри специальных тележек снаружи корпуса, а не внутри корпуса. Каждый такой продольно расположенный торсион обслуживал 2 опорных катка. При использовании данной подвески масса снижалась на 2680 кг. Кроме того, установка и закручивание торсионов подвески от компании Хеншель осуществлялись только в собранном корпусе, в определенной последовательности при применении спец. лебедки. Замену торсионов и балансиров подвески могли выполнять только в условиях завода. В то же время сборка подвески Порше могла быть выполнена отдельно от корпуса, а монтаж осуществляли без использования спецоборудования. Замена и ремонт узлов подвески осуществлялись во фронтовых условиях и не вызывали особых трудностей.

Всего было изготовлено семь машин с подвеской Порше (2 прототипа и 5 серийных образцов), первый «Ягдтигр», имеющий данную подвеску, вышел на испытания раньше, чем самоходка с подвеской Henschel. Однако, несмотря на преимущества подвески Порше, в серию по рекомендации Управления вооружений пошла совсем иная машина. Главной причиной являлись натянутые отношения между чиновниками министерства и известным конструктором, а также поломка в ходе испытаний одной из тележек. Следует отметить, что данная поломка произошла по вине изготовителя. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что Управление вооружений хотело добиться максимальной унификации между танком «Королевский тигр» и САУ.

В итоге в состав ходовой части серийного «Ягдтигра» входили 9 сдвоенных цельнометаллических опорных катков, которые имели внутреннюю амортизацию (с каждого борта). Катки располагались в шахматном порядке (4 во внутреннем ряду и 5 во внешнем). Размер катков – 800х95 миллиметров. Их подвеска была торсионной индивидуальной. Балансиры задних и передних катков были оснащены гидравлическими амортизаторами, находящимися внутри корпуса.

Всего в Германии в период с июля по апрель 1945 г. было собрано 70-79 подобных самоходок, в связи с этим о каком-либо массовом применении Jagdtiger не было и речи. САУ «Ягдтигр» чаще всего в бой вступали повзводно или поштучно в составе наспех сформированных группах. Слишком перегруженная ходовая часть машины стала причиной частых поломок и низкой подвижности. В связи с этим в конструкции самоходки предусматривалась установка пары стационарных подрывных зарядов. Первый размещался под двигателем, второй под казенником пушки. Большую часть самоходок уничтожили своими же экипажами из-за невозможности отбуксировать машину для ремонта. Применение «Ягдтигров» носило эпизодический характер, однако любое появление данных машин в бою было большой головной болью для союзных войск. Пушка, установленная на САУ, позволяла без проблем поражать любой из танков союзников с дистанции в 2,5 тыс. м.

В ходе проектирования тяжелого танка Tiger II фирма Henschel в сотрудничестве с фирмой Krupp приступила к созданию тяжелого штурмового орудия на его базе Новую самоходку планировалось вооружить 128-мм пушкой, осколочно-фугасный снаряд которой имел значительно большее фугасное действие, чем у 88-мм зенитного орудия FlaK 40 Деревянный макет САУ в натуральную величину был продемонстрирован Гитлеру 20 октября 1943 года на полигоне Арис в Восточной Пруссии САУ произвела на фюрера самое благоприятное впечатление и последовало «высочайшее» распоряжение начать ее серийный выпуск в следующем году 7 апреля 1944 года машине присвоили название Panzerjager Tiger Ausf В (Sd Kfz 186), позже упрощенное до Jagdtiger Спустя 13 дней изготовили в металле первый образец При полной боевой массе 75,2 т САУ была самой тяжелой из всех участвовавших во Второй мировой войне боевых машин.

Общая компоновка моторно-трансмиссионной группы и ходовой части самоходной установки сохранилась такой же, как у танка «Королевский тигр» Однако нагрузка на шасси при выстреле предполагалась большей, чем у танка, поэтому его удлинили на 260 мм.

Бронекорпус танка почти не претерпел изменений ни в части конструкции, ни в части толщины брони Борта рубки представляли собой одно целое с бортами корпуса и имели такую же толщину - 80 мм. Лобовой и кормовой листы рубки соединялись с бортами «в шип», усиливались шпонками, а затем обваривались Толщина лобового листа рубки достигала 250 мм, располагался он под углом 75° к горизонтали, что делало его практически неуязвимым для всех противотанковых средств противника на дистанции свыше 400 м Кормовой лист имел толщину 80 мм. В нем располагался люк для демонтажа орудия, загрузки боекомплекта и эвакуации экипажа, закрывавшийся двухстворчатой крышкой на петлях Крыша рубки изготавливалась из 40-мм бронелиста и крепилась к корпусу болтами В правой передней части крыши рубки располагалась командирская вращающаяся наблюдательная башенка со смотровым прибором, прикрытым П-образной броневой скобой Перед прибором в крыше башенки имелся лючок для установки стереотрубы За командирской башенкой размещался посадочный люк командира, а слева от нее - амбразура перископического прицела пушки Кроме того, в крыше рубки устанавливались вентилятор, «устройство ближнего боя» и четыре прибора наблюдения.

В амбразуре переднего листа рубки, прикрытой массивной литой маской, устанавливалась пушка 12,8 cm Pak 44 (Раk 80) калибра 128 мм Начальная скорость бронебойного снаряда достигала 920 м/с Длина ствола орудия, разработанного фирмой Krupp и изготавливавшегося на предприятии Bertha-Werke в Бреслау, составляла 55 калибров (7020 мм) Масса орудия - 7000 кг Затвор - клиновой, горизонтальный, имел 1 / 4 автоматики, то есть открывание затвора и экстрактирование гильзы производились вручную, а после досылания снаряда и заряда затвор закрывался автоматически Пушка была смонтирована на специальном станке, установленном в корпусе САУ Вертикальное наведение осуществлялось в пределах от -7° до +15°, горизонтальное - 10° на сторону Противооткатные устройства располагались над стволом орудия Предельная длина отката - 900 мм Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 12,5 км.

Пушка Раk 44 отличалась от 128-мм зенитной пушки Flak 40 раздельно-гильзовым заряжанием В тесной рубке САУ с громоздким и тяжелым «унитаром» не было возможности развернуться. Для ускорения процесса заряжания в экипаж «Ягдтигра» входили два заряжающих в то время как один досылал в камору снаряд, другой подавал гильзу с зарядом Тем не менее скорострельность «Ягдтигра» не превышала 2 - 3 выстр/мин.

Боекомплект САУ размещался на полу боевого отделения и бортах рубки в хомутиковых укладках и составлял 38 - 40 выстрелов.

Перископический прицел WZF 2/1 имел десятикратное увеличение и поле зрения 7°, что позволяло поражать цели на дистанции до 4000 м.

Любопытно отметить, что 128-мм пушка Pak 44 впервые появилась на фронте в августе 1944 года как полевое противотанковое орудие Поскольку лафет для нее сконструирован не был, то качающуюся часть устанавливали на лафетах трофейных советских 152-мм гаубиц М-10, гаубиц-пушек МЛ-20 и французских 155-мм пушек Всего таким образом изготовили 116 орудий.

Вспомогательное вооружение «Ягдтигра» состояло из пулемета MG 34, размещенного в шаровой установке в лобовом листе корпуса Боекомплект пулемета - 1500 патронов На крыше рубки было смонтировано «устройство ближнего боя» - мортирка для стрельбы осколочными и дымовыми гранатами.

На «Ягдтигре» устанавливался такой же, что и на танке «Королевский тигр», 12-цилиндровый V-образный карбюраторный четырехтактный двигатель Maybach HL 230P30 мощностью 700 л. с. при 3000 об/мин (на практике число оборотов не превышало 2500) Сухая масса двигателя составляла 1300 кг В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом не ниже 74 Емкость семи бензобаков достигала 860 л.

Трансмиссия САУ состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов При этом главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота, состоявший из двух суммирующих планетарных рядов, конструктивно были объединены в единое целое - двухпоточный механизм передач и поворота.

В целом же двигатель и трансмиссия САУ были заимствованы у танка «Королевский тигр» с минимальными изменениями Например, отсутствовал отбор мощности на гидропривод поворота башни, так как ее на САУ не было.

Истребитель танков «Ягдтигр»:

1 - 128-мм пушка; 2 - маска пушки, 3 - банник, 4 - буксирный трос; 5 - антенна, 6 - бронировка курсовою пулемета, 7 - фара со светомаскировочной насадкой, 8 - кормовой люк, 9 - выхлопные трубы, 10 - домкрат, 11 - люк стрелка-радиста, 12 - люк механика-водителя, 13 - командирская башенка, 14 - амбразура перископическою прицела пушки, 15 - амбразура «устройства ближнего боя»; 16 - посадочный люк командира, 17 - отверстие воздухопритока, 18 - отверстие воздуховывода, 19 - бронировка отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам.

Ходовая часть также была в основном аналогична танковой и применительно к одному борту состояла из девяти цельнометаллических сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, расположенных в шахматном порядке в два ряда (пять катков - во внешнем ряду, четыре - во внутреннем) Размеры катка - 800×95 мм Подвеска - индивидуальная, торсионная, одновальная Диаметр торсиона - 60. 63 мм Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 18 зубьев в каждом Зацепление цевочное Направляющие колеса диаметром 650 мм имели металлические бандажи и кривошипные механизмы натяжения гусениц

Удлинение корпуса на 260 мм повлекло за собой увеличение длины опорной поверхности с 4120 до 4240 мм. Однако из-за возросшей массы САУ по сравнению с танком на 5 т удельное давление на грунт не только не уменьшилось, но даже возросло с 1,02 до 1,06 кг/см 2 .

Сборка ходовой части САУ «Ягдтигр» (как, впрочем, и самого «Королевского тигра») была одной из наиболее трудоемких операций, серьезно задерживавшей процесс производства Поэтому конструкторское бюро Фердинанда Порше в инициативном порядке предложило применить на «Ягдтигре» подвеску, аналогичную установленной на истребителе танков «Фердинанд» Особенностью этой подвески было то, что торсионы располагались не внутри корпуса, а снаружи, внутри тележки Каждый из таких продольно расположенных торсионов «работал» на два опорных катка. Выигрыш в массе подвески составлял 2680 кг, а в ходе изготовления и монтажа - 390 кг

Кроме того, установка и закручивание торсионов стандартной подвески были возможны только в собранном корпусе, в строгой последовательности и с использованием специальной лебедки. Замена торсионов и балансиров подвески могла производиться только в заводских условиях Сборка же тележек подвески Порше была возможна отдельно от корпуса, а их монтаж мог производиться без применения специального оборудования Не представляли трудностей ремонт и замена вышедших из строя тележек подвески во фронтовых условиях.

С подвеской Порше построили две машины (всего изготовили четыре комплекта подвесок), первая из которых вышла на испытания даже раньше, чем машина с подвеской фирмы Henschel. Тем не менее, несмотря на все преимущества ходовой части конструкции Ф. Порше, Управление вооружений не рекомендовало ее в серийное производство. Главной причиной были более чем натянутые отношения между чиновниками и конструктором. Сыграла свою роль и поломка тележки подвески во время испытаний, произошедшая по вине изготовителя Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и стремление к элементарной унификации между танком и САУ.

Выпуск «ягдтигров» начался в июле 1944 года в цехах завода Niebelungenwerke в Сент-Валентине, принадлежавшего концерну Steyr-Daimler-Puch AG До конца года было изготовлено 48 (по другим данным - 51) самоходных орудий 16 октября 1944 года союзная авиация совершила воздушный налет на завод в Сент-Валентине и сбросила на него около 143 т бомб Производство «ягдтигров» на некоторое время полностью прекратилось, а потом велось очень медленными темпами До марта 1945 года, когда Niebelungenwerke были подвергнуты еще одной массированной бомбардировке (сброшено около 258 т фугасных бомб), практически остановившей производство, заводские цеха покинули 26 (по другим данным, 28) «ягдтигров» Таким образом, всего было выпущено 74 (или 79) САУ этого типа.

В связи с нехваткой 128-мм орудий Раk 44 было принято решение об установке на «Ягдтигр» 88-мм пушки Раk 43/3 Планировалось в первом полугодии 1945 года изготовить 20 таких машин. Проект САУ Panzerjager Tiger fur 8,8 cm Pak 43/3 (Sd Kfz 185) разработали, но в металле эта машина изготовлена не была Остался на бумаге и проект вооружения «Ягдтигра» 128-мм пушкой с длиной ствола 66 калибров.

Первые 14 серийных «ягдтигров» поступили в 130-й учебный батальон истребителей танков, который в боевых действиях участия не принимал Все последующие машины поступали в 512-й и 653-й батальоны тяжелых истребителей танков.

512-й батальон начал формироваться летом 1944 года в Падерборне на базе 500-го запасного батальона В июле в часть прибыла первая САУ, еще три - в конце августа Личный состав во вновь формируемый батальон тяжелых истребителей танков переводили из тяжелых танковых батальонов Боевую подготовку 512-й батальон проходил на полигоне в Деллерсхайме, откуда 11 февраля 1945 года отправилась на фронт его 1-я рота.

10 марта 1-я рота 512-го батальона тяжелых истребителей танков вступила в бой с американскими войсками в районе городка Ремаген на берегу Рейна Пушки «ягдтигров» поражали американские танки на дистанции 2500 м. После боев под городом Зиген в состав роты включили несколько штурмовых орудий StuG III и танков Pz.IV и преобразовали в боевую группу Ernst, названную так по имени ее командира - капитана Альберта Эрнста Боевая группа занимала оборону на доминирующих над местностью высотах на берегу реки Рур Когда появилась большая колонна американских войск, немцы обрушили на нее шквальный огонь. «Ягдтигры» обстреливали дальние цели, а штурмовые орудия и танки - ближние В результате скоротечного боя американцы потеряли 11 танков и до 50 других боевых и транспортных машин. Немцы лишились одного «Ягдтигра», пораженного с воздуха ракетой, пущенной с истребителя Р-51 «Мустанг».

2-я рота 512-го батальона отправилась на фронт под Зигбург 8 марта 1945 года Во время марша к линии фронта истребители-бомбардировщики союзников уничтожили два «Ягдтигра», еще один был подбит несколькими днями позже в бою под Вальденау В последние недели войны САУ 2-й роты принимали участие в обороне Дортмунда, где 15 апреля сдались американским войскам Часть боевых машин была уничтожена экипажами.

Девять «ягдтигров» из 512-го батальона воевали в Австрии в составе 6-й танковой армии СС. Это подразделение, несмотря на частые выходы из строя материальной части, наносило тяжелые потери советским войскам. 9 мая 1945 года последние три САУ прорвались в американскую зону и сдались.

653-й батальон тяжелых истребителей танков вступил в бой в начале декабря 1944 года В его составе насчитывалось только девять САУ, но к концу месяца их число возросло до 16 Причем в состав этого батальона входили оба «Ягдтигра» с ходовой частью конструкции Порше. В течение первых месяцев 1945 года батальон эпизодически участвовал в боях с американскими войсками на юге Германии 6 мая несколько «ягдтигров» были окружены советскими частями При попытке прорваться в американскую зону у одной машины огнем нашей артиллерии была повреждена ходовая часть, и экипаж оставил ее.



В заключение можно сказать, что «Ягдтигр» был, безусловно, самым мощным истребителем танков периода Второй мировой войны, но одновременно такой же бесполезной боевой машиной, как и «Королевский тигр» Целей, достойных 128-мм пушки, у противников гитлеровской Германии не было Из металла же, необходимого для изготовления одного «Ягдтигра», можно было сделать четыре «хетцера» - лучших легких противотанковых САУ времен войны, от которых было куда больше толку.

Тактико-технические характеристики САУ Jagdtiger

Боевая масса, т: 75,2 (74)

Экипаж, чел: 6

Габаритные размеры, мм:

длина с пушкой вперед - 10 654 (10 370)

ширина - 3755 (3590)

высота - 2945 (3050)

клиренс - 495 (565)

Высота линии огня, мм: 2172

Толщина брони, мм:

лоб корпуса - 150

борт и корма - 80

днище - 40-25

лоб рубки - 250

борт и корма - 80

Макс скорость движения, км/ч:

по шоссе - 36

по пересеченной местности - 20

Запас хода, км:

по шоссе - 170

по пересеченной местности - 120

Преодолеваемые препятствия:

угол подъема, рад - 35

ширина рва, м - 2,5

высота стенки, м - 0,85

глубина брода, м - 1,6

Длина опорной поверхности, мм: 4240 (4415) Удельное давление, кг/см 2: 1,06 (1,05)

Удельная мощность, л. с. /т 9,3 (9,46)

Примечание: в скобках приведены данные для САУ с ходовой частью конструкции Ф. Порше.

М. БАРЯТИНСКИЙ

Следуя традиции, которая сформировалась еще в первые годы Второй мировой войны и заключалась в использовании стоящих на вооружении танков для создания на их базе САУ путем монтажа не их шасси пушки большего калибра, немецкие конструкторы сразу же разглядели в новом тяжелом танке PzKpfw VI «Тигр II» хорошую базу для сверхмощной самоходки. Поскольку тяжелый танк вооружался 88-мм длинноствольной пушкой, САУ, по логике, следовало вооружить более мощным 128-мм орудием, так же разработанным на базе зенитного. Несмотря на то, что начальная скорость снаряда была меньше, на больших дистанциях бронепробиваемость 128-мм орудия была выше. Вооруженная этим орудием САУ становилась самой мощной немецкой серийной машиной, которой на поле боя отводилась роль поддержки пехоты и борьбы с бронетехникой союзников на дальних дистанциях.

Экспериментальные конструкторские работы по созданию тяжелых САУ велись в Германии с начала 1940-х годов и даже приводили к локальным успехам. Летом 1942 года две 128-мм САУ на базе VK 3001(H) были отправлены на Восточный фронт под Сталинград. Одна из этих машин была потеряна в бою, другая вместе с оставшейся техникой 521-го танко-истребительного дивизиона была брошена вермахтом после разгрома немецко-фашистской группировки под Сталинградом в начале 1943 года.

При этом даже гибель 6-й армии Паулюса никак не повлияла на запуск подобных САУ в серию. В обществе и правящих кругах преобладали идеи о том, что война завершиться для Германии победой. Только после поражения на Курской дуге, в Северной Африке и высадке союзников в Италии многие немцы, ослепленные пропагандой, осознали реальность – совокупные силы стран Антигитлеровской коалиции во много раз превосходили силы Германии и Японии, спасти гибнущее немецкое государство могло только «чудо».

Тогда же и начались разговоры о «чудо-оружии», которое сможет изменить ход всей войны. Подобные слухи стали официально немецкой пропагандой, которая обещала народу Германии скорое изменение ситуации на фронтах. При этом достаточно эффективных в глобальном плане (ядерное и его аналоги) разработок в конечной стадии готовности в Германии не было. Поэтому руководство Рейха было вынуждено хвататься за любые сколько-нибудь значимые военно-технические проекты, которые были способны своей оригинальностью и необычностью наряду с оборонительными возможностями выполнять и психологические функции, внушая народу мысли о силе и мощи государства, которое способно создавать столь сложную технику. Именно в подобной ситуации и был создан и запущен в серию тяжелый истребитель танков – САУ «Ягдтигр». Jagdtiger стал самым тяжелым образцом серийной бронетехники производившейся в годы Второй мировой войны.

Новая САУ классифицировалась как 128-мм тяжелое штурмовое орудие. Основным ее вооружением должна была стать 128-мм пушка PaK 44, созданная на базе зенитного орудия Flak 40. Осколочно-фугасный боеприпас данного орудия имел большее фугасное действие, чем у аналогичной зенитки. Деревянной макет будущей САУ был представлен Гитлеру 20 октября 1943 года на полигоне Арис в Восточной Пруссии. САУ «Ягдтигр» произвела на фюрера благоприятное впечатление, и он отдал распоряжение о начале ее серийного выпуска в 1944 году.

Описание конструкции

Общая компоновка САУ Jagdtiger в целом повторяла танк «Королевский тигр». При этом нагрузка на шасси при выстреле возросла, поэтому шасси было удлинено на 260 мм. Отделение управления самоходкой находилось в передней части машины. Здесь находились главный фрикцион, механизм поворота и коробка передач. Слева от нее находились органы управления, приборная панель и место механика-водителя. Справа в корпусе был установлен курсовой пулемет и сиденье стрелка-радиста. Здесь же над коробкой передач и правой бортовой передачей находилась радиостанция.


В корпусе САУ «Ягдтигр» использовалось шесть типов плит толщиной от 40 до 150 мм. Верхний лобовой лист корпуса имел толщину в 150 мм., был сплошным и имел лишь одну амбразуру для установки курсового пулемета. В верхней части лобового листа корпуса был сделан специальный вырез, который обеспечивал механику-водителю лучший обзор из машины. Помимо этого в передней части крыши корпуса находились посадочные люки стрелка-радиста и механика-водителя.

Боевое отделение размещалось в средней части САУ. Здесь находилась бронированная рубка с орудием. Слева от орудия находились механизмы наведения, перископический прицел, сиденье наводчика. Сиденье командира располагалось справа от орудия. На полу боевого отделения и на стенках рубки был расположен боекомплект к пушке. В задней части рубки находились места для двух заряжающих.

В моторном отделении, расположенном в корме корпуса находилась двигательная установка, радиаторы системы охлаждения, вентиляторы, топливные баки. Моторное отделение было отделено от боевого перегородкой. На «Ягдитгре» устанавливался тот же двигатель, что и на танке PzKpfw VI «Тигр II» - 12 цилиндровый V образный (развал цилиндров 60 градусов) карбюраторный «Майбах» HL230Р30, который развивал максимальную мощность в 700 л.с. при 3 000 об/мин. (на практике число оборотов не превышало 2 500).


Следует отметить, что бронекорпус САУ «Ягдтигр» практически не претерпел изменений ни в части конструкции, ни в части бронирования. Борта рубки представляли одно целое с бортами корпуса и обладали одинаковой броней в 80 мм. Борта рубки имели наклон бронелистов в 25 градусов. Лобовой и кормовой листы рубки между собой соединялись «в шип», дополнительно усиливались шпонками, после чего обваривались. Толщина лобового листа рубки достигала 250 мм., лобовой лист рубки располагался под углом в 15 градусов. Пробить самоходу в лоб с дистанции более 400 метров не могло ни одно из противотанковых средств союзников. Кормовой лист рубки также имел толщину в 80 мм. В кормовом листе рубки находился люк для загрузки боекомплекта, демонтажа орудия и эвакуации экипажа, люк закрывался специальной двухстворчатой крышкой на петлях.

Крыша рубки была изготовлена из 40-мм бронелиста и крепилась к корпусу при помощи болтов. Спереди справа в ней находилась вращающаяся командирская башенка со смотровым прибором, который был прикрыт П-образной броневой скобой. Перед башенкой в крыше рубки имелся лючок для установки стереотрубы. За командирской башенкой находился люк для посадки/высадки командира, а слева от него амбразура перископического прицела орудия. Помимо этого здесь было смонтировано устройство ближнего боя, 4 прибора наблюдения и вентилятор.

В амбразуре лобового листа рубки, прикрытой массивной литой маской, монтировалось 128-мм орудие StuK 44 (или Pak 80). Начальная скорость бронебойного снаряда данного орудия составляла 920 м/с. Длина орудия равнялась 55 калибрам и составляла (7 020 мм). Полная масса – 7 000 кг. Пушка имела клиновой, горизонтальный затвор, который на ¼ был автоматизирован. Открытие затвора и экстрактирование гильзы осуществлял наводчик, а после досылания снаряда и заряда затвор закрывался автоматически.


Орудие было смонтировано на специальном станке, который был установлен в корпусе самоходки. Углы вертикальной наводки составляли от -7 до +15 градусов, горизонтальные – 10 градусов в каждую сторону. Противооткатные устройства находились над стволом орудия. Предельная длина отката равнялась 900 мм. Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами составляла 12,5 км. Орудие StuK 44 отличалось от своего прародителя зенитного орудия Flak 40 раздельно-гильзовым заряжанием. В достаточно тесной рубке САУ с громоздкими унитарными боеприпасами просто было бы не развернуться. Для ускорения процесса заряжания в экипаже САУ Jagdtiger было 2 заряжающих. В то время как один из них отправлял в камору орудия снаряд, второй подавал гильзу с зарядом. Несмотря на наличие двух заряжающих скорострельность орудия находилась на уровне 2-3 выстрела в минуту. Боекомплект орудия состоял из 40 выстрелов.

Перископический прицел WZF 2/1, используемый на самоходке, имел 10-кратное увеличение и поле зрения в 7 градусов, с помощью данного прицела можно было поражать цели на удалении в 4 км.

Вспомогательное вооружение «Ягдтигра» состояло из курсового пулемета MG 34, который был расположен в специальной шаровой установке в лобовом листе корпуса. Боекомплект пулемета составлял 1 500 патронов. Дополнительно на крыше рубки был установлен специальный 92-мм противопехотный гранатомет – оружие ближнего боя. На машинах позднего выпуска на крыше рубки устанавливался также специальный кронштейн для установки зенитного пулемета MG 42.


Эпопея с подвеской

Сборка ходовой САУ Jagdtiger (как и самого танка Тигр II) была самой трудоемкой операцией, которая существенно задерживала процесс производства. Именно поэтому конструкторским бюро Фердинанда Порше в порядке частной инициативы было сделано предложение об использовании на данной САУ подвески, аналогичной той, что устанавливалась на ПТ-САУ «Фердинанд».

Ее особенностью было то, что торсионы находились не внутри корпуса, а снаружи внутри специальных тележек. Каждый из таких продольно расположенных торсионов обслуживал по 2 опорных катка. Выигрыш в массе при использовании такой подвески составлял 2 680 кг. Помимо этого, установка и закручивание торсионов стандартной подвески фирмы Хеншель было возможно только в собранном корпус, в строгой последовательности при применении специальной лебедки. Замена балансиров подвески и торсионов могла выполняться только в заводских условиях. Сборка же подвески конструкции Порше могла выполняться отдельно от корпуса, а монтаж осуществлялся без использования специального оборудования. Ремонт и замена узлов подвески могли осуществляться во фронтовых условиях и не представляли особых трудностей.

Всего с подвеской конструкции Порше было изготовлено 7 машин (5 серийных образцов и 2 прототипа), первый «Ягдтигр» с подвеской Порше вышел на испытания даже раньше, чем САУ с подвеской Henschel. Тем не менее, не смотря на все преимущества подвески Порше, по рекомендации Управления вооружений в серию пошла другая машина. Главной причиной были более чем натянутые отношения между известным конструктором и чиновниками министерства, а также поломка одной из тележек в ходе испытаний, которая, к слову, произошла по вине компании изготовителя. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что в Управлении вооружений хотели добиться максимальной унификации между САУ и танком «Королевский тигр».

Ягдтигр с подвеской конструкции Порше на ж/д платформе


В итоге ходовая часть серийного «Ягдтигра» состояла из 9 цельнометаллических сдвоенных опорных катков, имеющих внутреннюю амортизацию (на каждый борт). Катки были расположены в шахматном порядке (5 во внешнем ряду и 4 во внутреннем). Размеры катков составляли 800х95 мм. Подвеска их была индивидуальной торсионной. Балансиры передних и задних катков оснащались гидравлическими амортизаторами, которые находились внутри корпуса.

Всего за период с июля по апрель 1945 года в Германии было собрано от 70 до 79 подобных самоходок, поэтому о каком-либо массовом их применении не было и речи. Чаще всего САУ «Ягдтигр» вступали в бой повзводно, или поштучно, входя в состав наспех сформированных боевых групп. Ходовая часть машины была слишком перегруженной, что приводило к низкой подвижности и частым поломкам. По этой причине в конструкции САУ предусматривалась установка двух стационарных подрывных зарядов. Один находился под казенником пушки, второй под двигателем. Большая часть САУ была уничтожена своими же экипажами, при невозможности отбуксировать машину в тыл. Применение «Ягдтигров» носило эпизодический характер, но любое их появление в бою было большой головной болью для союзников. Установленная на САУ пушка позволяла без проблем поражать любой танк союзников с запредельной дистанции в 2,5 км.

Тактико-технические характеристики: Jagdtiger
Масса: 75,2 т.
Габаритные размеры:
Длина 10,654 м., ширина 3,625 м., высота 2,945 м.
Экипаж: 6 чел.
Бронирование: от 40 до 250 мм.
Вооружение: 128-мм пушка StuK44 L/55, 7,92-мм пулемет MG-34
Боекомплект: 40 снаряда, 1500 патронов.
Двигатель: 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL HL230Р30, мощностью 700 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 36 км/час, по пересеченной местности – 17 км/час
Запас хода: по шоссе – 170 км., по пересеченной местности – 120 км.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...