Копье — священный символ Власти. Символом чего является копье? I Священное копье

Самым известным из существующих преданий, в котором упоминается копье Лонгина, является библейская история убиения Иисуса. Согласно этому источнику, копьем власти (так еще называют этот артефакт) Лонгин пронзил грудь мученика Иисуса, висящего на кресте. Тем самым он лишил его земной жизни.

Предыстория

Считается, что создателем копья является Финеес. Он был третьим первосвященником Иудеи. При помощи этого оружия он становился подобным богу и руководил войсками. Этому имеются письменные свидетельства. Со смертью Финееса оружие стало переходить из рук в руки. При этом наблюдался значительный рост силы того, кто владел копьем. В народе стали говорить, что обладание этим оружием дарит силу богов. Все это было еще до рождения Спасителя. Особую известность копье Лонгина (фото см. выше) получило после того, как легионер Гай Кассий вонзил его в грудь Христа.

Туринская плащаница

Является самым исследованным из всех наследий библейских времен. Так, достоверно установлено по следам крови, что человек, которого оборачивали в плащаницу, был пронзен копьем. При этом параметры оружия в точности соответствуют ратному инструменту легионеров.

Где сейчас копье Лонгина?

Долгое время было множество разногласий по поводу местонахождения реликвии. Связано это с тем, что оружие за века обзавелось множеством копий. Так, считалось, что копье хранится в Венском музее. Не так давно британскими специалистами были проведены доскональные исследования всех артефактов, претендующих на звание «копье Лонгина». Выводы их безапелляционны. Достоверно установлено, что оружие убиения Иисуса ныне находится в Армении.

Интересно: как копье Лонгина искал Гитлер

Воображение юного Адольфа было поражено легендой о возможностях реликвии. Он долго мечтал о власти над миром. Когда пришло время, тот артефакт, что хранился в Венском музее, который Гитлер считал подлинным копьем, был объявлен имперским сокровищем. Фюрер так и не понял, что ничего не может помочь в его амбициях. Мир остался свободным, а венское копье исследовали и признали всего лишь копией, хотя и очень древней. Не отсутствие ли информации о местонахождении подлинной реликвии спасло планету от коричневой чумы?

Правда ли, что копье Лонгина в Армении?

Множество фактов говорит о том, что подлинная реликвия, обагренная кровью Спасителя, находится в Ее регулярно извлекают из золотого ковчега и демонстрируют верующим. Говорят, помолившись возле реликвии, можно избавиться от такого тяжкого недуга, как рак. Но есть и сомневающиеся. Аргументы неверующих следующие: если этот артефакт подлинный, то почему его хранители еще не создали мировую религию? И почему люди, фактически руководящие миром, не проявляют к нему интереса? Быть может, в Армении лежит подделка, а настоящее копье Судьбы уже давно в руках того невидимого кукловода, который объединяет и разделяет страны, руководит глобализацией и тенденциями развития наших культур? Церковь отрицает эти недостойные сомнения. Реликвия оберегается как зеница ока. Но у скептиков всегда есть новый аргумент: все знают, что тот, кто обладает властью, может оплатить любой результат экспертизы! Так где же копье Лонгина?

Копье - второе по значению (после меча) оружие древности и Средневековья, символ победы, мужского начала, фаллической мощи и плодородия земли. Сломанное копье - символ войны или опытного воина. В мифологии народов планеты нашли отражение все эти символические значения. Эмблемой победы служит копье Индры - индуистского бога войны. Копье помогает одержать победу греческой богине мудрости Афине в ее споре с Посейдоном за покровительство над главным городом Аттики: вонзенное в землю, копье Афины зазеленело и превратилось в оливковое дерево. Жители спорного полиса, отведав невиданных дотоле плодов, единодушно присудили победу Афине и назвали свой город в ее честь. Фаллический символизм прозрачно обозначен в японском мифе о боге-демиурге Идзанаги. Вместе с супругой Идза-нами Идзанаги стоял на небесном мосту и колыхал морские воды своим длинным драгоценным копьем. Капли воды, стекавшие с конца копья, превращались в земную твердь, из которой и образова-лисьЯпонские острова.
В финикийском мифе, посвященном богу бури Хададу, как и в вышеупомянутом греческом мифе об Афине и Посейдоне, копье является символом плодородия. Пробуждая плодородие земли, порывистый Хадад вонзает в нее копье - молнию с зигзагообразным древком.
В мифологии символика копья может принимать и другие значения. Например, в поверьях андаманцев, злой дух Чол ранит людей во время дневного зноя своим невидимым копьем. В данном случае совершенно очевидна ассоциация невидимого копья с солнечным ударом.
В христианской религии копье является символическим олицетворением Страстей Господних, поэтому Святое Копье, называемое также Копьем Судьбы, Копьем Власти и Копьем Лонгина - одна из наиболее почитаемых христианской церковью реликвий.
Легенда приписывает изготовление чудесного копья, появившегося задолго до Рождества Христова, третьему первосвященнику Иудеи, могущественному магу Финеесу. После смерти Финееса магическое копье, якобы способное даровать владельцу беспредельную власть над судьбами мира, пошло, что называется, по рукам. В древней Палестине им владели библейские цари: Иисус Навин, Саул и Ирод. Из покоренной Иудеи магическое копье перешло к римлянам. После того как центурион Лонгин пронзил им бок Спасителя, распятого на кресте, это легендарное оружие приобрело еще большее магическое могущество, и с тех пор его стали именовать Святым Копьем.
Следующими владельцами Святого Копья стали великие римские императоры: Диоклетиан и креститель Константин. После падения Римской империи Святое Копье попало к королям вестготов, а от них - к франкам. Франкские правители Хлодвиг, Дагоберт и Пипин Ге-ристальский с помощью Святого Копья основали и укрепили королевство франков, а Карл Великий, их преемник, победив саксов, аваров, лангобардов и бретонцев, превратил королевство в обширную Франкскую империю. Но однажды он выронил из рук чудесное копье и скончался в тот же день, а его империя вскоре развалилась на части.
После распада Франкской империи Святое Копье таинственным образом исчезает, а затем не менее таинственно обретается во время самого драматичного эпизода Первого крестового похода. Крестоносцы, осажденные в Антиохии несметными полчищами мусульман, оказались на краю гибели. Воины Христа, доведенные голодом до полного отчаяния, уже начали есть вареную мертвечину. Ждать помощи им было неоткуда, и спасти обреченных крестоносцев могло только чудо. И это чудо произошло: провансальский священник Петр Варфоломей, один из участников крестового похода, однажды долго и горячо молился в одной из городских церквей, призывая Господа спасти своих паладинов. Утомленный продолжительной молитвой, священник незаметно для себя заснул. Во сне он увидел апостола Павла, настойчиво указывавшего на землю подле алтаря. Пробудившись, Петр Варфоломей разрыл землю в указанном месте и обнаружил спрятанное там Святое Копье. Весть о чудесной находке быстро облетела все войско крестоносцев, однако многие усомнились в подлинности реликвии. Тогда Петр Варфоломей, дабы убедить маловеров, бесстрашно взошел с найденным копьем на костер и спустя некоторое время вышел из пламени невредимым. Воодушевленные явным покровительством Бога, крестоносцы решились сделать вылазку из крепости. И что же? Им удалось не просто прорваться из осажденного города, как они намечали сначала; могущество Святого Копья помогло им полностью разгромить и обратить в паническое бегство многочисленную армию эмира Кербоги.
От графа Раймунда Тулузского, руководившего вылазкой, магическое копье перешло в руки германского императора Фридриха Барбароссы. Барбаросса с помощью копья усмирил восставшие против его власти итальянские города и изгнал из Рима своего злейшего врага, римского папу. Однако во время Третьего крестового похода Фридрих Барбаросса погиб нелепой смертью - утонул в маленькой, но стремительной горной речке. Около 150 лет после его гибели магическое копье находилось в Святой земле, но крестоносцы, несмотря на это, почему-то терпели одно поражение за другим и в конце концов лишились всех тамошних владений. В середине XIII века, после провала Седьмого крестового похода, французский король Людовик IX Святой привез бесценную реликвию в Европу.
В дальнейшем Святым Копьем завладели Габсбурги, бережно хранившие святую реликвию в Ховбурге, своей главной сокровищнице. Но в 1805 году Наполеон Бонапарт, грезивший о мировом господстве, отнял Святое Копье у их потомков. Счастье не изменяло Наполеону до тех пор, пока копье не было утеряно во время похода на Москву. В 1938 году Копьем Судьбы завладел Гитлер, развязавший чудовищную Вторую мировую войну. Однако реликвия, как видно, не пожелала служить человеконенавистническим устрем-лениям бесноватого фюрера. После разгрома гитлеровской Германии Святое Копье вернулось к прежним владельцам, и до наших дней оно хранится в венской сокровищнице династии Габсбургов.
В иконографии копье (или дротик) - орудие мученичества многих святых: апостол Фома изображается пронзенным копьем и обнимающим перед смертью крест; копье пронзает грудь Иуды Фаддея; в грудь мученицы Терезы вонзен дротик с горящим наконечником. Лонгин пронзает копьем бок распятого Христа.
Копье является неизменным атрибутом римских воинов и военачальников, пострадавших за христианскую веру: Артемия Антиохийского (обезглавлен), Федора Стратилата (распят), Дмитрия Со-лунского (пронзен копьями). Из этого скорбного ряда выпадает лишь иконописный образ св. Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона, но и он был казнен за отказ преследовать единоверцев.
В изобразительном искусстве греческая богиня охоты Артемида (римская Диана) представлена с дротиком в руках и колчаном, полным стрел, за плечами. Богиня Афина изображалась в полном боевом вооружении: в шлеме, с копьем и щитом. Примерно так же художники эпохи Возрождения изображали фигуру аллегорической Храбрости.
В геральдике эмблема копья встречается не часто. Ярким примером из рыцарских времен может служить эмблема, присвоенная фавориткой французского короля Генриха II Дианой де Пуатье. Она изображала летящий дротик, перевитый лентой с начертанным на ней девизом по латыни: «Что бы он ни преследовал, он это настигнет».
В русской городской геральдике эмблема копья, не являясь основной, не имеет и самостоятельного значения. Так, в гербе Москвы копье изображено в руках Георгия Победоносца, а в гербе Ростова-на-Дону оно входит в число наступательного и оборонительного вооружения вместе с мечом, луком, стрелой, кольчугой и шлемом. Изредка эмблема копья встречается в гербах российских дворян (Даудо-вых, Стремоуховых и др.). В современной государственной геральдике эта эмблема не используется.
В военном деле копья применялись еще с доисторической эпохи. Примитивное первобытное копье первоначально представляло собой обыкновенную палку с заостренным и обожженным концом, однако несколько позже на смену этому древнейшему копью пришло другое, усовершенствованное: оно состояло из древка и остроконечного камня, который крепился к древку волокнами растений или кожаными ремешками. Через несколько тысячелетий каменный наконечник был вытеснен металлическим - начинался бронзовый век. Античная эпоха - время подлинного расцвета древнего оружия. В этот период появилось несколько его разновидностей: метательные дротики, ударные копья пехотинцев, колющие кавалерийские пики. Наиболее грозным оружием античности считались македонские сариссы - длиннейшие копья (до 6 метров), которыми вооружались первые шесть рядов македонской фаланги. В бою сариссофоры (солдаты, вооруженные са-риссами) клали их на плечи впереди стоящих. Ощетинившаяся страшными сарис-сами македонская фаланга, наводившая ужас на врага, была непобедима на ровном открытом пространстве, однако на холмистой местности строй фаланги ломался, и тогда сверхдлинные сариссы становились совершенно бесполезными.
В Средние века рыцарские копья делились на два вида: боевые и турнирные. Боевое копье, достигавшее в длину отЗ до 4,5 метра, оснащалось перехватом для руки и металлическим острием, под которым прикреплялся треугольный или четырехугольный значок. Цвета этого значка соответствовали гербовым цветам конкретного рыцаря. Что же касается древка, то лучшим материалом для него считался ясень.
С появлением сверхпрочных цельных металлических доспехов форма боевого копья значительно изменилась: древко стало короче и толще, а к перехвату была добавлена воронкообразная накладка для защиты руки. Как и прежде, под острием крепился гонфанон - треугольный значок. Дротики или сулицы, предназначенные для метания, широко применялись и в эпоху Средневековья, но они никогда не входили в состав рыцарского вооружения - то было оружие простолюдинов.
Тупое турнирное копье, лишенное ме-таллического наконечника, служило главным оружием во время рыцарских состязаний. Несмотря на свою кажущуюся безобидность, турнирное копье представляло тем не менее немалую опасность для рыцаря, выехавшего на ристалище «преломить копья» с условным противником. Действительно, во время столкновения с бронированным всадником турнирные копья часто ломались пополам, но нередко у них обламывались лишь края, и тогда на конце копья образовывался неровный острый отщеп. Если рыцарь не отбрасывал такое деформированное копье, то при следующей сшибке он мог нанести противнику серьезную рану, а то и поразить его насмерть. Так и случилось 1 июля 1559 года на праздничном турнире во Франции, когда капитан шотландской гвардии Габриель де Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II. Отщеп его копья при ударе подбросил вверх забрало королевского шлема и, наискось пронзив правый глаз Генриха, вышел за ухом. Через несколько дней король скончался в страшных мучениях.
В средневековых европейских армиях «копьем» именовалось не только вышеописанное рыцарское оружие, но и небольшое воинское подразделение, наименьшая боевая единица, состоявшая из 3-5 человек: рыцаря, оруженосца, одного или нескольких стрелков. Десятки или сотни таких копий, соединенные под одним штандартом, составляли хоругвь (полк).
Древнерусские ратники использовали копья как ударное и колющее оружие. Длина русского копья составляла около 2 метров. На древко, защищенное иногда металлическим покрытием, насаживали втульчатый наконечник. Наконечники копий были разных форм: трехгранные, четырехгранные, листовидные, но на Руси преобладали удлиненно-треугольные. Для метания русские воины применяли сулицы - полутораметровые дротики с черешковыми кинжаловидными наконечниками. Исконно русским оружием является рогатина - длинное копье с массивным (до 1 кг) наконечником, имевшим форму лаврового листа. Первоначально рогатина использовалась как боевое оружие, но впоследствии чаще применялась при охоте на крупного зверя: медведя или кабана.
Век боевого копья оказался удивительно долгим. Если пехотные отряды копейщиков эффективно действовали на полях сражений лишь до XVIII столетия, то кавалерийские пики дожили даже до начала XX века - русская конница использовала пики еще в период Первой мировой и Гражданской войн.
В наше время копье, «подавшее в отставку» с военной службы, известно лишь как спортивный снаряд. Завуалированное временем имя копья иногда встречается в названиях хорошо известных всем предметов и остается при этом неузнанным. Так, например, пиками по-прежнему называется одна из мастей игральных карт. Мелкая русская денежная единица, введенная в обращение при Елене Глинской, матери Ивана Грозного, до сих пор именуется копейкой, поскольку на ней изображен всадник с копьем - популярнейший в России святой, Георгий Победоносец.

Копье - второе по значению (после меча) оружие древности и Средневековья, символ победы, мужского начала, фаллической мощи и плодородия земли. Сломанное копье - символ войны или опытного воина.
В мифологии народов планеты нашли отражение все эти символические значения. Эмблемой победы служит копье Индры - индуистского бога войны. Копье помогает одержать победу греческой богине мудрости Афине в ее споре с Посейдоном за покровительство над главным городом Аттики: вонзенное в землю, копье Афины зазеленело и превратилось в оливковое дерево. Жители спорного полиса, отведав невиданных дотоле плодов, единодушно присудили победу Афине и назвали свой город в ее честь.
Фаллический символизм прозрачно обозначен в японском мифе о боге-демиурге Идзанаги. Вместе с супругой Идза-нами Идзанаги стоял на небесном мосту и колыхал морские воды своим длинным драгоценным копьем. Капли воды, стекавшие с конца копья, превращались в земную твердь, из которой и образова-лисьЯпонские острова.

В финикийском мифе, посвященном богу бури Хададу, как и в вышеупомянутом греческом мифе об Афине и Посейдоне, копье является символом плодородия. Пробуждая плодородие земли, порывистый Хадад вонзает в нее копье - молнию с зигзагообразным древком.

В мифологии символика копья может принимать и другие значения. Например, в поверьях андаманцев, злой дух Чол ранит людей во время дневного зноя своим невидимым копьем. В данном случае совершенно очевидна ассоциация невидимого копья с солнечным ударом.

В христианской религии копье является символическим олицетворением Страстей Господних, поэтому Святое Копье, называемое также Копьем Судьбы, Копьем Власти и Копьем Лонгина - одна из наиболее почитаемых христианской церковью реликвий.

Легенда приписывает изготовление чудесного копья, появившегося задолго до Рождества Христова, третьему первосвященнику Иудеи, могущественному магу Финеесу. После смерти Финееса магическое копье, якобы способное даровать владельцу беспредельную власть над судьбами мира, пошло, что называется, по рукам. В древней Палестине им владели библейские цари: Иисус Навин, Саул и Ирод. Из покоренной Иудеи магическое копье перешло к римлянам. После того как центурион Лонгин пронзил им бок Спасителя, распятого на кресте, это легендарное оружие приобрело еще большее магическое могущество, и с тех пор его стали именовать Святым Копьем.

Следующими владельцами Святого Копья стали великие римские императоры: Диоклетиан и креститель Константин. После падения Римской империи Святое Копье попало к королям вестготов, а от них - к франкам. Франкские правители Хлодвиг, Дагоберт и Пипин Ге-ристальский с помощью Святого Копья основали и укрепили королевство франков, а Карл Великий, их преемник, победив саксов, аваров, лангобардов и бретонцев, превратил королевство в обширную Франкскую империю. Но однажды он выронил из рук чудесное копье и скончался в тот же день, а его империя вскоре развалилась на части.
После распада Франкской империи Святое Копье таинственным образом исчезает, а затем не менее таинственно обретается во время самого драматичного эпизода Первого крестового похода. Крестоносцы, осажденные в Антиохии несметными полчищами мусульман, оказались на краю гибели. Воины Христа, доведенные голодом до полного отчаяния, уже начали есть вареную мертвечину. Ждать помощи им было неоткуда, и спасти обреченных крестоносцев могло только чудо. И это чудо произошло: провансальский священник Петр Варфоломей, один из участников крестового похода, однажды долго и горячо молился в одной из городских церквей, призывая Господа спасти своих паладинов. Утомленный продолжительной молитвой, священник незаметно для себя заснул. Во сне он увидел апостола Павла, настойчиво указывавшего на землю подле алтаря. Пробудившись, Петр Варфоломей разрыл землю в указанном месте и обнаружил спрятанное там Святое Копье. Весть о чудесной находке быстро облетела все войско крестоносцев, однако многие усомнились в подлинности реликвии. Тогда Петр Варфоломей, дабы убедить маловеров, бесстрашно взошел с найденным копьем на костер и спустя некоторое время вышел из пламени невредимым. Воодушевленные явным покровительством Бога, крестоносцы решились сделать вылазку из крепости. И что же? Им удалось не просто прорваться из осажденного города, как они намечали сначала; могущество Святого Копья помогло им полностью разгромить и обратить в паническое бегство многочисленную армию эмира Кербоги.

От графа Раймунда Тулузского, руководившего вылазкой, магическое копье перешло в руки германского императора Фридриха Барбароссы. Барбаросса с помощью копья усмирил восставшие против его власти итальянские города и изгнал из Рима своего злейшего врага, римского папу. Однако во время Третьего крестового похода Фридрих Барбаросса погиб нелепой смертью - утонул в маленькой, но стремительной горной речке. Около 150 лет после его гибели магическое копье находилось в Святой земле, но крестоносцы, несмотря на это, почему-то терпели одно поражение за другим и в конце концов лишились всех тамошних владений. В середине XIII века, после провала Седьмого крестового похода, французский король Людовик IX Святой привез бесценную реликвию в Европу.

В дальнейшем Святым Копьем завладели Габсбурги, бережно хранившие святую реликвию в Ховбурге, своей главной сокровищнице. Но в 1805 году Наполеон Бонапарт, грезивший о мировом господстве, отнял Святое Копье у их потомков. Счастье не изменяло Наполеону до тех пор, пока копье не было утеряно во время похода на Москву. В 1938 году Копьем Судьбы завладел Гитлер, развязавший чудовищную Вторую мировую войну. Однако реликвия, как видно, не пожелала служить человеконенавистническим устрем-лениям бесноватого фюрера. После разгрома гитлеровской Германии Святое Копье вернулось к прежним владельцам, и до наших дней оно хранится в венской сокровищнице династии Габсбургов.

В иконографии копье (или дротик) - орудие мученичества многих святых: апостол Фома изображается пронзенным копьем и обнимающим перед смертью крест; копье пронзает грудь Иуды Фаддея; в грудь мученицы Терезы вонзен дротик с горящим наконечником. Лонгин пронзает копьем бок распятого Христа.
Копье является неизменным атрибутом римских воинов и военачальников, пострадавших за христианскую веру: Артемия Антиохийского (обезглавлен), Федора Стратилата (распят), Дмитрия Со-лунского (пронзен копьями). Из этого скорбного ряда выпадает лишь иконописный образ св. Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона, но и он был казнен за отказ преследовать единоверцев.
В изобразительном искусстве греческая богиня охоты Артемида (римская Диана) представлена с дротиком в руках и колчаном, полным стрел, за плечами. Богиня Афина изображалась в полном боевом вооружении: в шлеме, с копьем и щитом. Примерно так же художники эпохи Возрождения изображали фигуру аллегорической Храбрости.

В геральдике эмблема копья встречается не часто. Ярким примером из рыцарских времен может служить эмблема, присвоенная фавориткой французского короля Генриха II Дианой де Пуатье. Она изображала летящий дротик, перевитый лентой с начертанным на ней девизом по латыни: «Что бы он ни преследовал, он это настигнет».

В русской городской геральдике эмблема копья, не являясь основной, не имеет и самостоятельного значения. Так, в гербе Москвы копье изображено в руках Георгия Победоносца, а в гербе Ростова-на-Дону оно входит в число наступательного и оборонительного вооружения вместе с мечом, луком, стрелой, кольчугой и шлемом. Изредка эмблема копья встречается в гербах российских дворян (Даудо-вых, Стремоуховых и др.). В современной государственной геральдике эта эмблема не используется.

В военном деле копья применялись еще с доисторической эпохи. Примитивное первобытное копье первоначально представляло собой обыкновенную палку с заостренным и обожженным концом, однако несколько позже на смену этому древнейшему копью пришло другое, усовершенствованное: оно состояло из древка и остроконечного камня, который крепился к древку волокнами растений или кожаными ремешками. Через несколько тысячелетий каменный наконечник был вытеснен металлическим - начинался бронзовый век. Античная эпоха - время подлинного расцвета древнего оружия. В этот период появилось несколько его разновидностей: метательные дротики, ударные копья пехотинцев, колющие кавалерийские пики. Наиболее грозным оружием античности считались македонские сариссы - длиннейшие копья (до 6 метров), которыми вооружались первые шесть рядов македонской фаланги. В бою сариссофоры (солдаты, вооруженные са-риссами) клали их на плечи впереди стоящих. Ощетинившаяся страшными сарис-сами македонская фаланга, наводившая ужас на врага, была непобедима на ровном открытом пространстве, однако на холмистой местности строй фаланги ломался, и тогда сверхдлинные сариссы становились совершенно бесполезными.

В Средние века рыцарские копья делились на два вида: боевые и турнирные. Боевое копье, достигавшее в длину отЗ до 4,5 метра, оснащалось перехватом для руки и металлическим острием, под которым прикреплялся треугольный или четырехугольный значок. Цвета этого значка соответствовали гербовым цветам конкретного рыцаря. Что же касается древка, то лучшим материалом для него считался ясень.
С появлением сверхпрочных цельных металлических доспехов форма боевого копья значительно изменилась: древко стало короче и толще, а к перехвату была добавлена воронкообразная накладка для защиты руки. Как и прежде, под острием крепился гонфанон - треугольный значок. Дротики или сулицы, предназначенные для метания, широко применялись и в эпоху Средневековья, но они никогда не входили в состав рыцарского вооружения - то было оружие простолюдинов.

Тупое турнирное копье, лишенное ме-таллического наконечника, служило главным оружием во время рыцарских состязаний. Несмотря на свою кажущуюся безобидность, турнирное копье представляло тем не менее немалую опасность для рыцаря, выехавшего на ристалище «преломить копья» с условным противником. Действительно, во время столкновения с бронированным всадником турнирные копья часто ломались пополам, но нередко у них обламывались лишь края, и тогда на конце копья образовывался неровный острый отщеп. Если рыцарь не отбрасывал такое деформированное копье, то при следующей сшибке он мог нанести противнику серьезную рану, а то и поразить его насмерть. Так и случилось 1 июля 1559 года на праздничном турнире во Франции, когда капитан шотландской гвардии Габриель де Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II. Отщеп его копья при ударе подбросил вверх забрало королевского шлема и, наискось пронзив правый глаз Генриха, вышел за ухом. Через несколько дней король скончался в страшных мучениях.

В средневековых европейских армиях «копьем» именовалось не только вышеописанное рыцарское оружие, но и небольшое воинское подразделение, наименьшая боевая единица, состоявшая из 3-5 человек: рыцаря, оруженосца, одного или нескольких стрелков. Десятки или сотни таких копий, соединенные под одним штандартом, составляли хоругвь (полк).

Древнерусские ратники использовали копья как ударное и колющее оружие. Длина русского копья составляла около 2 метров. На древко, защищенное иногда металлическим покрытием, насаживали втульчатый наконечник. Наконечники копий были разных форм: трехгранные, четырехгранные, листовидные, но на Руси преобладали удлиненно-треугольные. Для метания русские воины применяли сулицы - полутораметровые дротики с черешковыми кинжаловидными наконечниками. Исконно русским оружием является рогатина - длинное копье с массивным (до 1 кг) наконечником, имевшим форму лаврового листа. Первоначально рогатина использовалась как боевое оружие, но впоследствии чаще применялась при охоте на крупного зверя: медведя или кабана.

Век боевого копья оказался удивительно долгим. Если пехотные отряды копейщиков эффективно действовали на полях сражений лишь до XVIII столетия, то кавалерийские пики дожили даже до начала XX века - русская конница использовала пики еще в период Первой мировой и Гражданской войн.
В наше время копье, «подавшее в отставку» с военной службы, известно лишь как спортивный снаряд. Завуалированное временем имя копья иногда встречается в названиях хорошо известных всем предметов и остается при этом неузнанным. Так, например, пиками по-прежнему называется одна из мастей игральных карт. Мелкая русская денежная единица, введенная в обращение при Елене Глинской, матери Ивана Грозного, до сих пор именуется копейкой, поскольку на ней изображен всадник с копьем - популярнейший в России святой, Георгий Победоносец.

Копье. Один из символов мировой оси. Означает также мужское начало, фаллос, дающую жизнь силу, плодородие, воинскую доблесть, жезл волшебника. Атрибут воинов и охотников. У кельтов копье наряду с пращой - это "длинная рука" или Луга. В Китае копье является атрибутом многих второстепенных богов. В христианстве копье символизирует страдания Христа и является атрибутом святых Михаила и Лонгина (центуриона, присутствовавшего при распятии). В греко-римской традиции копье и щит юношей-
эфебов символизировали инициацию и переход в статус взрослых, доблесть взрослого мужчины. Атрибут Афины (Минервы) и Ареса (Марса). У скандинавов выкованное гномами копье, которым пользовался Один, само находило цель.

Атрибут воина и охотника.
Его можно видеть в руке Минервы, Храбрости и Постоянства. Последняя стоит, прислонившись к колонне. Ее привязывает аллегорическая фигура Бронзового века (одного из Веков Человечества).
Дротик с горящим наконечником, вонзенный в грудь святой, идентифицирует мученицу как Терезу. Копье было инструментом мученичества Фомы, апостола, который иногда изображается пронзенным копьем и, умирая, обнимающим крест.
Охотничьим оружием обычно является более тонкое копье (дротик), сделанное для метания, - атрибут богини Дианы и - в портретной живописи - модели, носящей ее имя. Диана де Пуатье (1499-1599), влиятельная возлюбленная Генриха II, короля Франции, изображалась в одеянии и с атрибутами этой богини. Для своей эмблемы (impresa) она выбрала дротик, обвитый лентой с начертанным на ней девизом: "Consequitur quodcunque petit" (лат. - "Что бы он ни преследовал, он это настигнет"). См.т.ж. пика.
Символ войны, а также фаллический символ (8).
Это оружие человека земного предназначения, в отличие, скажем, от меча, который используют в священных целях.
Копье связано с символами кубка или чаши.
С символической точки зрения копье можно сравнить с ветвью, деревом, крестом, а также с обозначением пространственной ориентировки.
Раймунд Луллий в "Записках дворянского ордена" выражает веру в то, что копье дано рыцарю как символ высокой нравственности.
"Окровавленное копье", о котором упоминается в легенде о Граале, иногда трактуется как копье страстных желаний и вожделений, т.е. в смысле Страсти как таковой.
Некоторые авторы не согласны с таким толкованием, для них приемлема интерпретация копья как жертвенного символа.
Поскольку копье использовалось для прободения ребра распятого Христа, оно стало одним из символов страстей Господних.

Пика? Копьё / Дротик.
См.т.ж. Распятие Христа.
В отличие от копья, пика является оружием главным образом кавалерии (часто с маленьким вымпелом).
Атрибут Лонгина, который по традиции изображается на коне.
Одно из проявлений мужской силы. Фаллический солярный символ, означающий войну. Пика, меч и стрелы олицетворяют солнечные лучи.
Атрибут низших ступеней рыцарства, тогда как меч - отличительная черта более высокой ступени.
Как мужской символ связана с символизмом чаши (женский символ), горы и пещеры.
Гора и вертикально стоящая, но не отбрасывающая тени пика являются символами оси мира.
Античность
Солярный знак и символ войны; атрибут Ареса и Афины.
Копьё Ахиллеса, подобно лучам солнца и молнии, может исцелять раны, которые нанесло.
Индуизм
Олицетворение силы, власти и победы над злом. Атрибут Индры, - божественную мудрость, пронзающую невежество.
Япония
Пикой или копьем творения Изанага помешивает воды, чтобы создать землю.
Христианство
Пика и чаша связаны со Святым Граалем. Пика, использовавшаяся для прободения ребра Христа и служит символом страстей Господних.
Атрибут Иуды [Фаддея].
Св. Георгий Каппадокийский часто изображен со сломанной пикой: согласно легенде, его пика сломалась, и он победил дракона мечом.
Пика, или дротик, также является атрибутом Св. Фомы, ибо она послужила орудием его пыток.
Иллюстрации
Дева-страж порога, вооруженная пикой и охраняющая вход в высший мир. Пика в данном случае символизирует ось мира в аспекте пути к высшему миру.

Один из символов мировой оси. Означает также мужское начало, фаллос, дающую жизнь силу, плодородие, воинскую доблесть, жезл волшебника. Атрибут воинов и охотников. У кельтов копье наряду с пращой - это длинная рука или Луга. В Китае копье является атрибутом многих второстепенных богов. В христианстве копье символ изирует страдания Христа и является атрибутом святых Михаила и Лонгина (центуриона, присутствовавшего при распятии). В греко-римской традиции копье и щит юношей-эфебов символизировали инициацию и переход в статус взрослых, добпесть взрослого мужчины. Атрибут Афины (Минервы) и Ареса (Марса). У скандинавов выкованное гномами копье, которым пользовался Один. само находило цель.

  • - , метательное оружие греков и римлян. К. следует отличать от пики, являвшейся колющим оружием...

    Словарь античности

  • - нарк. см....

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - см. Оружие и орудия труда...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - Один из символов мировой оси. Означает также мужское начало, фаллос, дающую жизнь силу, плодородие, воинскую доблесть, жезл волшебника. Атрибут воинов и охотников...

    Словарь символов

  • - Битва. На первом плане сошлись два отряда наемной пехоты. Первая линия воинов вооружена пиками, вторая - различным древковым оружием, алебардами и альшписами...

    Энциклопедия средневекового оружия

  • - I. Hasta, по-сабински quiris, копье, пика, первоначально значила тоже, что и sceptrum, scipio, festuca, vindicta и считалась символом завоевания или приобретенного по праву победу имущества, затем - символом римского...

    Реальный словарь классических древностей

  • - в простейшем своем виде заостренная палка. Для большей твердости заостренного конца он иногда обжигается на огне, чаще же к древку прикрепляется наконечник из более твердого дерева, камня, кости или металла...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - колющее или метательное оружие. Применялось во время войны и на охоте большинством народов мира. Появилось в эпоху Палеолита. Первоначально представляло собой палку с заострённым концом...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1) колющее оружие - древко с каменным, костяным или металлическим наконечником. Известно с эпохи раннего палеолита; в древнем мире и в средние века - главное оружие пехоты и конницы...

    Большой энциклопедический словарь

  • - или копие ср. обоюдоострое железко на древке ратовище, пика, южн. дротик, оружие, б.ч. конное. Пешее копье: бердыш, протазан, алебарда, копье с топорком; охотничье: рогатина...

    Толковый словарь Даля

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - копьё I ср. 1. Холодное - колющее или метательное - оружие в виде длинного древка с острым металлическим наконечником. 2. Легкоатлетический снаряд для метания, имеющий вид такого оружия. 3...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ст.-слав. копиѥ λύγχη, болr. ко́пе, сербохорв. ко̀пље, словен. kорjе̑, чеш. kорí, слвц. kорijа, польск. kорjа, н.-луж. kорjе. От копа́ть...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Общеславянское слово, образованное от копати – "бить, ударять", буквально "то, чем ударяют"...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - Общеслав. Суф. производное от той же основы, что копать, лит. kãplis «мотыга, топор», греч. kopis «тесак, кинжал», нем. Hippe «серп, тесак» и т. д. Первоначально - только «колющее оружие», затем и «метательное»...

    Этимологический словарь русского языка

"Копье" в книгах

Копье Ахилла

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Копье Ахилла Когда я остаюсь один, Я вышибаю клином клин, Рисую, словно не нарочно, Черты пугающих картин, Недавно сделавшихся прошлым. Былые боли и тщеты Той молчаливой нищеты Почти насильно заставляю Явиться вновь из темноты Глухого призрачного края. И в укрепленье

ОТЦОВО КОПЬЕ

Из книги Вспомнить, нельзя забыть автора Колосова Марианна

ОТЦОВО КОПЬЕ Народ мой в неволе, в тоске изнемог… Доколе, о Боже, доколе? За дерзость и грех наказует нас Бог, За дерзость и грех мы в неволе. В ночи наш пожар полыхай до зари! Слезами зальем ли мы горе? А наши убитые нами Цари Скорбят о великом позоре. И русское горе, и горе

Подхвативший копье

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

Подхвативший копье У одного из авторов этих строк сложились свои личные отношения с «Протестантской этикой». Только прочтя данную книгу, он понял наконец что такое наука. Случилось это, кстати, уже после того, как была защищена диссертация.Советское обществоведение

105. Конфета, копье

Из книги 365. Сны, гадания, приметы на каждый день автора Ольшевская Наталья

105. Конфета, копье Если вы делали во сне конфеты, ваше благосостояние улучшится благодаря усердию, прилежанию и трудолюбию. Сон, в котором вы едите вкусную конфету, предвещает светские удовольствия и обещает любовь. Кислая конфета – признак болезни или досады и

17 Копье Лонгина

Из книги Легенды российских тамплиеров автора Никитин Андрей Леонидович

17 Копье Лонгина Там, куда не доходит свет наших звезд, находятся три гигантских шара холодного огня. Вокруг них описывают орбиты мириады солнц. И нет там ночи, и светла и ясна там атмосфера, ибо огонь, материю тех миров составляющий, - не жгущий, всепроникающий, не

I Священное копье

Из книги Легендарное оружие древности автора Низовский Андрей Юрьевич

I Священное копье Эта загадочная реликвия, хранящаяся в числе других регалий императоров Священной Римской империи в сокровищнице венского дворца Хофбург, за прошедшие века имела множество имен: Священное копье, копье сотника Лонгина, копье Судьбы, копье Христа, копье

34. «КОПЬЕ СУДЬБЫ»

Из книги Тайна Воланда автора Бузиновский Сергей Борисович

34. «КОПЬЕ СУДЬБЫ» Остроносый деревянный человечек А.Толстого, протыкающий нарисованный котелок - живое копье. Затем копье соединяется с Граалем: Буратино забирается в кувшин из-под красного вина и узнает тайну двери, скрытой за нарисованным котелком. В сказке Л.Лагина

Поднявший копье

Из книги Вебер за 90 минут (просто о сложном) автора Митюрин Д

Поднявший копье Вернувшись из Страсбурга, Вебер продолжил учебу, но уже не в Гейдельбергском, а в Берлинском университете.В 1886 году он сдал экзамен по юриспруденции и, перейдя в Геттингенский университет, еще через три года защитил диссертацию «К истории торговых обществ

Поднявший копье.

Из книги Макс Вебер за 90 минут автора Митюрин Д.

Поднявший копье. Вернувшись из Страсбурга, Вебер продолжил учебу, но уже не в Гейдельбергском, а в Берлинском университете.В 1886 году он сдал экзамен по юриспруденции и, перейдя в Геттингенский университет, еще через три года защитил диссертацию «К истории торговых

Копьё Ватикана

Из книги Катынь. Ложь, ставшая историей автора Прудникова Елена Анатольевна

Копьё Ватикана Приходило добро с кулаками, вышибало четыре ребра. Ковыляю, подпёршись клюками, в те края, где поменьше добра. Евгений Лукин Колония - это зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной

Багровое копье

Из книги Хождение к морям студёным автора Бурлак Вадим Николаевич

Багровое копье Предание об этом нарвале и сегодня можно услышать от жителей северного норвежского города Тромсе. Но, возможно, появилось оно много веков назад среди охотников на морского зверя, рыбаков и добытчиков пушнины. В справочной литературе сообщается, что

Копьё

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

Копьё Судя по археологическим данным, наиболее массовыми видами оружия были такие, которые могли использоваться не только в сражении, но и в мирном обиходе: на охоте (лук, копьё) или в хозяйстве (нож, топор). Военные столкновения происходили нередко, но главным занятием

Копьё

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Копьё Копя, оскеп, оскепище (укр. «спыс») – холодное колющее или метательное оружие, которое состоит из рукояти и каменного, костяного или металлического наконечника, общей длиной 1,5–2,5 м. Копье известно с первобытных времен как оружие пехоты, позже конницы. На ранних

Копьё

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Копьё Копьё, колющее или метательное оружие. Применялось во время войны и на охоте большинством народов мира (см. также Дротик, Копьеметалка). Появилось в эпоху палеолита. Первоначально представляло собой палку с заострённым концом; в дальнейшем состояло из древка

Копье

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Копье Версия Иоанна распятия на кресте во многих отношениях отличается от распятия, изображенного в синоптических Евангелиях. Иисус сам несет свой собственный крест. Никто не помогает ему. Унизительные аспекты распятия, в том числе осмеяние толпой, опушены. На месте

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....