«Грядущие гунны» по плану (Брюсов Валерий Стихи). Анализ стихотворения брюсова грядущие гунны

«Грядущие гунны» Валерий Брюсов

Топчи их рай, Аттила.
Вяч. Иванов

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.

На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий —
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.

Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.

Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме,-
Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

И что, под бурей летучей.
Под этой грозой разрушений,
Сохранит играющий Случай
Из наших заветных творений?

Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.

Анализ стихотворения Брюсова «Грядущие гунны»

Валерий Брюсов не воспринимал всерьез революционные идеи, хотя понимал, что общество нуждается в переменах. Тем не менее, его путь развития через войны и потрясения поэт считал ошибочным. События 1904 -1905 годов, когда по всей России прокатились массовые стачки, превратившиеся в некое подобие генеральной репетиции революции 1917 года, заставили Брюсова более пристально взглянуть на это общественное явление, в котором он увидел параллель с падением римской империи. Именно тогда появилось на свет стихотворение «Грядущие гунны», предрекающее гибель могучей русской державе .

Под «грядущими гуннами» автор подразумевал современных варваров – рабочих и крестьян, которые готовы ради своих безумных и амбициозных идей растоптать вековые традиции и культуру русского народа. В том, что события будут развиваться именно по такому сценарию, Брюсов нисколько не сомневался, предрекая: «На нас ордой опьянелой рухните с темных становий». Разница лишь в том, что если раньше набеги совершали иноплеменники, то теперь разорение страны начинается изнутри, а его инициаторами выступают люди, которых вскормила и вырастила русская земля. Однако это, по мнению поэта, не остановит вандалов от того, чтобы поставить шалаши возле дворцов, а в тронных залах разбить сельскохозяйственные угодья, уничтожив, тем самым, все то, чем так гордилась Россия.

Прибегая к подобным иносказаниям, поэт преследует единственную цель – показать, насколько низко могут пасть люди, опьяненные жаждой власти . Брюсов понимает, что революция в любых ее проявлениях является злом, которому следует противостоять. Иначе его родина превратится в варварскую страну, где человеческая жизни не будет стоить абсолютно ничего. Носителей революционных идей автор сравнивает с малыми детьми, которым радостно плясать возле костров из книг и разорять храмы. Однако этой беспощадной силе некому противостоять, потому что все мудрецы попросту вынуждены будут прятаться от вандалов, унося «зажженные светы в катакомбы, в пустыни, в пещеры». Таков удел многих цивилизаций, не сумевших разглядеть врагов и своевременно от них защититься. Правда, Брюсов видит в подобном сценарии развития событий некую закономерность. Если общество не в состоянии самостоятельно решить свои проблемы, то всегда появляется некая внешняя сила, сметающая все на своем пути. Поэтому поэт считает, что нет смысла пытаться что-то менять и, уж тем более, сопротивляться варварам. «Вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном», — резюмирует поэт.

Валерий Яковлевич Брюсов, человек неординарный, энциклопедически образованный, стоял у истоков символизма.

Краткая характеристика творчества

В юности получив блестящее историческое образование, он не мыслил себя без сочинения стихов. Позиционировал себя не более и не менее как гений. Он действительно немало сделал для того, чтобы взрыхлить окостеневшее после Некрасова поле искусства, создавал новые формы стихосложения.

У него было немало последователей и учеников, значительно обогнавших его в творчестве. К ним относятся такие поэты, достигшие действительно высочайших вершин, как Александр Блок и Андрей Белый. То есть ученики обошли своего учителя. Как литератор он интересен в историческом плане, от которого осталось огромное наследие, которым занимаются литературоведы. Для простого читателя есть только несколько произведений, например, «Грядущие гунны» (Брюсов), анализ стихотворения, который предстоит сделать ниже. Брюсов - символист, который временами сознательно затемнял смысл произведения, усложняя его многоплановостью.

Кто такие гунны

Из Азии в Европу пришло нашествие диких кочевых племен - гуннов. Имя их предводителя Аттилы наводило страх и ужас, потому что дикари уничтожали все на своем пути. В 451 году на Каталаунских полях в Галлии бок о бок встали извечные враги - римские центурионы и германцы, - чтобы остановить разрушение своей культуры и защитить свои жизни. Состоялось кровопролитное сражение, и гунны откатились назад. В истории их имя стало нарицательным. Это варвары, для которых не существует ценностей, которые способны только к разрушению.

Они приходят неизвестно откуда и уходят в никуда. Стихотворение начинается с метафорического вопроса-восклицания «Где они - эти гунны!». Кого под ними понимал автор? Русский народ, который, когда встает, то не знает удержу своей силе и мощи, который перемелет всю эстетскую культуру, Он сравнивает его с тучей, которая пока еще висит, но не пролилась на землю кровавым дождем, так надо полагать, именно крови ждет поэт от грядущего. Со страхом, смешанным с любопытством, он как будто заглядывает в бездну, откуда слышит чугунный топот, прекрасный эпитет, подобранный автором, определяющий тяжесть нашествия и бедствий, которые несут грядущие гунны (Брюсов, анализ стихотворения).

Строфа вторая

Как некогда он сам менял традиционные поэтические формы на символизм, так и сейчас Брюсов предлагает варварам рухнуть на всех, раздавить. Это забывшаяся в вине, опьянелая толпа. Зачем? А надо встряхнуть одряхлевший закосневший в быте мир, освежить его.

Чем? Только кровью, которая пылающей волной все и накроет. Апокалиптическую картину необходимого, по мнению поэта, разрушения могут дать грядущие гунны. продолжается в третьей строфе и следующей строфе).

Строфы третья и четвертая

Он предлагает невольникам уничтожить дворцы, а на месте тронных залов засеять поле. Затем как продолжение следует сжечь книги и радостно сплясать у костров.

Храмы им тоже не нужны - их тоже следует загадить. Они же не ведают, что творят, поэтому грядущие гунны (Брюсов, анализ стихотворения это показывает) должны быть прощены, в этом слышатся евангельские мотивы.

В их действиях он видит упоение процессом разрушения прошлого и создание нового, естественного, точнее, простейшего. Это примета революционного времени. Таково будет воздействие исторических перемен.

Что делать? Извечный вопрос

Людям бороться с ними не стоит. Надо спрятаться на рубеже перемен вместе со своими культурными достижениями. Сохранится ли хоть что-нибудь заветное под летучей бурей? Это дело Случая, который играет, создавая хаос, и только. Вот так надо действовать, когда придут грядущие гунны. Брюсов (анализ дает такое заключение), скажет, что он приветствует всех. Пусть всех и его уничтожат, но он готов все принять и все простить. Стихотворение крайне экзальтированное и наполнено патетикой. Это подчеркивают глаголы в повелительном наклонении. За ними стоит и страх, и непонимание, что будут означать моря крови, когда брат пойдет на брата. Какой на самом деле некрасивой бывает гибель, смерть и разрушение. Приветственные гимны здесь неуместны. Этого не понимал Валерий Брюсов. «Грядущие гунны» - анализ стихотворения подводит к довольно мрачным выводам, в свете того, что мы знаем на нынешний день: гражданская война, повторное закабаление крестьянства в колхозы, массовые репрессии и расстрелы. Это страшная часть нашей истории. А пока в 1905 году поэт воспевает наступление нового мира, и это - грядущие гунны (Брюсов, анализ говорит, не увидит страшных последствий 17-го года.)

Какой использован размер

Блистательно эрудированный поэт-экспериментатор не стал использовать привычные стихотворные формы. Он выбрал из своей копилки нечто экзотическое - трехударный дольник. В схематической записи первая строфа выглядит так:

U_ _U _ _U _
_U _ _U _ _U _

U_ _U_ _U_
_ _U_ _U _ _U_

На этом заканчивается анализ стиха «Грядущие гунны». Брюсов использовал метафоры, эпитеты, определения, но они охарактеризованы в тексте.

Для школьников

Если задано домашнее задание, то можно сделать такой заголовок: «Грядущие гунны» (Брюсов) анализ по плану:

  • Размер (дольник).
  • Тропы (метафоры, эпитеты, определения).
  • Фонетика (сочетание гласных и согласных, их повторяемость, оксюмороны, создающие набатность).
  • Жанр (послание, гимн).

Известный литературный деятель Брюсов жил во время революционных волнений. Это выражается в произведении «Грядущие гунны», которое автор закончил в 1905 году. На написание стихотворения ушел целый год жизни писателя. В нем автор показывает свою позицию, которая касается грядущей революции.

Автор словно знал, что спасение государственной культуры лежит в руках духовно обогащенных деятелей. Все эти люди с приходом революционных движений уход под землю, в катакомбы. Автор и себя считает таким человеком, который также будет находиться в пещерах, и будет там хранить все сокровища культуры России.

Поет, уже не сомневается в том, что гунны прейдут и их марш слышен все сильнее. Автор говорит о том, что это совсем другие люди с другими ценностями. Они будут нести за собой разрушения и беды, а также не оставят в покое церкви и храмы православия.

Также автор, словно предсказатель, увидит то, что люди, которые не смогут защитить себя или скрыться в подполье погибнут. Не совсем понятно и даже удивительно, то, что Брюсов считает себя изгоем в новом порядке, но с радостью бы приветствовал его.

С приходом новой власти именно эти слова дали надежду на спасение автора. Некоторые думали, что эти высказывания не что иное, как самоубийство, но не Брюсов. Но были люди, кто понял хитрость и дальновидность автора. Новый порядок пощадил поэта и даже принял его. К тому же вскоре ему было разрешено продолжить свою литературную деятельность.

Выходит, что если б не такой поет как Брюсов, то ценители культуры и литературы никогда б не увидели все сокровища русской культуры в теперешнее время. Благодаря этому много удалось сберечь, а главное передать. Многие говорят, что это было, не совсем правильно, и это была хитрость, но разве теперь это имеет значение, когда удалось сохранить духовное и культурное богатство.

Картинка к стихотворению Грядущие гунны

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Несжатая полоса Некрасова

    Николай Алексеевич Некрасов вырос в родовой усадьбе, в окружении природы. Поэт любил природу, восхищался её красотой. Там же, в усадьбе, будущий поэт ежедневно наблюдал за суровой жизнью крепостных.

  • Анализ стихотворения Жуковского Лесной царь

    Василий Андреевич Жуковский - один из самых талантливых поэтов 19 века, он является основателем такого направления в русской литературе как романтизм. Также за свое творчество Жуковский написал большое количество баллад, посланий,

  • Анализ стихотворения Фета Это утро, радость это

    Данное стихотворение автор написал в 1881 году. Фет старается описывать окружающий нас мир как что-то неповторимое и красивое явление. В сознании поэта красота мира присутствует везде, только нужно её разглядеть, чем он и занимается,

  • Анализ стихотворения Тютчева Природа сфинкс

    Мастер коротких стихотворений, Федор Иванович Тютчев, мог выразить в них философскую мысль. Служба дипломатом наложила отпечаток на четкую формулировку своих мыслей. Кроме того, отличное образование и умение наблюдать

  • Анализ стихотворения Фета Вольный сокол

    Фет был всегда восхитительным поэтом и писателем. Его стихотворения были напечатаны во многих издательствах. По сегодняшний день он не забыт людьми. Многие его вещи пошли в музей и теперь сберегаются как экспонаты показывая

Валерий Яковлевич Брюсов

Топчи их рай, Аттила.
Вяч. Иванов

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.

На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий —
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.

Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.

Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме,-
Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

И что, под бурей летучей.
Под этой грозой разрушений,
Сохранит играющий Случай
Из наших заветных творений?

Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.

Валерий Брюсов

Валерий Брюсов не воспринимал всерьез революционные идеи, хотя понимал, что общество нуждается в переменах. Тем не менее, его путь развития через войны и потрясения поэт считал ошибочным. События 1904 -1905 годов, когда по всей России прокатились массовые стачки, превратившиеся в некое подобие генеральной репетиции революции 1917 года, заставили Брюсова более пристально взглянуть на это общественное явление, в котором он увидел параллель с падением римской империи. Именно тогда появилось на свет стихотворение «Грядущие гунны», предрекающее гибель могучей русской державе .

Под «грядущими гуннами» автор подразумевал современных варваров - рабочих и крестьян, которые готовы ради своих безумных и амбициозных идей растоптать вековые традиции и культуру русского народа. В том, что события будут развиваться именно по такому сценарию, Брюсов нисколько не сомневался, предрекая: «На нас ордой опьянелой рухните с темных становий». Разница лишь в том, что если раньше набеги совершали иноплеменники, то теперь разорение страны начинается изнутри, а его инициаторами выступают люди, которых вскормила и вырастила русская земля. Однако это, по мнению поэта, не остановит вандалов от того, чтобы поставить шалаши возле дворцов, а в тронных залах разбить сельскохозяйственные угодья, уничтожив, тем самым, все то, чем так гордилась Россия.

Прибегая к подобным иносказаниям, поэт преследует единственную цель - показать, насколько низко могут пасть люди, опьяненные жаждой власти . Брюсов понимает, что революция в любых ее проявлениях является злом, которому следует противостоять. Иначе его родина превратится в варварскую страну, где человеческая жизнь не будет стоить абсолютно ничего. Носителей революционных идей автор сравнивает с малыми детьми, которым радостно плясать возле костров из книг и разорять храмы. Однако этой беспощадной силе некому противостоять, потому что все мудрецы попросту вынуждены будут прятаться от вандалов, унося «зажженные светы в катакомбы, в пустыни, в пещеры». Таков удел многих цивилизаций, не сумевших разглядеть врагов и своевременно от них защититься. Правда, Брюсов видит в подобном сценарии развития событий некую закономерность. Если общество не в состоянии самостоятельно решить свои проблемы, то всегда появляется некая внешняя сила, сметающая все на своем пути. Поэтому поэт считает, что нет смысла пытаться что-то менять и, уж тем более, сопротивляться варварам. «Вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном», — резюмирует поэт.

1. Юному поэту – из цикла «Новые заветы», сб. «Me eum esse» («Это я»). Дата создания: 1896, опубл.: 1897.
Искусство, по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству: «Поклоняйся искусству, / Только ему, безраздельно, бесцельно».
Поэту всего лишь 23 года, но стихотворение воспринимается как завещание, наставление следующим поколениям. Как видим, Брюсов, искренне считавший себя гением, изложил в стихотворении собственную программу, символически обратившись к себе самому.
О периоде первых сборников Брюсов впоследствии писал в зрелом стихотворении: «Мы были дерзки, были дети». ()

6. Кинжал – стихотворение написано в 1903 году.
Является декларацией, раскрывающей понимание Брюсовым сути и задач поэзии. И название, и эпиграф («Иль никогда на голос мщенья / Из золотых ножон не вырвешь свой клинок...») относят читателя к образу лермонтовского лирического героя . Лирический герой Брюсова – тоже горд, силен, уверен в себе: «Я – песенник борьбы, / я вторю грому с небосклона».
Брюсов – поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства. «Кинжал» – логичное развитие мысли, тезиса «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, / И песня с бурей вечно сестры». Вторая и третья строфы объясняют уход лирического героя от «позорно-мелочной, некрасивой» жизни в историческую экзотику. Мещанской покорности герой противопоставляет борьбу на пике возможностей. (

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...