Же целей что и. Что такое цель? Основные свойства цели

Любая организация создается для достижения целей. И управление по целям как технология менеджмента начинается с осознания и формулирования целей организации. Это никем не оспаривается. Но что же это такое - цель?

Обратимся сначала к классике. В Толковом словаре живого великорусского языка Владимир Иванович Даль дает такое определение: «Цель - желанье, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть. Цель есть начало или корень дела, побужденье; за ним идет средство, способ, а вершит дело цель, достиженье ее». Интересно и оригинально. В другом авторитетном источнике - Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона - находим: «Цель есть представление, которое человек стремится осуществить». Коротко и ясно. Похожее и хорошее определение дано в книге А.Г. Асмолова «Психология личности»: «Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека».

Все это правильно и сомнению не подлежит. Теоретически. Но практически цели разными людьми понимаются по-разному. В практике управления могу выделить два подхода к определению целей.

Первый подход - цель понимается как представление об идеальном состоянии или желаемых изменениях . Например, максимизация прибыли, рост объема продаж, сокращение издержек, увеличение производительности труда, уменьшение текучести персонала, выполнение проекта и т.д. В такой формулировке цель определяется как некий вектор , т.е. направление изменения, но при этом не уточняется, в какой момент происходит достижение цели. И именно так, чаще всего, формулируются цели руководителями в начальной стадии целеполагания. Ведь, чтобы понять, чего мы планируем достичь, надо сначала понять, чего мы хотим или должны делать в принципе, в каком направлении двигаться и развиваться. Это цели-функции , описывающие желаемый полезный эффект от деятельности организации.

Второй подход - цель понимается как планируемый результат деятельности . В этом случае в формулировке цели указывается конкретный полезный эффект, к которому мы стремимся, и требуемые затраты ресурсов и времени для его достижения. Например, в следующем месяце увеличить выручку предприятия на 5%, в течение года повысить удовлетворенность клиентов до уровня 85%, выполнить все работы проекта без претензий заказчика в установленный срок при соблюдении установленного бюджета. Это цели-результаты . Они формулируются на основе функций. Результаты - это «оцифрованные» функции.

Именно к таким целям-результатам применимы известные правила SMART. Вспомним о них. Вообще, одно из значений слова «smart» в переводе на русский язык - это быстрый, проворный. Так, выражение « to make a smart job of it » означает «быстро и хорошо выполнить работу». Так что, эта аббревиатура не случайна. Если придерживаться правил SMART, то, скорее всего, работа на самом деле будет выполнена быстро и хорошо. Итак, что же это за правила?

Правило первое - цели должны быть КОНКРЕТНЫМИ (S pecific ), т.е. четкими, недвусмысленными и понятными. Формулировать цель надо на простом языке и при этом полезно убедиться, что сотрудник ее понял. Например, вместо «подготовьте управленческую отчетность о вашей деятельности за предыдущий отчетный период и предоставьте мне для проверки в соответствии с установленным регламентом документооборота», лучше сказать: «Чтобы отчет о работе за прошлый месяц лежал у меня на столе сегодня к 18.00». При этом неплохо, если сотрудник повторит задачу вслух.

Правило второе - цели должны быть ИЗМЕРИМЫМИ (M easurable ) . Чтобы оценить выполнение задачи, необходимо уметь измерить полученный результат - количественно или, хотя бы, качественно. С количественной оценкой вроде бы все ясно. Например, если поставлена задача «К концу квартала уменьшить просроченную дебиторскую задолженность на 9%», то надо просто вести бухгалтерский учет и контролировать просроченную дебиторку. А если объективных количественных показателей для измерения результата нет? Значит, надо оценивать субъективно по качественным показателям. Например, если поставлена цель «В течение месяца разработать качественные должностные инструкции на всех сотрудников отдела», то качество этих самых инструкций можно (и нужно) оценивать только субъективно. Примерно так же, как учитель в школе ставит оценки своим ученикам.

Правило третье - цели должны быть СОГЛАСОВАННЫМИ (A greed ). Здесь речь идет о согласовании цели между работником и руководителем. Это означает, что работник должен не только понять, что от него требуется, но и психологически принять эту цель или задачу к исполнению. В ходе согласования могут проясняться какие-то детали и тонкости выполнения. Кроме того, руководитель должен убедить и мотивировать работника на качественное исполнение работы и достижение цели. Простые приказы, рассчитанные на слепое повиновение и страх наказания, достаточны только для очень узкого круга людей, обладающих ярко выраженной мотивацией избегания. А таких людей в организациях не более 10-15%.

Правило четвертое - цели должны быть РЕАЛИСТИЧНЫМИ (R ealistic ), т.е. достижимыми и подвластными этому человеку. Понятно, что в противном случае мотивации на достижение цели не будет. «Зачем я буду напрягаться, если все равно не успею (или это от меня не зависит, или у меня не хватит ресурсов)?» - подумает сотрудник и будет прав. Если подчиненный сомневается, то реалистичность задачи надо доказать в ходе согласования (см. предыдущее правило). Безусловно, реалистичность должна быть обоснованной, а не кажущейся. Мало ли, что нам может показаться...

Правило пятое - цели должны быть ОГРАНИЧЕННЫМИ ВО ВРЕМЕНИ (T imebound ), т.е. быть завершенными к определенному моменту. Это самое простое правило, но о нем руководители почему-то часто забывают. Наверное, думают, что это само собой разумеется. А подчиненные думают по-другому и откладывают решение задачи на неопределенный срок. Зачем спешить, если время не назначено! Конечно, опытные подчиненные сами напомнят руководителю: «а когда это надо сделать?». Ведь потом, когда придет пора отчета, попробуй, докажи своему начальнику, что он не определил сроки! Уж очень это хлопотно и неприятно. Лучше сразу все выяснить.

Так что, перед тем, как формулировать цель организации, подразделения или сотрудника, ее надо «протестировать» с помощью этих правил. Со временем это войдет в привычку и станет важным управленческим навыком. Лучше потратить лишние пять минут на правильную постановку цели, чем потратить пять часов (дней, месяцев, лет и т.д.) на устранение последствий ее неправильного решения.

SMART - известная и простая методика. Но достаточно ли этих пяти букв, чтобы сформулировать цель качественно? Думаю, нет. Для этого требуется более глубокое знание латинского алфавита. Как минимум, необходимы еще три буквы:

V - цели должны соответствовать ЦЕННОСТЯМ (V aluables) и ВИДЕНИЮ (V ision) организации.

I - цели должны быть ВДОХНОВЛЯЮЩИМИ (I ncentive), привлекательными и заманчивыми для сотрудников организации.

P - цели должны быть согласованы с оперативными и стратегическими ПЛАНАМИ (P lans) организации.

Если к SMART-правилам добавить VIP-правила, то мы получаем более полный набор требований, предъявляемых к правильной постановке целей. Все перечисленные правила не догма и даже не руководство к действию, но о них полезно помнить, если мы хотим управлять целями организации и управлять организацией с помощью этих целей.

В очередной раз в попытках осмысления того, чем занимаются мои маркетинговые подчиненные понял, что у них есть непонимание разницы между целью и задачей , а так же сознательная или неосознанная путаница между личными целями специалистов и целями компании. Поделюсь и с Вами тем, что вынужденно рассказал им.

Что такое задача, и что такое цель?

Цель - это конечный желаемый результат.

Цель определяется в процессе планирования и регулируется функциями управления.

Задача - проблемная ситуация с явно и заранее заданной целью.


Задача отвечает на вопрос «как сделать?», возникает в силу понимания проблемы, возникшей на пути к цели. Задача определяет план работ для решения задачи, для достижения цели в итоге. У маркетолога, как правило, есть много задач. Все задачи специалистов маркетинга мы делим на три вида:
  • текущие задачи (встречи, мероприятия, поручения, совещания и т. п.);
  • ключевые задачи, то есть очень важные задачи, которым можно присвоить высокий приоритет;
  • этапы, вехи – время, дата к которой должны быть выполнены некие работы, задачи проектов с длительностью, равной нулю;

Что различает цели и задачи?

Далеко не все умеют ставить цели, зачастую цели путают с задачами, проектами и наоборот. Предлагаю разобраться в этом лишь на первый взгляд несложном вопросе.

Все, что мы сейчас делаем, – это решение определенных задач, сформулированных и поставленных накануне. Достигаемый в результате решения задач результат – это отражение цели (100% ее достижение, или частичное), которая была поставлена.

  • Если задаете вопрос «что хотите?» – ставите цель
  • Если описываете проблему, что хотите в связи с ней, задаете вопрос «что сделать?» – формулируете задачу
  • Если озадачены вопросом «как сделать?» - это пытаетесь составить план .

Любая конкретизация, "обсасывание" цели неизбежно превращается в набор задач. Дело в том, что как только поставили цель, сразу же становится понятно, что проблем на пути к ней будет дофига!

Но, если цель не будет конкретной и облеченной в форму набора задач (будет слишком общей), она будет просто идеей, маркетинговой фантазией, прожектом.

Если менеджер по маркетингу считает целью освоение маркетинговых технологий, получение новых знаний в области торгового маркетинга и получения опыта взаимодействия с клиентами, BTL-агентствами, то это ли явяляется целью его работы?

Успеть разработать буклет к выставке - это задача. Успеть разработать, напечатать - это многоступенчатая задача. А участие в выставке - цель? Нет! Это коллективная задача тех кто разрабатывает буклет, готовит выставку, привлекает на ивент дилеров и знакомит их с новинками продукции.

А цель? Раскрутить новинку? Ну это не конкретно и похоже на прожект. У "раскрутки" должны быть SMART показатели . Вот продажа первой пробной партии новинок всем дилерам может быть локальной целью.

Хочется верить в то, что в отличии от моих подчиненных ваши сотрудники идут к намеченным вами целям. Но при этом они ставят и свои собственные жизненные цели, которые хотят достигнуть на каждой конкретной позиции. И еще одно очень важное: цели, определенные Вами, не должны противоречить целям, которые определил для себя сотрудник.

Цели и решения Кийосаки Роберт Тору

Что такое цель? Цель – это то, чего вы планируете достичь

Что такое цель?

Цель – это то, чего вы планируете достичь

Попросту говоря, цель – это нечто такое, к чему вы стремитесь. Возможно, ваша цель состоит в том, чтобы в течение двенадцати месяцев приобрести какой-то инвестиционный объект или за два года обеспечить себе ежемесячный доход в размере 5 тысяч долларов.

В любом случае поставленная цель должна подразумевать план действий. Нет ничего более бесполезного, чем цель, отложенная в долгий ящик и не приводящая ни к каким действиям. Такая цель – это всего лишь мечта. А мечты, за которыми не следуют действия, не имеют никакой реальной силы.

Из книги ИСТИНА в тезисах автора Мороз Юрий

Цель. Нет, вы как хотите, а то, что у нас в правительстве дураки и что у страны должна быть стратегия (цепочка целей) не знают, для вас не является разрешением на то, чтобы тоже дураком быть.Они-то свое будущее обеспечили. Дураки дураками, а свой интерес блюдут – вы то свое

Из книги Синдром стога сена автора Голдратт Элиягу М.

2. Чего пытается достичь компания? "Качество ґ- в первую очередь". "Производственные запасы - замороженные деньги". "Сбалансированный поток вместо полной загрузки". Это всего лишь некоторые из девизов, которые скандируются организациями индустриального менеджмента. В

Из книги Утерянное искусство красноречия автора Доуиз Ричард

Чего нужно достичь во вступлении Эффективное вступление – настоящая проблема для спичрайтера. В нем нужно успеть за короткое время достичь сразу нескольких целей: Вступление должно помочь оратору найти общий язык с аудиторией, установить раппорт. Для этого

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Цель Диаграмма разрешения конфликтов создается, чтобы:? удостовериться в существовании конфликта;? найти скрытый конфликт, лежащий в основе ключевой проблемы;? разрешить существующий конфликт;? выработать решения, при которых удается сохранить баланс интересов всех

Из книги Великолепная команда. Что нужно знать, делать и говорить для создания великолепной команды автора Миллер Дуглас

Цель Дерево будущей реальности строится для того, чтобы:? проверить действенность идеи до того, как будут затрачены силы, время и деньги на ее реализацию;? определить, приведут ли задуманные нами изменения системы к желаемым результатам и не возникнет ли при этом

Из книги Великолепный коучинг. Как стать блестящим коучем на своем рабочем месте автора Старр Джули

Цель Дерево перехода строится для того, чтобы:? обнаружить препятствия на пути выполнения какой-либо задачи (в том числе на пути реализации нестандартного решения);? найти способы (или условия) преодоления либо нейтрализации препятствий;? оптимизировать

Из книги Сознательный капитализм. Компании, которые приносят пользу клиентам, сотрудникам и обществу автора Сисодиа Раджендра

Цель План преобразований строится для того, чтобы:? разработать пошаговую инструкцию реализации планов;? составить удобную маршрутную карту процесса преобразований;? отслеживать отклонения от выбранного курса в ходе продвижения к заданной цели;? донести план действий

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Цель ДБР и ППР В главе 5 мы говорили, что ДБР – это тестирование плана «в лабораторных условиях» с целью выяснить, действительно ли он приведет к желаемым результатам и не породит ли новых проблем, нежелательных побочных явлений.Цель ППР – практическое применение

Из книги Как приготовить клиента к сотрудничеству автора Смирнов Сергей

Цель Четко осознавайте цели команды. Вы должны предвидеть некоторые события – не полагайтесь на то, что вам сообщат об этом другие. Обособленный стиль жизни и поведения может, конечно, иметь свои преимущества, но он вряд ли сыграет на руку

Из книги автора

Чего вы хотите достичь Проанализировав то, чего вам уже удалось достичь, теперь вы можете подумать о том, насколько хотите развить свои навыки коучинга. Вы можете получить удовольствие от возможности перехода к коучингу как к постоянной модели поведения в рабочей

Из книги автора

Что такое цель? Каждый сознательный бизнес имеет высшую цель, которая призвана ответить на фундаментальные вопросы, например: зачем мы существуем? почему нам нужно существовать? что мы хотим достичь? чем мы улучшаем мир? чего бы не было без нас? Цель компании – это тот

Из книги автора

ЦЕЛЬ Цель стратегий ЧР – руководство разработкой и внедрением программ УЧР. Они представляют собой средство, с помощью которого можно сообщить всем заинтересованным лицам в организации, как будет осуществляться управление человеческими ресурсами. Стратегии ЧР

Из книги автора

ЦЕЛЬ Если мы желаем применять эмпирический и соответствующий обстоятельствам подход к созданию организации, как это отмечалось ранее, то цель планирования организации можно определить как оптимизацию мероприятий по ведению конкретного бизнеса. Для того чтобы сделать

Из книги автора

ЦЕЛЬ Для наличия уверенности в том, что уровни оплаты в компании конкурентоспособны, необходимо отслеживать рыночные ставки по видам работ, имеющимся на данном предприятии, особенно по тем, которые наиболее подвержены давлению рынка из-за факторов дефицита. Иногда это

Из книги автора

ЦЕЛЬ Цель данного исследования – узнать ваше мнение о существующей системе оплаты и процессе оценки показателей работы в XYZ Ltd. Ваше мнение и замечания других сотрудников компании, которых просят заполнить этот опросный лист, внесут ценный вклад в работу, проводимую в

Из книги автора

18. Эксклюзивный договор - не цель, цель - доверительные отношения Многие агенты не понимают, что договорные отношения накладывают определенные обязательства на каждую сторону. Поставьте себя на место клиента. Хотели бы вы взять на себя обязательства, когда другая

цель

ж. мета, предмет, в который кто метит, наводит, старается попасть; цель для стрельбы, мишень, с раскрашенными кругами, коих средина сердце или яблоко. Метил в цель, а попал в пень.

Цель, на стрельном оружии, мушка, шипок на дуле для наводки по резке, мишени на казеннике, по прицелу.

*Конечное желанье, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть. Без цели ничего не делают. У него была добрая цель, да не так вышло. Цель, начало или корень дела, побужденье; за ним идет средство, способ, а вершит дело конец, цель, достиженье ее. Целить во что, направлять, наводить, метить, желая попасть; стараться угодить;

Стремиться к чему, хотеть достигнуть чего, намереваться; метить самому куда, на место, в чин и пр. Целиться, страдат.

Целить, намеряться чем. В птицу на лету целься на полдлины ее вперед. Прямым выстрелом вернее целиться, чем навесным. И нацелился, да промахнулся. Прицелься повернее. Целенье ср. цельба ж. действие по глаголу. Цельный выстрел, с прицелу, т. е. куда-нибудь наведенный. Целкий стрелок, меткий, верно попадающий; целкость ж. уменье это. Целесообразный, отвечающий цели, намеренью, хотению; удовлетворяющий последствиями своими видам.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

цель

цели, ж. (обл.). Целина, целик.

цель

цели, р. мн. целей (целей простореч.), ж.

    Предмет, место, в к-рое стреляют или должны Попасть при стрельбе, мишень. Попасть в цель. бить мимо цели. бить в цель (ср. бить). Стрельба по закрытым целям.

    Тоже, что мушка 2 (устар.).

    перен. То, к чему стремятся, что намечено Достигнуть, предел, намерение, к-рое должно осуществить. - Конечная цель партии - свержение капитализм и установление социализма. Ближайшая цель - свержение царизма и установление демократических порядков. История ВКП(б). Работая, мелочи соразмеряй с огромной поставленной целью. Маяковский. Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей. Гончаров. В новый путь... пошел без цели я тогда. Некрасов. Ставить что-н. своей целью. Преследовать какую-н. цель. Иметь своею целью что-н. Достигнуть цели. С практической целью. для практических целей. С целью чего и с инф. или (нов.) в целях чего - для; для того, чтобы. Поехать с целью осмотра местности или с целью осмотреть

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

цель

    Место, в к-рое надо попасть при стрельбе или метании. Попасть в ц. (также перен.: сказать или сделать что-н. точно, верно, именно так, как надо). Самолеты вышли на ц. Воздушная и. Движущаяся ц. Бить ей, ялн мимо цели (также перен.: поступать, говорить точно, верно, именно так, как надо или, напротив, не так, как нужно, без пользы).

    Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Его и, - учиться. Ставить себе что-н. целью. Благородная ц. Достичь цели. Имела цельно что-н. Ц. оправдывает средство (афоризм). * В целях чего, предлог с род. п - имея целью, задачей что-н., для чего-н Эксперимент в целях проверки. В целях силы. 2. Устройство, создающее перегрузки под действием центробежной силы (для испытания аппаратуры, тренировки летчи- ] ков, космонавтов).

    прил. центрифугальный -ая -ое

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

цель

    1. Предмет, место, в которое направляют выстрел, бросок, удар.

    1. перен. То, к чему стремятся, чего хотят достигнуть.

      Намеченный пункт, предел.

      Поставленная задача, определенное намерение.

      Назначение, смысл чего-л. предпринятого.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

цель

идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. В условном смысле термин "цель" используется в биологии и кибернетике.

Цель

один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и Ц.; осуществление Ц. является процессом преодоления этого несоответствия.

Наиболее значительное в античной философии учение о Ц. развил Аристотель, толковавший Ц. как «то, ради чего» нечто существует. Распространяя представление о Ц., характерной для человеческой деятельности, на природу, Аристотель трактовал Ц. как конечную причину бытия (causa finalis). В средневековой философии подлинная Ц. бытия усматривалась в Ц. вечного божественного разума; преобладала телеологическая трактовка истории и природы как осуществляющих божеств. Ц. (см. Телеология).

В новое время сложилась рационалистическая трактовка деятельности человека как целенаправленного процесса. И. Кант связывал Ц. со сферой практического разума, свободной нравственной деятельности человека; он различал технические Ц. (относящиеся к умению), прагматические Ц. (относящиеся к благу, содержанию поступков) и категорический императив (относящийся к общеобязательному принципу поступков человека). В философии Ф. Шеллинга и Г. Гегеля учение о Ц. носило характер объективной телеологии. Рассматривая Ц. как одну из форм объективации духа, Гегель превращал природу и историю в средства реализации в мире «абсолютного духа», т. е. телеология у Гегеля была связана с теологией. Вместе с тем в рамках объективного идеализма Гегель пытался раскрыть диалектику Ц., средств и результатов деятельности, выдвинул идею о несовпадении Ц. и результатов деятельности (о т. н. хитрости разума).

Кризис буржуазной идеологии нашёл своё отражение в критике понятия Ц. как рационалистической трактовки человеческого бытия, в попытках переосмысления его содержания. Для буржуазной философии 20 в. характерны: отказ от интегративной функции понятия Ц. как следствие абсолютизации расхождения между Ц. и результатами (В. Вундт); признание исходной схемой изучения человеческого поведения не целенаправленного изменения, а приспособления к среде (прагматизм , бихевиоризм); выдвижение иных способов интеграции человеческой деятельности (понятие ценности в неокантианстве). Противопоставление причинности и Ц. привело буржуазную философию к индетерминизму, к отрицанию объективной обусловленности Ц. человеческой деятельности (что особенно характерно для экзистенциализма).

Усматривая в Ц. один из элементов деятельности человека, преобразования окружающего мира, марксизм подчёркивает объективную обусловленность Ц.: «... цели человека порождены объективным миром и предполагают его... « (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 171). Понимая Ц. как отражение объективных потребностей, марксизм трактует её как «... идеальный, внутренне побуждающий мотив производства...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 717). Ц. как закон определяет способ и характер действий человека (см. К. Маркс, там же, т. 23, с. 188). Она выступает как определённый механизм интеграции различных действий в систему Ц., средство и результат. Ц. ≈ это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Исследование диалектики Ц., средств и результатов как частного случая диалектики материального и идеального позволило рассмотреть Ц. как идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность ≈ как сложный процесс осуществления Ц., выбора оптимального пути среди возможных альтернатив и планирования деятельности. В марксизме предложена определённая типология Ц. ≈ индивидуальных и социальных, стратегических и тактических, конкретных Ц. и идеала.

Марксизм решительно отвергает порочный тезис «цель оправдывает средства». Исторический опыт показывает, что применение антигуманных средств для достижения человечной Ц. приводит к обесчеловечиванию самой Ц., к подмене её ложной целью. Маркс писал: «... цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель» (там же, т. 1 с. 65).

В современной науке интерес к понятию Ц. характерен для кибернетики (использующей принцип обратной связи), физиологии активности, теории систем (в частности, теории т. н. целеустремлённых систем). См. также ст. Целесообразность.

Лит.: Маркс К., Нищета философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; его же. Экономическо-философские рукописи 1844 г., там же, т. 42; Ленин В. И., Философские тетради, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29; Трубников Н. Н., О категориях «цель», «средство», «результат», М., 1968; Акофф Р. Л., Эмери Ф. И., О целеустремленных системах, пер. с англ., М., 1974; Методологические проблемы исследования деятельности, «Тр. Всес. н.-и. института технической эстетики. Эргономика», 1976, в. 10; Макаров М. Г., Категория «цель» в марксистской философии и критика телеологии, Л., 1977; Luhimann N., Zweckbegriff und Systemrationaität, Tübingen, 1968; Taylor R., Action and purpose, N. Y., 1973.

А. П. Огурцов.

Википедия

Цель

Цель - идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат , на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого результата.

Цель (кибернетика)

Цель (кибернетика) - желаемое состояние кибернетической системы, достигаемое в управляемом процессе развития системы. Состояние системы, как и её траектория в пространстве состояний, оценивается с точки зрения их соответствия или несоответствия цели. Математически выражением такой оценки является целевая функция , целевой функционал или критерий качества системы, критерий оптимизации.

Цель (значения)

Цель:

  • Цель - многозначный термин.
  • Цель - желаемое состояние кибернетической системы, достигаемое в управляемом процессе развития системы.
  • Цель - субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности.

Цель (психология)

"""Цель (психология) """ - субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Цель может существовать в форме знания, представления или даже восприятия. В психологической теории деятельности цель по отношению к мотиву выступает как его конкретизированная, наглядная форма.

Цель (фильм)

  • Цель - советский приключенческий фильм 1980 года, режиссёр Гено Ходжава
  • Цель - индийская криминальная драма 1987 года, режиссёр Махеш Бхатт
  • Цель - американский фильм-драма 2002 года, режиссёр Алан Эри Лазар
  • Цель - индийский боевик 2007 года, режиссёр Васу Олети
  • Цель - индийский фильм-драма 2010 года, режиссёр Раджа Чанда

Примеры употребления слова цель в литературе.

Любители использовать их во враждебных Советскому Союзу целях всегда бы нашлись, а вот здесь таких граждан, которые их бы не тронули и не дали бы тронуть, пожалуй, встретить очень и очень трудно.

Налага се да чакам до утре, а утре тя дълго ще си спомня кой беше този Лев Абалкин и после, като си спомни, с въздишка ще каже, че нищо не е чувала за него ето вече цели двайсет и пет години.

Когда они пересекли замерзшую реку, аббатиса достигла конечной цели своего путешествия и теперь теребила покров, который везла с собой.

Доктор Аббот несколько лет назад предпринял путешествие по Европе с целью выявления очагов проказы.

Он сочувствовал идее аболиционизма, но не решался радикальными мерами восстановить против себя рабовладельцев Между тем среди офицеров-республиканцев сложился заговор с целью установить в стране республику и отменить рабство В 1888 г.

Даже когда у ребенка нет никакой цели , желания приспособиться, выразить себя, когда им не движет какой бы 74 Абрахам Маслоу.

Парламентский режим казался мне позором рода людского, символом увядания человечества, обескровленного, отказавшегося от страстей и убеждений, утратившего абсолют, лишенного будущего, ограниченного во всех отношениях, неспособного возвыситься до той высшей мудрости, которая учила меня, что целью дискуссии может быть только полное изничтожение оппонента.

ГИСТАДРУТ, полиция, суды, муниципалитеты со своими чиновниками, организация защиты прав потребителя, адвокатура, СОХНУТ, Министерство Абсорбции, прочие государственные и общественно-государственные организации, иные структуры - все они против новых иммигрантов, все они не только не защищают их, но, наоборот, при ЛЮБОЙ возможности готовы немедленно стать тем окриком, шлепком, кнутом или нагайкой, которые в отношении новых иммигрантов служат единственной цели : уничижения последних.

Некоторые из сооружений были заселены или использовались для каких-то целей , другие, как казалось, не имели даже входа и являлись по сути абстракционистскими скульптурами.

Его абстракции и служат совершенно определенно той цели , чтобы уловить при помощи общего понятия все беспорядочное и сменяющееся и уложить в пределы закономерности.

Бодхисаттва Авалокитешвара олицетворяет всевидящее сострадание, которое приходит естественно, но не слепо, а глубоко осмысленно, всегда достигая цели .

В этих условиях мы считаем, что акции, подобные оккупации административной башни Нантера, следует расценивать как авантюристские провокации, результат -- если не цель которых -- пособничество полицейским силам голлизма, стремящимся обезглавить студенческое профсоюзное движение.

Истребители стали более четко взаимодействовать с зенитной артиллерией, они действовали на высотах, недосягаемых для артиллерии, использовали светлый фон над целью , созданный светящимися авиабомбами, выслеживали на этом фоне силуэты наших самолетов, подавали сигнал зенитчикам прекратить огонь и шли в атаку.

По наземным и надводным целям летчик может нанести удар ракетами с телевизионным и телекомандным наведением, управляемыми или неуправляемыми авиабомбами, бомбовыми кассетами и реактивными снарядами.

Три ракеты удалось перехватить пилотам истребителей, остальные попали в цель - авианосец не ждал нападения.

Цель

ЦЕЛЬ -и; ж.

1. Объект для попадания при стрельбе или метании. Воздушная ц. Движущаяся ц. Выйти на ц. Стрелять в ц., по цели. Точно выбрать, поразить ц. Целью поражения служат военные объекты и живая сила противника. Попасть в ц. (также: сказать или сделать что-л. точно, верно, как надо). Бить в ц. (также: говорить или поступать точно, наверняка, как надо). Бить мимо цели (также: говорить или поступать не так, как нужно; бесцельно, бесполезно).

2. Заранее намеченный пункт следования. А вот и заповедник - ц. нашего путешествия. Мы уже у цели: это же вершины Кавказа. Осталось всего двадцать километров: мы недалеко от цели.

3. То, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача, основной замысел. Добиться своей цели. Поставить перед собой ц. Иметь ц. Сделать целью что-л. Преследовать одну и ту же ц. Ближайшая, конечная ц. развития общества. Ц. переговоров. Высокие, благородные цели. Ц. оправдывает средства. Каковы цели современного искусства? Есть ли у тебя ц. в жизни?

4. Намерение, желание. Бродить по улицам без всякой цели. У меня не было цели обидеть Вас.

С це́лью чего. в зн. предлога (с инф.) Для чего-л. Нанести визит с целью подписания договора. Пришёл с целью поговорить. В це́лях чего, каких. в зн. предлога. Для чего-л. Усилить контроль на дорогах в целях безопасности движения. Собрали всех в каких-то важных целях. С той целью, чтобы. в зн. союза. Затем, чтобы. Явился с той целью, чтобы разузнать подробности. Целево́й (см.).

цель

мысленно предвосхищаемый результат деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия человека. В философии Аристотеля - одна из четырёх причин (лат. causa finalis - конечная причина), «то, ради чего» совершается нечто. Полагание цели и выбора допустимых средств её осуществления - одна из основных проблем этики.

ЦЕЛЬ

ЦЕЛЬ, идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс.
Понятие цели в античной философии
Как философская проблема, понятие «цель» возникает в греческой философии начиная с эпохи Сократа. Досократовская философия практически не оперирует понятием цели, подчеркнуто противопоставляя мифологическим построениям свой метод объяснения бытия через понятие причины, принимая лишь мифологему безличной судьбы. В этот период слово «цель» чаще всего в философских текстах означает «конец», «завершение». У софистов (см. СОФИСТЫ) - оппонентов досократовской «физики» - возникает критическое отношение к безличному детерминизму. Сократ (см. СОКРАТ) делает классификацию целей людей и богов одной из своих тем. Платон (см. ПЛАТОН (философ)) вкладывает в уста Сократа рассуждение о различии «причинного» и «целевого» подходов (Phaed.96а-100а), в котором «бессмыслицей» называется физический детерминизм и утверждается, что «в действительности все связуется и удерживается благом и должным».
Платоновская теория идей базируется в значительной степени на открытой и описанной Платоном (см. ПЛАТОН (философ)) способности идеальной структуры быть целью и смыслом для вещественного мира становления. Кроме «Федона», важен в этом отношении «Тимей» с его учением о Демиурге (см. ДЕМИУРГ) , творящем мир исходя из принципа блага (особенно см. 68е: о «вспомогательных», «необходимых» физических причинах и «божественных», целевых, направляющих вещи к благу), и VI-VII кн. «Государства», где дается онтологическое обоснование идеи блага как высшей цель всего сущего. Аристотель (см. АРИСТОТЕЛЬ) выдвигает учение о четырех причинах сущего (Phys. II,194b-195a; Met. 1013a-1014a), в котором рядом с материальной, формальной и движущей находится целевая причина (в схоластике - causa finalis). Без целевой причины, по Аристотелю, невозможно объяснение способа существования живых организмов. Этический аспект выбора цели разносторонне рассмотрен Аристотелем в «Никомаховой этике» (напр., 1112а). Развивая свое учение о цели, Аристотель использует понятие энтелехии, имея в виду актуализацию, осуществление внутренней цели того или иного существа (Met.1047а30). Например, душа есть энтелехия тела (De an. 412a27). В «Метафизике» Аристотель развивает учение о божественном разуме как конечной цели бытия. В эллинистической философии происходит плавная модификация понятия цели, заключающаяся отчасти в попятном движении от платонизма к сократовским школам, отчасти – в перенесении этического целеполагания из социально-космической в морально-психологическую сферу: например, идеал «атараксии» (абсолютной невозмутимости) - это цель для индивидуума, но со стороны полиса или космоса идеал «не виден», поскольку «совершенный» внешне индивидуум включен в чужое для него целеполагание объективного мира.
Понятие цели в христианской философии
Вместе со становлением духовной культуры христианства в философию приходит третий тип отношения к цели: в спор детерминизма и телеологии вступает волюнтаризм как учение о способности к свободному самоопределению воли. Свободная воля не исключает цель, но не принимает ее объективную данность, не прошедшую через акт волевого выбора. Сложная диалектика закона, благодати и свободы во многом была обусловлена новым представлением о спасении как цели. Христианину нельзя получить спасение как случайный подарок эллинистической Тюхе (удачи), или как заработанную оплату добродетели, или как результат высшего знания: оно мыслится непостижимым единством незаслуженного дара и волевых усилий, порожденных верой. Потому спасение как сверх-цель христианской культуры отличается и от разумной причинности, и от целеполагания, строящего свою цель как идеальный объект и, следовательно, содержательно знающего, к чему оно стремится («причинность наоборот»). Таким образом, в христианстве между целью и субъектом возникает зазор, который должен был бы заполняться идеальным содержанием цели и средствами ее достижения. Но предметного знания о спасении и гарантированных средствах достижения цели в пространстве христианской веры не может быть (если не принимать во внимание фольклорных версий). Поэтому христианская философия ищет новые трактовки целеполагания. Возникает представление о цели как недостижимом идеале, развернутое позже в куртуазной (см. КУРТУАЗНОСТЬ) культуре. Возникает и проблема соотношения цели и средств, которая обычно решается в пользу совершенства средств, выступающих как доступный представитель недоступной цель (хотя существовала и версия «Цель оправдывает средства», приписываемая обычно иезуитам (см. ИЕЗУИТЫ) ). Особый аспект проблемы находит Августин (см. АВГУСТИН Блаженный) , утверждающий, что грех состоит в желании пользоваться (uti) тем, что предназначено для наслаждения и наслаждаться (frui) тем, что предназначено для пользования (De doctr. chr. I,4). Тем самым радикальная испорченность человеческой природы толкуется как извращение цели
В христианской философии 12-13 вв. категория «цель» (прежде всего в аристотелевской версии causa finalis) востребована для построения иерархической картины мироздания, в которой каждая сущность получала обоснование и импульс развития от онтологически высшего уровня бытия, являвшегося для нее «целью». Так, в доктрине Фомы Аквинского (см. ФОМА АКВИНСКИЙ) (в пятом, «финалистском» доказательстве бытия Бога) избирательное поведение всех вещей, стремящихся к какому-то результату, к цели (и даже неразумных вещей, которые не могут ставить себе цели), говорит о том, что должен быть высший источник целеполагания - Бог.
Цель в философии Лейбница
Философия нового времени строит свое мировоззрение на основе принципа причинности, который на время вытесняет «цель» на периферию. Спиноза (см. СПИНОЗА Бенедикт) - один из самых радикальных детерминистов - считает даже,что понятие «цель» есть «убежище невежества». Однако уже в этот период становится очевидной (не без влияния успехов биологии) необходимость восполнить принцип детерминизма телеологией. Лейбниц (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм) делает целевой принцип одной из основ своей монадологии. Монада (см. МОНАДА) как одушевленное тело содержит в себе и цель (душу), и средство (тело) ее осуществления, чем отличается от неживой материи. Но поскольку монады суть субстанции, то телеологический принцип оказывается фундаментальным законом мироздания. Это Лейбниц фиксирует и в основном законе своей онтологии: существование для сущности - не только возможность, но и цель стремления. Целевой принцип обосновывает также у Лейбница необходимость развития. Душа как цель дана телу в двух аспектах: в качестве конечного осуществления (энтелехия) и в качестве способности к телесной деятельности (потенция). Раскрытие потенции в энтелехии есть индивидуум. Любой момент существования монады - это форма присутствия цели в процессе становления индивидуума. Как таковой этот момент должен одновременно быть объяснен и с точки зрения «действующих причин», и с точки зрения «целевых». Но все же отношения причины и цели, по Лейбницу, не симметричны: причины выводимы из цели, но не наоборот. В полемике с Бейлем (см. БЕЙЛЬ Пьер) Лейбниц утверждает, что в физике надо скорее выводить все из целевых причин, чем исключать их. При помощи целевого принципа Лейбниц также вырабатывает свое учение об «оптимальности» действительного мира, в котором цель всегда реализуется максимально полным для данного момента образом. Эта концепция, с одной стороны, вызвала острую критику детерминистов и моралистов (см., например «Кандид» Вольтера (см. ВОЛЬТЕР) ), с другой, - получила вульгарную трактовку у Вольфа (см. ВОЛЬФ Христиан) и его последователей, подменивших понятие целесообразности понятием полезности.
Телеология Канта
Наиболее радикальным пересмотром понятия «цель» со времен Аристотеля стала кантовская телеология. Кант (см. КАНТ Иммануил) открывает наряду с миром природы, где царствует принцип причинности, и миром свободы с его моральным полаганием конечной цели, особый третий мир, в котором природа «как бы» осуществляет цели свободы, а свобода «как бы» делает природными феноменами свое целеполагание. Это - мир целесообразности, который явлен в искусстве и в системе живых организмов. В «Критике способности суждения» Кант показывает, что недостаточно задавать «единство многообразного» только с точки зрения понятий рассудка (наука) и императива воли (мораль). Мышление имеет право в некоторых случаях рассматривать совокупность явлений как осуществление целей, при том, что сама цель остается «вещью в себе». Кант различает «эстетическую целесообразность», которая позволяет нашему суждению привнести в объект при помощи игры познавательных способностей форму целесообразности, не познавая при этом действительную цель, и «формальную целесообразность», позволяющую посмотреть на живую природу как целостность жизненных форм. В обоих случаях цель не рассматривается как объективная сила, извне или изнутри формирующая предмет. Цель понимается в этом контексте как предпосылка и требование нашего познания, рассматривающего целостность феноменов не как результат взаимоопределения их частей, а как изначальное единство, порождающее части из целого. В такой позиции нет антропоморфного понимания цель, поскольку речь идет о внутренней целесообразности, не соотносимой с какой-либо внешней данностью цели. В самом явлении цель играет роль символического подобия. Принцип цели, таким образом, имеет не конститутивное значение, как принцип причинности, а лишь регулятивное. Но в то же время, целесообразность не сводится только к субъективной точке зрения: принцип цели общезначим, поскольку реализует законное для рассудка требование безусловного. Без применения этого принципа невозможно усмотреть специфику живых организмов и их внутренние динамические связи; кроме того, для морального сознания, которое руководствуется «чистым» принципом цели, важно, что в эмпирическом мире целесообразность по крайне мере возможна, и потому разрыв между миром природы и миром свободы не является абсолютным.
Понятие цели у Гегеля
В послекантовской трансцендентальной философии - у Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) , Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) и Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) - цель становится одной из основных сил, движущих процесс становления самой реальности. Особенно показательно учение Гегеля, в котором «цель», возникая впервые в Логике как «для-себя-бытие», проходит через весь процесс самопорождения Духа (см. ДУХ) в качестве конкретного присутствия всеобщего в конечных предметах. Как особая тема цель рассматривается в учении Логики о Понятии, где телеология является синтезом механизма и химизма, завершающим становление «объективного Понятия». В учении Гегеля о «хитрости» мирового Разума впервые рассматривается системное и закономерное несовпадение целеполаганий исторических субъектов и объективной цели Разума, пользующегося субъективными целями как своим средством.
Проблема цели в философии и науке 19-20 вв.
В философии 19-20 вв. проблематика цели несколько упрощается и сводится к докантовским моделям 17 в.: к детерминизму, витализму или неолейбницианской телеологии. Цель может пониматься как биоморфная версия энтелехии, являющейся внутренней программой организма (Шопенгауэр (см. ШОПЕНГАУЭР Артур) , Бергсон (см. БЕРГСОН Анри) , Дриш, Икскюль, Н. О. Лосский (см. ЛОССКИЙ Владимир Николаевич) ); как внутренняя символическая форма культуры (Дильтей (см. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм) , Шпенглер (см. ШПЕНГЛЕР Освальд) , Зиммель (см. ЗИММЕЛЬ Георг) , Кассирер (см. КАССИРЕР Эрнст) , Флоренский (см. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович) , А. Белый (см. БЕЛЫЙ Андрей) ); как иерархически выстроенные системы обратных связей организма и среды (холизм (см. ХОЛИЗМ) , гештальтпсихология (см. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ) , органицизм, кибернетика (см. КИБЕРНЕТИКА) , общая теория систем). В то же время в истолковании цели появляются новые мотивы. Неокантианство (см. НЕОКАНТИАНСТВО) пытается заменить телеологию аксиологией (см. АКСИОЛОГИЯ) , в которой цель получает статус «значимости», а не сущности. Возникает версия онтологически бесцельной реальности (Шопенгауэр (см. ШОПЕНГАУЭР Артур) , Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих) , экзистенциализм (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ) , постструктурализм). Тейяр де Шарден (см. ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер) свои понятием «точка Омега» (Христос) вводит особый тип цели, который представляет собой не пассивную финальность результата эволюции, а активную причастность самой цели ко всем этапам процесса. Гуссерль (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд) в своем проекте новой телеологии отчасти восстанавоивает кантовское понимание цели как особого «априори» в структурах «жизненного мира». Методология естественнонаучного знания ищет подходы, альтернативные целевым (например, понятия пробабилизма , контингентности). В синергетике (см. СИНЕРГЕТИКА) (Хакен , Пригожин (см. ПРИГОЖИН Илья Романович) ) предпринята наиболее радикальная попытка заменить классическое понятие цели закономерностями самоорганизации «нелинейных систем».

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...