Насыщение хлебами. О насыщении народа пятью хлебами

Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу 5 хлебами и 2 рыбами и ещё при этом осталось двенадцать коробов? Насколько я понимаю, Иисус сотворил всю эту еду из ничего как Бог? Или он привлёк изобилие Божие и сотворил эту еду из уже имеющегося света Божьего, так как Он благословил хлебы и посмотрел на Небо? Или это было как-то по-другому? Объясните мне этот момент, пожалуйста! С уважением, Меир Аhава

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Среди множества чудес, которые совершил Господь во время Своей земной жизни, чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами имеет особое духовное значение. О нем повествуют все четыре евангелиста. Событие это находится в преемственной связи с некоторыми ветхозаветными чудесами (Исх.16:3; 3Цар.17:8-16; 4Цар.4:42-44). Люди Израиля, жившие ожиданием Избавителя, верили, что Мессия даст новую манну . Сугубая значимость этого чуда была в том, что оно символически указывало на будущее таинство святой Евхаристии, которое Господь установил на Тайной вечере. Св. евангелист Иоанн Богослов сообщает важную хронологическую подробность: Приближалась же Пасха, праздник Иудейский (Ин.6:4).

Когда люди по тогдашнему восточному обычаю возлегли для вкушения пищи, Спаситель воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы (Мф.14:19). Формула благословения, основывалась на Лев.19:24 и Втор.8:10. Ее произносили с древности: «Благословен Ты, Господи Бог наш, Царь вселенной, Который выводишь хлеб из земли». Однако еврейские и греческие слова (бэрах и эвлогиа ), обозначающие «благословение», могут также употребляться в значении «благодарить», а также «восхвалять», «прославлять». При насыщении четырех тысяч семью хлебами и рыбами Иисус Христос, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение , преломил и дал ученикам Своим (Мф.15:36). Хлеб в Палестине пекли в виде тонких и хрупких лепешек. Его легко было разламывать, что и сделал Спаситель.

«Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу»? Сотворил из ничего. Этим указал народу на Свое Божественное достоинство. «Но почему не творит хлебов вновь? Чтобы <...> самыми делами научить, что все видимое произведено и сотворено Им, и чтобы доказать, что Он есть дающий плоды и изрекший вначале: да произрастит земля былие травное ; также: да изведут воды гады душ живых (Быт. I, 11, 20). И настоящее чудо не маловажнее творения былия или гадов. В самом деле, пресмыкающиеся, хотя и сотворены вновь, однако сотворены из воды. А из пяти хлебов и двух рыб сделать так много – не маловажнее, чем произвесть из земли плод и из воды пресмыкающихся животных; это значило, что Иисус имеет власть над землею и над морем. Доселе творил Он чудеса над одними больными; а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но сам получил дар. И что иудеям, во время странствования по пустыне, казалось чудным (так как они говорили: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу в пустыне (Пс. LXXVII, 20), то самое Господь показал на деле. Для того и ведет их в пустыню, чтобы чудо не подлежало решительно никакому сомнению, и никто не подумал, что для напитания принесено что-нибудь из ближнего селения. Для того евангелист упоминает и о времени, а не только о месте. Отсюда научаемся и другому, именно: познаем умеренность учеников в удовлетворении необходимых потребностей, и то, как мало заботились они о пище. Их было двенадцать человек; а они имели при себе только пять хлебов и две рыбы. Столь мало радели они о плотском, а занимались только духовным! Да и этих немногих хлебов не стали удерживать, а и их отдали, как скоро попросили у них. Отсюда должны мы научиться, что хотя имеем у себя и малость, и то обязаны отдавать нуждающимся. Когда им велено принести пять хлебов, они не говорят: что же будем есть сами? Чем утолим свой голод? – но тотчас повинуются. Кроме сказанного, по моему мнению, Христос и для того не творит вновь хлебов, чтобы привести учеников к вере: они были еще весьма слабы. Потому взирает и на небо. Они видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда еще не видали. Итак, взяв, преломил и раздавал чрез учеников, делая им чрез это честь. Впрочем, Он сделал это не столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том <...> Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было. Для того Христос попустил народу почувствовать и голод, чтобы не принял кто чуда за мечту; для того сделал остатков двенадцать кошниц, чтобы и Иуде было что нести. Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества, потому что это было и при Илие. А за это чудо иудеи так удивились Ему, что хотели сделать даже царем, хотя при других чудесах никогда не покушались на то» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XLIX).

Свт. Иоанн Златоуст

Прием убо пять хлеб и обе рыбе , продолжает евангелист, и повелев народом возлещи на траве, воззрев на небо, благослови, и преломив даде учеником Своим, ученицы же народом. И ядоша вси, и насытишася; и взяша избытки укрух, дванадесять коша исполнь. Ядущих же бе мужей яко пять тысящ, разве жен и детей . Для чего Христос воззрел на небо и благословил? Ему надлежало уверить о Себе, что послан от Отца, и что равен Ему. Доказательства же этих истин, по-видимому, противоречили одно другому. Равенство Свое с Отцом Он доказывал тем, что делал все со властью; а потому, что послан от Отца, не поверили бы, если бы не поступал во всем с великим смирением, не стал приписывать всего Отцу, и во всяком деле призывать Его. Вот почему Господь, в подтверждение того и другого, не делает ни того, ни другого исключительно, но творит чудеса иногда со властью, а иногда по молитве. Потом, чтобы в этих действиях Его не представлялось опять противоречия, в делах менее важных взирает на небо, а в важнейших все творит со властью, из чего ты должен заключить, что и в менее важных делах Он поступает так не по нужде в содействии, но воздавая честь Рождшему Его. Так, когда отпускал грехи, отверз рай и ввел в него разбойника, когда полновластно отменял ветхий закон, воскрешал многих мертвых, укрощал море, обнаруживал тайны сердечные, отверзал очи, - каковые дела свойственны одному Богу, а не другому кому, - ни при одном из этих действий не видим Его молящимся. А когда намеревался умножить хлебы, что было гораздо маловажнее всех прежде исчисленных действий, тогда взирает на небо, как в подтверждение Своего посольства от Отца, по замеченному мною выше, так и в научение наше, не прежде приступать к трапезе, как воздав благодарение Подающему нам пищу. Но почему не творит хлебов вновь? Чтобы заградить уста Маркиону и Манихею, которые не признают Его Творцом, чтобы самыми делами научить, что все видимое произведено и сотворено Им, и чтобы доказать, что Он есть дающий плоды и изрекший в начале: да произрастит земля былие травное ; также: да изведут воды гады душ живых (Быт. I, 11 , . И настоящее чудо не маловажнее творения былия или гадов. В самом деле, пресмыкающиеся, хотя и сотворены вновь, однако сотворены из воды. А из пяти хлебов и двух рыб сделать так много - не маловажнее, чем произвесть из земли плод и из воды пресмыкающихся животных; это значило, что Иисус имеет власть над землею и над морем. Доселе творил Он чудеса над одними больными; а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но сам получил дар. И что иудеям, во время странствования по пустыне, казалось чудным (так как они говорили: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу в пустыне (Пс. LXXVII, 20) , то самое Господь показал на деле. Для того и ведет их в пустыню, чтобы чудо не подлежало решительно никакому сомнению, и никто не подумал, что для напитания принесено что-нибудь из ближнего селения. Для того евангелист упоминает и о времени, а не только о месте. Отсюда научаемся и другому, именно: познаем умеренность учеников в удовлетворении необходимых потребностей, и то, как мало заботились они о пище. Их было двенадцать человек; а они имели при себе только пять хлебов и две рыбы. Столь мало радели они о плотском, а занимались только духовным! Да и этих немногих хлебов не стали удерживать, а и их отдали, как скоро попросили у них. Отсюда должны мы научиться, что хотя имеем у себя и малость, и то обязаны отдавать нуждающимся. Когда им велено принести пять хлебов, они не говорят: что же будем есть сами? Чем утолим свой голод? - но тотчас повинуются. Кроме сказанного, по моему мнению, Христос и для того не творит вновь хлебов, чтобы привести учеников к вере: они были еще весьма слабы. Потому взирает и на небо. Они видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда еще не видали. Итак, взяв, преломил и раздавал чрез учеников, делая им чрез это честь. Впрочем, Он сделал это не столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том. Для той же цели и народу дает сперва испытать чувство голода; для той же цели выжидает, чтобы ученики пришли и просили, чрез них же рассаживает народ, чрез них же раздает хлеб, желая, чтобы каждый предрасположен был к чуду собственным сознанием и опытом. По той же причине берет и хлебы от учеников, чтобы много было свидетельств о случившемся, и памятнее сделалось для них чудо. Если и при всем том забыли они, то что бы вышло, когда бы не приняты были такие меры? Господь повелевает возлечь на траве, научая тем народ простоте жизни; хотел не тело только напитать, но и душу научить.

Итак, Господь для того избрал такое место, дал не более, как хлебы и рыбу, предложил всем одну общую пищу и никому не уделил больше другого, чтобы научить смиренномудрию, воздержанию, любви, - тому, чтобы мы все равно были расположены друг к другу и все считали общим. И преломив, даде учеником, ученицы же народом. Пять хлебов преломил и раздал, и эти пять хлебов в руках учеников не истощались. Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было. Для того Христос попустил народу почувствовать и голод, чтобы не принял кто чуда за мечту; для того сделал остатков двенадцать кошниц, чтобы и Иуде было что нести. Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества, потому что это было и при Илие. А за это чудо иудеи так удивились Ему, что хотели сделать даже царем, хотя при других чудесах никогда не покушались на то. Какое же слово изобразит то, как источались хлебы, как они растекались по пустыне? Как их достало для такого множества? Евших было пять тысяч, кроме жен и детей ; и это служит большою похвалою для народа, что и жены и мужи следовали за Христом. Как могли быть остатки? Это тоже не маловажнее первого. Притом остатков вышло столько, что число корзин равнялось числу учеников, - ни больше, ни меньше. Господь отдал куски не народу, а ученикам, потому что народ не столько был совершен, как ученики.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

Взяв хлеб и рыбу, Господь воззрел на небо, затем благословил и преломил их, воздавая хвалу Отцу, ибо после времен закона и пророков Ему Самому предстояло вскоре стать евангельской пищей. Затем людям велено было возлечь на траву, но не разлечься на ней: поддерживаемый законом, каждый словно бы имел плоды дел своих подстилкой себе, подобно траве на земле.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прп. Макарий Великий

И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу

<…> и если в пустыне Господь, взяв несколько хлебов, благословил их и они стали преизбыточествовать и насытили великое множество людей, то насколько больше - сию душу, которая ныне сдавлена и весьма утеснена и не в силах помочь себе по причине того, что она ущемлена дурными помыслами, - Он, благословив ее, расширит и распрострет Духом Святым сдавленные крылья ее добродетелей, так что она не только насытится, но и других насытит духовными учениями.

Собрание рукописей типа I. Слово 63.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ст. 19-21 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

Пяти небольших хлебцев и двух рыб достаточно было для насыщения пяти тысяч человек мужчин, изнуренных, голодных, не говоря о женщинах и детях, которых тоже, вероятно, было немало. Познай, христианин, в твоем Сладчайшем Иисусе Христе всемогущего Творца мира, Который, не затруднившись создать из ничтожества такой громадный, светозарный и стройный механизм вселенной, конечно тем более не мог затрудниться в способе насыщения грубых, вещественных тел людей. Он мог бы поддержать их силы и жизнь одним всесильным словом Своим, так, как целая вселенная носится Его всемогущим словом; но Ему угодно было насытить их тою пищею, какую дал им в начале, то есть из земных растений (что Он сделал, то сделал навсегда хорошо и поправлять Ему Себя не в чем), как таким средством, которое соответствует земляной, стихийной природе человека. Посмотрел бы я, как эти хлебцы разламывались, как долго их ломали, как из них вышло больше пяти тысяч кусков, как потом еще осталось от этих пяти хлебцев гораздо больше остатков, чем сколько было самых хлебов! Святое Таинство Тела и Крови Христовых представляет и в нашу пору образчик этого насыщения народов хлебами.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 19-20 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных

И велел народу возлечь на траву

В буквальном значении смысл этого вполне ясен; раскроем духовное понимание. Они получили повеление расположиться на траве, или, - по сказанию другого евангелиста, - на земле, по пятидесяти и по сто (Лк. 9:14) , чтобы, поправ плоть свою и блеск ее, и похоти мира сего, и подобно сухому сену поработив их себе, они через покаяние пятидесятницы (quinquagenarii numeri) могли возвыситься к совершенной вершине стократного числа (т. е. принесли стократный плод).

и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам

Он воззрел на небо, чтобы научить, что очи должны быть обращаемы туда. Он взял пять хлебов и две рыбы в руки свои и преломил их, и давал ученикам. В преломлении Господа произошло умножение (seminarium - рассадник) хлеба. Если бы хлебы не были разломлены, не были разделены на куски и на многочисленные крохи, то они не могли бы напитать столь великое множество: толпу людей с детьми и женщинами. Таким образом преломляется закон вместе с пророками, разделяется на куски, и в среду их вносятся тайны (mysteria), так что остающийся целым, и в своем прежнем состоянии не могший напитать людей, он по разделении на части напитывает множество язычников. (gentium-народов)

а ученики - народу. И ели все, и насытились

Множество народа получает питание от Господа, - через апостолов.

и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных

Каждый из апостолов от остававшегося от Спасителя наполняет корзину свою, или для того, чтобы после этого иметь то, из чего можно было бы подавать народам яства, или для того, чтобы после этого остатками явственно показать, что умноженные хлебы были действительными (veros) хлебами. Исследуй вместе с тем и то, каким образом в столь обширной пустыне и в уединенном месте нашлось только пять хлебов и две рыбы и столь легко нашлось двенадцать корзин.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 19-21 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все, и насытились, и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

Ученикам дает хлебы, чтобы они всегда помнили о чуде и чтобы оно не выходило из их мысли, хотя они и скоро позабыли о нем. Чтобы ты не подумал, будто Господь совершил чудо только призрачно, с этой целью хлебы умножаются. Двенадцать коробов оказывается для того, чтобы и Иуда понес и не был увлекаем на предательство, раздумывая о чуде. И хлебы умножает, и рыбы, чтобы показать, что Он - Творец земли и моря и что все, что мы едим каждый день, едим потому, что Он подает, и пища Им умножается. В пустыне было чудо, чтобы кто-либо не подумал, будто из ближнего города купил Он хлебы и разделил народу; ибо была пустыня. Это сообразно с рассказом. По наведению же узнай, что когда Ирод, плотский грубый ум иудейский (ибо это означает в переводе слово Ирод), обезглавил Иоанна, главу пророков, то есть не поверил пророчествовавшим о Христе, Иисус на будущее время отходит в пустынное место, к язычникам, пустыне по отношению к Богу, и врачует недужных душою, затем и питает их. Если Он не отпустит нам согрешений и не уврачует болезней посредством крещения, то не напитает нас и причащением Пречистых Тайн, так как никто из некрестившихся не причащается. Пять тысяч - это пять чувств, которые находятся в худом состоянии и врачуются пятью хлебами. Ибо так как пять чувств болело, то сколько ран, столько и пластырей. Две рыбы - это слова рыбарей: одна рыба - Евангелие, другая - Апостол. Но некоторые под пятью хлебами разумеют пятокнижие Моисея, то есть книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Двенадцать коробов было взято апостолами и понесено. Ибо то, чего не могли мы, простой народ, съесть, то есть понять, то понесли и вместили апостолы. «Кроме жен и детей », ибо христианин не должен иметь что-либо детское или женоподобное и немужественное.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И повелев народом возлещи на траве, и приемь пять хлеб и обе рыбе, воззрев на небо, благослови и преломив даде учеником хлебы, ученицы же народом

И повелев народом возлещи на траве

В это воскресенье на богослужении читается Евангелие Мф., 58 зач., XIV, 14-22 . Предлагаем вам прочесть краткую проповедь на этот день!

Однажды Господь пятью хлебами накормил пять тысяч.

Ученики сказали: «место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи». А Господь им самим поставил задачу: «Вы дайте им есть».

Что же, ко всякому делу надо готовиться. Но если в человеческих делах «приготовиться» означает просчитать и оценить свои способности, то Господь хотел услышать признание в полнейшей неспособности к предстоящему делу. Он и услышал безнадежное: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы». И тогда Он сказал: «принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики - народу».

Так, Апостолы послушно принесли Господу все, что у них было, смиренно приняли из Его рук то, что Он освятил молитвой и благословением, и раздали народу. «И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных».

Здесь мы видим прообраз Евхаристии, Таинства Тела и Крови Христовых. Желая насытиться Небесным Хлебом, мы тоже приносим в церковь то, что у нас есть: жалкое подобие Небесного Хлеба, хлеб земной, «просфору» (что значит «приношение»). Священник, возложив этот хлеб на жертвенник, молится обо всех нас. И затем, молитвенно вспомнив Господни обетования, просит, чтобы Он и на этот раз пресуществил хлеб в Свое Пречистое Тело, и вино - в Свою Пресвятую Кровь. И через того же священника церковному народу возвращается не количественно умноженное, но качественно Иное. И мы благоговейно вкушаем Это «во оставление грехов и в жизнь вечную».

Так совершается наше служение: к Нему, пред Ним и от Него. И непрестанно - с Ним. Апостолы, конечно, не могли забыть, из Чьих рук они приняли чудесно умножающийся хлеб. Но для людей, получивших хлеб из рук Апостолов, уже была опасность думать о них выше, чем подобает.

В наше время эта опасность несравненно больше. Теперь уже не только принимающие Хлеб могут заблуждаться. Но и раздающие его могут согрешать высоким мнением о своих личных качествах, считать себя великими пастырями, целителями и чудотворцами, забыв о Едином Раздаятеле всех даров. Народ же церковный может смотреть на своего почитаемого пастыря, и восклицать: «Кто подобен зверю сему?» (Откр.13 4).

Конечно, эти слова относятся к последним временам, к антихристу, который придет для обольщения народов. Но ведь и Апостол Иоанн, еще две тысячи лет назад, писал, применительно к своему времени, что «и теперь появилось много антихристов» (1Ин.2,18). Ведь антихрист - не тот, кто прямо против Христа, но - страшнее: кто хочет занять место Христа.

Потому-то с такой тревогой и пишет апостол Павел к Коринфянам, услышав, что у них «есть споры», что у них говорят: «Я Павлов»; «Я Аполлосов»; «Я Кифин». Эти споры для Апостола как треск покачнувшегося дома. Разве сам Апостол не старался даже благовествовать «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова?» «Разве разделился Христос?» - с ужасом пишет он, - «разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в едином духе и в одних мыслях».

Так, уважая и ценя своих пастырей, всегда надо помнить о Том, Кто Один только дает им силу. А также и пастырям не забывать, от Кого получили все. Потому что иначе - при всей нашей праведности, при всей нашей премудрости можем остаться без Христа. Остаться при своих жалких человеческих силах, при одних своих пяти хлебах, которые без Христа годятся только на то, чтобы тайно от всех съесть их, и насытить себя одного.

Перед чудным насыщением пяти тысяч человек, ученики Господни хотели, чтобы народ был отпущен, но Господь сказал им: «не нужно им идти, вы дайте им есть». Заучим это слово, и всякий раз как враг будет внушать нам отказать просящему, будем говорить от лица Господа: «не нужно им идти, вы дайте им есть» — и дадим, что найдется под рукою. Много отбивает враг охоты благотворить, внушая, что просящий может быть не стоит, чтоб ему подано было, а вот же Господь не разбирал достоинства возлежащих: всех одинаково угостил, а, конечно, не все были одинаково Ему преданы; были, может быть, и такие, которые потом кричали: «распни». Таково и общее Божие промышление о нас: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Если бы Господь помог нам хоть мало-мало быть милосердыми, «как Отец наш небесный милосерд»!

Использованы материалы с сайтов Mepar.ru и Pravoslavie.ru

Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 6, ст. 30 - 45.

30. И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили.

31. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, - ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.

32. И отправились в пустынное место в лодке одни.

33. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему.

34. Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.

35. И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, -

36. отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.

37. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?

38. Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.

39. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.

40. И сели рядами, по сто и по пятидесяти.

41. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.

42. И ели все, и насытились.

43. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов.

44. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.

45. И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

(Мк. 6, 30–45)

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, посвящены чудесному насыщению пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

Пристав к пустынному берегу озера, где ожидавшие Спасителя толпы народа не могли найти себе ни ночлега, ни пищи, апостолы с наступлением вечера обратились ко Христу с просьбой отпустить людей, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть (Мк. 6, 36).

Евфимий Зигабен пишет: «День уже начал склоняться к вечеру, [ …] но сами они не вкушали пищи, так как усердие к слушанию пересилило голод. Христос, желая поэтому насытить их чудесным образом, тоже ожидал повода со стороны их, чтобы не показалось, что Он спешит к совершению чудес; равным образом для того, чтобы, взалкав, они больше поняли чудо».

На просьбу учеников Господь отвечает: вы дайте им есть (Мк. 6, 37). Конечно, ученики удивились, потому как у них было всего пять хлебов и две рыбы (Мк. 6, 38). Но в руках Господа малое становится великим и потому, показывая ученикам, что для Него нет ничего невозможного, Спаситель совершает чудо.

Святитель Кирилл Александрийский поясняет: «Чтобы Христос был всяческим образом познан как сущий по природе Бог, Он приумножает малое количество и взирает на небо, словно бы прося вышнего благословения… Ибо Он, все наполняющий, Сам есть вышнее благословение от Отца. И, чтобы мы узнали, что, приступая к трапезе и собираясь преломить хлебы, мы должны возносить их Богу, словно бы полагая на обращенные вверх ладонями руки, и низводить на них вышнее благословение, Он […] стал для нас началом, и образцом, и путем этого дела».

Когда же по повелению Христа стали собирать остатки хлеба, то набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей (Мк. 6, 43–44). Коробами назывались те корзины, которые евреи брали с собой в путешествие вместо походных сумок для хранения пищи.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Пять хлебов преломил и раздал, и эти пять хлебов в руках учеников не истощались. Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было».

Будем же, дорогие братья и сестры, всегда помнить, что чем больше человек отдает другому, тем больше прибавляется у дающего, а за все, отданное нуждающимся Христа ради, Господь вернет во много раз больше, подобно тому, как Он наполнил двенадцать коробов. Благодати и милосердия Христа с избытком хватает всем людям, потому как Царство Божие всегда рядом и входит в жизнь каждого, кто готов Его принять. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Ключевой стих 6:9

“здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?”

В Евангелии от Иоанна описаны семь чудесных знамений: первое – превращение воды в вино (2:1-11); второе – исцеление сына царедворца (4:43-54); третье – исцеление больного, лежавшего 38 лет (5:1-9а); четвертое – насыщение 5000 человек (6:1-15); пятое – хождение по воде (6:16-24); шестое – прозрение слепого (9:1-7); и седьмое – воскрешение Лазаря (11:38-44). Эти знамения помогают нам открыть духовные глаза и увидеть, кто же Иисус. В сегодняшнем отрывке говорится о четвертом знамении Иисуса, описанном в Евангелии от Иоанна, о том, как Он накормил 5000 человек. Все чудеса Иисуса были сотворены не для того, чтобы показать Его всемогущую силу – они были сотворены от великого пастырского сердца Иисуса к Своим людям и чтобы ученики также сделали что-нибудь для стада Бога. Сегодняшнее событие учит нас тому, что Бог активно использует одного человека веры, и что Он благословляет тех, кто живет с верой. Его насыщение 5000 людей говорит нам о том, что Иисус имеет огромное пастырское сердце для беспомощных людей. Иисус также учит нас иметь веру, чтобы накормить 5000 голодных людей пятью маленькими хлебами и двумя маленькими рыбами.

I. Где нам купить хлебов? (1-9)

Во-первых , отпуск учеников Иисуса был прерван толпой людей. Взгляните на 1-й стих. “После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады” . Когда мы читаем другие Евангелия, мы узнаем, что перед этим событием Иисус послал Своих учеников по двое для проповедования Благой Вести, дав им власть над нечистыми духами (Мк.6:7,30). Это путешествие было серьезным воспитанием для учеников, чтобы они смогли в будущем служить Божьему делу. Во время путешествия они сталкивались с удивительными событиями. В прошлом никто даже не хотел слушать их. Но когда ученики полагались на власть Иисуса, они изгоняли многих бесов, и исцеляли многих больных (Мк.6:12,13; Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.) Иисус увидел, что вернувшись после такого путешествия, ученики нуждались в небольшом отдыхе.

Поэтому Он отправился с ними на другую сторону Галилейского моря. Может быть, солнце еще только начало закатываться, когда Иисус и Его ученики вошли в лодку. Наконец, когда оно скрылось за линией горизонта, их лодка уже скользила по глади озера, а ученики чувствовали себя великолепно. Они были наедине с Иисусом и наслаждались отдыхом, оставив позади навязчивую толпу людей. Они упивались холодным морским бризом и приятными звуками морских волн. Вскоре они начали весело петь. Но неожиданно, к их удивлению они услышали какие-то звуки, будто отдаленные раскаты грома. Но это не был гром. Это был шум толпы. Множество людей уже пришло на другой берег, раньше Иисуса и учеников. И там толпа ждала их приезда. Как только они увидели их, то с нетерпением начали кричать: “Иисус! Иисус!” Почему же они так тянулись к Иисусу? Почему они день и ночь приходили к Нему? Взгляните на 2-й стих. “За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными” . Множество людей следовало за Иисусом потому, что они были свидетелями чудес, творимых Им над больными. Все они пришли к Иисусу с надеждой увидеть очередное чудо. Они нуждались в помощи Иисуса. Когда мы читаем Евангелия, мы встречаемся с людьми, имеющими различные болезни, с расслабленными, слепыми, прокаженными и многими одержимыми нечистыми духами. Все они пришли к Иисусу, чтобы получить помощь. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский, поэтому многие, кто приехал на Пасху, приходили к Иисусу один за другим, так что вокруг Него собралась огромная толпа народа. В результате они сорвали все планы Иисуса и учеников, и сильно обременили их. Что же сделал для них Иисус? Иисус взошел на гору, чтобы обозреть одним взглядом всех людей и никого не пропустить (3). Иисус принял их и хотел помочь им.

Во-вторых , Иисус имел пастырское сердце к ним. Взгляните на 5-й стих. “Иисус, возвед очи и увидев, что множество народа идет к Нему” . По-человечески говоря, эти люди были бессовестными. Это большое множество народа отнимало отдых у Иисуса и Его учеников. Они добрались даже до укромного местечка, где Иисус собирался отдохнуть с учениками и без предупреждения пришли туда. Если бы человек, который имеет власть, увидел такую толпу, то, наверное, разогнал бы ее, считая ненужной и бесполезной, существующей только для того, чтобы досаждать другим. Но Иисус по-другому смотрел на них. Иисус смотрел на них глазами Бога. Евангелие от Матфея 9:36 говорит: “Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря” . Иисус сочувствовал им. В другом Евангелии написано так: “Иисус, вышед, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря” (Мк.6:34). Они были жалкими из-за своей жизни, но Иисус не осуждал их. Иисус знал, что они находились в таком жалком состоянии не потому, что были плохими, а потому что не имели пастыря. Иисус смотрел на них с Божьим пастырским сердцем. Иногда смотря на многих людей, мы говорим про себя: “Они заслуживают серьезного наказания” . Но здесь мы учимся тому, что нам нужно смотреть на них, имея сочувствие Бога. Мы должны видеть, что их проблемы возникали из-за того, что они не имели пастыря. Имея сердце пастыря, Иисус понял, что им нужно что-нибудь поесть. Иисус был похож на мать, которая хочет дать самое лучшее своим детям: самую вкусную еду, самую теплую одежду, все необходимое, и даже свое сердце.

Из этого, мы учимся, что пастырь должен иметь сердце пастыря, что значит сочувствие к агнцам и горячее усердие помочь беспомощному. Пастырь всегда должен быть готов отдать что-либо другим. Его сердце должно наполняться преизбыточным богатством Иисуса Христа. Из-за пастырского сердца пастырь должен уметь дать любому самое важное и необходимое, то, что может оживить человека. Он должен уметь утешить душу страдающего и обремененного и насытить душу обделенного. Сердце Апостола Павла всегда наполнялось удивительным таинством Христовым и силой Бога. Он хотел открыть людям, верующим и неверующим, духовное откровение. Он сказал: “Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему” (Рим.1:10). “Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых” (Еф.1:17,18). Апостол Павел сотворил великие дела Бога, потому что он знал сердце Иисуса и имел пастырское сердце и богатство Иисуса Христа. Он был всегда готов помочь другим и даровать им самое драгоценное.

В-третьих , Иисус испытал веру Филиппа. Взгляните еще раз на 5-й стих. “Иисус, возвед очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” Иисус знал, что эта толпа людей была очень голодной. У них не было ничего кушать. Тем более они пришли сюда издалека. Поэтому Иисус сказал Филиппу: Когда Иисус сказал это, Он надеялся на то, что Филипп начнет искать хоть какую-нибудь возможность разрешить эту проблему, имея пастырское сердце. Иисус ожидал услышать от него ответ: “Нет ничего невозможного, господин. Я не знаю где купить хлеб, но я посмотрю и обязательно найду какой-нибудь выход. Я верю, что Бог помогает тем, кто помогает себе сам” . Но слова Филиппа были совсем другими.

Взгляните на 7-й стих. “Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу” . Он действительно был смышленым человеком. Он смог сразу, одним взглядом оценить количество людей и быстро выдать ответ, что даже всей зарплаты за восемь месяцев было бы недостаточно, чтобы купить продуктов, и чтобы каждому досталось хотя бы по маленькому кусочку. Однако таким ответом он не удовлетворил Наставника, и не сдал экзамен веры. Он потерпел поражение главным образом из-за своего образа мышления. Он только рассчитывал, а затем отчаялся. Иисус старался воспитывать многих пастырей. Он хотел использовать умных людей как будущих лидеров. Но Иисус не мог использовать Филиппа, потому что тот зависел от своей головы. Филипп был умным и способным человеком. Но он не имел веры в Бога. Довольно важно быть в этом мире способным человеком, наполненным духа соперничества, чтобы прожить успешную жизнь. Но нам нужно знать, что более важно стать в этом мире человеком веры, чтобы жить истинно успешной жизнью. Также Филипп потерпел поражение, потому что он начал думать с того, чего он не имел. Когда он думал о своем кошельке, он стал жалким. Может быть, он раскаялся в том, что стал учеником бедного Иисуса. Его привычка начинать с того, чего у него нет, сделала его нигилистом. Люди такого типа смотрят только на то, чего они не имеют, чего они не получили от родителей или от Бога. Они живут в горечи и оказывают на окружающих людей скверное влияние. Такие нигилисты сравнивают себя с другими и находят только то, что другие имеют, а они сами не имеют. На самом же деле, в этом случае Иисус уже решил накормить толпу из 5000 людей. Когда Иисус спросил у Филиппа: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” – это было испытанием для него, чтобы узнать, есть ли у него вера в Бога и есть ли у него пастырское сердце.

В-четвертых , Иисус принял пять хлебов и две рыбки Андрея (8,9). Взгляните на 8-й стих. После Филиппа на первом плане событий появляется другой ученик. Это Андрей, брат Симона Петра. Когда Андрей привел своего брата Симона к Иисусу, Иисус сразу же стал интересоваться только Симоном Петром (Ин.1:42). Казалось, что Иисус игнорировал Андрея, как будто его вовсе и не было там. Хотя в этот раз Иисус тоже не обращал внимания на Андрея, а разговаривал лишь с расчетливым Филиппом, но все же, Андрей хотел привлечь внимание Наставника. Взгляните на стихи 8,9. “Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?” Он принес пять ячменных хлебов и две маленькие рыбки к Иисусу, хотя нужно было накормить 5000 человек! Тем более, эти хлеба и рыбки не принадлежали самому Андрею; они принадлежали одному мальчику. Может быть, этот мальчик принес их для своего обеда. В этой ситуации Андрей кажется безумным человеком, но мы многому можем научиться у него.

Андрей был человеком, ищущим возможность. Филипп думал только о том, чего он не имел. Он не имел двести динариев, восьмимесячной зарплаты, поэтому он не смог ничего сделать. Но Андрей был совсем другим. Он начал думать с того, что у него есть, несмотря на то, имеет ли он что-нибудь или нет! Он знал, что у него в кармане одни дырки и ветер, но он не думал о том, чего у него нет. Когда он похлопал руками по своим карманам, и оказалось, что они пусты, тогда он начал обеими руками усердно выворачивать каждый уголок в надежде найти завалявшийся динарий. Но, конечно же, он ничего не нашел, однако он не стал думать: “У меня совсем ничего нет” . Он не думал: “К сожалению, я ничего не могу сделать, потому что у меня нет денег” . Вместо этого, он начал осматриваться по сторонам. Когда он ничего у себя не нашел, он осматривался вокруг несколько раз до тех пор, пока не нашел одного мальчика с маленькой котомкой, в которой лежал завязанный в платочек скудный обед. Он попросил его у мальчика. Мы не знаем, каким образом он уговорил мальчика отдать обед. Может быть, широко улыбаясь, он просто попросил у него обед. Это было так смешно. Но в этом есть нечто более важное, чем просто комедия. Мы можем научиться у Андрея тому, как найти хоть какую-нибудь возможность разрешения проблемы, даже когда ситуация кажется невозможной.

Андрей взял пять ячменных хлебов и две маленькие рыбки у мальчика и принес их к Иисусу. Он сказал: “Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?” Минуту назад он вынудил мальчика заплакать из-за того, что он отобрал у него обед. А сейчас он заставил Иисуса посмеяться из-за того, что он принес пять хлебов и две рыбки для 5000 людей. Но все-таки Андрей нашел хоть какую-то возможность в затруднительной ситуации. Это и есть его великая вера. Это и есть его достоинство, через которое Иисус смог сотворить чудо. Мы учимся у Андрея быть людьми, ищущими возможность разрешения трудной ситуации.

Андрей был человеком веры. Он имел веру в Иисуса. Когда Андрей принес пять хлебов и две рыбки к Иисусу, он знал, что этого не хватит для того, чтобы накормить 5000 людей. Но он верил, что Иисус примет это скромное приношение. И он верил, что Иисус сможет насытить всех людей. Да! Иисус принял его пять хлебов и две рыбки. Это ясно показывает нам, что Андрей был человеком веры. Он имел веру: “Мы ничего не можем сделать, но Иисус может сделать все” (Фил.4:13). Все то, что нам нужно сделать – это с верой принести к Иисусу пять хлебов и две рыбки. Когда Андрей принес пять хлебов и две рыбки, он не зависел от котомки с обедом, но зависел от Иисуса. Он имел веру в Иисуса и в то, что Иисус примет его скромную возможность как выражение веры.

Вот, здесь мы видим что именно мысли сердца сделал Андрея и Филиппа так сильно отличающимися. Библия говорит: “потому что, каковы мысли в душе его, таков и он…” (Притчи 23:7а). Мысли сердца человека определяют, каков человек. Бог дал мышление каждому человеку одинаково, хотя люди находились в разной ситуации и обстановке. Мышление – это великое приобретение, данное мне и Вам Богом. Если мы хорошо используем и развиваем это приобретение, наша судьба и будущее изменяются. Наша судьба создается через развитие нашего мышления.

В той же ситуации Филипп получил неудачу перед Господом, а Андрей – успех. Филипп был человеком, наполненным отрицательным мышлением, что “я не могу или мы не можем потому что ситуация такая плохая: уже темно, нет денег, слишком много народа чтобы накормить их, здесь пустыня; нет не где магазинов в близких итд.” Он уже в мыслях направлял себя к неудаче. Однако Андрей имел способ мышления успешного человека. Он имел положительный метод мышления, что, поскольку Иисус сказал накормить их, поэтому я могу или мы можем накормить их в любой ситуации. Он имел метод мышления что “я могу в Иисусе” . Поскольку он думал что он может сделать это, он мог искать какой-то способ решения. Он удалил всякие отрицательные мысли и найдя какую-то возможность, принес Господу Иисусу. Кто имеет веру “я могу в Иисусе” , именно это – человек веры. В жизни имеющих мышление “я не могу” не происходят великие чудеса Господа. Но когда мы, мысля, что нет ничего невозможного в Иисусе Христе, ищем всякую возможность и приносим Иисусу, там явятся чудеса Бога, который накормит 5000 людей 5-ю хлебами и 2-мя рыбами. Все люди хотят жить успешную жизнь. Никто не хочет жить неудачную жизнь. Также все мы хотим жить благословенную жизнь, а не жизнь проклятия. Успех или неуспех начинается от нашего мышления и веры. Обстановка, образование, судьба или родители, – это не основные условия. Бог благословляет наше мышление веры и работает через нашу веру. В Библии не написано “благословенная страна” или “благословенная обстановка” , а “блажен человек” . Поэтому, можно ли получить благо от Бога, зависит от мышления и веры человека.

Когда мы смотрим на себя, мы признаем что мы привыкли размышлять отрицательно. Мы думаем, что никогда не сможем найти двести динариев. Нам кажется, что у нас ничего нет, чтобы отдать другим, даже наоборот, хочется получить от кого-то помощь. Но Иисус, увидев, что множество людей страдают и алчут, спрашивает у нас: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” – прекрасно зная ситуацию, в которой мы находимся. Он не хочет, чтобы мы нашли двести динариев, которых у нас на самом деле нет. Он хочет от нас, чтобы мы имели сердце пастыря к агнцам. Он хочет, чтобы мы поверили в Иисуса Христа и нашли то, что мы имеем, и принесли наше сердце к Нему. Если мы принесем с верой наши пять хлебов и две рыбки, Он сможет показать великое и недоступное, чего мы не можем ожидать. Тогда наши пять хлебов и две рыбки изменят нас. Они изменят Украину и Господь накормит весь народ через наши пять хлебов и две рыбки, посылая по всему миру миссионеров.

II. Иисус благословил веру Андрея (10-15)

Когда Андрей принес хлеба и рыбки, Иисус сказал: “Велите им возлечь” . Отсюда мы узнаем, что Иисус не работал в одиночку. Он работал совместно с учениками. Это и есть Божий метод. Бог работал вместе с Авраамом. Он призвал многих пророков и с ними работал ради спасения Своего народа. Также и Иисус работал вместе с Петром. Ученики работали вместе с Иисусом. Участвовать или не участвовать в Божьем деле – это делает большую разницу в истории. Стих 11 говорит нам, что когда Иисус посмотрел на пять хлебов и две рыбки, то увидел веру Андрея. Иисус молился Богу за то, чтобы Он благословил веру Андрея и его пять хлебов и две рыбки. Иисус молился, чтобы Бог принял сердце пастыря Андрея и накормил 5000 человек этими хлебами и рыбами. Что сделал Иисус с пятью хлебами и двумя рыбами? Иисус раздавал людям столько, сколько они хотели есть, до тех пор, пока все не насытились. Так Бог благословил пять хлебов и две рыбки Андрея. Когда люди насытились, Иисус сказал ученикам: “Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало” . Ученики собрали и наполнили двенадцать коробов кусками, оставшимися у тех, которые ели. Это показывает нам, что Божье благословение преизбыточно.

Все мы, кто участвовал на богослужении, верим в Иисуса Христа. Все мы любим Иисуса. Однако здесь есть люди, которые говорят отрицательно о себе, о стране или о работе Бога, как Филипп. А также есть люди, как Андрей, который имеют положительный взгляд на себя, страну и работу Бога и работают с усердием, чтобы как-то изменить ситуацию в этой земле через наши пять хлебов и две рыбки.

Я твердо верю, что Бог работает через группу Андрея и изменяет каждого из Нас и Украину из страны фатализма и судьбы в страну пастырей и святой народ. Бог работает через нашу веру и через наши пять хлебов и две рыбки. Если мы с верой принесем наши пять хлебов и две рыбки Богу, Он щедро благословит нас и накормит 5000 человек. Господь спрашивает также и нас: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” ; “Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему” (Мк.9:23); “как ты веровал, да будет тебе” (Мт.8:13)

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...