Наречие как часть. Что такое наречие в русском языке и как отличить от прилагательного
Понятие о наречии как самостоятельной части речи
Наречие как самостоятельная часть речи было выделено ещё в античной грамматике. С древнегреческого языка термин дословно можно перевести как «приглаголие», то есть слово, непосредственно относящееся к глаголу. Позже, в XVIII веке, отмечалось, что наречия могут распространяться не только на глаголы, но и на другие части речи. В XIX веке появились различные трактовки наречия. В наши дни по-прежнему существуют разные взгляды на наречие. Рассмотрим одно из наиболее распространенных его определений.
Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает:
Признак действия, выраженного глаголом (идти быстро );
Признак другого признака, выраженного прилагательным или наречием (очень смешной, весьма интересно );
Признак предмета, выраженного существительным (котлета по-киевски ).
Наречия обычно отвечают на вопросы как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему? в какой степени?
Наречия не изменяются.
В предложении наречия чаще всего являются обстоятельствами, реже - определениями.
Классификация наречий
Местоименные наречия могут быть подразделены на следующие классы:
1. личные: по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему ;
2. возвратное: по-своему ;
3. указательные: здесь, там, тут, сюда, туда, отсюда, оттуда, тогда, затем, так и др .;
4. определительные: по-всякому, всячески, всюду, повсюду, отовсюду, везде, всегда и др. ;
5. вопросительные (вопросительно-относительные): где, куда, откуда, когда, зачем, отчего, почему, как, сколько ;
6. неопределённые: кое-где, куда-то, откуда-нибудь, зачем-либо, почему-то, как-нибудь и др.;
7. отрицательные с подразрядами:
а) негде, некуда, неоткуда, некогда, незачем, а также
б) нигде, никуда, ниоткуда, никогда, никак, нисколько .
Разряды наречий по значению (см. схему)
Схема 1. Разряды наречий по значению
Категория состояния
Некоторые лингвисты (последователи известных учёных Л.В. Щербы и В.В. Виноградова) отделяют от наречий так называемую категорию состояния . Например: грустно, холодно, больно, навеселе и т. д.
Данная категория формируется на основании того, что слова такого типа занимают несвойственную наречиям синтаксическую позицию (сказуемое) и называют не признак, а состояние субъекта. Например: Мне грустно . Ему жарко.
Основные способы образования наречий
1. Приставочный (от наречий): долго → не долго, как → кое -как.
2. Суффиксальный : от
Существительных: зима → зимой ,
Прилагательных: хороший → хорошо ,
Числительных: три → трижды ,
Наречий: хорошо → хорошеньк о, как → как-нибудь .
3. Приставочно-суффиксальный : от
Прилагательных: новый → по -новому ,
Существительных: верх → в верху ,
Числительных: двое → в двоём ,
Глаголов: догонять→ в догонку ,
Наречий: долго→ по долгу .
Сложение с суффиксацией : мимо + ходить → мим оход ом .
Список литературы
- Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
- Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
- Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
- Наречие как часть речи ().
- Наречие как часть речи ().
- Части речи в русском языке ().
Домашнее задание
Упражнения № 199, 202, 205. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.
Задание № 1. Спиши текст, вставь пропущенные наречия, а также пропущенные буквы. Заглавные буквы подскажут начало предложений.
Песня начиналась ______, как будто она рождалась где(то) на небесах. ______ разл_валась мелодия, на душе становилось ______ и ______ , а глазам - ______ от подступающих слез. То ______ веяло степным воздухом, то ______ сгущ_лись тучи, то легкие обл_ка двигались ______ песне, и это заст_ вляло петь ______ и ______. ______ песня вл_валась в душу, глаза распахивались ______, ______, ______ как ______ в детстве. Мелодия подн_малась ______, ______, уносилась ______, и не было ей ни конца, ни начала…
Слова для справок: неожиданно, певуче, легко и хорошо, горячо, свежо, зловеще, в такт, ещё и ещё, Волей-неволей, по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно, вверх, ввысь, вдаль.
Прочитай получившийся текст еще раз. Какой вариант (исходный или восстановленный) более живописный, яркий, образный? Подчеркни в наречиях «сложные» для правописания места.
НАРЕЧИЕ
Наречие– это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко – предмета. (Признак действия или состояния: читать бегло, любить беззаветно , признак качества: пронзительно резкий , признак признака: ослепительно ярко , признак предмета: сон наяву .) Наречия неизменяемы (за исключением качественных наречий на -о / -е: взлететь высоко, взлететь выше всех ). В предложении наречия примыкают к глаголу, прилагательному или к другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро ). Наиболее типичная синтаксическая функция наречия – обстоятельство. В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки , яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение. Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых: Разговор будет начистоту. Она замужем . Местоименные наречия могут выступать в роли союзных слов сложноподчиненного предложения: Я знаю, куда мне нужно обратиться . При этом они продолжают оставаться членами предложения и выполняют функцию обстоятельства.
По происхождению наречия могут быть непроизводными: завтра, теперь, едва, здесь, там, куда, нарочно и др. и производными от различных частей речи красиво, по-братски, днем, зимой, по-моему, нехотя, где-то, когда-либо.
Классификация наречий по значению
По семантической полноте наречия могут быть знаменательными , когда прямо называют признак: вчера, строго, назло, по-домашнему и местоименными , когда только указывают на признак, но не называют его: там, незачем, здесь .
Среди знаменательных по характеру самого значения выделяют два разряда: определительные и обстоятельственные.
Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак – его качество, количество, способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему, пешком ) и подразделяются на следующие разряды:
качественные или образа действия (как? каким образом? ): быстро, так, вдвоём ;
количественные или меры и степени (в какой мере? насколько? ): очень, нисколько, втрое .
Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:
места (где? куда? откуда? ): справа, там, наверху ;
времени (когда? как долго ): вчера, тогда, весной, когда ;
причины (почему? ): сгоряча, почему, потому ;
цели (зачем? для чего? ): назло, зачем, затем .
Знаменательные наречия |
||||||
Определительные |
Обстоятельственные |
|||||
Качествен-ные |
Образа действия |
Количествен-ные |
||||
Каким образом? |
Сколько? Насколько? |
Где? Куда? Откуда? |
Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? |
Почему? Отчего? |
С какой целью? |
|
красиво, тягуче |
наскоро, по-русски |
трижды, вдвое |
вверху , снаружи |
днем , поздно |
сгоряча , сослепу |
нарочно, назло |
Местоименные наречия |
||||||
Вопросительные |
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Отчего? |
|||||
Относительные |
Где, когда, куда, откуда, почему, отчего, зачем, как |
|||||
Указательные |
Здесь, там, так, туда, сюда, тогда, поэтому, затем |
|||||
Неопределенные |
Когда-то, кое-где, зачем-то, почему-либо, когда-нибудь и под., образованные от вопросительных при помощи постфиксов -то, -либо, -нибудь и приставки кое-. |
|||||
Отрицательные |
Нигде, никогда, никуда, негде, некуда, неоткуда, незачем |
§1. Общая характеристика наречия
Наречие - это самостоятельная часть речи.
Наречия - разнородный класс слов. К нему относят несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова. Наречия примыкают к другим словам. Большинство наречий - знаменательные слова, например: вчера, слева, утром, вдаль, очень, но есть и местоименные, например: там, куда, где, всюду (там - указательное, куда, где - вопросительные и относительные, всюду - определительное). Местоименные наречия имеют форму наречий, а роль - местоимений. Местоименные наречия одни из самых древних.
Класс наречий пополняется за счёт слов разных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, числительных. Становясь наречием, слово утрачивает характеристики, свойственные другим частям речи, становится неизменяемым, используется как штамп.
1. Грамматическое значение - признак признака, признак действия, реже - признак предмета.
Очень
красивый - признак признака,
Весело
смеяться - признак действия,
Кофе по-турецки
- признак предмета.
Наречия отвечают на разные вопросы. Рациональнее привести их ниже, когда будут рассматриваться разряды наречий по значению.
- постоянные- неизменяемость,
- изменяемые - степени сравнения (только у наречий, образованных от качественных прилагательных: хорошо - лучше, красиво - красивее ).
3. Синтаксическая роль в предложении - обстоятельство или сказуемое в двусоставных предложениях.
Мы сделали работу быстро.
Она замужем.
Примечание:
Важная информация относительно слов на -0- в безличных предложениях приводится в этой главе при .
§2. Разряды по значению
1. Обстоятельственные:
1) места (где? куда? откуда?): слева, вдали, наверху, там, туда, снизу,
2) времени (когда? как долго?): весной, вчера, тогда, когда, долго,
3) причины (почему?): сгоряча, сдуру, по глупости, потому,
4) цели (зачем? для чего? с какой целью?): зачем, затем, назло.
2. Определительные:
1) качественные, или образа действия (как? каким образом?): весело, медленно, так, втроём,
2) количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Разряд качественных наречий самый многочисленный.
§3. Качественные наречия на -о//-е. Степени сравнения
Качественные наречия образованы от качественных прилагательных с помощью суффиксов -о или -е.
Как и прилагательные, такие наречия имеют степени сравнения, которые показывают, как проявляется признак: в бо´
льшей (ме´
ньшей) или в наибольшей (наименьшей) степени.
Примеры:
- положительная степень: Сын поёт громко .
- сравнительная степень: Сын поёт громче , чем обычно. Сын поёт более громко , чем его друг.
- превосходная степень: Сын поёт громче всех .
Как и у прилагательных, степени сравнения у наречий бывают простые и составные.
Простая сравнительная степень образована с помощью суффиксов: -ее-, -ей-, -е-, -ше-, например:
весело - веселее (веселей),
легко - легче,
тонкий - тоньше.
Составная форма сравнительной степени наречий образована сочетанием слов более или менее и формы наречия в положительной степени, например:
более тонко, менее легко, более чётко, менее ярко.
Превосходная степень также имеет простую и составную формы, но в современном языке составная форма более употребительна. Она образуется с помощью слов: наиболее или наименее : наиболее серьёзно, наименее ярко, а также слов всех и всего , например, серьёзнее всех , вкуснее всего .
Обратите внимание:
После слов наиболее и наименее наречие употребляется в положительной степени, а перед словами всех и всего наречие - в сравнительной степени.
Простая превосходная степень наречий встречается лишь в некоторых устойчивых сочетаниях: покорнейше, нижайше, глубочайше, почтительнейше прошу.
Для некоторых наречий степень сравнения является постоянным признаком.
Ты больше мне не пиши. Ты лучше мне не пиши.
Здесь слова больше, лучше не являются степенью сравнения.
Обычно наречия в сравнительной или превосходной степенях сравнения выражают то же значение, что и наречие в положительной степени: Сын запел громче (еще более громко, компонент значения громко в сравнительной степени сохраняется).
В приведённых выше примерах: Ты мне больше не пиши ( больше не означает: много ). Ты мне лучше не пиши (лучше не означает: хорошо )
§4. Что чем считать? Наречия и слова категории состояния
Как и всегда, в этой рубрике рассматриваются различные интерпретации, мнения, точки зрения.
В чём проблема? Что обсуждается?
В языке есть группа слов, имеющих некоторые особенности.
Эти слова обозначают состояние природы или человека:
На улице холодно . Мне холодно .
Формально эта группа объединяет слова с суффиксом -о, образованные от качественных прилагательных и имеющих степени сравнения.
На улице стало холодно . На улице холоднее , чем дома.Холоднее всего было на первом этаже.
Из примеров видно, что в предложении эти слова бывают в составе сказуемого в безличных предложениях.
Традиционно эту группу слов рассматривали как группу особенных наречий и не выделяли в отдельную часть речи. Ряд авторов в своих учебниках выделяет особую часть речи. Называют её по-разному. Чаще всего вслед за академиком В.В. Виноградовым - категорией состояния . Известны и другие названия этой группы слов: предикативные наречия, слова состояния и даже имя состояния.
- Ей холодно (кат. состояния).
- Она ответила холодно (наречие).
- Её лицо было холодно , на нём не было и тени улыбки (краткое прилагательное).
Слова: можно, нельзя, стыдно, пора, жаль и другие подобные омонимов среди других частей речи не имеют. Они употребляются только в функции части сказуемого безличного предложения и относятся к категории состояния.
Альтернативная точка зрения определяет эти слова как особую подгруппу наречий. В этом случае, чтобы сохранить последовательность, необходимо понимать, что наречия в предложении могут быть обстоятельством, некоторые наречия - обстоятельством и сказуемым в безличном предложении, а некоторые - только сказуемым в безличном предложении.
Справа был лес.
Она ответила холодно.
Ей стало холодно.
Мне было стыдно.
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы .
Итоговый тест
Верно ли полагать, что к наречиям относятся несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова?
Какова синтаксическая связь наречий с другими словами?
- Согласование
- Управление
- Примыкание
Все ли наречия являются знаменательными словами?
У каких наречий есть непостоянный (изменяемый) признак степени сравнения?
- У всех
- У наречий, образованных от качественных прилагательных
С помощью каких суффиксов образуются наречия от качественных прилагательных?
- Суффиксов -о- или -е-
- Суффиксов -ому- (-ему-)
- Суффикса -ых- (-их-)
В какой степени качественных наречий признак проявляется в большей или меньшей степени?
- В положительной степени
- В сравнительной степени
- В превосходной степени
В какой степени качественных наречий признак проявляется в наибольшей или наименьшей степени?
- В положительной степени
- В сравнительной степени
- В превосходной степени
К какому разряду по значению относятся наречия: сгоряча, сдуру, по скупости, по глупости, по незнанию ?
- Времени
- Причины
К какому разряду относятся наречия: весело, медленно, быстро, втроём ?
- Качественные
- Количественные
Наречие является самостоятельной частью речи, обозначающей признак (предмета, действия и другого признака). Вопрос, который ставится к наречию, полностью зависит от значения, его выражающего.
Наречие не изменяется(то есть они не могут склонятся и спрягаться), в предложении оно обычно является обстоятельством, определением, в некоторых случаях именной частью.
Признак предмета, как правило, обозначают наречия, присоединенные к существительному. Например: прогулка (какая?) на велосипеде, шаги (какие?) назад, кофе (какой?) по-восточному, передвижение (какое?) вперед.
Признак действия, как правило, обозначают наречия, присоединенные к деепричастию или глаголу. Например: Учитесь (как?) хорошо, живёте (как?) весело,
океан (как?) глухо роптал, и волны накатывались (как?) шумно и громко.
Охотник наклонился и, подняв убитую дичь, (как?) вверх, исчез в лесной чаще.
Признак другого признака обозначаются наречиями, присоединенными и имени прилагательному. Например: весьма спорная дилемма, очень высокое здание, довольно неприятное известие.
Присоединёнными к причастию. Например: прекрасно оформленный, плодовые деревья были сплошь покрыты снегом, идущие вдвоем.
Присоединёнными к наречию. Например: абсолютно необходимо, слишком много, бесконечно мало. Утро сегодня такое ясное, но мне, почему то, немножко грустно.
О классификации наречий.
По своему значению наречия делятся на группы и разряды. Так, есть: определительные, обстоятельственные и местоименные.
О синтаксической роли наречий.
Наречия могут сочетаться с различными самостоятельными частями речи. Это зависит от способа примыкания.
Главный формальный признак наречий, как части речи - это отсутствие словоизменений. Исключением являются те наречия, которые образуют формы (сравнительная степень). По общему значению такого признака, как непроцессуальный, наречия наиболее близки к имени прилагательному. По этому значению можно определять синтаксические функции в наречии. По значению определяется глагол, имя и другое наречие. Наречие свободно употребляется в функциях сказуемого; оно определяет все предложение в целом. Все функции наречий имеют общий раздел "Синтаксис".
Все виды отношений, которые возникают при синтаксической связи наречий, в большой степени ограничен и предопределен лексическим значением самого наречия. Пример: везде туман или дорога из дома (здесь определение места), позавчера дождливая погода или встреча назначена вечером (здесь определение временное), очень веселый (здесь определение по степени, мере).
У наречий на -е и -о, которые мотивированы прилагательными (качественными), например грустно, сладко, тяжело, весело имеется морфологическая категория степени сравнения, она представлена в двух рядах форм, имеющих положительную и сравнительную степени. По категории сравнения, как например: смешно - смешнее, тяжко- тяжелее, вкусно - вкуснее, плохо – хуже.
Способы и значение в образовании таких форм наречий, идентичны с качественными прилагательными. При употреблении эти совпадения имею только синтаксические различия. Например: Эта вещица интересная – она интереснее, чем предыдущая (здесь имя прилагательное); Эта вещица вызывает особенный интерес, чем та (здесь наречение).
Что касается словообразовательной структуры, то наречия можно разделить на две группы:
- мотивированные, в основном они мотивируются словами, которые являются неслужебными частями речи: 1) прилагательными (по-свойски, босиком, сослепу);
2) существительными: (днем поблизости, издали, напрокат);
3) числительными (намного, вдвое, помалу, четырежды);
4) местоимениями: (отчего, зачем, незачем);
5) глаголами (сроду, невмоготу, волоком, вдогонку);
6) наречиями (частенько, тихонечко, ненадолго, позавчера);
Немотивированные наречия со словами вызывающими признак или обстоятельства:
1) времени (иногда, всегда нынче, когда, после);
2) места (прочь, возле, там, здесь, около, туда, всюду);
3) способа и образа (иначе, вдруг, так, как);
4) меры или степени (почти, еле, очень, чуть).
Процесс образования наречий называется адвербиализацией .
Учёные отмечают, что наречий первой и второй групп (образа и способа действия; меры и степени) примерно 6 тысяч, количество их активно пополняется. А последние четыре группы включают чуть более 260 слов, и их число почти не растёт. Крайне мало наречий причины (до 10) и цели (до 10).
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 5
Наречия - неизменяемые слова: они не склоняются и не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам. И только качественные наречия, образованные от прилагательных, имеют степени сравнения и формы субъективной оценки: тихо-тише, менее тихо, тише всех, тихонько-тихонечко .
Синтаксическая функция
В предложении выполняют функцию обстоятельства, а также(реже) определения или сказуемого.
Классификация по значению
- Обстоятельственные:
- образа действия - обозначает образ действия (по-весеннему, так ), отвечают на вопросы: Как?, Каким образом?
- меры и степени - обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, Вдвое, Трижды ), отвечают на вопросы: Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?
- времени - обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда );
- места - обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около );
- причины - обозначают причину совершения действия (сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром );
- цели - обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно ).
- Определительные:
- качественные - выражают характеристику или оценку действия или признака (естественно!,холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно );
- количественные - определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно );
- способа и образа действия - указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка );
- сравнения и уподобления - (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом );
- совокупности - (вдвоём, втроём, всенародно, сообща ).
Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных , имеют степени сравнения:
- сравнительная степень выражается:
- синтаксически: с помощью суффиксов -ее (-ей ), -ше , -е ,-же (интереснее , дольше , сильней , громче ). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо - лучше , много - больше , мало - меньше, глубоко - глубже ;
- аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно , более гнусно , более мерзко и т. д.
- превосходная степень выражается:
- синтетически (греч. σοφὸς - σοφοτατα ): мудро - мудрее всего ; с помощью суффиксов -ейш- , -айш- : покорнейше прошу , нижайше кланяюсь . Очень редко употребляется в современном русском языке;
- аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно , наиболее страшно , наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;
- сложная форма: сочетанием слов всех , всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех.
Есть наречия знаменательные , если они называют признак, а не указывают на него: вчера , по-волчьи .
Степени сравнения наречий
1.Сравнительная степень
а)Простая форма образуется с помощью суффиксов -ее,-ей, -е,-ше,-же весело-веселее
б)Сложная форма образуется с помощью слов более,менее и наречий в исходной форме: более строго
2.Превосходная степень
а)Простая форма образуется посредством замены суффикса -о суффиксом -ейше(-айше): покорно-покорнейше, ярко-ярчайше
б)Сложная форма образуется 2-мя способами:
С помощью слов всего, всех и простой формы сравнительной степени: выше всех, больше всего
С помощью слов наиболее, наименее и наречий в исходной форме: наиболее интересно
Классификация по способу образования
- суффиксальный : быстрый - быстро , творческий - творчески ;
- приставочно-суффиксальный : сухой - досуха
- приставочный : хорошо - нехорошо , куда - никуда ;
- Сложение разных видов:
- сложение слов: еле, еле - еле-еле , опрометчиво - безумно ;
- сложение с первым элементом полу- : полулежа ; полусидя
- сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить - мимоходом ; половина, сила - вполсилы .
Правописание дефиса в наречиях
- в наречиях на -ому , -ему , -ки , -ски , -ьи с приставкой по- (по-другому , по-хорошему , по-немецки , по-английски , по-медвежьи );
- в наречиях на -ых , -их с приставкой во-, в- , образованных от порядковых числительных (во-первых );
- в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то );
- в наречиях, образованных:
- повторением слов и основ слов (еле-еле , волей-неволей , как-никак );
- сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно ).
Приставка по- пишется слитно:
- в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов -у , -еньку , -оньку (попросту );
- с формами сравнительной степени наречий (повыше );
Слитно пишутся:
- предлогов с наречиями (доныне , извне , навсегда );
- наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое , втрое );
- наречия, образованные соединением
- Обстоятельственные: