Презентация на тему художник левитан. Презентация на тему "исаак ильич левитан"

Слайд 2

Автопортрет (1880)

Автопортрет (1880)

И.И. Левитан родился 18 августа 1860 г. в местечке Кибарты бывшей Сувалкской губернии в образованной обедневшей еврейской семье.

Слайд 3

Семья, в которой было четверо детей, существовала на небольшие заработки отца: он давал уроки французского и немецкого языка и служил кассиром на железной дороге.

Надеясь поправить материальное положение семьи и дать детям хорошее образование, отец решился на переезд в Москву.

Слайд 4

В 1873 году Исаак Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой, где уже учился его старший брат.

Слайд 5

В то время в училище преподавали знаменитые художники В. Г. Перов, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов.

Слайд 6

Алексей Саврасов, руководивший пейзажной мастерской, сумел передать ученикам свое восхищение природой и желание упорно работать. Он говорил им: "Ступайте писать, пишите этюды, изучайте природу, а главное, чувствуйте!"

Слайд 7

Весной 1885 года в 24 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил - ему был выдан диплом учителя чистописания. Левитан вышел из Московского училища живописи без диплома. Денег не было.

Слайд 8

Антон Павлович Чехов

В апреле 1885 года Левитан поселился в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.

Слайд 9

В конце 1879 года в училище проходила выставка, на которой была представлена картина "Осенний день. Сокольники". Приехал и П.М. Третьяков, более 20 лет собиравший свою коллекцию. Ему понравилась картина, он попросил познакомить его с художником и захотел приобрести это полотно.

Слайд 10

Улица в Ялте (1886)

Остались позади годы учебы в училище. Нужда и безденежье все еще не оставляли Левитана. Подрабатывал в частной опере С.И. Мамонтова, писал декорации к оперным спектаклям. И весной 1886 года на заработанные деньги уехал в Крым, где писал этюды.

Слайд 11

Сакля в Алупке (1886)

Природа Крыма покорила художника. Он пробыл здесь 3 месяца и за это время написал более 50 этюдов. Среди них виды моря при разном освещении, улицы и домики Ялты, высветленная солнцем сакля в Алупке и татарское кладбище.

Слайд 12

В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту, он отправляется на Волгу. Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном.

Слайд 13

«После дождя. Плёс»

Во время путешествия он открыл красоту маленького, тихого городка Плёса. Там Левитан провел три летних сезона (1888-1890), приезжая туда ещё дважды. Около 200 работ, выполненные им за три лета, принесли художнику широкую известность, а Плёс с тех пор стал очень популярен у пейзажистов.

Слайд 15

Тихая обитель (1890)

Успех и растущая известность наконец-то избавили Левитана от многолетней нужды и неустроенности. Промышленник Морозов, большой любитель живописи, отдал ему свою мастерскую, в которой можно было спокойно и удобно работать.

В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла.
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола.
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн.
Звон колоколен колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
Любого русского спроси!
Звонит, как в колокол, не глуше,
Звон левитановской Руси!

Николай Рубцов

Слайд 16

В 1892 года после написания "Владимирки" Левитан снова уезжает из Москвы не по своей воле. Это стоит ему нервов и здоровья. Ему было всего 32 года, но уже давало о себе знать больное сердце.

Слайд 17

В 1893 году была написана самая глубокая по содержанию и самая личная по настроению картина - "Над вечным покоем". Левитан работал над ней в деревне под Вышним Волочком, на берегу озера.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Первое признание таланта С ученической выставки 1880 года П. М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника "Осенний день. Сокольники". Это было первым признанием таланта Левитана.

Слайд 3

Описание слайда:

Первые работы В летние месяцы 1880-1884 гг. он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: "Дубовая роща. Осень" (1880), "Дуб" (1880), "Сосны" (1880).

Слайд 4

Описание слайда:

«Волжский период» В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Левитана продолжается до 1890 года. Левитан - один из самых больших поэтов Волги Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны... Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: "Вечер на Волге" (1888) и "Вечер. Золотой Плес" (1889).

Слайд 5

Описание слайда:

Расцвет творчества В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую. Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как "У омута" (1892), "Владимирка" (1892) и "Над вечным покоем" (1894). 1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям. Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника.

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Пробуждение в творчестве В солнечные мартовские дни пробуждается природа ("Март"), по-весеннему поет и звенит ручей ("Весна. Последний снег", 1895), нежно благоухают цветущие яблони ("Цветущие яблони", 1896); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи ("Золотая осень", 1895) и наступает "пышное природы увяданье" ("Осень", 1895). Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине.

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

"Левитан - это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе, что противоречивых толкований его творчества мы почти не встречаем в литературе. И трудно даже встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям с открытой душой и сердцем, останутся равнодушными, не попадут под обаятельную, удивительную искренность и влюбленность Левитана в русскую природу, не подпадут под обаяние его редчайшей способности передавать все оттенки, все особенности характерных признаков и черт природы средней полосы России.« Иогансон Б.В


Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Его отец окончил раввинское училище, но священнослужителем не стал - в разное время он был преподавателем иностранных языков, железнодорожным служащим. Юношеские годы Левитана прошли в тяжелой нужде и лишениях. Рано оставшись без матери и отца, он испытал всю горечь бедности, унижений и даже гонений. Необыкновенное дарование художника было замечено уже во время обучения его в Училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 1873 году.






В этой ранней работе проявились те неповторимые черты творчества, которые отличают его от других пейзажистов. Умение выразить через пейзаж состояние человеческой души, не отстраненное, но глубоко личностное проникновенное переживание того или иного состояния или мотива природы были драгоценными качествами его дарования. В картине «Осенний день. Сокольники» художник достигает тонкого соответствия внутреннего строя человека с образом природы. Чувствам смятения, какого-то разлада в душе торопливо идущей женщины оказываются созвучными вид пустынной аллеи с трепещущими на ветру молоденькими кленами и неяркие краски последних дней осени.


Левитан любил природу до восторженного поклонения ей, он как никто другой глубоко чувствовал, понимал ее, умел настроиться на ее состояния. Свое восхищение перед солнечным светом и любование многообразной игрой красок в природе лучше всего художнику удалось запечатлеть в своих небольших, простых по мотиву, но прелестнейших произведениях:


Не столько рассказ о жизни природы, сколько естественное впечатление от увиденного и поразившего чуткую к красоте душу художника передано в картине «Березовая роща» (). Используя приемы пленэрной и отчасти импрессионистской живописи, художник предлагает зрителю вместе с ним наблюдать за прихотливым движением и вибрацией света, постоянно меняющего цвет предметов, игрой солнечных зайчиков на белых стволах берез и зелени травы и листвы.


Излюбленными местами Левитана для летней работы на этюдах и отдыха в это время были Саввинская слобода под Звенигородом или усадьба Киселевых «Бабкино», на реке Истре, недалеко от Нового Иерусалима, где он провел не одно лето вместе с семьей Чеховых. С А.П.Чеховым он был связан глубокими узами дружбы и взаимной привязанности многие годы.


"Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность... Любил ли Левитан свое искусство? В этом, разумеется, не может быть сомнений. Если он любил что-нибудь в жизни всеми фибрами своего существа, то именно искусство. Он любил его как-то трепетно и трогательно. Искусство было для него чем-то даже святым. Верил ли он в себя? Конечно, да, хотя это и не мешало ему вечно сомневаться, вечно мучиться, вечно быть недовольным собой. Левитан знал, что идет верным путем, верил в этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты, но в то же время ему вечно казалось, что он не передает и доли всего найденного, всего, что жило в его душе.»,- писал младший брат Чехова - Михаил


Но поистине раскрыться дарованию Левитана помогли поездки художника на Волгу. Могучая русская река подарила художнику новые мотивы и образы. По этюдам, написанным в небольшом волжском городке Плесе, была создана первая крупная картина Левитана «После дождя. Плес» (1889).


Особой мягкостью интонации, поэтичностью отличается одно из самых задушевных произведений художника, «Вечер. Золотой Плес» (1889). Изображая как бы с высоты птичьего полета мерно несущую свои воды реку и ее пологие и обрывистые берега, художнику удалось передать то особое состояние тишины и покоя, которые воцаряются в природе в предвечерний час перед заходом солнца. Тончайшими цветовыми переходами мастер добился золотисто-розового свечения воздуха и иллюзии легкой влажности, когда предметы словно тают, теряя четкость очертаний. Чудный дар Левитана запечатлевать трудные для передачи едва уловимые красоты природы и создавать настроение в пейзаже обнаружился здесь в полной мере.


К концу 1880-х годов имя Левитана становится знаменитым. Наступает время расцвета таланта, когда его кисть достигает пределов совершенства и он создает один шедевр за другим. Пейзажные образы 1890-х годов обогащаются более глубокими мыслями и чувствами, в них приоткрывается внутренний мир художника.




Это не только прекрасные пейзажи, но и картины души человеческой. Художник погружает зрителя в созерцание затерявшегося среди лесов монастыря, церкви и колокольня которого купаются в лучах заходящего солнца и отражаются в тихой водной глади. В этих удивительных по красоте и ощущению благости образах художник словно воплощает свою мечту, идеальное представление о жизни, лишенной тревог и волнений, праздной суеты, жизни, подчиненной законам высшей гармонии, когда человеческое сливается с божественным.




То в полотне «Вечерний звон» как будто отсутствует возможность такого соединения. Здесь река в своем плавном, словно круговом движении уходит мимо монастыря вдаль. Никогда еще в образах природы Левитан не достигал такой пронзительности в выражении сугубо личных переживаний и размышлений о жизни.


Грустно-возвышенное настроение этих картин сменяется драматическим в полотне «У омута» (1892). Картина была написана в Тверской губернии в имении Панафидиных «Покровское». Основой сюжета послужило местное предание об утопившейся в омуте девушке, которое в свое время и А.С.Пушкина вдохновило на написание его «Русалки». Для Левитана легенда стала отправной точкой создания исключительного по силе трагического образа. Монументальный характер картины (по своим размерам она самая большая в творчестве художника) с ее темными сгущенными цветовыми аккордами поднимает обычный пейзажный мотив до звучания его как темы человеческой судьбы. Левитан был натурой необыкновенно впечатлительной. Тяжелые страдания в юные годы, по-видимому, оставили свой след в сердце художника, он часто переходил от высокого подъема к депрессии, к приступам тоски. Болезненное душевное состояние дважды приводило художника к попытке самоубийства. В картине «У омута» выразилось что-то сокровенное, глубоко пережитое самим художником.


Способность мыслить средствами пейзажной живописи помогла создать Левитану его знаменитую картину «Владимирка» (1892), которую порой называют «историческим» пейзажем. Однажды, возвращаясь с охоты, художник вышел на старое Владимирское шоссе и вдруг понял, что это та самая дорога, по которой прошли в Сибирь тысячи и тысячи несчастных каторжан. В результате была написана одна из самых популярных у современников Левитана картин, рождающая скорбные думы о многострадальной России и ее народе.


Своего апогея достигает философская мысль Левитана в картине «Над вечным покоем» (1894). Грандиозность водной и небесной стихий, безграничность пространства - и здесь же открытый всем ветрам маленький островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, в окне которой едва теплится огонек... Все рождает мысли о жизни и смерти, о ничтожности человека и его бренной судьбе перед лицом извечной величественной природы. Но в картине нет тяжелого безысходного чувства.


Об этом полотне Левитан писал П.М.Третьякову: «В ней я весь, со всей моей психологией, со всем содержанием». Хотя при создании полотна мастер использовал натурные наблюдения, проводя лето под Вышним Волочком, близ озера Удомли, пейзаж не производит впечатления абсолютно реального, как в других его произведениях. Для выражения столь отвлеченных идей Левитан прибегнул к более условному языку живописи, упрощая формы и цвет, придавая им почти символическую многозначность.







Природа здесь предстает в полноте своих сил. Яркий солнечный свет становится основным средством, создающим приподнятое настроение. Так же, как в ранних этюдных работах, художник стремится передать свежесть, непосредственность своего зрительного восприятия увиденного в природе, но выражает это иными средствами. Детальное, подробное, порой описательное воспроизведение натуры уступает место более простому, лаконичному, но в то же время более емкому, выразительному. Художник смело использует яркие, звонкие краски, плотную открытую фактуру живописи.


Незаконченным осталось монументальное полотно «Озеро» (), над которым он начал работать в конце своей жизни и которое намеревался назвать «Русь». Многочисленные подготовительные этюды и эскизы говорят о том, сколь важное значение придавал художник этому произведению, пытаясь обобщить свои многолетние разнообразные наблюдения в синтетическом образе русской природы. Изображая высокое голубое небо с выплывающими откуда-то с края земли белоснежными облаками, голубое широкое озеро, засеянные поля, деревни, белые храмы и колокольни на дальнем плане, художник разворачивает праздничную всеохватную панораму родной земли. Привольем, радостью жизни полнится созданный художником ясный просветленный образ. Быть может, именно здесь он сумел выразить то, о чем мечтал всю жизнь.


В 1887 году он написал: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором - пускай! Они благоразумие... Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения».

Cлайд 1

Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900) Художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. Преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Представитель реалистической школы. Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии. В сентябре 1876 года Левитан попадает в пейзажную мастерскую А. К. Саврасова, а позже становится учеником В. Д. Поленова.

Cлайд 2

Первое признание таланта С ученической выставки 1880 года П. М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника "Осенний день. Сокольники". Это было первым признанием таланта Левитана. К первым из дошедших до нас произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на ученических выставках, - "Вечер" (1877) и "Солнечный день. Весна" (1877).

Cлайд 3

Первые работы В летние месяцы 1880-1884 гг. он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: "Дубовая роща. Осень" (1880), "Дуб" (1880), "Сосны" (1880). «Дубовая роща. Осень» «Дуб»

Cлайд 4

«Волжский период» В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Левитана продолжается до 1890 года. Левитан - один из самых больших поэтов Волги Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны... Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: "Вечер на Волге" (1888) и "Вечер. Золотой Плес" (1889).

Cлайд 5

Расцвет творчества В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую. Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как "У омута" (1892), "Владимирка" (1892) и "Над вечным покоем" (1894). 1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям. Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника.

Cлайд 6

«Владимирка» (1892) Бесконечно серая, уходит вдаль, казалось бы, ничем не примечательная дорога. Вокруг пусто, голо, лишь редкие перелески да кусты скрашивают бедность пейзажа. И тучи, беспросветно нависшие над горизонтом, и однотонный колорит картины, и одинокая фигурка странницы подчеркивают мрачный мотив пустынной дороги. Малые тропинки, словно ручейки в реку, вливаются в ее широкое течение, а она господствует над раскинувшейся вокруг степью, и кажется, будто вся Россия пересечена ею.

Cлайд 7

«У омута» (1892) «Природа для художника уже не некий объект деятельности, не враждебная сила, а источник вдохновения и самой жизни. Она прекрасна сама по себе. Природа живет по своим законам, величественная и вечная.» Левитан И.И.

Cлайд 8

«Над вечным покоем» (1894) Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя. Тютчев Ф.И. Композиция ее не имеет себе подобных. На переднем плане, слева, высится край косогора с церквушкой и кладбищем на нем. Дальше, сколько хватает глаза, – тусклая неподвижная вода, окаймленная вдали плавной линией низкого берега, тоскливо пустынного вплоть до самого горизонта. Дальний берег тянется узкой, томительно длинной полосой, однообразной по цвету. Над ним – грозные, тяжелые тучи, бросающие мрачные тени на все окружающее

Cлайд 9

Пробуждение в творчестве В солнечные мартовские дни пробуждается природа ("Март"), по-весеннему поет и звенит ручей ("Весна. Последний снег", 1895), нежно благоухают цветущие яблони ("Цветущие яблони", 1896); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи ("Золотая осень", 1895) и наступает "пышное природы увяданье" ("Осень", 1895). Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине. «Весна. Последний снег» И только всего, Что, как прежде красна, Пришла, Прилетела, Вернулась весна!

Cлайд 10

«Март» (1895) Словно на глазах у зрителя отступает зима, не в силах сопротивляться молодым и здоровым силам весны. На дороге, что ведет к дому, снег уже побурел, смешался с землей. Около дома, где особенно тепло, снег слоится, становясь похожим на тонкие пластинки слюды. Только на лесной поляне, снег лежит еще почти нетронутый. Ощущение, создаваемое картиной, можно определить одним словом – праздник. Светлая сторона дома, отражающая солнечный свет, оранжевые столбики крыльца, густо-коричневые тени на двери, голубые – на снегу, светло-фиолетовые рефлексы на кронах молодых деревьев, ярко-синяя глубина неба – таков ликующий, полный жизни колорит картины.

Cлайд 11

«Золотая осень» (1895) Он находит чистые, звонкие тона для медных крон берез, тусклые, приглушенные для зелени трав, холодные, иссиня-фиолетовые для неподвижной поверхности воды с ясными отражениями берегов в ней. Он уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьем. Рисуя тонкие и стройные стволы берез, он создает тот едва уловимый лирический мотив, который заставляет ощутить поэзию русской природы.

Cлайд 12

«Осень» (1895) Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А.С.Пушкин

Cлайд 13

"Весна - большая вода" Картина "Весна - большая вода" (1896-1897) завершает цикл лирических пейзажей 1895-1896 годов. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…


















1 из 17

Презентация на тему: Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900)

№ слайда 1

Описание слайда:

Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900) Художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. Преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Представитель реалистической школы. Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии. В сентябре 1876 года Левитан попадает в пейзажную мастерскую А. К. Саврасова, а позже становится учеником В. Д. Поленова.

№ слайда 2

Описание слайда:

Первое признание таланта К первым из дошедших до нас произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на ученических выставках, - "Вечер" (1877) и "Солнечный день. Весна" (1877). С ученической выставки 1880 года П. М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника "Осенний день. Сокольники". Это было первым признанием таланта Левитана.

№ слайда 3

Описание слайда:

Первые работы В летние месяцы 1880-1884 гг. он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: "Дубовая роща. Осень" (1880), "Дуб" (1880), "Сосны" (1880).

№ слайда 4

Описание слайда:

«Волжский период» В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Левитана продолжается до 1890 года. Левитан - один из самых больших поэтов ВолгиПейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны... Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: "Вечер на Волге" (1888) и "Вечер. Золотой Плес" (1889).

№ слайда 5

Описание слайда:

Расцвет творчества В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую. Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как "У омута" (1892), "Владимирка" (1892) и "Над вечным покоем" (1894). 1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям. Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника.

№ слайда 6

Описание слайда:

«Владимирка» (1892) Бесконечно серая, уходит вдаль, казалось бы, ничем не примечательная дорога. Вокруг пусто, голо, лишь редкие перелески да кусты скрашивают бедность пейзажа. И тучи, беспросветно нависшие над горизонтом, и однотонный колорит картины, и одинокая фигурка странницы подчеркивают мрачный мотив пустынной дороги. Малые тропинки, словно ручейки в реку, вливаются в ее широкое течение, а она господствует над раскинувшейся вокруг степью, и кажется, будто вся Россия пересечена ею.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

«Над вечным покоем» (1894) Композиция ее не имеет себе подобных. На переднем плане, слева, высится край косогора с церквушкой и кладбищем на нем. Дальше, сколько хватает глаза, – тусклая неподвижная вода, окаймленная вдали плавной линией низкого берега, тоскливо пустынного вплоть до самого горизонта. Дальний берег тянется узкой, томительно длинной полосой, однообразной по цвету. Над ним – грозные, тяжелые тучи, бросающие мрачные тени на все окружающее Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя. Тютчев Ф.И.

№ слайда 9

Описание слайда:

Пробуждение в творчестве В солнечные мартовские дни пробуждается природа ("Март"), по-весеннему поет и звенит ручей ("Весна. Последний снег", 1895), нежно благоухают цветущие яблони ("Цветущие яблони", 1896); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи ("Золотая осень", 1895) и наступает "пышное природы увяданье" ("Осень", 1895). Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине.И только всего, Что, как прежде красна,Пришла, Прилетела, Вернулась весна!

№ слайда 10

Описание слайда:

«Март» (1895) Словно на глазах у зрителя отступает зима, не в силах сопротивляться молодым и здоровым силам весны. На дороге, что ведет к дому, снег уже побурел, смешался с землей. Около дома, где особенно тепло, снег слоится, становясь похожим на тонкие пластинки слюды. Только на лесной поляне, снег лежит еще почти нетронутый. Ощущение, создаваемое картиной, можно определить одним словом – праздник. Светлая сторона дома, отражающая солнечный свет, оранжевые столбики крыльца, густо-коричневые тени на двери, голубые – на снегу, светло-фиолетовые рефлексы на кронах молодых деревьев, ярко-синяя глубина неба – таков ликующий, полный жизни колорит картины.

№ слайда 11

Описание слайда:

«Золотая осень» (1895) Он находит чистые, звонкие тона для медных крон берез, тусклые, приглушенные для зелени трав, холодные, иссиня-фиолетовые для неподвижной поверхности воды с ясными отражениями берегов в ней. Он уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьем. Рисуя тонкие и стройные стволы берез, он создает тот едва уловимый лирический мотив, который заставляет ощутить поэзию русской природы.

№ слайда 12

Описание слайда:

«Осень» (1895) Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А.С.Пушкин

№ слайда 13

Описание слайда:

"Весна - большая вода" Картина "Весна - большая вода" (1896-1897) завершает цикл лирических пейзажей 1895-1896 годов.Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

№ слайда 14

Описание слайда:

Последние работы В последние годы жизни пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной. Они отражают стремление художника "изощрить" свое искусство так, чтобы "слышать трав прозябанье". Он все чаще обращается к воплощению неуловимых моментов в природе, стремится к предельному лаконизму изображения "Последние лучи солнца" (1899), "Луна. Сумерки" (1899), "Сумерки" (1900), "Сумерки. Стога"(1899). Два последних пейзажа признаны подлинными шедеврами Левитана.

№ слайда 15

Описание слайда:

Последние работы Картина "Озеро" стала лебединой песней художника. Левитан полагал назвать свое произведение "Русью"; ему хотелось дать в нем как бы некоторый синтез своих многочисленных исканий. "Озеро" - обобщенный образ прекрасной и светлой русской природы. Русь, Родина - последние мысли и чувства художника. Он не сумел закончить картину, как хотел…

№ слайда 16

Описание слайда:

Последние годы жизни В 1898 году Левитану присваивают звание академика пейзажной живописи. Он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его пейзажи появляются на Всероссийских выставках, на выставках в Мюнхене и с успехом экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Приходит всеобщее признание, известность. Однако здоровье художника резко ухудшается, болезнь сердца неумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает на короткий срок.22 июля 1900 года Левитана не стало.

№ слайда 17

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....