Коллективное сознание кто ввел термин. Коллективное сознание

Фрагмент конспекта Второго Уровня по теме «Судьба мироздания в натяжении между звуком и обонянием»:

Мы то, как мы себя проявляем. Ощущая собственную единственность, мы противоречим целому. А если реализуем себя среди людей, то не противоречим виду. Надо учиться этому. Начать хотя бы с эмоционального сопереживания ближнему.

Либо мы сами выбираем ощущать себя частью вида, либо нас подталкивают: утратами, страданием, в щадящем режиме. Всегда есть свобода пойти не из-под кнута (страдания), а проявить себя своим выбором. Природа нас сохраняет. Мы не понимаем природу, а пора уже ее понимать!

Все, что мы можем сделать – это максимально себя наружу. Свобода выбора – это реализация своих желаний не на благо одной своей эгоистичной частности, а на благо целого человеческого вида. Мы то, как мы себя проявляем. Мы самостоятельно создаем действия. От наших действий зависит наша судьба.

Сейчас нами безошибочно живет коллективное бессознательное. Нам не дают коллективного сознания, чтобы не натворили плохого. Нельзя маленькому ребенку давать силы, как у папы. Такое натворим! Потому сознание индивидуальное, и оно ошибочное. У нас возникают проблемы, потому что каждое индивидуальное сознание имеет собственное противоречие коллективному бессознательному.

Ребенок чувствует страдание, когда мама заботится, чтобы он не заболел, и не дает есть мороженое на морозе. Так и мы проходим этап взросления человечества, не понимая, что может навредить нам. И природа не дает нам это сделать, сохраняет нас.

Зла не создано. Кнут – это нехватка пряника. Наши страдания обусловлены исключительно нашими действиями. Природой создано равновесие, а все плохое приносим мы сами, когда в силу ошибочного индивидуального сознания вступаем в противоречие с интересами вида.

Своим сознанием необходимо вписываться в развитие вида, а не противоречить ему. Максимально проявлять себя среди других людей. Важно понимать, что мы ничего не можем делать только для себя. Реализация бывает исключительно среди других людей. Даже если я гениальный художник, но никто этого никогда не увидел, я не реализованный человек.

Телом мы не можем ощутить целостности вида, душой можем. Это делается осознанием, сосредоточением на другом. Переходя в уретральную фазу, мы начнем коллективно приобретать некоторые элементы коллективного сознания. Дальше оно будет расширяться. Единство мысли. Коллективное решение. Коллективное сознание.

– это сознательное включение другого в себя через осознание его психической природы.

Возможность распознавания внутренних психических особенностей другого человека – это то, что дает нам системно-векторная психология. Включая психическое другого в себя, мы теряем ощущение собственной единственности. И точно так же, как мы неспособны навредить себе, мы становимся неспособными навредить ему, потому что он включен в нас. Он – это не он, он это часть меня, которой я не могу навредить, потому что я создан таким, что не могу навредить себе.

Наша судьба не зависит от мамы, папы и плохих соседей. Мы живем одной жизнью. Во времена, когда стала возможна свобода выбора…

Продолжение конспекта на форуме:

Объемное понимание этой и других тем складывается на полном устном тренинге по системно-векторной психологии

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Существование индивидуального, т.е. свойственного человеческой отедельной личности сознательного и бессознательного, ощутимо и более или менее понятно каждому человеку. Многие согласятся с существованием коллективного сознательного - «общественного сознания» в привычной марксистской терминологии - под которым понимается вся совокупность информации в обществе, осознаваемой всем множеством людей. Сложнее обстоит дело с восприятием и осознанием кем либо из индивидов факта объективного существования коллективного бессознательного, а тем более смысла несомой им информации, поскольку каждый из людей - несет в своей психике только какую-то весьма малую долю коллективного сознательного и бессознательного.

Тем не менее, всякое множество людей (толпа и народ в том числе) несет в себе коллективное сознательное и бессознательное и управляется им. По существу несет в себе информационные модули определенного смысла, распределенные своими различными фрагментами по иерархически организованной психике каждого из множества разных людей, а эти модули предопределяют процесс самоуправления коллектива, поскольку людям во множестве свойственна общность, во-первых, культуры, а во-вторых, по характеристикам их биополей. То есть информационный обмен, являющийся существом процессов управления и самоуправления, в обществе носит как минимум двухуровневый характер: биополевой и через средства культуры (виды искусств, средства массовой информации, науку и образование).

Коллективное сознательное и бессознательное в таком его понимании, как объективного информационного процесса, поддается целенаправленному сканированию и анализу, поскольку обрывки информационных модулей так или иначе находят свое выражение в произведениях культуры разного рода: от газетно-туалетной публицистики, до фундаментальных научных монографий, понятных только самим их авторам и нескольким их коллегам. Один человек или аналитическая группа в состоянии систематически сканировать (по-русски - просматривать) множества публикаций и высказываний разных людей по разным вопросам, выбирая из них фрагменты функционально-целостных информационных модулей, принадлежащих коллективному сознательному и бессознательному. В такого рода перекачке информации из коллективного бессознательного в индивидуальное и коллективное сознательное - одна из множества сторон процесса общественной жизни, развития в обществе культуры - овеществленной и духовной. Если этот процесс протекает устойчиво и бесконфликтно между сознательным и бессознательным (как индивидуальным, так и коллективным), то это можно назвать устойчивым развитием .



После анализа состояния коллективного сознательного и бессознательного, на него возможно оказать воздействие в субъективно избранном направлении его изменения, преследуя определенные цели, если сгрузить в него информацию, объективно соответствующую, во-первых, целям и во-вторых, информационному состоянию общества. Такое воздействие может быть произведено вопреки долговременным жизненным интересам большинства; вопреки тому, как большинство понимает и выражает свои жизненные интересы; но сделать это возможно, если люди не умеют, а главное и не желают , защитить свое коллективное поведение от своего же коллективного сознательного и бессознательного, и агрессивного воздействия на него сторонних сил.

Коллективное бессознательное и сознательное, если признавать объективность информации, - своего рода информационное домино. Каждая мысль, в большинстве её выражений имеет начало и конец. Перед нею может встать иная мысль, которую первая объективно будет продолжать; но может найтись и мысль, продолжающая первую. И каждая из них может принадлежать разным людям. И есть некий “информационный магнетизм”, о природе которого мы в этой работе говорить не будем, но вследствие которого, как и в настольном домино, в информационном домино коллективного сознательного и бессознательного есть возможные и невозможные соответствия завершений и начал мыслей. Отличие только в том, что возможные соответствия “завершение информационного модуля - продолжение его иным информационным модулем” в информационном домино не однозначно. Но кроме того неоднозначность продолжений в информационном домино вызвана и тем, что в этом сплетении мыслей и их обрывков участвует множество людей одновременно, оттесняя своими мыслями мысли других. Но в отличие от настольного домино, где определенная по составу группа игроков плетет только одну информационную цепь, в коллективном сознательном и бессознательном плетется множество информационных выкладок одновременно как из завершенных мыслей, так и из обрывочных, порождаемых разными людьми на уровне биополевой общности и на уровне средств культуры.

Какие-то информационные выкладки могут замкнуться концом на свое же начало, иллюстрацией чего является известное многим повествование: «У попа была собака. Он её любил. Она съела кусок мяса - он её убил, вырыл яму, закопал, крест поставил, написал: “У попа была собака... и т.д.”». Если так построенное кольцо недоброй информационной выкладки коллективного сознательного и бессознательного устойчиво, то оно может работать в режиме нескончаемых кругов ада.

Всякое кольцо информационной выкладки может поддерживаться относительно немногочисленным подмножеством людей, и процессы в нем происходящие не способны увлечь остальное большинство, если в него нет открытых входов для завершений чужих мыслей и открытых окончаний ему свойственных, к которым могли бы пристроиться сторонние начала мыслей и завершения. Либо же открытые входы-выходы есть, но в информационной среде общества отсутствуют необходимые проставочные информационные модули (информационные мосты меж данным информационным кольцом-цепью и другими иерархически взаимовложенными информационными кольцами), которые могли бы соединить открытые входы-выходы со всеми прочими информационными выкладками коллективного сознательного и бессознательного.

Именно по этой причине заглохли демократизаторские преобразования в России: узок круг демократизаторов; страшно далеки они от пахарей, рабочих и прочих работящих, которым нет до демократизаторов конкретного дела; и варятся демократизаторы в собственном соку и грызутся между собой...

Узок и круг нацистов в России... И им - только на символике да на не переосмысленных идеях, некогда внедренных в чужое государство, разгромленное прошлыми поколениями россиян, - не объединиться с пахарями, рабочими и прочими работящими.

Но может случиться так, что какая-то информационная выкладка, поддерживаемая также весьма небольшим числом людей, содержит в себе множество завершений собственных, открытых для присоединения чужих начал, и ответных продолжений чужих завершенных мыслей и их обрывков (аналогом этого в настольном домино являются кости-дуплеты, лежащие поперек цепи костяшек). Такая информационная выкладка может замкнуть на себя каждодневную деятельность почти всего общества. И направленность общественного развития, свойственная такого рода выкладке информационных модулей в коллективном сознательном и бессознательном, определит дальнейшую жизнь общества. Вне этого процесса останутся разве что те, кто поддерживает кольцевые информационные кандалы для самих себя, в которые нет открытых входов, и из которых нет открытых выходов для завершений и начал мыслей остального большинства людей.

Может случиться так, что в какой-то информационной выкладке есть разрыв и не достает всего лишь одного доброго слова, чтобы она стала благоносной программой управления общественным развитием со стороны коллективного бессознательного или сознательного.

Но может случиться и так, что одного неосторожного обрывка мысли достаточно, чтобы в коллективном бессознательном и сознательном заполнить разрыв в какой-то информационной выкладке, и тем самым дать старт действию какой-то программы общественного самоуправления, которая способна уничтожить плоды многих тысячелетий развития культуры.

Поэтому, памятуя об информационном домино коллективного сознательного и бессознательного, его управляющем воздействии на течение событий, человеку должно быть аккуратным даже в собственных обрывках сонных мыслей, а не то что в мысленных монологах перед своим «Я» или в громогласной работе на публику в кампании друзей или в средствах массовой информации.

Если не ходить вокруг, да около, то духовная культура общества - это культура формирования информационных выкладок в коллективном сознательном и бессознательном. Какова культура - такова и жизнь общества. Нынешнее состояние России и история её последних нескольких столетий при таком взгляде говорит о господстве в повседневности крайне извращенной и загрязненной духовной культуры. Впрочем, это относится и к остальным модификациям толпо-”элитарной” культуры в ближнем и дальнем зарубежье, хотя там иная проблематика. Кто не согласен с этим утверждением о реальной духовности России, пусть опровергнет слова апостола Павла: «И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.» Реальное состояние страны не отрицает хранимых ею высоких идеалов нравственности и зерен истинной духовности под грудой мусора и извращений, но является выражением распущенности, беззаботности и безответственности при известных высоких идеалах и притязаниях осуществить их в жизни.

Коллективное сознательное и бессознательное иерархически организовано: от семьи и группы сотрудников на работе до наций и человечества в целом. Эта иерархическая организованность имеет место в системе объемлющих взаимных вложений, каждомоментно меняющих свою структуру и иерархичность. Это подобно матрешке, но отличие от реальной матрешки в том, что, если вскрыть самую маленькую “матрешку” в коллективном сознательном и бессознательном, то в ней может оказаться любая из её объемлющих больших со всеми другими, поскольку человек - часть Мироздания, отражающая в себя всю Объективную Реальность в её полноте и целостности.

Возможно, что кто-то, после прочтения работ классиков западного психоанализа конца XIX - первой половины ХХ века, задастся вопросом, а следует ли отходить от их воззрений на коллективное и индивидуальное сознательное и бессознательное, как разгула стихии эмоций и инстинктов в поведении отдельных людей и их множеств?

При ответе на этот вопрос следует иметь в виду, что отказ от понятийного и терминологического аппарата, свойственного традиционным школам психологии, совершен не вследствие воинствующего невежества, встревающего со своим мнением в дискуссию профессионалов.

Во-первых, “эмоциональные оценки” - по их существу примитивизированные отражения на уровень сознания больших по объему информационных модулей, свойственных иным, информационно более мощным уровням психики, которые просто не вмещаются в сознание как целостность в темпе течения событий, и которые тем не менее несут определенный смысл и предопределяют направленность поведения на их основе. Поскольку инстинкты и эмоции в конечном итоге это - определенная информация, лежащая в основе поведения человека и множеств людей, то сохранение эмоционально-инстинктивной терминологии при обсуждении коллективного сознательного и бессознательного это - молчаливое уклонение от вопроса о смысле управленческой информации, на основе которой оно воздействет на общество.

Во-вторых, классические школы психологии, рассматривающие общественные процессы исходя из вопроса о воздействии на их течение коллективного сознательного и бессознательного, сформировались до того, как в жизни глобальной цивилизации произошло одно важное качественное изменение. Оно прошло вне их поля зрения и понимания, поэтому попытка понять и предвидеть общественные процессы в современности на основе взглядов классиков психологии и психоанализа, выраженных в конце XIX - первой половине ХХ века - предопределенно обречена на ошибочные выводы.

Дело в том, что все прикладные психологические тесты, построенные на основе воззрений классических психологических школ, не учитывают объективно свершившегося изменения соотношения эталонных частот биологического и социального времени, которое произошло во второй половине ХХ века, и в результате чего общество обрело новые свойства. Эти новые свойства возникают именно под давлением изменившегося соотношения эталонных частот биологического и социального времени, вследствие чего меняется мотивация и логика поведения множества людей. Соответственно, прежние психологические тесты оказываются не чувствительными ко многим общественно опасным психологическим явлениям, но на их основе выдаются ошибочные рекомендации, прежде всего в области подбора и расстановки кадров.

С проблематикой коллективного сознательного и бессознательного связана еще одна сторона функционирования информационных систем. Из теории управления известно, что в функционировании больших информационных систем проявляется взаимная дополнительность 1) принципов, реализующихся в них по провозглашению (это определено непосредственно так...), и 2) принципов, реализующихся в них же по умолчанию (это - само собой разумеется, и хотя определённо не провозглашено, но введено опосредованно и определено, через объективные причинно-следственные обусловленности существования системы в окружающей её среде).

При этом возможны системы, представляющие собой своего рода “троянского коня”: провозглашаемые при их построении принципы в реальном их функционировании подавляются принципами, введенными в них же по умолчанию и не провозглашенными прямо: они “само собой разумеются”, но... по-разному создателями системы и ее потребителями.

В силу ограниченной информационной емкости носителей и ограниченной мощности средств передачи и обработки информации невозможно построить информационную систему, в которой бы не было информации, введенной в неё по разного рода умолчаниям. Заказчик любой системы должен это понимать и позаботиться о том, чтобы система умолчаний, принятая разработчиком не противоречила “само собой разумению” заказчика.

Человеческое общество в своем историческом развитии представляет собой также систему, информационным процессам в которой свойственна взаимная дополнительность информации по оглашению и информации по умолчанию. Причем взаимное соответствие информации по умолчанию и информации по оглашению в суперсистемах, к классу которых принадлежит общество, определено не однозначно, а множественно и описывается ста­ти­с­тическими закономерностями.

Но распределение информационного обеспечения самоуправления общества по категориям “умолчания” и “оглашения” в человеческом обществе определяют взаимоотношения коллективного сознательного, в которое попадают все оглашения, и коллективного бессознательного, в которое попадают все умолчания, а многие оглашения проявляют себя не однозначно, попадая в те или иные информационные выкладки.

Кроме того следует иметь в виду, что как в психике каждого человека существует внелингвистический уровень обработки информации в неких субъективных образах, так и в коллективном сознателльном и бессознательном также существует внелингвистический уровень, также принадлежащий к умолчаниям и управляющий оглашениями.

В наши дни истории о нейропротезах для людей редко заставят кого-либо поднять брови от изумления. Широко известно, что люди могут управлять машинами при помощи мозговых импульсов. Этот факт давно не является новостью: почти десятилетие назад было обнаружено, что обезьяна может кормить себя, используя роботизированную руку и силу позитивного мышления.

Нейрокомпьютерный интерфейс, или интерфейс «мозг-компьютер» (brain-computer interface), стал привычным явлением, начиная от его применения в технологиях протезирования глаз и компьютерных играх (его внедряют многие разработчки, Emotiv и NeuroSky — это, пожалуй, наиболее известные примеры, в которых действия контролируются силой сознания) и заканчивая такими новинками рынка, как электронные кошачьи ушки, которые крепятся на голове и могут передавать эмоции за счет получаемых мозговых импульсов.

Но мы продвинулись дальше простых команд, отдаваемых машинам. Сегодня мы используем сами машины, чтобы соединять сознание разных людей. В прошлом году команда европейских нейробиологов, возглавляемая Карлесом Грау из Барселонского университета, сообщила об опыте, скажем так, телепатии через электронные письма.

Записанные мозговые импульсы находившегося в Индии человека, который мысленно произнес приветствие, были отправлены электронной почтой в Испанию и Францию, где они были расшифрованы и внедрены в сознание получателей (в мозгу сигналы были восприняты как вспышки света).

Это исследование подводит нас к порогу обмена информацией напрямую от мозга одного человека к мозгу другого. Провозглашает ли это открытие гибель индивидуального сознания?

Коллективный разум — реальность или вымысел?

Возможно, вы слышали об эксперименте, посвященном коллективному разуму (hive mind) и проводившемся в одной из лабораторий Университета Дьюка в Северной Каролине, США, в течение зимы 2013 года. Мигель Паис-Вьейра и его коллеги соединили мозг двух крыс. Сигнал подавался в мозг одной из мышей, а на рычаг давила вторая. Заголовки прессы после опубликованных отчетов вызвали к жизни образы, в которых одно сознание устанавливает контакт с другим и за счет этого управляет двигательной системой, наподобие того, как это происходит при синдроме чужой руки.

Конечно, фантазия журналистов порой выходит за рамки реальности. Если подробнее изучить тему, можно прочитать, что реагирующая на импульс крыса была заранее натренирована нажимать рычаг при получении малейшего сигнала в двигательную область коры головного мозга (подобно тому, как она могла бы реагировать на мигание света, например). Так что слишком рано говорить о коллективном разуме. Да, это был шаг вперед, но нельзя заявлять о том, что вы являетесь частью известного в определенных кругах «Коллектива Борга» только потому, что вы почувствовали некий импульс внутри.

И, тем не менее, недавно исследователь Раджейш Рау из Центра анализа сенсорно-двигательной и нейронной активности Вашингтонского университета представил доказательства существования практически реальной сети по управлению сознанием. В отличие от Паис-Вьейра, свою сеть он составил из людей. Один из участников эксперимента мысленно отдавал команду, а затем отправлял ее «вовне». Другой участник реагировал нажатием кнопки, хотя сам он в этот момент не имел подобного намерения. Здесь мы уже говорим о чем-то более существенном.

В лаборатории Беркли штата Калифорния, США, создали робота, который может считывать элементы объемного изображения, или воксели, со зрительной коры головного мозга человека и определять, на что вы смотрите, основываясь только на вашей мозговой активности. Один из создателей робота Кендрик Кей предположил еще в 2008 году, что когда-нибудь мы сможем считывать чужие мечты (что должно побудить нас как следует осмыслить возможные противоречия, связанные с безопасностью частной жизни, которые могут возникнуть, если этот сценарий станет правдой). Он рассчитывал, что в лучшем случае это произойдет спустя несколько десятилетий, однако уже через 4 года компьютер в одной из японских лабораторий смог рассказать содержание гипнагогических галлюцинаций (hypnagogic hallucinations), возникающих перед засыпанием (по сути, в стадии так называемого «быстрого сна», характеризующегося движением глазных яблок). Степень точности при этом составила 60%, данные поступали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии.

Когда закон Мура настолько сокращает время воплощения предсказаний экспертов, впору задуматься о том, к чему это приведет. Каковы возможные последствия технологии, которая приближается к созданию коллективного сознания?

Но что вообще такое сознание?

Было бы гораздо легче ответить на данный вопрос, если бы кто-нибудь знал, что такое сознание — при этом недостатка в теориях нет. Нейробиолог Джулио Тонони из Висконсинского университета в Мэдисоне утверждает, что сознание отражает интеграцию распределенных функций мозга. Согласно модели Исекиеля Морселла из Университета штата в Сан-Франциско, сознание служит связующим звеном между противоречивыми командами двигательной системы. Панпсихический взгляд относит его к основным свойствам материи — таким как заряд или масса. Согласно данному воззрению, наш мозг не столько генерирует идеи и образы, сколько отфильтровывает их из эфира, выступая в качестве некоего органического уловителя духовных импульсов. Звезда нейробиологической науки В.С. Рамачандран (Калифорнийский университет, Сан-Диего, США) в своем определении ссылается на зеркальные нейроны, а ученый Майкл Грациано, представляющий Принстонский университет, описывает сознание как эмпирическую карту.

Все эти ученые в чем-то разыгрывают нас. Их модели — неважно, насколько они близки к истине, — описывают процесс обработки информации, а не суть сознания. Не существует великой тайны разума. Легко понять, что естественный отбор вызвал к существованию гибкую способность решать задачи, придал приоритетность так называемому «сенсорному входу» (способности интерпретировать данные, поступающие через органы чувств), наделил восприимчивостью к важной информации (или вниманием ).

Но почему человек обрел самосознание?

Если права физика, утверждающая, что все в конечном итоге приходит к материи, энергии и цифрам, то любая удовлетворительная копия предмета может воплощать характеристики этого предмета. Тогда человек разумный мог бы произойти от любой физической структуры, повторяющей ключевые свойства мозга.

Тем не мене, сегодня мы как никогда близки к ответу на данный вопрос. SyNAPSE — детище объединенных усилий Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA) и IT-индустрия — уже сейчас работает над созданием материальной копии человеческого мозга. Планируется, что он начнет функционировать к 2019 году, хотя, может быть, лучше сказать «придет в сознание».

И опять-таки, если согласиться с физикой, мы не должны существовать. Мы можем наблюдать, как перемещаются ионы по синапсу, следуя за нервными импульсами от макушки до кончиков пальцев на ногах, но ничто в этих процессах не приводит к умозаключению о возникновении субъективного самосознания. Физика описывает нас как мир наделенных интеллектом зомби, которые делают все то же, что и мы, за исключением осознания того, что они это делают. Вот и все чем мы должны были бы быть, согласно физике, — ни больше и ни меньше: мясо и мыслительные процессы. Но каким-то образом мясо обрело самосознание. Как же все это произошло?!

Все, что мы можем получить, опираясь на принципы физики, — это лишь аналоги человека разумного, нейронные колебания, сопутствующие сознательному состоянию. В человеке, по крайней мере, сознание появляется, когда группа подкорковых структур — мозговой ствол, таламус, гипоталамус, передняя поясная кора — сообщаются с лобными долями мозга. Ключ во взаимодействии. Нейроны во всех этих удаленных областях должны работать синхронно, необходимо наличие координированных отношений «запрос-ответ» с задержкой сигнала не более 400 миллисекунд. Тонони использует это понимание для выведения метрики интеграции, которой он дал имя ɸ. Она создана не просто для того, чтобы обнаружить сознание, но для того, чтобы измерить его численно, маркировать его строгой цифрой на уровне самосознания, мерцающего во всем, от круглых червей до людей.

Если действительно все можно будет подвести к нейронной интеграции, если можно будет измерить степень того, насколько самосознание присутствует даже на таком первичном уровне, как ганглии круглых червей, тогда откроется возможность реального изучения архитектуры наделенного сознанием мозга. Такова, по крайней мере, позиция так называемой «Кембриджской декларации», провозглашенной в 2012 году на конференции памяти Френсиса Крика по сознанию человека и животных.

Подписавшие его — «группа когнитивных неврологов, нейрофармакологов, нейрофизиологов, нейроанатомов и специалистов по численному моделированию нервных процессов» — приписывают наличие самосознания широкому многообразию биологических видов, помимо человека.

Трудно определить, насколько серьезно следует это воспринимать. Нельзя сказать, что выводы этих ученых немыслимы — многие из нас верят, что люди недооценивают когнитивную сложность других созданий, — но невозможно и признать, что декларация анонсирует результаты какого-либо основополагающего эксперимента, раз и навсегда ставящего точку в данном вопросе. Скорее, это выглядит так, будто подписавшиеся собрались вместе и за кружечкой пива решили поднятием рук проголосовать за то, следует или нет официально принять обезьянок бонобо в Клуб Премудрых. (Что добавляет сомнительности всей этой истории, так это шумиха, поднятая вокруг декларации, которую подписывали, как подчеркивается, «в присутствии Стивена Хокинга», хотя сам он не является нейробиологом, да и декларацию не подписывал.)

И, тем не менее, мы говорим о целой плеяде выдающихся нейробиологов, наименее признанный из которых в любом случае будет более квалифицирован в данном вопросе, чем многие из нас. Одна из точек зрения, которые они отстаивают, утверждает, что самосознание не зависит от определенных структур мозга. Декларация наделяет «уровнем сознания, близким к человеческому» попугаев, у которых отсутствует новая кора, и осьминогов (чей мозг представляет собой по сути нечто вроде бублика из нейронов, опоясывающих пищевод, — у него нет никакого анатомического сходства с человеческим мозгом). Многокомпонентная неврологическая система , вот, что определяет сознание, настаивают они. Системная плата может принять любую форму, если она имеет достаточно синапсов в своей системе.

Как устроена наша личность?

Все это, однако, лишь преамбула, подводящая нас к вопросу, озвученному ранее: какими будут последствия применения технологии, способной соединять воедино сознание разных людей, что, пусть даже только в теории, рождает возможность существования коллективного разума? В действительности, вы знаете об этом больше, чем можете предположить.

Вы и есть коллективный разум. И всегда им были.

То, что вы воспринимаете как «я », находится между двумя полушариями головного мозга, соединенными мозолистым телом, большой мясистой трубкой, состоящей из более 200 миллионов аксонов. Допустим, вы возьмете мясницкий нож и разрубите его прямо посередине. (Между прочим, это не только гипотетический эксперимент: рассечение мозолистого тела — это последнее средство против крайних проявлений эпилепсии.) В результате такого жестокого разделения, каждое полушарие стало бы существовать само по себе. Каждое из них выработало бы собственный вкус в одежде, музыке, имело бы свое религиозное убеждение.

Рамачандран приводит пример пациента с разделенным мозгом, у которого одно полушарие придерживалось христианства, а второе — атеистических воззрений. Вы, возможно, знаете о синдроме чужой руки (Alien Hand Syndrome) или слышали о фильме «Доктор Стрейнджлав»: одной рукой вы надеваете рубашку, а вторая пытается сорвать ее. Вы берете любимую ручку, а ваша «злая» рука отбрасывает ее и берется за маркер.

Рука эта теперь не ваша, конечно. Она принадлежит тому другому «я» , что живет напротив — тому, что было частью вас до разделения.

Вы все еще говорите друг с другом. Между вами еще теплится какая-то дружба. Даже если мозолистое тело разделено, полушария все еще могут сообщаться через ствол головного мозга. Правда, этот путь длиннее, а канал связи меньше. Сравните, например, dial-up и широкополосную сеть. Основными переменными величинами так же будут время ожидания и пропускная способность. Если мозолистое тело нетронуто, сигналы проходят в обоих направлениях достаточно быстро для того, чтобы система действовала как единое целое, чтобы она воспринимала себя как «я». Но если вы заставляете эти сигналы идти непривычным им путем — как будто протискивая их сквозь соломинку, — половинки перестают работать синхронно, теряют единство. «Я » распадается на «мы ».

Вам может показаться, что цельная личность, формировавшаяся в течение определенного времени, при разделении надвое не сразу превратится в обособленные единицы. Однако изоляция полушарий может быть вызвана искусственно, с помощью анестезии одной из половинок мозга, и тогда оставшееся полушарие, не подвергнувшееся влиянию препаратов и освобожденное от своего партнера, может вдруг выдать совершенно новый набор индивидуальных характеристик. Застенчивый интроверт превратится в остроумного флиртующего балагура. А милая, уравновешенная женщина станет саркастичной и злобной. Как только второе полушарие «проснется» от анестезии, новая личность исчезнет так же быстро, как появилась.

В то время как субъект, называющий себя «я», как правило, работает на «двухъядерном процессоре», он также прекрасно может действовать и на одном ядре. Возьмем вас, к примеру. Скорее всего, вы функционируете, благодаря обоим ядрам. Имеет ли каждое из них свою собственную отдельную субличность? Может быть, вас там двое внутри, и каждый думает: «Эй, я — часть чего-то большего!»?

Вряд ли. Скорее, каждая локальная персона вытеснена, поглощена более мощным целым. В недавно опубликованной статье в «Международном журнале искусственного интеллекта» финские ученые, работающие в области компьютерных наук, Кай Сотала (Хельсинкский университет) и Хэри Валпола (Университет Аалто) заявили, что «биологический мозг не может поддерживать процессы, требующие внимания, в нескольких отдельных сознаниях в одной и той же мозговой среде».

Запомните этот факт. В конце концов мы можем прийти к тому, что через несколько лет все это выйдет нам боком.

При чем здесь нейроинтерфейсы?

Криста и Татьяна Хоган — семилетние сестры из города Вернон в Британской Колумбии, сросшиеся в области головы. Близнецы со сращенными черепами вообще редкость, но сестры Хоган особенно уникальны, поскольку сращение имеет место не только в черепах или сосудистой системе. В одно целое соединен их мозг, в частности зона таламуса, который отвечает среди прочего за распределение информации, поступающей от органов чувств.

Они имеют несколько общих сенсорных входов. Вы щекочете одну, а смеется другая. Каждая сестра использует для зрения глаза своего близнеца, каждая чувствует вкус на языке другой. Они синхронно смеются и плачут. Существуют отдельные свидетельства того, что у них возникали общие мысли, и, хотя каждая сестра обладает своей независимой личностью, они обе используют слово «я» по отношению ко второй своей половинке. Сестры Хоган — это две души с единым чувствительным центром. И все потому, что они срослись в зоне, отвечающей за перераспределение сенсорной информации.

Но таламус относится к электронной сети нижней части мозга. Это dial-up, а не широкополостная сеть. Что бы произошло, если бы близнецы срослись в области префронтальной коры?

Что было бы, если бы оба полушария могли работать независимо друг от друга, каждое по своей автономной программе, но при этом срослись бы, образуя некое единство? Что произошло бы при полном слиянии мозга — единая, сплошная каша из нейронов, проходящих через обе головы? Если представить, что небольшое эволюционное изменение могло произойти чуть левее реального, говорили бы мы о двух отдельных душах либо расценивали это как единое сознание, уложенное в орган, дважды превосходящий нормальный человеческий мозг по объему?

Есть и другие способы соединить наши головы. Нейрокомпьютерные интерфейсы, например, существующие на протяжении более десятка лет. В лабораториях разных стран культуры нейронов тестируют роботов, а субстанции из мозговых тканей управляют авиасимуляторами.

Ганейш Венаягамурти из Университета Клемсона в Южной Каролине, США, занимается тем, что «учит» усмиренные нейроны управлять всем, от энергосетей до рынков фондовых акций. Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США бросило все силы на разработку «кортикального модема» (cortical modem), прямого нейронного интерфейса, который будет присоединяться непосредственно к серому веществу мозга (уже используются имплантаты, позволяющие перепрограммировать некоторые нейроны в других приматах, помимо нас). Но Агентство, возможно, опередил Теодор Бергер из Университета Южной Калифорнии. Еще в 2011 году он продемонстрировал нечто вроде искусственного гиппокампа для крыс, области, отвечающей за формирование воспоминаний. Зашифрованные в этом устройстве воспоминания крысы могут быть вновь восприняты ее биологическим мозгом. Их также можно передавать другим крысам. Не нужно будет ждать слишком долго того момента, когда подобные мозговые протезы станут доступны и для людей (что и является конечной целью исследования Бергера).

Если необходимость оперативного вмешательства заставляет вас морщиться от страха и отвращения, можете не волноваться: Sony зарегистрировала патент на технологию, позволяющую с помощью радиоволн и компрессионного ультразвукового метода вживлять сенсорные входы напрямую в мозг. Компания преподносит это как огромный шаг вперед сразу для нескольких областей, начиная от компьютерных игр и заканчивая телехирургией. (Тем не менее, известно, что нейроны работают примерно одинаково, передают ли они информацию, поступившую от сенсорных органов или связанную с религиозными убеждениями. Разница между привитыми воззрениями, звуковыми впечатлениями, политическими мнениями — а может быть, и пристрастиями к определенной марке пива? — все это может свестись всего лишь к одному участку мозга, на который вы наведете луч.)

Все эти усилия не направлены непосредственно на соединение одного человеческого сознания с другим. Чему они создают основу, так это интерфейсу , возможности транслировать мысли от «мяса» к механизму и обратно. Другими словами, мы видим зарождение нового вида мозолистого тела, возможности которого простираются за пределы одной черепной коробки.

В изучении всех этих явлений мы все еще находимся в докембрийском периоде. Грау со своими электронными письмами отправлял мозговые импульсы на некое подобие усовершенствованного семафора, который обходил зону глазных яблок. «Коллективный разум» Паис-Вьейра представлял собой всего лишь пару крыс, чьи мозги были соединены с помощью навороченных методов для того, чтобы сигнал в одной из них заставлял вторую нажимать на рычажок — импульс, который не произвел бы эффекта, не будь получатель заранее натренирован реагировать определённым образом. Это не единое сознание, это даже не пример телепатии. Это как сравнить ощущения от оргазма и от просмотра сигнального света, поступающего с удаленного холма и передающего азбукой Морзе сообщение «О, Господи, о, Господи! О, да!».

Так что мы еще на восходе данной науки. Хотя, возможно, мы ближе к закату, чем это может показаться.

Единый интеллект и его последствия

Роман Кори Доктороу «Последний человек волшебного королевства» (Down and Out in the Magic Kingdom, Cory Doctorow, 2003) описывает недалекое будущее, в котором все люди 24 часа в сутки соединены с интернетом через корковые зоны мозга. Учитывая последние открытия, все это не представляется таким уж нереальным. Идея соединения нескольких интеллектов в одну общую сеть может показаться кому-то весьма заманчивой. Пациенты, у которых правое и левое полушария были разделены, превосходят обычных людей по таким параметрам, как зрительный поиск и распознавание образов. Да и в целом, два ума лучше одного, даже если оба они помещаются в одной голове, даже если они ограничены подобием dial-up соединения. Так что, если будущее обещает нам высокоскоростную коммуникацию множества разных умов, то вы, вероятно, воскликнете: «Супер! Подавайте это будущее сюда!».

Однако вряд ли все произойдет именно так.

Не стоит верить в старое надуманное клише об интернете, который внезапно «пробуждается». Но нельзя и запросто отринуть некоторые факты. Искусственный интеллект, разрабатываемый компанией Google DeepMind «для общего назначения», создан непосредственно для копирования работы человеческого мозга, и от этой близости к воплощению идей проекта SyNAPSE становится несколько не по себе (практическое применение технологии неизбежно: первые инкарнации человеческого мозга уже готовятся к выходу на рынок). Пропускная способность смартфона сопоставима с таковой у мозолистого тела вашего мозга, если учитывать шум и синаптическую избыточность. Нам все еще предстоит сделать несколько научных шагов вперед на пути к полному слиянию разумов — мы ждем ультразвуковой интерфейс под названием «нейропыль» (Neural Dust), анонсированный представителем Калифорнийского университета в Беркли Дунцзинь Сео, так же, как и усовершенствованную версию электродов на основе углеродных нанотрубок от исследователей Университета Райса. Но учтите, что к тому времени, когда все эти изобретения начнут применяться, пропускная способность нашего мозгового «гаджета» уже будет достаточной, чтобы выдержать эту информационную нагрузку.

Все эти шаги прогресса будут совершенны быстрее, чем можно ожидать. Мозг сам по себе способен на достаточно трудную работу, когда дело доходит до соединения ранее незнакомых частей воедино. Слепая крыса, присоединенная к геомагнитическому сенсору с помощью пары простых электродов, может использовать магнитные поля для того, чтобы выбраться из лабиринта. И делает она это не хуже, чем ее видящие собратья. Если крыса может научиться использовать совершенно новый для нее сенсорный функционал, которым данный биологический вид не обладал на протяжении всей своей эволюции, вполне логично можно предположить, что и наш мозг окажется не менее способным в применении новых форм сенсорных входов.

Даже скептики признают реальность технологий, которые позволят «красть» идеи. Хотя эти люди и утверждают, что пройдут годы, пока это станет возможным (а учитывая, сколько из нас планируют дожить до этого времени, примерно через 30 лет, данное возражение не кажется таким уж сильным). Если мы и остановим развитие коллективного разума, то не потому, что нам не хватит технологической базы, а потому, что мы испугаемся последствий.

Так что, возможно, скоро поставщик потокового телевидения Netflix изменит свое название на Mindflix (от англ. net — «сеть», mind — «разум», «сознание») и начнет доставлять свои фильмы и сериалы прямо на сенсорную часть коры головного мозга. Наверное, люди толпами бросятся регистрировать подобную услугу. Закон Мура будет действовать во всей своей красе.

Что это означает для нас как для личностей?

Спросите половинку того увеличенного «я», которое представляли бы собой сестры Хоган, если бы их мозг сросся еще глубже. Спросите того беднягу, который пришел в себя с одним работающим полушарием и испытал несколько минут странной новой жизни, прежде чем препараты закончили свое действие и вторая половина «я» поглотила его целиком. К сожалению, вы не сможете узнать у него правды. Он больше не существует. В данный момент он настолько же личность, насколько таковой является теменная доля вашего головного мозга.

Сознание остается загадкой. Но нет причин относится к нему, как к чему-то магическому, нет доказательств существования спектральных уз, которые удерживают душу в одной голове и не дают ей перетечь в другую. Одна из вещей, которую мы точно знаем , — это то, что сознание распространяется и заполняет доступное пространство. Маленькие «я» исчезают в большом; два полушария взаимодействуют и функционируют в общем целом. Архитектурные особенности не так уж важны, если допустить, что прав Тонони, если Кембриджская декларация содержит зерно мысли. Не нужны вам ни новая кора, ни гипоталамус. Все, что вам нужно, это многокомпонентная нейронная система и трубка с достаточной пропускной способностью.

Знает ли мысль, как вернуться домой на пороге одного черепа, в то время как дорога ведет в другой? Знает ли электрон разницу между мозолистым телом и интерфейсом «мозг-компьютер»? Заголовки в прессе наподобие: «Ваш мозг скоро превратится в поисковик Google» — не столько пугающие, сколько по-детски наивные, поскольку они исходят из того, что в итоге вы все еще будете представлять собой отдельную единицу. Они предполагают, что мозг способен поддерживать процессы, требующие внимания и происходящие во множестве отдельных сознаний, и при этом все это будет совершаться в голове одного медиума.

На протяжении истории мы общались друг с другом, используя подобие dial‑up соединения, — с помощью речи, письма, изображений на экране. Достаточно продвинутый нейронный интерфейс может придать нашей коммуникации свойства высокоскоростной сети, выступив в роли мозолистого тела нового поколения, который превратит «мы» в некое новое «я», не существовавшее ранее.

Конечно, будут приняты все меры предосторожности, чтобы мы были уверены, что ничто не пойдет не так, как было задумано. Может быть, ничего плохого и в самом деле не произойдет. Держите скорость передачи данных под контролем, и все будет в порядке. Но всегда есть те, которым надо дойти до предела возможностей, которые слишком активно примутся за идею соединения двух умов. Таких немало в трансгуманистических циклах. Некоторые смотрят на это как неизбежный шаг по автономизации от плоти, когда сознание будет «загружено» в новое блестящее тело с продолжительным сроком гарантии. Для других это способ вступить в контакт с душами других видов на Земле, разделить сознание с кошками и осьминогами. Линия, однако, видна четко. Уменьшишь пропускную способность — переживание будет не таким сильным, увеличишь — и потеряешь себя.

Даже если вы далеки от подобных вещей, вы все же используете интернет, который нейробиологи и разработчики игр уже сейчас модифицируют в однозначное воплощение нейронного разума. Показатель ɸ всемирной сети только увеличивается с каждым днем. Сервера иногда слетают. Шлюзы прорывает. Всякое бывает, да и вообще некоторые люди, как отмечал дворецкий Бэтмена, не против увидеть, как мир покатится в тартарары. Данный сорт людей вполне может устать от распространенных хакерских атак или опубликованных переписок известных личностей и просто взломает Mindflix во имя Аллаха или так, для прикола. Господи, помоги тому, кто в этот момент будет просматривать какие-нибудь фантасмагории в стиле вселенной Marvel с технологией полного погружения.

О некоторых вещах нам стоит позаботиться уже сейчас, потому что потом, когда все предохранительные средства окажутся никчемными или вы поддадитесь на уговоры кого-то, кто устранил «критическую помеху», это уже не будет иметь никакого значения. Вам уже будет плевать на то потенциальное сознание, которое будет действовать, благодаря микрочипам или сети из тысячи мозгов, как и на то, что выход из новоиспеченного интегрированного коллективного разума будет равен убийству или лоботомии.

В том будущем останется слишком мало от вас, погруженного в этот общий котел, сокращенного от независимой души до нейронной подпрограммы, для того, чтобы вы захотели вырваться на свободу.

Преобразование типов

Чтобы выполнить какую-либо операцию над данными различных типов, необходимо сделать преобразование типов. Точнее, необ­ходимо выполнить приведение данных одного типа к другому типу, чтобы участвующие в операции данные были либо одно­типными, либо их типы были соответствующими. Соответствующими типами являются:

СтроковыеCHARACTER и CHARACTER VARYING;

Все числовые типы;

Дата, время, дата-время и соответствующие интервалы.

Соответствующие типы не обязательно приводить друг к другу.

Приведение значения одного типа к другому осуществляется с помощью функции CAST ():

CAST(выражение AS тип);

Например:

CAST("1234.52" AS NUMERIC (9,2));

CAST("2005-10-03" AS DATE);

CAST(CURRENT_TIMESTAMP (2) AS CHAR (20));

«Совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием».

Религия- «связная система верований и обрядов, относящихся к священным, то есть отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, все, кто является их сторонниками».

Тотемизм – животное или растение, символ некоторой группы людей. Согласно Дюркгейму, тотем потому и является священным, что он символизирует группу, выступая в качестве ее важнейшей ценности.

Аномия – состояние ценностно- нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов в развитии общества, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не усвоились.

Типы самоубийств:

§ Эгоистическое. Причиной такого самоубийства является разрыв соц. Связей индивида с группой;

§ Альтруистическое (противоположно эгоистическому) случается, когда общественная жизнь полностью, без остатка поглощает индивидуальность;

§ Аномическое. Этот тип самоубийства вызван аномией, соц. Деорганизацией, в результате которой люди теряют привычный образ жизни и не могут адаптироваться к новым соц. Условиям.

§ Фаталическое.

Э. Дюркгейм считается одним из создателей социологии как науки и предмета преподавания.

Лекция. Понимающая социология.

Макс Вебер (1864- 1920)

Основные труды:

«Протестантская этика и дух капитализма»

«Хозяйство и общество»

Факторы развития капитализма

Основой капитализма, более фундаментальной, чем экономика, оказались наука и бюрократия. Наука сформировала современную технологию и будет определять ее в будущем. В свою очередь, бюрократия считается эффективным способом организации больших групп людей, и поэтому она неизбежно увеличивается по мере экономического и политического роста. Появление науки, современной технологии и бюрократии Вебер описывает как рационализацию.



В работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и развития «духа капитализма», утверждая, что в странах, где эти ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические отношения.

Протестантская этика.

§ Ощущение профессии как «призвания», определенного Богом.

§ Богатство-не ради удовольствия, а как показатель успешной деятельности на своем поприще;

§ Качественно выполненная работа, честность в предпринимательстве -часть этики протестантизма.

Протестантская этика привела к формированию капитализма западного типа.

§ Лучший «документ» «духа» капитализма – философия Бенджамина Франклина;

§ «Помни, что время – деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет и лентяйничает дома, должен- если он расходует на себя всего только шесть пенсов – учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов».

«Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги… Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает (!) все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов».

«Помни пословицу: тому. Кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у друзей деньги, которые им в данный момент не нужны… Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег на на один час сверх установленного срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек».

«Следует учитывать, что самые незначительные действия оказывают влияние на кредит. Стук твоего молотка, которые твой кредитор слышит в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых 6 месяцев; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он на следующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется».

Все нравственные правила Франклина имеют утилитарное обоснование: честность полезна , ибо она приносит кредит, так же обстоит дело с пунктуальностью, прилежанием и умеренностью – все эти качества именно поэтому и являются добродетелями. Из это можно заключить, что там, где видимость честности достигает того же эффекта, она вполне можно заменить подлинную честность. Деловитость человека, следующего своему призванию, составляет альфу и омегу морали Франклина.

Социальное действие

2 признака социального действия:

§ Наличие субъективного смысла;

§ Ориентация на «другого».

Типы социального действия.

§ Целерациональное (цель+средства);

§ Ценностно – рациональное (ценность сама по себе, вне зависимости от результата);

§ Аффективное (эмоциональное);

§ Традиционное (в силу обычая или привычки)

Социология изучает социальные действия индивидов.

Наиболее понятным является целерациональное действие.

«Социология – это наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие, и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие»

§ Из этой формулировки следует сделать три вывода:

§ 1. Социология должна концентрировать свое внимание на объяснении фактов действия, т. е. она должна вскрыть его определенные регулярности и закономерности.

§ 2. Объяснение этого действия должно происходить посредством понимания, которое означает выявление его смысловой значимости.

§ 3. Это действие необходимо интерпретировать, т. е. представить посредством системы понятий его субъективный смысл. Следует последовательно рассмотреть эти постулаты, до сих пор вызывающие разногласия в социологии.

Идеальный тип

Это теоретическая конструкция, которая соотносится с эмпирической реальностью (а не извлекается из нее), не тождественная реальности.

Идеальный тип бюрократии

§ Иерархия власти, при которой задачи в организации распределяются как «служебные обязанности;

§ Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации;

§ Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад;

§ Существует разделение между обязанностями должностного лица внутри организации и жизнью вне ее;

§ Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается.

Типы господства:

§ Рациональное (легальное)

§ Традиционное

§ Харизматическое.

В этой лекции мы заканчиваем рассмотрение факторов, влияющих на поверхностное поведение человека в социуме. Ранее мы разобрали поведенческие энергетические типы, связанные с активацией субличностей, парные взаимоотношения, типажи и ролевые модели поведения.

Теперь мы рассматриваем поведение человека, когда он находится в группе большей чем два человека. В этом случае возникает явление, хорошо описанное в эзотерическое и оккультной литературе, образуется энергетическая сущность, которая питается энергией людей, входящих в эту группу. Такие сущности называются эгрегорами. Именно эти эгрегоры порождают трансаурическое сознание, которое манипулирует энергетикой и поведением людей, находящихся в группе, для целей самой трансаурической сущности.

Трансаурическая сущность образуется из энергетических аур людей, находящихся достаточное время на близком расстоянии друг от друга. Например, семья, живущая в одном доме. Люди, работающие или просто находящиеся в одном помещении.

В Астромеханике рассматриваются две формы трансаурических образований. Одна для небольших групп людей из 3-5 человек. Другая для коллективов больше 10 человек (3х3 +1). Первая называется Пентой, вторая ВА.

Для многих людей такая мировоззренческая позиция может оказаться неприемлемой. Поэтому, дадим способ и возможность избежать этого идейного конфликта. Для того чтобы использовать последующий материал и все возможности, предоставляемые Астромеханикой сознания для анализа человеческого поведения, используем следующий терминологический прием.

Мы считаем, как это принято в обычной жизни, человека наделенным осознанностью в своих поступках. Но находясь в пределах группы человек сознательно или бессознательно настраивается на интересы коллектива и исполняет нужную для сообщества роль. При этом он несет дополнительные энергетические затраты, связанные с выполнением обязанностей в коллективе. При жизни в социуме и при условии нахождения в группе людей поведение человека может измениться кардинальным образом.

Решая повседневные задачи мы часто сталкиваемся с разнообразными трудностями. Самый общий совет, который мы слышим, звучит примерно так «Соберись. Мобилизуйся. Используй свои внутренние ресурсы.» К сожалению как активировать эти ресурсы как правило не говорится. Но Астромеханика сознания позволяет конструктивно подойти к этому вопросу.

Как мы уже знаем активированное МС это действующая в нас энергия со своими специфическими оттенками, порожденными нашими мыслями и настроениями. Через явление резонанса мы можем получить поддержку от энергетических сущностей, которые могут помочь в решении наших проблем. Перейдем к рассмотрению вопроса о том, какие МС должны быть активированы при решении разнообразных жизненных ситуаций.

Сначала рассмотрим случай, когда человек находится в большой группе людей. Большая группа это более 10 человек.

Начнем наше рассмотрение с ВА, которая работает с большими группами людей. Она начала существовать и активно действовать уже на уровне первобытных племен. Основу ВА составляют 6 МС. Каждое МС позволяет человеку активно проводить в жизнь свои решения и получать поддержку других людей. Области влияния можно описать следующим образом.

45-21 менеджмент и управление

51-25 конкуренция

27-50 логика

59-6 взаимоотношения

3-60 инновации (мутация)

Человек, у которого есть полностью МС из системы ВА, будет интуитивно и бессознательно признаваться группой как авторитет и лидер в том направлении, которое связано с этим МС. Поэтому его взгляды и мнения по этим вопросам становятся законами племени или рабочего коллектива.

У каждого МС есть своя группа поддержки среди племени, которая образуется людьми, имеющими соответствующие активированные шлюзы в карте сознания. Рассмотрим их поподробнее.

Вывести на экран перечень групп.

Группа поддержки МС 45-21 управление.

В эту группу входят люди, имеющие определенности в семейно - племенном контуре. А именно, у которых активированы шлюзы:

45, 21, 26, 44, 32, 54, 19, 49, 37, 40. Чем больше активировано шлюзов этой группы, тем больше человек будет склонен поддержать обладателя МС 45-21.

Человек с таким МС скорей всего это вождь племени. Его социальный руководитель. Шлюз 45 это место короля или королевы. Группа поддержки будет солидарна по вопросам сплочения племени как одного целого.

Группа поддержки для МС 51-26 конкуренция.

Человека МС 51-26 будут поддерживать люди, с активациями в группе центрирования. А именно те, у которых активированы шлюзы: 51, 26, 10, 34. Несмотря на то, что это маленькая группа, ее активации обладают сильной энергетикой. Можно сказать, что 51-26 это верховный жрец племени. 51 это еще и ворота Воина, то есть предводителя боевой дружины. Эта группа очень четко реагирует на опасность из вне.

Группа поддержки МС 2-14 развития.

Сюда входят шлюзы из индивидуальной группы знания. Причем шлюзы отвечающие за индивидуальное выражение: 14, 2, 1, 8, 23, 43, 24, 61. Они будут поддерживать своего представителя с МС 2-14 по вопросам национальной символики и всех элементов, подчеркивающих уникальность сообщества.

Группа поддержки МС 27-50 логика.

Шлюзы: 27, 50, 18, 58, 48, 16, 62, 17, 4, 63, 31, 7, 15, 5, 9, 52.

Эта группа связана с логическими правилами взаимодействия между членами группы. В основном это будут законы товароденежнего обмена, и нарушения порядка (преступность) по отношению к правам и обязанностям. Лидер, обладающий МС27-50, может быть Судьей племени.

Группа поддержки МС 59-6 взаимодействие и взаимоотношения.

Шлюзы: 59, 6, 53, 42, 29, 46, 13, 33, 56, 11, 47, 64, 35, 36, 30, 41.

Человек с этим МС будет формировать морально этические правила в племени или группе. Это ритуалы ухаживания, свадьбы, отношения между родителями и детьми, мужчинами и женщинами и т.д. У этой группы активируются шлюзы эмпирического контура, связанного с ощущение Жизненного опыта и смыслом существования.

Группа поддержки для МС 3-60 Нововведения.

Шлюзы 3, 60, 28, 38, 57, 20, 12, 22, 55, 37.


И последняя группа поддержки будет укреплять позиции человека с каналом 3-60 по вопросам введения новшеств в жизнь племени. В этой группе, кроме шлюзов 3 и 60, активированы шлюзы двух потоков сознания, выходящие из корневой области давления. Это поток выживания и поток эмоциональности.

Теперь посмотрим на более малое энергетическое образование Пенту.

Пенты формируются внутри больших объединений людей и они получают от сообщества критерии успешности. То есть что значит быть полноценной Пентой. Например, образцовой семьей. МС, питающие энергию Пенты, образуются потоками сознания исходящими из Творческой области и проходящие через Область Высшего Я к Области Самовыражения.

МС Пенты: 5-15, 14-2, 29-46, 7-31, 1-8, 13-33.

Как видно из рисунка Пента не заинтересована в Разумности и Эмоциональности. Даже система Иммунитета и Эгоизма не входят. Пента, образованная субличностями, порождает внутренний мир человека и направлена на реализацию его Высшего Я.

Однако во внешнем мире, когда человек находится в группе людей, большинство из которых руководствуется Ложным Я, Пента хочет только одного выживания на физическом плане и быть успешной в соответствии с критериями, установленными обществом. Она полностью парализует Высшее Я человека и его взаимосвязь с Миром Небесным. Вместо этого она делает человека слепым орудием достижения ее сугубо прагматичных целей.

Вся творческая энергия человека ставится на службу Пенте, порожденной Ложными концепциями. Такая Пента это самое бесчеловечное образование. Хотя когда собираются люди с духовными интересами, Пента усиливает именно эти тенденции. Как сказал Иисус Христос где трое собрались во имя мое, там Я всегда присутствую.

Можно сказать, что все зло мира идет от Пенты, порожденной Ложным я входящих в нее людей. Но именно благодаря ей человечество выжило на физическом плане. Если в более общей системе ВА есть группы поддержки, есть связь с Высшим миром через жрецов и шаманов, то в Пенте ничего этого нет.

Движение энергии в Пенте однонаправленное. Оно изображено на следующей схеме.


Из этого рисунка видно, что энергия собирается в шлюзах 15 и 46 затем двигается к шлюзам 5 и 29. После этого энергия концентрируется в шлюзе 14. МС 14-2 работает как воронка, где вся энергия смешивается и распределяется между участниками Пенты. После второго шлюза энергия распределяется на три потока это левый 7-31, центральный 1-8 и правый 13-33.

Графически Пента изображается специальной схемой пентографом. Для производственной Пенты она приведена на рисунке.

Здесь шлюзы связаны с заголовками таблицы следующим образом.

Администрация 15, Связи с обществом 8, Надзор и контроль 33, Планирование 7, Внедрение 1, Бухгалтерия 13, Достоверность 15, Видение 2, Координация 46, Культура 5, Ресурсы 14, Обязательства 29.


Определенности участников отражены разными цветами. Вместо шлюзов в Пенте рассматриваются зоны, связанные с этими шлюзами. Пентограф имеет форму прямоугольника с пятью столбцами, соответствующими шлюзам. Для пяти возможных участников. Пента не является функциональной если есть зона не содержащая активаций ни одного из участников. В данном случае Пента является полноценной.

Если мы имеем дело с семьей или социальной Пентой, то шлюзы и связанные с ними зоны будут иметь другие названия, отражающие интересы Пенты в этой сфере жизни. То же самое относится и к внутренней Пенте, образованной субличностями.

Итак. Мы рассмотрели механизмы влияния трансаурических форм сознания на поведение человека. Теперь опираясь на эти знания можно изложить методику работы со своим сознанием для достижения успеха при решении наших социальных проблем.

Эта методика основана на применении камней для активизации нужных нам шлюзов. Как уже говорилось ранее каждый камень имеет свои астрологические координаты. Поэтому он связан с определенной гексаграммой и ее линией. Ношение при себе камня активизирует соответствующую гексаграмму и ее линию. То есть у нас активируется в сознании реакция поля сознания, присущая этой гексаграмме, и свойства психики, соответствующие линии, в которой находится камень. Вместо камней можно использовать загрузку этих качеств в наше сознание.

Перед использованием камни надо очистить от посторонних энергетических наложений. Методы очистки камней можно найти в интернете или применить устранение негативных воздействий через Творца Всего Сущего как рассматривалось в предыдущих лекциях о возрождении сознания и о загрузке ключей. Камни нельзя носить очень долго. Их надо использовать только в моменты действий, связанных с решением возникших ситуаций. То же самое справедливо для процедур загрузки нужных качеств в сознание. Они не работают вечно. Для закрепления этих качеств надо сознательно переводить их в категорию наработанных навыков.

Например. Если человек работает в большой организации и идет процесс подбора сотрудников на вышестоящую должность, то он может активировать у себя МС 51-26 конкуренция. При этом надо использовать активацию шлюзов натальной карты и долговременных транзитов. Для активации 51-й гексаграммы можно использовать Гранат альмадин 17г. 27Мин. Овен, а для 25-й Оранжевый Сапфир 2г. 30мин. Овен.

В этой лекции мы разобрали мощнейший фактор влияния на поведение человека, связанный с его присутствием в семье или на работе. Таким образом мы закончили рассмотрение всех факторов определяющих поведение человека с точки зрения законов энергетического влияния. Остались еще факторы, связанные с воспитанием и нормами поведения, принятыми в социуме. Но эти факторы накладываются поверх того, что мы разобрали в наших лекциях.

На этом наша лекция окончена. Спасибо за внимание.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...