Бог яма в буддизме. Бог Яма: описание, интересные факты, мифология и история

В зависимости от религиозной философии образ бога Яма характеризуется по-разному, но эти различия не очень существенны. Так, например, в индуизме данное божество - хранитель Локапалы, отвечающий за южную сторону мира, которая включает в себя страну мертвых. Согласно Ведам, Яма - это Бог смерти. В буддизме он является правителем царства мертвых.

У бога Ямы есть сестра по имени Ями, которая олицетворяет собой энергию этой темной части мира. Согласно мифологии, они являются самыми первыми людьми. Так, если вы заинтересуетесь соответствующими древними писаниями, то узнаете, что некогда Яма отправился в путешествие, и попал на небо, в результате чего все люди стали смертными.

В священных текстах написано, что Яма, будучи от рождения добрым человеком, после упомянутого выше события, стал отвечать за разрушения. Этот бог представляется, как существо, имеющее зеленоватый цвет кожи и никогда не выпускающее из своих рук увесистую булаву. Он странствует по миру в компании двух четырехглазых псов; задача этого бесконечного "путешествия" - сбор душ умерших людей.

В древности люди думали, что когда человек умирает, то его душа освобождается от физической оболочки, и, переплывая великую реку Вайтрани, предстает перед Ямой, который решает куда ее отправить. Для этого божество зачитывает умершему список его земных дел, и если добрых было больше, то душа отправляется вечно блаженствовать в рай, а если было больше злых деяний, то, соответственно, в Ад, где человека не ждет ничего, кроме страданий.

Согласно буддизму, самого Яму в загробный мир сопровождали 8 тысяч солдат, которым отдавали приказы 8 полководцев. Когда они достигли пункта назначения, в глотку Ямы трижды в день стали заливать расплавленную медь. Это делалось до того момента, пока будущий владыка царства мертвых не очистился от всех своих земных грехов.

Выше упоминалось о том, что у Ямы есть сестра, по имени Ями. Она заведует той частью Ада, где отбывают свое наказание женщины. Из этого можно сделать вывод, что царство мертвых разделено на две половины - мужскую и женскую.

Яма старается делать свою работу как можно лучше, поэтому он всегда выполняет все предписанные ему правила. Ему очень хочется снискать признание других богов, которые, как он считает, когда-нибудь скажут: "Он стал точно таким, как мы". Поэтому никто не может рассчитывать на его милость, и гарантированно отправится в Ад, если того заслуживает.

Приведем следующую выдержку из мифологии: "В Аду на своем троне сидит Яма, держит в руках плетку и огромную булаву, и ждет когда очередной умерший придет к нему. Сметному писарь зачитывает список грехов и благочестивых дел, на основании чего Владыка отправляет душу в рай или в один из тридцати Адов. Также существует и вероятность, что Яма возвратит человека обратно на Землю.

Внешний защитник учения (Ямараджа). Центр. р-н Тибета, сер. 17в. Ямараджа изображён со своей спутницей беловолосой Чамунди, у неё тоже три глаза и корона из пяти черепов, как у Ямараджи. В руках у неё трезубец, у Ямараджи в руках булава из костей с черепом и лассо. Вверху изображение Цонкапы, вокруг него маленькие изображения Ямараджи с разными символами в руках. Ямараджа стоит на зелёном быке, который совокупляется с поверженным белым телом невежества. Справа от быка чёрный Внутренний защитник учения с лицом демона, слева - красный быкоголовый Тайный защитник учения. В нижнем правом углу на мулах Кали Дэви и Шри Дэви.

Яма (Ямараджа , Чойджал , Номун-хан , Эрлик ) - в буддизме бог смерти , властелин ада и верховный судья загробного царства.

В буддийской иконографии изображается синим (цвет грозного божества), имеющим рогатую бычью голову с тремя глазами, проницающими прошлое, настоящее и будущее, в ореоле языков пламени. На нём - ожерелье из черепов, в руках жезл, увенчанный черепом, аркан для ловли душ [ ] , меч и драгоценный талисман, указывающий на его власть над подземными сокровищами.

Яма в китайской и японской мифологии

В китайской мифологии Бог Смерти называется Яньло-ван (кит. 閻羅王 - Yanluowang ), он является правителем ада со столицей в подземном городе Юду . Имя Яньло - не что иное, как сокращение транскрипции с санскрита «Yama Rājā» (閻魔羅社) (Царь Яма). В ранней японской мифологии бога Яньло называли «Эмма » или Эмма-о (яп. 閻魔大王 эмма дай-о: , «Великий царь Яма») .

Яньло-ван не только правитель, но и судья, который определяет судьбу всех умерших. В руках у него щётка и книга с деяниями всех душ и датой смерти. У него голова быка и лицо лошади. Стражники ада приводят к нему умерших одного за другим, чтобы Яньло-ван свершил суд. Люди с добродетелями получают хорошие перерождения, а иногда снова возвращаются к предыдущей жизни. Совершавшие дурные поступки приговариваются к пребыванию в аду с разнообразными мучениями, или получают трудные перерождения в других мирах.

Таким образом души мёртвых получают в зависимости от своих деяний перерождения от небес (см. боги (буддизм)) до ада (см. ад (буддизм) , а после пребывания в раю или аду возвращаются в новые свои тела на Земле.

Яньло-ван рассматривается скорее как чиновник в большой управе, чем божество. В художественной литературе рассказывается немало историй, как достаточно честные смертные попадают на некоторое время на место Яньло-вана и вершат суд вместо него.

Яньло-ван изображается в традиционной шапочке судьи. Его изображение часто печатают на банкнотах жертвенных денег для духов, используемых в даосских храмах (см. Деньги преисподней). О степени распространения образа Яньло можно судить по идеологии Тайпинов , которые отождествляли его с библейским Сатаной.

Яма в тибетском буддизме

Шиндже занимает центральное положение в описании жизни после смерти в тибетской мифологии. По легенде, он «располагается в центре ада, держит в руках меч и лейчжи мелонг, „зеркало кармы“, отражающее жизнь умершего». Четыре помощника помогают ему определить дальнейшие судьбы умерших.

В более поздних редакциях легенды Шиндже был усмирён Манджушри , а вернее его гневной ипостасью Шинджешед (санкср. : Ямантака, «убивающий владыку смерти»). Победив Шиндже, он превратил его в дхармапалу. С тех пор Яма Дхармараджа (или Ямараджа ) считается одним из восьми защитников буддийского учения в Тибете .

В практиках ваджраяны Ямараджа - божество-защитник класса ануттара-йога-тантры . Образ Ямы Дхармараджи используется теми, кто осуществляет практику Ваджрабхайравы (гневного воплощения Манджушри) в школах гелугпа , кагью и сакья .

Примечания

  1. Огнева Е.Д. Шиндже // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М. : Советская энциклопедия , 1990. - 672 с. - ISBN 5852700320 .
  2. Bryan J. Cuevas. Travels in the Netherworld: Buddhist Popular Narratives of Death and the Afterlife in Tibet. - Oxford University Press, 2008. - С. . - 216 с. - ISBN 9780199712373 .
  3. Art of Tibet: A Catalogue of the Los Angeles County Museum of Art Collection. - University of California Press, 1983. - С. . - 280 с. -

Ямантака (также Яма, Ямараджа, Бхайрава, в Гелукпе — Ваджра-Бхайрава) в Гелукпе является проявлением гневной ипостаси Манджушри и будды в состоянии гнева, но на самом деле, Яма или Ямараджа или Ямантака — это шиваитский культ, который просто был добавлен в стуктуру Гелукпы (синтезированную традицию с Бон, анемизмом, шиваизмом, шактизмом и с миксом из учений других тибетских школ), также как и другие сомнительные культы включая: ,

Культ Ямантаки Ваджрабхайравы взят из индуизма

Можно говорит с уверенностью, что культ Ямы взят из индуизма, точнее даже сказать, что он целиком и полностью слизан с шиваизма. То есть иерархи Гелукпы за неимением буддийского идама тупо позаимствовали его из индуизма, преступление ли это? Воровство никто не запрещал и переделки из индуизма в буддизм (и шаманизма) тоже, так ведь?

Шаманский культ Чойжила

Божество Чойжил – царь закона, правящий согласно учению. Легенда гласит, что в пространстве вокруг горы Алханай неистовствовали и визжали духи, не нашедшие своего перерождения. Они насылали засуху, наводнения, болезни и другие несчастья. Чойжил своей чудодейственной силой собрал в эту крепость злых духов и уничтожил их, совершив суровый обряд сожжения. Чойжил, как царь закона, изображается в синем цвете, с рогатой бычьей головой, тремя глазами, ожерельем из черепов, арканами для ловли душ, мечом и драгоценными талисманами. Его атрибуты – весы, книга судеб, зеркало, где видны прегрешения человека.

Эта скала, ее происхождение, геологическая структура, местоположение представляют собой огромный интерес для науки. Это чудесное творение природы вулканического периода, сохранившее свое первозданное состояние до сегодняшних дней, хранит тайну веков. При взгляде на скалу создается впечатление, что здесь потрудился древний великан, метая наугад разноцветные растворы лавы, которые застыли в причудливых формах. Скала подобна громадному гнезду ласточки. Тот, кто не посетил природный храм божества Чойжил, то не видел Алханай.

Тибетская книга мертвых и Ямантака

«О сын благородной семьи, вслед за Буддами пяти семей появятся гневные стражи врат:

Виджая, «Победоносный»;
Ямантака, «Сокрушающий смерть»;
Хаягрива, «С лошадиной шеей» и
Амритакундали, «Спираль нектара»;»

Тибетский шаманизм и культ Ямантака-Чойджила

Яма (Ямараджа, Чойджал, Номун-хан, Эрлик) - в буддизме бог смерти, властелин ада и верховный судья загробного царства.

В буддийской иконографии изображается синим (цвет грозного божества), имеющим рогатую бычью голову с тремя глазами, проницающими прошлое, настоящее и будущее, в ореоле языков пламени. На нём - ожерелье из черепов, в руках жезл, увенчанный черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, указывающий на его власть над подземными сокровищами.

Яма в тибетском буддизме как персона из индуизма

В тибетском буддизме ваджраяны Яма проявляется как Шиндже (тиб. གཤིན་རྗེ་, Вайли Gshin.rje, «владыка смерти») или полностью Шиндже Чойгьял, что соответствует санскритскому Яма Дхармараджа (Yama Dharmaraja IAST) и переводится как «владыка смерти, царь закона») (то есть в Тибете Яма играет более широкую роль чем в индуистском пантеоне). Ещё одно имя Ямы Дхармараджи - Каларупа.

Шиндже занимает центральное положение в описании жизни после смерти в тибетской мифологии. По легенде, он «располагается в центре ада, держит в руках меч и лейчжи мелонг, „зеркало кармы“, отражающее жизнь умершего».Четыре помощника помогают ему определить дальнейшие судьбы умерших.

В более поздних редакциях легенды Шиндже был усмирён Манджушри, а вернее его гневной ипостасью Шинджешед (санкср.: Ямантака, «убивающий владыку смерти»). Победив Шиндже, он превратил его в дхармапалу. С тех пор Яма Дхармараджа (или Ямараджа) считается одним из восьми защитников буддийского учения в Тибете.

В практиках ваджраяны Ямараджа - божество-защитник класса ануттара-йога-тантры. Образ Ямы Дхармараджи используется теми, кто осуществляет практику Ваджрабхайравы (гневного воплощения Манджушри) в школах гелугпа, Кагью и Сакья.

Культ шиваитского бога Ямантаки в Гелукпе

Для направления Гелугпа — Яма Дхармараджа имеет особое значение, поскольку является одним из трёх основных защитников школы наряду с Махакалой и Вайшраваной , а также потому что основатель новой традиции (самой молодой на Тибете) — Гелугпы — Цонкапа считается одним из воплощений Манджушри, одолевшего Яму.

Согласно традиции гелугпа Яма Дхармараджа имеет три проявления:

Внешний (экзотерический) защитник обычно изображается с головой быка (буйвола) и призван оберегать практиков буддизма от внешних (физических) несчастий и невзгод.

Задачей внутреннего (эзотерического) защитника является противостояние внутренним человеческим слабостям (таким как страх, гордыня и другим), мешающим практику продвигаться по пути к просветлению. Обычно он изображается в форме, похожей на внешнего Ямараджу, но с устрашающим лицом человеческого типа.В рамках традиции гелугпа считается, что Цонкапа получил прямое видение внутреннего аспекта Ямараджи.Этот мистический опыт он описал в одном из своих стихотворений.

Образ тайного Ямараджи действует на уровне инстинкта, помогая практикующему проявлять внутреннюю позитивную энергию.

Согласно Р. Турману, в Гелугпа встречается и четвёртая форма - Окончательный Ямараджа (англ. Ultimate Yamaraja), с которым ум умершего встречается в момент смерти

Яма в индуизме и шиваизме

Я́ма или Йа́ма (санскр. यम - «Близнец») - бог в индуизме, отказавшийся от своего бессмертия и совершивший первое жертвоприношение (самопожертвование), которое стало основой возникновения мира и человечества; «Владыка преисподней», «Миродержец юга», «Царь смерти и справедливости».

По древнейшему натуралистическому представлению, это - божество Солнца, являющееся близнецом Луны. Яма называется братом Ями (или Йами). В Ведах сохранился диалог Ямы с его сестрой Ями, где та предлагает ему инцест, но он отказывается, мотивируя это близким родством; этот принцип впоследствии отражён в индийских правовых кодексах.

Солнечное значение Йамы выступает в некоторых гимнах Ригведы. Он представляется сыном Вивасвата (или Вивасванта), т. е. рассветающего (дня), и Саранью, то есть убегающей (ночи), дочери Тваштара. Дневное видимое круговращение солнца служило древним индусам символом человеческой жизни. Как заходящее солнце, Йама являлся в их глазах царём подземного мира и пребывающих в нём умерших предков людей (питары).

По древнейшим понятиям индусов, в царстве Йамы умершие предки продолжают вести ту же жизнь, какую вели на земле, вкушая пищу и пользуясь чувственными наслаждениями. На дальнейшей ступени развития религиозной мысли Йама является уже мрачным, карающим богом смерти, который ходит по земле и намечает свои жертвы. Его сопровождают две страшные собаки, называемые его послами и уносящие обреченных на смерть людей.

Развиваясь в антропофизическом направлении, представление Йамы, как солнечного бога, перешло в представление о нём, как о первом умершем человеке, открывшем последующим поколениям людей путь в загробный мир. Особенно ярко это представление выражается в 14-м гимне Х мандалы Ригведы. Однако низведение Йамы на степень человека не заглушило и в позднейшей мифологии индусов божественности Йамы: он считается одним из 4-х или 8-и мирохранителей, наряду с великими богами Агни, Индрой и Варуной.

Кто такой на самом деле Ямантака?

Ямантака — это образ или легенда из шивазима, которая перекочевала удивительным образом в Гелукпу создав культ идама, что довольно странный результат с позиции Сутры или той же Тантры.

Но как бы то ни было, Ямантака — это человек, вернее йогин-шиваит, которого зарезали (отрезали голову) разбойники алчные до золота и богатств, которых они не нашли у отшельника, отшельник воскрес из мертвых с головой быка и отомстил разбойникам.

Еще одна версия прафонация о Ямантаке от Гелукпы

Ваджрабхайрава или Ямантака – это гневное проявление Божества мудрости Манджушри. Считается, что истоки тантры Ваджрабхайравы лежат в стране дакинь Уддияне, лишь в Х веке махасиддха и великий пандита из монастыря Наланда — Лалитаваджра, который уделял особое внимание практике Манджушри, принёс это Учение в Индию.

Случилось это так. Однажды в тексте «Произнесение имён Манджушри » он повстречал такие слова:

«Важдрабхайрава, приводящий в ужас…»

Однако, сколько ни искал махасиддха сведения о данном божестве и тантре, он не нашёл их в комментариях мастеров. Лишь через двадцать лет усердной практики, он услышал от Манджушри такие слова: «Сын мой, иди в Уддияну, там находится тантра Ваджрабхайравы».

Лалитаваджра отправился в страну Уддияна, где получил посвящение Ямантаки от Дакини Мудрости Ваджраветалы и, подвизаясь в медитации уровней Зарождения и Завершения, в течение трёх месяцев достиг плода реализации.

Через него передача этой тантры распространилась в Индии. Реализованные мастера передавали это Учение своим ученикам, писали разъясняющие трактаты, затем и их ученики, с благословения своих наставников, даровали посвящения другим.

Так тантра Ваджрабхайравы в XI пришла в Тибет, а теперь и мы, благодаря заботе Учителей, сохранивших чистую линию преемственности, можем повстречаться с этим Учением.

В трактате "Абхидхармакоша" Васубандху пишет:

"Выше [Небес] Тридцати Трёх находятся боги, которые пребывают в ["воздушных"] замках. Это [боги Небес] Яма, Тушита, Нирманарати, Паранирмитавашаварти, а также относящиеся к группе богов Небес Брахмы (санскр. и пали brahmakāyika) и другие, о которых говорилось выше. Они находятся в шестнадцати различных местах пребывания. Всего, таким образом, насчитывается двадцать два класса богов с соответствующими местопребываниями".

Небеса Ямы (санскр. yamaloka; тиб. gshin rje‘i ‘jig rten – букв. "Мир Ямы", его также именуют тиб. ‘thab bral – букв. "Без Конфликтов", "Свободный от борьбы [с асурами Мир]") – Третьи Небеса в структуре небесных миров Мира Страстей. Существа Мир Ямы живут в облакообразном пространстве, находящемся над вершиной горы Сумеру. Они живут настолько высоко, что свет солнца и луны не может достичь его. Источниками света в этом мире являются сияющие тела божеств, населяющих его.

То, что называют облакообразным пространством, есть измерение, которое превосходит наши представления о физическом мире, место, где Мир Форм и Мир Страстей тесно связаны. О богах Третьих Небес известно, что их тело сразу восстанавливает свою форму, даже если рассечь его. Травмы на этих Небесах залечиваются моментально. Здесь можно летать и мгновенно перемещаться в любое место Небес. Смерть обитателей Небес Ямы не может быть вызвана внешними условиями. Только личная карма является причиной смерти населяющих этот мир существ.

Правителя Третьих Небес зовут Бог Яма (санскр. и пали Yama, или Yamarāja – Ямараджа, Правитель Яма; тиб. gshin rje, gshin rje rgyal po, gshin rgyal – букв. "Царь мёртвых", "Владыка смерти", здесь gshin – мёртвый, смерть, rje и rgyal – правитель, царь; яп. Эмма; кит. Яньмо, Сюйяньмо тянь). Один из эпитетов Правителя Ямы – Дхармараджа (санскр. Dharmarāja; тиб. chos rgyal, chos kyi rgyal po – "Царь Дхармы", "Царь Учения"; тиб. gshin rje chos rgyal, gshin rje chos kyi rgyal po – Яма Дхармараджа).

В древнеиндийской традиции – первый умерший, правитель мира мёртвых. В буддийских текстах Правитель Яма судит души умерших и выносит решение, где следует перевоплотиться душе согласно её карме, накопленной в течение прошедшей жизни. По этой причине в Тибете его называют "Царь мёртвых". Душа умершего в это время находится в промежуточном состоянии после смерти, в бардо бытия, и, когда возникает видение богов Небес Ямы, для неё наступает период, который буквально можно назвать судным днём.

Боги Небес Ямы управляют перерождением существ, которым предстоит родиться в следующей жизни в одном из миров, расположенных ниже их Неба. А это миры от Небес Тридцати Трёх Богов до Ада. В их число входит и наш Мир Людей. В сутрах говорится, что боги Небес Ямы считывают карму души умершего существа, накопленную им в течение прошедшей жизни, используя зеркало кармы и камни для подсчёта: белые камни – для подсчёта белой, или хорошей, кармы, а чёрные камни – для подсчёта чёрной, или плохой, кармы. Плохие поступки – причина для наказания недобродетельных душ в виде перевоплощения в нижних мирах, полных несчастий и страданий. Хорошие поступки – причина для перерождения в счастливых мирах.

Для благого воздаяния после смерти, необходимо совершать благие поступки при жизни. От вершащих Суд на Небесах Ямы невозможно что-либо утаить. После смерти существам воздаётся за их прожитую жизнь. Это воздаяние – хорошее или плохое перерождение. Здесь для душ определяется перевоплощение либо в одном из Трёх Скверных Миров: в Аду, в Мире Голодных Духов, в Мире Животных, – либо в Мире Людей, в Мире Асуров или в Мире Дэвов вплоть до Небес Тридцати Трёх Богов. На этом суде присутствуют слуги Ямы (тиб. gshin rje‘i skyes bu), которые готовы отправить душу умершего в Ад Страданий или в другие области скверных миров, исполняя волю Вершащих Суд.

На Третьих Небесах могут перевоплотиться существа, досконально познавшие жизнь и смерть, или существа, осуществлявшие правильное служение, связанное с миром после смерти (например, это может быть духовный практикующий, хорошо овладевший техникой пхова, и при жизни помогавший душам умерших с помощью неё обрести хорошее перерождение). Это служение означает накопление заслуг для мира после смерти.

Яма - буддийское божество, распорядитель ада и определяющий судьбу умерших.

Яма в буддизме

Яма в китайской и японской мифологии

В китайской мифологии Бог Смерти называется, Яньло-ван ( 閻羅 - Yanluo ), он является правителем . Имя Яньло - ни что иное как сокращение транслитерации с санскрита «Yama Rājā» (閻魔羅社) (Царь Яма). В японском имя Яньло произностися «Эмма» или Эмма-о (閻魔大王 Enma Dai-Ō , «Великий Царь Яма»).

Яньло-ван не только правитель, но и судья, который определяет судьбу всех умерших. В руках у него щётка и книга с деяниями всех душ и датой смерти. У него голова быка и лицо лошади. Стражники ада приводят к нему умерших одного за другим, чтобы Яньло-ван свершил суд. Люди с добродетелями получают хорошие перерождения, а иногда снова возвращаются к предыдущей жизни. Совершавшие дурные поступки приговариваются к пребыванию в аду с разнообразными мучениями, или получают трудные перерождения в других мирах.

Таким образом души мёртвых получают, в зависимости от своих деяний, перерождения от небес (см. ) до ада (см. , а после пребывания в раю или аду возвращаются в новые свои тела на Земле.

Яньло-ван рассматривается скорее как чиновник в большой управе, чем божество. В художественной литературе рассказывается немало историй, как достаточно честные смертные попадают на некоторое время на место Яньло-вана и вершат суд вместо него.

Яньло-ван изображается в традиционной шапочке суди. Его изображение часто печатают на банкнотах жертвенных денег для духов, истользуемых в даосских храмах (см. ).

Яма в

Литература

  • Nanamoli, Bhikkhu & Bodhi,Bhikkhu (2001). The Middle Length Discourses of the Buddha: A Translation of the Majjhima Nikaya . Boston: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-072-X.
  • Nyanaponika Thera & Bodhi, Bhikkhu (1999). Numerical Discourses of the Buddha: An Anthology of Suttas from the Anguttara Nikaya . Walnut Creek, CA: AltaMira Press. ISBN 0-7425-0405-0.

Последние материалы раздела:

Длительность процедуры фгдс и подготовки к ней Сколько по времени длится фгс желудка
Длительность процедуры фгдс и подготовки к ней Сколько по времени длится фгс желудка

Большинство пациентов относятся настороженно к процедуре гастроскопии. Некоторые просто не могут справиться с волнением и отказываются от...

Николай II: царь, который был не на своем месте
Николай II: царь, который был не на своем месте

А по той простой причине, что отчетливо видели царские грехи и святым его не считали.Среди критиков канонизации императора оказался и профессор...

Выступление команды квн прима
Выступление команды квн прима

Рижское телевиденье снимает сюжет о команде ПриМа в Юрмале.Р - Репортер рижского телевиденьяК - Капитан команды ПриМа...Р: А какие задачи Вы...