Мягкий знак на конце наречий после шипящих: правило, примеры. Ь после шипящих на конце наречий Ь после шипящих на конце наречий

Почему грустишь, царевна? Почему печален взгляд?

И ужимки скоморохов отчего не веселят?

Ах, приснился мне царевич, он настолько был пригож,

И со мной случилось что-то: мне уж замуж невтерпёж.

Такой разговор мог бы произойти в волшебном Тридевятом царстве, но для нас этот диалог интересен прежде всего тем, что в нём присутствуют примеры, в которых на конце наречий после шипящих отсутствует.

Орфограмма изучается в 4-м классе

Очень сложная орфограмма, связанная с шипящими на конце и Ь, подлежит изучению в начальных классах. Дети проходят эту тему в течение всего обучения в начальной школе: сначала в ходе изучения глагола, потом - существительного и прилагательного. А наречия изучаются в последний год начального образования.

Следовательно, изучает правописание орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс. ФГОС предусматривает знакомство с написанием самых распространённых слов, в которых присутствует эта орфограмма, к таким относятся исключения:

  • невтерпёж;
  • замуж;

Формирование навыка различения частей речи

Очень важно сформировать у детей умение различать слова различных частей речи, так как от этого зависит их орфографическая зоркость. Без такого навыка учащиеся не смогут правильно выбирать нужную орфограмму, в том числе и мягкий знак на конце наречий после шипящих.

Слова удобнее всего будет распределить на группы по частям речи, в этом поможет таблица, в которой, кроме части речи и вопросов, нужно указать условия выбора употребления или неупотребления мягкого знака.

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

Правило написания мягкого знака в данном случае формулируется довольно просто. В качестве примеров наречий приведем слова, заканчивающиеся на шипящий и отвечающие на вопрос: как?

  • Бежит (как?) вскачь.
  • Распахнул (как?) настежь.
  • Упал (как?) навзничь.
  • Покрыт (как?) сплошь.
  • Стало (как?) невмочь.

Как видно из этих примеров, мягкий знак на конце наречий после шипящих пишется, не распространяется это правило только на слова: замуж, невтерпёж, уж.

Словарная работа

Очень важно, чтобы дети понимали значение наречий, иначе они их просто не запомнят. Значит, необходимо проводить словарную работу. Для этого возможно использование синонимов:

  • она выходит замуж - он женится;
  • вскачь - быстро, скачками;
  • навзничь - на спину;
  • наотмашь - с размаху;
  • настежь - распахнуто до отказа;
  • невмочь, невтерпёж - терпеть невозможно, очень хочется;
  • прочь - вон;
  • сплошь - плотно, очень густо, все подряд;
  • уж - сейчас, в данный момент.

1. Установите соответствия между словами, которые можно связать по смыслу:

2. Составьте с этими словами предложения о школьной жизни на одну из тем:

  • Мы на уроке.
  • Мы на перемене.
  • Мы идём на экскурсию.

Диктант для закрепления

Когда правописание усвоено, и толкование слов понятно, можно провести контрольный диктант с целью диагностики сформированности навыка правописания орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» и закрепления изученного материала.

Текст диктанта :

Когда мама выходила замуж, ее младшей сестре было невмочь поскорее увидеть старшую в белоснежном наряде. Вот уж наступил день свадьбы, и сестренка вскачь побежала в комнату невесты. Она настежь распахнула дверь, а там стоял папа. Он был на свадьбе женихом, и пришёл раньше. Он очень хотел жениться на маме, и долго ждать ему было невтерпёж. Он стоял за дверью, и когда та распахнулась, папа упал навзничь и уронил вазу. Весь пол был сплошь залит водой. Но мама не рассердилась, ведь у нее был счастливый день!

Контрольный тест

Для применения правила «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс должен обладать целым комплексом знаний и умений. С целью их выявления целесообразно провести тестирование.

Первое задание - на знание частей речи и умение различать слова по этому признаку. Нужно определить, какое из слов является наречием:

  • рожь;
  • беречь;
  • настежь;
  • горяч.

Второе задание проверяет умение ставить мягкий знак на конце наречий после шипящих. Примеры слов:

1) настеж(?); 2) проч(?); 3) невтерпёж(?); 4) невмоч(?).

Третье задание - вставить слова в предложения. Это способствует развитию речи детей и помогает сформировать навык употребления наречий в собственной языковой деятельности:

  1. Я хватаю шляпу и бегу ________ из душных комнат.
  2. Стены были __________ увиты плющом.
  3. Окна в доме были _____________ открыты.
  4. Всадник понёсся ____________ по дороге.
  5. Скорей бы _________ кончился урок.
  6. Мне бегать и прыгать _____________.
  7. Я ударил противника _____________ и выиграл схватку.
  8. Его сестра собиралась _____________ за моего брата.
  9. Под напором волны я повалился ______________ .
  10. Не хватило________ несколько минут, чтобы стать победителем в забеге.

Четвёртое задание поможет обобщить умение правильно ставить мягкий знак на конце слов. Нужно вставить, где необходимо, мягкий знак в предложениях:

  1. Луна меж туч(?) несмело выглянула на миг, и снова скрылась проч(?).
  2. Луч(?) золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
  3. Песок Сахары жгуч(?), он беспощаден и горюч(?).
  4. Со свистом мимо наших крыш(?), как молния, пронёсся стриж(?).
  5. Наотмаш(?) ударило море волной бедный кораблик мой.
  6. Камыш(?) у бережка растёт, малыш(?) его для мамы рвёт.
  7. Дуб вырос высок и могуч(?), под ним сегодня много луж(?).
  8. Отца попросит доч(?) помоч(?), самой ей невмоч(?).
  9. С зарёю проч(?) уходит ноч(?).
  10. Карандаш(?) мой хорош(?), он нарисует мне чертёж(?).

Ответы на задания теста «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»

Ответ на первое задание:

  • настежь.

Ответ на второе задание:

1) настежь; 2) прочь; 3) невтерпёж; 4) невмочь.

Ответ на третье задание:

  1. Я хватаю шляпу и бегу прочь из душных комнат.
  2. Стены были сплошь увиты плющом.
  3. Окна в доме были настежь открыты.
  4. Всадник понёсся вскачь по дороге.
  5. Скорей бы уж кончился урок.
  6. Мне бегать и прыгать невтерпёж.
  7. Я ударил противника наотмашь и выиграл схватку.
  8. Его сестра собиралась замуж за моего брата.
  9. Под напором волны я повалился навзничь.
  10. Не хватило лишь несколько минут, чтобы стать победителем в забеге.

Ответ на четвёртое задание:

  1. Луна меж туч несмело выглянула на миг, и снова скрылась прочь.
  2. Луч золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
  3. Песок Сахары жгуч, он беспощаден и горюч.
  4. Со свистом мимо наших крыш, как молния, пронёсся стриж.
  5. Наотмашь ударило море волной бедный кораблик мой.
  6. Камыш у бережка растёт, малыш его для мамы рвёт.
  7. Дуб вырос высок и могуч, под ним сегодня много луж.
  8. Отца попросит дочь помочь, самой ей справиться невмочь.
  9. С зарёю прочь уходит ночь.
  10. Карандаш мой хорош, он нарисует мне чертёж.

Работа представляет собой конспект урока, проводимого в форме презентации. На уроке использованы игровые технологии как средства, обеспечивающие высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся. В процессе ознакомления с новым материалом проводится сопутствующее закрепление пройденного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Цели урока: познакомить учащихся с орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».

Задачи:

I.Образовательные:

1.Формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

2.Повторение орфограмм, связанных с написанием мягкого знака после шипящих в различных частях речи.

3.Повторение орфограмм, связанных с дефисным, слитным написанием наречий.

4.Употребление наречий в тексте.

5.Активизация словаря учащихся.

6.Повторение фразеологизмов.

II.Воспитательные:

1.Воспитание любви к русскому языку.

2.Формирование навыков контроля и самоконтроля.

3.Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

III.Развивающие:

1.Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

2.Развитие умения аргументировать, доказывать.

3.Расширение кругозора, познавательного интереса.

4.Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока:

1.На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

2.Таблица «Буква Ь после шипящих на конце слова».

3.Портрет Царя, Царевны, Царевича (работы учащихся).

4.Материал для самостоятельной работы.

5.СD-ROM «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.7 класс.»

6.Презентация урока.

Структура урока:

I.Организационный этап.(2мин.)

2.Тренировочные упражнения:

Б) Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.).

Д) Использование наречий в речи (3 мин.).

Е)Чтение «древней рукописи» (2 мин.)

3.Самостоятельная работа (3 мин.)

V.Подведение итогов урока, домашнее задание.(3 мин.)

I.Организационный этап. (2мин.)

Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы побываем в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в котором жил-был Царь. (Показать портрет Царя, нарисованный учащейся). Он очень любил свой язык, иногда сочинял стихи. Послушайте одно из них:

Открываешь настежь двери.

Прогоняешь скуку прочь.

Вскачь пускаешься и веришь,

Что напишешь всё точь- в – точь.

Так, как надо: вот шипящий,

Вот за ним есть настоящий,

Без подделки мягкий знак-

Без него нельзя никак.

Так в конце он засияет,

Что кому-то «пять» поставят.

Ребята, сегодня нам предстоит изучить новую тему: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». Найдите в данном стихотворении наречия с мягким знаком на конце после шипящих (настежь, прочь, вскачь, точь-в-точь). На уроке мы познакомимся с правописанием таких слов.

II.Этап проверки домашнего задания.(8 мин.)

Царь в тридевятом царстве, тридесятом государстве в свободное от чтения книг и сочинения стихов время любил ловить рыбу, да необычную. Сегодня нам придётся помочь Царю в этом деле. Проверяем домашнее задание. (Показать иллюстрацию). Вам необходимо поймать рыбу, положив её в ведро, где «Ь» написан и не написан «Ь». Объясните свой выбор. (Один из учеников объясняет правописание слова. Другие должны «поймать» рыбу на эту же орфограмму.)

Самостоятельно сформулируйте правила написания Ь после шипящих на конце слова.

(Во время проверки домашнего задания учащимися составляется таблица.)

Слова для «рыбной ловли».

1.Линюч, горяч, свеж, пахуч, хорош.

2.Дач, задач, туч, рощ.

3.Назначь, умножь, намажь.

4.Стричь, печь, жечь, уберечь.

5.Муж, пейзаж, камыш.

6.Мелочь, тишь, глушь.

7.Едешь, спишь, молчишь.

Когда пишется Ь после шипящих на конце имён существительных? (Ь пишется на конце имён существительных женского рода 3 склонения).

Когда пишется Ь на конце имён прилагательных и глаголов? (Ь пишется в неопределённой форме глагола, в окончании глаголов 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении. На конце имён прилагательных Ь не пишется.)

III.Объяснение нового материала.(5 мин.)

Молодцы, помогли столько много рыбы поймать на очень красивом озере, которое находится не так далеко от владений Царя. Но Царю пришлось спускаться с небольшой горы, а подниматься с тяжёлой ношей нелегко. И всегда, поднимаясь в гору, он вспоминает пословицу:

С горы вскачь, а в гору хоть плачь.

Объясните в данной пословице правописание слова «плачь». (Глагол повелительного наклонения, пишем Ь). В каком случае в данном слове не пишется Ь? (Если это будет существительное мужского рода.)

Скажите, ребята, какой частью речи является слово «вскачь»? (Наречие, обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?). Это слово содержит орфограмму, с которой мы должны познакомиться на уроке.

В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, нужно выучить любое из двух правил.

Первое. На конце наречий после шипящих пишется Ь, кроме трёх исключений: уж, замуж, невтерпёж. Предположим, нам надо решить, нужен или не нужен Ь на конце слова «вскачь». Мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений. Если нет – поставить Ь.

Рассуждение по второму правилу. Мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буквы Ш или Ч, то Ь нужен, если это буква Ж (кроме настежь), то не нужен.

Оба правила приводят к одному и тому же результату, давайте проверим.

IV.Закрепление нового материала:

1.Выполнение упражнения из учебника.(2 мин.)

- Ребята, сейчас мы выполним упражнение 263 на странице 120.

Найдите среди данных словосочетаний то, в котором есть наречие с лексическим значением

Распахнув совсем, до конца;

Целиком, без промежутков;

Скачками, очень быстро;

Стать чьей-нибудь женой;

Опрокинувшись на спину, вверх лицом;

Сильно размахнувшись.

Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.

Объясните орфограммы в словах мчатся (они), усыпано. Объясните лексическое значение слов «наотмашь» (сильно размахнувшись), «навзничь»(опрокинувшись на спину, вверх лицом ).

2.Тренировочные упражнения (18 мин.).

А) Запись слов в соответствующий столбик (5 мин.).

Царя дома с рыбалки ждала единственная дочь, которая выросла на его глазах и очень часто стала повторять отцу: «Уж, замуж, невтерпёж». (Показать портрет Царевны ). Он ждала приезда заморского Царевича, чтобы быстрее выйти за него замуж. Но Царь решил устроить Царевичу испытания, прежде чем тот станет мужем её дочери. Нам нужно будет помочь Царевичу, чтобы соединились любящие сердца.

Царевич отправил Царевне письмо, в котором сообщал о своём ближайшем приезде. Но Царь перепутал все конверты. Поможем Царевне разобрать конверты и прочитать письмо Царевича.

(Учащиеся заполняют таблицу в тетради).

Слова:

1.Тягуч, колюч, скрипуч.

2.Настежь, невмочь, уж, точь- в- точь.

3.Смерч, врач, брошь, полночь, сторож.

4.Срежь, уберечься, стеречь, удивляешь.

Ь пишется Ь не пишется

настежь тягуч

невмочь колюч

брошь скрипуч

полночь врач

срежь уж

стеречь смерч

точь-в-точь сторож

Б)Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.).

Молодцы. Справились с заданием. Помогли Царевне найти письмо Царевича. А в конверте оказалось ещё и такое вот стихотворение:

Ты мне снишься в несбыточном сне

про весенний Париж:

по-кошачьи сидишь на окне

и по-рыбьи молчишь.(М.Алексеева)

Объясните орфограммы в данном стихотворении: снишься, несбыточном, по-кошачьи, по-рыбьи, молчишь. Царевна прочитала письмо Царевича.

В) Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (2 мин.).

- Какое было настроение у Царя, вы можете узнать, отгадав изображённые на рисунке фразеологизмы, в которых есть наречия:

1.Волосы встают дыбом – становится невыносимо страшно.

2.Голова идёт кругом – кто-либо теряет способность соображать от множества дел, забот, переживаний.

4.Жить припеваючи – вести беззаботный образ жизни.

Г) Включение в предложение нужного по смыслу наречия (2 мин.).

Даже ночью Царю снились кошмарные сны.

Царю приснилось, что он был Дон- Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понёсся по царству. Ему было невтерпёж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь .

Вставьте в предложение нужное по смыслу наречие. Кто такой Дон-Кихот? (Дон-Кихот –фантазёр, оторванный от жизни, вступающий в борьбу с кажущимся злом, не сознающий, что борьба бесполезна). Несчастен тот, в ком нет крупицы от Дон-Кихота.

Какое из данных слов несвойственно литературной речи, является просторечным выражением? (Невтерпёж).

Д) Использование наречий в речи (2 мин).

Царь был грустным, выдавал Царевну замуж, она должна была уехать заграницу (иностранное государство, зарубежные страны). Какой частью речи является слово «заграницу»? (Наречие .) Царевич примчался в тридевятое царство, чтобы просить руки Царевны у её отца.

Давайте послушаем разговор Царя и Царевича. Двое учащихся читают диалог. На голове одного из них корона, у другого – сабля. Как называется разговор двух лиц? (Диалог)

Как живёте?

Нормально.

А с царством как?

Нормально.

Вы, говорят, болели простудой? Теперь всё в порядке?

Нормально.

Хорошо, значит?

Ну, я же говорю - нормально.

Странно вы говорите…

Почему? Нормально.

Вы считаете – нормально?

Нормально.

«Да-а,- грустно подумал я. – Странно…А ведь когда- то был вполне нормальный человек.» (А.Шибаев)

Что значит слово «нормально»? (Нормально: соответствующий норме, обычный; психически здоровый). Почему его нельзя использовать так, как в диалоге Царя и Царевича?

Е ) Чтение «древней рукописи» (2 мин.).

После данного разговора Царь подумал, что Царевич плохо владеет русским языком. Царь решил отдать Царевну за Царевича при одном условии: если тот сможет найти в задании строчку, в которой во всех словах не пишется Ь, и прочитать текст «древней рукописи». Поможем Царевичу справиться с этим заданием.

Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить Ь.

Мелестная девеж.. притясла комейный боромож..

Лусый морош.. увертал чуленую велоч..

Молодцы. Вот и сказке конец, а Царевич ведёт Царевну под венец. (Показать иллюстрацию).

3.Самостоятельная работа (2 мин.).

Найдите строчку, в которой все слова пишутся с Ь:

1.Извлеч.., багаж.., сплош.., отдаш..

2.Стереч.., кроиш.., врач.., навзнич..

3.Сжеч.., спешиш.., свеж.., вскач..

4.Сбереч.., несёш.., проч.., дрож..

V.Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.).

Поможет подвести итоги нашей работы на уроке тестирование на компьютере.

1.Какая часть речи в правиле написания Ь после шипящих имеет исключения? Наречие.

2.Какие согласные русского языка называются шипящими? Ш,Щ,Ч,Ж.

3.Почему в глаголах шипящая и Ь могут оказаться не на конце слова? Постфикс.

4.Сколько в русском языке частей речи, в которых на конце слова возможна шипящая? 6 частей речи: имя сущ., имя прил., глаг., нар., местоим., частица.

(Программа выставляет оценку учащимся).

И нет у нас иного достояния!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страдания,

Наш дар бессмертный – речь. (И.Бунин)

Дополнительно:

Развитие речи: подберите синонимы-наречия, оканчивающиеся на шипящие.

Очень быстро - вскачь.

Уйти в сторону - прочь.

Распахнуть - настежь.

Ударить с размаху – наотмашь.

Упасть вверх лицом – навзничь.

Открыть до конца – настежь.

Отсутствие терпения – невтерпёж.

Густо засыпать – сплошь.


Класс: 7

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква Ь на конце наречий и слов разных частей речи».

Знать: орфограммы «Буква Ь на конце существительных», «Буква Ь в глаголах неопределенной формы и повелительного наклонения», «Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую», « Буква Ь на конце наречий».

Уметь: правильно писать слова с указанными орфограммами.

Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения.

Оборудование: репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», карточки с разноуровневыми заданиями, плакат «Кто напрасно бежит за слоном?», выставка словарей, таблицы, карточки – части речи.

Ход урока.

1. Объяснение нового материала.

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой Ь. Вам известны своим правописанием слова ДОЧЬ, ЛУЧ, ЗНАЕШЬ, ОТРЕЖЬ, ГОРЯЧ. Но есть и внешне похожие на них НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, НЕВТЕРПЕЖ.

Слова какой части речи записаны на доске? (Наречия)

Докажите, что это наречия. (Неизменяемая часть речи,…)

Над какими буквами стоит опознавательный признак орфограммы *? (Над шипящими)

Используя предоставленные на доске слова, назовите тему сегодняшнего урока.

(МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ)

Запишите тему урока в тетради.

Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. Что за слова

НЕВТЕРПЕЖ? (Исключения)

Вместе читаем правило на доске.

Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ

Чтение правила в учебнике на стр. 117.

2. Работа с таблицей.

А теперь давайте вспомним все, что мы знаем о написании буквы Ь после шипящих. Перед вами лежат таблицы, заполните их известными вам правилами употребления буквы Ь после шипящих на конце слов разных частей речи. Проиллюстрируйте таблицы своими примерами.

(стр. 116 – 117, учебник)

Ь ПИШЕТСЯ

Ь НЕ ПИШЕТСЯ

3. Выборочный диктант (проверка д/з).

Дома у вас было творческое задание, вы должны были подобрать стихотворные строчки, в которых бы употреблялись слова с Ь на конце слов после шипящих. (сущ., гл., кр. прил.)

(Д/Р оформлена на альбомных листах – это творческое задание)

Например:

Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури –
Не одолев их бурной дури…
И спорить стало ей невмочь.
(А.Пушкин)

(Читают 5 учеников )

(Примеры с наречиями читает учитель)

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С.Есенин)

Родная природа
И врач и художник:
Когда человеку бывает невмочь,
Растет для него
Вдоль дорог подорожник,
Чтоб быть под рукой
И от боли помочь.
(А. Гребёнкин)

Его зарыли в шар земной.
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой
Без званий и наград
(С. Орлов)

Смолистые поленья сложены,
Как будто полнолуний ряд.
Мне слышно: кто-то дышит в логове,
Шарахается птица прочь.
(Е. Шевелева)

4. Игра «Кто напрасно бежит за слоном?» (устно)

Проанализируйте слова из списка и выясните, кто из «бегущих» не знает правил (на плакате нарисованы слон, лиса, заяц и мышь: надо найти слова с ошибками ).

Дети находят слова с ошибками, вспоминают правила правописания.

5. Работа с текстом по картине (работа с разноуровневыми карточками).

А теперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом (дети сами выбирают уровень сложности по своим способностям).

Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень» (рисунок №1). Давайте познакомимся с текстом (читают текст).

Докажите, что это текст.

Определите стиль текста (художественный).

Докажите своё мнение.

Работа с этимологическим словарём: НАСТЕЖЬ – на «стеж» («крюк») – буквально «на дверном крюке», то есть «открыто».

(с этимологическим словарём работает кто-то из ребят, это домашнее задание)

Подберите антонимы к слову НАСТЕЖ (застежка, застегивать).

«КОЛОКОЛЬЧИК»
Вставьте пропущенные буквы.

«ПОЛУОТКРЫТАЯ КНИГА»
Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните свой выбор.

«РАСКРЫТАЯ КНИГА»
Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (кр. прил.) Не пряч_тесь (гл.) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (кр.прил.) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ., Р.П., мн.ч.). Из- за туч_ (сущ., Р.П., мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ., м.р.). Ему невтерпеж_ (нар.) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р.П., мн.ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м.р.). Это не блаж_ (сущ. ж.р.). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м.р.), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч.) окна соседних дач_ (сущ. Р.П., мн.ч.)

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (_) Не пряч_тесь (_) от природы выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (_) снег проверьте скорость лыж_ (_). Из- за туч_ (_) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (_). Ему невтерпеж_ (_) растопить лед на скатах крыш_ (_) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (_). Это не блаж_ (_). Ведь весна уже не мираж_ (_), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (_) окна соседних дач_ (_)

Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не)пряч_тесь от природы выйд_те на улицу. Ощ_тите, как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из- за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть, как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ , а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна с_седних дач_ .

6. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами повторили тему «Мягкий знак после шипящих». Давайте подведём итог с помощью сигнальных карточек. Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.

В словах какой части речи после шипящих ВСЕГДА пишется Ь? (глагол)

В словах какой части речи после шипящих НИКОГДА не пишется Ь? (прилагательное)

В словах какой части речи после шипящих Ь пишется только в исключениях? (наречие)

В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа и падежа? (существительное)

К какой части речи относятся слова НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, ПРОЧЬ? (наречие)

7. Домашнее задание.

Дома выполняете № 191. Это творческий диктант. Вы должны будете дописать текст, используя слова с уже изученными орфограммами в наречиях.

8. Выставление отметок за урок.

Рисунок №1

Константин Федорович Юон «Конец зимы. Полдень»

2 МаршрутМаршрутМаршрутМаршрут Правило Опорный конспект Распределительный диктант 1 Распределительный диктант 2 Объяснительный диктант Лексическая работа 1 Лексическая работа 2 Творческая работа Комментированное письмо Аббревиатурный диктант Зрительный диктант Самостоятельная работа Контрольный диктант














9 Свеж?, сторож?, хорош?, проч?, обжеч?ся, прибираеш?ся, не мороч? голову, с плеч?, замуж?, сплош?, настеж?, навзнич?, наотмаш?, невтерпёж?, плющ?, замуж?, сплош?, плюш?, линюч?, пустош?, мимо дач?, трескуч?, из-за туч?, уж?(сущ.), уж?(нар.), полноч?, стрич?, ключ?, нареж?, ткач?, бреш?, пилиш?, горяч?, училищ?, обознач?те, чуш?, удач?, богач?, неуч?, с куч?, завуч?, живуч?, могуч?, жеч?, подстрич?ся, решиш?ся, среж?те, леч?, смаж?те, передач?, задач?. Объяснительный диктант












15 Издалек? пр?летевший скворец заглядывает в открытую настеж? дверь. Дача еще н?кем (не) занята. Скворцу невтерпеж? занять ее. Дно домика сплош? усыпа(н, нн)о пухом. Дача в хорошем месте: поблизости пруд. Есть и соседи. Сообща ле?че гнать проч? ворон. Лиш? подумал об этом, а вороны летят к домику. Но дружная семья соседей (не) допустила н?кого к домику скворца. Комментирование


16 Издалека прилетевший скворец заглядывает в летное отверстие, словно в открытую настежь дверь. Дача еще никем не занята. Скворцу невтерпеж занять ее. Дно домика сплошь усыпано пухом. Дача в хорошем месте: поблизости пруд. Есть и соседи. Сообща легче гнать прочь ворон. Лишь подумал об этом, а вороны летят к домику. Но дружная семья соседей не допустила никого к домику скворца. Проверка






19 Мелькнуло солнце из-за туч?, И был горяч? последний луч?. Стал вечер ясен и хорош?. Чуть-чуть заметна листьев дрож?. Бил под горой студеный ключ?. Цвел ландыш?, нежен и пахуч?. Вдруг вышел на поляну еж. Спросить его мне невтерпеж?: «Кому спешиш? ты, еж?, помоч?..» Зрительный диктант


20 Мелькнуло солнце из-за туч_, И был горяч_ последний луч_. Стал вечер ясен и хорош_. Чуть-чуть заметна листьев дрож ь. Бил под горой студеный ключ_. Цвел ландыш_, нежен и пахуч_. Вдруг вышел на поляну еж_. Спросить его мне невтерпеж_: «Кому спе шишь ты, еж_, помочь?..» Проверка


21 1 вариант. Вскач? умчаться, гора с плеч?, грезиш? и мечтаеш?, иш? ты, наотмаш? удариш?, проч? от пожарищ?, уж? смерклось, устроиш?ся в экипаж?. 2 вариант. Выйдеш? замуж, залеч? обоч?, назнач?те вернисаж?, не хватает пастбищ?, расстроиш?ся от неудач?, становится невмоч?, упасть навзнич?, щелоч? Прольеш?, как биш? его? 3 вариант. Блестящ?, вручаеш? брош?, испеч? кулич?, настеж? отворяеш?, невмоч? стереч?, невтерпеж? дожидаться, роскош? не утаиш?, спряч?те ключ?. Самостоятельная работа


22 Расставьте знаки, объясните правописание Ь. Черныш? лёг навзнич? подставил обетре/н,нн/ое лицо под пр?ятные удары дождевых кап?ль. Двери комнаты были открыты /на/стеж? Обе собаки разом поднялись с судорожным лаем ринулись проч? от коня и?чезли в темн?те. Он изо всей силы /на/отмаш? ударил рукой лош.дь по крупу она пов?рнулась и брос?лась /в/скач? назад. Контрольный диктант

На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак : вскачь , наотмашь , настежь . Исключения : уж, замуж, невтерпёж.

2. Буквы а, о на конце наречий

Почему надо писать слева , но налево ? Правило очень простое: написание букв а и о на конце наречий зависит от приставки.

3. Частицы не- и ни- в отрицательных наречиях

Частицы не- и ни- в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно .

Под ударением пишется не- : не́ где, не́ куда, не́ когда, не́ откуда .

Без ударения пишется ни- : ни гд е́, ни кудá, ни когдá, ни откуда .

4. Дефисное написание наречий:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

№54 Выпишите из предложений только наречия.

1. Лошадь сразу пошла вскачь.

2. Было далеко за полночь.

3. Утром она распахнула настежь окно.

4. Чёрные тучи, сплошь покрывшие небо, тихо сеяли мелкий дождь.

5. Мимо прошёл последний вагон, и поезд покатился прочь.

6. Уж небо осенью дышало.

7. Терпели целый месяц его выходки, а потом стало невтерпёж.

8. Он споткнулся о камень и упал навзничь.

№55 Перепишите наречия в два столбика, выделите приставки.

На конце пишем -а На конце пишем -о

Налев…, направ…, слев…, издавн…, снов…, надолг…, запрост…, сызнов…, досыт…, изредк…, вправ…, влев…, засветл…, дотемн…, справ…

№56 Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Поставьте ударение в наречиях.

1. (не, ни)где (не)увид..л;

2. (не, ни)где встретит…ся;

3. (не, ни)куда пойти;

4. (не, ни)куда (не)пошёл;

5. (не, ни)когда (не)узнаеш…;

6. (не, ни)когда мне с вами разговаривать.

№57 Выпишите в один столбик словосочетания с наречиями, в другой

– с прилагательными. Обратите внимание на разницу в написании.

1. пахнет (по)весеннему – (по)весеннему льду;

2. (по)вашему совету – пусть будет (по)вашему;

3. (по)старинному преданию – одет (по)старинному;

4. соглашайтесь (по)хорошему – (по)хорошему покрытию;

5. по(летнему) расписанию – одет (по)летнему;

6. сделал (по)своему – (по)своему проекту;

7. (по)моему мнению – всё равно будет (по)моему.

Тема 13

Частицы

Частица – это служебная часть речи, которая передаёт оттенки значений и служит для образования форм слова.

Частицы делятся на три группы:

1. Смысловые (ли, разве, неужели, даже, именно, лишь, только, всё-таки, вон, вот, как раз, почти, хоть, едва ли, вряд ли ).

2. Формообразующие (бы, пусть, пускай, давай ).

3. Отрицательные (не, ни ).

Правила написания частиц:

Раздельно пишутся частицы бы (б), же, ли (ль) : посмотрел бы , смотри же , не поздно ли .

Через дефис пишутся частицы то, ка, таки (после глаголов и наречий): Яблок-то ! Посмотри-ка ! Придумал-таки !

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

№58 Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

Сидел я как(то) в воскресенье дома. Делать что(либо) мне было лень, и я подумал: «А схожу(ка) я к своему пр…ятелю Борьк…». Он хвалился, что ему отец купил(таки) компьютерную игру, но дальше треть… ур…вня ещё (не, ни)кто (не)проходил, а их там (аж)двенадцать. (Не)уже(ли) и я (не)доберусь хотя(бы) до десятого? За…вился я к Борьке будто(бы) с задачей разобрат…ся, а сам (не)взначай к компьютеру подошёл. Борька(таки) (не)выд…ржал и тут(же) начал про свою новую игру рассказывать. А я ему: «Позвольте(ка) взглянуть!» Пр…сидели мы с ним часов пять. Всё(таки) не наврал пр…ятель – дальше третьего ур…вня (так)и (не) добрались!

Раздел IV

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Вы говорите с приятелем, спорите с ним или спрашиваете о чем-нибудь. Свои мысли вы превращаете в предложения. Интонацией вы передаёте паузы, возмущение, вопрос. На письме интонация заменяется знаками препинания: пауза – запятая, тире или точка, возмущение – восклицательный знак, вопрос – вопросительный знак:

- Так ты женат! Не знал я ране! Давно ли?

- Около двух лет.

- На ком?

- На Лариной.

- Татьяне!

- Ты ей знаком?

- Я им сосед.

- О, так пойдём же.

(Кстати, из какого литературного произведения этот отрывок?)

Синтаксис (от греческого syntakxis – составляю ) – раздел грамматики, изучающий предложение и текст.

Пунктуация (от латинского punktum – точка ) – это система знаков препинания и правил их употребления.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...