Медитация психологические. Медитация

Навигация

Расстройство речимоторного типа характеризуется частичной или полной утратой пациентом способности к правильному говорению. При этом понимание обращенной к нему речи сохраняется, пострадавший способен сам замечать свои ошибки. Болезнь может протекать по нескольким сценариям: афферентное расстройство, афазия Брока, сенсомоторное нарушение. У каждого из состояний свои особенности и характеристики, что влияет на принципы лечения. Чаще всего расстройство становится последствием острого или хронического нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговой травмы. Оно не ограничено проблемами с артикуляций и может быть представлено различными степенями тяжести.

Чаще всего расстройство становится последствием острого или хронического нарушения мозгового кровообращения.

Основные типы моторной афазии и их описание

В зависимости от локализации и площади очага поражения ЦНС афазия моторная может протекать по одной из трех основных форм – афферентной, эфферентной, сенсомоторной. Отдельно врачи выделяют динамический и грубый типы речевого расстройства. Первый отличается прерывистым и монотонным способом выдачи информации пациентом. Больной говорит невнятно и медленно, но способен повторять за логопедом отдельные слоги или слова. Грубая моторная афазия характеризуется яркими нарушениями речи, как результатом преходящего осложнения тотальной патологии. Больной выражается обрывками слов, звуками, интонационным мычанием.

Афферентная афазия

Под афферентной моторной афазией подразумевается такой тип речевого расстройства, при котором проблемы возникают из-за сбоя регуляции речедвигательного аппарата. Уже сформированная речь у человека страдает из-за поражения постцентральной извилины, ее артикуляционной зоны. В результате ограничения связи между рядом отделов области у больного нарушается двигательный артикуляционный навык, приводящий к частичному или полному отсутствию речи. Дополнительно отмечаются сбои со стороны фонематического слуха, снижается качество понимания услышанного.

Течение афферентной моторной афазии может происходить по одному из двух вариантов. При первом наблюдается расстройство

реакций,отвечающих за обеспечение движений, необходимых для артикуляции. Отмечается нарушение

целенаправленности действий при попытке использовать артикуляционные органы. В тяжелых ситуациях продуцирование речи становится совсем невозможным. Второй вариант известен под названием «проводниковой афазии». При нем у пострадавшего страдают произвольные типы речи, но сохраняется способность использовать в своем разговоре ситуативные клише.

Эфферентная афазия

Этот тип речевого расстройства имеет еще одно название – афазия Брока. Оно обусловлено расположением очага проблемы в одноименном центре нижней лобной извилины левого полушария головного мозга. Признаки эфферентной моторной афазии возникают при поражении премоторной зоны коры органа ЦНС. Это приводит к нарушению двигательного звена речи и вызывает дефекты, вариативность которых зависит от показателя изменения структуры тканей.

Афазия Брока в зависимости от степени тяжести может быть:

  • легкая – речь развернутая, но с наличием штампов и клише. Может проскакивать проговаривание слов по слогам. Больше всего сложностей возникает при назывании предметов, повторении слов или фраз за логопедом. Возможность ведения диалога сохраняется, но разговор однообразен, базируется на стереотипах;
  • средней тяжести – спонтанные высказывания делают очевидными трудности с построением предложений. Речь рваная, имеет характеристики телеграфного стиля. Попытки назвать предмет или повторить сказанное врачом приводят к навязчивому произношению одних и тех же слогов или слов. При ведении диалога пациент может отвечать собеседнику его же фразами или вопросами;
  • тяжелая – спонтанная речь отсутствует. Если пострадавший пытается что-то произнести самостоятельно, он просто повторяет какие-то слоги. Клиническая картина дополняется сложностями понимания слов, обращенных к больному.

Тип эфферентной формы влияет на подход к лечению патологии. В частности, он сказывается на подборе логопедических методик и приемов, необходимых для восстановления речевой функции.

Сенсорно-моторная афазия

Наиболее тяжелое и опасное речевое расстройство, при котором сложности с произнесением слов дополняются проблемами понимания речи окружающих и своей собственной. Контакт человека с окружающим миром нарушается. Он не понимает людей, не может членораздельно говорить. Степень выраженности признаков, характерных для состояния, зависит от площади и типа поражения коры головного мозга, возраста, а также общего состояния пациента. В большинстве ситуаций клиническая картина дополняется неврологическими симптомами, указывающими на характер основного заболевания.

Причины развития патологии

В основе развития патологии лежит изменение структуры определенных отделов головного мозга под влиянием дегенеративных, воспалительных, некротических и других процессов.

Провоцирующим фактором может стать органическое поражение тканей, соматическая болезнь, физическое или химическое внешнее воздействие.

Успех лечения моторной афазии зависит от правильности постановки основного диагноза и устранения очага проблемы в головном мозге.

Частые причины речевого расстройства:

  • острое или хроническое нарушение мозгового кровообращения (ишемический или геморрагический инсульт, транзиторные ишемические атаки);
  • травмы головы – нарушение речи может быть отсроченным осложнением черепно-мозговой травмы;
  • абсцессы в черепной коробке, которые становятся источником воспаления, отека, давления на кору головного мозга;
  • воспалительные и инфекционные заболевания ЦНС;
  • раковые опухоли ид доброкачественные новообразования в черепной коробке, головном мозге;
  • патологии, которые сопровождаются дегенерацией нервной ткани (болезнь Пика, Альцгеймера);
  • перенесенные нейрохирургические операции.

Риски развития моторной афазии особенно высоки для лиц с семейным анамнезом, усугубленным перечисленными состояниями. Вероятность появления очагов поражения в головном мозге растет при хронической гипертонии, атеросклерозе сосудов головного мозга, ревматизме, сахарном диабете, пороках сердца. Злоупотребление медикаментами, курение, употребление алкоголя или наркотиков также создают благоприятные для развития патологий условия.

Клиническая картина расстройства

Независимо от того, страдает человек от афферентной моторной афазии или другой формы нарушения речи, у него будет проявляться ряд общих признаков. Они могут иметь разную степень выраженности в зависимости от особенностей ситуации. Комбинации проявлений различны, что иногда осложняет процесс постановки диагноза.

Для состояния характерны такие симптомы:

  • перестановки слогов и звуков в составе слов;
  • пропуск звуков в устной речи и букв на письме;
  • использование в разговоре слов, которые не подходят по смыслу. Трудности с составлением предложений из-за невозможности подобрать адекватное слово;
  • повествование преимущественно основывается на использовании однотипных глаголов, без подключения других частей речи. Это делает его монотонным, невыразительным, бессвязным и малоинформативным;
  • пациент часто делает продолжительные паузы;
  • эмоциональная окраска рассказа сильно смазана или отсутствует;
  • при осознании больным своего недуга он становится молчаливым;
  • недуг может проявляться сильно выраженным заиканием, проблемами с запоминанием названий предметов;
  • чтение и письмо сопровождаются ошибками, пропусками букв, слогов, слов;
  • в особенно тяжелых случаях издаваемые пациентом звуки сводятся к мычанию, которое незначительно меняется за счет интонации.

Моторной афазии свойственно прогрессирование в случае отсутствия лечения, постепенное усугубление ситуации. Это связано с дальнейшей деструкцией речевого аппарата, появлением других неврологических симптомов, психических нарушений.

При осознании больным своего недуга он становится молчаливым.

Диагностические меры

Особенности симптоматики позволяют лишь заподозрить у пациента расстройство конкретного типа. В ряде случаев это помогает понять, в каком отделе головного мозга сосредоточен очаг поражения, поставить основной диагноз. Для подтверждения подозрений пациенту могут быть назначены МРТ или КТ, УЗИ церебральных сосудов, люмбальная пункция. Пострадавшего должны осмотреть невролог и логопед. Последний путем специальных приемов оценивает показатели двигательной, зрительной и слухоречевой памяти, проверяет качество письма и чтения. Важно не просто подтвердить наличие речевого расстройства, а понять, какая именно его форма у конкретного пациента – афазия Брока, афферентная или сенсомоторная.

Методы коррекции и лечение нарушения

Терапия при моторной афазии должна быть комплексной, состоящей из двух одинаково важных направлений. Первое подразумевает борьбу с основной болезнью. Если не устранить причину проблемы, никакие методы традиционной или народной медицины от расстройства не избавят. Параллельно с этим следует начать работу с неврологом и логопедом конкретно по факту нарушения речи. Принципы лечения подбираются индивидуально, исходя из возраста и общего состояния пациента, формы и степени тяжести патологии, специфики ситуации.

Медикаментозная терапия

Лекарства, действие которых направлено на повышение функциональности головного мозга в зоне поражения с целью восстановления речи, должны подбираться неврологом. При моторной афазии это могут быть ноотропы, витамины и минеральные комплексы, вазодилататоры, миорелаксанты, тонизирующие средства. В качестве вспомогательных медикаментов нередко выступают антигипоксанты, нейропротекторы, нейростимуляторы. Сегодня все чаще врачи назначают своим пациентам биологически-активные добавки для усиления эффекта от медикаментозной терапии.

Логопедические методики

Работа с логопедом при афферентной или эфферентной моторной афазии может исчисляться месяцами. В случае с сенсомоторным расстройством или тяжелой степенью нарушения лечение длится годами. Принципы и приемы подхода подбираются индивидуально, корректируются в соответствии с признаками положительной динамики или прогрессирования патологии.

Основу терапии составляет отработка речевых навыков и интонации, совершенствование письма, увеличение объема слухоречевой памяти пациента. Под контролем специалиста пострадавший работает с картинками, текстами, окружающим миром.

Все чаще используются современные компьютерные программы и механизмы.

Оперативные вмешательства

Хирургическое воздействие на головной мозг применяется по отношению к причине проблемы, а не с целью налаживания речи. Это могут быть манипуляции по остановке кровотечения, нейтрализации отека, удалению опухоли или поврежденных тканей. Важно понимать, что сами нейрохирургические действия могут стать причиной моторной афазии или других видов речевых нарушений.

Физиотерапия

Эффективность подобных вариантов воздействия на организм человека с моторной афазией до сих пор подвергается сомнениям. На практике применение точечного массажа, иглоукалывания, магнитной или электрической стимуляции, а также лечебной физкультуры показывает неплохие результаты. Такие подходы не могут быть основным способом лечения патологии. Они должны идти в комплексе с приемом медикаментов, посещением логопеда.

Лечить недуг можно иглоукалыванием.

Прогноз и профилактические меры

Шансы на полное выздоровление или достижение результатов, достаточных для ведения привычного образа жизни, зависят от тяжести случая и качества лечения. При игнорировании основной проблемы или отказе от работы с логопедом нарушение способно стремительно прогрессировать. В таких ситуациях возникает риск постепенного ухудшения состояния больного, развития у него инвалидности из-за невозможности общаться с окружающими. Профилактика патологии состоит в предупреждении развития заболеваний, выступающих в качестве ее провоцирующих факторов.

Некоторые принимают смазанные симптомы недуга за результат хронической усталости или логическое последствие пожилого возраста, поэтому не обращаются к врачу. Моторная афазия – это не только одно из проявлений поражения головного мозга, но и состояние, способное существенно снизить качество жизни человека. При первых же признаках расстройства необходимо обратиться к неврологу, пройти полную диагностику, а затем и профильное лечение.

Этиология

Афазия Брока развивается при наличии повреждения в центре Брока, который располагается в левой лобной доле в нижней фронтальной извилине.

Факторами, провоцирующими развитие моторной афазии, могут быть острое или хроническое нарушение кровообращения средней мозговой артерии, в бассейне верхней фронтальной (роландовой) ветви. Более редкими причинами афазии Брока считаются кровоизлияния, новообразования, дегенеративные, воспалительные процессы, метастатические поражения, субдуральная гематома, энцефалит, травматическое поражение лобной доли головного мозга.

Афазия Брока характеризуется расстройством в произношения, речи, тогда как понимание разговорной и письменной речи нарушается незначительно меньшей степени. Три основных дефекта речи характеризующие афазию Брока:

Аграмматизм – больному затруднительно использовать различные грамматически значимые предлоги и артикли. Также заметно, что пациенту тяжело дается выражение времен и падежей.

Аномия. Больной с трудом подыскивает необходимые слова. В результате речь становится косноязычной, замедленной.

Затрудненная артикуляция характеризуется неправильным произношением слов. При этом звуки, слоги, буквы, составляющие слова, нередко расположены в неверном порядке.

Больные с афазией Брока, могут произносить короткие осмысленные фразы. Но эти фразы сложны для восприятия окружающими. Помимо этого, проявления афазии у пациентов могут сопровождаться слабостью и параличом верхней и нижней конечностей справа. Объясняется это близким расположением к центру Брока в лобной доле коры головного мозга центров, отвечающих за произвольные движения.

Различают несколько степеней тяжести моторной афазии.

Легкая степень тяжести характеризуется умеренным нарушением способности к письменной и устной речи. При этом понимание любой речи мало нарушено.

Но при более тщательном обследовании практически у всех пациентов выявляются расстройства различной степени тяжести в области понимания больным речи (к примеру, сложных устных команд). Описаны случаи, когда больной, страдающий афазией Брока, временно не может воспроизводить речь, при этом понимание письменной и устной речи сохраняется. Подобное состояние называется афемия.

При более тяжелой степени выраженности афазии Брока наблюдается значительное расстройство устной речи больного, также затруднительно понимание разговорной и письменной речи больным.

При восстановлении пациента в его речи могут появиться стереотипные фразы, повторяемые в качестве ответа на все вопросы. Или формируется требующая значительных усилий, медленная, неплавная, грамматически неправильная речь. При этом в речи отсутствуют служебные слова – предлоги, союзы, а также плавность, интонации.

Восстановление речи часто требует длительного времени. Иногда на это требуется до 2 лет. Начинать восстановление речи нужно как можно раньше.

На эффективность восстановления речи влияют многие факторы – причина, вызвавшая поражение мозга, локализация повреждения мозга, глубина и обширность повреждения, состояние здоровья и возраст пациента. В терапии афазии важно участие близких пациента.

Упрощение речи, используя простые, короткие предложения

Повтор ключевых слов предложений при необходимости

Сохранение обычного стиля общения, не разговаривать как со слабоумным или маленьким ребенком Активное привлечение больного к беседе

Использование всех видов общения – речь, язык жестов

Не поправлять больного при разговоре

Предоставить больному нужное время на выговаривание предложения. Используются и другие подходы к восстановлению речи, к примеру, использование специальных компьютерных программ с упражнениями для больных афазией.

Афазия Брока

Нарушение речи, вызванное повреждением области Брока. Проблемы возникают в основном с произношением, а понимание языка страдает в гораздо меньшей степени. Некоторые аспекты этого вида афазии (например, ) затрудняют понимание речи больного для окружающих.

Афазия Брока приводит к трем основным дефектам речи:

Аграмматизм: больному трудно пользоваться различными грамматически значимыми предлогами и артиклями, он путается во временах и падежах.

Аномия: больному трудно искать нужные слова, что приводит к косноязычию и общему замедлению речи. Затрудненная артикуляция: неправильное произношение слов, когда звуки часто бывают расположены в неверном порядке.

Синоним - сенсорная афазия. Повреждение области Вернике в головном мозге приводит к проблемам в обработке и понимании речевых стимулов, хотя воспроизведение речи остается относительно нормальным (см. также Афазия Брока).


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Афазия Брока" в других словарях:

    Афазия Брока - Expressive aphasia Области Брока и Вернике … Википедия

    АФАЗИЯ БРОКА - Тип афазии, которая возникает, как предполагается, i результате поражения зоны Брока. Пациент, которому поставлен такой, агноз, обычно производит очень мало речевой продукции, и то, что прод цируется, обычно произносится медленно, с очень плохой… … Толковый словарь по психологии

    афазия Брока - см. Афазия моторная … Большой медицинский словарь

    Афазия Брока - См. Афазия моторная эфферентная …

    Афазия - МКБ 10 F80.080.0 F80.280.2, R47.047.0 МКБ 9 … Википедия

    - (англ. Broca s area; по имени фр. антрополога и хирурга П. Брока) участок коры головного мозга, расположенный в задненижней части 3 й лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи. При поражении Б. ц.… …

    См. Афазия Брока Психология. А Я. Словарь справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

    Афазия Вернике - Receptive aphasia Области Брока и Вернике МКБ 10 … Википедия

    Афазия моторная - невнятная речь, вызванная центральным нарушением звукопроизношения (анартрией). Типичными, кроме того, являются телеграфный стиль речи (фразы, состоящие из 2 3 слов, обычно составленные из глаголов и имён существительных), аграмматафазия (утрата… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Афазия моторная эфферентная - Син.: Афазия Брока. Следствие повреждения области нижних отделов премоторной зоны в задней части нижней лобной извилины (зона Брока, корковые поля 44 и 45). При этом расстроена экспрессивная речь, нарушается грамматическое построение произносимых … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Или афазия Брока является нарушением речевой деятельности при одновременной ведущей роли нарушения кинетического аспекта.

Очаг поражения в основном локализуется в заднем отделе премоторной области левого, доминантного по речевой деятельности мозгового полушария.

При полном нарушении работы зоны пациенты не в состоянии произносить ни единого слова. При попытке произнести слова или фразы больные произносят нечленораздельные звуки, но одновременно они прекрасно понимают речь, обращенную к ним, как отдельные слова, так и целые предложения. Зачастую в устной речи остается только одно слово или словосочетание, которое заменяет все другие слова. Пациенты произносят фразы с разной интонацией, тем самым выражая свои мысли.

Это важно! К этиологическим факторам заболевания относятся острые и хронические типы нарушений кровотока в средней части мозговой артерии, в ложе верхней фронтальной ветви. Ещё более редкие причины формирования афазии — это кровоизлияние, формирование новообразований, процессы воспаления, метастазы, энцефалит или травмирование лобной доли в головном мозге.

Клиническая картина заболевания

Брока характеризуется нарушением произношения речи, а одновременно с этим понимание письменной и разговорной речи нарушается намного меньше.

К трем основным нарушениям речевой деятельности, свойственным афазии Брока, следует относить:

  1. Аграмматизм — пациенту становится трудно пользоваться разнообразными грамматически значимыми артиклями и предлогами. Также становится заметно, что больному очень трудно дается выражение в речи падежей и времен.
  2. Аномия — пациент с большим трудом ищет необходимые слова, поэтому речь сильно замедляется и становится косноязычной.
  3. Затруднение артикуляции — в связи с этим, происходит неправильное произношение слов. Звуки, буквы и слоги при этом, которые составляют целые слова, часто располагаются в неправильном порядке.

Пациенты с данной патологией могут говорить только недлинные осмысленные предложения, которые с трудом воспринимаются окружающими людьми. Кроме того развитие афазии дополняется ослаблением и формированием паралича ноги и руки с правой стороны. Это объясняется близким расположением коры головного мозга центров произвольных движений к мозговому центу Брока.

Какие существуют степени тяжести развития патологии

Выделяется несколько основных степеней тяжести для моторной эфферентной афазии.

Для легкой формы характерно проявление умеренного нарушения возможности осуществления устной и письменной речи. При этом практически не страдает понимание речи окружающих людей.

При проведении более тщательного обследования у больных диагностируется нарушения разные по своей тяжести, касающиеся понимания речи человеком. Известны случаи, когда пациенты с афазией Брока временно не могут воспроизводить речь. А понимание речи окружающих сохраняется на должном уровне. По-другому это состояние называют афемией.

Это важно! При более тяжелом протекании заболевания происходит заметное нарушение устной речи пациента, ему становится трудно воспринимать письменную и разговорную речь окружающих людей.

В процессе восстановления человека в его речи появляются стереотипные предложения и высказывания, которые он повторяет, как ответ на любой поставленный вопрос. Также может формироваться медленная, неплавная и грамматически неправильная речь. В речи нет служебных слов, союзов, предлогов, нет плавности и интонации.

Реализация мероприятий по диагностике заболевания

Диагностика патологии должна проводиться целой группой специалистов, а именно: неврологом, логопедом и нейропсихологом.

Для установления и конкретизации причин развития афазии и выявления места нахождения очага поражения организуется компьютерная томография и МРТ для головного мозга, УЗГД для сосудов головы, шеи, любмальная пункция, дуплексное сканирование для сосудов в головном мозге.

Исследование речевой деятельности при афазии Брока заключается в диагностике устной речи, письменной речи. Нейропсихолог, который проводит работу с пациентами, болеющими афазиями, организует диагностирование слухоречевой памяти и также других модально-специфических форм памяти, праксиса, работы зрительных органов, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальной работы.

Реализация комплексного диагностирования помогает отличить афазию Брока от алалии у детей, от тугоухости, от дизартрии и т.д.

Процесс лечения афазии Брока

Восстановление речи при поражении головного мозга афазией зачатую занимает много времени. Порой на это уходит до двух лет. Начинать процесс восстановления речевой деятельности лучше, как можно скорее.

Это важно! Результат восстановления речи зависит от множества факторов — от причины, спровоцировавшей повреждение мозга, от места повреждения, от глубины и объема повреждения, от общего состояния здоровья пациента¸ от его возрастной группы. В реализации терапии афазии должны обязательно участвовать родственники больного.

Окружающим, которые ведут общение с больными, рекомендуется:

  • Простота речи, использование простых и недлинных высказываний.
  • Повторение ключевых слов в предложениях в случае необходимости.
  • Сохранение привычного стиля общения. Не стоит выстраивать разговор, как со слабоумным или ребенком.
  • Активное задействование пациента в беседе.
  • Реализация всех видов общения — язык жестов, речевая деятельность.
  • Не стоит исправлять пациента во время разговора.
  • Предоставление пациенту необходимого времени для высказывания фразы.

Также реализуются и другие подходя к возобновлению речи — это может быть применение специализированных программ на компьютере с упражнениями для людей, пострадавших от афазии.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...