Всякое дыхание да хвалит Господа! Текст песни хор братии валаамского монастыря - всякое дыхание да хвалит господа Здорово! начинаешь читать и.

Иконы с таким названием появились в XVII веке. Другое их название «Хвалите Господа с небес». На них изображали все, о чем говорит псалмопевец в Псалме 148:

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.

Хвалите Его, вси ангелы Его, хвалите Его, вся силы Его.

Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет.

И иконописец рисовал небеса, солнце и луну, ангелов и херувимов.

Хвалите Его от земли, < > горы и вси холми, древа плодоносна < >

Цари земстии и вси людие, < > юноши и девы, старцы с юнотами.

И изображались горки с деревцами, сонмы святых и даже животные, потому что в Псалме также говорится:

Змиеви и вся бездны < > зверие < > и птицы пернаты < >

Да восхвалят имя Господне.

Так на иконе возникал целый космос, радующийся о Господе. В ХХ веке сестра Иоанна (Юлия Николаевна Рейтлингер, духовная дочь отца Сергия Булгакова) написала несколько икон с таким названием и смыслом, но более простых по форме и более современных по деталям. При этом цвета она использовала самые яркие, чистые и радостные. Такой колорит не характерен для икон XVII века, но зато соответствует идее Псалма. Этот подход очень понравился нам с моей учительницей Ириной Васильевной Ватагиной. Мы подумали, что хвалебные строки Псалма 148 подходят ко многим иконописным сюжетам. Например, их можно было бы написать на иконе Рождества Христова, где Богомладенцу пришли поклониться и ангелы, и люди, и овечки, и вол с осликом. Те же слова могли бы быть на фресках, где изображен Адам, нарекающий имена животным, которые один за другим чинно подходят к нему. Конечно, тексту Псалма соответствуют миниатюры из средневековых списков Псалтыри, где пророк Давид изображен поющим в окружении разных животных, которые его внимательно слушают. Таких сюжетов немало.

Так родилась идея написать икону, названную строкой из Псалма и объединяющую несколько сюжетов, которые касаются отношения человека и «всякой твари».

Господь задумывает мир прекрасным и гармоничным. В этом мире Божьем радуются все: и ангелы, и люди, и животные. Хваление – это и есть высшая форма радости, проявление восторга и любви. Оно может быть и неосознанным, и не всегда оно выражается в словах. Гармония и красота, ощущаемые в природе, – это тоже Прославление Господа. На протяжении истории человечества, как и в жизни каждого человека, бывают моменты, когда наступает эта гармония, и мир становится таким, каким Господь его задумал. Тогда в отношениях между человеком и животными проявляется замысел Творца. Этому и посвящена икона «Всякое дыхание да хвалит Господа». Разные клейма рассказывают о таких проявлениях Божественного Промысла в жизни святых, когда люди и звери обнаруживали удивительные способности, воплощая в своих взаимоотношениях прообраз жизни Будущего Века, когда «волк будет жить рядом с ягненком, < > и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. < > И не будут делать зла < > , ибо земля будет наполнена ведением Господа, как волны наполняют море» (Ис. 11, 6–9).

В среднике иконы изображено Рождество Христово. Традиционная композиция несколько усложнена. Рядом со Святым Семейством, ангелами, волхвами и пастухами на иконе присутствует много разных животных, которые радуются Рождеству Спасителя: слон трубит, дельфины прыгают, обезьяна подбрасывает кокос, журавль танцует, кит пускает фонтан… Известно много сказаний о том, как самые разные животные и даже растения славили родившегося Христа и приходили поклониться ему. Некоторые сюжеты (например, о драконах, кротко поклонившихся Богомладенцу, или львах, указывающих дорогу) относятся к истории бегства Святого Семейства в Египет, но на иконах часто совмещают события, разделенные во времени. Главная идея и главный композиционный принцип иконы Рождества сохраняются. Вокруг Младенца Христа объединены общей радостью ангелы, люди, животные, и вся земля и «всякая тварь».

Слава в вышних Богу

И на земли мир,

В человецех благоволение.

Рождественская ангельская песнь – это ответ на призыв Псалмопевца: «Хвалите Господа с небес < > Всякое дыхание да хвалит Господа», а само Рождество – ответ на ожидания всего мира, в Рождестве начинают исполняться Пророчества, и вся тварь радуется этому. Когда в храме служится Всенощное Бдение, то в конце Утрени почти смыкаются Псалом 148, возглас священника «Слава Тебе, показавшему нам Свет» и Великое Славословие, в котором Рождественской песне вторят хвалебные псалмы. Все эти молитвы об одном и том же, в них общая радость. Так и икона Рождества становится частью иконы «Всякое дыхание да хвалит Господа». В них тоже общая радость.

Правда, драконов, единорогов, змей с человеческими головами и прочих существ, которые упоминаются в сказаниях и изображены на иконах XVII века, на нашей иконе нет. Они смотрелись бы архаично. Наши предки рисовали их не для «сказочности», а потому, что так представляли себе животный мир далеких земель. Древний зоологический справочник назывался бестиарием. Там, например, изображали слона с глазами на ушах. Но ведь на самом деле крокодил и жираф не менее удивительны, чем дракон или единорог. И то, что у слона нет глаз на ушах, не мешает ему славить Господа!

В верхней части иконы – три клейма, все они рассказывают о событиях Ветхого Завета.

Первое клеймо – Адам в раю нарекает имена животным. Наречение имени – символическое событие, оно связано с обретением индивидуальности. На иконе безымянные животные нарисованы одинаковыми, серыми, а те, кому Адам уже дал имя, обретают свою уникальную раскраску. Адам возлагает руку на голову зверя, как священник или царь. Царь – это ведь не тот, кто владеет подданными как вещами, использует их и мучает. Царь – это тот, кто готов взять на себя ответственность за других, кто может защищать, направлять, учить. Человек должен был стать царем, но он остается жестоким и деспотичным ребенком.

На втором клейме (оно расположено ровно посередине верхнего ряда) изображен пророк Давид, играющий на псалтыри в окружении различных животных, которые внимают его пению и музыке. На спине бегемота сидит лягушка. Я нарисовала ее для того, чтобы вспомнить лягушек, которые когда-то квакали на болотистых местах вокруг Чесменской церкви, но оказалось, есть и предание о том, как лягушка разговаривала с царем Давидом. Св. Давид был горд тем, как прославил Господа в Псалме, а лягушка сказала ему, что она и ее сестры славят Господа каждый день, снова и снова. Действительно, их песню трудно не услышать!

На третьем клейме Ной, спустившийся из ковчега на твердую землю, благодарит Господа за спасение не только человеческого рода, но и «всякой твари». Тот факт, что ковчег стал спасительным домом и для людей, и для животных, показывает связь их судеб. Здесь, конечно, можно было бы изобразить больше разных семейных пар, но на иконе не так много места. Ограничились домашними животными, утками и парой условных экзотических птиц.

Дальше вокруг средника иконы расположены три пары клейм (по одному слева и справа). Если называть их по порядку сверху вниз, то это будут:

Четвертое и пятое;

Шестое и седьмое;

Восьмое и девятое.

Каждую пару сюжетов объединяет общая тема. Четвертое и пятое клеймо объединены темой чудесного служения животных святым. На четвертом изображен св. пророк Илия и вороны, приносящие ему хлеб, на пятом – св. Еллий и крокодил, который перевозит преподобного через реку на спине. Когда-то Господь помог нашим предкам приручить собак, лошадей и других животных, чтобы те служили людям. На протяжении веков домашние животные оказывались готовы жить с людьми, подчиняться человеческой воле, помогать в работе. Но, может быть, если бы люди были лучше, то все звери и птицы, и не только домашние, стали бы служить им, как служили святым?

Шестое и седьмое клейма объединены темой чудесного поклонения святым, которое оказывали им звери, в то время как другие люди вели себя куда хуже животных. На шестом клейме изображен мученик Неофит, которого пытают, чтобы он отрекся от веры. В четвертом веке нашей эры деспотичные правители воспринимали исповедников Веры Христовой как угрозу своей власти. Цари называли себя равными богам, ставили статуи самим себе или тем божествам, которых считали своими личными покровителями. Никакой дугой веры они не хотели знать, а христиан жестоко убивали, например, отдавали на съедение диким животным. Именно в таких страшных обстоятельствах случались чудеса, и многие люди становились христианами, видя бесстрашие святых и чудесную кротость хищников. Голодный лев не тронул мученика Неофита. Наоборот, лев узнал святого и повел себя как пес, встретивший хозяина. Когда-то св. Неофит ушел жить в пустыню, а лев уступил ему свою пещеру, и теперь зверь обрадовался встрече. Св.Неофит запретил льву кого-либо трогать, даже своих мучителей, и велел уйти в пустыню, в ту самую пещеру. На клейме видно, как лев убегает.

На седьмом клейме изображен св. великомученик и целитель Пантелеимон. Его тоже отдали на растерзание диким зверям, но хищники стали ласкаться к святому как кошки. Многие люди, видевшие это чудо, уверовали во Христа и стали тут же громко исповедовать свою веру. Тогда мучители зарубили и этих людей и животных. Убитых оставили лежать на месте побоища. Удивительным образом тела людей и животных лежали как живые, от них даже чувствовалось благоухание. Так бывает с телами святых, они преображаются и становятся нетленными, но в этом случае Господь явил такое чудо над животными, приравняв их к людям. Конечно, всю историю на иконе нельзя было изобразить, но часть ее рассказана в надписи на клейме.

Восьмое и девятое клейма посвящены Чудесному Покровительству, которое святые оказывали животным. Священомученик Власий в отрочестве был пастухом, потом стал священником, а во время гонений жил в пустыне среди диких зверей. Он был пастырем для всех: для людей, для овец и даже для хищников. Все его любили и слушались, а он каждому готов был помочь.

Святитель Модест был епископом в Иерусалиме. Среди его паствы было много людей небогатых, они пахали землю и вместо лошадей запрягали волов. Когда животные заболели, это было настоящей катастрофой. Тогда эпидемии случались нередко, и для многих жизнь рушилась. Святитель Модест так молился о спасении заболевших волов, что исцелились даже умершие животные. Так были спасены и волы, и их хозяева.

Святые мученики Флор и Лавр в своей земной жизни не были связаны с животными. Они были каменотесами, смело исповедовали свою веру и за нее были замучены. И спустя много лет случилось несколько чудес около того места, где они были похоронены. Там появился источник с целебной водой. Из него стали поить лошадей. Среди них были больные и слабые животные, и все они выздоровели. Люди привыкли считать святых Флора и Лавра покровителями лошадей. Однажды один бедный пастух упустил целый табун лошадей, животных что-то испугало, и они ускакали в горы. Пастух вспомнил святых Флора и Лавра и стал просить их о помощи. И лошадей даже не пришлось искать, они вернулись сами. Именно этому посвящена икона, которая называется «Чудо о Флоре и Лавре». Есть еще удивительное предание о том, как святые явились одному крестьянину, чтобы заступиться за лошадь, с которой тот плохо обращался.

Всем этим святым Господь даровал особую Благодать помогать не только людям, но и животным. Сохранилось немало икон, на которых изображены святые покровители домашних животных рядом со своими подопечными – разноцветными лошадьми, коровами, овцами. Это значит, что наши предки часто к ним обращались и знали, что Господь и Его святые готовы помогать всем.

Нижний ряд клейм объединяет тема чудесной дружбы.

Святой Симеон Столпник исцелил змея, которому попала в глаз щепка. Благодарный змей не хотел уходить. Ему понравилось быть рядом со святым. Он вел себя мирно и кротко. Но люди все равно пугались, и змею пришлось все-таки сменить место жительства.

Святой мученик Мамант жил в пустыне в окружении самых разных зверей. Хищники приходили к нему приласкаться, дикие козы давали себя доить, и никто никого не обижал. Когда пришли солдаты, чтобы отвести святого в тюрьму, они испугались при виде такого зрелища и не знали, что делать. Св. Мамант угостил их сыром из молока диких коз, успокоил и обещал, что приедет в тюрьму сам. Так он и сделал – приехал верхом на льве. Правда, на иконе изображен не этот момент. Это потому, что кроткие львы есть на других клеймах. А здесь было важным показать, что хищники и козы мирно собирались вокруг святого, не обижая, ни друг друга, ни людей. Так, по пророчеству Исайи, в будущем веке будут жить все.

Преподобный Герасим тоже жил в пустыне, и он вылечил льва, у которого болела лапа. Это одна из самых чудесных историй дружбы человека и зверя, потому что лев, которого исцелил преподобный, изменился не на время, а навсегда. Он остался жить около святого Герасима и служить ему. Вначале лев пас монастырского осла, но однажды потерял его. Монахи, и даже святой Герасим, подумали, что лев съел его. Льву пришлось носить воду вместо осла, и он кротко выполнял эту работу до тех пор, пока не увидел потерянного ослика среди верблюдов проходящего мимо каравана. Тогда счастливый лев ухватил осла за уздечку и привел его обратно в монастырь. Все поняли, что обвиняли льва напрасно, и увидели, какой он разумный и послушный. Тогда-то льву и дали новое имя – Иордан. Обычно новые имена дают монахам в монастыре в знак начала их новой жизни, но Иордан тоже жил новой жизнью, хотя и был львом. Этот удивительный лев жил в монастыре до самой смерти преподобного Герасима. Когда святой умер, лев тоже умер на его могиле.

А к преподобному Серафиму приходил в гости медведь. Преподобный говорил, что этой дружбой со зверем Господь его утешает и радует. Видимо, медведь тоже так считал, потому что приходил часто и ел хлеб из рук преподобного Серафима, хотя всех остальных людей медведь избегал, оставаясь обычным диким зверем. Особенным он становился только около святого Серафима Саровского.

Наконец, на последнем клейме изображен фрагмент из пророчества Исайи. Лев рядом с ягненком; дитя, которому «не вредит змея», и золотой фон над всеми как знак божественной благодати, присутствующей во всем. В Пророчестве названы и другие животные со своими детенышами: вместе будут пастись медведица и корова, и дети их тоже будут пастись вместе, а человеческое дитя «поведет их». На эту тему можно было бы написать отдельную икону, а на нашей это просто некоторая отсылка к образу преображенной реальности, в которой будут мирно и радостно соседствовать лев и жираф, волк и заяц, лебедь и змея. В обычной жизни они враждуют, а человек враждует со всеми, но Господь задумал иначе, и однажды все станет по слову Его.

Таким образом, наша икона в клеймах рассказывает, как на протяжение всей истории мира, от сотворения его (первое клеймо, где Адам нарекает имена зверям) и до конца этого мира и начала жизни будущего века (последнее клеймо, иллюстрирующее пророчество Исайи), человек и животные существуют вместе, а в центре изображено то событие, которое позволяет им иногда являть удивительную любовь друг к другу – Рождество Христово, в котором мы видим начало нового творения, зарю того мира, в котором Бог будет все во всем (1 Кор. 15, 28).

"Аллилуия" , Аллилуия. И это – победная песнь; предсказывает же будущее у всех людей Боговедение.

. Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.

«Хвалите Бога во Святых Его» . Это – достаточное побуждение к песнопению. Если в повод к благодарению повелено нам брать и растения, и зверей, и гадов; тем паче справедливо взирать на Святых, и песнословить Бога их. Ибо кто, изучая деяния блаженнаго Павла, или богомудраго Петра, или божественнаго Иоанна, или других Апостолов, или добропобедных мучеников, или ныне подвизающихся в добродетели, не подвигнет язык свой к песнопению Даровавшаго людям такое обилие благ?

«Хвалите Его во утверждении силы Его». А Симмах перевел так: хвалите Его в неприступной твердыне Его; потому что один имеет твердую, негиблющую, вечную державу.

. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.

«Хвалите Его в силах Его» ; потому что несказанны преспеяния непрестанно совершаемыя Святыми Его.

«Хвалите Его по множеству величествия Его». Сие сходно с истолкованным уже нами, а именно: «величию Его несть конца» (). Величие Его, говорит Пророк, безпредельно, сила Его неизмерима. Поэтому не преставайте за все песнословить Его.

. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.

. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.

. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.

«Хвалите Его во гласе трубнем» . Орудие сие было священническое; потому что священники употребляли трубы, в воспоминание тех труб, которыя слышны были на горе Синае.

«Хвалите Его во псалтири и гуслех:» «Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе» : «Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалехь восклицания» . Сии орудия употребляли древле левиты, в божественном храме песнословя Бога, не потому что звуком их услаждался Бог, но потому что угодно Ему было намерение, с каким совершалось сие.

. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.

«Всякое дыхание да хвалит Господа» . Да хвалят не Иудеи только, но и все люди; потому что, как говорит божественный Апостол, не «Иудеев Бог токмо, но и языков» (). Посему в псалме сто сорок четвертом Пророк сказал: «да благословит всяка плоть имя Святое Его» (), а здесь говорит: «всякое дыхание да хвалит Господа» . Но и там разумел не одну плоть, и здесь разумеет не одно дыхание, а напротив того и тем и другим, и телом и душею, повелевает песнословить Бога всяческих. Достоин же удивления сей конец целаго творения, и он согласен с целью пророчества. Ибо пророчество проповедует язычникам спасение, а конец пророчества повелевает получившим спасение песнословить Благодетеля. Но мы не слова только слышим, а видим здесь и самыя дела. Ибо в каждом городе, в каждой веси, на полях, в уединениях, на горах и холмах, в местах необитаемых и совершенно пустынных, песнословится Бог всяческих.

А я читающих книгу сию прошу, если покажется что истолкованным хорошо и удачно, пожинать от сего пользу, а если где не постигли мы сокровенных таин Духа, не слишком укорять нас. Ибо, что могли найти, то не скупясь предложили всем; чему сами научились у отцев, то потщились сообщить потомству. Мы понесли труд, а другим приносим без труда почерпаемую пользу, и их умоляю вознаградить труд сей молитвами, чтобы нам, подкрепляясь ими, к словам приложить и дела, и приобрести ублажение за то и другое. Ибо сказано: «иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем» (). Сего Царствия дай Бог сподобиться всем нам о Христе Иисусе Господе нашем, с Которым подобает слава Отцу со Святым Духом во веки! Аминь.

Церковь помнит заповедь, данную Богом человеку: «Владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом…» (Быт. 1, 28). Многие православные монастыри разводят животных и птиц, которые служат не только украшением обители, но и утешением человеку. С подробностями -- диакон Федор КОТРЕЛЕВ.

Новосибирск: олень, павлин, белки…
В новосибирском мужском монастыре во имя святого мученика Евгения живет пятнистый олень, белки, павлин, раки и рыбы. Как рассказал «НС» настоятель монастыря игумен Филипп (Новиков), начинался живой уголок с одной белки, которую ему подарили в Новосибирском зоопарке, когда он привозил туда на экскурсию детей-сирот из детдома. Для белки построили во дворе храма небольшой домик. Потом кто-то из прихожан пожертвовал храму еще двух белок. Беличья клетка стоит на самом видном месте церковного двора, вызывая неизменный интерес у прихожан и посетителей монастыря.

Видя такую популярность «живого уголка», в монастыре завели кроликов, голубей, вырыли небольшой бассейн, где летом живут рыбы и раки. А в конце прошлого года монастырский зоопарк пополнился пятнистым оленем. Оленя, привезенного с Алтая, монастырю подарил архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон. «Поначалу мы очень переживали: ведь одно дело -- ухаживать за мелкими зверьками, а другое -- за оленем. Как его кормить, как содержать -- никто понятия не имел, -- рассказывает настоятель монастыря игумен Филипп. -- Пришлось одного из послушников отправлять специально учиться у специалистов». Оленя назвали Яшей -- таково было решение учеников воскресной школы. Живет Яша в вольере, специально сооруженном для него. Вольер небольшой, но, по словам отца Филиппа, «если вольер сделать побольше, он может разбежаться, перемахнуть через ограду и убежать». В «живом уголке» монастыря есть еще несколько кроликов, волнистые попугайчики, голуби и павлин. По мнению настоятеля, наличие животных при храме может играть миссионерскую роль: «Иногда ведь человек не может сразу в храм прийти. Но вот он приходит сюда на территорию, видит, как тут все красиво -- белочки, олень. И люди думают: как все прекрасно, так почему бы и в храм не зайти?»


Живут в российских монастырях и страусы (Свято-Никольский монастырь в Коломне). Фото ИТАР-ТАСС/Владимир Смирнов

Серпухов: павлины
Вo Bвeдeнcкoм Bлaдычнeм жeнcкoм мoнacтыpe пoдмocкoвнoгo Cepпyxoвa разводят пaвлинoв. Этa тpaдиция насчитывает уже более 300 лет: еще в конце XVII века Введенскому монастырю были подарены «…гнездо журавлей, павлин да пава». Павлинов разводили не только как декоративных птиц, но и как древний христианский символ бессмертия. Разведение павлинов в монастыре оказалось настолько успешным, что, когда в конце XVIII века решался вопрос о гербе Серпухова, было решено пoмeстить на нем изображение павлина. Интересно, что даже советский вариант серпуховского герба содержал в себе павлина -- наряду с тракторной шестерней и атомным кольцом. С возрождением монастыря вернулось и пaвлинoвoдcтвo. Сейчас в монастыре полтора десятка павлинов.

Троице-Сергиева лавра: кошки в безопасности


Фото Евгения Позняка


В конце октября прошлого года интернет-сообщество защитников животных потрясла ужасная новость. По сообщению одного из пользователей Живого журнала, 30 кошек, живущих на территории Троице-Сергиевой лавры, были вывезены в запечатанных мешках за пределы города и якобы брошены в водоем рядом со свалкой. Информация стала стремительно обрастать новыми «фактами». Будто кошки были с котятами, и активисты сообщества «Кот и пес», срочно прибывшие к месту «трагедии», сумели спасти десять животных. Кто-то сообщил даже, что котята были с выколотыми глазами (но потом эту информацию опровергли на этом же форуме). Стоит ли говорить, что все сообщения буквально пылали праведным гневом в адрес монашествующей братии, однако никаких фактов, подтверждающих убийство кошек, выступающие не привели. Что же произошло на самом деле? Как сообщили «НС» в Троице-Сергиевой лавре, в течение года на территории скапливается большое количество бездомных кошек. Одних животных подбрасывают, другие приходят сами, они размножаются, и их численность неуклонно растет в отсутствие собак. Кроме того, сердобольные люди в Лавре подкармливают животных, и кошкам здесь живется довольно хорошо. Однако на территории Лавры нет ветлечебницы, и такое скопление бездомных животных небезопасно. Чтобы обезопасить братию и посетителей монастыря от возможных болезней, которые могут разносить кошки, ежегодно в конце октября бездомных кошек собирают и вывозят на пустырь, за территорию Сергиева Посада. Там животные выпускаются на свободу (часть их, к слову, опять возвращается в Лавру), ни о каком убийстве кошек не может быть и речи. К сожалению, монастырь пока не располагает иными средствами решения злободневной проблемы бездомных животных.

Кошачий монастырь на Кипре
В десяти километрах от кипрского города Лимассол находится женский монастырь святого Николая Кошатника. По традиции в его стенах живут несколько десятков кошек. По преданию, в 327 году по Р. Х. Кипр посетила св. царица Елена. Узнав, что на острове, страдавшем в те годы от страшной засухи, расплодилось невиданное количество змей, она велела доставить сюда около тысячи кошек. Через несколько лет со змеями было покончено. Неподалеку от того места, где Елена сошла на берег, был основан мужской монастырь святого Николая, ставший прибежищем для привезенных на остров кошек. Венецианский монах, посетивший остров в 1484 году, рассказал в своих заметках, что кошки сбегались на обед при звуках монастырского колокола. Насытившись, они опять приступали к своим прямым обязанностям -- охоте на змей. Источники сообщают, что, когда монастырю в XVI веке передавались в дар прилегающие земли, было поставлено условие: братья должны ухаживать как минимум за сотней котов, снабжая их едой дважды в день. После захвата Кипра турками в XVI веке монастырь пришел в запустение и возродился лишь в 80-е годы XX века -- уже как женский. Монахини восстановили традицию держать кошек. Сейчас в монастыре пять насельниц и около 70 кошек. Каждый день монахинь начинается около трех часов утра: сначала они готовят еду кошкам, потом отправляются в храм на службу. После службы -- завтрак, кормежка кошек, уборка двора и другие послушания. Помимо ухода за кошками православные монахини занимаются иконописью.


Фото Екатерины Степановой

«Всякое дыхание да хвалит Господа»

Посвящается Стариковой Валентине Яковлевне

Свет в окне

«Упокой, Господи, душу усопшей рабы Валентины и прости ей вся согрешения вольныя и невольныя…» — начинаю читать молитву перед поминальной свечой в храме и вспоминаю родного мне человека: бабушку Валю, которой вот уже три с половиной года нет с нами. Но она осталась жить в наших сердцах. Для многих бабушка Валя была жизненным ориентиром, светом в окне. Моё сердце наполнено теплотой и любовью к ней, поскольку в мою жизнь она привнесла много полезного и интересного, но главное – она подарила моей душе самое бесценное сокровище. Это сокровище – любовь к Богу. Бабушка Валя была маяком в житейском океане для заблудших кораблей, указывала им верную дорогу, чтобы они не сбились с правильного курса. Она была начитанным человеком. Помню придёшь к ней в гости, она читает или жития святых, или рассказы о Христе, или другую православную литературу, подолгу размышляет над прочитанным, потом обязательно подарит какую — нибудь книгу или даст почитать. И была очень строгой и серьёзной во всём, что касалось православной веры. Вспоминаю себя студенткой, когда училась в институте и изучала по философии труды Ницше и Спинозы, как заразилась этим бредом и не заметила, что начала отходить от Бога. Мне стало казаться, что мир сотворил не Господь, а что Вселенная зародилась из хаоса. Мои взгляды привели в смятение духовное состояние бабушки Вали, и мы поссорились, долгое время не общались. Свет в окне её комнаты для меня разом погас. Сейчас я вспоминаю этот момент в своей жизни как самый глупый, потому что могла потерять навсегда общение с родным человеком. Но Господь смилостивился надо мной, и я увидела снова свет в её окне. И затосковала моя душа по этому свету, и я пришла в гости к бабушке с прощением. Как в притче о блудном сыне Бог Отец обнимает своего заблудшего сына, так и бабушка Валя обняла меня, очень обрадовалась моему возвращению. Понимаю, что чудо духовного прозрения произошло не без её помощи, это сейчас я знаю, как сильно она молилась за меня, особенно за всех своих близких.

Песня Богу.

«… и даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоей безконечныя и блаженныя жизни наслаждение…», продолжаю читать, и передо мной снова всплывают яркие моменты из моей жизни, связанные с бабушкой Валентиной. Человек, приходящий к Богу, старается хвалить его, как умеет. Бабушка Валя рассказывала мне, что раньше была неверующей, но потом Господь открыл ей глаза на своё существование, и вся её жизнь наполнилась яркими красками, приобрела смысл. В родной деревне храма не было, и вот она с другой бабушкой ходила пешком в соседнюю деревню, чтобы помолиться, а путь был нелёгкий… Помню, как мне не хотелось вставать в 7 утра, чтобы не опоздать на утреннюю службу, но бабушка Валя, уже тогда ходила с тросточкой (у неё сильно болели ноги), ждала меня у подъезда, и мы вместе ехали в храм. Чаще всего в Знаменский монастырь к святителю Иннокентию Иркутскому. Всегда старалась благословить на дорогу, перекрестить, учила молиться, потому что считала это самым важным в жизни. Молитва – это песнь Богу, без неё никуда нельзя идти, или начинать какое – либо дело, иначе не получится ничего. Если в воскресный день начинаешь что – либо делать – журила, учила почитать день Господень. Сейчас я собираю эти крупицы в одну некую картину и понимаю, как сама ещё мало пою Богу. Ведь ему нужно петь постоянно, хвалить всегда и за всё, что бы он ниспослал…

Прощёное Воскресенье

«Что Ти принесу, или что Ти воздам, великодаровитый Безсмертный Царю, щедрее и человеколюбче Господи…» читаю молитву Макария Великого и снова вспоминаю то незабываемое, что осталось в моей памяти. Помню, как бабушка Валя наденет на ухо слуховой аппарат и начнет меня слушать, а потом и сама что – нибудь расскажет интересное. Однажды поведала мне, как давно в годы её молодости, она работала кассиром в магазине, и как некие бандиты совершили разбойное нападение на магазин. Бабушка Валя сильно пострадала (Слава Богу, что осталась жива!), и с тех пор оглохла из – за травмы головы. Бывало, она не дослышит, не так поймёт, из – за этого выходили некие недоразумения. Но всякий раз перед Великим Постом, в Прощённое Воскресенье, придёт к нам в гости, всех обнимет, поцелует и начнёт просить у всех прощения. Этот момент, пожалуй, был самым трогательным в моей жизни. И вот мы сидим, плачем и просим друг у друга прощения. Теперь я понимаю, что именно в православной вере существует всё то, о чём говорил Господь. Сила любви и веры в Господа заключается в прощении грехов друг друга. Это сближает на столько, что с каждым разом ты осознаешь свою ничтожность и греховность и видишь красоту другого человека. Господа Иисуса Христа распяли на кресте, за грехи людей, пострадал сын Божий, но его любовь к нам была настолько велика, что он простил нам грехи и всякий раз их прощает, когда мы просим у него прощения. Так и бабушка Валя каждый раз напоминала нам о Силе Любви Господней и часто говорила, что если тебя обидят, то затаивать злобу и отмщение врагу своему не стоит. Этот урок жизни до сих пор стоит у меня перед глазами, и я благодарна Господу, что через бабушку Валю Он пролил Свет своей Любви и на меня.

Слава Богу за Всё!

«Господи, Боже наш, Благодарю Тебя за всё, что ты мне ниспослал, ведь Ты любишь меня наипаче, чем я люблю «Тебя»…» Благодарить Господа всегда, везде и во всём научила меня бабушка Валя. Помню, как она пришла к нам в гости после утренней службы в Знаменском монастыре… И рассказала о том, что слышала пение ангелов. Ей, почти глухой, удалось услышать Божественную песнь. А ещё она спела очень красиво одну песню, которая до сих пор мне нравится больше других:

1.​ Где-то там далеко, когда-то давно Жил премудрый и опытный старец. Он всегда говорил, непрестанно твердил: «Слава Богу за скорбь и за радость». Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

2. Если кто-то тебе что-то грубо сказал Или плохо к тебе относился, Знай об этом, мой друг, воля Божия тут, С этим надо всегда нам мириться. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

3. Если кто на тебя клеветал и роптал, То не надо и в этом смущаться. Сам Господь для спасенья тебе это дал, — Надо всех здесь любить и смиряться. Припев: Слава Богу за все (2раза) Слава Богу за скорбь и за радость(2раза)

4. Если ты занемог, заболел тяжело И не можешь с постели подняться, Значит так суждено, по грехам нам дано, И не надо роптать и бояться. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

5. Если кто-то тебя чем-то здесь оскорбил, Не старайся пред ним оправдаться. Но при этом, при всем ты смиряйся и знай, Что Господь помогает спасаться. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

6. Если может покажется, крест твой тяжел, Не под силу тебе он тут дался, Знай! Господь не по силам тебе б не послал, Не ропщи, а люби и смиряйся. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

7. Научись ты творить волю Божью всегда. Может быть, мы и будем гонимы, И с сумой на плечах, со слезами в глазах, И родными не будем любимы. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

8. Если будут печаль и болезни, и скорбь, Если в чем-то страдать нам придется, Никогда не вини, а всегда говори: «Все от Бога нам, грешным, дается». Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

9. Научи меня, Господи, славить Тебя, Научи меня, Боже, молиться. Научи исполнять Твою волю любя, Дай мне силы на пользу трудиться.

10. Дай стряхнуть мне греховное бремя свое, Дай мне выплакать все пред Тобою. Дай мне в помощь святейшее имя Твое, Без Тебя я не справлюсь с собою. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

11. Иисусе Сладчайший, помилуй меня, Как Творец, над твореньем Ты сжалься. Как Спаситель, спаси от гиенны огня, И, как Врач, моих ран не гнушайся. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

12. Исцели мою душу, Иисусе, скорей, Приими во гресех покаянье. И услыши, мой Боже, я здесь у дверей Твоей милости жду, — подаянья. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

И помню, когда бабушка уже знала, что конец жизни её близок, она очень сильно повредила ногу и была больна неизлечимой болезнью, в её печальных глазах я не увидела даже и тени сомнения и ропота. Она говорила тихо, с трудом и была очень спокойна. Взгляд её был светел и чист. «Слава Богу за скорбь и за радость!» И как раз в июле на нашем огороде как никогда расцвело очень много ирисов, мы сорвали их все. Целую охапку принесли бабушке Вале, они стояли в вазе на подоконнике, напротив её кровати – бабушка заслужила гораздо больше, но эти цветы утешали её, потому что всегда их любила. И я думаю, что садовник – Господь с великой радостью принял в свой сад дивный цветок, которым была бабушка Валя…

Святитель Николай

«Радуйся, твёрдое православия укрепление… Радуйся, яко тобою вера утверждается; радуйся, яко тобою ересь низлагается Радуйся Николае, Великий Чудотворче!» Вспоминаю я, как эти слова из акафиста святителю Николаю читала бабушка Валя, передо мной всплывают яркие образы – вот святитель помогает заблудшим кораблям найти верную дорогу, вот он спасает моряков во время бури, вот он отгоняет напасти от егеря в лесу… Святитель Николай был одним из любимых святых и особо почитаемых бабушкой Валей. Первая икона, которую она мне подарила, была, конечно же, икона с изображением Николая Чудотворца. Каждый год, 19 декабря и 22 мая моя семья славит святителя – мы накрываем на стол, читаем акафист Николаю Чудотворцу, но уже без бабушки Вали. Раньше она накрывала стол и ждала нас в гости. Сама вычитывала весь акафист (за стол никто не имел право садиться), затем перекрестит пищу, благословит, и можно приступать к угощению. Чаще всего это была вкусная жареная рыба, ведь 19 декабря выпадает на рождественский пост. А в мае уже можно было накрыть стол побогаче – первые фрукты и зелень с огорода. Обязательно рассказывали невероятные правдивые истории, трудные жизненные ситуации, в которых помог Николай Чудотворец. Этот обычай мы сохранили в своей семье. Когда бабушка Валя заболела и ей стало тяжело готовить, то она приходила к нам в гости, и вместе мы славили святителя.

Дорога длиною в миг.

В нашей жизни мы немало прошли дорог и тропинок, и сколько их ещё будет, но есть самая главная, по которой мы пройдём всего лишь однажды и больше уже никогда не вернёмся сюда. Это дорога длиною в миг, но она самая трудная, самая ответственная и к ней нужно готовиться всю оставшуюся жизнь. Ведь нельзя идти в поход и забыть, к примеру, котелок, спички или компас. Путешествие может превратиться в сильнейшее испытание… Так и к этой дороге нужно приготовиться так, чтобы Всемилостивый Господь принял нас в свои объятия с радостью. За поминальным столом, 10 августа 2010 года отец Димитрий (из села Урик, он отпевал бабушку) сказал очень важные слова: «По концу видна вся жизнь человека» Бабушка Валентина удостоилась благой смерти: соборовалась, исповедовалась, причастилась. Отошла ко Господу тихо и спокойно, несмотря на сильнейшие боли, которые она испытывала ввиду неизлечимой болезни.

Дай Бог и нам удостоиться такого конца…

С низким поклоном и с любовью Ирина Мокова.

Шестой день марафона.

Вчера наткнулась на фразу, которую довольно часто приходится слышать: «от счастья в храм мало кто приходит». Да, возможно статистика говорит именно об этом: большинство людей приходят в храм, потому что на них сваливаются какие-то проблемы, болезни, жизнь прессует так, что уже сил не хватает самостоятельно расправить плечи. И тогда им кто-то из знакомых или ангел за плечом советует — «пойди в храм, легче станет». Да что там, мне и самой частенько приходилось говорить эту фразу людям, с которыми меня сводил Господь. А как еще утешить человека, в его безвыходной по человеческим силам ситуации. Но получается, что мы воспринимаем Бога как лекарство от наших проблем. К сожалению, действительно частенько приходится сталкиваться с таким ощущением Бога и Церкви. Но я не хочу верить, что среди пришедших в Храм людей — большинство тех, кто пришел от горя. В конце поста есть опрос, если не трудно — выберите вариант ответа или напишите свой в комментариях. А я по традиции расскажу о себе, раз уж это мой дневник:)

Не могу сказать, что я пришла в храм от какого-то особенного счастья, но горя в моей жизни на тот момент точно не было. Я всегда жила с ощущением присутствия Божьего. Для меня Его существование не вызывало сомнений. Ведь вся жизнь говорила о том, что Он есть, Он рядом, Он любит. Просто в городе, где я родилась, не было храма. Это маленький город, построенный уже после войны. Храм, естественно, в градостроительные планы в эти годы не входил. Конечно, нас вывозили в соседние старые деревни на пленеры, в Иркутск в театры и музеи. И там, нас, естественно, приводили в храмы. Мы, младшие школьники, гурьбой покупали свечки, потому что «так надо», и кто как мог — зажигали их перед иконами. И вот, в один момент, моя свечка упала. Я бы и не заметила этого, т.к. уже успела отвернуться. Но это заметили бабушки, сидящие неподалеку на лавочке… «Ой, плохой знак! Господь не принимает!» — услышала я шипение за спиной. Тогда у меня как-то хватило разума не обратить на это внимания, поднять свечу и поставить ее уже так, чтоб она больше не падала. Но вот в следующий раз, когда нас пытались завести в храм — войти я туда уже не могла. «Если меня Господь не принимает, зачем я буду Его тревожить».

К сожалению, объяснить мне, что мысль эта глупая, вражеская и ложная мне тогда было некому. Поэтому прожила я с ней почти двадцать лет, не переступая порога храмов. За это время я переехала в Петербург, где первые годы мне собственно и некогда было думать о душе — нужно было выживать в чужом городе. Но вот жизнь стала налаживаться, появилась стабильная работа, стабильное жилье, настоящие друзья, да и насладиться соблазнами мира сего я уже до тошноты успела. И тогда стало очень ощутимо, что в моей жизни чего-то, а вернее Кого-то не хватает. Начала все больше размышлять о Боге, что-то читать. Профессия к тому же обязывала хоть мало-мальски знать основные Библейские сюжеты и церковное искусство, что тоже все время напоминало о Нем. И моя отговорка, что храма рядом нет — уже не работала. Но только войти я туда по-прежнему не могла. «Ведь Он не принимает, я не хочу навязываться». Но только посмотрев на свою жизнь я в какой-то момент поняла, что все это чушь. Да разве я смогла бы выжить одна в чужом городе без Его помощи и заботы? Он же всю жизнь мою всегда был рядом, от скольких бед Он меня уберег, сколько радости подарил! Как же можно после этого всерьез думать, что «Он не принимает». До меня вдруг дошла вся лживость этой мысли и захотелось тут же прибежать к Нему!..

Это оказалось непросто. Потому что бес, который сидел во мне, и настойчиво нашептывал мне эту мысль, очень долгое время был сильнее меня. На самостоятельную и безрезультатную борьбу с ним у меня ушло еще несколько лет. К тому времени я уже знала, что креститься и ходить я хочу только в храм в своей Альма-матер — Академии художеств, но только открыть дверь в него я так и не могла. До тех пор, пока в моей жизни не случились Соловки… Путевка туда сложилась как-то сама собой, выбрала я ее малоосознанно, больше всего меня при выборе привлекло то, что это остров, и что там история связана со страшными 1920−30-ми, а я тогда как раз начала заниматься этим периодом. Только придя домой, с путевкой на руках и выданными в придачу брошюрками о Соловках, до меня дошло — куда я еду. Если я не могу в храм зайти, то там мне с борта катера бессмысленно даже выходить — там вся земля Святая! Я поняла, что за тот короткий срок, что остался у меня до поездки эту проблему нужно решить. И вот тогда я обратилась за помощью к Господу. Идя в храм, молилась как умела своими словами, но всеми силами, какие только были. Тоже не с первого раза получилось, но «ему» пришлось сдаться. Потом, уже после поездки, во время оглашения я чувствовала, как этот бес вылетел из меня как пробка из бутылки и улетел корчась куда-то в сторону притвора. Поэтому когда нужно было на него трижды дунуть и плюнуть я это делала настолько реально и от всей души, что даже священник потом сказал «ну, что ж, я вижу, что Вы настроены очень серьезно»:)

Ну, а как же иначе? Я столько времени этого ждала! Возможности наконец прильнуть к Нему и по-настоящему поблагодарить за все то, что Он для меня сделал! С самых первых служб в храме я влюбилась в слова хвалитных псалмов «Хвалите Господа с небес! Хвалите Его в вышних! всякое дыхание да хвалит Господа!» И они стали девизом всей моей жизни. И вот уже потом, после крещения у меня были и трудности, и горести, и болезни, и думаю будет еще много всего. Жизнь отнюдь не стала ровной и гладкой. Но я не за этим к Нему шла и никогда не ждала от жизни с Богом безоблачной жизни, поэтому Слава Богу за все! И в первую очередь за этот Мир и нашу жизнь в нем, пусть даже она не всегда такая как нам хочется.

Всего Вам хорошего! Мира, Любви и Красоты!

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...